Поэтика жанра сонаты в творчестве А. Н. Скрябина Бурамбаева С. Е




Скачать 41.52 Kb.
Дата03.04.2016
Размер41.52 Kb.
Поэтика жанра сонаты в творчестве А. Н. Скрябина

Бурамбаева С.Е.

Студентка

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С. В. Рахманинова, теоретико-исполнительский факультет, Тамбов, Россия

E–mail: sv-burambaeva@yandex.ru

В искусстве России начала XX века развиваются различные направления, наиболее значительным из которых является поздний романтизм, господствующий в разных видах искусства (музыка, литература, живопись). В творчестве А. Н. Скрябина индивидуально преломляется романтическое мировоззрение. В произведениях композитора раскрываются самые тонкие эмоции, связанные с наслаждением творчеством, природой, отражаются проблемы жизни и смерти, судьбы и личностного начала, смысла жизни.

Значительную часть творческого наследия А. Н. Скрябина составляют фортепианные сочинения (10 сонат, прелюдии, поэмы, этюды, мазурки), которые можно разделить на две жанровые сферы – мелкие формы и сонаты. Одним из важнейших жанров у композитора является соната, которая развивается с особой интенсивностью.

До конца XIX века камерная инструментальная музыка считалась второстепенной линией в творчестве композиторов. Положение жанра сонаты изменилось в период 1890-1900 годов. Именно в это время соната стала выступать в качестве полноправного жанра, которому присуща значительная идейно-художественная глубина. Рождение русской классической сонаты для фортепиано ознаменовала Соната G-dur П. И. Чайковского (1878), основные закономерности которой претворились в последующем фортепианном творчестве многих композиторов. В творчестве Скрябина соната становится одним из ведущих жанров. Скрябин от Чайковского воспринял способ развёртывания и динамического строения формы (волновой принцип).

В конце XIX – начале XX века намечаются различные направления в сонатном творчестве. С одной стороны, для сонат характерна повествовательная, неконфликтная драматургия цикла (сонаты М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова, А. К. Глазунова). С другой, в сонатно-симфоническом цикле формируется конфликтный тип драматургии, например, фортепианные сонаты С. В. Рахманинова.

В процессе развития фортепианной сонаты складывались многие стилевые черты творчества русских композиторов. По наблюдению Е. Сорокиной, у Метнера жанр сонаты оказал решающее влияние на всё его творчество, а у Скрябина можно проследить стилистическое взаимодействие фортепианных и симфонических сочинений. У Рахманинова же, наоборот, фортепианные сонаты во многом сложились под воздействием иных жанров – фортепианных концертов, симфонических сочинений, романсов [3].

Русские композиторы рубежа веков претворяют концепции сонаты классического и романтического типа, но вместе с тем происходит совершенно индивидуальное преломление жанра.

Фортепианные сонаты А. Н. Скрябина вобрали в себя романтические традиции – это программность и единство цикла. Как отмечает В. Б. Валькова, новизна и оригинальность сонатного творчества проявляются в образном строе, музыкальном языке, а также в трактовке жанра. Программность сонат Скрябина носит философско-символический характер [1, с. 198]. Так, уже программа Первой сонаты во многом связана с событиями личной жизни (болезнь руки) и философскими исканиями молодого композитора.

Скрябин создал «новый, лирико-психологический тип сонаты, содержание которой определяется главным образом жизнью души, глубокими и многосторонними внутренними переживаниями, … тесной связью с философской концепцией композитора. Этот тип сонаты является индивидуальной чертой скрябинского творчества» [2, с. 14-15].

Фортепианные сонаты Скрябина прошли сложный процесс и развивались этапами. Обычно их делят на три периода: ранний, средний и поздний. У Э. П. Месхишвили ранний период включает первые три сонаты; средний Четвёртую и Пятую сонаты; поздний охватывает последние пять сонат. Однако в Десятой сонате намечается новый стилевой сдвиг – это как бы четвёртый период [2, с. 17].

Первый период, включающий три первые сонаты, претворяет классическую концепцию сонатно-симфонического цикла. Здесь определяются черты стиля Скрябина, в частности, особенности музыкального языка (гармония, мелодика, ритмика, форма), формируется образный мир. Творчество этого периода развивается по двум основным жанровым линиям, взаимодействующим между собой – миниатюры и сонаты.

Ранние сонаты композитора цикличны (Первая соната трёхчастна, вторая – двухчастна, а Третья – четырёхчастна) и отличаются традиционным композиционным строением (экспозиция с основными темами, динамичная разработка, реприза и кода). Однако постепенно их форма эволюционирует от классического многочастного строения цикла к одночастности. Так, уже Четвёртая соната, состоящая из двух тесно взаимосвязанных между собой частей, приближается к типу одночастной фортепианной поэмы.

Пятая соната, созданная в 1907 году, начинает ряд одночастных сонат. Процесс постепенной кристаллизации одночастной динамической формы по наблюдению Э. П. Месхишвили, наступает не только в фортепианном, но и в симфоническом жанре. Он выражается как во внутренней разработке, так и в постепенном уменьшении количества частей. С одной стороны, Скрябин продолжает романтические традиции Ф. Листа, в частности, особенностью поздних сочинений является концентрация в одночастной форме сонатного цикла (элементы andante, скерцо и финала). Отсюда лаконизм главных тем и расширение разработочных, вступительных и заключительных разделов [2]. С другой стороны, одночастные сонаты начинают представлять собой развёрнутую миниатюру, для которой характерно варьирование одного образного состояния.

Жанр сонаты в творчестве А. Н. Скрябина явился одним из ведущих жанров, который оказал значительное влияние на творчество его современников и последующих композиторов, в частности, А. Станчинского и Ан. Александрова.


Литература

  1. Валькова В.Б. Соната // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Т. 5. – М.: Совет. энцикл., 1981. – С. 193-199.

  2. Месхишвили Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина. – М.: Совет. композитор, 1981. – 272 с.

  3. Сорокина Е.Г. Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки / сост. А. И. Кандинский. – М.: Музыка, 1976. – Вып. 2. – С. 146–180.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница