Подготовка к выполнению полётов в особых случаях полёта




Скачать 139.9 Kb.
Дата26.07.2016
Размер139.9 Kb.


Авиация общего назначения

Объединённая Федерация сверхлёгкой авиации России

общественная организация “Казанский клуб СЛА ”Икар”

Методическая разработка

по выполнению упражнения 9 (ПП АП СЛА, Задача 1) на дельталёте

«Контрольно-вывозной полет для обучения действиям в особых случаях: при отказе двигателя, оборудования, управления, закрытии и смене старта»

Тема: Подготовка к выполнению полётов в особых случаях полёта

Условия выполнения:


  1. Простые метеорологические условия (штиль или ветер 1-3 м/с, болтанка отсутствует, горизонтальная видимость 5 км, нижняя кромка облачности не менее 500 м)

  2. Аэродром или площадка СЛА с возможностью выполнения безопасной вынужденной посадки с любой точки полёта по кругу

Цель: Изучить порядок полёта по кругу, последовательность и технику выполнения элементов полёта, порядок распределения внимания и его переключения при пилотировании, ведения осмотрительности, меры безопасности при отказах двигателя, приборов, оборудования, управления, закрытии и смене старта. Отработать действия с оборудованием кабины дельталёта при особых случаях в полёте.

Разработал: Туйкин Р.Н.


г. Казань — 2007 год
Теория. Отказ двигателя, приборов, оборудования, управления, закрытие и смена старта могут произойти неожиданно для пилота и могут представлять для него сильный стрессовый фактор в психологическом плане. Пилоту любого уровня необходимо тщательное изучение методов своевременного распознания этих случаев, внесения изменений в траекторию и маршрут полёта, последовательности и техники выполнения элементов полёта, порядка распределения внимания и его переключения при пилотировании, ведения осмотрительности, мер безопасности. Периодические тренажи и тренировки в полёте позволяют в подавляющем большинстве этих случаев благополучно завершить полёт.
Отказ двигателя.

Причины. Отказ двигателя происходит из-за:

- нарушения порядка эксплуатации, указанного в «Руководстве по эксплуатации двигателя»;

- нарушения режимов его работы (превышение времени работы на взлётном режиме, максимальных оборотов коленчатого вала, температуры окружающего воздуха, недостаточный прогрев перед полётом и т.д.) указанных в руководстве по его эксплуатации;

- несвоевременного или неполного технического обслуживания и проведения регламентных работ;

- нарушения технологии технического обслуживания, применения несоответствующего инструмента и запасных частей;

- применения несоответствующих или некондиционных бензина и масел;

- превышения установленного изготовителем ресурса.

Распознание. Наличие неисправности двигателя определяется по изменению параметров (увеличения его температуры, непроизвольного падения оборотов коленчатого вала без вмешательства пилота, уменьшению или отсутствию скороподъёмности), появлению посторонних шумов или изменению привычного рабочего звучания двигателя. При полном отказе двигатель самопроизвольно выключается.

При своевременном распознании наличия неисправности пилот должен прекратить выполнение полётного задания и принять меры к подбору площадки и выполнению посадки. При отказе двигателя пилот должен немедленно выполнить вынужденную посадку на ближайшей подходящей площадке.



Порядок действий.

При отказе двигателя на разбеге прекратить разбег, тормозить крылом (прибрав ручку) и тормозом (носком левой ноги).

При отказе двигателя в режиме набора высоты до высоты Нбезопасная немедленно, но плавно прибрать ручку (для предотвращения потери скорости) и произвести посадку прямо перед собой.

При отказе двигателя на Нбез. и выше немедленно плавно прибрать ручку, быстро окинуть взглядом местность в пределах досягаемости планирующего долёта (с учётом сноса ветра), выбрать подходящую площадку (допускается выполнение разворотов, выполнение змейки для исправления расчёта с перелётом). Среди подходящих площадок та предпочтительнее, на которую возможна посадка со встречным ветром. При расчёте необходимо учесть большую скорость снижения, чем при моторном снижении.



Имитация. Выполнить полёт по кругу установленным образом, набирая высоту 250 м. Проходя над стартом, выключить двигатель, взять ручку на себя, проконтролировать воздушную скорость и сразу приступить к выполнению 1-го разворота, затем слитно выполнить 2-й разворот (общий угол по курсу порядка 1200) и бросить взгляд на ВПП. По высотомеру, вариометру и глазомерно определить совокупность параметров «высота-удаление-направление-скорость снижения-снос» (тренировать в каждом полёте). Рассчитать и выполнить 3-й и 4-й развороты с учётом приземления в пределах ВПП.

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов полёта по кругу и посадки, выработки твёрдых навыков и стабильности их выполнения.

2.В первых полётах двигатель не выключать, упражнение выполнять, переведя двигатель на обороты малого газа. В случае недолёта «подтянуть», в случае перелёта – уйти на второй круг.


Возникновение сильных вибраций.

Причины. При частичном разрушении двигателя, при повреждении или поломке воздушного винта (например, при попадании в плоскость винта посторонних предметов) могут возникнуть вибрации различной частоты и интенсивности. Вибрации могут измениться или усилиться вплоть до разрушения крепления моторамы и других конструктивных элементов.

Распознание. Вибрации определяются как тряска конструкции, ощущаются через ручку, сиденье, невозможность считывания показаний приборов.

Порядок действий. Немедленно уменьшить обороты двигателя до nмалого газа. Плавно прибрать ручку (для предотвращения потери скорости). Если вибрации не прекратились – выключить двигатель. Дальше действовать как при отказе двигателя.

Имитация. Тренировать, как отказ двигателя.

Меры безопасности. Такие же, как при имитации отказа двигателя.
Отказ указателя скорости.

Причины. Отказ указателя скорости возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, внутреннего механизма, приёмника воздушного давления (ПВД), подводящего шланга;

- попадания грязи, пыли или большого количества атмосферной влаги через ПВД;

- замерзания атмосферной влаги, попавшей через ПВД.



Распознание. Определяется по застыванию на одном из делений или непроизвольным скачкам стрелки, а также по несоответствию показаний воздушной скорости, определённой другими способами.

Порядок действий. При твёрдых навыках управления полёт при отказе указателя скорости можно безопасно завершить, определяя и выставляя воздушную скорость по вспомогательным признакам:

- ручку управления держать на «привычном» расстоянии от груди, соответствующем наивыгоднейшему углу атаки и скорости соответствующем наивыгоднейшему ычном расстоянии от груди;

рости можно безопасно завершить, определяя воздушную скорость по вс;

- тянущие или толкающие усилия на ручке при этом должны отсутствовать (имеется ввиду нормально сбалансированный дельталёт);

- аппарат не раскачивается и не «вялый» в боковом канале управления;

- лицо пилота обдувается «привычным» по интенсивности воздушным потоком;

- в горизонтальном полёте (выставить по тахометру как можно точнее nг.п.) вариометр показывает «0», высота с течением времени не растёт и не падает.

Имитация. Циферблат указателя скорости на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов управления дельталётом, выработки твёрдых навыков техники пилотирования на различных скоростях полёта.

2. В случае затруднения – убрать экран и завершить полёт, используя указатель скорости.


Отказ вариометра.

Причины. Отказ вариометра возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, внутреннего механизма, приёмника воздушного давления (ПВД), подводящего шланга;

- попадания пыли, грязи или большого количества атмосферной влаги через ПВД;

- замерзания атмосферной влаги, попавшей через ПВД.



Распознание. Определяется по застыванию на одном из делений или непроизвольным скачкам стрелки, а также по несоответствию показаний вертикальной скорости, определённой другими способами.

Порядок действий. При твёрдых навыках управления полёт при отказе вариометра можно безопасно завершить, определяя и выставляя вертикальную скорость по вспомогательным признакам:

- в горизонтальном полёте (выставить по тахометру как можно точнее nг.п.), держать скорость наивыгоднейшей, время от времени следя за отсутствием изменений высоты по высотомеру, при обнаружении роста или падении высоты – скорректировать обороты, запомнив величину поправки для следующей коррекции.

- при наборе или снижении как можно точнее выставлять обороты набора nнаб. и снижения nсниж. по тахометру, при этом предпочтительно выдерживать наивыгоднейшую скорость.

Имитация. Циферблат вариометра на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов управления дельталётом, выработки твёрдых навыков техники пилотирования на режимах горизонтального полёта, набора высоты и снижения.

2. В случае затруднения – убрать экран и завершить полёт с использованием вариометра.



Отказ высотомера.

Причины. Отказ высотомера возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, внутреннего механизма, приёмника воздушного давления (ПВД), подводящего шланга;

- попадания грязи, пыли или большого количества атмосферной влаги через ПВД;

- замерзания атмосферной влаги, попавшей через ПВД.



Распознание. Определяется по застыванию на одном из делений или непроизвольным скачкам стрелки при вращении кремальеры, а также по несоответствию показаний высоты и атмосферного давления, определённых другими способами.

Порядок действий. При твёрдых навыках управления полёт при отказе высотомера можно безопасно завершить, определяя и выдерживая высоту по вспомогательным признакам:

- при выдерживании остальных параметров полёта по кругу, высота круга будет примерно соответствовать «привычному» заданному значению;

- на значительное отклонение высоты указывают непривычные размеры отдельных наземных ориентиров непосредственно под собой, непривычно «медленное» или непривычно «быстрое» набегание земли, появление новых или пропадание знакомых ориентиров на горизонте.

Для выдерживания высоты при отказе высотомера необходимо точнее выдерживать воздушную скорость, обороты двигателя, вариометр на «0».



Имитация. Циферблат высотомера на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов управления дельталётом, выработки твёрдых навыков техники пилотирования при выдерживании режимов горизонтального полёта, набора высоты и снижения, глазомерного определения высоты полёта.

2. В случае затруднения – убрать экран и завершить полёт с использованием высотомера.


Отказ тахометра.

Причины. Отказ тахометра возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, внутреннего механизма, электрической схемы;

- обрыва или нарушения изоляции электропроводки, рассоединения контактных разъёмов.

Распознание. Определяется по отсутствию изменения показаний при явной прибавке оборотов двигателя, непроизвольным скачкам стрелки при зафиксированных оборотах, а также по явному несоответствию показаний оборотам коленчатого вала, тяге двигателя, вертикальной скорости, положению рукоятки газа, звучанию двигателя.

Порядок действий. При твёрдых навыках управления полёт при отказе тахометра можно безопасно завершить, определяя и выдерживая обороты по вспомогательным признакам:

- в горизонтальном полёте при наивыгоднейшей скорости плавно выставить обороты, добиваясь постепенно показаний вариометра «0»;

- в режим набора и снижения дельталёт переводить, плавно изменяя обороты двигателя, следя за установившимися показаниями вариометра, воздушную скорость выдерживать наивыгоднейшую.

Имитация. Циферблат тахометра на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов управления дельталётом, выработки твёрдых навыков техники пилотирования при выдерживании режимов горизонтального полёта, набора высоты и снижения, определения изменений режимов работы двигателя «на слух»

2. В случае затруднения – убрать экран и завершить полёт с использованием тахометра.


Отказ указателя температуры двигателя.

Причины. Отказ указателя температуры двигателя возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, внутреннего механизма, электрической схемы;

- обрыва или нарушения изоляции электропроводки, рассоединения контактных разъёмов;

- разрушения датчика температуры.



Распознание. Определяется по отсутствию показаний при работе двигателя, непроизвольным скачкам стрелки, а также по показанию «0» или равной температуре окружающей среды при явно прогретом двигателе.

Порядок действий. Полёт при отказе указателя температуры двигателя можно безопасно завершить, внимательно наблюдая за выдерживанием двигателем заданных ему оборотов, приёмистостью, максимальной скороподъёмностью и работе двигателя «на слух».

Уделить большее внимание наличию площадок для возможной вынужденной посадки при неожиданном отказе двигателя от перегрева.



Имитация. Циферблат указателя температуры двигателя на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности. Имитацию проводить после тренировок по отказу двигателя.
Отказ магнитного компаса.

Причины. Отказ магнитного компаса возникает из-за:

- частичного или полного разрушения остекления, корпуса, картушки;

- вытекания спиртово-глицеринового раствора;

- наличия вблизи магнитных или электромагнитных полей природного или искусственного происхождения.



Распознание. Определяется по отсутствию изменения показаний при изменении курса дельталёта, беспорядочном вращении картушки компаса или явном несоответствии его показаний сторонам света, а также несовпадению с курсом, определённым другими способами.

Порядок действий. Полёт при отказе магнитного компаса можно безопасно завершить, используя все известные способы ориентирования на местности (см. штурманскую подготовку).

Имитация. Циферблат магнитного компаса на время выполнения упражнения закрывается из виду экраном (например, заклеивается непрозрачной плёнкой-скотчем).

Меры безопасности.

1. Иметь при себе:

- подготовленную полётную карту,

- штурманский план полёта,

2. Вести в уме счисление пути и учёт влияния ветра на путевую скорость.

3.На каждом этапе полёта иметь в поле зрения площадки для возможной вынужденной посадки в случае потери и невосстановления ориентировки.

4.Тщательно изучить и знать порядок восстановления ориентировки в районе полётов.
Отказ управления двигателям.

Причины. Отказ происходит из-за:

- износа или ослабления затяжки гайки фрикционной прокладки рукоятки газа;

- обрыва тросовой проводки на одном из участков;

- поломки деталей управления двигателем;

- заедание в одном из элементов управления двигателем;

- замерзания скопившегося в оболочке троса конденсата при высокой относительной влажности и последующем резком падении температуры окружающего воздуха ниже 0оС.



Распознание. В зависимости от причины возможны несколько случаев:

А) Выставленные рукояткой обороты двигателя в полёте падают с течением времени;

Б) Двигатель «не реагирует» на нажатие педали;

В) Двигатель «не реагирует» на перемещение рукоятки;

Г) Обороты неожиданно упали до МГ;

Д) Перемещении рукоятки и нажатие педали неожиданно стало невозможным, двигатель «зафиксировал» режим.



Порядок действий. Порядок действий зависит от вида случая:

А) Перейти на управление педалью, затем чаще контролировать обороты по тахометру.

Б) Перейти на управление рукояткой, соблюдая осторожность при выполнении манёвров (придётся держать ручку управления одной рукой).

В) Перейти на управление педалью, чаще контролируя обороты по тахометру.

Г) Прибрать ручку на себя для сохранения воздушной скорости, при наличии запаса высоты попытаться восстановить обороты педалью и рукояткой, убедившись в невозможности восстановления оборотов, совершить вынужденную посадку, как при отказе двигателя.

Д) Подобрать площадку, выключить зажигание, совершить вынужденную посадку, как при отказе двигателя.



Имитация. А), В) -тренироваться в выполнении полёта по кругу, пользуясь только педалью;

Б) -тренироваться в выполнении полёта по кругу, пользуясь только рукояткой;

Г), Д) -тренироваться как при отказе двигателя.

Меры безопасности. 1.Иммитацию проводить только после усвоения пилотом всех элементов полёта по кругу и посадки, выработки твёрдых навыков и стабильности их выполнения.

2.В первых полётах (случаев Г), Д)) двигатель не выключать, упражнение выполнять, переведя двигатель на обороты малого газа. В случае недолёта «подтянуть».


Отказ управления крылом.

Причины. Отказ может произойти из-за частичного или полного разрушения или деформации деталей узла подвески (двухстепенного шарнира).

Распознание. Заедание или заклинивание ручки управления в боковом или продольном канале управления.

Порядок действий. Определить возможность безопасного выполнения вынужденной посадки, сохранена ли частично управляемость. Если нет – воспользоваться средствами спасения при их наличии на борту.

Имитация. Тренироваться в автоматизме действий по приведению системы спасения на земле и в полёте.

Меры безопасности. При тренаже по приведению системы спасения не допускать нахождения людей в зоне действия системы спасения для исключения их травмирования при возможном случайном срабатывания.
Отказ управления рулевой стойкой шасси.

Причины. Отказ может произойти из-за частичного или полного разрушения или деформации деталей узла рулевой стойкой шасси.

Распознание. Заедание, заклинивание или неповорачивание переднего колеса (лыжи) при перемещении педалей пятками.

Порядок действий. Определить возможность безопасного выполнения вынужденной посадки, сохранена ли частично управляемость стойкой. Посадку выполнять как обычно, быть готовым к капотированию или к опрокидыванию между передней и одной из основных стоек. Для исключения пожара до касания с землёй выключить зажигание.

Имитация. Тренироваться в автоматизме действий по покиданию дельталёта на земле.

Меры безопасности. При тренаже по покиданию дельталёта на земле не допускать травмирования деталями конструкции.
Отказ управления тормозом.

Причины. Отказ может произойти из-за частичного или полного разрушения или деформации деталей тормоза шасси.

Распознание. Заедание, заклинивание или неторможение при перемещении педали носком левой ноги.

Порядок действий. Посадку выполнять как обычно, быть готовым к увеличению длины пробега и выкатыванию за пределы ВПП на концевую полосу безопасности (КПБ). В первой половине пробега активно тормозить крылом, полностью взяв ручку на себя.

Имитация. 1.Тренироваться в выполнении посадки без применения торможения шасси.

2.Тренировать глазомер для определения длины пробега на различном грунте, с разным взлётным весом, при разных метеоусловиях.



Меры безопасности. При имитации иметь достаточную (с запасом) длину ВПП.
Закрытие и смена старта.

Причины. При неожиданной и резкой смене метеоусловий (смена направления ветра, усиление ветра и возникновение динамической турбулентности) РП может принять решение на смену ранее принятого направления и местоположения разбивки ВПП. При внезапном появлении на ВПП людей, животных, авто-, мототранспорта и других случаях РП может принять решение о закрытии старта.

Распознание. При отсутствии радиосвязи пилот, пролетая траверз посадочных знаков обязан внимательно следить за конфигурацией и расположением посадочных знаков и за их изменением.

Порядок действий. В случае обнаружения изменения направления или места расположения ВПП, пилот должен построить маршрут с учётом нового расположения ВПП и зайти на посадку с новым посадочным курсом. В случае закрытия старта пилот обязан уйти на посадку на ближайший запасной аэродром или посадочную площадку.

Имитация. Тренироваться в выполнении полёта по кругу и заходе на посадку с различным курсом.

Меры безопасности. 1.Тренировки проводить в штилевую погоду или при слабом ветре.

2.Тренировки совмещать с тренировкой группы руководства полётами по переносу старта.

3. Изучить и знать расположение запасных аэродромов (площадок) и Инструкции по производству полётов на них.
Разработал Туйкин Р.Н.

www.ikar.h1.ru моб. тел. +7-927-491-28-11, +7-917-2622-517



E-mail: tuykin@hotmail.com 420036, Россия, Казань, а/я 20




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница