Перспективы развития аграрной сферы экономики в условиях присоединения россии к вто



Скачать 110.67 Kb.
Дата14.08.2016
Размер110.67 Kb.
УДК: 339.52:338.43

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Седова К. С.
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Минобрнауки России, Саранск, Россия (430005, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, каб. 207)
sedova_kseniya@bk.ru
Актуальным и весомым фактором развития аграрной сферы экономики России является ее вступление во Всемирную торговую организацию. На сегодняшний день России необходимо стать активным и конкурентоспособным участником внешнеторговых отношений, которые выходят на новый уровень. Задача органов управления заключается в грамотной реализации взятых обязательств и адаптации условий ВТО к особенностям развития сельского хозяйства страны, которая и обуславливает дальнейшие перспективы отрасли.

Всемирная торговая организация, аграрная сфера экономики, государственная поддержка, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, мировой рынок.

PROSPECTS OF AGRICULTURAL AREAS OF ECONOMICS IN RUSSIA'S WTO ACCESSION
Sedova K, S.

Mordovian state university  N.P. Ogarev

Russia, Saransk (430005,  Saransk, ul. Polezhaev, etc. 44, kab. 207) sedova_kseniya@bk.ru
Relevant and important factor in the development of the agrarian sector of the Russian economy is its entry into the World Trade Organization. To date, Russia must become an active participant in a competitive and trade relations , which go to the next level . The task of government is competent implementation of the commitments and conditions of the WTO to adapt to the peculiarities of the development of agriculture in the country , which determines the future prospects of the industry.

The World Trade Organization, the agrarian sector of the economy, state support, competitiveness, food security, global market.
Введение. Вопрос конкурентоспособности продукции сельского хозяйства всегда являлся достаточно актуальным и, более того, весьма дискуссионным. А такое событие, как вступление России в ВТО акцентирует на нем еще большее внимание. С 22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса, таким образом, Россия официально стала 156-й страной-членом ВТО. Именно с этого момента начинается активная работа по реализации адаптационных мер функционирования аграрной сферы экономики России к условиям ВТО.

Цель данной работы – выявление перспектив развития аграрной сферы экономики в условиях присоединения России к ВТО.

Прежде чем говорить о перспективах развития аграрной сферы экономики России в целом, необходимо рассмотреть ключевые аспекты государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО.

Итак, Соглашение по сельскому хозяйству, прежде всего, регламентирует предоставление сельскохозяйственных субсидий. Это понятие включает в себя меры, которые нацелены на поддержку сельского хозяйства со стороны государства и на развитие села в целом. При этом по правилам ВТО налоговые льготы не рассматриваются как субсидии. Меры поддержки делятся на две основные группы правил: первая – это внутренняя поддержка, вторая – это экспортные субсидии.

Внутренняя поддержка состоит из трех корзин, учитывающих, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю. Желтая корзина включает в себя меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. Они ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки. Кроме того, могут быть указаны и параметры сокращению уровня желтой корзины в дальнейшем. Например, развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%.

Зеленая корзина – это те меры, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений, то есть разрешенная поддержка: наука и образование, консультационное обслуживание предприятий агросферы, поддержка развития инфраструктуры села, строительство дорог, экологические программы.

Третья корзина, которая выделяется в рамках Соглашения – это голубая корзина. Меры этой корзины направлены на ограничение производства. Они также исключаются из обязательств по сокращению, однако, в России такие меры практически не используются. Подобная практика реализуется, в основном, в Европейском союзе [3].

Как отмечалось выше, обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки. Таким образом, правительство обязано снизить объемы государственной поддержки сельского хозяйства в значительное количество раз. После длительных переговоров и споров для России, в соответствии с Соглашением, был определен агрегированный уровень государственной поддержки сельскохозяйственный производителей 9 млрд. долларов США с последующим снижением к 2018 году до 4,4 млрд. долларов США [3].

Такой нестандартный подход к обязательствам был увязан членами ВТО с тем, что Россия предоставляет гарантии сохранения в течение переходного периода определенного соотношения различных видов поддержки. То есть, в период до 2018 года (а именно в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках желтой корзины будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки в отношении к продуктово-неспецифической не будет превышать 30%. Следует отметить, что уровень в 30%, в принципе, соответствует среднему показателю такого соотношения, зафиксированному в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»[4].

Что касается второй группы обязательств – экспортные субсидии, то Россия по условиям присоединения к ВТО обязана от них отказаться.

Мероприятия новой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» учитывают те изменения в системе государственной поддержки сельского хозяйства, которые произошли с вступлением России в ВТО. Они будут реализовываться с максимальным использованием инструментов поддержки зеленой корзины. При этом ключевые мероприятия будут сохранены, в том числе мероприятия по развитию инфраструктуры, социальному развитию села, мелиорации [3].

В области таможенно-тарифного регулирования Россия приняла на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп. По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа, рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 процента. В дальнейшем она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств в среднем до 6,62% в 2016 году [5].

По данным Минэкономразвития РФ средневзвешенные ставки в разных отраслях промышленности показывают, что наиболее высокий уровень тарифной защиты сохранится в ближайшие годы для продовольственной и металлургической продукции (7-10%), наиболее низкий – в отношении импорта машиностроительной продукции (6-8%). При этом ежегодное снижение по большинству позиций составит до 1 процентного пункта.

Для решения вопросов, связанных со снижением таможенно-тарифной защиты в отношении мяса, особенно свинины, а также сахара, молока и молочных продуктов, в настоящее время проводится работа по выработке мер по смягчению ситуации, в том числе с использованием механизма осуществления продуктово-специфической поддержки.

Итак, обязательства по снижению импортных пошлин [3]:


  • на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло – с 25 до 20%. Таким образом, размер ставок возвращается к уровню, который существовал до 1 января 2010 г., на сухую молочную сыворотку – с 15%, но не менее 0, 35 евро за 1 кг, до 10-15%;

  • на живых свиней – с 40% до 5%, на свинину с 15% до 0% внутри квот, с 75 % до 65% сверх квот, на субпродукты с 25% до 15%;

  • на готовые продукты из рыбы - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года, на рыбное сырье – с 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%;

  • на некоторые корма для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов;

  • вводится постоянная плоская шкала импортной пошлины на сахар-сырец на уровне $140 за т., что снижает тарифную защиту отечественных производителей на 25% (ранее действовала плавающая пошлина, которая в зависимости от цены на мировых рынках росла или снижалась).

Российская Федерация по условиям присоединения к ВТО сохранила возможность использовать тарифные квоты на импортные поставки трех видов мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на развитие мясного животноводства и, соответственно, на обеспечение населения высококачественной продукцией отечественного производства. Так же принято решение о выделении дополнительно 6 млрд рублей ежегодно в течение 3х лет на поддержку глубокой переработки свинины.

Стоит отметить, что меры таможенно-тарифного регулирования являются действенным балансиром объемов внешнеторговых потоков. Снижение тарифов, как правило, влечет за собой увеличение объемов импорта, что грозит крайне негативным последствиями для экономики страны, но, в то же время, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке. Но, тем не менее, больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Несмотря на развитие внутреннего производства, Россия продолжает импортировать большое количество сырных продуктов, что приостанавливает развитие сырной индустрии в России. По итогам 2012 года объём импорта сыра прогнозируется на уровне 202 тыс. тонн. Основными импортерами являются: Украина (29%), Литва (18%), Германия (15%), Финляндия (10%), Польша (7%), Нидерланды (4%), Франция (3%) [6]. С учетом дальнейшего снижения ввозных пошлин и сокращения субсидий отечественным производителям, можно говорить о том, что российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

В секторе животноводства практически не меняются условия для птицеводов и скотоводов, но существенно ухудшается инвестиционный климат для свиноводов. Обнуление импортной пошлины на ввоз живых свиней, а также снижение пошлины на ввоз шпика и субпродуктов не дают возможности российским свиноводам конкурировать по ценам с импортерами, что, по оценкам экспертов из Национального союза свиноводов, может привести к массовому банкротству свиноводческих предприятий и стагнации сектора [6].

Подобная тенденция может привести к росту издержек производства, снижению доходов сельскохозяйственных предприятий и, как следствие, их банкротству. По оценкам ученых, специализирующихся в области сельского хозяйства, при достигнутых условиях расширения сферы применения норм ВТО по тарифным квотам и тарифной защите ввоз импортного продовольствия, возможно, превысит 60%. Это может повлечь за собой зависимость от зарубежного продовольствия. Что, в свою очередь, будет означать потерю части суверенитета. Аналитики высказывают серьезную озабоченность в связи с возрастающей активностью иностранных организаций по установлению контроля над основными отраслями сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации [1]. В подобных условиях встает вопрос о продовольственной безопасности страны.

Если сельскохозяйственная продукции России не будет способна полноценно конкурировать с импортной продукцией, то в дальнейшем может произойти ее вытеснение с российского рынка, а также нерентабельность экспорта на заграничные рынки. Подобные, весьма пессимистичные, опасения и формируют отрицательную позицию общества, особенно сельхозпроизводителей, а также многих экспертов, политиков и экономистов к вступлению России в ВТО. Подобные мнения усугубляются заявлениями в СМИ о крайне негативных последствиях членства в ВТО для отечественного сельского хозяйства.

Однако нельзя говорить только о минусах вступления в ВТО. Здесь, как и в любых экономических, социальных и многих других преобразованиях и нововведениях можно выделить две стороны – отрицательную и положительную. Как отмечают эксперты, от вступления в ВТО будут иметь большие преимущества отрасли экономики, ориентированные на внешний рынок – металлургия, топливная промышленность, минеральные ресурсы и энергетика [4]. А выгодные последствия от членства в ВТО для аграрной сферы экономии могут выражаться в следующем. Во-первых, это снятие многих барьеров для экспорта – выход на мировой рынок на более выгодных условиях. Также выгоды от вступления в ВТО ожидают потребителей. Это возможно из-за того, что цены на продовольственные товары как импортного, так и отечественного производства, на какой-то промежуток времени могут снизиться, хотя в дальнейшем велика вероятность их нового повышения. Но подобная ситуация может опять же оказать негативное влияние на сельское хозяйство страны – поддержка зарубежных производителей снизит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Так как в рамках желтой корзины введены строгие ограничения, правительству нашей страны необходимо уделить особое внимание мерам, которые предусмотрены зеленой корзиной, ведь именно за счет них возможно оказывать реальную поддержку сельскому хозяйству, не противореча правилам ВТО. Например, превысить лимит государственной поддержки аграрной сферы экономики поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Государственная Дума в 2012 году приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли.

Этот уровень, а также конкретный перечень «неблагоприятных» регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять – из Приволжского и Уральского, по два – из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения [2].

Еще одним способом поддержки в рамках зеленой корзины может быть финансирование таких сфер, как наука и образование, консультационное обслуживание сельхозпредприятий, поддержка развития сельской инфраструктуры, строительство дорог, экологические программы. Ведь в этих сферах в России множество проблем и недоработок, почему бы сейчас не перейти к их непосредственному, продуманному и комплексному решению. Именно от решения этих проблем зависит на данный момент повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России. Большинство стран сегодня уже не занимаются прямыми денежными дотациями, а осуществляют поддержку косвенно.

Выводы. До окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу, повышения ее инвестиционной надежности и привлекательности, а также вместе с тем большое значение имеет приведение российского законодательства в соответствие с международными нормами. Таким образом, вступление России в ВТО требует реформирования системы поддержки сельского хозяйства, а также в целом системы продовольственного обеспечения.
Список литературы
1 Горбатов А.В., Горбатова Ю.Н. Экономика агропромышленного комплекса / А.В. Горбатов, Ю.Н. Горбатова // Проблемы современной экономики. – 2009. – №3 (31). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.m-economy.ru

2 Климова Н. В., Петрова К. В. Государственная поддержка сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО / Климова Н. В., Петрова К. В. / V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля – 31 марта 2013 г. – Режим доступа: file:///H:/5081.htm

3 Крестьянские ведомости Медиа-Группа / ВТО: куда все-таки вступила Россия / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agronews.ru/

4 Материалы Всероссийской студенческой научной конференции «Столыпинские чтения. Проблемы развития АПК в условиях вхождения в ВТО», посвященной 70-летию ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина», 14-15 марта 2013 года.

5 Официальный сайт Правительства Российской Федерации / Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/

6 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Сводный обзор конъюнктуры аграрного рынка России / Еженедельный информационно-аналитический обзор № 50, 25.12.2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/


Рецензент: Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Республика Мордовия. Город Саранск.
Каталог: pdf -> 2013
2013 -> Уроков физической культуры борисова О. В., Петров Р. Е
2013 -> Гражданское общество в эпоху
2013 -> Флора Екатериновского залива Саратовского водохранилища
2013 -> Шифр специальности 17. 00. 02
2013 -> Обзор способов и методов предотвращения отложений асфальто- смоло- парафинов
2013 -> Объекты саммита атэс перспективы для развития въездного туризма в Приморском крае 1
2013 -> Роль кср в развитии туризма в Приморском крае
2013 -> Абди ходжа джуйбари в политической жизни мавераннахра нач. XVII в доктор исторических наук, профессор Тураев Х. Х
2013 -> Новая фундаментальная роль реликтового излучения в физической картине мира. Классическая постквантовая физика. Новая парадигма


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница