«Песни нашей победы»



Скачать 167.75 Kb.
Дата14.08.2016
Размер167.75 Kb.
ТипУрок


Технологическая карта урока по предмету «Музыка»

Тема: «Песни нашей победы».

Пункты

Содержание

Учитель:

Уколова Галина Владимировна.

Дата проведения

Май, 2015 года.

Класс:

7 – 8 классы.

Предмет:

Музыка.

Тема урока:

«Песни нашей победы».

Форма урока:

Интеллектуальная игра с использованием мультимедийных технологий.

Цель:

На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Задачи:

1. Воспитательная

– воспитывать патриотические чувства у молодого поколения: любовь к Родине, уважение к старшему поколению посредством музыки, написанной в годы войны.

2. Образовательная

- знакомство учащихся с историческим прошлым через музыкальное творчество – песни военных лет.

3. Развивающая

- развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, через установление взаимосвязей музыки с литературой, историей, искусством.



Результаты:

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за Родину,

- понимание жизненного содержания песен военных лет;

- формирование представления о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия песен войны;

- реализация творческого потенциала в процессе группового пения;

- готовность выражать и отстаивать свою позицию;

- объективное понимание оценки качества знаний со стороны учителя и товарищей.

Метапредметные:

а) регулятивные: умение принимать установленные правила в работе группы; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: умение сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог.

Предметные:

- формирование устойчивого интереса к музыке;

- формирование общего понятия о значении музыки в жизни человека;

- организация деятельности по выявлению знаний по теме: «Песни Великой Отечественной войны»

- развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.




Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор.

На уроке используется:

Мультимедийная презентация с использованием видеофрагментов из художественных фильмов в формате МР4, звуковых файлов песен в формате МР3, портреты композиторов, поэтов и др. иллюстративного материала.

Оформление аудитории.

Стенд, на котором размещено: название темы урока, даты, военная символика (военная каска, штык, георгиевская лента).

На доске записаны «Правила честной игры».



Интеллектуальная игра «Песни нашей победы»

Слайд № 1

Звучит минусовка песни «На безымянной высоте».

Учитель:

- Сегодня на итоговом уроке мы будем вспоминать песни великой победы, песни, которые всегда были в сердце солдата и всех тех, кто приближал нашу великую победу над фашизмом.



Песня с солдатом всегда была рядом.

А в тяжёлом, кровавом бою

Она выжить ему помогала,

И сражаться за нас, за Отчизну свою!

А если случалось затишье, то знали –

Песня напомнит о доме родном,

О тех, кто их ждёт и не забывает,

И мечтает о счастье простом!

(стихи Уколова Г.В.)

Слайд № 2-3

- Учитель знакомит ребят с игровыми секторами.



Игровые секторы:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21Сектор «Видиокадр …»

Задание:

Просмотрев видиокадр, назвать фильм и название прозвучавшей песни.

(Оценка: за каждые правильно названные фильм и песню – по 1 баллу)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21Сектор «История песни …»

Задание:

По фактическим данным определить о какой песне идёт речь.

(Оценка: за каждую правильно названную песню – 1 балл).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21 «Слова из песни…»

Задание:

На поставленный вопрос ответить-пропеть точными словами из песни и сказать название этой песни.

(Оценка: за каждые правильно названные слова из песни и за название песни – по 1 баллу).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21 «Великие имена …»

Задание:

По фактическим данным узнать известных людей.

(Оценка: за правильно названное имя – 1 балл).

Правила игры

Выбор вопроса по кругу.

Время на обдумывание вопроса – 30 сек.

Ответы на вопросы пишут на бумаге (команда заранее выбирают человека, который пишет разборчиво и быстро).

Озвучивает ответ на вопрос та команда, которая делала выбор вопроса. После этого ведущий открывает правильный ответ в презентации и команды сами берут заработанные жетоны из коробочек, которые стоят на столах (этим я оказываю доверие ребятам).

Оценка: за каждый правильный ответ– 1 балл.

Внимание: для команды, которая выбирает вопрос, количество баллов удваивается.

Внимание: В секторах «История песни …» и «Великие имена …» есть «звуковая подсказка». Как её использовать? Если в течение 30 сек. команда, выбирающая вопрос, не может дать ответ, то она имеет право использовать «звуковую подсказку» (дополнительное время – 15 сек.), в этом случае - команда получит баллы на общих основаниях.

В конце игры – подведение итогов.



Правила поведения в интеллектуальной игре:

На доске вывешены или записаны основные «Правила честной игры»:

Играй честно!

Не командуй товарищами!

Выручай товарища по команде!

Победишь — не зазнавайся, проиграешь — не унывай!

В процессе игры при необходимости учитель обращает внимание ребят на эти правила.



Задания игровых секторов.

Слайд № 4 – 9

Сектор «Видиокадр …»

Задание:

Просмотреть видиокадр и сказать название фильма и название прозвучавшей песни.

(Оценка: за каждые правильно названные фильм и песню – по 1 баллу)

1. Видиокадр:

Фильм «В бой идут одни старики» (1973, реж. Л Быков)

Песня «Смуглянка» (сл. Я. Шведов, муз А Новиков).

2. Видиокадр:

Фильм «Два бойца» (1943г., реж. Л. Луков)

Песня «Тёмная ночь» (Н. Богословский, В. Агатов)

3. Видиокадр:

Фильм «Летят журавли» (1957г., реж. М. Калатозов)

Песня «Журавли» (ст. Р Гамзатов, муз. Я. Френкель)

4. Видиокадр:

Фильм «Трактористы» ( 1939 г., реж. И. Пырьев)

Песня «Три танкиста» (ст. Б. Ласкин, муз. Дмит. и Дан. Покрасс)

5. Видиокадр:

Фильм «Офицеры» (1971 г., реж. В.Роговой, В.Златоустовский)

Песня «Вечный огонь» (ст. Е.Агранович., муз. Р. Хозак )    

6. Видиокадр:

Фильм «Не самый удачный день» ( 1966 г., реж. Ю. Егоров)

Песня «До свидания, мальчики» (сл. и муз. Б. Окуджава )

Слайд № 10 – 15

Сектор «История песни …»

Задание:

Определить о какой песне идёт речь.

(Оценка: за каждую правильно названную песню – 1 балл).

1 песня:

История создания песни стремительна:

- 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи поэта В.И.Лебедева – Кумача;

- 25 июня после публикации композитор А.В.Александров написал к ним музыку;

- 27 июня 1941 года с Белорусского вокзала под эту песню уже отправлялись солдаты на фронт;

- с 1 октября 1941 года эта песня стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлевских курантов.



Ответ: «Священная война»

(сл. В.И.Лебедев-Кумач, муз. А.В.Александров)

2 песня:

- Этот марш был создан в 1912 году Василием Агапкиным для военного духового оркестра, без слов, под впечатлением от событий Первой Балканской войны 1812 – 1813 гг..

- Текст к этой мелодии был написан значительно позже.  

- В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.

- Под звуки этого марша с вокзалов и по сей день отправляются эшелоны с новобранцами, убывающими к месту несения службы.

Ответ: «Проща́ние славя́нки» (муз. В. Агапкин)

3 песня:

Эта песня родилась дважды:


- Её мелодия была привезена из Польши, когда спасаясь от фашистской неволи, в 1939 г. в Советский Союз приехал известный польский коллектив «Голубой джаз».
В 1940 г. на одном из их выступлений побывал драматург и поэт Яков Галицкий, который и услышал замечательную импровизацию композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского. И прямо во время их выступления написал стихи к этой мелодии. Это было первое рождение песни, по содержанию лирической.

- 1942 г. – поэт Михаил Максимов по просьбе К.И. Шульженко написал другой фронтовой вариант песни.



Ответ: «Синий платочек»

(сл. Е. Петерсбургский, муз. М. Максимов)

4 песня:

Поэт Александр Соболев однажды прочитал в газете сообщение о том, что в 1958 году в Германии открыли мемориал Второй мировой войны «Бухенвальд» и на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего концлагеря возведена башня с колоколом, звон которого должен напоминать людям о жертвах фашизма. Взволнованный этим известием автор сел за письменный стол и тотчас родились строчки: …



Ответ: «Бухенвальдский набат»  

(сл. А.В. Соболев, муз.В.И. Мурадели)

5 песня:

- Эта песня посвящена памятнику советскому солдату-освободителю в болгарском городе Пловдив.

- В сюжетную основу памятника легла история о том, как жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью.
Народная память сохранила и имя солдата —Алеша. С розами он и увековечен в камне.

Ответ: «Алёша»

(ст. К.Ваншенкин, муз. Э. Колмановского)

6 песня:

- Когда враг напал на нашу страну, повсеместно было введено затемнение. Половина страны погружалась ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигали фары, и поезда двигались черные. Вражеские самолеты не должны были найти цели!


…И вдруг на фронт прилетела песня, которая произвела ошеломляющее впечатление. И была в ней картина, как уходил боец на позиции и, удаляясь, долго видел в окне любимой лучик света, точно лучик надежды…

- Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста — Михаил Исаковский, а музыка — народная.


Многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её.

Ответ: «Огонёк»

(сл. М.Исаковский, муз. народная)

Слайд № 16 – 21

Сектор «Слова из песни…»

Задание:

Дать ответ на вопрос точными словами из песни и назвать эту песню.

(Оценка: за каждые правильно названные слова из песни и за название песни – по 1 баллу).

1.   Что собирала молдаванка в соседнем саду? («Смуглянка») Ответ: «Там смуглянка-молдаванка собирает виноград».

2. Что согревало солдата в холодной землянке? (В землянке») Ответ: «Мне в холодной землянке тепло

от твоей негасимой любви».

3. Куда прячет любимая голубой платок? («Синий платочек») Ответ: «Знаю: с любовью ты к изголовью

прячешь платок голубой».

4. Сколько было человек в экипаже машины боевой? («Три танкиста»)
Ответ: «Три танкиста, три весёлых друга».

5. Про кого распевала песню девушка на высоком крутом берегу? («Катюша») Ответ: «Про степного сизого орла,

про того, которого любила,

про того, чьи письма берегла».

6. Когда и где любимая тайком утирает слезу? («Тёмная ночь») Ответ: «В темную ночь

ты, любимая, знаю, не спишь,

и у детской кроватки тайком

ты слезу утираешь».

Слайд № 22 – 27

Сектор «Великие имена …»

Задание:

Назвать имена известных людей.

(Оценка: за правильно названное имя – 1 балл).

1 - Эта песня посвящена русской девушке которая разлучена со своим возлюбленным – воином-защитником и очень тоскует о нём. И песня названа её именем.
- Это имя дали советские бойцы знаменитой военной технике – бесствольные системы полевой реактивной артиллерии  БМ-13.

Ответ: «Катюша» (1938 г.)

(Сл. Михаил Исаковский, муз.  Матвей Блантер)

2.

- Именно эта певица первой выступила у стен рейхстага 2 мая 1945 г., когда Берлин ещё находился в руках фашистов. После концерта Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его этой великой женщине.

- Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» А она посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!».

- Когда она находилась в заключении (1948-1953) и её попросили выступить для высшего тюремного начальства, она ответила: «Птицы в неволе не поют».


- Её визитной карточкой была песня «Валенки».

Ответ: Лидия Андреевна Русланова

3.

- С началом Великой Отечественной войны эта великая певица добровольно вступает в ряды действующей армии – становится солисткой фронтового джазансамбля.


- Только за первый год ленинградской блокады певица дала пятьсот концертов. В 1942 году в её репертуаре появилась знаменитая песня «Синий платочек» – одна из самых популярных песен военного времени.
Ответ: Клавдия Ивановна Шульженко

4.

- Седьмую симфонию этот выдающийся композитор начал писать в осаждённом Ленинграде летом 1941 года. Работая над произведением, он жил в консерватории на казарменном положении, как боец пожарной команды. "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию".


- Неоднократно композитор подавал заявления с просьбой направить его в действующую армию, однако вместо этого получил приказ об эвакуации.
- Закончена симфония была уже в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Назовите имя композитора и второе название этой симфонии.

Ответ: Дмитрий Дмитриевич Шостакович,

симфония «Ленинградская»

5.

- Его называют «патриархом советской песни» — певец, чтец, руководитель джаз-оркестра.


- Об отсутствии у себя певческого голоса он говорил: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!» 
- В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята», где он играл главную роль. Успех фильма принёс ему огромную популярность и известность по всей стране.
- В годы войны он много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от его оркестра. Самолеты носили название "Весёлые ребята".  

Ответ: Леонид Осипович Утёсов

6.

- Композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог.


 - В 1928 году организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски (впоследствии Краснознамённого ансамбля), с которым объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран.
- Во время Великой Отечественной войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.
- В 1943 г. по поручению Сталина он создаёт величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР.

Ответ: Александр Васильевич Александров

Рефлексия учащихся:

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений (одно задание группе):

• Сегодня на уроке я …

• Больше всего мне понравилось …

• Самым интересным сегодня на уроке было…

• Самым сложным для меня сегодня было … .

• Сегодня на уроке я почувствовал…

• Сегодня я понял…

• Сегодня я научился…

• Сегодня я задумался … .

Подведение итогов:

Вывод:

- «Человек живёт, пока он помнит. Помнит историю, помнит прошлое своего народа, своего села, своей семьи.

Чтите память тех, кто воевал и, не жалея себя, отдавал свою жизнь ради вашего светлого будущего!

И по большому счёту, не важно, кто сейчас будет победителем. Мы сегодня все вместе через песни вспоминали наших дедов, бабушек, прадедов, прабабушек. Вечная им память!»



Слайд № 3

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

Автор текста - Львов М. Композитор - Пахмутова А. 

Подсчёт заработанных баллов, выставление отметок.

- Спасибо всем за урок!



Информационные источники:

Интернет-ресурс:
Иллюстративный материал:
http://dmsh-kch.kir.muzkult.ru/pesnipobeda/ (изображение на титульном листе)
http://dmsh-kch.kir.muzkult.ru/pesnipobeda/(анимация – вечный огонь)
http://cyclowiki.org/wiki/Бухенвальдский_набат_(песня)
www.bglife.ru/threads/2600/page-2 (памятник «Алёша)
http://ProOruzhie.com/raketnoe-oruzhie/(изображение орудия «Катюша»)
images.yandex.ru›Лидия Андреевна Русланова картинки (фото певицы)
images.yandex.ru›Клавдия Ивановна Шульженко фото (фото певицы)
images.yandex.ru›Дмитрий Дмитриевич Шостаковичсимфония «Ленинградск (фото композитора)
images.yandex.ru›Леонид Осипович Утёсов фото (фото певца)
images.yandex.ru›Александр Васильевич Александров фото (фото композитора)
http://multiurok.ru/muzika-rossiya
Видиоматериал:
VKMusic
Звуковой материал:
muzofon.com

Литература:

Песни войны и победы. М.: Трибуна, – 2005г.

Последний звонок. 2007г. – №1. – с. 13-14.

Читаем, учимся, играем. 2013г. - №5. – с. 43-46.

Приложение №1. – «Игровое поле»

На столе каждой команды игровое поле, аналогичное игровому полю в презентации. Каждый раз при выборе вопроса команды вычёркивают сыгравший вопрос.



«Видиокадр …» «История песни …»

Если нет цветного принтера, то можно сделать чёрно-белый вариант и цветными карандашами разукрасить игровое поле.



«Видиокадр …» «История песни …»

1


2


3


1


2


3


4

5

6


4


5


6


1


2


3


1


2


3


4


5


6


4


5


6


«Слова из песни …» «Великие имена ...»

Приложение №2 – «Правила честной игры»

Приложение №3 – Жетоны

Жетоны распечатать (цвет жетонов может быть любой). Их команды получают за правильные ответы.



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3051882274c48a58a632fc318f6aa56d&n=21

Приложение №4 – Фотоматериал с урока

Оформление стенда

c:\users\xxx\desktop\фото песни нашей победы\dsc02243.jpg

8 класс

c:\users\xxx\desktop\фото песни нашей победы\dsc02227.jpg

7 класс

c:\users\xxx\desktop\песни нашей победы игра\фото песни нашей победы\dsc02240.jpg

c:\users\xxx\desktop\фото песни нашей победы\dsc02241.jpg

c:\users\xxx\desktop\фото песни нашей победы\dsc02236.jpg
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница