Подготовила Мосина Ксения Консультант: Герасимова Дарья Михайловна Использована литература




Скачать 317.96 Kb.
Дата13.08.2016
Размер317.96 Kb.


Женщина как автор в искусстве.



Подготовила Мосина Ксения

Консультант: Герасимова Дарья Михайловна

Использована литература:

http://www.greatwomen.com.ua/category/writer/page/2/

http://www.rusarticles.com/literatura-statya/poetessa-20-go-veka-anna-axmatova-505551.html

http://gender-route.org/articles/books/mini-kniga_rige_n_finger_hudozhnicy/
Содержание


  1. Введение

  2. Немного из истории

  3. Художницы мира (18-20 века)

18 век

- Ангелика Кауфман

- Элизабет Виже-Лебрен

19 век


- Башкирцева Мария Константиновна

- Берта Моризо

- Мэри Кассат

- Серебрякова Зинаида Евгеньевна

20 век

- Наталья Гончарова



- Тотто Джорджия О Киф

- Попова Любовь Сергеевна

- Фрида Кало

- Кете Кольвиц

- Экстер Александра Александровна

4) Писательницы/Поэтессы России (18– 21 века)

18 век

- Бунина Анна Петровна



19 век

- Александра Осиповна Ишимова

- Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая

- Каролина Павлова

- Авдотья Яковлевна Панаева

- Леся Украинка

20 век

- Белла Ахмадулина



- Анна Ахматова

- Агния Барто

- Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи)

- Ирина Владимировна Одоевцева

- Мария Петровых

- Вероника Михайловна Тушнова

- Марина Ивановна Цветаева

5) Заключение.




Введение:
Здравствуйте, многие знают, что уже давно ведутся дискуссии о том, что женщины не внесли ничего своего в литературу и искусство, множество людей уверенны, что нет хороших авторов и художников среди женской половины населения нашего мира.

Этот проект был создан, чтоб развеять этот миф и поведать учащимся о том вкладе, что женщины внесли в мировую литературу и искусство. Многие учащиеся нашей гимназии (да и не только учащиеся) практически ничего не знают о женщинах, связанных с искусством или литературой. Не могут назвать и трех имен женщин художников и поэтесс; хотя именно дамы внесли огромный вклад в историю искусства.

В данном сборнике вы сможете найти краткую биографию художниц и писательниц, а так же известных поэтесс, вы сможете прочитать о русских и зарубежных художницах 18-20х веков, а так же ознакомиться с русскими писательницами и поэтессами 18-20 веков.

Мне бы, конечно же, хотелось охватить более большой промежуток времени, но, увы, в пределах проекта это невозможно, поэтому я надеюсь, что данный продукт найдет людей, которые захотят продолжить его, и написать не только про писательниц и художниц, но и про девушек композиторов, режиссеров и тд; но пока это всего лишь планы, а я предлагаю ознакомиться вам с уже готовым продуктом!

Немного из истории:
Начнем с самого начала. Что же такое искусство? Искусство - процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе, так же искусство – это один из способов познания или восприятия мира.

Из данного понятия мы можем сделать вывод, что искусство – это всего лишь один из способов передать свое отношение к чему-либо, взгляд на мир или точка зрения автора относительно чего-то, независимо от гендера, так почему же большинство из нас ничего не знает о художницах и писательницах? Ответ достаточно прост: в наше время никто не удивляется тому, что женщины ходят в школу, голосуют, работают, когда еще 200 лет назад у девушек практически не было прав. Это означало, что женщины полностью зависели от мужчин очень долгое время, пока не появились движение феминизма.

Что такое феминизм, и что же он дал женщинам прошлого и будущего? Феминизм - общественно-политическое движение, целью которого являлось и является предоставление женщинам, дискриминируемым по разным признакам, весь спектр их прав и возможностей. В широком смысле – это стремление к равноправию не только женщин, но мужчин, дискриминируемых по каким-либо причинам, во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин. Феминизм как движение возник в 18 веке; во время первой волны феминизма с 19 века по первую половину 20 века борьба шла за достижение равноправия полов. Феминизм дал женщинам новые возможности, как в судьбе собственной жизни, так в образовании и во влиянии на политическую судьбу своих государств. Можно сказать, что феминизм и открыл женщинам дорогу в школы, университеты и, конечно же, в художественные студии, где они на равнее с мужчинами обучались искусству творить прекрасное на полотнах и с помощью своей речи. Но не смотря на то, что многие девушки получили возможность творить только в 18 веке, некоторые нарушали правила, шли против воли своих родных и занимались искусством еще в 16-17 веках, но, увы, это были лишь редкие случаи, которые добивались всего без помощи кого-либо, что уже достойно похвалы, поэтому в своем проекте я решила рассказать о самых ярких, на мой взгляд, представительницах разных веков.

Художницы мира (18-21 века)

18 век:

Ангелика Кауфман (30 октября 1741 – 5 ноября 1807) –  немецкая художница. Стиль- неоклассицизм. Девочка родилась в Австрии в городке Форарльберге. Самостоятельно выучила несколько языков, увлекалась музыкой, а с 12 лет работала как профессиональный живописец. В 1764 переехала в Италию. Художница быстро приобрела популярность, она состояла в флорентийской Академии Художеств, в академии Св. Луки в Риме, а так же Ангелика была одной из основателей Королевской Академии художеств, участвовала в росписи Собора Св. Павла.


Автопортрет




Cornelia Africana

Венера уговаривает Елену полюбить Париса


Элизабет Виже-Лебрен ( 16 апреля 1755 года – 30 марта 1842 год) – французская художница. Первые уроки живописи художница получила от своего отца, в 1765 году она умела рисовать на профессиональном уровне. Уже в возрасте 15-ти лет, юная Элизабет рисовала на заказ, сама королева Мария Антуанетта постоянно заказывала у нее портреты и натюрморты для своего дворца. В 1783 году Элизабет была принята в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Выйдя из семьи мелкой буржуазии, Виже заняла место среди самых влиятельных аристократов Франции, среди которых был король и его приближенные, только из-за своего таланта, что было неслыханно в то время.



Автопортрет, 1790, Уффици, Флоренция

Автопортрет





Мария-Антуанетта, королева Франции

19 век:

Башкирцева Мария Константиновна(24 ноября 1858/1860 год – 31 октября 1884 год) – Детство Марии прошло в селе Черняковке. На протяжении всей своей жизни, Мария ведет свой дневник, что не было необычным в те времена. После развода родителей, мать забирает Марию в Европу, где юная художница узнает о своем туберкулезе и решается на издание своего дневника, в котором она пишет о своей жизни, а так же оставляет ярчайшие наброски из своих поездок. Мария скончалась в возрасте 25 лет.



Автопортрет



Восточная Девушка


В ателье

Берта Моризо(14 января 1841 – 2 марта 1895) – французская художница. Стиль - импрессионизм. Берта Моризо родилась в Бурже, департамент Шер, в буржуазной семье. Она стала художницей, как и ее сестра. В основном все творчество этой художницы сосредоточено на домашней жизни и портретах. Берта была одной из самых первых художников-импрессионистов, как во Франции, так и во всем мире

«Берта Моризо с букетом фиалок» портрет работы Эдуарда Моне



Мэри Кассат (22 мая 1844 — 14 июня 1926) – американская художница. Стиль – импрессионизм. Кассат родилась в городе Аллегейни, штате Пенсильвания. Но большую часть своей жизни художница прожила во Франции. Там же она и работала, и получала за свою работу больше, чем получал ее муж. После тяжелой болезни матери, ее творчестве особенное место стала занимать тема связи матерей и детей.



Автопортрет



Чай
Серебрякова Зинаида Евгеньевна( 12 декабря 1884 год – 19 сентября 1967) – Зинаида родилась в одной из самых известных на тот момент семей, связанных с искусством. В своих картинах художница пыталась передать любовь ко всему миру еще в начале своего обучения. После Октябрьской революции художниц отправляется во Францию на заработки, после чего остается почти без связи с семьей. Огромное влияние на творчество Зинаиды оказала поездка в Африку, что отражается в ее картинах в виде более теплых тонов и частых изображений самой Африки ее фауны, флоры и жителях.



Автопортрет За туалетом



Верблюды

За завтраком

20 век;
Наталья Гончарова (16 июня 1881 – 17 октября 1962) – русская художница, рисующая в стилях авангардизм, лучизм и беспредметность. Художница внесла значительный вклад в русский авангардизм. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Гончаровой. По состоянию на 2009 год картины Натальи стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории. Несмотря на то, что художница родилась в России, умерла она во Франции, где жила половину своей жизни, где так же создавала свои шедевры.


Автопортрет с лилиями



Лев


Джорджия Тотто О Киф ( 15 ноября 1887 – 6 марта 1986) – американская художница. Жанры – пейзажи и натюрморты. Джорджия родилась в штате Виргиния, а училась в Чикаго и Нью-Йорке. Муж Джорджии ввел ее в ее в круг своих друзей фотохудожников-модернистов. Под влиянием этой компании и мужа, Джорджия вернулась к живописи, которую она бросила из-за семьи. Натюрморты Джорджии продавались с огромным успехом. Так же художница успела пережить смерть мужа, тяжелый нервный срыв и несколько переездов. Работы художницы привлекали в основном поколение молодых интеллектуалов и феминистских кругов.

Фото художницы


Цветок


Леди Каллов


Попова Любовь Сергеевна ( 6 мая 1889 – 25 мая 1924) –

русская художница. Девушка обучалась в России, Италии и Франции. Помимо художественных работ, Любовь была еще и дизайнером, и театральным художником, и сценографом. Расцвет яркой индивидуальности художницы пришелся на переломные военные и революционные годы с их социальными потрясениями и личными испытаниями, прервавшими на время последовательное развитие художницы, что позже отразилось в ее картинах.

Фото художницы



Скрипка


Человек+воздух+пространство

Фрида Кало (6 июля 1907 – 13 июля 1954) – мексиканская художница, которая прославилась своими портретами. Стиль Фриды характеризуется как наивное искусство или фолк-арт. Юная Фрида начала рисовать еще в детстве, она много болела, практически не вставала с кровати, поэтому ей оборудовали специальный подрамник, который позволял ей писать лежа. Помимо огромного количества картин, Фрида оставила своим поклонникам свой дневник, где подробно описывала всю свою жизнь. Фрида Кало считается народным достоянием Мексики.

Фото художницы



Две Фриды


Думая о смерти


Кете Кольвиц (8 июля 1867 – 22 апреля 1945)– немецкая художница. Родилась художница в Кенигсберге, первая серия картин «Восстание ткачей», по мотивам спектакля «Ткачи». В основном Кете рисовала в стиле графика. Практически все творчество Кете посвятила рабочему классу и крестьянству в Германии. Так же часто в картинах художницы проскальзывает тема революции, которую художница застала при жизни.

Фото Кете



Война преследует меня до конца


Крестьянская война, прорыв

Экстер Александра Александровна (6 января 1882 – 17 марта 1949)– русская художница-авангардистка. Александра была основоположницей арт-деко. В своем доме женщина организовала салон-мастерскую. Художница так же жила в Париже, где обучалась в академии Гранд-Шомьер. Так же помимо картин, Александра работала над спектаклями Московского камерного театра, а так же сотрудничала с Московским ателье мод.

Фото художницы


Эскиз костюма к драме И.Ф.Анненского Фамира Кифаред. Менада


Эскиз костюма для «Танца с семью вуальями»


Писательницы/Поэтессы России (18 – 20 века)
18 век:

Анна Петровна Бунина ( 18 января 1774 – 16 января 1829) – русская поэтесса и переводчица. Благодаря брату, девушка вошла в литературные круги, печатала свои стихи в журналах, публиковала свои переводы. Первый сборник стихов – «Неопытная муза» вызвала одобрение литературных критиков. Дальнейшее ее творчество так же сопровождалось одобрением, как критиков, так и других авторов.




Майская прогулка болящей


Боже благости и правды!
Боже! вездесущий, сый!
Страждет рук твоих созданье!
Боже! что коснишь? воззри!..

Ад в душе моей гнездится,


Этна ссохшу грудь палит;
Жадный змий, виясь вкруг сердца,
Кровь кипучую сосет.
Тщетно слабыми перстами
Рву чудовище... нет сил.
Яд его протек по жилам:
Боже мира! запрети!

Где целенье изнемогшей?


Где отрада? где покой?
Нет! не льсти себя мечтою!
Ток целения иссяк,
Капли нет одной прохладной,
Тощи оросить уста!
В огнь дыханье претворилось,
В остру стрелу каждый вздох;
Все глубоки вскрылись язвы, -
Боль их ум во мне мрачит.
Где ты смерть? - Изнемогаю...
Дом, как тартар, стал постыл!

Мне ль ты, солнце, улыбнулось?


Мне ль сулишь отраду, май?
Травка! для меня ль ты стелешь
Благовонный свой ковер?
Может быть, мне там и лучше...
Побежим под сень древес.

Сколь всё в мире велелепно!


Сколь несчетных в нем красот!
Боже, боже вездесущий!
К смертным ты колико благ!

Но в груди огонь не гаснет;


Сердце тот же змий сосет,
Тот же яд течет по жилам:
Ад мой там, где я ступлю.
Нет врача омыть мне раны,
Нет руки стереть слезы,
Нет устен для утешенья,
Персей нет, приникнуть где;
Все странятся, убегают:
Я одна... О, горе мне!



19 век:
Александра Осиповна Ишимова (6 января 1805 – 16 июня 1881) – писательница России, отличный переводчик и преподаватель. Когда Александре исполнилось 13 лет, она уже успела закончить обучение в пансионе госпожи Гофман и готовилась поступать в Екатерининский институт. Александра является автором изданий «История России в рассказах для детей», которое использовалось как пособие в школах, так же это произведение хвалил Пушкин.



Славяне до 862 года христианского летосчисления

Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т. е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное, так храбры, что и отдаленные народы боялись их, так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах. Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:

«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!

Умолкла брань – враги утихли расточенны!

Лишь пар над пеплом сел густой,

Лишь волк, сокрытый нощи мглой,

Очами блещущий, бежит на лов обильный;

Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;

Сложите на щиты поверженных во прах.

Да холм вещает здесь векам о бранных днях,

Да камень здесь хранит могущих след священной!»

Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!

Стеклись вождей и ратных сонм;

Глухой полнощи тьма кругом;

Пред ними вещий бард, венчанный сединою,

И падших страшный ряд, простертых на щитах.

Объяты думою, с поникнутой главою;

На грозных лицах кровь и прах;

Оперлись на мечи; средь них костер пылает,

И с свистом горный ветр их кудри воздымает.

И се! воздвигся холм, и камень водружен;

И дуб, краса полей, воспитанный веками,

Склонил главу на дерн, потоком орошен;

И се! могущими перстами

Певец ударил по струнам —

Одушевленны забряцали!

Воспел – дубравы застенали,

И гул помчался по горам.

Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.

Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая (2 февраля 1888 – 17 сентября 1963) – русская поэтесса, родилась в литературной семье. Начала писать стихи рано. Её стихи печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.





Ключ


Рождённая на стыке двух веков, 
Крещённая в предгрозовой купели, 
Лечу стрелою, пущенною к цели, 
Над заревом пожаров и костров.

За мною мир в развалинах суров. 


За мной кружат, вздымая прах, метели, 
И новый век встаёт из колыбели, 
Из пепелища истин и основ.

Ещё не убран в ризы, не украшен, 


Младенчески невинен и жесток, 
И дик, и наг, и наготою страшен, 
Он расправляет крылья на восток.

Лечу за ним, лечу, как семя бури, 


Плодотворить грядущего лазури.
VII

И новый век встаёт из колыбели


Его встречает вой и шабаш вьюг, 
И вихри туч, над ним смыкая круг, 
Как в дьявольской несутся карусели.

Мне страшен пир космических веселий, 


Случайный гость, я прячу свой испуг, 
Когда мне чашу новогодних зелий 
С улыбкою протягивает друг.

Властитель помыслов и снов девичьих, 


Околдовавший молодость мою! 
Тебя всегда, везде я узнаю, 
Под маскою любой, в любом обличье.

Теперь, как Феникс, ты восстать готов 


Из пепелища истин и основ.
XI

И дик, и наг, и наготою страшен, 


Под новым знаменем шагает век. 
Идёт с ним в ногу новый человек, 
Идут за ним сыны и внуки наши.

В тылу не счесть ни пленных, ни калек, 


Ни тех, кто в страхе наспех перекрашен 
В защитный цвет и для кого навек 
Чадящий факел прошлого угашен.

И всех, и всё с дорог своих сметёт 


Напор судьбы, подобный урагану. 
А гений времени летит вперёд, 
Провозглашая новую осанну.

Его полёт бесстрашен и высок. 


Он расправляет крылья на восток.
XII

Он расправляет крылья на восток, 


Туда, где омывают океаны 
Легендами овеянные страны, 
Там расцветает огненный цветок.

Его лучей животворящий ток 


Пронзает мрак и золотит туманы. 
Как в сказке, там живой воды исток 
Смертельные залечивает раны.

Там мудрость правит. 


Там равно и щедро 
Благами жизни все наделены. 
Там в явь живую воплотились сны, 
Там сева ждут алкающие недра,

И новый сеятель летит в лазури, 


Лечу за ним, лечу, как семя бури.

Каролина Павлова( 22 июля 1807 – 14 декабря 1893) – русская поэтесса и переводчица. Свое детство юная поэтесса провела в Москве, там же училась на медика. Каролина знала четыре языка, прекрасно разбиралась в химии и биологии. На ранее творчество девушки очень сильно повлияла ее первая влюбленность. Юный поэт Адам Мицкевич влюбился в Каролину, была даже объявлена дата свадьбы, но юный поляк охладел к невесте, а вскоре и совсем избавился от нее. Поэтесса писала свои стихи на русском, французском и немецком языках.




10-ГО НОЯБРЯ 1840


Среди забот и в людной той пустыне,

Свои мечты покинув и меня,

Успел ли ты былое вспомнить ныне?

Заветного ты не забыл ли дня?

Подумал ли, скажи, ты ныне снова,

Что с верою я детской, в оный час,

Из рук твоих свой жребий взять готова,

Тебе навек без страха обреклась?

Что свят тот миг пред божьим провиденьем,

Когда душа, глубоко полюбя,

С невольным скажет убежденьем

Душе чужой: я верую в тебя!

Что этот луч, ниспосланный из рая,-

Какой судьба дорогой ни веди,-

Как в камне искра спит живая,

В остылой будет спать груди;

Что не погубит горя бремя

В ней этой тайны неземной;

Что не истлеет это семя

И расцветет в стране другой.

Ты вспомнил ли, как я, при шуме бала,

Безмолвно назвалась твоей?

Как больно сердце задрожало,

Как гордо вспыхнул огнь очей?

Взносясь над всей тревогой света,

В тебе хоть жизнь свое взяла,

Осталась ли минута эта

Средь измененного цела?

Авдотья Яковлевна Панаева(12 августа 1820 – 11 апреля 1893) – русская писательница и мемуаристка. Авдотья была вовлечена в мир литературы своим мужем – Николаем Некрасовым. У нее имеются произведения, которые она писала совместно с ним. Она была знакома с множеством выдающихся литераторов того времени. (Достоевский, Гончаров, Лев Толстой и т.д)

Авдотья Панаева и ее воспоминания

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Наводнение - Декабрьский бунт - Шаховской - - Каратыгин - Пушкин - Холера 1831 года

Я родилась и выросла в театральном мире. Мои отец и мать (Брянские) были артисты императорского театра в Петербурге.

Я очень отчетливо помню свое самое раннее детство. В моей детской памяти запечатлелось множество лиц, которых я видела, разговоры, которые я слышала. Я слишком рано стала наблюдать все, что вокруг меня делалось и говорилось взрослыми.

Мы жили в казенном доме, в котором давались квартиры семейным артистам и театральным чиновникам. Контора театра помещалась в том же доме и занимала квартиру в четыре комнаты. Чиновников тогда было очень немного, и я знала их всех в лицо: Зотова - романиста, Марселя, Ситникова и еще нескольких человек, которых фамилии забыла. При театре был доктор Марокети, маленький господин с большими черными глазами, у которого почему-то постоянно качалась голова, как у алебастровых зайчиков [001].

При вступлении А.М.Гедеонова в должность директора театров, в 1833 году, театральные чиновники быстро стали размножаться, так что очень скоро из них образовался целый департамент. Киреев, Ротчев, Федоров - водевилист, часто бывали у нас: все они были бедняками и еще не играли той важной роли при театре, как впоследствии. Потом уже Киреев и Федоров сделались богачами, даже писец Крутицкий, которого я видела по вечерам в детстве дежурным в конторе, ходившим босиком, чтобы не износить свои сапоги, - и тот нажил себе дома, дачу [002].

Казенный дом, где мы жили, был большой: он выходил на Офицерскую улицу, на Екатерининский канал у Пешеходного мостика со львами, близ Большого театра, и в маленький переулочек (не помню его названия), выходивший на Офицерскую улицу. Сначала мы жили в квартире, окна которой выходили на Екатерининский канал; потом отец занимал в этом же доме более обширную квартиру, и уже наши окна выходили в маленький переулок и на Офицерскую улицу.

В день наводнения в Петербурге в 1824 году (7 ноября) я смотрела на затопленные улицы из окон квартиры, выходивших на Екатерининский канал. Хотя мне было немного лет, но этот день произвел на меня такое впечатление, что глубоко врезался в моей памяти. Под водой скрылись улицы, решетки от набережной, и образовалась большая река, посреди которой быстро неслись доски, бочки, перины, кадки и разные другие вещи. Вот пронеслась собачья будка на двух досках, с собакой на цепи, которая, подняв голову, выла с лаем. Через несколько времени несло плот, на нем стояла корова и громко мычала. Все это быстро неслось по течению, так что я не успевала хорошенько всматриваться. Но плывшая белая лошадь остановилась у самого моего окна и пыталась выскочить на улицу. Однако решетка ей мешала; она скоро выбилась из сил, и ее понесло по течению. Эту лошадь мне чрезвычайно было жаль, и я не пожелала более смотреть в окно.

Леся Украинка( 15 февраля 1871 – 1 августа 1913)– украинская писательница и поэтесса, деятель культуры и переводчица. Настоящее имя Лариса Петрова. Современные украинцы называют ее одним из самых выдающихся соотечественников. Из-за болезней, девочка часто путешествует по миру, что способствует расширению ее кругозора. Благодаря сборникам своих стихов девушка известна во всем мире.


Бахчисарайский дворец



Хоть не разрушен он, во всех углах сурово
Таится пустота, ушедшие года.
Как будто только что промчалась тут беда,
Сметая грозной бурей след былого.

Фонтан чуть слышное в саду лепечет слово,
По камню медленно журчит, бежит вода,
Роняет капли слез, не молкнет никогда.
То плачет сам дворец средь сумрака дневного.

Жилище ханских жен — развалины одни.
Вон башня и сады, где в те былые дни
Гарема пленницы красу свою губили.

Здесь сила грубая с неволею царили.
Но сила умерла, погребена в руинах,
Неволя ж властвует и до сих пор в долинах.

20 век:

Белла Ахмадулина ( 10 апреля 1937 – 29 ноября 2010) – российская поэтесса, писательница, переводчица, один из самых крупнейших поэтов 20 века. Член Союза Писателей России и почетный член Американской Академии Искусств и Литературы. Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру нашла еще в 15 лет. В 1959 Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»




* * *


По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.


Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.


Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.


О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.


Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.


Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.


Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.


И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.


И вот тогда - из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

Анна Ахматова (23 июня 1889 – 5 марта 1966) – русская поэтесса. Одна из самых значимых фигур литературы двадцатого века. У поэтессы была трагическая жизнь. От репрессии пострадали ее родные, ее горе было сильно отражено в творчестве. Не смотря на то, что девушка была одной из самых лучших поэтесс своего времени, ее творчество было подвергнуто цензуре. А сама поэтесса была подвергнута травле.

Летний сад


Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И всё перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.



Я слышу иволги всегда печальный голос

Я слышу иволги всегда печальный голос

И лета пышного приветствую ущерб,

А к колосу прижатый тесно колос

С змеиным свистом срезывает серп.

И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят.

Теперь бы звон бубенчиков весёлых,

Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.

Не ласки жду я, не любовной лести

В предчувствии неотвратимой тьмы,

Но приходи взглянуть на рай, где вместе

Блаженны и невинны были мы.

Агния Барто (17 февраля 1906 – 1 апреля 1981) – русская поэтесса и сценарист. Родилась в еврейской семье, училась в гимназии параллельно в балетной школе. После завершения это школы, Агния поступила в балетную группу, где проработала три года. Большинство стихов поэтессы написаны для детей, поэтому стиль легкий и понятен всем, но при этом не теряет своего очарования. Стихи поэтессы всегда на современную тогда тему, она словно рассказывает обычную историю, причем ее творчеству характерно называть персонажей так, будто речь идет о хорошо знакомых нам людях, что предает ее стихам еще больший шарм.



В честь Андрея.
Дуб качает головою,

Сосны ветками шумят,

И осыпан мокрой хвоей

По утрам осенний сад.


Но сегодня в честь Андрея

Стало солнышко добрее:

Нынче мальчику полгода —

Вот и ясная погода!


В честь Андрюши будут пляски,

Ребятишек полон двор.

Мальчик смотрит из коляски

На танцующих сестер.


Он сидит, как зритель в ложе,

У него в руках букет.

Он и сам сплясал бы тоже,

Да устойчивости нет!



Страшная птица.
На окошко села птаха,

Брат закрыл глаза от страха:

Это что за птица?

Он ее боится!


Клюв у этой птицы острый,

Встрепанные перья.

Где же мама? Где же сестры?

Ну, пропал теперь я.


— Кто тебя, сынок, обидел? —

Засмеялась мама.—

Ты воробышка увидел

За оконной рамой.


Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи) ( 21 мая 1872 – 6 октября 1952) – русская мемуаристка и писательница, иммигрировавшая после революции в Париж. Поэтесса известна своими сатирическими стихами и фельетонами. Поклонником девушки был сам Николай Второй. Современники называли ее «королевой русского юмора», хотя в ее произведениях юмор часто был связан с грустью и остроумными замечаниями.



Гаснет моя лампада...

Гаснет моя лампада...


Полночь глядит в окно...
Мне никого не надо,
Я умерла давно!

Я умерла весною,


В тихий вечерний час...
Не говори со мною,-
Я не открою глаз!

Не оживу я снова -


Мысли о счастье брось!
Черное, злое слово
В сердце мое впилось...

Гаснет моя лампада...


Тени кругом слились...
Тише!.. Мне слез не надо.
Ты за меня молись!
Луне проклятье

Да будет проклята Луна!


Для нас, безумных и влюбленных,
В наш кубок снов неутоленных
Вливает мертвого вина...
Да будет проклята Луна!

Томлений лунных не зови!


Для тех, кто в страсти одиноки,
Они бесстыдны и жестоки,
Но слаще жизни и любви...
Томлений лунных не зови!

Кто звал Луну в ночные сны,


Тем нет возврата, нет исхода,
Те встретят зарево восхода
Рабами бледными Луны,
Кто звал Луну в ночные сны!

Ей власть забвенья не дана!


Она томлением отравит
И бросит в жизнь и жить оставит,
Она бессильна и жадна!..
Да будет проклята Луна!

Ирина Владимировна Одоевцева (27 июня 1895 – 14 октября 1990) – русская поэтесса и прозаик. Ирина являлась участницей проекта «Цеха поэтов» и была любимой ученицей Николая Гумилева. В России писательница прожила недолго, в 1922 году она иммигрировала во Францию, где писала свои мемуары и стихи, но умерла писательница на родине, куда вернулась в 1987 году.



В этот вечер парижский, взволнованно-синий
В этот вечер парижский, взволнованно-синий,

Чтобы встречи дождаться и время убить,

От витрины к витрине, в большом магазине

Помодней, подешевле, получше купить.


С неудачной любовью... Другой не бывает -

У красивых, жестоких и праздных, как ты.

В зеркалах электрический свет расцветает

Фантастически-нежно, как ночью цветы.


И зачем накупаешь ты шарфы и шляпки,

Кружева и перчатки? Конечно, тебе

Не помогут ничем эти модные тряпки

В гениально-бессмысленной женской судьбе.


- В этом мире любила ли что-нибудь ты?..

- Ты должно быть смеешься! Конечно любила.

- Что?- Постой. Дай подумать! Духи, и цветы,

И еще зеркала... Остальное забыла.



Мария Петровых (13/26 марта 1908 – 1 июня 1979) – русская поэтесса и переводчица. Родилась в Ярославской области, а работала литературным сотрудником в московских издательствах. В годы войны - в эвакуации в городе Чистополь. При жизни вышла лишь одна небольшая и малотиражная книга избранной лирики - «Дальнее дерево». Но не смотря на это, стихи поэтессы очень ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова. С последней была знакома с студенческой скамьи.

Молитва в лесу

 
Средь многих земных чудес 
Есть и такое — 
Листья кружат на ветру, 
Преображается лес, 
Нет в нем покоя. 
Это не страшно, это не навсегда, 
Настанет покой снежный, 
А там, глядишь, и весне подойдет чреда 
В срок неизбежный. 
У нас похуже, но мы молчим. 
Ты, лес, посочувствуй. 
Весна — это юность, 
а старость — не множество зим, 
Минует одна, и место пусто. 
Сомкнется воздух на месте том, 
Где мы стоим, где мы идем. 
Но и это не страшно, коль ты пособишь 
И в нашу подземную тишь 
Врастет деревцо корнями живыми. 
Пожалей нас во имя 
Пожизненной верности нашей 
Ветвям, и листве, и хвое, 
Оставь нам дыханье твое живое,— 
Пусть растет деревцо 
Все ветвистей, все краше!..
Эскиз к портрету

 
Ты живешь, смиренницей прекрасною. 
Всю себя лишь для себя храня. 
Доцветаешь красотой напрасною, 
Прелестью, лишенною огня. 

Стройностью твоей, твоей походкою 
Восхитится каждый, кто ни глянь. 
Красоте зеленых глаз с обводкою 
Позавидовать могла бы лань. 

Алощекая и темнобровая, 
Ты и впрямь на диво хороша... 
Гордая, холодная, суровая, 
Самопоглощенная душа. 

Мраморная прелесть безупречная, 
Совершенства образец живой... 
Самоотречение беспечное, 
Безоглядное — удел не твой. 

Есть возможное и невозможное, 
Ты меж них границу провела 
И живешь с оглядкой осторожною, 
Ни добра не делая, ни зла.

Вероника Михайловна Тушнова ( 15 марта 1915 – 7 июня 1965) – русская поэтесса. Из-за войны девушке приходиться отказаться от обучения в институте и пойти в полевые госпитали, где она лечила раненых, а в перерывах писала свои первые стихи, которые были пропитаны болью солдат, грохотом пушек и слезами людей, которые не хотели этой войны. После окончания войны, девушка публикует два свои сборника стихов, которые приносят ей известность. Так же девушка работала в газетах, была переводчиком и написала свою поэму.



Воздух пьяный - нет спасения

Воздух пьяный - нет спасения,


с ног сбивают два глотка.
Облака уже весенние,
кучевые облака.
Влажный лес синеет щеткою,
склон топорщится ольхой.
Все проявленное, четкое,
до всего подать рукой.
В колеях с навозной жижею,
кувыркаясь и смеясь,
до заката солнце рыжее
месит мартовскую грязь.
Сколько счастья наобещано
сумасшедшим этим днем!
Но идет поодаль женщина
в полушалочке своем,
не девчонка и не старая,
плотно сжав румяный рот,
равнодушная, усталая,
несчастливая идет.
Март, январь, какая разница,
коль случилось, что она
на земное это празднество
никем не позвана.
Ну пускай, пускай он явится
здесь, немедленно, сейчас,
скажет ей:
"Моя красавица!",
обоймет, как в первый раз.
Ахнет сердце, заколотится,
боль отхлынет, как вода.
Неужели не воротится?
Неужели никогда?
Я боюсь взглянуть в лицо ее,
отстаю на три шага,
и холодная, свинцовая
тень ложится на снега.
Марина Ивановна Цветаева (8 октября 1882 - 31 августа 1941) – русская поэтесса, прозаик. Одна из крупнейших поэтов двадцатого века. Ее первые стихи получили одобрение Николая Гумилева, Валерия Брюсова и Максимилиана Волошина. В 1925 поэтесса переехала в Париж, но, ни французы, ни сам город не запали в душу поэтессы. Она стремилась вернуться домой, не смотря на все предупреждения со стороны друзей, оставшихся в СССР. И она действительно вернулась на родину, где ее радушно встретили почитатели ее творчества. Поэтесса работа в газетах, выпускала свои сборники.


Любви старинные туманы

Над черным очертаньем мыса —

Луна — как рыцарский доспех.

На пристани — цилиндр и мех,

Хотелось бы: поэт, актриса.
Огромное дыханье ветра,

Дыханье северных садов,—

И горестный, огромный вздох:

— Ne laissez pas trainer mes lettres!*


* «Не раскидывайте мои письма!» (фр.)
2
Так, руки заложив в карманы,

Стою. Синеет водный путь.

— Опять любить кого-нибудь?—

Ты уезжаешь утром рано.


Горячие туманы Сити —

В глазах твоих. Вот так, ну вот...

Я буду помнить — только рот

И страстный возглас твой: — Живите!


3
Смывает лучшие румяна —

Любовь. Попробуйте на вкус,

Как слезы — солоны. Боюсь,

Я завтра утром — мертвой встану.


Из Индии пришлите камни.

Когда увидимся?— Во сне.

— Как ветрено!— Привет жене,

И той — зеленоглазой — даме.


4
Ревнивый ветер треплет шаль.

Мне этот час сужден — от века.

Я чувствую у рта и в веках

Почти звериную печаль.


Такая слабость вдоль колен!

— Так вот она, стрела Господня!—

— Какое зарево!— Сегодня

Я буду бешеной Кармен.


...Так, руки заложив в карманы,

Стою. Меж нами океан.

Над городом — туман, туман.

Любви старинные туманы.


Маме


В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.


Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.


К детским снам клонясь неутомимо,

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.


С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров...

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!


Все бледней лазурный остров — детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!



Заключение:
Как я уже говорила, мне бы, конечно же, хотелось охватить более большой промежуток времени, но в пределах проекта это невозможно, поэтому я рассказала именно о самых ярких представительницах своего времени. Я надеюсь, что этот сборник не будет заброшен, а найдутся люди, которые захотят продолжить его, рассказав уже не только о писательницах и художницах, но и про девушек композиторов, режиссеров и тд; а пока предлагаю ознакомиться с краткими биографиями женщин в искусстве 18-290 веков!




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница