Первый памятник М. Ю. Лермонтову в в городе Пятигорске




Скачать 110.82 Kb.
Дата23.05.2016
Размер110.82 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5





Первый памятник М.Ю. Лермонтову в

в городе Пятигорске.

Автор: Ососков Виталий

ученик 4 «а» класса

МОУСОШ№5


Научный руководитель:

Колесникова Л.И.

Учитель начальных классов

высшей категории.

Город-курорт Железноводск

2010 г

1. ВВЕДЕНИЕ

2. Конкурс на лучший проект памятника.

3. История возникновения памятника.

4. Открытие памятника.

5. Заключение.

6.Литература.

7. Приложение.

- Социологический опрос учащихся;

- Результаты опроса на определение количества учащихся начальной школы любителей творчества М.Ю.Лермонтова.

Актуальность выбора темы:

- показать историческую ценность Ставропольского края;


Цель проекта:

- изучить исторические факты создания первого памятника М.Ю. Лермонтову.


Задачи проекта:

- глубже изучить историю Ставропольского края;

-познакомиться с историей возникновения первого памятника поэту в городе Пятигорске.
Методы исследования:

- теоретический анализ исторической литературы;

- методы статистической обработки экспериментальных данных;

- анкетирование;

- беседа.

1 ВВЕДЕНИЕ

Кавказские Минеральные Воды - очень красивый край. Много поэтов и писателей он вдохновил на творчество. Один из великих поэтов был Михаил Юрьевич Лермонтов, который здесь много раз бывал, начиная с детства, и посвятил этому чудесному месту много стихотворений.

В первый раз он приехал на Горячие воды с бабушкой десятилетним мальчиком. Позже, когда он был уже взрослым, много раз посещал Пятигорск и всегда любовался городом и его окружающей природой. Ему нравилось всё: и цепи Кавказских гор, и «седой» Эльбрус, и бурлящий Терек, и красавиц Машук, и чистый свежий воздух нашего края.

Что такое для меня Лермонтов?

Это гордость и грусть, которые охватывают меня, когда я смотрю на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.

« Мне нравиться, что уходим мы или приходим, а он - всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в мутном молоке зимы - всегда стоит…»-

так писала поэтесса Марина Цветаева о бронзовом Пушкине на московской площади. Автор этого памятника - Александр Михайлович Опекушин. Монумент поэту был установлен в Москве, в городе, где Пушкин родился.

А вот первый памятник М.Ю. Лермонтову был установлен в Пятигорске, в городе, ставшем последним приютом мятежной души поэта:

« Здесь Пушкина изгнанье началось,

И Лермонтова кончилось изгнанье»

Сейчас трудно себе представить Пятигорск без памятника Лермонтову, который находится на возвышенном месте в историческом центре города. Этот первый в России памятник М. Ю. Лермонтову и поныне главная, всеми любимая и почитаемая достопримечательность Пятигорска.

Меня мучил вопрос, как появился этот памятник в Пятигорске?

И я решил провести своё расследование. Для этого мне пришлось побывать на экскурсии, посидеть в пятигорской библиотеке, и даже посетить сайты в Интернете. И вот, что получилось.

2.Конкурс на лучший проект памятника

Первое крупное скульптурное изображение поэта Лермонтова появилось в 1862 г. в Новгороде на фризе многофигурного памятника «Тысячелетие России», среди сонма виднейших деятелей русского искусства. Образ стоящего поэта, задумчиво подпирающего голову рукой, был создан скульптором Н. И. Шредером.

В 1870 г. один из первых лермонтоведов, поэт и подпоручик Петр Кузьмич Мартьянов предложил установить в Пятигорске всенародный памятник великому русскому поэту. Его поддержал новый арендатор (контрагент) КМВ А. М. Байков, который вместе с пятигорским врачом А. А. Витманом обратился за содействием к Кавказскому наместнику, великому князю Михаилу Николаевичу Романову. 23 июля 1871 г., в 30-ю годовщину со дня гибели поэта, последовало Высочайшее соизволение императора Александра II о разрешении повсеместной подписки на сооружение «всенародного» памятника Лермонтову. Министерство финансов приступило к регистрации добровольных пожертвований.

Долгих 18 лет собирались деньги на памятник, после чего редактор петербургского журнала «Хозяйственный строитель» П. П. Мижуев в 1881 г. объявил всенародный конкурс на идею монумента М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Девизный (анонимный) конкурс прошел в три тура. В первом туре было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных предложений, но все эти работы «не выражали идею памятника» и не получили одобрения. Не дал результата и второй тур конкурса, на который поступило 65 проектов. Победителями этого тура стали тамбовский учитель рисования И. П. Фрейман и столичный скульптор Р. Р. Бах, но их модели не были приняты к исполнению в бронзе, хотя оказали влияние на окончательный вариант скульптуры. В третьем туре, завершенном в октябре 1883 г. было представлено 15 моделей. Лучшей работой была признана модель № 14 под девизом «Порыв», автором которой оказался видный русский скульптор-портретист, академик А. М. Опекушин. Работа Опекушина отличалась от большинства других работ простотой композиции, высоким профессиональным мастерством исполнения. Памятник не украшен замысловатым постаментом, в нем вообще ничто не отвлекает от главного, что понял скульптор в поэте,- глубины и ясности мысли, простоты и вдохновения, духовной высоты и достоинства.

Для скульптурного портрета ваятель использовал акварельный автопортрет Лермонтова 1837 г. в мундире и бурке, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный карандашом с натуры его однополчанином бароном Д.П. Паленом в 1840 г. Сходство последнего портрета с внешностью поэта подтверждали его живые знакомые – князь А. И. Васильчиков и генерал А. Л. Потапов.

Вывод: Таким образом, в результате всенародного конкурса, лучшей работой оказалась модель № 14 под девизом «Порыв», автор которой был скульптор А.М. Опекушин.

3. История возникновения памятника

Было собрано 54 409 рублей. Поистине памятник был сооружен на всенародные средства. Первый взнос в сумме 2 рублей был прислан двумя неизвестными крестьянами Таврической губернии.

30 сентября 1875 г. в центре Терской области, Владикавказе, был создан специальный комитет по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, одним из активных членов которого был А. М. Байков. После этого подписка приняла всероссийский размах – жертвовали простые люди, купцы, военные, учащиеся, интеллигенция и высшая знать. Банковский чек на 1000 рублей прислал князь Александр Васильчиков (1818-1881), бывший секундантом на лермонтовской дуэли. Писатель Ф. М. Достоевский был возмущен поступком чиновника Мищенко, который в 1876 г. внес на памятник одну копейку. Затем ее дополнил до рубля крестьянин Иван Андреичев. На протяжении ряда лет А. М. Байков устраивал на КМВ лермонтовские чтения, концерты и лотереи, сбор от которых шел на сооружение памятника. Скромное чествование поэта, которое впервые состоялось 15 июля 1881 г. в Елизаветинской галерее, собрало 2000 рублей. В это время общая сумма пожертвований достигла 25 тысяч рублей, а всего было собрано 54 409 рублей. Средства поступали со всей России. Только правительство не выделило ни копейки и запретило устанавливать памятник мятежному поэту в Москве.

Для скульптурного портрета ваятель использовал акварельный автопортрет Лермонтова 1837 г. в мундире и бурке, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный карандашом с натуры его однополчанином бароном Д.П. Паленом в 1840 г. Сходство последнего портрета с внешностью поэта подтверждали его живые знакомые – князь А. И. Васильчиков и генерал А. Л. Потапов.

10 июня 1885 г. уполномоченный Комитета по сооружению памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске А. М. Байков заключил в Петербурге с академиком А. М. Опекушиным договор, по которому скульптор обязывался изготовить бронзовую статую Лермонтова, а также бронзовые детали для постамента. За всю эту работу он должен был получить от Комитета 14 тысяч рублей. Отлитая на бронзолитейной фабрике «А. Моран» в Петербурге бронзовая статуя поэта высотой 2,35 м. была выставлена для обозрения в столице. В это время спешно делали сквер и пьедестал. Для постамента из Крыма привезли 8 массивных глыб светлого гранита и поручили инженерному прапорщику С. А. Тонетти сооружение пьедестала по эскизу Опекушина. Облицовку делали местные специалисты. По железной дороге и затем на подводах прибыла из Петербурга бронзовая статуя. Приехавшие вместе с Опекушиным питерские мастера установили на пьедестал статую и декоративные детали. Полная высота памятника составила 5,65 м.



Скульптору удалось гармонично связать фигуру поэта с окружающей средой. Лермонтов в момент поэтического вдохновения сидит на уступе скалы. Шинель спустилась с плеча, свободно расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала из рук к его ногам. Взор поэта-романтика устрем лен вдаль, на синие горы Кавказского хребта с белоснежной главой Эльбруса. Быть может, в такой момент и родилась его бессмертная строка: «...Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ!» Говорят, сидящая поза поэта означает, что рано погибший Лермонтов не успел полностью, «во весь рост» раскрыть свой поэтический талант, как это сделал его великий предшественник Пушкин. На лицевой стороне памятника, на верхней грани постамента надпись «М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ», а внизу под бронзовой лирой с тремя струнами и венком с пером – дата открытия «16 АВГУСТА 1889 года».

Установить памятник решили на крутом обрыве Машука, который укрепили подпорной стеной.



Вывод: таким образом, благодаря добровольным денежным пожертвованиям, лермонтовским чтениям, концертам, лотереям были собраны средства на сооружение памятника великому русскому поэту в городе Пятигорске.

4. Открытие памятника

Памятник предполагалось открыть 15 октября 1889 года, в канун 75-летия со дня рождения поэта, однако затем перенесли, ради присутствия ваятеля Опекушина и многих посетителей Вод на воскресенье 16 августа. На открытии памятника присутствовали члены Комитета по его сооружению, строители, учащиеся Пятигорска, управление Вод и города, местная общественность, жители и посетители. Председатель Комитета зачитал отчет о расходовании собранных средств. Затем с памятника была снята белая завеса. Инспектор Пятигорской прогимназии Л. Г. Лопатинский произнес речь о жизни поэта и положил к подножию венок из живых цветов от Кавказского учебного округа. Командир Тенгинского полка, в котором некогда служил Лермонтов, возложил роскошный серебряный венок, а полковой хор и оркестр исполнил сочиненные к торжеству марш «Лермонтов» В. И. Сауля и пьесу «У памятника Лермонтова» Г. Шмидта. Представитель Одесского учебного округа Боровский возложил изящный металлический венок с лирой и произнес речь о поэтической деятельности Лермонтова. Пятигорское общественное собрание возложило серебряный венок, сделанный по эскизу зодчего Э.Б. Ходжаева. Затем были возложены серебряный венок от города Пятигорска (по эскизу архитектора А. М. Кочетова), живые венки от города Владикавказа, от осетинского юношества и от дирекции народных училищ Терской области. От имени «осетинского юношества» живой венок возложил поэт Коста Хетагуров, который затем прочитал свое стихотворение «Перед памятником М. Ю. Лермонтову».

Торжествуй, дорогая отчизна моя,

И забудь вековые невзгоды,

Воспарит сокровенная дума твоя-

Вот предвестник желанной свободы!

………………………………………..

Возлюби же его, как изгнанник- поэт

Возлюбил твои мрачные скалы,

И почти, как святыню,

предсмертный привет

Юной жертвы интриг и опалы

На большом парадном обеде в Ресторации на 180 персон прозвучали тосты за создателя памятника Опекушина и за «всех жертвователей, на добровольные даяния которых ныне воздвигнут первый в империи памятник незабвенному поэту». В это время тяжелобольной Андрей Матвеевич Байков, главный инициатор сооружения памятника, лечился на австрийском курорте Мерано, где и скончался 18 сентября 1889 г.

За более чем вековое существование памятник «мистического для России» поэта благополучно пережил все потрясения, которые испытала страна. Только лира на его пьедестале лишилась струн. Ныне памятник Лермонтову самый посещаемый в городе. У его подножия ежегодно устраиваются поэтические праздники, на которые съезжаются поэты со всей России.

Вывод: памятник М.Ю.Лермонтову стал местом общественных мероприятий. Люди приходят к памятнику в минуты печали и радости, чтобы получить душевное спокойствие.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Памятник М.Ю. Лермонтову в центре Пятигорска стал символом всенародной любви к поэту. В Лермонтовские праздники поэзии, проводимые ежегодно, у памятника всегда царит большое оживление.


В Пятигорске поставлено больше всего памятников всенародно любимому поэту. Своеобразным памятником стала открытая 15/27 июля 1901 года - в день 60-летия гибели огромная железная галерея в парке «Цветник», названная Лермонтовской. Она была сделана по проекту варшавского архитектора З.Э. Хржановского. Художник И.И. Крылов написал для нее большой портрет Лермонтова и огромное панно на сюжеты его кавказских произведений.
В конце 50-х годов XX в. в Пятигорске появилось несколько отлитых по модели А. Шперлинга бюстов поэта. Их поставили на площадке перед Академической (Елизаветинской) галереей, в Лермонтовской галерее, в Лермонтовских ваннах, в санатории им. Лермонтова, в Курортной поликлинике. Из-за их недостаточно высоких художественных качеств эти бюсты впоследствии убрали. Бюст поэта поставили в поселке Энергетик под Пятигорском.
В 1959 году установили бюсты поэта в сквере Пятигорской телестудии и в санатории им. Лермонтова.

В 1973 году вынесено решение Совета Министров РСФСР о создании на базе музея «Домик Лермонтова» Государственного музея – заповедника Михаила Юрьевича Лермонтова. Проведены работы по реставрации построек по возвращению им того облика, который они имели в 30-е годы прошлого столетия.

В созданный музей – заповедник вошли не только дорогие сердцу каждого из нас лермонтовские места в Пятигорске, но также все то, что связано с памятью Кавказских Минеральных Вод.
Таким образом, я считаю, что доставшееся нам наследство надо беречь.

С любви к родному краю, к родному городу, к его историческим и памятным местам начинается великая и святая любовь к Родине. Эту любовь нужно воспитывать с детства, как и чувство уважения к истории своей страны, её культурному прошлому.




7. ЛИТЕРАТУРА

  1. Андроников И.П. Рассказы литературоведа .-М.: Детгиз, 1962

  2. Бутурлин М.Д. Записки. –Русский архив, 1897-1898

  3. Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск. -Ставрополь, 1974

4. Смирнов- Каменский Е.А.. Край целебных вод. –Ставрополь, 1987

5. Чекалин С.В. Наедине с тобою, брат…… - Ставропольское книжное издательство.-1984.-с.157

ПРИЛОЖЕНИЕ

Социологический опрос.


Учащимся каждого класса задаются вопросы, разбитые по блокам. Количество правильных

ответов прорабатывается и составляется диаграмма.

1 блок « Жизнь замечательного поэта М.Ю. Лермонтова.»


  1. Когда родился М.Ю. Лермонтов ?

  2. Где родился М.Ю.Лермонтов?

  3. Зачем приезжал М.Ю. Лермонтов в Пятигорск?

  4. Где и как погиб М.Ю.Лермонтов?

2, блок «Творчество замечательного поэта М.Ю. Лермонтова»

  1. Какие произведения М.Ю. Лермонтова вам известны?

  2. Тематика его произведений.

3 блок «Памятники М.Ю.Лермонтову»

1, В каком городе установлен первый памятник М.Ю. Лермонтову?

2. Кто является скульптором первого памятника М.Ю. Лермонтову?

3,- Какое количество памятников М.Ю.Лермонтову установлено на КМВ?



4. Почему Пятигорск называется Лермонтовским городом?


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница