Пасхальная агада



Скачать 421.04 Kb.
страница1/3
Дата14.06.2016
Размер421.04 Kb.
  1   2   3

התנועה ליהדות מתקדמת בישראל | אתר החגים | www.hagim.org.il




ПАСХАЛЬНАЯ АГАДА


И сказал Моше народу: «Помните день этот, в который вы вышли из Египта, из дома рабства, ибо сильной рукою вывел Господь вас оттуда, – и не ешьте квасного. Сегодня вы выходите, в месяце колосьев. И будет – когда приведет тебя Господь в страну ханаанеев, и хеттов, и эмореев, и хиввийцев, и йевусеев, как поклялся Он отцам твоим дать тебе страну, текущую молоком и медом, совершай это служение в этот месяц. Семь дней ешь опресноки, а в день седьмой – праздник для Господа. Опресноки нужно есть в эти семь дней, и да не увидишь ты квасного, и да не увидишь ты закваски во всех пределах твоих. И скажи сыну твоему в тот день так: “Ради этого сделал мне Господь при выходе моем из Египта”».

Шмот 13:3-8
ПОИСКИ, УПРАЗДНЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ ХАМЕЦА*
За день до Седера, вечером 14-го нисана (а если Седер приходится на исход субботы, то вечером 13-го нисана) совершают бдикат хамец – ищут квасное (хамец) при свете свечи.
Перед началом поисков произносят:

Благословен Ты, Господь Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец.
Сразу же после окончания поисков мы символически упраздняем ненайденный хамец, произнося:

Весь хамец и закваска, находящиеся в моем владении, замеченные и незамеченные, пусть считаются упраздненными и никому не принадлежащими, подобно праху земному.
Утром в канун Песаха сжигают хамец. После сожжения мы упраздняем ненайденный хамец, произнося:

Весь хамец и закваска, находящиеся в моем владении, замеченные и незамеченные, уничтоженные и неуничтоженные, пусть считаются упраздненными и никому не принадлежащими, подобно праху земному.
Суть свободы – в том, что нет в ней высокомерия и гордыни. Хамец разбухает, потому и нет в нем свободы. Маца же не важничает и не разбухает, потому и является символом свободы.

Рабби Зуся из Аниполя

* Хамец (квасное). – Когда предки наши выходили из Египта, у них не было времени, чтобы дать тесту взойти и стать пригодным для выпечки. В этом состоит причина того, что без промедления испекли пресное тесто, в результате чего и получилась маца (опресноки). Тора, считая заповедь есть мацу в Песах важнейшей, в то же время считает употребление хамеца тяжким преступлением. По этой причине всякую пищу, содержащую какой-либо хлебный злак, запрещено есть в Песах, если только зерно это не хранилось особым образом со времени жатвы и тем самым не стало кашерным, – пригодным для употребления в Песах. В наше время требования кашерности для Песаха распространены на самый широкий круг продуктов – на каждом должна быть надпись, удостоверяющая, что его можно употреблять в Песах. В разных еврейских общинах действуют различные обычаи в отношении запрещенного и дозволенного в пищу в этот праздник.

«В ночь на четырнадцатое нисана ищут хамец при свете свечи»: ибо подобно тому, как закваска заквашивает тесто, так и дурное начало (йецер hа-ра) ведет к тому, что человек “скисает”, портится и впадает в грех. Поэтому возлагается на человека обязанность уничтожить, сжечь йецер hа-ра, довлеющий над ним. «При свете свечи»: ибо свеча – это душа человека, и свет, исходящий от свечи – это доброе начало (йецер hа-тов). «В дырах и щелях»: во всех сокровенных уголках нашего сердца и тайниках пристрастий наших.



Со слов рабби Моше Альшейха

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД СВЕЧАМИ

Благословен Ты, Господь Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать (в субботу: субботние свечи и) свечи праздника.


Бог наш и Бог праотцев и праматерей наших, да будет на то воля Твоя, чтобы свечи эти освещали празднество наше в день этого праздника опресноков. Отец наш небесный, освети сердца наши верой Твоей и возрадуемся мы в праздник Твой. Ниспошли мир, свет и радость в жилища наши, ибо у Тебя – источник жизни. Да узрим мы свет в сиянии Твоем. И скажем: амен!

Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, хранивший нас, поддерживавший нас и давший нам дожить до сего времени.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПАСХАЛЬНОМ БЛЮДЕ (КЕАРА)
На пасхальном блюде мы находим следующие компоненты:

зроа, бейца, марор, харосет, карпас.
Зроа – зажаренный кусочек мяса на косточке, напоминающий нам о пасхальной жертве, приносившейся в Храме (корбан Песах); символизирует “руку сильную и мышцу простертую” Всевышнего, т.е. всесилие Бога, который вывел наш народ из Египта.

Бейца – крутое яйцо, напоминающее об общепраздничной жертве хагига (приносившейся в Храме в Песах, Шавуот и Суккот); символизирует физическую силу сынов Израиля в Египте, которые, несмотря на тяжкий труд и страдания, не изменили своему еврейству и не ассимилировались.

Марор – горькая зелень, напоминающая о горькой жизни сынов Израиля в Египте. Согласно сефардскому обычаю довольствуются листьями зеленого салата.

Согласно же ашкеназскому обычаю используют два вида зелени. Для благословения пользуются листьями салата и измельченным хреном (хазерет), готовя своего рода сэндвич с мацой (корех).



Харосет – пюре из разных фруктов, вина и орехов, напоминающее о глине, из которой сыны Израиля делали кирпичи в Египте. В разных еврейских общинах используют и разные виды фруктов для его приготовления, согласно их обычаям.

Карпас – какие-либо овощи, напоминающие о весеннем характере праздника и цветении в природе. Обычно используют свежую зелень (петрушку, сельдерей), но можно и редиску или вареный картофель.

Кроме того, рядом с пасхальным блюдом размещают поднос с тремя листами мацы*, накрытыми салфеткой, а также сосуд с соленой водой**, особый бокал, который в дальнейшем будет служить нам “кубком пророка Элияhу”, и еще один бокал, который послужит “кубком Мирьям”.


Предписывающая заповедь Торы состоит в том, чтобы рассказывать о чудесах и знамениях, дарованных нашим предкам в Египте в ночь пятнадцатого нисана, как сказано: «Помните день этот, в который вы вышли из Египта» (Шмот 13:3) – подобно сказанному: «Помни день субботний» (Шмот 19:7). А откуда следует, что в ночь пятнадцатого? Как сказано в Писании: «И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того...» (Шмот 13:8) – в час, когда маца и марор лежат перед тобою. Что же до тех, у кого нет сына: даже великие мудрецы должны рассказывать об Исходе из Египта, и всякий умножающий рассказ о том, что было и произошло, достоин похвалы.
Рамбам. “Мишне Тора”, Законы о хамеце и маце

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕДЕРА
1. КАДЕШ 2. УРХАЦ

Освящение праздника Омовение рук



3. КАРПАС 4. ЯХАЦ

Вкушение овощей, смоченных Преломление средней мацы

соленой водой

5. МАГИД 6. РАХЦА

Чтение Агады Омовение рук



7. МОЦИ МАЦА

Благословение мацы



8. МАРОР 9. КОРЕХ

Вкушение горькой зелени Вкушение мацы с тертым хреном



10. ШУЛХАН ОРЕХ

Праздничная трапеза



11. ЦАФУН 12. БАРЕХ

Вкушение афикомана (припрятанной мацы) Произнесение застольной молитвы



13. hАЛЕЛЬ 14. НИРЦА

Чтение псалмов, восхваляющих Выражение надежды, что Всевышний

величие Всевышнего доволен тем, как мы провели Седер
*Три листа мацы. – В их отношении мы найдем множество толкований и объяснений, как, например, соответствие числу праотцев (Авраам, Ицхак и Яаков) или числу сословий в еврейском народе: коэны, левиты и Исраэль. Галахическое же толкование гласит, что верхняя и нижняя маца – это не что иное, как лехем мишне (“двойной хлеб”) – две халы, находящиеся на столе по субботам и праздникам и напоминающие о даровании мана в пустыне (Шмот 16:4-36). Средняя маца символизирует хлеб рабства.

**Сосуд с соленой водой (кое-где, согласно местным обычаям, это вода с лимоном или с уксусом). – В ходе Седера мы обмакиваем карпас в соленую воду перед тем, как есть его. Объяснение этого обычая мы найдем в разных мидрашах. Напомним здесь о соленых слезах, которые проливали наши отцы и матери в египетском рабстве; с другой стороны, необходимо придать карпасу какой-нибудь вкус, пока мы едим его в преддверии трапезы, которая начинается несколько позже.


КАДЕШ*
Поэтому скажи сынам Израиля: Я Господь, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и карами великими. И возьму Я вас народом Себе, и буду вам Богом, и узнаете вы, что Я – Господь, Бог ваш, выводящий вас из-под ига египетского. И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам. Я – Господь.

Шмот 6:6-8





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница