Политический прогноз в журналистике спецкурс




Скачать 95.29 Kb.
Дата09.04.2016
Размер95.29 Kb.
Сидоров Виктор Александрович,

доктор философских наук, профессор

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Журналистика, очная форма, 3 курс

5 семестр

2014-2015 уч. г.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Спецкурс
Прогностическая функция – в политике и журналистике наиважнейшая – неотъемлемая составляющая журналистики в целом и любого журналистского выступления в частности. Без ее реализации нет ни глубины журналистского произведения, ни профессионального успеха самого журналиста. Прогноз всегда содержится почти в любом журналистском выступлении, потому что его автор обязательно придерживается какой-либо системы ценностей, обосновывает те или иные идеалы. Любой идеал содержит в себе образ желаемого будущего, тем самым закладывая в журналистское произведение прогностический подход к оценке действительности.

Политическое прогнозирование, футурологический анализ будущего – особые и надежные инструменты исследования современной политической жизни общества, а в нашей профессии – инструменты ее журналистского познания. Журналист, вооруженный способностью увидеть будущее, безошибочно указывает на опасности, таящиеся в настоящем. Изучение материалов спецкурса позволяет увидеть неразрывную связь между творческим характером журналистского труда и динамикой жизни, органичное взаимодействие журналистики с прогнозированием в политической, социальной, экономической и культурной сферах.

В лекционном курсе перелистываются уже принадлежащие истории страницы утопической мысли, футурологии, научного предвидения и проектирования, раскрываются современные достижения прогностики, изучаются цели, виды и методы прогнозирования. Особое внимание уделяется личности журналиста как футуролога.

Важнейшие темы, которые раскрываются в лекционном курсе: прогноз в журналистике – научная и учебная дисциплина; прогностика как метод научного познания действительности и будущего социальных общностей; футурология, прогнозирование в контексте гуманистической мысли: историко-философский аспект; методы социального прогнозирования в научных исследованиях и журналистском труде; социальные нововведения и их журналистский анализ; построение аналитической модели объекта изучения в журналистике; прогностика в СМИ как разновидность журналистской аналитики; прогноз и социальный контроль в журналистике; способы прогнозирования в журналистике; журналистский прогноз и его восприятие в аудитории; ответственность журналистов за формирование прогностической культуры общества; жанры журналистских выступлений в сфере прогностики.
Авторские публикации по теме спецкурса:


  1. Сидоров В. А. Прогноз в журналистике: Учеб. пособие. СПб., 2000.

  2. Сидоров В. А. Современная пресса: прогностическая составляющая // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Монографический сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.


План лекционных занятий

Занятие 1. Функция прогноза в журналистике


Прогнозирование (в пер. с древнегреч. – знание наперед) как разновидность научного предвидения, специального исследования перспектив какого-либо процесса или явления. Пересечение научного осмысления проблематики социального прогнозирования и социального функционирования журналистики.

Занятие 2. Журналистика как субъект социального прогнозирования и как объект прогноза

Элементы прогнозирования в журналистике. Сближение с общенаучным прогнозированием, футурологией. Политический прогноз в СМИ: его особенности.



Занятие 3. Прогностика как метод научного познания действительности и целеполагания социальных общностей

Будущее в качестве абстрактного пространства, создаваемого умом человека, как инструмент познания настоящего. Источники представлений о будущем. Материалистическое мировоззрение как фундамент прогностики. Принцип детерминизма, системный подход в изучении прошлого и настоящего, в анализе объекта прогнозирования. Предвидение научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное). Социальное управление. Журналистика и спектр объектов прогнозирования. Политический прогноз.


Занятие 4. Футурология, прогнозирование в контексте гуманистической мысли: историко-философский аспект


Соподчинение прогнозирования и управления. “Бум прогнозов” в первой половине 60-х гг. прошлого века. Понятия, категории, теоретические предпосылки, перспективные тенденции, социальные нормы и пр., необходимые для конструирования концепций будущего. А. Печчеи и Римский клуб. Основные этапы работы «Римского клуба».

Занятия 5 и 6. Особенности социальной прогностики: поисковое и нормативное прогнозирование (общее понятие)

Общественный и журналистский нигилизм по отношению к прогностике. Скепсис ученых по отношению к прогностическим возможностям прессы. Преодоление скепсиса – задача журналистики. Размышление о будущем как потребность и выбор общества на историческом распутье. Два вида прогнозирования – поисковое и нормативное. Прогнозный фон.


Занятия 7 и 8. Социальные нововведения и их журналистский анализ

Построение аналитической модели объекта прогнозирования в журналистике


Проблемы политики, экономики, культуры, конкретной социальной жизни как причина построения журналистом тех или иных прогнозов. Социальная оценка инноваций в жизни общества. Журналист, журналистика и систематический анализ проблем политики на основе социального мониторинга. Мысленная модель прогнозируемого объекта или процесса. Нововведения и анализ политических и социальных аспектов инноваций в области производства, экономики, политики, социальной жизни. “Эффект Эдипа”, презентизм и футурофобия. Принципы анализа объекта прогнозирования: системности, природной специфичности, оптимизации. Функциональные, экономические и процедурные модели. Экспертная модель. Характер построения экспертной модели и журналистское творчество.

Занятия 9 и 10. Прогностика в СМИ как разновидность политической аналитики: алгоритм исследования, понятие риска

Социальные нововведения и социальные затраты на пути к цели. Интерес журналиста: социальные приобретения и потери на пути к задуманному, динамика осуществления запланированного и т.д. Журналистский контроль за реализацией общественно значимых проектов как вид обратной связи в обществе. Алгоритм социального нововведения и его журналистский анализ. Сравнение проекта и практики – фокусные точки внимания журналиста. Политическое прогнозирование в журналистике и политический риск – риск грубой ошибки, утраты профессиональной репутации, риск изоляции.



Занятия 11 и 12. Прогноз и социальный контроль в журналистике

Опасность стереотипного и схематизированного мышления и научное понимание прошлого и настоящего. Настоящее как подлинная действительность. Прогнозы будущего спасения и их опасность. Страх перед будущим. Журналист и его научное бесстрашие, свойство не отрываться от реальности. Социальный контроль и социальный прогноз. Журналистика как субъект института социального контроля. Журналистская прогностика – сердцевина социального контроля в журналистике. Прогноз в журналистике как психологическая адаптация общества к переменам.



Занятия 13 и 14. Методы прогнозирования в журналистике

Прогнозирование в журналистике – методологические предпосылки и методические рекомендации социологов. Методы социального прогнозирования и их применение в журналистике: изучение документов и литературы, включенное и невключенное наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), экспертный опрос, метод экспертных оценок, экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, моделирование прогнозируемых явлений. Интуиция в журналистском прогнозе.



Занятие 15. Журналистский прогноз и его восприятие в аудитории. Формирование прогностической культуры общества и аудитории

Аналитическая журналистика – основное направление качественной прессы. Включенность элементов прогнозирования в сущность журналистского исследования. Объект публицистического прогноза. Факторы воздействия журналистского прогноза на аудиторию. Прогноз в журналистике как общественно значимой интеллектуальной ценности.


Список вопросов к зачету


  1. Прогноз в журналистике как научная и учебная дисциплина. Функции журналистского прогноза и практика применения.

  2. Журналистика как субъект и объект социального прогнозирования. Элементы прогнозирования в журналистике.

  3. Журналистский прогноз и гражданская позиция журналиста.

  4. Прогностика как метод научного познания действительности и будущего социальных общностей.

  5. Научные принципы и задачи построения прогнозов. Виды прогнозирования.

  6. Прогнозирование и планирование: общее и особенное. Прогнозирование в структуре социального управления.

  7. Футурология, прогнозирование в контексте гуманистической мысли: историко-философский аспект.

  8. Литературно-художественные формы социального прогнозирования. Научная фантастика XIX – XX вв.

  9. Методы социального прогнозирования в научных исследованиях и журналистском труде.

  10. Журналист как футуролог. Интуиция, воображение и анализ как составляющие прогностики.

  11. Периоды основания и упреждения в прогностике. Прогнозный фон и его диалектика.

  12. Метод экстраполяции в будущее наблюдаемых явлений. Верхняя и нижняя экстремы, вероятностное значение с учетом данных прогнозного фона.

  13. Поисковое прогнозирование в журналистике.

  14. Нормативное прогнозирование в журналистике.

  15. Политические нововведения и их журналистский анализ.

  16. Парадоксы политического прогнозирования: презентизм, футурофобия, «эффект Эдипа».

  17. Прогностика в СМИ как разновидность журналистского анализа вопросов политики.

  18. Публицистический риск в журналистской прогностике.

  19. Прогноз и социальный контроль в журналистике.

  20. Журналистика и социально-политические перемены в жизни общества.

  21. Инструменты прогнозирования: изучение документов, наблюдение, опросы, экспертиза.

  22. Моделирование прогнозируемых явлений.

  23. Проблема информационного обеспечения политического прогноза в СМИ и способы ее решения.

  24. Журналистский прогноз и его восприятие в аудитории. Убедительность публициста.


Текущая аттестация
Форма текущего контроля по спецкурсу – анализ публикаций по тематике курса в периодических изданиях по следующему плану:

  1. область политического прогнозирования и целеполагание автора выступления;

  2. выделение элементов политического прогнозирования в публикациях;

  3. методы прогнозирования в журналистике: поисковое и нормативное;

  4. сценарии развития событий в журналистских произведениях.

В план анализа публикаций включены пять ступеней, требующих знания описываемой ситуации (включая умение отражать ее с различных точек зрения, с учетом аргументации оппонентов), восстановления контекста публикации, умения прогнозировать и предлагать рекомендации по оптимизации исследуемой ситуации.
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 34% (2% за занятие); результаты работы в рамках текущего контроля – 26%; результаты ответа на вопросы к зачету – 40%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 75%) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 75%) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.


Список основной литературы


  1. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. М., 1982.

  2. Сидоров В. А. Прогноз в журналистике: Учеб. пособие. СПб., 2000.

  3. Сидоров В. А. Современная пресса: прогностическая составляющая // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Монографический сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

  4. Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2004.

  5. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Список дополнительной литературы


  1. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

  2. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

  3. Дебор Ги. Общество спектакля: Пер. с фр. М., 2000.

  4. Журналистика в мире политики / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе: Пер. с англ. Екатеринбург, 2004.

  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. М., 2000.

  7. Сидоров В. А. СМИ как лаборатория общественной мысли // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 2001. Выпуск 4.

  8. Станько А. И. Журналистские расследования. Ростов н/Д., 1997.

  9. Столяров А. Освобожденный Эдем. М.-СПб., 2008.

  10. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

  11. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. М., 2002.

  12. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. М., 2002.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница