Пищулина Виктория Владимировна Ростов-на-Дону, 2015 Глава Творческая биография




страница1/8
Дата11.03.2016
Размер1.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»




на правах рукописи

ПОПОВА Анна Андреевна


ТВОРЧЕСТВО АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ

А. Н.ПОМЕРАНЦЕВА


05.23.20 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция

историко-архитектурного наследия


Диссертация

на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Научный руководитель:

доктор архитектуры, профессор,

советник РААСН

Пищулина Виктория Владимировна

Ростов-на-Дону, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................4

Глава 1. Творческая биография А.Н.Померанцева …............................................15

1.1. Начало творческого пути. Обучение ….................................................15

1.2. Основные вехи творчества, административная и педагогическая деятельность …...........................................................................................................22

1.3. Периодизация творческой деятельности А.Н.Померанцева................32

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..………37

Глава 2. Архитектурно - строительная деятельность и основные проекты и постройки в области гражданской архитектуры.....................................................41

2.1. Фукциональность, всефасадность и парадность при формировании нового центра г. Ростова-на-Дону ….......................................................................41

2.2. Диалог формы и конструкции в павильонах Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде.....................................................51

2.3. Интернационализация русского стиля в архитектуре Верхних торговых рядов в Москве..........................................................................................63

2.4. Модерн национально-романтического и классицизирующего направления в ансамбле построек Московской окружной железной дороги......69

2.5. Стилевое многообразие в работах по частным заказам и нереализованных проектах А.Н.Померанцева........................................................80

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..88

Глава 3. Творческий метод А.Н.Померанцева как отражение национального стиля в храмостроении эклектики ….......................................................................91

3.1. Русский стиль в храмостроении в России как сочетание традиционных объемно-конструктивных решений и фасадного стилизаторства..........................91

3.2. Формирование национального стиля в архитектуре Болгарии...........102

3.3. Творческий почерк архитектора в храмостроении: мотивы необарокко в русском стиле и византийский стиль..............................................109

3.4. Место православного зодчества А.Н.Померанцева в архитектуре эклектики...................................................................................................................115

Выводы по 3 главе…………………………………………………………………128

Заключение...............................................................................................................132

Основные выводы по диссертации ………………………………………………133

Список литературы...............................................................................................138

Приложение 1. Иллюстрации………...................................................................166

Введение

Творчество Александра Никаноровича Померанцева занимает особое место в истории отечественной архитектуры рубежа XIX и XX столетий. Он один из наиболее ярких и талантливых архитекторов, работавших в рамках поздней эклектики. «Ему были чужды новые стилевые искания; идя традиционным путем, он обнаружил черты определенной каноничности и нормативности в стиле», - справедливо отметила Е.И.Кириченко [123. С.260]. Вместе с тем представление о завершающей фазе эклектики невозможно без включения в общую картину стиля работ этого зодчего. Его произведения, как правило, упоминаются почти в каждой публикации об архитектуре этого периода, в то время как исследования, монографически посвященного Померанцеву, не существует до сих пор.

«Творчество Померанцева, - пишет Е.И.Кириченко – завершает целый период в истории русской архитектуры» [123. С.260]. А.Н.Померанцев – один из ведущих архитекторов поздней эклектики, внесший значительный вклад в формирование национального стиля. Максимального обострения достигает в работах Померанцева и конфликт новейшей конструкции с историческим декором, и лишь профессиональный такт и эстетический вкус зодчего позволяют ему сохранить единство целого и гармонизировать противоречия. Поздняя эклектика в произведениях Померанцева, действительно, демонстрирует закономерную «усталость стиля», но эта усталость отнюдь не оборачивается упадком, и в большинстве работ архитектору удается достичь полноценной художественной убедительности. Померанцев использует и приемы модерна, однако этот стиль не находит в его творчестве такого отклика, как эклектика.

Творческое наследие А.Н.Померанцева многогранно по своему «жанровому» составу, разнообразно по стилистике и принадлежит в равной мере как столицам, так и провинции, причем в ряду столиц - не только Петербург и Москва, но и София. За пределами столиц особую градостроительную значимость произведения архитектора обрели в Ростове-на-Дону, надолго определив масштаб застройки и став своего рода качественным эталоном архитектуры исторического центра города.



Профессиональные интересы А.Н.Померанцева не ограничивались архитектурной практикой. Он преподавал архитектуру в Академии художеств и других учебных заведениях, занимал административные должности, обследовал сохранность памятников древнерусской архитектуры, входил в состав многочисленных конкурсных жюри. Более подробная информация о разносторонней деятельности зодчего содержится в биографическом разделе настоящего исследования, однако главное внимание в работе сосредоточено на архитектурном творчестве Померанцева.

Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью авторского метода академика А.Н.Померанцева, отсутствием целостной картины его творчества, необходимой для полноты историко-теоретического осмысления одного из значимых этапов эволюции отечественной архитектуры. Изучение творчества А.Н.Померанцева как одного из наиболее значимых мастеров поздней эклектики позволит выявить его вклад в формирование неостилей в архитектуре рубежа XIX - XX веков. Комплексное исследование особенностей и уточнение стилевых характеристик работ архитектора будет способствовать разработке методологии достоверной реставрации объектов архитектурного наследия региона и позволит избежать досадных ошибок в реставрационной практике, связанной с насущной необходимостью сохранения регионального историко-культурного достояния.

Состояние вопроса. Литература по теме исследования может быть подразделена на несколько блоков. Прежде всего следует назвать прижизненные публикации исследований и проектов А.Н.Померанцева. Так, в 1903 и 1908 гг. соответственно были опубликованы прокомментированные самим автором издания «Примерных проектов одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ» [199] и обмеров Палатинской капеллы [193]. Информацию об участии Померанцева в обследовании памятников средневековой архитектуры содержат «Известия Императорской Археологической комиссии» [99]. Биографические сведения об архитекторе впервые были представлены С.Н.Кондаковым в «Списке русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств» [140]. В «Архитектурной энциклопедии XIX века» Г.В.Барановского [13-16], журналах «Зодчий» и «Строитель» опубликован ряд проектов архитектора [46,47,50,92,93,94,95,143,144,186]. Ценную информацию содержат издания «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» [48], «Альбом участников Всероссийской промышленной и Художественной выставки в Нижнем Новгороде. 1896 г.» [280] «Здания и сооружения Всероссийской Художественно-Промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде», «План Выставки и описание павильонов...» [16], «Беглые заметки о XVI всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.» [26], «Договор между заведующим Технического строительного участка…и компанией Санет-петербургского металлического завода» [82]. Достойны внимания также печатные материалы, освещающие постройку МОЖД - «Сборник пояснительных записок, расчетов...» [238] и «Альбом исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги, 1903-1908» [2], «Записка к проекту Московской окружной железной дороги» [3], «Экскурсия по Московской окружной железной дороге» [189], «Верхние Торговые Ряды в Москве» [230].

Далее следует остановиться на работах отечественных исследователей, посвященных творчеству архитектора. Максимально информативными среди них являются главы, посвященные Померанцеву, в монографии и в книге Е.И.Кириченко «Зодчие Москвы» [123] и М.В.Нащокиной «Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты» [177]. В первой из них, наряду с краткими биографическими данными и анализом московских работ, выделены основные особенности творческого метода Померанцева [123. С. 260-266 ], такие, как использование новейших технических достижений, масштабный размах и изобилие измельченного декора, и определено место творчества Померанцева как архитектора, подводящего своеобразный итог поздней фазы эклектики; во второй впервые проанализированы черты модерна в его творчестве.

С целью изучения историко-архитектурного контекста творчества Померанцева были использованы основополагающие работы в области исследования архитектуры эклектики. Это монографии Е.А.Борисовой [33-38] и Т.П.Каждан [35,36,38], Е.И.Кириченко [122-129], А.Л.Пунина [212-216,], А.В.Иконникова [100,-111], В.Г.Лисовского [156-165], М.В.Нащокиной [176-178], И.А.Бондаренко [177-179], Б.М.Кирикова [8, 120,121].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время термины «эклектика» и «историзм» лишены однозначности в толковании. Порой они используются как синонимы, порой характеризуют разные методы в освоении наследия – ориентированные на один (историзм) или несколько (эклектика) источников, в последнем случае подразумевается, что «элементы разных стилей …смешивались, …отдаляясь от своих исторических прототипов» [49. С. 131]. А.В. Иконников в монографии «Историзм в архитектуре» оставляет за термином «историзм» более широкое значение, определяя его как тенденцию, начинающуюся с эпохи Возрождения и характеризующуюся «обращением к культуре прошлого ... для решения проблем настоящего» [100. С. 10], в то время как эклектика принадлежит только XIX веку. Ю.Р.Савельев утверждает, что термин «историзм» более целостно характеризует тенденции в культуре XIX века. Напротив, Е.И.Кириченко в своей работе «Русская архитектура 1830-х1910-х годов» более широкое значение вкладывает в термин «эклектика», а «историзм» рассматривает как ее этап, выделяя следующие периоды: 1800-1810-е гг. - зарождение, конец 1820-х - 1840-е - зрелость романтической фазы эклектики, 1850-1860-е - угасание ее и развитие историзма, 1870-1890-е - полный расцвет историзма. В рамках историзма, в свою очередь, Кириченко выделяет эклектизм, понимаемый как смешение разностилевых заимствований, и стилизаторство, предполагающее выдержанность здания в едином стиле [124. С. 48]. В.Г. Лисовский предпочитает использовать термин «историзм» в более широком и «эклектика» в более узком смысле, справедливо подчеркивая принципиальное отличие историзма в рамках классицизма, романтизма и эклектики и разграничивая два варианта метода эклектики - близость к оригиналу на раннем этапе и большую самостоятельность в отношении к нему на позднем [155. С. 177-178]. А.Л.Пунин в своей книге «Архитектура Петербурга середины XIX века обозначает метод эклектики середины XIX в. как «ретроспективное стилизаторство» в противоположность последней трети века, когда получает развитие «эклектический стиль» внутри эклектики [212, С.6], рассматривая «историзм» как концептуальную категорию, характеризующую мировоззрение XIX столетия. Не ставя своей целью подробный обзор точек зрения на эту сложную проблему, отметим, что в данной работе автор использует термин «эклектика», придерживаясь, вслед за А.Л.Пуниным, понимания ее как стилевой системы, и считая этот термин более точно характеризующим творческое наследие А.Н.Померанцева.

Для уточнения стилевых характеристик ряда произведений А.Н. Померанцева были использованы монографии и статьи, посвященные углубленному исследованию отдельных неостилей эклектики – «Необарокко в архитектуре Петербурга» А.В.Бурдяло [42], «Национальный стиль» в архитектуре России» В.Г.Лисовского [156], «Русский стиль» Е.И.Кириченко [129], «Византийский стиль в архитектуре России» Ю.Р.Савельева [242], «Византийское возрождение» в архитектуре России» Е.М.Кишкиновой [134], «Стиль неогрек в Москве» В.В.Седова [252].

Постройки А.Н.Померанцева в Болгарии и Черногории проанализированы в таких исследованиях, как монография Н.Мавродинова «Връзките между българското и руското изкуство» [167], публикация М.Коевой «Руски архитекти, работили в Блъгария през периода 1879-1912 година» [137], коллективная обобщающая монография «2000 години християнство. Православни храмове по българските земи (XV – средата на XX в.)» М. Коевой, И.Бежилова, П.Йокимова и Л.Стоилова [138] и «Аrhitektura Cetinja od XV vijeka do Drugog svjetskog rata» Г.Радовича [295].

Отдельный блок составляют публикации историко-архитектурные публикации регионального характера, включающие материалы, касающиеся «внестоличных» работ А.Н.Померанцева. Среди них следует назвать «Архитектурную летопись Ростова-на-Дону» Г.В.Есаулова и В.А.Черницыной [90], книгу Л.Ф.Волошиновой «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону» [54], статьи «Работы А.Н.Померанцева в Области Войска Донского» В.В.Пищулиной [196], «Некоторые стилистические особенности архитектуры Ростова-на-Дону конца XIX – начала XX вв» Е.М.Кишкиновой [135], книгу «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район» А.Ю.Клокова и А.А.Найденова [136], статью С.М.Шабалина «Челябинская церковь Александра Невского в кругу памятников русской архитектуры конца XIX – начала XX века» [280] .

Наконец, для уточнения вопросов, связанных с такими масштабными работами А.Н.Померанцева, как Нижегородская выставка и Московская кольцевая железная дорога, были использованы статья А.А. Худина [268], монографии С.М.Шумилкина [282], С.П. Абдаляна [1], Н.В. Басса [19,20], диссертационные исследования Н.М.Петуховой [195], И.Е.Иноземцевой [113].

Как видно из приведенного обзора литературы, изучение творчества А.Н.Померанцева и его вклада в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века далеко до завершения.

Цель настоящего исследования – определение особенностей творческого метода архитектора А.Н.Померанцева.

Задачи исследования:

- воссоздание и периодизация творческой биографии А.Н.Померанцева;

- выявление особенностей творческого метода А.Н.Померанцева в контексте поздней фазы эклектики;

- определение вклада А.Н.Померанцева в формирование национальных стилей в архитектуре России и Болгарии.



Объект исследования – осуществленные произведения и нереализованные проекты А.Н.Померанцева.

Предмет исследования – творческий метод академика архитектуры А.Н.Померанцева.

Источниками при проведении настоящего исследования послужили:

архивные материалы по биографии, проектно-строительной и преподавательской деятельности АН.Померанцева, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Центральном архиве научно-технической документации Москвы, Государственном архиве Российской Федерации, Государственном архиве Ростовской области, Музее архитектуры им. А.В.Щусева, а также в семейном архиве правнучки архитектора Елены Сорокиной; литературные источники, хранящиеся Донской публичной библиотеке, Донской зональной научной библиотеке, Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина;



данные авторских натурных обследований архитектурных произведений А.Н.Померанцева.

Хронологические рамки работы ограничены периодом творческой деятельности А.Н.Померанцева (вторая половина 1870-х – 1910-е годы).

Территориальные рамки исследования предопределены географией построек и проектов архитектора, включающей не только Петербург, Москву, Нижний Новгород, Липецк, Челябинск, Ростов-на-Дону, но также ближнее (Киев, Круподеринцы и Ванадзор) и дальнее (София, Шипка, Варшава и Цетинье) зарубежье.

Основными методами исследования явились: библиографический и источниковедческий методы, фотофиксация, визуальный и объемно-планировочный анализ памятников, морфологический анализ, анализ проектов несохранившихся и нереализованных построек, стилистический и сравнительный анализ, системный подход, позволяющий рассмотреть архитектурный объект во всем многообразии его художественных достоинств, стилистики и семантики, функционального назначения, конструкций, градостроительной роли, обусловленных конкретным социальным и историко-культурным контекстом.

Методология работы основана на историко-теоретических исследованиях отечественного зодчества, предпринятых Е.И.Кириченко, А.В.Иконниковым, А.Л.Пуниным, В.Г.Лисовским, И.А.Бондаренко, Е.А.Борисовой, Т.П.Каждан, А.А.Худина и базируется на концепции наличия двух преемственных фаз в архитектуре эклектики.

Постановка проблемы. Творчество А.Н.Померанцева до сих пор не становилось предметом системного изучения. Отсутствует на данный момент и детализированная биография архитектора. Комплексное изучение произведений этого автора затрудняется, в частности, тем, что его работы рассеяны по весьма обширной территории. Творческий метод зодчего анализируется, как правило, на примере его крупнейших произведений. Публикации, посвященные памятникам, находящимся в провинции, имеют преимущественно историко-краеведческий и описательный характер. Однако всестороннее исследование методов и приемов архитектора невозможно без рассмотрения всего круга созданных им работ. Настоящее исследование предпринято с целью заполнения обозначенных лакун. В результате составления подробной биографии архитектора уточнена дата создания проекта дома С.Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону. Особое внимание уделено стилистическому анализу построек А.Н.Померанцева, ряд из которых впервые исследован с этой точки зрения, для других определены конкретные прототипы и существенно уточнены стилевые характеристики. В результате выявлены свойственные творчеству Померанцева приемы освоения архитектурного наследия, основанные на сочетании национальной традиции с европейским опытом классической архитектуры и выделении в каждом случае гармонизирующей стилевой доминанты, сформулированы стилевые предпочтения А.Н.Померанцева как в рамках эклектики, так и в рамках модерна, выявлены особенности храмов, построенных по проектам архитектора. Исследование принципов формообразования, характерных для работ Померанцева, выявило их вариативность в зависимости от назначения и расположения здания.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней впервые воссоздана целостная картина творческой биографии А.Н.Померанцева на основе введения в научный оборот новых фактологических данных и исследования малоизвестных построек и проектов: собора в Цетинье, церкви в Ванадзоре, конкурсного проекта для Царского Села, типовых проектов одноклассных и двуклассных школ; предложена периодизация творчества архитектора. Уточнена дата разработки проекта дома С.Генч-Оглуева и И.Шапошникова в Ростове-на-Дону. Выявлена связь конструктивного решения собора на Миусской площади в Москве и армянского средневекового зодчества. Уточнены стилевые характеристики произведений Померанцева для Московской кольцевой железной дороги и для Ростова-на-Дону, с целью конкретизации исторических прототипов введено определение «неоманьеризм». Определены особенности творческого метода и творческого почерка архитектора, показано влияние творчества лидирующего зодчего поздней эклектики А.Н.Померанцева на формирование национального стиля в архитектуре России и Болгарии и место его произведений в отечественном архитектурном наследии.

На защиту выносятся:

- периодизация творчества и эволюция стилевых предпочтений А.Н.Померанцева;

- положение о творческом методе и творческом почерке архитектора в контексте поздней фазы эклектики;

- особенности национального стиля в интерпретации А.Н.Померанцева;

- понятие стилевой доминанты в произведениях А.Н.Померанцева;

- понятие «неоманьеризма» как одного из неостилей в творчестве А.Н.Померанцева.



Практическая значимость и внедрение результатов:

Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской, реставрационной, учебно-методической и экскурсионной работе, а также при выполнении проектов реставрации и консервации объектов историко-архитектурного наследия, построенных по проектам А.Н.Померанцева. Кроме того, материалы диссертации являются основой читаемого в ИГиА РГСУ авторского лекционного курса «Реставрация и реконструкция объектов градостроительного наследия» для магистратуры и специализации «Реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия». Положения диссертации стали основой выполнения научно-исследовательских работ, осуществленных автором в рамках гранта РНФ «Памятники архитектурного наследия Северного Кавказа в пространственно-временном континиуме: теоретическое обоснование создания модели экологического историко-архитектурного каркаса региона».



Апробация результатов диссертационного исследования проведена в виде выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях. Результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах докладов, материалах конференций.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии иллюстративной части и графического приложения. Текстовая часть исследования составляет 134 страниц, иллюстративная — 6 планшетов 1,0 х 1,4 м, библиография – 294 наименований, приложения -80 таблиц иллюстрации.

Глава 1. Творческая биография А.Н. Померанцева
1.1. Начало творческого пути. Обучение
А.Н. Померанцев родился 11 января 1849 г в городе Москве в обедневшей дворянской семье. Отец - Никанор Григорьевич Померанцев - после окончания Константиновского Земельного Института служил в московской конторе адресов регистратором, затем начальником отдела. Мать — Александра Осиповна Померанцева (в девичестве Козлова) - также была из древнего дворянского рода, занималась воспитанием детей и хозяйством. Родители поженились в 1845 году. Факт бракосочетания подтверждается парными портретами, выполненными московским художником Домиником Эрнестовичем Гагеным, портреты находятся в фондах Третьяковской галереи и были опубликованы в каталоге живописи первой половины XIX века этого музея за 1984 год.

У Никанора Григорьевича и Александры Осиповны было восемь детей, Александр Никанорович был старшим. Именно из рода Козловых пошла семейная традиция называть двух сыновей Александром и Владимиром. У Александра Никаноровича были: брат Владимир, о котором известна лишь дата смерти — 1881 год; брат Николай Никанорович (родился 1857 г., в 1877 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, окончил курс наук и имел большую серебряную медаль за проект католического собора. В заявлении от 1881 г. он просил Академию о предоставлении отпуска до 1882 г. ввиду слабого здоровья (туберкулез). Дальше Николай Никанорович продолжить учебу не смог и скончался в мае 1883 года [140]); сестра Надежда (1858 - ?), в замужестве Боева, всю жизнь проживала в Москве, Александр Никанорович поддерживал с ней связь на протяжении всей жизни, Надежда Никаноровна была крестной сына А.Н. Померанцева — Александра Александровича, в случае приезда в Москву А.Н. Померанцев оставался у Боевых; брат Сергей (1860-?); сестра Екатерина (1861 - ?); брат Дмитрий Никанорович (1863 - ?) получил образование во 2-й Московской военной гимназии, затем окончил 3-е Александровское военное училище, вступил в службу в 1881 году и всю свою жизнь посвятил армии; брат Владимир (1865 - ?).

Никанор Григорьевич Померанцев скончался в 1882 году [218, С. 107], в период пребывания Александра Никаноровича в пенсионерской поездке в Палермо, похоронен на Даниловском кладбище в Москве, рядом с ним - Николай Никанорович и родня по линии Козловых. Александра Осиповна надолго пережила своего мужа.

Александр Никанорович Померанцев рано начал трудовую деятельность и служил в конторе. Из семейного предания известен интересный факт, возможно, повлиявший на дальнейшую судьбу Александра Никаноровича: А.Н. Померанцев очень любил рисовать и даже на работе посвящал этому занятию много времени, однажды мимо его стола проходил высокопоставленный начальник, заметил Александра Никаноровича за этим занятием и отобрал листок, а спустя время вернулся и сказал: «Вам, сударь, нужно учиться!».

Первой ступенью в образовании Александра Никаноровича становится Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, занимавшее значительное место в системе художественного образования России. Из диссертационного исследования И.Г. Беляевой следует, что «важная роль в формировании и развитии Московского училища живописи, ваяния и зодчества принадлежала художественным Обществам (Московскому художественному обществу и Обществу поощрения художеств) – общественным организациям, объединившим просвещённую интеллигенцию русского общества, представителей знаменитых родов и званий, членов императорской фамилии. Благодаря влиянию общественности решалось большинство вопросов в сфере модернизации художественного образования: разработка и согласование учебных программ, организация выставок и аукционов, участие в работе комитетов при правительстве по художественному и техническому образованию, комитетов по управлению учебными заведениями художественного профиля, организация воспитательной работы» [21, С. 13].

В 1870 г. Померанцев поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества и оканчивает курс в 1874 г. с малой серебряной медалью, полученной им за проект губернской гимназии [218, С. 3]. В стенах МУЖВЗ с 1870 по 1871 г. Александр Никанорович учился у выдающегося архитектора и градостроителя Константина Михайловича Быковского (1841-1906), который привил Померанцеву интерес к современным конструкциям и тенденциям рационализма в зодчестве.

Важнейшим решением в Жизни Александра Никаноровича стал переезд в Санкт-Петербург из Москвы и поступление в Императорскую Академию художеств. Несомненно, Академия художеств являлась центром художественного образования в России и оказывала наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие культуры. Исследованиям роли Академии художеств в образовательной системе занимались: Э.М. Белютин, Н.М. Молева, М.Х. Данашев, Н.Н. Ростовцев, В.Г.Лисовский. Образовательная база Академии была заложена еще в XVIII веке. Основным учебным предметом, которым должны были овладеть все воспитанники Академии, был рисунок. В своем первом уставе Академии художеств И. И. Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеописанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благо родных художествах желаемого совершенства достигнуть не может». Рисунок в Академии всячески поощрялся, за лучшие ученические рисунки Совет Академии выдавал авторам награды малые и большие серебряные медали. В 1859 году происходит реформа Академии Художеств, после которой был утвержден новый устав, в котором говорилось об образовании двух отделений: живописно-скульптурного и архитектурного [141].

После принятия нового устава Академия художеств стала учебным заведением открытого типа. Поступающие должны были выдержать экзамены по «наукам» - по программе четырех классов гимназии и по рисунку. Теоретическим дисциплинам теперь уделяется большее внимание, но больше всего изменения коснулись архитектурного отделения. Появляются новые предметы, такие как начертательная геометрия, теория теней, строительная механика, технология вентиляции и отопления, что было связано с появлением новых конструкций и строительных материалов, с общим усложнением строительного дела. [194, C.46-48].

Обучение проходило в два этапа: общего - состоящего из эстампного класса (где копировали классические гравюры) и двух рисовальных (гипсовых голов и гипсовых фигур), и специального — где выбиралось конкретное направление для ученика.

15 октября 1874 года А.Н. Померанцев подает прошение о желании поступить в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств [218. С. 5 ]. По окончании АХ Померанцев имеет медали: малую серебряную за проект «губернской гимназии» от Московского художественного общества, серебряную медаль первого достоинства за программу «павильон для кафе-ресторана в парке» (21 февраля 1875 г.) и золотые медали 1-го и 2-го достоинства за проект Римско-католической церкви для кладбища [218. С. 8]. Также из материалов личного дела Александра Никаноровича известно, что 31 октября 1877 года, за отличные познания в архитектуре, доказанные им полученной большой золотой медалью за программу «Проект вокзала в парке вблизи столицы», он удостоен званием классного художника I-й степени и с высочайшего Государя Императора соизволения отправлен за границу в качестве пенсионера Академии на шесть лет [218. С. 12]. Эта поездка стала ключевым моментом, повлиявшим на все последующее творчество архитектора Померанцева. Основной целью данной поездки станут обмеры Палатинской капеллы в Палермо (рис.1.1.1.). В ходе своего путешествия архитектор посетил: Швейцарию, Италию, Францию, архитектура которых в дальнейшем нашла отражение в произведениях Александра Никаноровича.

31 января 1878 года выходит указ Министерства Императорского Двора о пенсионерской поездке на 6 лет с содержанием 300 рублей [218. С. 13]. Померанцеву выдан его первый Загранпаспорт № 3186. А.Н. Померанцев прибывает в Сан-Ремо.

19 февраля 1880 года Александр Никанорович Померанцев пишет письмо в Академию художеств о слабости здоровья: «... к величайшему моему сожалению, здоровье мое надломлено, что и заграничное пребывание не приносит мне достаточного облегчения и этим лишает меня возможности заниматься вышеупомянутыми расчетами». Беспокойство Александра Никаноровича связано с тем, что его брат Владимир скончался из-за туберкулеза (сведения из личного архива семьи). Померанцев направляется на обследование в Женеву, где устанавливается, что волнения Александра Никаноровича напрасны, а его плохое самочувствие вызвано обычной болезнью горла. Померанцев активно изучает архитектуру европейских стран, в 1880 году едет во Францию, в сентябре 1880 архитектор собирается в Каир, но этой поездке не суждено было осуществиться. В 1881 году он возвращается в Сан Ремо, в том же 1881 году он снова едет в ознакомительную поездку во Франции.

23 января 1882 г. Александр Никанорович Померанцев отправляет прошение в Академию Художеств о продлении поездки, т. к. его основная задача — обмеры Палатинской капеллы - так и не выполнена. В 1883 году архитектор посещает Рим и Женеву.

В октябре 1883 года Померанцев отправляет очередное прошение о продлении загранпоездки до 1884 года, т. к. обмеры Палатинской капеллы уже начаты, но еще не закончены. В 1885 г. также продлевает свою поездку еще на один год.

17 июля 1886 года А.Н. Померанцев заканчивает обмеры капеллы и отправляет их почтой в Санкт-Петербург. Как было сказано в докладной записке А. Резанова от 9 октября 1886 года, находясь за границей, Померанцев также выполнил проект храма на события 1-го марта 1881 года [218. С. 78].

Таким образом, результатом длительного пребывания архитектора за границей стало предпринятое им подробное графическое исследование выдающегося памятника монументально-декоративной живописи Средневековья – Палатинской капеллы в Палермо.

Палатинская капелла – дворцовая часовня Норманнского дворца в Палермо, построенная по заказу сицилийского короля Рожера II в благодарность за получение им королевского титула. Она представляет собой трехнефную базилику 33 м в длину и 13 в ширину, с тремя апсидами, трансептом и куполом. Убранство капеллы демонстрирует высокохудожественный синтез византийской, арабской и западной традиций. Строительство храма велось под личным наблюдением короля и было завершено в 1140 году. Наиболее ранними являются византийские мозаики купола, триумфальной арки и трансепта, а также резной сталактитовый потолок в духе мечетей Египта и Магриба. Чуть позже, в середине XII в., при следующем короле, местные мастера украсили мозаиками центральный неф, а в конце столетия – боковые нефы. Таким образом, большинство мозаик относится к комниновскому стилю, они находят параллели в мозаиках соборов в Монреале и Чефалу, а иконографически перекликаются с фресками собора псковского Мирожского монастыря. Завершающая часть работ в капелле приходится на XV век. В XVIII часть мозаик подверглась неудачной реставрации.

Стиль, в котором выполнена капелла, принято называть «арабо-норманнским». Он сочетает арабские, византийские, романские и норманнские элементы. Эрнст Китцингер справедливо назвал его «архитектурным коллажем, в котором византийские представления, претворенные в жизнь местными строителями и впоследствии декорированные греческими мозаичистами, существуют бок о бок с исламским художественным вкусом» [218. С. 107]. П.Муратов писал в 1911 г. в «Образах Италии»: «Там, наверху, среди деревянных розеток остались следы живописи – фигурки в восточных одеждах, сидящие по-турецки, играющие на гитарах и других инструментах. Как странно мирится их неслышная музыка с громким латинским пением совершающих службу священников и неподвижным ликом византийского Христа в апсиде!» [175. С. 125]. Возможно, именно Палатинская капелла стала для Померанцева той «школой», в которой он нашел подтверждение отвечавшей его творческим устремлениям возможности сочетать многочисленные разнохарактерные элементы в гармоничное единство, добиваясь художественного совершенства.

А.Н.Померанцев совместно с Ф.И.Чагиным провел обмеры, выполнил чертежи разрезов капеллы и изготовил 172 рисунка-копии византийских мозаик, дополнив их 181 рисунком арабской монументальной живописи, сохранившейся на потолке храма. Это был нелегкий труд, требовавший и скрупулезности, и сосредоточенности. Рисунки А.Н.Померанцева представляют собой перовые выполненные тушью точные прориси, детально фиксирующие как фигуративные композиции, так и орнаментальные мотивы, а также надписи, входящие в убранство капеллы. Рисунки абсолютно достоверно передают не только систему размещения композиций и их иконографию, но и стилистику монументальной живописи. Померанцев в своих документально-точных рисунках, выполненных контурно-линейно, без светотени и цвета, избежал малейшего налета модернизации и сумел убедительно передать специфику художественного языка византийского искусства. Здесь чувствуется не только педантизм ученого, но и живой интерес архитектора к прошлому, и искреннее уважение к наследию. Эта работа принесла автору в 1887 году звание академика архитектуры.

В докладной записке от 11 октября 1886 года говориться: «Бывший пенсионер по архитектуре Александр Померанцев, доставил в Академию Художеств работы: вымеренную и воспроизведенную в больших чертежах капеллу Палатинскую в Палермо. Ректор рассмотрел и находит достоинства не уступающие обмерам Чагина. Приказано выплатить 150 червонцев».

Показательно, что благодаря высокому качеству собранного материала рисунки А.Н.Померанцева и Ф.И.Чагина стали основой для искусствоведческого исследования, предпринятого выпускником Санкт-Петербургского университета А.А.Павловским (1856-1913). В 1891 г. Павловский защитил магистерскую диссертацию «Живопись Палатинской капеллы в Палермо», после чего был назначен экстраординарным профессором Новороссийского университета. В диссертации Павловского было предпринято первое исследование не только содержательных, но и стилевых особенностей византийской живописи капеллы. Павловский, в частности, прокомментировал все иконографические сюжеты, проследил их генезис, выявил аналоги, сопоставил монументальную живопись капеллы с близкими по времени памятниками, проанализировал стиль и технику мозаик, а также образные особенности арабской живописи. Работа была издана отдельной монографией, рисунки А.Н.Померанцева и Ф.И.Чагина вошли в нее в качестве иллюстративного сопровождения. 

1.2. Основные вехи творчества, административная и педагогическая деятельность

Пенсионерская поездка дала мощный толчок развитию карьеры и повлияла на творческую деятельность А.Н. Померанцева.

По возвращении из пенсионерской поездки 2 ноября 1887 года Совет Императорской Академии художеств присваивает звание Академика классному художнику I степени А. Померанцеву. В апреле 1887 года умирает профессор Ф.И.Чагин, и место адъюнкт- профессора становится вакантным. 4 августа 1887 года в Совет Академии художеств поступает прошение от Александра Никаноровича об определении его на эту вакансию. 1-го марта 1888 года Померанцева назначают сверхштатным адъюнкт-профессором при архитектурных классах Академии на один год, с содержанием 50 рублей в месяц, а уже 1 мая 1888 года согласно постановлению Совета, утвержденному Его Императорском Высочеством Президентом, назначен штатным адьюнкт-профессором по архитектуре с жалованием 1200 рублей в год [218. С. 208].

В 1890 г. А.Н. Померанцев становится членом Московского Археологического общества. Императорское Московское Археологическое общество было образовано в 1864 году. Основной целью общества являлось «... исследование археологии вообще и преимущественно русской» [249. С. 733]. В частности, среди памятников, обследованных архитектором, был Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево, выстроенный в 1744 году (рис.1.2.1.). Комиссия в составе А. Н. Померанцева, Е. А. Сабанеева и В. А. Косякова указала, « … что церковь сильно перестроена и вообще не представляет интереса. Иконостас также не возбудил к себе внимания. Постановлено: предположенное переустройство разрешить.» [99]. В 1913 году церковь была переустроена по проекту академика архитектуры С.И. Соловьева.

В 1910 году был составлен акт осмотра Троицкого собора в Костромском Ипатьевском монастыре профессором архитектуры А.Н. Померанцевым, профессором архитектуры П.П. Покрышкиным и иконописцем-реставратором М.О. Чириковым (рис. 1.2.2.). Комиссией выявлены: трещина на северном и южном фасаде, трещина на южном подпружном своде, трещина в своде над галереей, в сводах под крыльцом, множество незначительных трещин, также комиссией были исследованы фундаменты. Кроме самого здания, были изучены, подробно описаны и занесены в акт повреждения интерьеров храма. Комиссия обследовала и иные постройки на территории монастыря, сделала зарисовки повреждений и вынесла рекомендации, необходимые для устранения дефектов, как то: исправление повреждения фундаментов, выравнивание территории внутреннего двора, выполнение починки и позолоты иконостасов. Кроме того, было рекомендовано приобретение новой церковной утвари взамен ветхой. Акт осмотра составлен и подписан профессором Померанцевым [99. С. 87].

3 декабря 1890 года указом Сената по Департаменту Герольдии за № 222 Александр Никанорович Померанцев был утвержден в чине титулярного советника со старшинством, а в 1891 году переведен в коллежские асессоры со старшинством [218. С. 443].

В этот период Померанцев не только преподает в Академии, но и активно проектирует, важным этапом в его творчестве становится проектирование и строительство Верхних торговых рядов в Москве в период с 1889 по 1903 год. Именно за этот проект Померанцев был удостоен звания профессора Академии 26/27 октября 1892 г., а 28 марта следующего, 1893 г., после торжественного открытия и освещения Верхних торговых рядов, архитектор был награжден орденом Св. Станислава III степени. Проект был высоко оценен и Императором, и 29 января 1894 г. Померанцеву был пожалован золотой портсигар с драгоценными камнями из кабинета Его Величества [218. С. 445].

В 1894 году А.Н. Померанцев получает повышение и в Академии художеств — 19 ноября он назначен на должность профессора-руководителя по архитектурному отделению.

14 февраля 1896 года Александр Никанорович за выслугу лет был переведен в надворные советники.

13 апреля 1897 г. Померанцев пожалован кавалером ордена Св. Анны III-й степени [218. С. 445].

6 марта 1898 года Александр Никанорович назначен членом-архитектором V класса Техническо-строительного комитета Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде. 2 мая 1998 года происходит еще одно важное событие в карьере А.Н. Померанцева, он назначен членом Техническо-строительного комитета Министерства Внутренних Дел. Техническо-строительный комитет МВД был учрежден параллельно с Московским Археологическим Обществом в 1865 году. Устав ТСК, который запрещал снос и перестройку зданий и сооружений, возведённых до XVIII в., был утвержден в 1867 г. «Строжайше воспрещается, - говорилось в Уставе, - разрушать остатки древних замков, крепостей, памятников и других зданий древности, под ответственностью, за нарушение сего, начальников губерний и местных полиций» [228]. В 1875 г. Техническо-строительным комитетом принимается Устав строительный – первый кодификационный акт в сфере строительства, который включает в себя систему норм, регламентирующих порядок проектирования, строительства и благоустройства, определяет перечень технических требований к производству строительных работ, устанавливает систему органов управления строительством, возглавляемую техническо-строительным комитетом. В число функций Комитета, в частности, входило строительство подведомственных МВД сооружений особой сложности, утверждение планы городов, проведение ревизий проектов, разрешение спорных вопросов проектирования и строительства. А.Н.Померанцев многократно принимал в деятельности комиссий, созданных ТСК для решения таких вопросов [228, 229 ].

17 марта 1898 г. Померанцев был удостоен ордена Св. Станислава II степени [218. С. 445].

Несмотря на членство А.Н. Померанцева в многочисленных Советах, Обществах и комиссиях, он не оставляет свою работу и в Императорской Академии художеств, продолжает трудиться на должности профессора-руководителя и уже 15 марта 1899 г. приказом по Министерству Императорского Двора назначается ректором Высшего художественного училища сроком на один год с оставлением на других должностях [218. С. 158]. Померанцев принял Ректорство над Академией от Ильи Ефимовича Репина сроком на один год, и 24 марта 1900 года покинул пост ректора.

Следует отметить, что еще в 1894 г. был утвержден новый устав Академии художеств, согласно которому непосредственно Академией стало называться Собрание, в состав которого, помимо руководителей, входили 60 действительных и 20 почетных членов, а исполнительным орган являлся Совет из 10 «непременных членов» и 5 кандидатов. Образовательным процессом занималось Высшее художественное училище, а его руководителем был ректор. Система образования в ВХУ также изменилась, были учреждены мастерские под руководством ведущего профессорско-преподавательского состава [159. С. 154-155].

В июне 1900 г. архитектор переведен на должность коллежского советника со старшинством, за выслугу лет.

В октябре 1899 года А.Н. Померанцев вновь утвержден на второе пятилетие в должности профессора-руководителя мастерской по архитектурному отделению, в 1905 году опять избран на эту же должность сроком на 5 лет. Последний раз Александр Никанорович был избран на должность в 1915 году, но революция 1917 года внесла свои коррективы в его преподавательскую деятельность [218. С. 390 ].

С 1901 года профессор Померанцев открывает свою архитектурную мастерскую [220], профессор составляет образовательные программы, которые, как показывает анализ проектных заданий, меняются из года в год, отражая требования общества:

24 сентября 1901 г. - проект католической часовни со склепом внизу;

сентябрь и октябрь 1904 г. - проект православной церкви, каменной, однопредельной на 200-300 молящихся;

сентябрь 1905 г. - проект дома инвалидов в окрестностях города на 50 человек;

ноябрь 1906 г. - проект музея;

1907 г. - проект православной, католической или лютеранской церкви на кладбище;

1908 г. - проект каменного здания университета, астрономическая обсерватория;

ноябрь и декабрь 1908 г. - проект публичной библиотеки на площади;

январь, февраль 1909 г. - проект каменного летнего театра на 500 зрителей;

1910 г. - проект церкви на 1000 молящихся;

январь 1911 г. - проект особняка;

14 декабря 1911 г. - проект Великокняжеского охотничьего дома;

февраль 1912 г. - проект городского каменного здания для церкви;

вторая программа на 1912/1913 учебный год - проект публичной библиотеки;

ноябрь 1913 г. -проект каменного здания для художественного общежития;

январь 1914 г. - проект Триумфальной арки;

ноябрь 1914 г. - проект большой католической церкви или часовни;

январь 1915 г. - проект здания почтово-телеграфной конторы;

ноябрь 1915 г. - проект православной церкви на 1000 молящихся;

январь 1915 г.- проект храма-мавзолея-памятника героям второй отечественной войны;

октябрь 1916 г. - проект арсенала в саду при загородном Императорском дворце для хранения орудий;

ноябрь 1916 г. - проект православной церкви;

декабрь 1916 г. - проект каменного павильона для купания;

февраль-март 1917 г. - проект Дома спортивного общества;

8 января 1918 г. - проект окружного суда для провинциального города на площади.

Таким образом, анализ личного дела позволил выяснить, что Александр Никанорович вплоть до 1918 года активно преподавал в Академии Художеств и не уезжал в последние годы жизни в Москву.

В 1915 году А.Н. Померанцев последний раз на 5 лет был избран руководителем одной из архитектурных мастерских. В 1918 г. профессор последний раз набирает архитектурный класс [220. С. 158].

Кроме Академии художеств, в начале 1890-х гг. А.Н. Померанцев был задействован в качестве педагога в частном московском Училище изящных искусств А.О. Гунста. В 1886 году была учреждена частная художественная школа «Классы изящных искусств», а уже в 1890 г. она была переименована в «Училище изящных искусств А.О. Гунста», целью которого было «приготовить молодых людей обоего пола, путем практических и теоретических занятий, к самостоятельной деятельности на поприще искусств и его прикладных отраслей» [118. С. 46]. В этом заведении также преподавали такие известные зодчие, как И.И. Левитан, Ф.О. Шехтель, К.М. Быковский и другие.

15 сентября 1902 года Александр Никанорович Померанцев был утвержден в чине действительного статского советника за постройку православного храма близ Балкан у села Шипка.

6 мая 1907 года Померанцеву пожалован орден Св. Владимира III степени, а 6 мая 1911 — орден Св. Станислава I степени.

30 мая 1912 года Померанцев Высочайшим приказом по гражданскому ведомству произведен в чин Тайного советника.

В феврале 1913 года архитектору был пожалован нагрудный знак для лиц, приносивших поздравления по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых, с правом ношения.

В апреле 1913 года А.Н. Померанцеву был пожалован Высочайший подарок за труды по возведению фундамента церкви Собственного Его Величества Конвоя в Царском Селе [218. С. 304 ].

Также стоит сказать, что Александр Никанорович активно участвовал в многочисленных комиссиях и жюри как от Академии Художеств, так и от Архитектурного Общества г. Санкт-Петербурга. Наиболее известными из них являются участие в комиссии для разработки конкурса на эскизный проект Соборной Мечети в г. Санкт-Петербурге. В состав комиссии также входили академики Л.Н.Бенуа, А.И. фон Гоген, архитектор Ф.И.Лидваль, А.И.Дмитриев и секретарь комиссии С.В.Беляев. В опубликованной журналом «Зодчий» при объявлении об открытия конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша - должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ [97].

В 1882 году общественные организации Санкт-Петербурга обратились в Городскую управу с просьбой о замене старого Дворцового Моста. В 1901 году была создана комиссия для конкурса проектов, в состав которой вошли ведущие инженеры-мостовики: Н.А. Белелюбский, С.К. Куницкий, Г. Н. Соловьев, Н. Н. Митинский, В.Е. Тимонов. Академию художеств представлял профессор архитектуры А.Н. Померанцев. А в 1892 году был объявлен международный конкурс на составление проекта Троицкого моста. В Исполнительную комиссию Городской думы по строительству моста под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского входили крупнейшие специалисты того времени: Н. А. Архангельский, Л. Ф. Николаи, Л. И. Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский, Ф. Г. Зброжек, Г. Н. Соловьев. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был профессор Н. А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили инженеры-мостовики: В. А. Берс, Г. Г. Кривошеий, А. П. Пшеницкий. В доработке проекта моста приняла особая комиссия Академии художеств в составе архитекторов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, Г. А. Гедике, Г. И. Котова. В сооружении моста принимал участие инженер И. А. Ландау, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов, о чем свидетельствует памятная табличка, прикрепленная у основания моста. Торжественное открытие моста произошло в мае 1903 г. и совпало с празднованием 200-летия Петербурга.

Также при исследовании архивных данных выяснилось, что А.Н. Померанцев в апреле 1900 года участвовал в жюри конкурса на «проектирование музея в стиле Болгарского Возрождения в Софии по приглашению господина Заимова» [ 218. С. 256].

Конечно, стоит осветить и личную жизнь профессора Померанцева. Александр Никанорович Померанцев женился поздно - в 42 года - на Анастасии Ивановне Шимко [218. С. 305], ей на момент женитьбы был 21 год. Бракосочетание состоялось 13 ноября 1891 года.

24 сентября 1892 года у них рождается первенец - Владимир Александрович Померанцев, а в мае 1894 года — дочь Римма. В июле 1897 года - сын Александр, а в январе 1905 года рождается дочь Анастасия.

Владимир Александрович Померанцев окончил 8-ю мужскую классическую гимназию в 1910 г., затем поступил на филологический факультет Санкт-Петербургского университета и параллельно - по настоянию отца - в Академию художеств. Проучившись 1 год, Владимир бросил учебу, так и не получив диплома. Завершить образование ему помешали революция 1917 года и гражданская война. Он вынужден был работать счетоводом, а позже был мобилизован в Красную армию. После смерти Александра Никаноровича Владимир взял на себя заботу о младшей сестре Анастасии, которая умирает в 1923 г.

Римма Александровна никогда не была замужем, с детства страдала тяжелым заболеванием суставов и умерла в 1932 году в доме инвалидов в Санкт-Петербурге.

Александр Александрович окончил реальное училище. Учился средне, а в 1916 г. поступил в Академию художеств, завершил учебу или нет - не известно, следы его теряются в годы революции.

В ближайший круг общения Александра Никаноровича входили известные художники: братья В.М. и А.М.Васнецовы, М.В. Нестеров, Ю.А. Билибин; скульптор А.М. Опекушин; композитор Н.А. Римский-Корсаков; балерина А.Я. Ваганова; генерал А.И. Деникин.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в жизнь семьи Померанцевых. В 1918 году Померанцевых принудительно выселяют из казенной квартиры по адресу 3-я линия Васильевского острова, дом 2 и они перебираются жить на дачу в Сестрорецк, там Александр Никанорович и проводит свои последние дни. А.Н. Померанцев скончался от инсульта 27 октября 1918 года.

Отношения между братьями также были испорчены различием в политических взглядах, пути братьев разошлись. Владимир был обижен на Александра за отказ от дворянского прошлого. Владимир Александрович был вынужден уехать из Петербурга в Петрозаводск вместе с женой, что помогло им избежать политических репрессий.



1.3. Периодизация творческой деятельности А.Н. Померанцева
Первым проектом, выполненным архитектором в период с 1875 по 1877 год, стала деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Федоскино.

Первой работой архитектора для города Ростова-на-Дону и первым крупным самостоятельным проектом является доходный дом С.Генч-Оглуева, построенный с 1880 по 1883 год. Проект здания был выполнен практически сразу после окончания Академии, в период с 1878 по 1879 г.

Период с 1878 по 1886 Александр Никанорович Померанцев посвятил пенсионерской поездке по Европе, также, как было сказано выше, архитектором был выполнен конкурсный проект храма на события 1 марта 1881 года.

На территории Болгарии под руководством А.Н. Померанцева был воздвигнут храм-памятник Рождества Христова в Шипкинском монастыре (1885-1902 гг.), строившийся по проекту другого русского архитектора – А.И.Томишко.

В 1886 г. архитектор Померанцев был приглашен в Болгарию для проектирования своего главного творения - кафедрального собора Святого Александра Невского в Софии, подписание проекта состоялось лишь в 1904 году, а завершен храм был в 1912 г.

В Черногории Померанцеву доверили возвести Дворцовую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1886 г.), построенную на развалинах Старого Цетинского монастыря Черноевича.

Самым узнаваемым творением архитектора стали Верхние Торговые Ряды (ГУМ) в городе Москве, построенные в 1889-1893 г.

В 1891 г. в селе Березовка Липецкой области построен храм Дмитрия Солунского по заказу мецената Ю.С. Нечаева-Мальцева.

Строительство собора Александра Невского в Софии утвердило авторитет архитектора в Болгарии. В 1901 году А.Н. Померанцев выступил с предложением переоборудования мечети, построенной на месте обители Рильского монастыря в 1528 г., в церковь Святых Седьмочисленников (Святых Семерых учителей – т.е. свв. Кирилла и Мефодия и их пятерых учеников).

В период с 1893 по 1896 год была построена гостиница «Московская» в городе Ростове-на-Дону.

На территории Армении по проекту Померанцева в период с 1893 по 1895 год была построена русская церковь Рождества Богородицы в г. Ванадзор (быв. Караклис, быв. Кировакан).

В 1894 году Александру Никаноровичу поступил заказ на проектирование здания Городской думы для Ростова, но первый проект не был утвержден, 1896 году архитектор выполняет следующий проект и он утверждается администрацией города.

В 1893 году Александр Никанорович участвует в конкурсе на проектирование Александро-Невского собора для Варшавы, в конкурсе побеждает проект Л.Н. Бенуа.

В селе Круподерницы винницкой области Украины неподалеку от усадьбы графа Н. Игнатьева в 1895 г. по проекту А.Н. Померанцева строится кирпичная церковь-усыпальница Рождества Богородицы, построенная.

В 1895 году А.Н. Померанцев проектирует особняк дворцового типа для действительного статского советника Н.В. Спиридонова в г. Санкт-Петербурге.

Еще один масштабный проект, разработанный архитектором, предназначался для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. А.Н.Померанцев выполнил проекты некоторых из павильонов: I здания Администрации, зданий Центрального, Машинного, Художественного отделов, отдела Средней Азии, Императорского павильона, а также проект здания Концертного зала, который не был осуществлен.

Проект деревянного иконостаса для Петровского реального училища в городе Ростове-на-Дону был выполнен и реализован в 1897 г.

В городе Санкт-Петербург в период с 1898 по 1901 по проекту Померанцева был построен комплекс зданий училищного совета Синода. Там же в 1901 г. архитектор перестраивает дом и мастерскую скульптора А.М.Опекушина.

В 1898 году Александр Никанорович руководит ремонтными работами дома князя А.Н. Урусова, проект которого был выполнен архитектором С.П. Крошечкеным.

Проект церкви для города Нахичевани-на-Дону датируется 1898 г.(не осуществлен).

В 1899 году Померанцев разрабатывает конкурсный проект Киевского политехнического института. Проект не был осуществлен.

Период с 1900 по 1912 г. был отмечен, наряду с другими работами, выполнением заказа на изготовление пьедестала для памятника Александру III. Еще в 1894 г. после кончины царя Александра III была объявлена всенародная подписка на сооружение ему памятника в Москве, о чем Николай II уведомил письмом своего дядю, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. Царь писал: "Ваше Императорское Высочество. Мною было дано соизволение на открытие всенародной подписки для устройства памятника Незабвенному Моему Родителю Императору Александру III, Великому Миротворцу. Глубоко убежденный, что вся Россия и с нею ее сердце, первопрестольная столица, стремится скорейшим возведением памятника достойным образом почтить память доброго Моего Отца, Я озаботился ныне же образовать для сбора пожертвований и ведения впоследствии работ по устройству памятника - Особый Комитет, председателем которого призываю Вас, как Московского Генерал-губернатора. Сердечно любящий Вас Племянник Николай. С.-Петербург, 9-го декабря 1894 года" [268. С.60]. К выполнению проекта были привлечены: скульптор А.М. Опекушин, в качестве главного архитектора - академик Померанцев, производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Работа над памятником велась в течение 12 лет с 1900 по 1912 гг., и открыт он был 30 мая 1912 г. Памятник был выполнен из бронзы и изображал сидящего императора со всеми регалиями: скипетр, держава, корона с порфирой и мантия. Однако в рамках данной работы мы более подробно рассмотрим пьедестал, выполненный по проекту А.Н. Померанцева. Пьедестал был выполнен из красного гранита на постаменте из этого же материала. Высокая база пьедестала была украшена императорскими гербами. Пьедестал размещался на массивном цоколе, по углам которого помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России. 1881-1894» [268. С.61]. Кроме памятника, были устроены гранитная балюстрада и величественная, ведущая к реке лестница. По бокам памятника была размещена невысокая стенка из серого гранита, которая, однако, не изолировала его от площади, но выделяла и подчеркивала его самостоятельное значение.

Памятник царю-освободителю простоял всего 6 лет и летом 1918 года был разрушен. Пьедестал некоторое время пустовал, о чем упоминается в рассказе М.Булгакова «...За Храмом, там, где некогда величественно восседал тяжелый Александр III в сапогах гармоникой, теперь только пустой постамент. Грузный комод, на котором ничего нет и ничего, по-видимому, не предвидится. И над постаментом воздушный столб до самого синего неба» [40. С.4-5]. В мае 1920 г. на этот постамент был воздвигнут памятник «Освобожденному труду», а уже 1925 году был демонтирован и он. Сам постамент монумента Императору Александру III - Миротворцу простоял до уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 году.

Без сомнения, самым масштабным проектом архитектора стал комплекс зданий и сооружений для московской окружной железной дороги, выполненный с 1903 по 1908 год.

В контексте этой работы в 1905 году Померанцев проектирует архитектурное оформление Андреевского моста в г. Москве.

В 1903 г. архитектором разработаны типовые проекты церковно-приходских школ.

В 1907 году Александр Никанорович проектирует собор Александра Невского для Челябинска, строительство храма было закончено в 1910 году.

В 1908 году профессор Померанцев составляет проект государственной лаборатории на Уфимской улице в Санкт-Петербурге, в том же году рассмотрена и смета, но проекту не суждено было осуществиться.

С 1908 по 1910 г. разрабатывает проект перестройки Синодальной конторы в Москве (не осуществлен) (рис. 1.3.1.).

Проект храма для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, расположенного в императорской резиденции в Царском Селе (1909 г.), также не получил воплощения.

В 1910 году архитектор разрабатывает конкурсный проект Николаевского вокзала (не осуществлен).

В 1913 году начинается грандиозное строительство собора на Миусской площади в Москве, строительство растягивается на долгие годы, храм так и не был достроен. Померанцев также выполнил также архитектурную часть при создании памятника Александра Невского на Миусской площади.

Последней работой Померанцева стал проект перестройки здания Воронежской Духовной семинарии, выполненный в 1917 году.

Свидетельством признания современниками вклада А.Н.Померанцева в архитектуру и его высокого авторитета у коллег является публикация большинства значительных проектов зодчего в «Архитектурной энциклопедии XIX века» Г.В.Барановского (выделены в списке курсивом).

Включение в творческую биографию малоизвестных построек и проектов архитектора позволяет более полно очертить широкий спектр стилевых предпочтений А.Н.Померанцева.

Выводы по 1 главе

1. Обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургской академии художеств заложило прочный фундамент профессиональной подготовки архитектора и предопределило формирование двух аспектов его творчества: К.М.Быковский, в теоретических взглядах которого сочетались пропаганда древнерусского зодчества и критика «архитектурного маскарада» эклектики, привил А.Н.Померанцеву интерес к рационализму, а академическая система образования – уважение к наследию. В ходе обучения определились некоторые из направлений дальнейшей творческой деятельности архитектора – проектирование учебных заведений и вокзалов.

2. Длительная пенсионерская поездка, продолжавшаяся с перерывами восемь лет, в особенности пребывание в Италии, оказала существенное влияние на становление творческого метода архитектора, позволив ему подробно ознакомиться с западноевропейской художественной традицией, увидеть в подлиннике памятники архитектуры тех исторических стилей (готики, Ренессанса, маньеризма, барокко), которые в дальнейшем станут основой его исторических репликаций.

3. Выполнение обмеров и изготовление на их основе архитектурных чертежей и прорисей декоративного убранства Палатинской капеллы оказали разностороннее влияние на архитектора. Во-первых, эта работа предопределила интерес Померанцева к византийской архитектуре и стремление воплощать ее мотивы в своем творчестве с документальной достоверностью. Во-вторых, зародился интерес к культуре арабского Востока, который позже получит воплощение в Среднеазиатском павильоне Нижегородской выставки. В-третьих, Палатинская капелла способствовала формированию у молодого архитектора умения гармонизировать разнородные стили, приводя их к художественной целостности.

4. Творчество А.Н.Померанцева можно подразделить на три стилистических этапа: 1875-1901 – эклектический; 1902-1908 – период обращения к модерну; 1909 – 1918 – возврат к переработке исторического наследия на основе ретроспективизма.

5. Архитектурное творчество А.Н.Померанцев совмещал с работой в Техническо-строительном комитете МВД, что обусловило осуществление им надзора за постройкой ряда значимых объектов, в том числе храма на Шипке и собора в Варшаве, и в Техническо-строительном комитете св.Синода, по поручению которого, в частности, архитектор разрабатывал типовые проекты церковно-приходских школ, а также с участием в деятельности Императорской археологической комиссии, обследуя сохранность памятников древнерусского зодчества, что способствовало углублению знаний архитектора об архитектурном наследии.

6. В своей педагогической деятельности, протекавшей как в Академии художеств, так и (непродолжительное время) в училище А.О.Гунста, А.Н.Померанцев стремился достичь сочетания традиций академического образования и современных потребностей, ежегодно корректируя учебные программы в соответствии с изменяющейся социально-политической обстановкой в стране.

7. Творческую деятельность А.Н.Померанцева отличают разнообразие жанров, масштабов, материала построек, а также широта географических границ. Основные вехи его творчества обозначены следующими осуществленными постройками и проектами:

1875 - 1877 - Никольская церковь в с. Федоскино

1878-1879 – доходный дом С.Ф.Генч-Оглуева в г.Ростове-на-Дону

1881 - конкурсный проект храма на события 1 марта 1881 года для г. Санкт-Петербург

1885-1902 - храм-памятник Рождества Христова в Шипкинском монастыре (руководство строительством)

1886 – 1912 - кафедральный собор Св.Александра Невского в г. Софии

1889-1893 - Верхние Торговые Ряды в г. Москва

1891 – церковь св.Димитрия Солунского в с. Березовка.

1893- 1895 - церковь Рождества Богородицы в г.Ванадзоре (быв. Караклис)

1893 - 1896 - гостиница «Московская» в г.Ростове-на-Дону

1894 – первый проект Городской Думы для г. Ростова-на-Дону

1895 – церковь Рождества Богородицы в с. Круподерницы

1895- особняк Н.В.Спиридонова в г.Санкт-Петербург

1896 - здания администрации, отделов: императорского, художественного, машинного, Средней Азии; центральное здание; проект концертного зала для Всероссийской художественно-промышленной выставки в г. Нижний Новгород

1896-1899 – второй проект и строительство Городской Думы в г. Ростове-на-Дону

1897 - проект деревянного иконостаса для Петровского реального училища в г. Ростове-на-Дону

1898-1901 - здание Училищного совета св.Синода в г.Санкт-Петербург

1898 - проект церкви для г. Нахичевани-на-Дону

1898 – конкурсный проект здания музея для г. Киев

1899 - конкурсный проект Киевского политехнического института.

1900-1912- - архитектурная часть памятника Александру III в г.Москва

1901 – перестройка дома и мастерской А.М.Опекушина в г.Санкт-Петербург.

1903 – типовые проекты церковно-приходских школ

1903-1908 - комплекс зданий и сооружений для Московской окружной железной дороги

1903- конкурсный проект церкви при детской больницу в г.Санкт-Петербург

1905 – архитектурное оформление Андреевского моста в г. Москва

1907-1910 – собор св.Александра Невского в г. Челябинск

1909 – проект Федоровского собора для Царского Села.

1910 - конкурсный проект Николаевского вокзала в г.Санкт-Петербург

1913-1917 – Александро-Невский собор на Миусской площади в г.Москве

1917 – проект перестройки здания Воронежской Духовной семинарии.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница