По 1-2 балла за каждый правильный ответ Орфоэпическая разминка. 1 балл



Скачать 44.16 Kb.
Дата21.06.2016
Размер44.16 Kb.
Секция «Практическая стилистика»

Тест «Ораторское искусство в разных стилях речи»

(по 1-2 балла за каждый правильный ответ)
1. Орфоэпическая разминка. 1 балл.

Расставьте ударения в данных словах. В каком слове ошибка?

А) ДоговОр

Б) ВероисповЕдание

В) ЗаржавЕть

Г) ХодАтайствовать



2. Найдите лишнее. 1 балл

В ораторском искусстве принято выделять основные жанры (т.е. формы, в которых реализуется конкретное произведение ораторского искусства.).

А) Лекция

Б) Доклад

В) Дебаты

Г) Риторика.


3. Найди соответствия. 1 балл

______________________________

Перикл, Клеон, Горгий, Лисий, Исократ, Исей, Ликург Афинский, Гиперид, Эсхин, Демад

Демосфен, Андокид, Аристотель, Сократ, Платон, Аспазия (Аспасия)

_________________________________'>_________________________________

Катон Старший, С. Гальба, Гракх, Марк Антоний, Л. Красс, Юлий Цезарь, Цицерон, Калидий



______________________________

Пётр Пустынник



______________________________

Хенли, Джон, Мирабо, Оноре Габриель, Дантон, Жорж Жак, Робеспьер, Максимилиан, Сен-Жюст, Луи Антуан



______________________________

Абд аль-Кадир, Линкольн, Авраам, Бриан, Уильям Дженнингс, Дуглас, Фредерик, Эмерсон, Ральф Уолдо, Ингресолл, Роберт Грин, Уэбстер, Дэниел, Жорес, Жан.


Для справок: греческие ораторы, римские ораторы, средневековые ораторы, ораторы XVIII века, ораторы XIX века.

4. Исправь ошибки в высказываниях об ораторах (ошибки выделены жирным шрифтом). 1 балл
Екатерина Медичи обладал (а) магнетическим обаянием благодаря голосу сирены, способному заворожить любого человека. Его (Ее) речь была убедительна, а в каждом слове сквозило обаяние. Плутарх сравнивал его (ее) голос с многострунным инструментом, который легко настраивался на любой лад.
Клеопатра имел (а) удивительный талант располагать к себе важных персон.
Марк Твен понимал (а) роль искусства слова в карьере. Всем известны его (ее) слова: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».
Наполеон и его (ее) выступление «Погода в Новой Англии», напутственная речь «Как лечить простуду» до сих пор вызывают восхищение у многих людей.

5. Восстанови текст. 2 балла.

Особенно _________и эмоционально звучит _____________ лексика и ____________в тех местах лекций, где И.П. Павлов вступает в ___________________со своими научными оппонентами: «Невролог, всю жизнь проевший зубы на этом деле, до сих пор не уверен, имеет ли мозг какое-либо отношение к уму»; «Закрыть глаза на эту деятельность обезьяны, которая проходит перед вашими глазами, смысл которой совершенно очевиден... - это чепуха, это ни на что не похоже».

Приведем в качестве примера отрывок, который иллюстрирует органическую и характерную связь в лекциях И.П. Павлова элементов ____________и ____________речи: «Где общая схема высшей нервной деятельности? Где общие правила этой деятельности? Перед этими законнейшими вопросами современные физиологи стоят поистине с пустыми руками. Почему же объект так сложен конструктивно, так обилен функциями, а рядом с этим исследование его для физиолога уперлось как бы в угол, а не представляется почти безграничным, как можно было бы ожидать?».

Какова же специфика этого фрагмента лекции?

Можно отметить в нем обилие __________________предложений, которые создают ____________речи, наличие ______________(с пустыми руками, т.е. ничего не получив; упереться в угол, т.е. не получить дальнейшего развития), ________________(так... так), экспрессивной формы ___________________(законнейший), ___________и ________________(функция, объект, безграничный, высшая нервная деятельность). Такой сплав __________и ________________элементов создает экспрессию речи, привлекает большое внимание слушателей.
Критерии оценки

Текст восстановлен в общей логике высказывания – 2 балл.

Есть 2 смысловые ошибки - 1 балл.

В восстановленном тексте допущено больше двух смысловых ошибок – 0 баллов.


6. Частным случаем рассуждения являются общие места - отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Это рассуждения на общие темы, например, о честности и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала; связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи. Таким образом, общие места есть вид рассуждения. Определите, сколько общих мест в речи В.С. Соловьева, сказанной им на Высших женских курсах 30 января 1881 г. по поводу смерти Ф.М. Достоевского. Назовите их и определите их роль. 2 балла

«В Достоевском русское общество потеряло не поэта или писателя только, а своего духовного вождя. Пока совершается исторический процесс развития общества, неизбежно проявляется зло, для борьбы с которым существует двоякого рода власть: мирская и духовная. Мирская ограничивает злое начало злом же, борется с ним карами и насилием, осуществляя только некоторый внешний порядок в обществе. Вторая власть, духовная, не признавая этот внешний порядок за выражение безусловной правды, стремится к осуществлению этой последней посредством внутренней духовной силы, так чтобы зло являлось не ограниченным только внешним порядком, а вполне побежденным началом добра. И как высшая мирская власть так или иначе сосредоточивается в одном лице - представителе государства, точно так же и высшая духовная власть в каждую эпоху обыкновенно принадлежит во всем народе одному лицу, которое яснее всех стремится к ним, сильнее всех действует на других своею проповедью. Таким духовным вождем русского народа в последнее время был Достоевский.

Пока фактическое положение общества основано на неправде и зле, пока добро и правда только стремятся найти себе осуществление, положение подобных людей не есть положение царей, обладающих своей державой, а положение пророков, часто непризнаваемых. Их жизнь есть борьба и страдание. Такова была и жизнь Достоевского»
Общие места ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль общих мест

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии оценки:

Правильно выделены общие места высказывания и показана их роль – 2 балла.

Правильно выделены общие места высказывания, но не показана их роль – 1 балл.

Неправильно выделены общие места – 0 баллов.


7. Напишите краткое высказывание (1-2 предложения) на тему «Чрезмерное использование иностранных слов – беда», доказав или опровергнув это утверждение. 2 балла

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии оценки:

Высказывание содержит аргументы и выводы – 2 балла.



Высказывание содержит аргументы, но они не являются доказательством тезиса; тезис не достаточно доказан, отсутствуют выводы – 1 балл.

Высказывание не содержит аргументы – 0 баллов.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница