Петрозаводск (Корелова Е. В)




Дата12.06.2016
Размер306 Kb.
Петрозаводск

(Корелова Е.В)

1. Оценка экономико-географического положения города

Петрозаво́дск - город на северо-западе России, столица и самый крупный город Республики Карелия, административный центр Прионежского района. Образует муниципальное образование Петрозаводский городской округ. Петрозаводск находится на берегах Петрозаводской губы Онежского озера. Население — 263 540 тыс. человек (перепись 2010)

Граничит с Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областями России и с Финляндией.

Экономико-географическое положение выгодное:

- выход к морю

- граница со странами Европы

- близкое положение к культурной столице России

- богатые лесные ресурсы

2. История развития города

Первые поселения

На территории современного Петрозаводска располагается 31 древнее поселение, возраст древнейшего из них — 8 тысяч лет .

В XVI веке была основана деревня «на Соломене озере» (от новг. «соломя» и карел. «salmi» — пролив). Позже она стала называться село Соломенное. В первой половине XX века появился посёлок городского типа Соломенное. Оба поселения («Громовская сторона» и «Новая деревня» с Борнаволоком) вошли в состав города в середине XX века.

В Интернете в последнее время распространяется информация о том, что существовала карта Абрахама Ортелиуса от 1592 года, на которой на месте Петрозаводска отмечен город Онегаборг. Поэтому ряд петрозаводских общественных объединений предлагает переименовать Петрозаводск обратно в Онегаборг.

В 1679 году возникло поселение Сулажгорский Починок (позже это деревня Сулаж-Гора, топоним имеет карельское происхождение), которое вошло в состав Петрозаводска в 1933 году.

Основание. Шуйский оружейный завод (1703—1734)

Начало городу Петрозаводску положил оружейный завод, заложенный в 1703 году по указу Петра I рядом с устьем реки Лососинки на берегу Онежского озера на территории Обонежской пятины. Одновременно с заводом было начато строительство в устье реки Невы на Заячьем острове Петропавловской крепости — первого здания Петербурга, а также приступили к строительству Лодейнопольской верфи.

Закладка казённого завода, названного изначально Шуйским, произошла 29 августа 1703 года, место нового производства было выбрано в 1702 году специальной экспедицией, которая была отправлена «для прииску руд» в Карелию. Распорядителем стройки завода, как строительства Лодейнопольской верфи, был назначен А. Меншиков. Возводил завод Яков Власов, прибывший из Москвы и пожалованный званием мастера горнозаводского дела. Территорию Шуйского завода обнесли земляным валом, на котором расположили пушки. Шесть батарей обслуживались специальным заводским гарнизоном. Так завод был превращён в крепость, которая могла постоять за себя в случае нападения шведов.

В декабре 1703 года завод выпустил пробную продукцию, с начала 1704 года четыре доменные печи заработали на полную мощность, и вскоре оружейный завод стал крупнейшим предприятием Русского Царства.

На заводе не раз лично бывал царь Пётр I. Для него здесь построили двухэтажный деревянный дворец, пруд, походную церковь. Вокруг двора разбили сад, рядом была сооружена церковь Петра и Павла, увенчанная высоким шпилем.

С началом строительства вокруг завода возникло поселение. Жители слободы состояли из тульских и уральских мастеровых, которых командировали на завод для организации производства оружия, и из крестьян, присылаемых сюда из разных регионов России. Ежедневно на заводе работало до 800 человек. Спрос на рабочую силу всё время возрастал, население слободы увеличивалось с каждым годом. К 1717 году здесь проживало уже 3000 человек.

В 1725 году около входных ворот Зарецкого кладбища был установлен большой деревянный восьмиконечный крест, который сохранился до наших дней

В 1721 году Северная война завершилась полной победой антишведской коалиции. Границы России расширились вглубь Финляндии за счёт присоединения части территории, потребность в пушках и снарядах уменьшилась. Много мастеров с Петровского завода убыло в Екатеринбург, а сам завод перешёл на производство жести, гвоздей, фонтанных труб, якорей и проволоки для строящегося Петербурга и Балтийского флота. В 1734 году основное производство было закрыто. На несколько десятилетий жизнь в слободе затихла.

Дальнейшая история

Начавшаяся война с Турцией вновь потребовала увеличения производства оружия, поэтому правительство вновь вспомнило о Петровском заводе.

В сентябре 1772 года был подписан указ императрицы о строительстве нового пушечнолитейного завода, в мае следующего года состоялась закладка его фундамента, а в июне 1774 года, на Петров день, уже опробована первая пушка. Екатерина II приказала назвать завод Александровским (во время строительства его называли Новопетровским), и долгое время он был единственным крупным предприятием города. После войны было налажено художественное литьё (по заказам из Петербурга) и художественная обработка металла.

В 1776 году было создано Новгородское наместничество, делившееся на две области (провинции) Новгородскую и Олонецкую. Петровская слобода находилась на территории последней.

Город Петрозаводск (1777)

В 1781 году Петрозаводск, переросший Олонец, стал центром Олонецкой области. В следующем, 1782 году присутственные места были переведены из Олонца в Петрозаводск.

В 1784 году (с 22 мая) Олонецкая область стала наместничеством, состоящим из уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Вытегорского, Каргопольского и Повенецкого. Петрозаводск был официально назначен губернским городом Олонецкого наместничества.[2] Олонец же стал уездным городом. В 1784—1785 годах губернатором края был русский поэт Гавриил Романович Державин. Позднее наместничество стало Олонецкой губернией.

Очень скоро Александровский завод стал лучшим в России по технической оснащённости, уровню технологии и качеству продукции. Свидетельством этому служит то, что именно на Александровском заводе в 1788 году для нужд предприятия была построена первая в России железная дорога длинной 160 м. (Ныне участки первой российской железной дороги хранятся в Петрозаводске около здания музея ОТЗ и в Губернаторском саду; кроме того, в Губернаторском саду сохранены колёса от вагонетки).

Также на заводе изготавливали паровые машины для петербургского Монетного двора и Воицкого рудника, части машин для петербургской бумажной фабрики.

В 1798 году Александровскому заводу было дано исключительное право изготовления мер объёма (гири, весы, безмены), на которых ставили «секретный штампель» во избежание подделок.

Во время Отечественной войны 1812 года из Петербурга в Петрозаводск были эвакуированы сокровища Академии художеств, публичная библиотека, дела Академии наук и Министерства просвещения. Также в город переехала часть профессуры и студентов Главного педагогического института.

В 1815 году для встречи стрелков, участвовавших в войне с Наполеоном, в городе были построены Триумфальные ворота. В 1819 году Петрозаводск посетил Александр I. В память об этом событии была построена заводская церковь (1826-1831), а улицу Слободская (или просто Слобода) переименовали в Александровскую.

Петрозаводск рос вместе с Александровским заводом, и уже к середине XIX века на левом высоком берегу Лососинки встали новые дома для чиновников и инженеров горного ведомства. Центром городской торговли стал каменный гостиный двор на Соборной площади, рядом с которой на Нагорной улице (позднее - Мариинской) выстроили дома состоятельных горожан, дворян и купцов. Рабочие завода жили на Заводской площади в казармах, а мастеровым «хорошего поведения» разрешалось строить собственные избы в заводском квартале, названном Голиковка. Финский учёный и писатель Элиас Лённрот, посетивший Петрозаводск в 1841 году, оставил об этом городе такие впечатления:



Город по своим размерам такой же, как две трети Хельсинки, с очень широкими улицами, домами, а также красивыми деревянными домами. Завод же столь велик, что представляет собой второй город.


В 1858 году в городе побывал Александр II. В это время в городе проживало 10 тысяч человек.

В 1860 году открылось пассажирское пароходное сообщение между Петрозаводском и Петербургом. А в 1870-е годы была налажена телеграфная связь со столицей и уездными центрами.

В начале XX века в городе появилась телефонная станция на 50 номеров. Железная дорога из Петрограда на Мурманск прошла через город в 1915 году (первый регулярный пассажирский поезд на станцию Петрозаводск прибыл в январе 1916 года).

Революция

25–26 октября (7–8 ноября) 1917 г. восставшие рабочие и солдаты Петрограда свергли Временное правительство. Проходивший в те дни в Петрограде II Всероссий­ский съезд советов провозгласил переход всей власти в центре и на местах к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, принял исторические декреты о мире и о земле и избрал советское правительство во главе с В. И. Лениным. За Петроградом последовала вся страна.

Весть об Октябрьской революции была встречена в Петрозаводске и Карелии не­однозначно: одни радовались, другие негодовали. Уже 26 октября состоялось объ­единенное заседание Олонецкого губсовета, Главного дорожного комитета Мурман­ской железной дороги и представителей солдатских комитетов петрозаводского гарнизона. Тогда еще не все было ясно. Собравшиеся имели сведения лишь о сосредо­точении государственной власти в руках Военно-революционного комитета при Пет­роградском совете. Объединенное заседание приняло резолюцию, предложенную фрак­цией социал-демократов интернационалистов, оно выразило солидарность с Петроградом, приняло к сведению факт низвержения Временного правительства и заявило, что Олонецкий губернский совет «окажет поддержку вновь создающемуся правительству» при условии формальных гарантий созыва в установленный срок Учредительного собрания. Вместе с тем губсовет заявил, что «в контакте с демокра­тическими организациями берет на себя инициативу создания власти на местах». Тут же было решено установить с помощью солдат охрану телеграфа и помещения совета «для предотвращения возможных эксцессов в связи с событиями» и создана комиссия под руководством Н. В. Комарова по выработке «проекта о реконструкции власти».

На следующий день, 27 октября, прошло второе объединенное заседание, на кото­ром было принято «Положение об организации правительственной власти в Олонец­кой губернии». В нем говорилось, что отныне губернскому совету «принадлежит выс­шая правительственная власть в губернии». В соответствии с этим положением губсовету передавались следующие функции:



  • Все полномочия, предоставленные прежде действующими законами губерн­скому комиссару.

  • Право издания обязательных постановлений по обеспечению общественного порядка, безопасности и экономического устроения.

  • Право внесудебных арестов лиц, вредных для общественного спокойствия и государственного строя, на срок не более одного месяца, с зачислением арестованно­го за советом.

  • Право распоряжения военными силами, находящимися в пределах Олонецкой губернии, для обеспечения личной и общественной безопасности и поддержания го­сударственного и общественного порядка.

  • Устранение должностных лиц от исполнения ими обязанностей и возложение сих последних на избранных советом лиц"42.

Председателем Олонецкого губернского совета остался В. М. Куджиев, его замес­тителями — социал-демократы интернационалисты Н. В. Комаров и М. А. Каплан.

Олонецкий губернский совет сразу же стал функционировать как орган власти в губернии, решения которого проводились в жизнь. В первые дни Октябрьской револю­ции прошли довыборы губсовета: он пополнился представителями рабочих Александ­ровского завода, деревообделочников, солдат местного гарнизона и массовых органи­заций. Рабочие отозвали из совета за пассивность ряд своих ранее избранных депутатов и послали вместо них новых людей. Общая численность губсовета возросла до 146 че­ловек. 5 ноября состоялось заседание Олонецкого губсовета, на котором Главный до­рожный комитет Мурманской железной дороги заявил о желании участвовать в работе совета и направил в губисполком пять своих представителей, но одновременно уведо­мил, что в ведомственных делах будет придерживаться «автономии»43.

12 ноября в Петрозаводске и во всей Олонецкой губернии состоялись выборы в Учредительное собрание. На них победили меньшевик М. Д. Шишкин и эсер А. Ф. Матвеев, выдвинутые еще летом 1917 г. За социал-демократов и эсеров в губер­нии высказалось 76% избирателей, группа «Единство» получила 1,3%, кадеты — 22,4%. Итоги выборов уже не отражали новую ситуацию, сложившуюся в центре и на мес­тах, но народ ожидал от своих депутатов, что они будут благоразумны и подтвердят декреты советского правительства.

В своей практической деятельности губсовет много внимания уделял налажива­нию бесперебойной работы местного земства, школ и больниц, соблюдению порядка и законности. В ряде случаев приходилось принимать жесткие меры к хлеботоргов­цам, спекулировавшим на народной нужде, к предпринимателям, закрывавшим свои предприятия и лишавшим рабочих заработка, к грабителям и мародерам. Роль губсовета с каждым днем возрастала. Однако решение им повседневных вопросов нередко вызывало недовольство трудящихся из-за медлительности и противодействия зем­ских и иных учреждений.

Особенно много нареканий возникало на почве продовольственных неурядиц. В 1917 г. губернский продовольственный комитет надеялся получить 3,5 млн пудов хле­ба (половину потребности), но в Петрограде эта цифра еще летом была урезана до 1,5 млн пудов. С мая поставки хлеба стали сокращаться, а осенью почти совсем прекра­тились. К декабрю 1917 г. в Олонецкую губернию удалось доставить всего 700 тыс. пудов хлеба. Ожидалось получить еще 400 тыс. пудов, но за ноябрь поступило лишь ПО тыс. пудов44. В ноябре губсовет пошел на реквизицию продовольствия у местных лесопромышленников и хлеботорговцев, чтобы накормить голодающих рабочих и деревенскую бедноту. При совете создается губернская продовольственная комиссия, которой поручается организовать борьбу со спекуляцией45. Поскольку продоволь­ствия не хватало, на местах началось стихийное изъятие хлеба у предпринимателей и купцов. Обыски и захват хлеба имели место в ноябре-декабре в Лижме, Монастыр­ской Слободе, Суне, Сямозере, Тулгубе и других местах46.

На Александровском заводе возникла сложная ситуация в связи с прекращением заявок на производство снарядов. Пришлось в спешном порядке договариваться с управлением Мурманской железной дороги о переоборудовании Александровского завода для выполнения заказов по ремонту подвижного состава. В решении многих вопросов требовалась помощь центральных органов власти, а Олонецкий губсовет все еще ждал сформирования в столице однородного социалистического правитель­ства, надеясь на обоюдные уступки и компромисс между Лениным, меньшевиками и правыми эсерами.

Небольшие большевистские группы, возникшие в ходе революции на Александ­ровском заводе и железнодорожной станции Петрозаводск, не решались на открытое выступление против губсовета, который выборочно исполнял декреты Совнаркома. Они опасались, что не справятся с управлением. Впервые позиция большевистской фракции в губсовете была оглашена В. М. Парфеновым 7 декабря 1917 г. В заявлении большевиков говорилось: «Фракция большевиков, находя полезным для страны при­знание власти Народных комиссаров и считая необходимым признание и проведение в жизнь всех их декретов, воздерживается при голосовании всех иных предложенных резолюций»47.

В то время большинство Олонецкого губернского совета не верило в успех боль­шевистского социального эксперимента и поэтому с осторожностью относилось к центральной власти. Член губсовета и председатель исполкома Совета Мурманской железной дороги Л. В. Никольский при обсуждении заявления большевиков сказал: «Тов. Ленин и Троцкий делают социальный эксперимент — занимаются хирургией. В программе большевиков лозунг Учредительного собрания стоит на первом месте, тем не менее Ленин ведет борьбу с Учредительным собранием. Ошибка эта — результат разгоряченного мозга и упоения временными победами». Его поддержал председа­тель губисполкома В. М. Куджиев, заявивший, что в деятельности Совнаркома много декларативности. «В декретах как раз дается лозунг,— продолжал Куджиев,— строй­те, мол, социалистическую жизнь. Рабочие идут за большевиками, и, каково бы ни было наше отношение к большевизму, мы не должны игнорировать рабочий класс. Предпосылка, исходящая из головы Ленина, неверна, и плохо, что эта предпосылка втягивает рабочий класс в неверное русло. Социализма в России в настоящий момент не может быть, а будет лишь мелкобуржуазная рес­публика. Вредность и гибельность некоторых дек­ретов в том и заключаются, что в них просачива­ются социалистические идеи. В них много утопического»48.

Обсудив текущий момент и требование боль­шевиков, губсовет постановил: «Исходя из невоз­можности изолировать Олонию от общегосудар­ственного организма, 1) признать возможным деловые отношения с СНК как органом, фактиче­ски обладающим государственной властью; 2) под­вергать оценке декреты Совета Народных Комис­саров в общем собрании Олонецкого совета и проводить в жизнь те из них, которые целесообраз­ны с революционно-демократической точки зре­ния, а также и те, непроведение которых могло бы усилить разруху в хозяйственном, политическом и юридическом укладе страны»49. Совет подтвердил, что не отказывается от позитивной работы, но ожи­дает созыва легитимно избранного в ноябре Учре­дительного собрания.

20–23 декабря рабочие Александровского завода, деревообделочники и солдаты решительно потребовали от губсовета полного признания Совнаркома. Это вынудило руководителей губсовета Куджиева и Комарова подать заявление о выходе из президи­ума. 4 января 1918 г. Олонецкий губсовет на своем ночном заседании удовлетворил их просьбу и 5 января избрал новый состав губисполкома на основе пропорционального представительства от большевиков, социал-демократов интернационалистов и левых эсеров. Членами исполкома стали 8 большевиков, 6 социал-демократов интернациона­листов, 6 левых эсеров и 1 беспартийный. В состав Президиума исполкома вошли пред­седатель губсовета учитель гимназии большевик Валентин Михайлович Парфенов, чле­ны: большевики Х. Г. Дорошин и И. Ф. Пряников, социал-демократ интернационалист Н. В. Комаров, левые эсеры А. А. Садиков и И. Н. Капусткин.

Компромисс социалистов при организации органов власти в Карелии был вполне естественным решением. Все понимали, что без согласия губернская власть действо­вать не может. Расхождения между левыми социалистами в то время и в теории и на практике не казались существенными. Поэтому левые эсеры и социал-демократы ин­тернационалисты, имея значительное преобладание в губернском совете и губисполкоме, не возражали против избрания председателем исполкома большевика Парфе­нова. Олонецкий губсовет начал более последовательно проводить в жизнь декреты ВЦИК и СНК.

Предвоенные годы

В 1940 году основан Карело-Финский государственный университет (ныне Петрозаводский государственный университет).

В 1940—1956 годах Петрозаводск являлся столицей Карело-Финской ССР.

Великая Отечественная война. Оккупация

Практически сразу же после объявления о начале войны началась мобилизация жителей города на фронт, крупнейшие предприятия города переводились на военные рельсы, началась постепенная эвакуация женщин и детей. 27 сентября 1941 г. около Ивановских островов пароход "Кингисепп" и баржа эвакуируемыми из города с женщинами и детьми, подверглись артил­лерийскому обстрелу, многие погибли.

2 октября 1941 г. город был оккупирован финляндской Карельской армией и переименован в Äänislinna (в качестве русской транскрипции использовался вариант «Яанислинна», что означает «Крепость на Онего», также в последнее время используются варианты «Энислинна», «Ээнислинна»); в Петрозаводске были созданы и действовали органы военного управления на оккупированных Финляндией территориях Восточной Карелии. 14 октября 1941 года в Петрозаводске был образован первый финский концентрационный лагерь времён Второй мировой войны, заключению в который подлежали русские мужчины 1891—1924 гг. рождения. Всего в городе было создано 7 концлагерей. В феврале 1943 года многие улицы были переименованы на финский манер.

В 1944 г. с усилением давления Красной Армии на Свири войска финской Олонецкой группы (Aunuksen ryhmä) практически без боёв отошли за советско-финскую границу, установленную Тартуским договором 1920 года. Красная Армия вступила в город 28 июня 1944 года.

Послевоенные годы

В 1956—1991 годах Петрозаводск — столица Карельской АССР в составе РСФСР.

С 1991 года Петрозаводск — столица Республики Карелия в составе Российской Федерации.

3. Планировка и застройка города

Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Петрозаводска ведется работа по формированию участков для последующего жилищного строительства. В частности, для проведения в 2011 году торгов (аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства подготовлено 6 участков общей площадью 1 358 357 кв. м (~ 136 га).

Планирование торгово-развлекательного комплекса, который скоро будет возведен в районе торгового центра «Сигма» находится на стадии завершения.

В ходе заседания Общественного градостроительного Совета в Администрации Петрозаводска был обсужден и одобрен основной проект, в соответствии с которым в комплекс войдут не только торговые центры, кафе, рестораны, спортивные сооружения и кинотеатры, но и многоквартирный жилой комплекс, состоящий из зданий высотой от 6 до 12 метров.

Местом возведения жилых домов выбрано пересечение проспекта А.Невского и улицы Калинина. Членами Совета решено гармонично дополнить комплекс торговыми объектами и офисными помещениями. Планируется также строительство подземных парковок, которые помогут разгрузить придомовые территории от лишнего транспорта.

Члены Общественного градостроительного Совета также приняли решение благоустроить пойму реки Неглинки и провести от нее пешеходные дорожки к жилым районам Петрозаводска. Обсужден и еще один важный для города вопрос – выбор места для установки памятника Олонецким ополченцам, монумент будет стоять в сквере в районе улицы Пробной.

4. Промышленное производство города

Промышленность Петрозаводска представлена машиностроением и металлообработкой, лесной и деревообрабатывающей, строительной, пищевой, лёгкой и полиграфической отраслями. В городе работают 83 совместных предприятия. Основные виды промышленной продукции, которые выпускают предприятия Петрозаводска — это электроэнергия, теплоэнергия, химическое оборудование и запчасти к нему, бумагоделательное оборудование, трелёвочные машины, пиломатериалы, в том числе экспортные, строганые изделия, оконные и дверные блоки, деревообрабатывающие станки, швейные и трикотажные изделия, кожаная обувь, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, цельномолочная продукция, мороженое, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, ликёро-водочная продукция, товары народного потребления, сувенирные изделия и прочее

Машиностроение и металлообработка

Онежский тракторный завод

Онежский тракторный завод — крупный региональный производитель тракторов (лесозаготовительных, лесохозяйственных, специализированных, внутрихозяйственных), входящий в структуру концерна «Тракторные заводы». Завод — одно из старейших предприятий страны. История завода берёт начало с 29 августа 1703 года, когда по указу Петра I в устье реки Лососинки на берегу Онежского озера был заложен завод, названный позднее в честь его основателя.

«Французские фабрики»

В 1764 году в пойме Лососинки возникают «французские фабрики» — частное предприятие по производству жести. Но к 1778 году данное предприятие было признано банкротом и конфисковано государством.

Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения «ПетрозаводскМаш»

Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения «ПетрозаводскМаш» — крупнейшее машиностроительное предприятие России и стран СНГ, входящий сейчас в группу компаний «Атомэнергомаш» — ядро машиностроительного дивизиона госкорпорации «Росатом». «ПетрозаводскМаш» производит и поставляет технологические линии по производству целлюлозы, бумаги и картона. Завод основан 8 июня 1960 года.

Литейный завод «Петрозаводскмаш»

Литейный завод «ПетрозаводскМаш» производит единичные и серийные отливки практически из всех марок чугунов с пластинчатым и шаровидным графитом, специальных чугунов для металлургических изложниц, легированных чугунов с высокой износостойкостью и коррозионной стойкостью, немагнитных и жаростойких чугунов, а также отливки из сталей и сплавов цветных металлов. Завод основан в 1968 году.

НПО Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР»

НПО Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР» разрабатывает и производит ручные и лафетные пожарные стволы, лафетные стволы с дистанционным управлением (проводным и беспроводным), пожарные роботы, пожарные роботы двойного назначения (охранно-пожарные), установки автоматического пожаротушения на базе пожарных роботов. В НПО существует конструкторское бюро в котором ведутся работы по механике, гидравлике, электронике и программированию. В состав НПО входит «Завод пожарных роботов». Центром разрабатываются проекты по автоматическому пожаротушению, пожарной сигнализации и теленаблюдению, ведутся монтажные и пуско-наладочные работы, производится сервисное обслуживание.

Производство транспортных средств и оборудования

Судостроительный завод «Авангард»

Завод основан в 1939 году, с 1945 года занимался строительством и ремонтом минных тральщиков, судов для рыбного промысла, небольших самоходных сухогрузных судов, яхт. Карельские корабелы. В настоящее время признан банкротом и не работает по профилю. На базе завода планируется создание центра по постройке экранопланов для Федеральной службы безопасности России.

Онежский судостроительный завод

Основан в 1944 году как Петрозаводский судоремонтный завод на месте разрушенной в войну лыжной фабрики. В 1957 году реорганизован в Петрозаводскую ремонтно-эксплуатационную базу флота, с 1973 году переименован в Петрозаводский судоремонтно-судостроительный завод, с 1981 года снова именовался РЭБ флота. Принадлежал Беломорско-Онежскому пароходству.

Занимался ремонтом флота, выпускал буксиры проекта Р-96Б, баржи проекта Р-146А. В конце 1990-х годов, с присоединением базы ликвидированного ООО «Onego Arminius Shipbuilders», получил новое наименование «Онежский судостроительный завод». С 1990-х годов освоил сборку корпусов сухогрузов из готовых конструкций из Германии С 2007 года выпускает сухогрузы (костеры) проектов DCV-33, 005RSD03; танкеры проекта RSV-07 в объёме 2-3 судна в год для российских и европейских компаний. С 2011 года занимается достройкой корпуса сухогрузных судов проекта RSD49.

Петрозаводская судоверфь

Занималась строительством морских рыболовных ботов типа МРБ для министерства рыбной промышленности, в 2000-х годах — класса МРС для «Карелрыбфлота». В настоящее время судостроением не занимается.

ЗАО «Варяг»

Занимается постройкой деревянных судов типа МРБ, Аскольд и других.

Верфь «Полярный Одиссей»

Занимается постройкой деревянных судов — копий исторических судов, лодок, яхт и парусников.

Завод агрегатного ремонта «Цеппелин Русланд»

Введен в строй в июле 2011 года. Является подразделением компании «Цеппелин Русланд» — официального дилера компании «Caterpillar» в европейской части России. Осуществляет средний и капитальный ремонт двигателей и трансмиссий горной и дорожно-строительной техники «Caterpillar».

Карелавто

Троллейбусное управление

В марте 1998 года на базе троллейбусного депо № 2 открыт Цех капитального ремонта.

В феврале 2006 года началась сборка троллейбусов. Ликинский автозавод поставил в Петрозаводск машинокомплекты. Ожидалось, что в первый год будет собрано 10 троллейбусов, а на следующий год — ещё 20 машин, однако было собрано всего 2 троллейбуса. Дальнейшая сборка была прекращена в связи с критическим положением предприятия. Сборка троллейбусов в Петрозаводске позволила модернизировать их для северных условий.

5. Производственная сфера города

Торговля.

В городе в настоящее время существует ряд крупных многофункциональных центров торговли «Тетрис», «ЦУМ», «Добрыня», «Десяточка», гипермаркеты «Сигма», «Мега» и другие. Рынки под открытым небом «Голиковский», «Главный», «Чапаевский» постепенно перестраиваются в торговые центры. Свои магазины имеют в городе ряд крупных федеральных торговых сетей. Продовольственные: «Магнит», «Великолукский мясокомбинат», «Лента», «Дикси», «Находка» «Пятерочка». Летом 2009 года началось активное развитие сети универсамов «7Я семьЯ».

Имеются магазины крупных местных торговых сетей «Лотос», «Ленторг», «Бородинский», «Зодиак», «Наш магазин». Одеждой и обувью торгуют: «Глория Джинс», «Спортландия», «ЦентрОбувь», «Adidas», «Ecco», «Finn Flare», «Intersport», «Nike», «OGGI», «Ralf Ringer», «Reebok», «Sela», «Tom Farr», «Zenden» . Парфюмерия: «Ив Роше», «Л’Этуаль», «Рив Гош». Салоны сотовой связи: «Евросеть», «Связной», «Цифроград». Компьютеры и бытовая техника: «КЕЙ», «НИКС», «Позитроника», «Эльдорадо», «Техношок», «Телемакс», «Шанс». Также работают магазины книжной сети «Книгомир», «Буква», «Буквоед», магазины подарков «Красный куб», «Экспедиция», ювелирная сеть 585

Пищевая промышленность

Карельский мясокомбинат

Петрозаводский хлебозавод «Сампо»

Петрозаводский хлебокомбинат

Петрозаводский молококомбинат «Славмо»

Фабрика мороженого «Холод Славмо»

Масло-прессовый завод «Ярмарка»

Петрозаводский ликёро-водочный завод «Петровский»

Карельский рыбокомбинат

Пивоваренный завод «Петрозаводский»

Кондитерский комбинат «Колос»

Петрозаводская птицефабрика «Корм»

Совхоз «Тепличный»

Лёгкая промышленность

Обувная фабрика «Рантемпо»

Трикотажная фабрика «Онтекс»

Швейная фабрика «Северянка»

Производство товаров народного потребления

Свечной завод

Завод «ПетрозаводскМаш — ТНП»

Петрозаводская мебельная фабрика

Лыжная фабрика

Лесная промышленность

Соломенский лесозавод

Деревообрабатывающий комбинат «ПетроДОК»

Деревообрабатывающий комбинат «Калевала»

Производство строительных материалов

Кирпичный завод

Сулажгорский кирпичный завод («Карелскан»)

Соломенский кирпичный завод

Петрозаводский завод силикатного кирпича

Завод «Железобетон»

Комбинат строительных конструкций

Слюдяная фабрика им. 8 марта («Петромика»)

Каменноборские разработки

Производство радиотехнической продукции

Петрозаводский радиозавод

Завод «Онего» («Светлана»)

Слюдяная фабрика им. 8 марта («Петромика»)

Электроэнергетика

Петрозаводская теплоэлектроцентраль

6. Непроизводственная сфера

Автомобильное сообщение

Расстояние до Москвы составляет 1010 км, Санкт-Петербурга — 412 км, расстояние до Финляндии по маршруту международной автострады «Голубая дорога» не превышает 350 км. Через город проходит федеральная автомагистраль E 105 М18 «Кола» (Санкт-Петербург — Мурманск — Норвегия). Кроме этого Петрозаводск является началом ряда дорог регионального значения: А133 Петрозаводск — Суоярви и Р19 Петрозаводск — Вознесенье — Оштинский погост.

Железная дорог

Станция Петрозаводск — крупный узел железнодорожных линий (на Санкт-Петербург, Мурманск, Сортавалу, Костомукшу).

Железнодорожные перевозки осуществляет Октябрьская железная дорога (филиал ОАО Российские железные дороги). В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2005 году был электрифицирован участок железной дороги Идель — Петрозаводск . Фирменный поезд ОЖД № 17/18 «Карелия» (Петрозаводск-Москва. Другими поездами местного формирования являются «Калевала» (Петрозаводск — Санкт-Петербург) и «Петрозаводск — Костомукша».

Пригородные железнодорожные перевозки осуществляет «Северо-Западная пригородная пассажирская компания.

Троллейбус

Дата начала регулярного троллейбусного движения — 5 сентября 1961 года. По состоянию на ноябрь 2009 года в городе эксплуатируется 110 троллейбусов (ещё 5 находятся на консервации)

Одна из самых северных троллейбусных систем в мире. Насчитывает восемь маршрутов. Протяжённость контактной сети троллейбуса в однопутном исчислении составляет 84,8 километра. Стоимость проезда составляет 12 рублей.

Автобус


9 мая 1915 года в Петрозаводске открыто автобусное движение. Первоначально в роли автобуса выступил автомобиль, который принадлежал А. В. Тимофеевой. Государственный автобусный парк в Петрозаводске появился в 1921 году (будущая Автоколонна № 1126). В настоящее время внутригородское муниципальное автобусное сообщение представлено 28 маршрутами (№ 1—8, 10—12, 14-15, 17—29, два маршрута без номера). Стоимость проезда 15 рублей.

Воздушное сообщение

В 12 км северо-западнее от города расположен аэропорт. Регулярные рейсы в Москву были возобновлены 30 мая 2009 года, на Хельсинки и Санкт-Петербург в ноябре 2011 г. Рейсы осуществляются компанией РусЛайн. За последние 10 лет аэропорт «Бесовец» успел трижды сменить владельцев и дважды обанкротиться. На сегодняшний день аэропорт является собственностью государства. Также в Петрозаводске действует аэропорт Пески, из которого с ноября по май осуществляются еженедельные вертолетные рейсы на Кижи и Сенную Губу, а также Пудож. Ранее действовал гидропорт

Водный транспорт

Исторически — самый первый вид транспорта в городе. В XIX веке появляются частные пароходства, устойчивые связи с пристанью Вознесенье на реке Свири, с середины XIX века — с Санкт-Петербургом, а также Повенцом и Пудожем.

В начале-середине XX века функционировали водные линии Северо-Западного речного пароходства, а с 1940 года — Беломорско-Онежского пароходства.

В настоящее время в навигацию работают туристическая линия на Кижи, линии местного сообщения до Сенной Губы, Великой Губы и Шалы (пристань на Онежском озере неподалёку от г. Пудож), осуществляемые скоростными судами на подводных крыльях судоходной компании «КарелияФлот» и транспортной компании «Кижское ожерелье». Также в Петрозаводск заходят круизные теплоходы российских туристических компаний по пути на Кижи. Существовавшая с начала 1920-х гг. внутригородская теплоходная линия Водный вокзал — Бараний Берег в 2010 г. отменена.

Образование

В городе расположены три высших учебных заведения (не считая филиалов вузов из других городов). Среди них самым крупным является Петрозаводский государственный университет, основанный в 1940 году. Карельская государственная педагогическая академия основан в 1931 году как институт, в 1996 году получил статус университета. Также в Петрозаводске действует Петрозаводская государственная консерватория им. Глазунова.

Система среднего образования в Петрозаводском городском округе представлена учреждениями начального и среднего профессионального образования. В Петрозаводске находится 16 средних учебных заведений. Среди них музыкальный колледж, медицинский базовый колледж, лесотехнический техникум, педагогический колледж, машиностроительный колледж, автотранспортный техникум, речное училище, и колледж железнодорожного транспорта.

В Петрозаводске по состоянию на 2010 год функционируют 40 общеобразовательных учреждений, из них: 3 гимназии, 5 лицеев, 3 основные школы, 29 средних (полных) школ (в том числе одна национальная). Так же в городе действует 67 детских садов.

Культура


Музеи

В Петрозаводске действует три государственных и республиканских музея: Музей-заповедник Кижи (В Петрозаводске действует два выставочных зала), Музей изобразительных искусств Республики Карелия, основанный в 1960 году и расположившийся в здании мужской гимназии XVIII века, и Национальный музей Республики Карелия, открытый в 1871 году в одном из старейших зданий в городе — губернской канцелярии. Также в городе работает единственная частная художественная галерея «Дом куклы». При Институте геологии Карельского Научного Центра РАН работает Музей геологии докембрия. Работает также Музей промышленной истории Петрозаводска.

Кроме того в некоторых предприятиях и организациях имеются свои музеи, посвящённые истории или деятельности организаций.

Театры


В Петрозаводске действует 5 профессиональных театров. Старейшие из них — «Ad Liberum» (бывший Русский Драматический театр Республики Карелия) и Национальный театр Республики Карелия (основаны в 1906 и 1932 годах соответственно). В городе также действует Музыкальный театр Республики Карелии, открытый в 1955 году, Петрозаводский театр кукол — один из старейших театров кукол России, открытый в 1935 году и самый молодой театр Петрозаводска — Театр драмы Республики Карелия «Творческая Мастерская», созданный в 1988 году.

7. Перспективы развития

Петрозаводск-2010: новый взгляд на перспективы развития города.

31 августа в большом зале Национального театра состоялось открытое заседание Правительства Республики Карелия, на котором обсуждался проект Стратегического плана развития Петрозаводска до 2010 года. Карелия оказалась одним из первых регионов России, в котором на региональном уровне обсуждался план стратегического развития столичного города.

Выбор столь необычного для заседания Правительства места себя оправдал - опоздавшим не хватило мест в зале. Каждый участник открытого заседания получил брошюру "Петрозаводск - 2010". Вел заседание Глава республики Сергей Катанандов, с докладом о подготовленном специалистами Администрации города и учеными Карельского научного центра проекте Стратегического плана выступил Глава самоуправления Петрозаводска Виктор Масляков. В его выступлении оказалось немало неожиданных тезисов и достаточно новых идей. Так, успех экономического развития города был связан с появлением на территории Петрозаводска новых предприятий и производств, поскольку городская экономика в ее нынешнем состоянии справиться с задачей серьезного роста ВВП не способна. Были названы перспективные отрасли - производство строительных материалов и технологий, туризм, образование и информационные технологии, пищевая и легкая промышленность. В отличие от республики, городская экономика должна ориентироваться на российские рынки, а в качестве стратегических партнеров был назван северо-европейский бизнес.

Перспективы развития традиционных промышленных предприятий Петрозаводска авторам проекта Стратегического плана видятся только в их поглощении крупными российскими или международными корпорациями, способными вложить серьезные инвестиции. Более оптимистичный прогноз услышали представители городского малого бизнеса - если сейчас работой на подобных фирмах и предприятиях занято почти 30% трудоспособного населения Петрозаводска, то к 2010 году ожидается ее увеличение до 50%, и мэрия готова этому всячески способствовать.

Много внимания было уделено и развитию среднего образования. Если в Карелии в среднем гимназиями, лицеями и подобными инновационными формами охвачено 15% учеников, то в Петрозаводске их 34%. Это сказывается на результатах ЕГЭ - экзамены 2003 и 2004 гг. показали, что доля отличников в Петрозаводске существенно выше средних карельского и российского уровней. Со стороны Правительства республики было обещано, что такие особенности столицы республики будут учтены в межбюджетных отношениях.

В заключении доклада мэра города были названы конкретные задачи, на достижение которых ориентирован проект Стратегического плана - это повышение объемов жилищного строительства к 2010 году до 100 кв. м в год, строительство нового троллейбусного кольца Центр-Перевалка-Древлянка- Кукковка-Ключевая, строительство второй очереди водоочистных сооружений, строительство замкнутой схемы газоснабжения города, строительство мусороперерабатывающего завода, трехкратный рост туристического потока, установка во всех микрорайонах города 50 новых детских площадок.

В выступлениях министров республиканского правительства основное внимание было сосредоточено на тех проектах и программах, которые необходимы для достижения ставящихся Администрацией города масштабных целей.

Кроме инновационного образования, в качестве совместных приоритетов Правительства республики и Администрации города были утверждены строительство водоочистных сооружений, троллейбусного маршрута на Древлянку, строительство и ремонт дорог, развитие инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, строительство объектов физкультуры и спорта.

По итогам заседания будет подготовлено Распоряжение Правительства Карелии, в котором основные направления проекта Стратегического плана развития Петрозаводска до 2010 года решено одобрить, а депутатам Петросовета после доработок рекомендовано его утвердить.

Литература:



  1. http://www.petrozavodsk.ru

  2. http://www.petrozavodsk-mo.ru/

  3. http://www.ptz.ru/

  4. http://ru.wikipedia.org


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница