Перечислите группы источников, по которым мы изучаем историю. Письменные



Скачать 443.86 Kb.
страница1/3
Дата14.08.2016
Размер443.86 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3
1. Перечислите группы источников, по которым мы изучаем историю. Письменные (законодательные акты, статистические материалы, делопроизводственная документация, акты учета населения, документы юридического происхождения, периодическая печать, справочная литература, материалы личного происхождения), вещественные, устные, лингвистические, этнографические источники: кино- и фотодокументы.
2. Матриархат - (от латинского mater, родительный падеж matris - мать и греческого arche - начало, власть; буквально - женовластие), одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение женщины в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения. Впервые период матриархата был выделен И. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки матриархата сохраняются у минангкабау (остров Суматра), некоторых народов Микронезии и других. Иногда термин "матриархат" неточно используется для обозначения материнско-родового строя в целом или периода его расцвета.
3. Патриархат - от греч. pater - отец и archo - управляю, властвую; буквально - отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для патриархата характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей.
4. Первобытнообщинный строй - первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества. Члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина "первобытный коммунизм". От следующих за ним этапов общественного

5. развития этот строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.


6. Язычество (от церковно-славянского "языцы" - народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле - политеистических. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие"). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун - громовержец, Дажбог - бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны - лешие, домовые. После принятия в X в. христианства (см. Крещение Руси) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун - Илья пророк, Велес, покровитель скота, - Власий и т.д.), Язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны - в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).
7. Вече - народное собрание на Руси в X - начале XVI вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. По наблюдению В.Л. Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и зажиточных людей. В Северо-Восточной Руси управлялось великокняжеской властью.
8. Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный К.) в 9-16 вв. у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее - дворянский титул. Первоначально К. - племенной вождь, возглавлявший органы военной демократии. Затем К. постепенно превратился в главу раннефеодального государства. Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи в Чехии и т.д.). К., являвшиеся главами крупных феодальных государственных образований на Руси и в Литве, называются великими князьями (в некоторых странах, например в Польше, Чехии, К. - главы феодальных монархий, приняли титул королей).
9. Дружина отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица - "княжие мужи") и "молодшую" - "гриди" и "отроки".
10. Перечислите племена восточных славян на территории Беларуси и где они расселялись - Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи (север Беларуси), дреговичи (юг Беларуси), радимичи (Восток Беларуси), частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.
Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.
11. Назовите год первого упоминания о Полоцке - Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты. От наименования этой реки он и получил свое название. Первоначально Полоцк был городищем. Его площадь составляла около 1 га. Поселение было укреплено. В 10 веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Поселение разрасталось. Новый укрепленный центр Полоцка значительно превосходил по размерам прежний. Его площадь составляла около 10 га.
12. Назовите год принятия христианства на Руси. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии (конец X в.) и его распространение (XI-XII вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси начато принявшим православие Владимиром I Святославичем в 988-89. Вначале были крещены киевляне, затем новгородцы. В XI в. христианство распространялось в городах и пригородах, к XIII в. было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000-летие Крещения Руси отмечалось в 1988.
13. Кто такая Евфросинья Полоцкая? (в миру Предслава) (ок. 1110 - ок. 1169), княжна полоцкая, инокиня, основательница Полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря. Занималась перепиской книг. По преданию, в 1167 предприняла паломничество в Константинополь и Иерусалим, во время которого умерла. Канонизирована Русской православной церковью.
14. Назовите первого князя ВКЛ РиЛ. Миндовг, правивший с середины 1230-х гг. до 1263 г. (с 1253 г. король). Столицей его державы был г. Новогородок (Новогрудок).
15. Назовите год принятия Кревской унии - 14 августа 1385 г.
16. В чем сущность Кревской унии? Соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. К. у. была подписана 14 августа в замке Крево. Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли Великиго княжества Литовского и способствовать возвращению утраченных Польшей земель. Уния содействовала объединению сил литовского, польского, белорусского и украинского народов в борьбе против агрессии Тевтонского ордена. Вместе с тем К. у. отвечала интересам польских феодалов, стремившихся захватить белорусские, украинские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского.
17. Назовите год Грюнвальдской битвы и между кем она состоялась 15 июля 1410, окружение и разгром войск немецкого Тевтонского ордена польско-белорусским--русским войском под командованием польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) около селений Грюнвальд и Танненберг. Грюнвальдская битва положила предел продвижению Тевтонского ордена на Восток.
18. Перечислите органы государственной власти ВКЛ В XV в. Витовт создал новую политико-административную систему. Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства, или поветы. В Великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и (с XVI в.) два староства - Жемойтское и Волынское.
Великое княжество Литовское представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом. При великом князе в качестве совещательного органа действовала паны-рада, в состав которой входили лица, занимавшие высшие государственные посты, члены великокняжеской семьи и представители наиболее богатых влиятельных родов. Узкий круг лиц из наиболее приближенных к князю членов рады составлял переднюю, или тайную раду. Первоначально рада была совещательным органом, но по мере роста экономической и политической роли феодальной знати она превратилась в орган, который вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть.
В начале XV в. (1401 г.) начал действовать новый орган государственной власти - вальный (общий) сейм, в состав которого входили паны - радные, многочисленные служебные особы центрального и местного государственного аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. С середины XVI в. вальный сейм состоял из Государственного совета, который стали называть Сенатом, и из поветовых послов - депутатов, которые составляли Посольскую избу.
Функции исполнительной власти осуществляли: канцлер, хранивший государственную печать и заведовавший центральной канцелярией; гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны; земский подскарбий, ведавший государственной казной. При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалок дворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п.
Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, который командовал военными подразделениями в воеводстве, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка, ключник присматривал за сбором податей и т.д. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах - войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами и др.
Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое «посполитое рушение». Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба - примерно два крестьянских хозяйства).
Высшей судебной инстанцией в государстве был великокняжеский суд, а также суд панов - рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал ВКЛ, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый (гродский) суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян. Дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд. Земельными тяжбами занимался подкоморский суд. В городах, имевших магдебургское право, действовали войтовско-лавочные и бурмистерские суды. В селах продолжал функционировать копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. В XIV - XV вв. наметился переход от обычного права к письменному. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.). Вершиной систематизации и кодификации норм феодального права, первым общегосударственным сборником стал Статут ВКЛ (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции. Этот документ не имел равных в Европе.
19. Что такое протестантизм? Одно из главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием). Возникло в Европе в период Реформации - широкого антикатолического движения XVI в. Протестантизм разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, аде и рае (в отличие от католицизма, отвергает чистилище), об откровении и пр. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, единственный источник вероучения - Библия. Протестантизм не признаёт духовенство в качестве наделённого благодатью посредника между Богом и людьми, отвергает монашество. Общины верующих возглавляют выборные священники. Из таинств протестантизм признаёт лишь крещение и причащение, богослужение предельно упрощено (проповедь, молитва и пение псалмов и гимнов на родном языке).
20. В чём разница между православием и католичеством? 16 июля 1054 года группа папских послов привезла в Константинополь в собор Святой Софии указ Папы Римского Льва IX об отлучении патриарха Михаила Керуллария от Церкви. С этого момента главы католической и православных церквей перестали признавать друг друга.
Основные расхождения в учении: 1. Юридичесий принцип спасения (у латинян), отсутствующий у древней церкви. 2. Сверхпочитание, т. н. Римского Папы (кстати, кто его не чтит с католиками, того анафематствуют). 3. Искажение в Символе Веры, что подпадает анафеме II и III Вселенских Соборов. 4. Учения о непорочном зачатии Девы Марии Иоакимом и Анной (родителями Богородицы).5. Учение о чистилище. 6. Обрядность. Список этот можно продолжать, но самое главное различие в духовной жизни, в молитве. Православная церковь не признает медитацию и чувственные молитвенные состояния, считая их крайне опасными (от лукавого), католики их приветствуют.
21. Назовите основную причину начала Ливонской войны. Между кем она велась? 1558-1583 гг. России против Ливонского ордена Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 - Речи Посполитой) за за территории Ливонского ордена и выход к Балтийскому морю. Завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского и Плюсского перемирий.
22. Назовите год принятия Люблинской унии. 1 июля 1569 г., Великое княжество Литовское и Польское королевство объединились в федеративное государство - Речь Посполитую с общим монархом и Сеймом..
23. В чём сущность Люблинской унии?. В соответствии с актом унии Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.
24. Назовите какие цели преследовала Польское королевство заключая Люблинскую унию. В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы - тридцать четыре.
Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве.
25. Назовите год принятия Берестейской церковной унии. - В 1596 г. в Бресте состоялся Собор белорусско-украинского православия. В нем участвовали представители двух православных патриархов-Константинопольского и Александрийского. Собор раскололся на две части. Одну составили сторонники унии, которых возглавил Львовский католический архиепископ Суликовский. Вторая часть состояла из православных, которые не были согласны с унией. Их возглавил Львовский восточный епископ Гедеон Балабан. Православный собор заседал не в храме, а в частном доме, так как епископ Пацей, к епархии которого принадлежал Брест, запретил впускать в городские храмы противников унии. Униаты лишили сана епископов и отлучили от церкви тех из них, кто был противником, а православные сделали то же самое в отношении униатов. Папа Римский и правительство Речи Посполитой сочли унию состоявшейся.
26. В чём сущность Берестейской унии? По условиям унии, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов-поляков и белорусов, католиков и православных. Но все же принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Оно способствовала более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.
27. Фольварк - (folwark, от нем. Vorwerk - хутор), наименование помещичьего хозяйства, в узком смысле слова - барской запашки. Фольварочная система ведения феодального хозяйства (в Беларуси и некоторых др. странах центральной и Восточной Европы) была связана с барщиной как основной формой феодальной ренты и называлась обычно фольварочно-барщинной системой. Незначительное до 15 в. помещичье хозяйство растет затем за счёт крестьянских наделов, общинных и вновь осваиваемых земель. В 16 в. Ф., производящий продукцию для сбыта на рынке (городском или внешнем), становится основным источником доходов феодала. С утверждением капитализма Ф. стал основой крупнопомещичьих хозяйств.
28. Перечислите, какие концепции создания белорусской народности вы знаете, дайте им краткую характеристику. Распространенные в Российской империи концепции происхождения белорусов, если не принимать во внимание "великопольской" и "великорусской", предполагали два основных варианта образования белорусского этноса: с одной стороны, на основе летописных племен восточных славян - кривичей, радимичей и дреговичей (В. Антонович, И. Беляев, А. Сапунов), и, с другой стороны, при активном участии балтского и финно-угорского этнического компонента (Н. Костомаров, М. Любавский, П. Голубовский). Хронологически образование белорусов, как правило, относили к ХІІІ-ХІV векам - времени распада Киевской Руси и включения восточно-славянских земель в иные государственно-политические образования. Иную точку зрения относительно хронологии высказал Н. И. Костомаров, считая, что уже в период Киевской Руси белорусы, украинцы и русские окончательно сформировались в народности, а важнейшие этнографические особенности этих народов возникли в еще более раннюю эпоху. В советский период центральное место в проблеме происхождения белорусов, украинцев и русских отводилось "древнерусской народности - колыбели трех братских народов". Показательно, что именно после публикации в 1950 году работы И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" термин "древнерусская народность" признали правомерным, а вскоре и хрестоматийным.
Крайняя тенденциозность "древнерусской" концепции проявилась в целом комплексе нестыковок и противоречий, но приверженность этим взглядам стала своего рода признаком благонадежности исследователя. Даже небольшие отступления от нее жестко критиковались. Примером может служить исследование этнографа М. Я. Гринблата "Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории" (Минск. 1968). Автор, формально признав наличие периода древнерусской народности, тем не менее пришел к выводу о первостепенной роли кривичей, дреговичей, радимичей в этом процессе. Подобное "предательство" Гринблата по отношению к древнерусской народности резко критикуется белорусской академической этнографией до сих пор
Поворотным пунктом в изучении этногенеза белорусов стала концепция археолога В. В. Седова, нанесшая сокрушительный удар по основным постулатам "древнерусской" теории. Исследователь указал на явную недостаточность фактов социально-экономической и политической истории при рассмотрении проблем этно-культурного плана: "Невозможно себе представить, что восточно-славянское население стало произносить мягкие "д" и "т" как "дз" и "ц", звук "р" - твердым, а произношение ударных и неударных "а", "о", "е", "я" начинает различаться... только потому, что оно стало подвластно литовскому князю"
Несмотря на то что идея влияния балтов на формирование белорусского этноса была высказана С. Плещеевым еще в 1790 году, впервые она получила столь серьезную аргументацию только в последние десятилетия. Используя данные археологии, лингвистики, этнографии и смежных дисциплин, В. В. Седов убедительно доказал, что этнические особенности белорусов сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами восточно-балтских племен. Это случилось в период с ІХ по ХІІІ век и привело к появлению ряда субстратных (воспринятых от балтов) явлений в языке ("дзеканье", твердый "р", аканье), материальной (столбовая техника строительства, элементы традиционного костюма) и духовной культуре (культ камня, почитание ужа)
К сожалению, в белорусской научной среде до сих пор существует своеобразный раскол по отношению к "балтской концепции". В то время как антропологи, лингвисты и археологи в большинстве своем признают существенную роль балтов в происхождении белорусов (последние рассматриваются как славянизированные балты, официальная белорусская этнография до сих пор считает концепцию Седова, "построенной на неточных источниках или их фальсификации", выдвигая в качестве аксиомы "факт, что в Киевской Руси существовало восточно-славянское единство и стольным городом всех восточных славян был Киев". В этом смысле лишь с большой долей условности можно назвать "новыми" изыскания белорусского академика М. Ф. Пилипенко. По мнению этого автора, балты сыграли роль лишь в формировании таких "протонародностей", как кривичи, дреговичи и радимичи, а уж последние, в свою очередь, стали составной частью "древнерусской народности". Непосредственными же предками современного белорусского этноса, по мнению Пилипенко, были две группы общей для восточных славян этнической древней русской общности (русских, русичей) - "полесской" ("полешуков"), с одной стороны, и "подвинско-днепровской", "белорусской" ("белорусцев"), с другой"


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница