Переводной экзамен по истории (10 класс)




Скачать 115.5 Kb.
Дата14.03.2016
Размер115.5 Kb.
Переводной экзамен по истории (10 класс)

Часть 1.


1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. создание коллегий

  2. созыв Уложенной комиссии

  3. церковный раскол

  4. свержение Василия Шуйского

  5. создание стрелецкого войска

2.Какие из перечисленных ниже событий связаны с царствованием Екатерины II?

Ответ запишите цифрами без пробелов.



  1. Манифест о вольности дворянства

  2. участие России в Семилетней войне

  3. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

  4. Работа Уложенной комиссии

  5. Основание Черноморского флота

  6. Отмена патриаршества

3.Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА СОБЫТИЯ

А) Федор Алексеевич 1) завершение Смуты

Б) Василий Шуйский 2) восстание Ивана Болотникова

В) Михаил Романов 3) отмена местничества

Г) Иван IV 4) битва на реке Калке

5) Ливонская война

4.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований.



Сенат, ассамблеи, коллегии, Синод, Государственный совет.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду



5. Установите соответствие между сражениями и войнами: к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

СРАЖЕНИЯ

 

ВОЙНЫ

А) Синопское сражение

Б) сражение при Кагуле

В) сражение у острова Гренгам

Г) сражение при Рымнике ;



 

1) русско-турецкая война 1768–1774 гг.

2) русско-турецкая война 1787–1791 гг.

3) Крымская война

4) Семилетняя война

5) Северная война

6) Ливонская война



 

6.  Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ



А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»



Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.

2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.

3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.

4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.

5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.

6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 


7.  Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 


1) С. М. Соловьёв

2) М. Н. Ермолова

3) А. А. Ханжонков

4) В. О. Ключевский

5) С. П. Дягилев

6) Н. М. Карамзин

8. Напишите пропущенное слово.

Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось…

9.  Установите соответствие между именами современников.

ИМЕНА

 

ИМЕНА

А) царь Алексей Михайлович

Б) император Пётр I

В) императрица Елизавета Петровна

Г) император Александр I



 

1) А. Курбский

2) Ф. Лефорт

3) М. Кутузов

4) А. Ордин-Нащокин

5) М. Ломоносов


 

10.  Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления царя Алексея Михайловича? Выберите три события ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) издание Новоторгового устава

2) создание Преображенского и Семёновского полков

3) восстание под предводительством К.А. Булавина

4) подписание Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой

5) учреждение патриаршества в России

6) Медный бунт в Москве

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.



  1. Семилетняя война

  2. Ливонская война

  3. Алексей Михайлович

  4. XVII в.

  5. Крымская война

  6. Петр I

  7. XIX в.

  8. Елизавета Петровна

  9. XVIII в.




ПРАВИТЕЛЬ

СОБЫТИЕ

ВЕК

Иван Грозный

____________(А)

XVI в.

____________(Б)


Церковный раскол

____________(В)

____________(Г)


Прутский поход

XVIII в.

Екатерина II

Восстание Е. Пугачева

____________(Д)

12. Прочтите отрывок из документа

«Поутру увидел на улице кучки народа… Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь… Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было ваше каре… Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам. Слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем! Умрем вместе с ними!». Видел, как понеслась на вас кавалерия… и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров и я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу… видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы леском, как ты скомандовал «Оставь!»… Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три

верных суждения.


  1. Описанные в документе события произошли в Москве

  2. Царя, которого упоминает автор, звали Николай I

  3. Участники этого выступления – петрашевцы

  4. Выступление завершилось убийством царя

  5. Участники выступления были с связаны с деятельностью Северного общества

  6. Одним из требований участников выступления было свержение самодержавия

13-16


13. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.


14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
15.Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период

2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели

3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет

4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства

5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость

6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства


17 . Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «История государства российского»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Поучение детям»

Г) Собор Василия Блаженного



 

1) Этот фильм создан известным советским режиссером Л. Гайдаем.

2) Произведение создано в 1 пол. XII в.

3) Этот шедевр создан в честь присоединения Казани.

4) Этот памятник создан в честь присоединения к России Смоленска.

5) Автор данного творения Н.М. Карамзин.

6) Автором является Владимир Мономах.


18-19.


18. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются

верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в

таблицу цифры, под которыми они указаны.


  1. Памятник был сооружен в честь победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

  2. Памятник находится в Новгороде

  3. Инициатива создания памятника принадлежит Александру III

  4. Автор памятника - скульптор И.Мартос

  5. Памятник сооружен в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь

19. Какой из памятников, изображенных ниже , был создан в то же царствование, что и изображенный памятник



  1. 2)

3) 4)


Часть 2.

Прочтите отрывок из исторического документа и выполните

задания 20-22
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами

собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них

усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя,

который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к

руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные

норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси

чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в

ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со

своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в

Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.

И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от

варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и

брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам

своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих

городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке

– кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над

теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его,

но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по

Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И

спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и

Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их

потомки, и платим дань «хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе,

собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же

княжил в Новгороде.

20. Назовите документ и имя его автора. К какому веку относится

создание этого документа?

21. О каком событии идет речь в документе? Что послужило его

причиной? Укажите не менее двух причин.

22. Укажите не менее 2 последствий описанного в документе события?
23. Назовите не менее трех основных направлений деятельности великого князя Ивана III Васильевича.

Приведите не менее двух примеров, раскрывающих реализацию этих направлений.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже

приведена одна из спорных точек зрения на причины возвышения Москвы в 14 в.

Главным фактором возвышения Москвы как политического центра были личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно

подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно

опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …


Аргументы в опровержение:

1) …


2) …


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница