Педагогический контроль в беге на средние дистанции у юношей




страница1/5
Дата07.03.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4   5


МБОУ ДО ДЮСШ №2

Авторы: Зарудняя Е.С., Скоробогатов А.Н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ У ЮНОШЕЙ

Краснодар, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

Глава 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ………………………..……………….………………….……… 5

1.1 Педагогические, биомеханические и психологические особенности тестирования в беге…………………………………………………….….…… 5

1.2 Характеристика педагогического контроля и его этапы…………..……. 12

1.3 Использование упражнений и тестов в педагогическом контроле.….……19

Глава 2.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…........31

2.1 Методы исследования………………………………………………….…….31

2.2 Организация исследования……………………………………………….…33

Глава 3.АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ С КОНТРОЛЬНЫМИ ТЕСТАМИ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА………… 34

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 43

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………… . 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 45




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблеме педагогического тестирования посвящено огромное количество работ (В.Ю. Волков, В.А. Запорожанов, А.И. Федоров) применительно к легкоатлетическому бегу на средние дистанции (800 и 1500 метров) рекомендуется достаточно большой перечень контрольных полевых испытаний, которые могут быть использованы в этих целях. При этом в подавляющем большинстве работ проводится сравнительный анализ на спортсменах разной квалификации, что с одной стороны заведомо повышает вероятность обнаружения искомых зависимостей, но с другой стороны недостаточно эффективно, поскольку не может быть перенесено на однородные по уровню квалификации выборки спортсменов.

Это и послужило основанием для проведения настоящих исследований, основной целью которых являлось определение информативной ценности полевых испытаний при определении уровня спортивных достижений у бегунов различной квалификации на 800 и 1500 метров.

В качестве конкретных задач исследования применительно к спортсменам разной квалификации были избраны следующие:

- определить взаимосвязь регистрируемых контрольных полевых испытаний в начале подготовительного периода с уровнем спортивных достижений, показанных в предшествующем соревновательном периоде;

- установить взаимосвязь вышеуказанных параметров в текущем соревновательном сезоне;

- выявить взаимосвязь между приростами анализируемых показателей за анализируемый период.



Научная новизна исследований заключается в том, что в них впервые показана разная прогностическая значимость полевых контрольных испытаний у бегунов на средние дистанции различной квалификации.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют с большей степенью вероятности определять прирост спортивных достижений у бегунов на 800 и 1500 метров.

Объект исследований – это годичная динамика результатов контрольных испытаний и спортивных достижений у бегунов на 800 и 1500 метров.

Предмет исследования – это определение прогностической значимости полевых контрольных испытаний у бегунов на средние дистанции различной квалификации.

Гипотеза исследования: Известно, что качество тренировочной и соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции во многом определяет педагогический контроль (Ю.В. Волков, 1985; В.А. Запорожанов , 1988; Л.Г. Конов, 1997; К.Л. Вихров К.Л., В.Г. Догадайло, 2000; К.Л. Вихров, 2000; М.А. Годик, 2001).

В легкой атлетике (Ю.В. Верхошанский, 1991; И.А.Тер-Ованесян, 2000; А.И. Жилкин, 2003), в частности в беге на средние дистанции (В.Н. Селуянов, 1985; Ф.П. Суслова, 1992) разработка эффективного педагогического контроля на основе оптимального состава его критериев, весьма проблематична ввиду мультифакторной структуры соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции. С учетом принципов подготовки к соревновательной деятельности бегунов средней и высокой квалификации, предполагается установить наиболее информативные педагогические тесты, способные эффективно контролировать развитие физических качеств в годичном цикле тренировки. В свою очередь, это позволит разработать методику педагогического контроля в данном виде спорта, который будет базироваться на дифференцировке состава критериев с учетом их информативности в годичном цикле подготовки бегунов на средние дистанции.



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Педагогические, биомеханические и психологические особенности тестирования в беге
Тестирование двигательных возможностей спортсмена является одной из важных областей деятельности спортивных педагогов и научных работников (А.А. Петров, 2001).

В физической культуре и спорте двигательным тестам уделяется всевозрастающее внимание. Они становятся все более значащим средством получения необходимой информации о возможных достижениях. Эту информацию физкультурная и спортивная практика использует как основу для управления достижениями спортсменов (Ф.П. Суслов, 1982).

«Тестом» называют измерение или испытание, проводимое на спортсмене с целью определения его состояния. Процесс испытаний называют тестированием; полученное в итоге измерения числовое значение -результатом тестирования (М.А. Годик, 2001).

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными; результатами этих тестов могут выступать либо двигательные результаты (время прохождения дистанции, количество повторений и т.п.), либо физиологические и биомеханические показатели. В зависимости от этого В.М. Зациорский (1984) различает три группы двигательных тестов:

- контрольные упражнения, где спортсмен должен показать максимальный двигательный результат;

- функциональная проба - регистрируются физиологические или биомеханические показатели при выполнении испытуемыми одинаковой физической нагрузки;

- функциональный максимальный тест - регистрируются физиологические или биомеханические показатели.

Пристальное внимание исследователей привлекает моторика человека -врожденное или приобретенное свойство человеческого организма реагировать при помощи опорно-двигательного аппарата на внешние и внутренние стимулы в виде движения.

Собственно моторика человека - это двигательные возможности, определяемые его достижениями в разных физических упражнениях - тестах. Тесты позволяют определить состояние двигательной функции человека, а именно:

а) уровень силовых, скоростных, скоростно-силовых показателей, выносливости, ловкости, гибкости;

б) уровень технической подготовленности (Е.Б. Мякинченко, 1983).

Существующие методы измерения моторики подразделяются на две группы:

I - общие методики, используемые при изучении физических
качеств и биомеханических параметров техники в видах спорта
(хронометрия, фотохронометрия, видеохрономагнитоскопия, динамография,
гониометрия, спидография и т.п.);

II - специфические методы, позволяющие выявить отдельные способности моторики спортсмена (кинодинамография, подография,


велоэргометрия и т.п.).

Основные направления в применении моторных тестов, которые имеют наибольшее практическое значение для физической культуры и спорта:



  1. Информация об уровне развития двигательных качеств, которая является весьма важной для определения вида двигательной деятельности;

  2. Установление эффективности тренировочных методик и основания для их выбора;

  1. Прогнозирование тестируемых достижений испытуемых лиц, которые можно ожидать от них в определённом временном интервале в будущем;

  2. Сравнение уровня физической, технической, тактической подготовленности отдельных групп.

  3. Программирование динамики роста результатов в избранном виде спорта;

  4. Изучение методов отбора талантливых бегунов;

  1. Контроль за состоянием здоровья и изменениями, происходящими в организме спортсмена;

Существует комплексная оценка физической подготовленности спортсменов, к которую входит следующее:

1.Методы оценки силовой подготовленности.

Под силовыми способностями понимают возможности человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые; скоростно-силовые; силовая выносливость (Н.Н. Чесноков, 1992).

Существует два способа определения уровня развития мышечной силы: а) без использования измерительной аппаратуры; б) с использованием измерительной аппаратуры (динамометры различной модификации - механические, тензорезисторные, пружинные, электрические и т.д.) (Б.Б. Баландин, Р.К. Козьмин, 1986).

Часто в спортивной практике используют способы определения уровня силовых возможностей без измерительных устройств, но результатом соревновательных или тренировочных упражнений.

Существует два способа контроля: прямой и косвенный. В первом случае максимум силы соответствует тому наибольшему весу, который спортсмен способен поднять в относительно простом движении (жим штанги от груди). Во втором случае измеряют не столько абсолютную силу, сколько скоростно-силовые способности или силовую выносливость (прыжок в длину, в высоту с места, метание мяча, подтягивание на перекладине и т.п.).

Наибольшее распространение в практике получило измерение силы с помощью динамометров, которые довольно точно могут количественно оценить проявляемую силу в тот или иной момент мышечного напряжения. Используя современные динамометры и динамометрические стенды измеряют силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях, а также в статических и динамических условиях. На основании аппаратурных измерений силы учитывают также импульс силы, что позволяет располагать более точными количественными критериями силовых возможностей (В.Б. Попов, 2002).

Для определения уровня развития силовой выносливости могут применяться различные тесты (В.Г. Корпев, 2003).



  1. Тест для измерения силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса: подтягивание или размахивание в упоре на брусьях с глубоким сгибанием и разгибанием рук (кол-во раз).

  2. Тест для измерения силовой выносливости брюшного пресса: поднимание и опускание туловища, в положении лежа (раз/мин).

  3. Тест для измерения силовой выносливости мышц ног: приседание (кол-во раз).

Скоростные качества спортсмена проявляются в его способности выполнить движение в минимальный промежуток времени. Тесты для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: для оценки быстроты простой реакции; для оценки скорости одиночного движения; для оценки максимальной частоты движений в разных условиях; для оценки скорости, проявленной в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции (Н.Н. Чесноков, 2002).

Время реакции определяется в лабораторных условиях с помощью реакциомеров. Измерение времени максимально быстрых движений осуществляется двумя способами: с помощью хронометра и с помощью электромеханических спидографов или фотоэлектронных устройств. Наиболее точные для измерения скорости бега - лазерные установки. На беговой дорожке устанавливается лазер и система отражателей, при этом регистрируется каждое касание дорожки.

Наибольшей надежностью характеризуется простой в координационном отношении тест, как бег с максимальной скоростью 20 - 60 м. (Ю.Г. Травин, 1996)

2. Методы оценки уровня развития выносливости.

Выносливость - это способность выполнять упражнение без снижения его эффективности. Формы проявления выносливости - общая и специальная выносливость. Общая выносливость - это способность спортсмена выполнять любую физическую нагрузку, вовлекающую в работу большую часть мышечного аппарата. Специальная выносливость - это способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма (Н.И. Волков, 1989, А.Р. Гринь, 1984).

Выносливость измеряется с помощью двух групп тестов: неспецифических, по результатам которых оцениваются потенциальные возможности спортсмена эффективно соревноваться в условиях наступающего утомления; специфических, результаты которых позволяют выявить степень реализации этих потенциальных возможностей.

К неспецифическим тестам относятся: бег на третбане, велоэргометр, степ-тест. Условия выполнения этих заданий должны быть стандартизированы: измерениям обычно подлежат эргометрические (объем, интенсивность, время, время выполнения задания) и физиологические (О-потребление, ЧСС, ПАНО и т.п.) показатели (В.Г. Корпев, 1993).

Специфическими считаются такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной, поэтому для бегунов тестирование на третбане и для велосипедистов на велоэргометре необходимо рассматривать как метод контроля за специальной выносливостью.

Специалисты предлагают различные тесты для оценки уровня общей выносливости спортсмена. Так, например, Купер предлагает в качестве теста для оценки общей выносливости бег в течение 6, 12 минут, где регистрируется расстояние, которое спортсмен способен пробежать за это время и рассчитывается средняя скорость бега.

По данным исследований Федоров А.И. (1982) уровень общей выносливости у юных спортсменов выявляется путем определения расстояния в метрах, которые способен пробежать испытуемый со скоростью, составляющей 60% его максимально показанной в беге на 30 метров с ходу. Уровень общей выносливости можно оценить в зависимости от числа метров, которые они способны преодолевать с заданной скоростью:


Высокий - 800 м и более

Средний - от 800 м до 200 м

Низкий - менее 200 м

3.Методы оценки уровня развития специальной выносливости.

По данным исследования О.И. Никифорова (1991) для определения уровня специальной выносливости спортсменов высших разрядов целесообразно использовать следующие тесты:

- для бегунов на 5000 м - пробегание 10x400 м со скоростью,


превышающей соревновательную на 20% с интервалом отдыха 1 мин.;

- для бегунов на средние дистанции - выполнение двух серий упражнений

- 4x400 м со скоростью, на 5-7% превышающей соревновательную, с интервалом отдыха 2 мин., а между сериями 5-10 мин.

По мнению ряда авторов (Н.Г. Озолин, В.М. Зациорский, 1991) в циклических видах спорта для определения уровня специальной выносливости применяют косвенные расчетные значения, когда время на соревновательные дистанции сравнивают с лучшим временем на каком-либо коротком (эталонном) отрезке, который характеризует уровень максимальной скорости.

В.И. Лях (2007) использует для определения уровня выносливости индекс выносливости (ИВ) - это разница между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое бы показал ученик, если бы преодолел ее со скоростью, показанной на эталонном отрезке.

ИВ = (Тд - Тк) х П, где Тд - время преодоления дистанции; Тк - время преодоления эталонного отрезка; П - число отрезков, в сумме составляющих дистанцию. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень выносливости.

Коэффициент выносливости (KB) - отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного участка.

KB = Тд / Тк, где Тд - время преодоления участка;

Тк - лучшее время на эталонном отрезке. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

У бегунов на средние дистанции результаты бега зависят от аэробной и анаэробной работоспособности, при этом на более коротких дистанциях наиболее важным является уровень анаэробной работоспособности (Г.А. Алексеев, 1981; Е.Б. Мякинченко, И.З. Бикбаев, В.Н. Селуянов, Р.К. Козьмин, 1984).

В основу систематизации тестов должен быть положен фактор, имеющий существенное значение для их характеристики. Таким критерием,
применяемом при оценке беговой подготовленности, является характер
энергетических процессов, обеспечивающих мышечную работу. Так, тесты с
длительностью бега до 10 секунд определяют анаэробную, алактатную
мощность, т.е. мощность мышечной работы, зависящей от энергии,
выделяющейся при распаде АТФ и креатинфосфата. Бег 40-70 секунд
характеризует преимущественно анаэробную лактатную мощность,
зависящую от анаэробного гликолиза. Скорость бега, продолжительностью
более 5 минут, зависит главным образом от мощности аэробного окисления.
В дополнение к этому, при прогнозировании успеха в беге на выносливость
особое место отводится таким биологическим показателям как максимальное потребление кислорода (МІЖ), порог анаэробного обмена (ПАНО), ёмкость аэробного процесса, устойчивость к дефициту кислорода (В.М. Зациорский, С.Ю. Алешкинский, Н.А. Якунин, 1982)

Установлено, что для бегунов на средние дистанции в возрасте 17-19 лет I разряда и выше, пробегание 1000 метров (при ЧСС - 170 уд/мин) со временем 315-330 секунд и лучше является показателем их готовности к достижению высокого результата, который может быть равным или превышать личный рекорд (В.В. Ивочкин, 1972).

Д. Кузьмин, В. Овчинников (2004) нашли достоверно высокую связь между результатом бега на 1500 м и результатом теста 4x60 сек, а также между результатами бега на 800 м и теста 2x60 сек, отдых между повторениями 3 мин.

Т800 =217*4 - 0.199 * S , где Т - прогнозируемый результат;

S - сумма метров.

На основе анализа литературных источников можно констатировать, что путь от начала занятий спортом, до достижения результатов международного класса можно пройти за 8-9 лет, но это, как оказалось, не главное. Чтобы пройти путь до абсолютно лучших результатов, необходимо 10-16 лет специализированной подготовки. Если в 70-80-е годы спортсмены выступали, как правило, до 20-28 лет, то сейчас тенденция изменилась. Спортсмены показывают лучшие результаты в 29-31 год и еще 2-3 года выступают на уровне международного класса (А.Б. Кротова, 2003).



1.2 Характеристика педагогического контроля и его этапы
Под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера (направления, величины) изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд. (В.В. Петровский, 2005).

Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности (В.А. Запорожанов В.А., 1982).

Основные аспекты педагогического контроля:

- контроль направляющих начал и параметров воздействий;

- контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);

- контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;

- педагогический самоконтроль;

- контроль внешне-средовых факторов;

- контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;

- контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;

- контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные кумулятивные (накопительные) приспособительные изменения в организме, проблема педагогического контроля в общем виде сводится к разработке системы методов срочных и кумулятивных адекватных реакций организма (Я.М. Куц, 1986).

Вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения:

1.состояние здоровья занимающихся;

2.степень восстановленности после предыдущих занятий;

3.соответствие выполняемых упражнений их моделям;

4.соответствие условий урока (характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки) решению поставленных перед уроком педагогических задач;

5.характер и длительность восстановительного периода.

К периодической информации относятся сведения о том, что:

1.соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому;

2.чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений;

На основании сложившегося опыта можно выделить следующие организационные формы педагогического контроля (К.Л. Вихров, 2000):

1.Самоконтроль спортсмена;

2.Педагогический контроль;

3.Научно-методический контроль.

Годик М.А. (1982) в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что:

Объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. В спортивной тренировке контроля требуют:

- действия спортсмена на соревнованиях (с последующей оценкой структуры соревновательного упражнения);


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница