Памятка «Зна­чение влажности»




Скачать 122.74 Kb.
Дата13.07.2016
Размер122.74 Kb.
Влажность воздуха.

Цели и задачи урока: формирование представле­ний о влажности воздуха; развитие умений анализировать информацию, систематизировать информацию путем составления конспекта; развитие эстетики.

Оборудование: на каждом столе - памятка «Зна­чение влажности», психрометрическая таблица, подборки репродукций, психрометр.

Оформление доски. Доска разделена на три час­ти. В левой части - заготовка опорного конспекта, она заполняет­ся по ходу урока. В центре - дата, тема урока (запи­сываются не сразу, а по ходу урока). Справа - подборка репродукций ху­дожественных произведений, рядом с фотографией радуги помещена схема разложения белого света в спектр с помощью призмы

Ход урока

I. Организационный этап

Подготовка к вос­приятию нового материала.

Учитель. Тему сегод­няшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Результаты работы будем один за другим записы­вать в опорный конспект. Итак, пер­вое задание: узнайте яв­ление природы.

Обратите внимание на репродукции картин: (перечисляю названия репродукций и фамилии художников) Что объединяет эти сюжеты?



(Учащиеся называют явления. Учитель иллюстрирует ответы, обращает внимание учащихся на доску с репродук­циями картин. Итак, в конспект запишем слово...

Учащиеся. Облака.

Учитель. Бывает сле­пой, обложной, морося­щий, ливневый...Что это?

Учащиеся. Дождь.

(Учитель делает запись в конспекте на доске, а учащиеся записывают в свои схемы.)

Учитель. «...Под го­лубыми небесами

Вели­колепными коврами,

Блестя на солнце...»

(Учитель делает запись в конспекте на доске, учащиеся делают ту же запись в своих схемах-конспектах.)

Учитель. «...Приди на рассвете на склон косого­ра

Над зябкой рекою дымится прохлада».

Это стро­ки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь?

Учащиеся. О тумане.

(Учитель демонстри­рует репродукцию карти­ны, делает запись на доске, учащиеся дела­ют ту же запись в своих схемах-конспектах.)

Учитель. О каком яв­лении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу дога­даетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Тол­стым: «Когда в солнеч­ное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в тра­ве, видны алмазы. Все ал­мазы эти блестят на сол­нце разными цветами - и желтым, и красным, и си­ним. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это...»

Учащиеся. Роса!

Учитель (продолжа­ет цитату): «...капли росы собрались в треу­гольных листах травы и блестят на солнце...»

(Учитель делает запись на доске, учащиеся делают ту же запись в своих схе­мах-конспектах.)

Учитель «Бе­лая береза под моим ок­ном

Принакрылась снегом, точно серебром...

Кто это написал? Про что?

Учащиеся. Про иней. Это стихотворение Сергея Есенина «Белая береза».

(Учитель демонстрирует фотографию березки в инее, делает запись на доске, учащиеся делают ту же запись в своих схемах-конспектах.)

Учитель. Следующий вопрос. Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она?

Учащиеся. Радуга.

(Учитель демонстрирует фотографию радуги. Делает запись на доске, учащиеся делают ту же запись в своих схемах-конспектах.)

Учитель. Давайте запишем названия родственных радуге яв­лений. Это радужные круги вокруг Солнца и Луны - гало (что в переводе с греческого означает круг), а также ложные солнца, или паргелии.

(Учитель делает запись на доске, учащиеся делают ту же запись в своих схемах-конспектах.)

Учитель. А теперь второе задание - ответы на основной воп­рос: что объединяет эти явления?

(Учащиеся высказывают свои предположения. Обязательно кто-нибудь догадается, что все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха.)

Итак, тема сегодняшнего урока - ВЛАЖНОСТЬ.



(Записывает на доске, учащиеся - в тетради.)

III. Целеполагание

Учитель. А что именно мы можем узнать про влаж­ность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Учащиеся. Что такое влажность воздуха? ...

В чем причина появления влажности? ...

Как она себя про­являет? ...

На что она влияет? ...

Зачем нам нужны знания о влажности? ..

Какие величины ее характе­ризуют? ...

Как ее можно определить?

(Учитель кратко фиксирует все предложения на доске, задает наводящие вопросы, предлагает наме­тить порядок изучения записанных на доске пунк­тов, т.е. составить план.)

IV. Систематизация знаний

Учитель. Мы уже ответили на первый вопрос, когда формулировали тему урока. Давайте вспомним, что такое влажность воздуха? Можно использовать учебник на стр.189 п. 74.

Учащиеся. Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере.

(Учитель корректирует формулировку, записы­вает ее на доске, учащиеся - в конспекты.)

Учитель. Какова причина появления водяного пара в воздухе?

Учащиеся. Парообразование.

Учитель. Какой вид парообразования вносит боль­ший вклад в появление водяного пара в атмосфере?

Учащиеся. Испарение.

Учитель. Верно. Давайте вспомним, как оно про­исходит и от чего зависит скорость испарения.

V. Проверка усвоения знаний. Обобщение

Учитель. Первое задание: расскажите, как происходит испарение, от каких параметров зависит скорость испарения, объяс­ните эту зависимость с точки зрения теории строения вещества. (Вызывает к доске ученика, остальные работают с тестом)

Вспомним, что такое насыщенный пар. (Дети отвечают, слушают ответы, анализируют и оценивают их.) Итак, что мы запишем в конспект?______



Учащиеся. Испарение происходит с поверхности водоемов, почвы, растений и т.д.

Учитель. Третий вопрос нашего плана: как про­является влажность воздуха?

(Учащиеся читают записи в своих конспектах, сделанные в начале уро­ка: облака, дождь и т.д.) Какое же значение имеет влажность, на что она влияет?

Учащиеся. На формирование погоды.

Учащиеся. На самочувствие человека. (Записы­вают этот ответ в конспект.)

Учитель. Влажность воздуха - важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее опреде­лять. В воздухе содержатся водяные пары, и мы мо­жем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Абсолютную влажность принято выра­жать в единицах кг/м3 и обозна­чают так же, как и плотность. (Запишем в конспект: абсолютная влажность.)

Учитель. Атмосферный воздух состоит из смеси различных газов и водяного пара . Парциальное давление - давление которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали

Зная абсолютную влажность воздуха, еще нельзя определить, на сколько он сух или влажен, т. к. последнее зависит от температуры. Если температура низкая, то данное количество водяного пара в воздухе может оказаться близким к насыщению и воздух будет сырым и наоборот. Для суждения о степени влажности воздуха необходимо знать, близок или далек пар от насыщения, для этого вводят понятие - относительная влажность воздуха.



Относительная влажность воздуха обо­значается греческой буквой «φ» и равна отношению плотности водяных паров к абсолютной влажности воздуха, содержащего насыщенный пар.

Формула для относительной влажности будет иметь вид... φ= ρ/ ρ 100%



(Записывает формулу на доске, учащиеся - в конспекты.)

Температура при которой пар становится насыщенным наз. точкой росы. (видео фрагмент)

Для измерения относительной влажности используют прибор психрометр и психро­метрические таблицы. Откройте задачник на с. и найдите указанную таблицу. Название прибора про­изошло от греческого слова , [психрос]. Психрос означает холодный.



Учитель. Устройство этого прибора. (Де­монстрирует психрометр.) Для чего нужен сухой термометр?

Учащиеся. Для измерения температуры воздуха.

Учитель. Каковы показания сухого термометра? Для чего нужен влажный термометр? Каковы пока­зания влажного термометра? Почему отличаются по­казания сухого и влажного термометров?

Учащиеся. Вода с ткани испаряется, термометр ох­лаждается и показывает более низкую температуру.

Учитель. Вот поэтому прибор и получил такое название. Определяем влажность воздуха в классной комнате. Для этого в первом столбце таблицы нахо­дим значение показаний сухого термометра....

Учитель. Приложите линейку к этой строке. Смот­рим в первой строке таблицы, что нужно вычислить.

Учащиеся. Разность показаний сухого и влажно­го термометров.

Учитель. Вычисляем и находим столбец, соответ­ствующий найденной разности. На пересечении вы­деленных строки и столбца находим значение отно­сительной влажности. (Учащиеся выполняют указан­ные действия.) Для тренировки определите значе­ние относительной влажности для следующих пока­заний термометров (пишет на доске):

1)tс = 18 °С, tв = 8 °С; 2) t С = 26 °С; t в = 25 °С. (Учащиеся выпол­няют действия. Учитель записывает на доске: φ = 20%, φ - 92%.)

Каков ваш прогноз для каждого значения влажности?



Учащиеся. В первом случае - осадков не будет, во втором - в ближайшем будущем осадки вероятны.

Учитель. Почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров?

Учащиеся. Наверное, потому, что чем выше влаж­ность, тем медленнее происходит испарение с повер­хности ткани, которой обернут термометр, он меньше охлаждается, и температура меньше отличается от тем­пературы, которую показывает сухой термометр.

Учитель. Верно. Вернемся к конспекту. Запиши­те название прибора, с помощью которого определя­ют относительную влажность. Есть и другие анало­гичные приборы, о них вы узнаете на следующем уроке.

Решим задачу:



t , °С


t , °С

'


Δt , °С

φ, %

1

18

15

?

?

2

20

14

?

?

3

24

24

?

69

4

?

?

6

56

Выполним тест. Влажность воздуха. I вариант

1. При испарении жидкости энергия:

А) выделяется;

Б) поглощается;

В) остается неизменной.

2. Какой пар называется насыщенным?

А) Обладающий наибольшей плотно­стью при данных условиях;

Б) находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью;

В) подчиняющийся газовым законам.

3. Как изменилось давление насыщенного пара в сосуде при V = соnst, если темпера­тура увеличилась в 2 раза?

А) Увеличилось в 2 раза; Б) уменьшилось в 2 раза;

В) увеличилось больше, чем в 2 раза.

4. Для здоровья и хорошего самочувствия че­ловека относительная влажность должна быть:

А) 20-30%; Б)40-60%; В) 60-80%.

5. Образующиеся белые клубы при выходена морозе иногда называют паром. Это так?

А) Да, это пар. Б) нет, это туман - мельчайшие ка­пельки воды; В ) для ответа нужно знать влажность.


II вариант

1.При конденсации пара энергия:

А) выделяется;

Б) поглощается;

В) остается неизменной.

2.Какой пар называется насыщенным?

А) Обладающий наибольшей плот­ностью при данных условиях;

Б) находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью;

В) подчиняющийся газовым зако­нам.

3.Давление насыщенного пара уменьши­лось более, чем в 3 раза. Как изменилась температура?

А) Уменьшилась в 3 раза; Б) увеличилась в 3 раза; В) она не изменилась.

4.При равных температурах относительная влажность в сосудах равна φ=30%;


φ = 60%. В каком из сосудов больше абсо­лютная влажность?

А) где φ = 60%; Б) где φ = 30%; В) ρ1= ρ2

5.Как по внешнему виду отличить в бане трубу с горячей водой от трубы с холодной водой?

А) Труба с холодной водой сухая, с горячей - покрыта влагой;

Б) труба с холодной водой покры­та влагой, с горячей - сухая;

В) обе трубы влажные, отличить нельзя.



V. Закрепление

Учитель. Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить некоторые из них с точки зрения физики. Например: соль мокнет - к дождю. Почему? Дрова в печи трещат и мечут искры - к ненастью. Почему? (Учащиеся отвечают.)

Учитель. Давайте вернемся к тем явлениям, о ко­торых мы говорили в начале урока, и попробуем по­нять, как они связаны с влажностью воздуха. Какое явление будем объяснять? (Выбирают одно из явле­ний, обсуждают его.) Как облака, туман, осадки свя­заны с влажностью, объяснить нетрудно, и вы пре­красно справились с этим. А вот как радуга, оптичес­кое явление, связана с влажностью? (Кого-нибудь из детей обязательно «осеняет», и он выстраивает ще­почку»: капля воды - кристалл льда - стеклянная призма - разложение белого света в спектр - раду­га, - поэтому рядом с фотографией радуги на доске помещена схема разложения белого света в спектр с помощью стеклянной призмы.)

VI. Итог урока

Учитель. Вернемся к вопросам, которые мы обсу­дили, и кратко ответим на них. (Дети выполняют задание. Учитель объявляет и комментирует оцен­ки за урок.)

  1. Домашнее задание



VIII. Рефлексия

Памятка «ЗНАЧЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ»

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А это имеет боль­шое значение для поддержания температуры тела по­стоянной. В космических кораблях поддерживается наиболее благоприятная для человека относительная влажность воздуха (40-60%). Максимально допусти­мое значение относительной влажности φ, при котором человек чувствует себя еще нормально, уменьша­ется с ростом температуры.


Видно, что высокую температуру легче переносить при сухом воздухе. Поэтому 40 °С в пустыне могут не так сильно изнурять, как 30 °С в городе после ливня, когда влажность доходит до 70%. Это и понятно. Что­бы не перегреться, организм в жару должен интенсив­но потеть, но при высокой влажности пот не будет ис­паряться, что не даст спасительного охлаждения тела. Низкая влажность воздуха в жарких странах исполь­зуется и в медицинских целях. В частности, для лече­ния почек, когда требуется ослабить нагрузку на них. При высокой температуре воздуха и низкой влажности человек, сильно потея, выводит влагу из организма боль­шей частью не через почки, а через кожу. Так что количество водяного пара в атмосфере сравнительно невели­ко (около 1%), роль его в атмосферных явлениях зна­чительна. Конденсация водяного пара приводит к об­разованию облаков и последующему выпадению осад­ков. При этом выделяется большое количество тепло­ты. И наоборот, испарение воды сопровождается по­глощением теплоты.



В ткацком, кондитерском и других производствах для нормального хода технологических процессов не­обходима определенная влажность. Хранение произ­ведений искусства и книг также требует поддержания определенной влажности воздуха. Поэтому в музеях висят психрометры.

Важно знать не абсолютное количество водяного пара в атмосфере, а относительное. Относитель­ную влажность измеряют психрометром. Психрос (уохро?) ~~ холодный.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница