Плавания по внутренним водным путям



страница1/6
Дата03.03.2016
Размер1.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6




УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от ______________ № ______



ПРАВИЛА

ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



  1. Общие положения




  1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»1).

  2. Правила применяются судами, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях Российской Федерации открытых в установленном порядке для судоходства (далее – ВВП).

  3. Особенности движения и стоянки судов в отдельных бассейнах ВВП (далее – Особенности) приводятся в приложениях №№ 7 – 17 к настоящим Правилам.

  4. Текст настоящих Правил должен находиться на борту каждого судна при плавании и стоянке на ВВП, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажей.




  1. Визуальная сигнализация




  1. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (далее – темное время суток).

При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться от восхода до захода солнца (далее – светлое время суток).



  1. В светлое время суток, в условиях, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам (далее – ограниченная видимость), судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для темного времени суток.

  2. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2 к настоящим Правилам. Дальность видимости огней должна соответствовать требованиям приложения № 3 к настоящим Правилам.

  3. Суда, находящиеся на ремонте или отстое на акваториях, расположенных за пределами судового хода, и не создающие препятствий для других судов, предписанные настоящими Правилами огни и знаки могут не нести.

  4. На судах применяются следующие сигнальные огни:

белый или красный огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5 град. позади траверза каждого борта (далее – топовый огонь);

зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5 град. и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5 град. позади траверза соответствующего борта (далее – бортовые огни);

белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5 град. с каждого борта (далее – кормовой огонь);

огонь, излучающий непрерывным светом дугу горизонта в 360 град. (далее – круговой огонь);

желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135 град. и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5 град. с каждого борта (далее – буксировочный огонь);

огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени (далее – проблесковый огонь);

проблесковый огонь, цветной или белый, излучающий свет по дуге горизонта в 112,5 град. от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5 град (далее – светоимпульсная отмашка). Светоимпульсная отмашка является сигнализацией для темного и светлого времени суток. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение в темное время суток световой отмашки (мигание белым огнем), а в светлое время суток флага-отмашки.


  1. При проходе под мостами, через шлюзы или под воздушными переходами линий электропередач суда могут нести топовые огни на меньшей, чем установлено настоящими Правилами, высоте для беспрепятственного прохода.

  2. Флаги и щиты должны быть прямоугольными. Их длина и ширина должны быть не менее 1 метра, а для судов длиной менее 20 метров не менее 0,6 метра.

  3. Цилиндры, шары, конусы и двойные конусы могут быть заменены приспособлениями, которые на расстоянии создают те же изображения. Их размеры должны быть:

высота цилиндра не менее 0,8 метра, диаметр не менее 0,5 метра;

диаметр шара не менее 0,6 метра;

высота конуса не менее 0,6 метра, диаметр основания не менее 0,6 метра.


  1. Запрещается использовать осветительные устройства, прожекторы, а также щиты, флаги и другие предметы, если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы, установленные настоящими Правилами.

  2. Судам запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление судоводителей, создающее опасность или помехи для судоходства.


III. Ходовая сигнализация в темное время суток


  1. Одиночное самоходное судно должно нести:

один белый топовый огонь впереди;

судно длиной 50 метров и более второй белый топовый огонь, расположенный позади и выше переднего топового огня;

бортовые огни;

три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к настоящим Правилам, на судах шириной более 5 метров;

один кормовой огонь на судах шириной 5 метров и менее.


  1. Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях, а также самоходный паром, когда они не стоят на якоре, не ошвартованы к берегу и не стоят на мели (далее на ходу), должны нести, кроме огней, указанных в пункте 15 настоящих Правил, желтый проблесковый круговой огонь.

  2. Многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности, используя экранный эффект (далее – экраноплан) при взлете, посадке и во время полета вблизи поверхности должно нести такие же огни как одиночное самоходное судно, в дополнение к этим огням экраноплан должен выставлять красный проблесковый круговой огонь.

  3. Толкающее судно должно нести:

три белых топовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 5 приложения № 2 к настоящим Правилам;

бортовые огни;

три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к настоящим Правилам, и один буксировочный огонь на судах шириной более 5 метров;

один буксировочный огонь на судах шириной 5 метров и менее.



  1. Толкаемое судно должны нести один белый топовый огонь в носовой части.

  2. Буксирующее судно должно нести:

два белых топовых огня, расположенные по вертикали;

при буксировке плота три белых топовых огня, расположенные по вертикали;

бортовые огни;

один кормовой огонь, и один буксировочный огонь, расположенные в диаметральной плоскости судна.



  1. При буксировке состава несколькими самоходными судами, соединенными в кильватер, головной буксировщик должен нести огни, указанные в пункте 20 настоящих Правил, остальные буксировщики огни, указанные в пункте 20 настоящих Правил, за исключением бортовых огней.

  2. Самоходные суда, ошвартованные бортами и буксирующие состав, должны нести огни, указанные в пункте 20 настоящих Правил, за исключением внутренних бортовых огней.

  3. Самоходное судно у плота, помогающее в его проводке, должно нести три белых топовых огня, расположенных по вертикали, и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна.

  4. Самоходное судно при буксировке на тросе состава с толкачом должно нести такие же огни, как самоходное судно, указанное в пункте 20 настоящих Правил, а толкающее судно один белый топовый огонь, один буксировочный огонь и ниже его два кормовых огня, расположенных горизонтально.

При ширине толкающего судна 5 метров и менее оно несет один буксировочный огонь.

  1. Буксирное или толкающее судно, в случае осуществления буксировки под бортом другого судна, должно нести огни в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.

Грузовое или пассажирское судно, в случае осуществления буксировки под бортом другого судна, должно нести огни в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил и дополнительный белый круговой огонь.

Самоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести:

один белый топовый огонь и один кормовой огонь при длине судна менее 50 метров;

два белых топовых огня и один кормовой огонь при длине судна 50 метров и более;

несамоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести огни согласно пункту 26 настоящих Правил.


  1. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести:

одиночное судно длиной до 50 метров один белый круговой огонь;

одиночное судно длиной 50 метров и более по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

в составе по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части последнего судна. Самоходное судно с работающими двигателями, буксируемое на тросе, должно нести огни, указанные в настоящем пункте.


  1. Самоходное судно длиной менее 20 метров должно нести:

один белый топовый огонь;

бортовые огни;

один кормовой огонь.

Бортовые огни самоходного судна длиной менее 20 метров могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном в диаметральной плоскости судна в носовой части.



  1. Каждое буксируемое или идущее в счале судно длиной менее 20 метров должно нести один белый круговой огонь. Это предписание не применяется к шлюпкам судов.

  2. Парусные суда должны нести:

суда длиной 20 метров и более бортовые огни, один кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний зеленым;

суда длиной от 7 метров до 20 метров бортовые огни, один кормовой огонь. При этом огни могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

суда длиной менее 7 метров один белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни, указанные в пункте 15 настоящих Правил.



  1. Шлюпки судов должны иметь один белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

  2. Суда, совершающие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести на ходу, помимо огней, предписанных в пункте 15 настоящих Правил, один красный топовый огонь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

  3. Буксировщик или толкач, кроме огней, предписанных настоящими Правилами, должен нести:

если в составе находятся суда, указанные в пункте 31 настоящих Правил, судно, занятое буксировкой на тросе, должно нести один красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней;

судно, занятое толканием судов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, или толкающее состав, в который входят суда, указанные в пункте 31 настоящих Правил, вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника должно нести красный топовый огонь.



  1. Паромы канатных переправ должны нести:

один белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 метров от поверхности воды, однако эта высота может быть уменьшена до 3 метров, если длина парома не превышает 15 метров;

один желтый проблесковый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 метра над белым огнем.

Канат переправы должен быть освещен у обоих берегов фонарями, прикрытыми сверху защитными козырьками.


  1. Самоходное судно, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме предписанных ему огней, должно нести один желтый проблесковый круговой огонь.

Несамоходное судно при его толкании несет один белый топовый огонь, при буксировке один белый круговой огонь, если судно длиной до 50 метров, свыше 50 метров два белых круговых огня один из которых расположен на носу, а второй на корме.

  1. Плоты на ходу должны нести:

при длине плота менее 60 метров один белый круговой огонь на хвостовой части;

при длине плота от 60 метров до 120 метров по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

при длине плота от 120 метров до 240 метров по одному белому круговому огню на углах плота;

при длине плота от 240 метров до 480 метров по одному белому круговому огню на углах плота и на каждом борту в средней части плота, а на плотах длиной более 480 метров устанавливаются дополнительные белые круговые огни на каждом борту, расположенные таким образом, чтобы расстояние между огнями по длине плота не превышало 240 метров.


IV. Стояночная сигнализация в темное время суток


  1. Одиночное судно на стоянке должно нести:

самоходное судно шириной 5 метров и менее, несамоходное судно длиной до 50 метров один белый круговой огонь на мачте;

самоходное судно шириной более 5 метров один белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и один белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180 град. от направления прямо по носу до направления прямо по корме;

несамоходное судно длиной 50 метров и более по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях.


  1. Дебаркадер, плавмастерская, брандвахта должны нести один белый круговой огонь на мачте и один белый круговой огонь на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода.

  2. В составе или группе соединенных несамоходных судов, стоящих на рейде или у берега, суда, находящиеся со стороны судового хода, и все суда переднего счала должны нести по одному белому круговому огню на носовой части, а все суда последнего (заднего) счала на кормовой части.

  3. Суда с опасными грузами на стоянке должны дополнительно к огням, предписанным в пункте 36 настоящих Правил, нести один красный круговой огонь.

  4. Нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции должны нести такие же огни и знаки, как несамоходные суда соответствующих размеров, а также один красный круговой огонь.

  5. Экраноплан на стоянке должен нести такие же огни как одиночное судно.

  6. Плоты на стоянке в пути следования должны нести такие же огни, как и на ходу.

  7. Плоты, стоящие на формировочном рейде, должны нести со стороны судового хода через каждые 500 метров круговые огни того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

  8. Плавучие причалы, насосные станции и другие плавучие установки должны нести при их длине менее 50 метров один белый круговой огонь, при их длине 50 метров и более по одному белому круговому огню на каждой оконечности, а также дополнительные белые круговые огни, расположенные таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 50 метров.

  9. Лесонаправляющие и лесоограждающие плавучие сооружения лесных запаней и гаваней на оконечностях, а также по всей длине через каждые 100 метров должны нести круговые огни такого же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

  10. Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100 метров на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.

  11. На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:

со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, один белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;

со стороны, с которой проход невозможен, три красных круговых огня, расположенные по вертикали на видном месте.


V. Сигнализация в светлое время суток


  1. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.

  2. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз.

  3. Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.

  4. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон.

  5. Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться желтыми поплавками или желтыми флагами в количестве, достаточном для указания их местонахождения.

  6. На судне, стоящем на мели, должны дополнительно нестись установленные на уровне плавучего знака со стороны, с которой проход невозможен, три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.


VI. Особая сигнализация


  1. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать в темное и светлое время суток один синий проблесковый огонь.

  2. Терпящее бедствие судно может показывать:

флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

ракеты красного цвета;

сигнал, состоящий из медленного повторяемого поднятия и опускания вытянутых в стороны рук.



  1. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

  2. Рефулерный снаряд (землесосный снаряд, отводящий при работе грунт на берег с помощью трубы-грунтопровода) при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 56 настоящих Правил, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 метров (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые за левую).

  3. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, а в светлое время суток один сигнальный флаг, состоящий из двухцветного прямоугольного полотнища с косицами, разделенного по вертикали пополам таким образом, чтобы левая часть полотнища была белого цвета, а правая часть полотнища – синего цвета (далее флаг «А»).

  4. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода, должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

  5. Судно, занятое водолазными работами, в темное время суток должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, в светлое время суток два сигнальных флага «А».

  6. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

в светлое время суток три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;

в темное время суток, помимо сигнализации, предусмотренной пунктом 56 настоящих Правил, два зеленых круговых огня, расположенных горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2 метров друг от друга.



  1. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 метров.

  2. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте в светлое время суток один сигнальный флаг «А», в темное время суток один зеленый круговой огонь, бортовые огни и кормовой/кормовые огни.

  3. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

в темное время суток два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний зеленый, нижний белый, на расстоянии не менее 1 метра впереди и ниже топового огня), бортовые огни и кормовой/кормовые огни;

В светлое время суток два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.



  1. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходные или несамоходные суда.

  2. Судно, выполняющее девиационные работы, несет сигнал из двух сигнальных флагов, при этом:

верхний флаг состоит из двухцветного прямоугольного полотнища, разделенного по диагонали таким образом, чтобы верхняя правая часть полотнища была красного цвета, а нижняя левая часть полотнища была желтого цвета;

нижний флаг состоит из прямоугольного полотнища желтого цвета.



Другие суда обязаны уступить такому судну дорогу.
VII. Звуковая сигнализация, радиотелефонная связь


  1. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться в соответствии с положениями приложения № 4 к настоящим Правилам.

  2. В случае движения в составе предписанные звуковые сигналы должны подаваться только судном, на борту которого находится судоводитель состава.

  3. Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает звуковой сигнал «Сигнал бедствия» в соответствии с приложением № 4 настоящих Правил.

  4. Самоходные суда должны быть оснащены установками радиотелефонной связи, позволяющими осуществлять радиосвязь с другими судами и береговыми службами на ВВП.

  5. Организация радиосвязи в отдельном бассейне описывается в «Указаниях по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)», издаваемых перед началом навигации бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее БОГУ на ВВТ) и ФГУП «Канал имени Москвы». Один экземпляр «Указаний по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)» должен находиться на каждом судне, эксплуатируемом в соответствующем бассейне. Суда, осуществляющие рейсы по ВВП, находящимся в зоне ответственности нескольких БОГУ на ВВТ, должны иметь «Указания по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)» по всему пути следования.

  6. Судовые радиостанции должны быть постоянно включены и обеспечивать надежную связь во время движения и маневрирования судов, при стоянке на якоре, а также в условиях ограниченной видимости, при наступлении штормовой погоды и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий. Использование каналов связи, предназначенных для связи судов, для других переговоров запрещается.

  7. Перед маневром, связанным с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании (далее – расхождение), судов/составов вызов на радиосвязь осуществляет судоводитель идущего снизу судна, а перед приближением обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5 град. позади траверза обгоняемого судна и обгоном его (далее – обгон) судоводитель обгоняющего судна. Во время согласования действий между судами судоводители других судов не должны мешать их разговорам. Согласование судоводителями взаимных действий по радиотелефонной связи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи таких сигналов.

  8. Судоводитель судна, не получивший ответ на свой вызов по радиотелефонной связи, должен считать, что на другом судне судовая радиостанция неисправна или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства.

Если судоводитель судна, вызываемого на радиотелефонную связь, не отвечает, то для его вызова подается звуковой сигнал «Прошу выйти на связь» в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.

  1. В границах гидроузлов судоводители должны вести переговоры по радиотелефонной связи на канале присвоенном радиостанции гидроузла.

  2. При подходе судна к участкам с ограниченной видимостью или не просматриваемым участкам и при движении по ним судоводитель должен информировать другие суда по радиосвязи о своем местонахождении и своих действиях, подавая звуковой сигнал «Внимание» в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам. В темное время суток сигналы должны дублироваться лучом прожектора, направленным вверх.

  3. Судоводитель судна, следующего с опасным грузом или с его остатками, при согласовании по радиосвязи взаимных действий с другими судами должен информировать их о наличии такого груза или его остатков.

  4. В случае неисправности радиотелефонной установки судну разрешено движение только до ближайшего пункта ремонта радиоэлектронных средств.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница