Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)




страница1/37
Дата26.02.2016
Размер6.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37



Thomas H. Leahey

A HISTORY OF

MODERN PSYCHOLOGY

Third Edition

Upper Saddle River, New Jersey 07458

Томас Лихи

История современной психологии

3-е издание

ПИТЕР

Москва - Санкт-Петарбург -Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев- Харьков • Минск

2003

ББК 88.1(0) УДК 159.9(091) Л65

Л65 История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-199-9 .

В данной книге рассматриваются основные этапы формирования и развития психологии как науки — от античности до наших дней. Вниманию читателей предлагается не просто отстраненное перечисление событий, имен и концепций, но и оригинальный авторский взгляд на процессы и метаморфозы психологической науки, оценка ее ярчайших представителей. Книга адресована психологам, социологам, филологам, историкам и философам, а также всем, кто в силу профессиональной деятельности или иных причин интересуется психологией.



ББК 88.1(0) УДК 159.9(091)

©2001,1994,1991 by Prentice Hall, Inc.

ISBN 0-13-017573-0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-94723-199-9 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Предисловие............................................... 10

Часть I. Введение

Глава 1. Психология, наука и история...................... 12

Понимание науки.............................................. 13

Образ современной науки...................................... 13

Объяснение .................................................. 14

Теории: как ученые объясняют явления......................... 19

Природа научных изменений.................................... 24

Наука как мировоззрение...................................... 33

Вызов, брошенный психологии естественными науками.............. 35

Психология и исторические дисциплины......................... 37

Библиография................................................. 43



Глава 2. Заложение основ.................................. 45

Три эры и две революции в образе жизни людей................. 45

Происхождение понятия «психология» ........................ 47

Эпоха Возрождения............................................ 48

Научная революция............................................ 49

Трансформация материи и механизация картины мира ............ 50

Трансформация опыта и создание сознания ..................... 50

Создание психологии: Рене Декарт............................. 51

Философская психология в XVII и XVIII веках ................. 55

Исследования разума.......................................... 55

Изучение разума и тела....................................... 60

Изучение разума других людей................................. 60

Природа человека, мораль и общество.......................... 61

Проект Просвещения........................................... 61

Изучение природы человека ................................... 62

Контрпросвещение............................................. 63

XIX век: формирование поля деятельности психологии.................... 64

Основные противоречия........................................ 64

XIX век: инновации ............................................................................ 71

Неврология....................................................................................... 71

Методы.............................................................................................. 74

Институты......................................................................................... 76

Психопатология .............................................................................. 77

Заключение ........................................................................................... 81

Библиография........................................................................................ 82

Общие работы.................................................................................. 82

Эпоха Возрождения......................................................................... 83

Научная революция и философская психология (1600-1900)....... 84

Просвещение.................................................................................... 85

XIX век.............................................................................................. 86



6 Оглавление

Часть II. Основание психологии

Глава 3. Психология сознания............................................................................................ 89

Окружение............................................................................................ 89

Психология сознания Вильгельма Вундта.......................................... 95

Вильгельм Вундт (1832-1920)......................................................... 95

Психология Вундта.......................................................................... 96

Вундт за работой............................................................................ 102

После Лейпцига: другие методы, новые движения........................... 107

Поворот: к позитивизму: психология как естественная наука .... 107

Феноменологические альтернативы.............................................. 110

Систематическая интроспекция: Вюрцбургская школа, 1901-1909 ... 113

Научная феноменология: гештальт-психология........................... 118

Поворот к практике: прикладная психология .............................. 124

Судьба психологии сознания............................................................. 125

Библиография...................................................................................... 127



Глава 4. Психология бессознательного ........................................... 130

Значение психоанализа....................................................................... 130

Зигмунд Фрейд и научная психология ............................................ 131

Структура главы............................... _________________________ 133

Формирование психоанализа, 1885-1899.......................................... 133

Фрейд и биология........................................................................... 133

Фрейд — врач: изучение истерии.................................................. 140

Ошибка с совращениеми создание психоанализа........................ 146

Классический психоанализ, 1900-1919............................................. 154

Основополагающая работа: «Толкование сновидений» (1900)... 154

Классическая теория инстинктов:

«Три очерка по теории сексуальности» (1905) ........................... 156

Классическая теория личности: топография разума.................... 158

Ревизия и расширение психоанализа................................................. 161

Пересмотр....................................................................................... 161

Расширение..................................................................................... 163

Судьба психоанализа.......................................................................... 165

Психоанализ Фрейда и наука......................................................... 165

Психоанализ после Фрейда........................................................... 167

Наследие Фрейда................................................................................ 169

Библиография...................................................................................... 170

Общие работы................................................................................ 170

Окружение...................................................................................... 172

Путь через физиологию................................................................. 172

Дора и другие случаи..................................................................... 173

Бессознательное............................................................................. 173

Викторианская сексуальность....................................................... 173

Ошибка с совращением.................................................................. 174

Оглавление

Критика Фрейда.............................................................................. 174

Положение психоанализа............................................................... 175

Герменевтика.................................................................................. 176

Общее влияние................................................................................ 176

Глава 5. Психология адаптации.......................................................... 177

Эволюция и психология...................................................................... 177

Триумф Гераклита: дарвиновская революция................................... 178

Окружение....................................................................................... 178

Романтическая эволюция................................................................ 179

Революционер Викторианской эпохи: Чарльз Дарвин (1809-1882) ... 180

Принятие и влияние идеи эволюции путем естественного отбора 184

Начало психологии адаптации в Британии ....................................... 185

Ламаркистская психология: Герберт Спенсер (1820-1903).......... 185

Дарвинистская психология............................................................. 188

Функциональная психология в Европе............................................... 194

Психологические идеи в Новом Свете............................................... 196

Общая интеллектуальная и социальная атмосфера...................... 196

Философская психология............................................................... 199

Новая американская психология........................................................ 201

Национальная философия Америки: прагматизм ........................ 201

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914)................................................. 201

Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910)................. 203

Становление американской психологии ........................................... 211

Библиография . f.............................................................................................................. 213



Часть III. Совершенно другая эпоха: 1880-1913

Глава 6. Заговор натурализма............................................................. 219

От ментализма к бихевиоризму.......................................................... 219

Психология и общество...................................................................... 219

От островных общин к повсеместным общинам.......................... 220

Старая психология против новой ................................................ 222

Моторная теория сознания: 1892-1896 ............................................. 227

От философии к биологии: функциональная психология, 1896-1910 .... 230

Глава 7. Сознание аннулируется......................................................... 237

Новые направления в психологии животных, 1898-1909.................. 237

От рассказа к эксперименту........................................................... 237

Проблема разума животных........................................................... 244

Переосмысливая разум: споры о сознании, 1904-1912 .................. 246

Существует ли сознание? Радикальный эмпиризм....................... 246

Относительная теория сознания: неореализм............................... 247

Функциональная теории сознания: инструментализм.................. 251

Заключение: сознание сбрасывается со счетов, 1910-1912.............. 252

Библиография...................................................................................... 255



Оглавление_______________________________________________________

Часть IV. Научная психология в XX веке

Глава 8. Золотой век бихевиоризма, 1913-1950 ............................... 261

Бихевиоризм провозглашен................................................................ 261

Манифест бихевиоризма................................................................ 261

Бихевиоризм получает определение, 1919-1930.............................. 267

Формулировка основных принципов бихевиоризма, 1930-1950...... 273

Заключение: все мы сейчас бихевиористы........................................ 287



Глава 9. Закат бихевиоризма, 1950-1960........................................... 289

Закат начинается................................................................................. 289

Философский бихевиоризм............................................................ 290

Формальный бихевиоризм............................................................. 295

Б. Ф. Скиннер (1904-1990).................................................................. 298

Радикальный бихевиоризм как философия................................... 298

Экспериментальный анализ поведения_ ....................................... 299

Интерпретация человеческого поведения..................................... 305

Бихевиоризм и человеческий разум................................................... 309

Вызовы, брошенные бихевиоризму.................................................... 312

Картезианская лингвистика............................................................ 312

Разрушение основ................................................................................ 315

Исчезновение позитивизма............................................................. 316

Ограничения в научении животных............................................... 317

Осознание и научение человека..................................................... 320

Глава 10. Подъем когнитивной науки, 1960-2000............................ 322

Первые теории когнитивной психологии .......................................... 322

Новый структурализм..................................................................... 322

Познание в социальной психологии.............................................. 324

Новые когнитивные теории перцепции и мышления.................... 325

Механизация мышления...................................................................... 327

Триумф переработки информации..................................................... 330

«Когнитивная революция»............................................................. 330

Поражение бихевиоризма................................................................... 335

Природа когнитивистики.................................................................... 338

Когнитивистика в процессе созревания:

споры и развитие............................................................................. 341

Неопределенность.......................................................................... 341

Споры.............................................................................................. 342

Развитие: новый коннекционизм.................................................... 348

Исследования разума в начале нового тысячелетия......................... 357

Библиография...................................................................................... 357

Часть V. Прикладная психология в XX веке

Глава И. Возникновение прикладной психологии, 1892-1919....... 363

Научная и прикладная психология..................................................... 363



Оглавление 9

Происхождение прикладной психологии........................................... 364

Тестирование интеллектуальных способностей........................... 364

Возникновение прикладной психологии в США........................... 368

Прикладная психология ..................................................................... 373

Психология проникает в общественное сознание:

психология на Первой мировой войне............................................... 376

ава 12. Подъем прикладной психологии, 1920-1950..................... 380

Психологи среди социальных противоречий..................................... 380

Психология и повседневная жизнь .................................................... 389

Противоречия между прикладными психологами............................. 399

Психология во время Второй мировой войны................................... 403

Послевоенный оптимизм..................................................................... 406



[ава 13. Психологическое общество: 1950-2000 .......................... 412

Развитие психологического общества................................................ 412

Социальная «революция» 1960-х гг................................................... 415

Профессиональная психология........................................................... 425

Выделение средств на социальные исследования......................... 425

Клиническая психология в 1960-х и 1970-х гг.............................. 426

Новый разрыв: уход «академиков» ............................................... 432

Прикладная психология в начале нового тысячелетия .................... 433

Библиография....................................................................................... 434

Предисловие

«История современной психологии» (A History of Modern Psychology) не переиздавалась с 1994 г., хотя за это время появились два издания «Истории психологии» (A History of Psychology). В третье издание книги я включил все изменения, внесенные в «Историю психологии», но не нанося ущерба повествованию о современной психологии.

Самые заметные особенности нового издания касаются его структуры. Я включил новую, вторую, главу, суммирующую историю психологии от эпохи Возрождения и научной революции до середины XIX в. При написании этой главы помимо «Истории психологии» я руководствовался работой Mind as scientific object: An historical-philosophical exploration («Разум как научный объект: историко-философское исследование»), написанной для книги Mind as Scientific Object («Разум как научный объект»), под редакцией Д. Джонсона и К. Эрнелинга (D.Johnson and С. Erneling (Eds.), Oxford University Press, in press), и двумя статьями: The Renaissance through the Eighteenth Century («От Возрождения до восемнадцатого века включительно») и The Nineteenth Century through Freud («От девятнадцатого века до Фрейда включительно») из «Энциклопедии психологии Американской психологической ассоциации» (АРА Encyclopedia of Psychology, Oxford University Press, 2000).

Главы З и 7, посвященные рождению психологии и тайному заговору натурализма, были пересмотрены, но самые серьезные изменения коснулись главы 4 «Психология бессознательного», которая в настоящем издании построена не тематически, а хронологически. Раздел о развитии психологии в XX веке был дополнен и реорганизован, чтобы сосредоточить внимание на двух направлениях современной психологии: научной психологии и профессиональной психологии. Главы 8—10 рассказывают об истории научных исследований разума в XX столетии вплоть до 2000 г. Главы 11—13 посвящены деятельности профессиональной психологии того же периода. В этих структурных изменениях нашли свое отражение две проблемы, волнующие меня. Во-первых, за годы моей преподавательской деятельности я обнаружил, что метания между принципиально различными направлениями, неизбежно сопровождающие попытки описать тот или иной период, вызывают смятение в умах студентов. Я думаю, что можно дать более ясную картину и научной, и профессиональной психологии, если рассказывать каждую историю отдельно. Во-вторых, как неоднократно подчеркивалось, научная и профессиональная психология идут каждая своей дорогой, поэтому деление повествования на две части отражает реальную ситуацию. Наконец/разделение материала на две части позволит лекторам сделать упор на одной из них по своему выбору.

Как всегда, я был бысчастлив услышать мнение преподавателей и студентов о третьем издании «Истории современной психологии». Пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте, мой адрес: tleahey@saturn.vcu.edu.

Томас Харди Лихи Ричмонд, Вирджиния

Часть I

Введение

Слева - Исаак Ньютон, основатель современных естественных наук. Хотя исследования Ньютона были посвящены физике, его подход к научной работе (ньютонианский стиль) произвел революцию во всех науках и в философии. Справа - Рене Декарт, основатель современной психологии. Его идеи о разуме и сознании, а также его теория, согласно которой тело представляет собой машину, создали ту основную схему, которой психологи оперировали на протяжении нескольких веков.

Источник Американский психологический архив, Университет Экрона.

Первые две главы подготовят нас к восприятию истории современной психологии. С самого момента своего возникновения психология претендовала на звание науки. Тем не менее ее статус как науки никогда не был особенно прочным. Частично это было обусловлено тем, что концепции природы науки менялись с годами и все еще остаются предметом разногласий между студентами, изучающими философию и историю науки. Итак, в первой главе приводится обзор философии науки, причем особое внимание уделяется ее причастности к научным амбициям психологии. Мы также рассмотрим альтернативные взгляды на психологию как область деятельности: как один из видов инженерной деятельности или как одну из гуманитарных наук. Наконец, мы кратко рассмотрим историографию, уделив особое внимание истории науки и истории психологии. Вторая глава дает общую картину донаучных предпосылок психологии, начиная с научной революции и заканчивая последней четвертью XIX столетия, когда, наконец, на сцену вышла научная психология.

ГЛАВА 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница