«подобен сибирский град тоболеск ангелу»




страница1/18
Дата12.06.2016
Размер2.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Виктор Тоболяков

БЕСЕДЫ О ТОБОЛЬСКЕ

и его исторических окрестностях

(Размышления о предназначении Царственной Столицы Сибири)

«ПОДОБЕН СИБИРСКИЙ ГРАД ТОБОЛЕСК АНГЕЛУ»

С. У. Ремезов.

Моему отцу,

ПАВЛУ ИВАНОВИЧУ ТОБОЛЯКОВУ,

и моему деду,

ФЕДОРУ АЛЕКСЕЕВИЧУ ДРОЖЖИНУ,

посвящаю.


ОТ АВТОРА

Эту книгу, к великому сожалению, нельзя назвать религиозной литературой. У ее автора нет главного качества христианина — смирения. Ключ к пониманию её написания, скорее, лежит в следующих словах Льва Гумилёва: «Соответствовать самому себе можно в любой период истории. Можно жить, оставаясь самим собой, обрекая себя на сложную судьбу, и тогда, может быть, именно вы прикоснетесь к струне истории, и она зазвучит от вашей руки...».

Эту книгу, к сожалению, нельзя рассматривать и как работу, исчерпавшую до дна древнюю историю нашей Земли. Именно для будущих достойных почти на каждой её странице я оставил вопрос или проблему, ответ на которые я не знал и узнать не мог, сознательно ограничив свои источники возможностями тобольских фондов. Принципиально считая, что, сколько дал мне город материала о написании о нём, того и достаточно. И не ошибся, потому что положенный в основу книги принцип объяснения истории промыслом Божьим (как в старину делали наши предки, но на современной базе исторических фактов) сработал безукоризненно, и всему найденному материалу сразу находилось нужное место в исторической картине прошлого.

Этот эффект удачно исследовал Н. И. Никитин, который писал, что: «С 17 столетия, когда история перестала объяснять промыслом Божьим течение жизни, учёные накопили огромное количество фактов и положили их в основы различных взаимоисключающих концепций». Вот

мне и захотелось попробовать поставить всё с головы на ноги, вернее, осуществить жалкую попытку, потому что, когда читаешь старинные сибирские летописи, слов нет, чтобы передать чувство упоения их гармонией, смыслом и поэзией. Для современного человека повторить всё это совершенно запредельно и недоступно. Мы жалки в сравнении с нашими великими предками. Перед началом работы над книгой я прочитал все, что было написано о Тобольске, начиная с XVIII века, и был удивлен тем, что о городе серьёзно так ничего и не написано. Всё вокруг да около. Причём поражало то, что всё это шло несмотря на очень и очень большое количество именно исторических свидетельств того, что город наш был воздвигнут и жил и царствовал «по промыслу Божию».

Дело в том, что в XVIII—XIX вв. тобольской (читай сибирской) истории крепенько не повезло. До революции так получилось, что о городе писали революционеры, начиная с Радищева, затем Словцов, Голодников и т. д., и т. п. Эти люди ненавидели существующий тогда порядок вещей, и их работы о Тобольске полны злопыхательства и неглубоки. В советское же время Промысел Божий выбрасывался из исторических трудов, потому что постановили, что Бога нет. А без этого связать концы с концами в сибирской истории ох как трудно. И просто видно, с каким неимоверным трудом Д. И. Копылов выпускает эти места в своей книге «Ермак».

Единственный человек в тобольской историографии стоит ото всех особняком — Семён Ульянович Ремезов. Но гениально написанные им множество работ о Тобольске лежат в архивах неизданными вот уже несколько веков. А писал этот гений удивительные вещи! Вот, например: «Подобен сибирский град Тоболеск — ангелу! Правая его рука — палатный разряд, на длани (ладони) имущий нижний посад, левая рука — соборная церковь и стена каменного столпа, правый бок — яр до Иртыша, левый — увал и река Курдюмка, правое крыло — Тобол до степи, левое — Иртыш. Этот ангел является всей Си

бири радожителем и изрядное украшение, и с иноземни- ками мир и тишина». Вот как пишут настоящие гении о наших местах. (По Ремезову же, например, получается, что мистически, с исчезновением Тобольска — как ангела, сюда придут, скажем, китайцы...).

И хотя Ремезов, слава Богу, жил во времена, когда ход исторического процесса объяснялся волей Божьей, но нам и сейчас не поздно обратиться к родникам исторической мысли, к нашим с вами корням! Только тогда станет понятным, почему Тобольск называют Богоспасаемым градом, почему он стоит на Богом строенном месте, или почему подгорная часть Тобольска лежит на ладони ангела. Того самого, что увидел и оставил нам в рукописях великий Ремезов. К слову сказать, коренной тоболяк! Хотелось, чтобы это обращение к нашим историческим корням воспитывалось в коренных тоболяках сызмальства. Чтобы они хотя бы знали, в каком городе они живут и почему, например, целую четверть тысячелетия именно он был выбран столицей всей Сибири, а, скажем, не Тюмень. Ведь выбор был сделан именно тогда, когда историю объясняли промыслом Божьим...

Но есть и другая причина написания этой книги, жанр которой я определяю как научно-популярная публицистика. Это мои личные переживания при наблюдении за мистикой Кремля. Я давно знал, что ремезовский ангел в нём жив и никуда не уходил. И не одному мне Тобольск представляется таким мистическим живым существом, многим людям в Сибири он снится, хотя они ни разу в нём не бывали. Посмотрите фильм А. Тарковского «Солярис», и вы будете иметь отдалённое представление о том, что такое тобольская мистика. Хотя представление извращённое, потому что здесь обитают очень светлые энергии. Проще говоря — здесь Бог обитает. И здесь возможно всё. Имеет место быть даже пророчество Н. Рериха, который говорил, что: «Есть на земле места, где мифологические потоки соединяются с реальными потоками жизни». Кстати, этим блестяще воспользовался

пока один только П. П. Ершов в своей сказке «Конёк- Горбунок». Не случайно её читают во всех уголках мира. Очень не случайно!!!

Я не касался этого мистического пласта, но я видел другие вещи. Так, например, когда ты находишься там, где останавливается время. Вообще-то это — РАИ. Но знаете, это есть и в Тобольске. Это подобно ангельским распевам афонских монахов, которые они слышат и запоминают во время своих прижизненных посещениях РАЯ. Они запоминают распевы ангелов и потом поют их в монастырях, и время останавливается! Так присутствие неба на земле останавливает время. Так Ремезов узрел облик небесного града и перенёс его на наш Троицкий мыс. Так что Кремль — это неземная субстанция, понимаете?! Поэтому и представляется он людям символом утерянного рая. Потому этот образ неба на земле и даёт, в частности, помимо прочих чудес и эффект остановки времени в наших тобольских местах.

Так, например, однажды в состоянии сильного душевного волнения я долгое время бродил по заповедным улицам Тобольска. Незаметно смеркалось, и вдруг всё начало меняться буквально на глазах. Я не сразу понял, но вокруг стало по-другому. В домах шла какая-то другая жизнь, совсем не наша, и это сразу чувствовалось. Всё более или менее сложилось, когда, проходя мимо старинного дома купцов Володимировых, я увидел воочию, как старинный возок выехал из ворот дома, и лошади понесли его в сторону Александровской часовни (хотя я-то шёл по летнему городу). Я бросил взгляд на сам дом, где на втором этаже шёл бал, и мелькали старинные платья, и горели свечи. Просто гости, видимо, уже начали разъезжаться. И делайте со мной что хотите, но это было! Я понял, что окунулся как бы в другое время, в которое давно мечтал попасть. И я ещё долго бродил в том временном пласте по улицам города, где в домах шла та, другая, жизнь. Это продолжалось около часа. Сначала было просто, а потом уже пришлось напрягать свои силы,

чтобы оставаться в этом. Наконец всё закончилось, но не забылось... А говорят, нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Видимо, смотря где!..

Был ещё один случай, с которого, в общем-то, и началась эта книга. Году в 1993-м, на страстной седмице Великого поста. Я стоял на берегу Иртыша (под горой, там, где пристань) и вспоминал о Даниле Чулкове, том самом, который поставил Тобольск. Вдруг я понял, что стою как раз на том месте, где впервые высадилась разведка Чулкова. Я повернулся и сразу упёрся взглядом в Троицкий мыс. Вдруг я почувствовал себя частичкой его отряда. Вдруг меня потянуло к мысу... Опускаю маршрут, но сам подъём и 12 минут на Троицком мысу я не забуду никогда! Когда оттуда я уже шёл по Кремлю, мне попался навстречу священник. Взглянув на меня, он остановился, заулыбался и запел какой-то псалом...

И только через год я записал свои ощущения, которые пережил на Троицком мысу в страстную седмицу Великого поста. Я понял, что должен рассказать об этом, и описал все в своей первой работе «Основатель Тобольска Данила Чулков». Реакция первых читателей была неподдельна. Работа цепляла почти тем же, чем цепляет сказка Ершова. Но тем, да не тем! Хотя я-то прекрасно знал, что никакой моей заслуги здесь нет. Один уважаемый тобольский профессор сказал мне: «Виктор, так писать по истории не каждому дано». Но я прекрасно понимал, что Бог дал, Бог и взял!!!

А хотя такое больше никогда не повторялось, но, видимо, был получен заряд на всю жизнь, и я решил, что должен рассказать о Тобольске, как я его чувствую и понимаю. Писать же об этом на эмоциях было равно самоубийству, и поэтому я старался доказывать очевидные вещи... Работая в архиве, я увидел, что об этом же самом писал и С. У. Ремезов, только ещё «круче». Но только он один. Зато как! Видимо, недаром эти его работы о Тобольске не издаются...

А я решил написать об этом для того, чтобы тому,

кто вдруг отважится в дальнейшем поити по этому пути, было легче. Я очень скептически оцениваю способности и возможности своей персоны и, как говорил Н. С. Михалков, «...не знаю ответов на множество вопросов, но ведь верно поставленный вопрос важнее, ибо в нём, в поисках ответа на него — движение к Истине».

Виктор Тоболяков.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВЕТХАЯ ИСТОРИЯ ТОЙ ЗЕМЛИ,

НА КОТОРОЙ СТОИТ СТОЛИЦА СЕВЕРНОЙ АЗИИ


Так подымай удивлённые брови,

Ты горожанин и внук горожан, Вечные сны, как образчики крови

Переливай из стакана в стакан.

О. Мандельштам


ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы не случайно выбрали этот эпиграф. Именно так, по чувствам, всё и выглядит, когда с головой уходишь в глубины Сибирской истории. Такое «кровообращение» народов, живших в тобольских местах с древнейших времён и частенько формировавших облик всей Европы, что дух захватывает. Здесь и гунны, и скифы, и венгры, и эстонцы, башкиры и монголо-татары. А уж какие только культурные веяния здесь не присутствовали: от Древней Греции и Древнего Китая до Древней Индии и Древнего Египта. И всё это на нашей земле! Какую память хранит она в себе! Какие события оставили в ней эту память? Ясно, что никогда она не была обочиной мира, этакой мировой исторической провинцией. Скорее, наоборот! Дошло до того, что наш современник, академик А. П. Окладников, вообще ставит вопрос о том, что человечество зародилось именно в Сибири около миллиона лет тому назад.

Однако не только он, но и грандиозные личности прошлых веков находили в Сибири такую самобытность, которая делала наш край краеугольным камнем мироздания. Так в 18 веке аббат Бальи делает неожиданный вывод, что Сибирь — это и есть Атлантида. А в 19 веке Радищев узнаёт в Сибири Америку. Посмотрите, какой разброс узна

вания... Эти люди знали, что говорили. А задолго до них, примерно в 11 веке, русичам Сибирь представлялась ни много ни мало — утерянным Раем. Ну какие это задворки мира???

Конечно, нам с вами, живущим в 20 веке и почти никогда дальше Ермака да Кучума не входившим в глубины Сибирской истории, трудно даже в малой степени представить всю грандиозность происходивших здесь событий. И может, лишь иногда нам снятся фрагменты тех вечных снов, которые витают над нашей землёю.

Однако повествование наше — историческое, и начнём мы его ну хотя бы с того, что примерно двести тысяч лет назад, в перерыве между двумя великими оледенениями, «в местах Иртыша и Оби водились жирафы, древний слон, носороги, трогантерий и предки лошадей — гиппариоты. Росли бук, граб, вяз, ольха, береза, дуб, клён, магнолии, смоковницы, лавры». Жил здесь и древний человек.

Но потом самый мощный Рисский ледник своим массивом стёр, как стирают мел на школьной доске, всю предшествующую жизнь. И как бы подведя черту, открыл нам новую эру жизни человека на этой земле. Именно она интересна нам потому, что это и будет та цепочка, которая тянется на сибирской земле, не прерываясь, до наших дней.

Держась за эту ниточку, мы постараемся углубиться в историю нашей земли, чутко внимая, из чего же всё это соткано и какие веяния идут между исторических строк.

Стыдно, конечно, «поднимать удивлённые брови» на древнюю историю своей земли, но так уж сложилось на сегодняшний день. Хотя нам давно нужно прекратить историческое уныние. А если в конце нашего пути по анналам Сибирской истории мы станем чуть-чуть мудрее, я бы сказал, чуть-чуть живее, то, как говорили наши предки, слава Богу!
ГЛАВА ПЕРВАЯ

Итак, ледник. Уже в ту далекую эпоху Сибирь являлась своеобразным жизненным центром, и человеческие мигра

ции того времени совершались из Европы в Сибирь. Дело в том, что оледенение в Сибири было не сплошным, как в Западной Европе, которая почти вся оказалась под ледяным щитом высотой в два километра... Холодное же море в Сибири не давало испарений для образования сплошного щита. И существовали огромные пространства, свободные от снега и льда.

А. П. Окладников: «Как бы ни были сильны холода тех времён, но на открытых и свободных ото льда и снега пространствах даже в самый разгар ледникового периода могла существовать растительность, следовательно, и различные животные, травоядные, грызуны и, разумеется, хищники». И. Д. Черский пишет: «Когда жизнь Европы отступала от ледника к Югу, на Севере Сибири существовали более благоприятные условия. И наступление европейского холода на Юг открывало дорогу в Сибирь арктическим животным аж с территории Испании, Крыма и Франции».

Палеоботаники установили, что на открытых пространствах Сибири в ледниковый период росли не только лишайники, но и различные травы, осоки, злаки, древние виды елей, лиственница. В тундрах и вблизи ледника жили песцы, северные олени, мускусные быки. Особое место занимали мамонт и его спутник — сибирский носорог... Именно тогда далеко не всё было безжизненно здесь, в этой «целой вселенной снега», да никто и не отменял смену времён года. Реки вскрывались в конце июня и замерзали в сентябре.

Так или иначе, но в разгар ледникового периода, примерно 25 тысяч лет назад, сюда начали проникать люди. Это случилось не раньше, чем первобытные охотничьи племена Восточной Европы создали в борьбе с суровой природой арктическую культуру. То есть они овладели огнём, научились шить тёплую одежду и строить тёплые жилища.

Заселение длилось многие тысячелетия, шло очень медленно, ослабевая, с проникновением на Восток. А. П. Окладников: «Первоначальное заселение Сибири шло с Запада на Восток. И древние охотничьи племена Восточной Европы были представителями европейского физического типа».

Культура жизни поселенцев базировалась вокруг мамонта. Он давал людям шерсть, жир, мясо. Из его бивней делали орудия труда, оружие и предметы искусства. Из них же делали каркас крыш у полуземлянок, и его шкурами эти крыши покрывали.

Шитая одежда первых поселенцев была такая же, как у современных эскимосов, чукчей и коряков. Имела вид мехового комбинезона с капором на голове. Эта одежда, рождённая к жизни ледниковой эпохой, выдержала испытание двадцати, а может быть, и более тысячелетий. Первые поселенцы лепили из глины мамонтов и лебедей. Так или иначе, но именно вслед за мамонтом они будут продвигаться на Север, когда ледник начнёт потихонечку отступать.

И тут нельзя не сказать ещё об одной особенности Сибири в ледниковый период. Известно, что во время оледенения в наших местах царствовала стихия воды. Всё это было похоже на Всемирный потоп. Б. И. Громов пишет: «В эпоху максимального оледенения ледник закрывал водам сибирских рек свободный сток на Север. В Западно- Сибирской равнине образовался гигантский водный бассейн. Воды из которого стекали в Арало-Каспийскую низменность через Туругайский пролив. К концу ледникового периода, когда ледник стал резко сокращаться в размерах, воды запад- но-сибирских рек стали свободно изливаться в Ледовитый океан. Тогда же начали формироваться современные долины великих сибирских рек: Иртыша, Оби, Енисея и др.»...

Ледник не дошел до Тобольска примерно километров двести. (Судя по тем картам, которые были в моём распоряжении). Да и как узнать сейчас точно. Однако если едешь на поезде от Сургута, то примерно на этом расстоянии кончаются болота и начинается твёрдая здоровая земля. Но это граница максимального оледенения (до 500—800 метров в высоту). А более лёгкий вариант здесь всё-таки был. Это именно он срезал так ровно вершину некогда грандиозного холма, простиравшегося ещё очень и очень далеко на юг и на запад от современной горы Тобольска. А какой он был высоты? Невероятно, но, может быть, его вершина поднималась

высоко вверх над просторами омывающих его вод. Ну, чем не сибирская гора Арарат? Возможно, ледник сам вначале надвинул эту массу грунта. Тогда эта земля с Севера...

А по другой версии, это тёплые южные воды подмывали ледяной монолит по своей высоте, а потом, не торопясь, нанесли под его ровное брюхо песок и глину. Ведь река, сейчас называемая Иртышом, до сих пор мутна и несёт в себе множество песка и глины. Тогда получается, что мы знаем, какой высоты была вода при великом Сибирском потопе. И что наша гора сформирована из песчинок далёкого Китая. Вот ведь как получается...

Но когда примерно 15 тысяч лет назад ледник протаял, то поток воды, который хлынул через наши места, был действительно неудержим. Фактически сметая всё на своём пути, вода, искавшая десятки тысяч лет выход в океан, на радостях промыла, прорезала, проточила этот гигантский, уже плоский холм. И когда в ясную погоду смотришь с Троицкого мыса на юго-запад, то там, километрах в двадцати, виден огромный округлый холм (недалеко от Вагая), очевидно, бывший западной частью этого общего холма, недоразмытого полностью, хотя, судя по его форме, вода уже закрывала его целиком. И недоразмыла только потому, что прорезала себе путь между ним и теперешним Троицким мысом. (Эх, поставить бы на том холме часовенку!).

В общем, ширина и мощь водного потока в те времена была действительно грандиозна. Это сейчас река с названием Иртыш спокойно омывает подножие холма. Но во время большого весеннего половодья мы можем наблюдать, в миниатюре конечно, что творилось в те далёкие времена. Давно замечено, что сибирские реки разливаются каждый год, и не является ли это их воспоминанием о тех грандиозных временах?

Видимо, память есть даже у реки, у воды. Ведь и сейчас, уже без особой, казалось, надобности, она продолжает свою работу. Роет и теснит холм, стремится расширить, подвинуть своё русло. Видать, не даёт покоя былая слава «моря-окия- на». Помнит, выходит, вот ведь как! И река, которая теперь

называется Тобол, тоже несколько раз меняла своё русло, напирала на него сбоку, тем самым усиливая размывание холма. Это можно заметить в районе Абалакского монастыря, Ивановского монастыря. И последний раз он облюбовал место около теперешнего Троицкого мыса.

Подпираемая им река, которая теперь называется Иртыш, текла в своё время у самой горы и вымыла место для будущего посада Тобольска. И отступила в теперешнее русло, своим старанием образовав живописнейшую картину холмов и заливных лугов с памятью речушек, по-прежнему тянущихся к могучему праотцу. Память осталась и в сети оврагов, по которым в своё время стекали бурные потоки талой воды в бушевавший у подножия не Иртыш.

Так или иначе, но десять тысяч лет назад, после того как воды немного успокоились, нашли свои русла, пески немного обсохли и начали покрываться суглинком, сюда пришли первые люди и стали селиться по долинам рек. Но это были уже не только арктические охотники. Академик Рыбаков утверждает: «Мезолит (10 тыс. — 6 тыс. лет назад) это время распространения человечества с Юга на Север». Дело в том, что климат становится теплее. Вслед за ледником уходят тундры, уступая место обширным степям, на которых паслись табуны диких лошадей. Создаются прекрасные условия для кочевья.

В этот момент жилища в Сибири меняются с полуземлянок на легко переносимые шатры. Это навстречу двигавшимся с востока на запад европеоидам из глубины Азии пошли древнейшие монголоиды.

Откуда они вообще появились? Оказывается, их родина — Австралия. А. П. Окладников пишет: «Следуя за археологическими фактами, можно сделать вывод, что древнейшие монголоиды появились на юге Китая. Однако здесь был широко распространён не монголоидный, а австралоид- ный тип населения, о древности и широком распространении которого говорит заселение самой Австралии».

Итак, вслед за меняющимся климатом они медленно распространялись от реки Жёлтой, и из племён собирателей

постепенно формируются в племена охотников. Академик Рыбаков: «Сталкиваясь друг с другом, европеоидные племена и монголоиды Востока смешивались и скрещивались, образуя смешанное «лопаноидное» население. В результате этого смешения во времена неолита (6 тыс. — 4 тыс. лет до н. э.) в Сибири образуется сибирская раса. Только давайте не путать её с современными «коренными» народами Сибири и Севера, потому что до появления их самих ещё очень и очень далеко.

Всмотримся попристальнее в процессы, которые происходили на нашей земле в те далёкие времена. В. А. Зах: «Около восьми тысяч лет назад на берегах сибирских рек и озёр появились посёлки рыболовов и охотников — потомков древнейших охотников на мамонтов и пришельцев с Юга. Все они занимали территорию нижнего Притоболья. Археологическая культура аборигенов — Сосновоостровская.

Сосновоостровцы жили в невысоких, углублённых в землю домах. Обогревал жилище обычный костёр, вокруг которого сооружались нары. Основным объектом охоты был уже не мамонт, который к тому времени вымер, а лось. Рыбу ловили сетями и гарпунами, затем вялили. Таким же способом заготовляли и мясо. Женщины каменными скребками обрабатывали шкуры и шили костяными иглами тёплую зимнюю одежду и обувь. Для стариков и детей тоже находилось дело: они собирали и сушили грибы, ягоды, съедобные коренья, полезные травы.

Зимой, с наступлением темноты, у очага собирались все обитатели дома. Возможно, именно в длинные зимние вечера из наблюдений и размышлений об окружающем их мире и складывались верования, предания, легенды, сказки».

Примерно так из века в век, из тысячелетия в тысячелетие текла жизнь сибирской расы, лишь изредка нарушаемая неведомыми пришельцами из далёких краёв.

В. А. Зах: «В результате климатических изменений в начале 4-го тысячелетия до н. э. сюда пришли дравидийцы, которые ранее обитали в предгорьях Малой Азии, Сирии, Ирана и Белуджистана. Часть из них проживала на южном

побережье Черного и Каспийского морей. С юга они принесли в Сибирь свои традиции. Так они были носителями Бобо- рыкинской археологической культуры. Пришельцы строили свои посёлки из нескольких жилищ на невысоких террасах рек и озёр. Пришельцев было много — об этом говорит значительное количество их посёлков.

Высохшие болота позволили мигрантам продвинуться до Средней Оби. Сначала они жили замкнутыми родами, не смешиваясь с аборигенами-сосновоостровцами. Но постепенно пришедшие в Сибирь боборыкинцы смешались с коренным населением и стали перенимать местные обычаи и традиции.

Проходили века, менялись поколения, и культура пришельцев всё более растворялась в местной среде... Так в начале 3-го тысячелетия до н. э. в энеолите в Нижнем Притоболье жили носители трёх различных археологических культур: Шалпульской, Аипчинской и Андреевской. Две первые продолжают местные неолитические традиции. Андреевская же сформировалась в Восточной Европе, а затем по неизвестным причинам продвинулась в Сибирь».

Конечно, просто сказать — имели древние неолитические традиции. Но кто они были? Например, А. И. Шренк пишет: «Существует особая группа народов, называемых палеоазиатами. Это были выходцы из древнейших этнографических формаций Азиатского материка, перекрытые волнами последующих движений племён и народов, растекавшихся из центра материка к его северной окраине. Поэтому палеоазиаты и уцелели только на самых окраинах Северной Азии. Это юкагиры, чуванцы, чукчи, коряки, ительмены, а на севере Западной Сибири это были лопари. Кто они такие?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница