Паломничество в Святую Русь По «Золотому кольцу» России



страница1/5
Дата28.07.2016
Размер1.03 Mb.
  1   2   3   4   5
Паломничество в Святую Русь

По «Золотому кольцу» России

 

(№23 ДЕК 2002)



 

В сентябре этого года группа самарских паломников по благословению настоятеля храма в честь преподобного Сергия Радонежского протоиерея Евгения Шестуна, под духовным руководством священников Георгия и Сергия Ломако совершила автобусную паломническую поездку по древним городам, монастырям и храмам,  входящим в «Золотое кольцо» России. В настоящее время готовится к изданию книга-путеводитель об этом удивительном паломничестве. Предлагаем читателям «Православной народной газеты» несколько отрывков из будущей книги.

 

О чем хотелось бы рассказать



Русским людям есть что помнить. В нашей исторической памяти, в сохранении исконно народных традиций – ключ к нашему будущему. Россия была  не просто страной, государством. Она являлась национально-государственным образованием, созданным Промыслом Божиим для того, чтобы на его плечи возложить важнейшее послушание:  быть носителем истинной православной веры. Именно это Богом данное служение и определяло все поведение общества, семьи и каждого человека. Раньше Церковь не мыслилась отдельно от государства, которое не могло существовать без мудрого царя, находилось в таинственно-благодатной неотрывности от Церкви. И весь народ в целом был объят служением вере, видя в этом задачу каждого человека, спасающего свою душу. Это святое общение и все российское целое милостью Божией превращалось в православное царство.

Православное русское царство как Третий Рим стало хранителем Божией истины, жило в сердце каждого русского человека. Он сознавал, что перед ним есть православный царь, всецелое назначение жизни и деятельности которого являть и хранить православную веру. Кроме того, личная жизнь русского человека целиком входила в жизнь церковную и соединялась с ней нераздельно, никогда не становясь центром существования на земле. Русский человек и принял христианство не как воплощение имеющихся у него культурных и материальных богатств, а как единственное сокровище, которое, обещая царство Небесное, тем исчерпывающе определило его мысленный горизонт.

Такое восприятие христианства русским человеком, который ощущал себя великим грешником, способствовало тому, что он делал все, чтобы здесь, на земле, заслужить искупление грехов, очистить душу, покаянием подготовиться к жизни вечной. Именно в постоянном богоугождении и проходила жизнь наших далеких предков. Жить для Бога, служить Ему постоянно, посвящать Создателю все свои дела – вот основа поведения русских людей Московской Руси.

Именно с этой частью нашей необъятной страны удалось познакомиться группе самарских паломников осенью 2002 года от Рождества Христова.

Почему этот широко известный маршрут ознакомления с историческим прошлым нашей страны назван именно «Золотым кольцом России»? Думается, тут имеется несколько объяснений. На поверхности лежит примерная одинаковость удаления полутора десятков городов Северо-Восточной Руси от общего центра государственной, религиозной и культурной жизни - Москвы. Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощенное в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, ее процветания. Ведь многие святые угодники, у мощей которых удалось помолиться, так или иначе участвовали в управлении Московским княжеством, а позднее внук Юрия Долгорукова – государством. Это  Андрей Боголюбский, который получил свою фамилию за то, что сделал для православной Московии не меньше, чем великий князь Владимир для Киевской Руси, освободитель от инославного порабощения Александр Невский, князья Феодор Смоленский, Петр и Феврония Муромские и, конечно же, преподобный Сергий Радонежский, по молитвам и с благословения которого была одержана важная для нашей страны победа на поле Куликовом.

Если же вникнуть в глубинный, духовный смысл словосочетания «Золотое кольцо», посмотреть на эти слова с точки зрения этимологии, а значит, истинного смыслового значения – становится понятным прикровенный смысл возведения вокруг Москвы более пяти тысяч храмов и монастырей. Дело в том, что слово «Золотое кольцо» происходит от праславянского zbeto - желтый, которое  родственно готскому geltan – уплатить и исландскому gjueta – оплатить. В этом же ряду греческое слово «гелфос» – «я должен», долг. В одном смысловом ряду стоит слово «желтый», фонетически близко с ним «салиться» – мучиться, заботиться. «Кольцо» – произошло от «коло» – круг. Оно семантически близко словам «ключ», «родник» в смысле открытия чего-то. Отсюда Золотое кольцо – это круг на земле, (вспомни годичный круг богослужений), где русские люди могли отдавать свой долг Богу, каяться в грехах и, очистив душу, получить ключ, открыть дверь в  Царство Небесное.

 

По молитвам Самарской подвижницы



Паломничество – особый вид молитвенного делания. Можно сказать, что это своеобразный род богослужения, духовной работы на месте, наполненном благодатью Божией. Этот вид подвижничества называют еще поклонничеством, так как он связан с непременным поклонением православным святыням.

Много трудностей и искушений может подстерегать паломников. Поэтому непременным условием успешного посещения святых мест является благословение людей, несущих на себе особую благодать: священства, монашества, богоизбранности.

Сегодня, когда несколько месяцев отделяет нас от паломничества по «Золотому кольцу», можно с уверенностью сказать, что оно удалось благодаря благословению настоятеля храма в честь преп. Сергия Радонежского, протоиерея Евгения Шестуна, духовных руководителей поездки священников Георгия и Сергия Ломако, а еще по молитвам самарской подвижницы, человека большой святости, блаженной Марии Ивановны Матукасовой. 

Паломничество долго казалось несбыточным желанием. Замысел поехать созрел еще в начале года, когда автор этих строк по роду своей деятельности познакомился с руководителями Самарского Дворянского собрания и узнал об их желании совершить совместную поездку по святым местам.

Вначале были только планы, а их воплощению в жизнь постоянно что-то мешало. Сначала автобус (а он старый и восстановлен буквально из небытия) не соответствовал требованиям к транспортному средству, которому необходимо проехать около четырех тысяч километров. После капитального ремонта транспортная инспекция не хотела выдавать лицензию на перевозку людей, так как автобус слишком стар. Затем шли поиски второго водителя, потому что одному ехать на такое расстояние невозможно. Были и еще более мелкие проблемы, без решения которых не удавалось воплотить в жизнь задуманное.

Все вопросы решились разом и чудесным образом. Одному из организаторов приснился сон. Стоит будто бы он на автобусной остановке, а сбоку, рядом со стеклянной будкой, прямо на земле сидит старица, к ней подходят люди, берут благословение, о чем-то спрашивают. Подошел и он. И женщина в монашеском облачении, которой оказалась блаженная Мария Ивановна, благословила этого раба Божиего на творчество, сказав, что только так можно ему спастись в наше время, а также побороть душевные и телесные недуги. Произошло это 18 февраля, в день рождения Марии Ивановны. После сна все вопросы стали решаться как бы сами собой.

Преодолев все трудности и искушения, наши паломники выполнили задуманное, объехали почти все города, которые наметили, поклонились многим православным святыням. В положенный срок они вернулись в богоспасаемый град Самару. А сон получил неожиданное продолжение.

Одна из паломниц брала с собой в поездку видеокамеру. Отснятый любительский материал она отдала человеку, которому снился этот удивительный весенний сон. Совсем недавно, готовясь написать статью об осеннем паломничестве, он включил видеомагнитофон и стал смотреть отснятый материал. Видеокассета была трехчасовая. Фильм длился наполовину меньше. Вот и последние кадры. За окном какой-то лесок, Царевщина, храм Рождества Христова, первые здания Самары и вдруг…

…На экране до боли знакомое лицо. Звучат слова 117-го Псалма Давида, их читает молодой монах. А рядом блаженная Мария Ивановна. Она добро улыбается, словно встречает самарских паломников, пронесших на себе ее благословение и совершивших это удивительное паломничество. Вот и получается, что проводила и встретила своих земляков сама Мария Ивановна, наша самарская подвижница-праведница.

Поэтому хочется поклониться до земли и сказать: «Простите нас, что плохо молились. Много говорили и мало делали, не довольствовались малым и часто проявляли своеволие. Простите нас Христа ради, что не понимали промыслительного значения того или иного события и поступали неправедно. Помолитесь о нас, чтобы простились наши грехи и дана была возможность покаяться».

 

Школа паломничества - Боголюбово



Бежит, бежит, торопится к святыням русский православный народ. Хочет побольше узнать, увидеть, запомнить. Ко всем мощам приложиться, от всех лампадок маслица набрать, расталкивая других, получить благословение у всех седобородых монахов, причаститься за каждой Литургией. Стремятся получить побольше благодати, забывая иногда о благочестии. Недаром наших паломников на Святой Горе Афон окрестили православными туристами.

Отчасти такое поведение понятно. Во-первых,паломничество сегодня для многих православных людей дело материально накладное. Вот и стремятся соизмерить свои затраты с духовной пользой от поездки. Во-вторых, во многих из нас живы еще воспоминания о времени, когда познакомиться с православными святынями можно было лишь в составе туристических групп, под руководством монотонно и скоро говорящего экскурсовода. Среди прочей обширной информации такие люди сообщали и о прошлом городов и весей нашей Родины, его «заблудших» жителях, которые почему-то строили монастыри, воздвигали храмы, открывали странноприимные дома и богадельни. На знакомство с православными святынями,  многие из которых были превращены в музеи, отводилось до обидного мало времени. А нам хотелось успеть побольше. Вот и живет в людях память об этих поездках, и бегут их ноги по храмам, монастырям, несут от святыни к святыне. В этом движении мы часто забываем, что главное в паломничестве - не глаза или органы чувств, а душа, забота о ней. Недаром именно для душевного очищения советуют старцы по возможности посетить раз в год несколько монастырей, пожить в них, испросить благословение на посильное послушание, помолиться возле святынь, поисповедоваться у духовно опытных монахов, принять Святых Христовых Таин.

Мы же хотели увидеть побольше и в то же самое время прикоснуться к святыням более десятка городов. А ведь в каждом из них несколько действующих монастырей, много удивительных храмов, десятки святынь.

Хотя, конечно, планировали участие в  службах и церковных таинствах, но четкого плана, где, как и когда это сделать – не было. Организаторы поездки добросовестно составили перечень городов и святынь, которые встретились на нашем пути. Расписали чуть ли не по минутам длительность пребывания  в каждом из монастырей.

Но паломничество тем и отличается от туристической поездки, что человек планирует, а Господь и святые угодники вносят изменения в эти планы. Так по пословице: «Человек предполагает, а Господь располагает».

Первым пунктом, где это с особой очевидностью стало понятно, был древний русский город Боголюбово. Для знакомства с этой православной святыней, неразрывно связанный с жизнью, деятельностью и мученической кончиной князя Андрея Боголюбского, явлением ему чудотворной иконы Божией Матери «Боголюбская», было, казалось бы, достаточно времени. Планировалась трехдневная остановка в Свято-Боголюбском монастыре, знакомство с этой обителью, а кроме того, несколько поездок с возвратом обратно в близлежащие города и, конечно же, областной центр, один из главных городов Московской Руси – Владимир.

Первый день прошел по плану. Мы окунулись в прошлое, узнали много интересного.

Свято-Боголюбский монастырь был основан сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Возникновению обители и города способствовало то, что в XI-XII веках условия жизни на юге России изменились к худшему. В то время, выражаясь словами Карамзина, юг страны представлял из себя «постоянный театр междоусобиц». Такое положение и постоянные набеги кочевников заставляли южноруссов удаляться в глубь лесов и селиться в пределах Ростово-Суздальского княжества. Таким образом Южная Русь беднела, а Северная, наоборот, более и более богатела славянским населением.

Видя причину бедствий и нестроений в междоусобицах и отсутствии объединяющего все княжества центра, Андрей Боголюбский отправился со своими приближенными на север, чтобы создать такой центр в Ростово-Суздальском княжестве. Свою главную задачу князь видел в изменении начал, которыми жила Киевская Русь, а также  постановке во главу угла в государственном устроении православия и самодержавия. Именно в этом пути, по дороге из Киева в Суздальскую землю, в 1155 году в 10 верстах от Владимира кони, везущие чудотворную «Владимирскую» икону Божией Матери, которую захватил с собой Андрей, вдруг остановились и не могли двинуться с места. Благоверный князь счел это за тайное извещение Божие. Путники остановились на ночлег. Князь долго молился. И вот во сне ему явилась Пресвятая Дева с хартией в руке и сказала: «Не хочу, чтобы ты нес образ мой в Ростов. Поставь его во Владимире, на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам». Восстав от сна, князь возблагодарил Спасителя и Богоматерь, повелел написать икону Богородицы в том же виде, как она явилась ему с хартией в руке. Вскоре Андрей построил церковь и основал монастырь на месте ее явления, который и называется Боголюбским. Это место сделалось у него  любимым. Вскоре же князь построил на высоком берегу Клязьмы город Боголюбов.

 

РУССКИЙ СОЛОМОН

Отсюда,  с этого места Андрей Боголюбский  начал свой путь по созданию могущественного православного государства. Помня святую историю, зная благотворное действие христианских храмов и православного богослужения, Андрей Боголюбский решил сделать все возможное, чтобы в его княжестве окончательно восторжествовало православие. С этой целью он начал строить обширные и великолепные храмы в разных городах своего княжества. Для этого он не щадил ни сил, ни средств. Летописец сообщает нам, что только в первые шесть лет своего княжества Андрей построил восемь каменных храмов. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове, Успенский собор во Владимире, каменная церковь в Ростове, церковь на Золотых воротах во Владимире, церковь Спаса во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. И кроме этих еще две церкви во имя святых мучеников Леонтия и Андрея Стратилата в Боголюбове.

Нет сомнения, что летописец пересчитал далеко не все церкви. Ведь во время пожара 1185 года во Владимире сгорело 32 храма. Думается, многие из них были построены князем Андреем. Про них в летописи сказано: «и многы (другия) церкви создал благоверный князь Андрей».

Именно за эти деяния Андрей был прозван современниками вторым Соломоном. Храм Успения, например, созданный благоверным князем, по своим архитектурным украшениям, внутреннему убранству и драгоценной утвари, по словам летописцев, «подобны бысть удивительно Соломонове святая святых».

Возвышение Владимира не только в богослужебном, но и в политическом плане не прошло безследно. Ростовские и суздальские, а еще те владимирские бояре, которым не нравилось то, что Андрей, тяготясь политическими распрями, все больше времени стал проводить в Боголюбовском дворце, решили свергнуть князя. Их заговор закончился тем, что летом 1174 года князь был убит в лестничной башне Боголюбского замка. Его казнили долго и мучительно. Сначала посекли мечами, потом, когда убийцы через некоторое время обнаружили, что смертельно раненный князь молился на коленях, ему отсекли правую руку. Умирая, святой Андрей успел произнести запекшимися губами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой…». Каждый камень Свято-Боголюбского монастыря является  свидетелем этих событий.

Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году после годов запустения, когда на территории обители располагались школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах хранилища - склады. Сегодня монастырь возрождается. Трудится здесь около ста насельниц под руководством монахини Елены (Богдан) и духовника – архимандрита Петра (Кучера). Сейчас в монастыре действует собор Боголюбской Божией Матери и Благовещенский храм. В соборе совершаются ежедневные уставные богослужения и служится Божественная литургия. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь. Ежедневно читается акафист у иконы Божией Матери «Боголюбская».

Но вернемся к уроку, который получили мы в первые дни нашего паломничества. Группу встретили доброжелательно, и хотя принять, разместить и накормить сорок пять паломников даже для большой обители непросто – согласились предоставить ночлег и питание на все три дня, которые мы планировали провести в монастыре.

В этом монастыре особое время. Насельники не переводят часы на зимнее и летнее время. Поздно вечером после богослужения совершается крестный ход вокруг монастыря с образом Божией Матери «Боголюбская». В 24 часа проходит служба с акафистом у чудотворной иконы. А по праздникам в это же время служится Литургия.

Но повели мы себя как туристы. Этим объясняется, что вразумление последовало незамедлительно.

Дело в том, что, искушаемые желанием побыстрее увидеть величайшие святыни Центральной России - города Суздаль и Владимир, мы отложили на потом главные дела – исповедь и причастие.

Думали, что успеем принять участие в таинствах в последний день своего путешествия в Боголюбово. Однако Промыслом Божиим не допускались во Владимир два дня подряд. Сначала на подъезде к городу, а ехать до него от Боголюбово всего около получаса, сломался автобус, и вся группа должна была провести день на траве возле автохозяйства, где наш водитель, руководители группы и бригада безуспешно бились с поломкой коробки передач. На другой день группа посетила Суздаль, а на въезде во Владимир автобус вышел из строя еще раз. Теперь не работали воздушные подушки над передними колесами.

Только на следующий день, после того как вся без исключения группа поисповедовалась и причастилась, наши паломники попали в этот замечательный город. Вот тогда-то мы и поняли значение первостепенности духовного делания, заботы о своей душе, важность духовной подготовки к встрече со святынями.

Все это еще раз доказало посещение села Годеново в месте, где был явлен нерукотворный крест Христов, и села Варница – родины преподобного Сергия Радонежского.

 

 

(№1 ЯНВ 2003)



 

Белые церкви плывут

в безконечности.

О, кладенцы неземной чистоты!

Непокоренные граждане вечности -

Белые церкви, святые кресты.

Иеромонах Роман

 

Пытаясь понять и как-то оценить происходящие сегодня события, мы часто обращаемся к истории. И находим там ответы на стоящие перед нами вопросы. Вглядываясь в глубину веков, мы довольно часто произносим слова «Святая Русь». Что означает это словосочетание?



Наверное, Святая Русь - это святыни нашей земли в их неразрывности, соборности, целостности. Это монастыри, храмы, иконы, праведники, исторические события. Все это как бы сливалось воедино, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное, очищенное, получало иное существование, становилось безсмертным.

Главное, что принадлежало Святой Руси, это ее святые, представленные сегодня иконами, мощами, памятными местами, а главное - житиями.

Все это мы поняли в начале своего паломничества, когда прибыли в древний город Муром.

 

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

Муром… Кому из русских людей не знакомо это слово!? Из былин мы впервые узнали о непобедимом богатыре Илии Муромце, родом из села Карачарово, что близ Мурома.

Чуть повзрослев, слышали народную песню: «На Муромской дорожке…»

Изучая в школе историю, узнали, что наряду с Новгородом, Полоцком и Ростовом Муром упоминается в «Повести временных лет». Там говорится, что в 6370 году (862 год) в Муроме жили племена, называемые мурома.

Исследования показывают, что уже в VI-VII веках на территории  Мурома было расположено Николонабережное селище финно-угорского племени мурома, давшее название городу. В IX-X веках мурома постепенно  вытесняется славянским поселением.                                                                                                                                                                     

Муром является своеобразным оборонительным форпостом Древней Руси от  набегов  волжских булгар. В 1006 году между киевским князем Владимиром и волжскими булгарами был заключен договор, по которому иноверцам предоставлялось право торговли на территории Мурома, ставшего к тому времени главным русским городом на Оке.

В XII веке Муром становится  центром независимого княжества, которое занимало обширную территорию от Муромской округи на востоке до низовьев Москвы-реки на западе и земли, расположенные к югу от Оки. Помимо Мурома в состав Муромско-Рязанского княжества входили такие города, как Рязань, Пронск, Рославль, Коломна.

Много гроз и войн прокатилось по муромской земле. Видели эти заповедные лесные места воинов татаро-монгольского хана Батыя, который подверг город разорению. Прошел здесь страшный голод и «множество человек неисчетно голодом измороша», прокатилась по Мурому и окрестностям моровая язва, после чего население города сократилось на треть. Но тем не менее выжил, выстоял этот древний русский город. Радует он и сегодня приезжающих сюда православных людей красотой монастырей да соборов, ласкает слух верующего человека звоном колоколов да древнерусскими церковными распевами, удивляет множеством православных святынь.

Причина стойкости этого форпоста православия, в котором живет сегодня немногим более 150 тысяч человек, наверное, в том, что богата эта земля святыми угодниками Божиими, а управляли княжеством, а позднее губернией истинно верующие люди, многие из которых прославлены Русской Православной Церковью.

Сонм муромских святых включает в себя Василия, епископа Рязанского, Муромского чудотворца, святых благоверных князей Бориса и Глеба, Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев, благоверных князей Петра и Февронию, святую праведную Иулианию Лазаревскую. Кроме того, Муром - родина преподобного Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. Наверное, по молитвам этих святых и современных монахов возрождаются православные обители в этом городе, возвращаются из небытия храмы и соборы.

 

По благословению угодников Божиих



Мы приехали в Муром вечером. И Промыслом Божиим начали свое паломничество с благословения у святых угодников Петра и Февронии.

Дело в том, что организаторы поездки договорились о размещении группы в Спасо-Преображенском Муромском мужском монастыре. Его эконом, келарь, катехизатор, гостиничный послушник по имени Алексей Михайлович знал дату и примерное время нашего приезда и готов был принять группу. Поэтому, расспросив дорогу, мы отправились в мужской монастырь… А попали в женский. То ли водитель не понял объясняющего ему проезд человека, то ли тот рассказал недостаточно ясно. Но мы подъехали к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю. И пошли искать там гостиничного Алексея Михайловича. Насельницы монастыря были озадачены нашей безтактностью. Но достаточно мягко сказали, что монастырь это женский и гостиничного мужчины здесь быть не может. Эта «ошибка» дала нам возможность в самом начале паломничества испросить благословения и приложиться к нетленным мощам благоверных Петра и Февронии.

 

СУПРУГИ, БОГУ УГОДИВШИЕ

Житие этих святых учит людей любви к Богу и ближнему, показывает, что семейное счастье прочно только тогда, когда оно построено на камне православной веры, опирается на крепкие стены заповедей Божиих и покрывается сенью Креста Христова. На Руси Петр и Феврония считаются хранителями семейного благополучия.

По благословению святых мы вскорости прибыли к месту запланированной остановки  в Спасо-Преображенский мужской монастырь.

После вечерней трапезы группа устроилась на ночлег, а на следующее утро началось наше знакомство с этим сказочным городом.

Промыслом Божиим экскурсовод, который обычно водит туристические группы, не смог в этот раз сопровождать нас, и Алексей Михайлович договорился с другим. Им оказалась раба Божия Наталия - православный верующий человек, поэтому из ее рассказа мы узнали очень много интересного, волнующего душу русских людей.

Стоит добавить, что Промыслом Божиим у Наталии именно 8 сентября был день Ангела, наверное, мученица Наталия Никомедийская  молилась о нашем экскурсоводе у Престола Божия. Поэтому путешествие в глубь  веков было захватывающе интересным.

Из ее рассказа мы узнали подробности жития Петра и Февронии.

Происходили эти события в XII веке по Р. Х. Правил тогда Муромом благоверный князь Павел. Его жене явился крылатый змей, посланный дьяволом, и силой овладел ею. Брат князя Петр, узнавший, как можно умертвить змея, которому по Промыслу Божию юный отрок в одном из храмов указал, где лежит Агриков меч, убил им совратителя. Кровь змея обрызгала Петра. У него на теле появились струпья и язвы. Князя охватила тяжкая болезнь. У многих врачей в своих владениях пытался он найти исцеление, но никто не мог вылечить князя. Прослышал Петр, что в рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда, ибо ходить уже не мог. Один из княжеских отроков, которого тот отправил на поиски врача, забрел в село Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. Зашел в дом - никто не вышел к нему навстречу. Тогда ступил он в горницу и видит удивительное  зрелище: за ткацким станком сидит в одиночестве девушка, а перед ней скачет заяц.

И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горлица без очей». Побеседовав с отроком и выяснив причину его появления в своем доме, Феврония, так звали девицу, сказала: «Приведи князя своего сюда, если будет он чистосердечен и смиренен в словах своих, то станет здоров!»

Князь, узнав об этом, послал одного из своих слуг, чтобы выяснить, кто его хочет вылечить, и пообещал любую награду. Но Феврония ответила, что ей не надо денег, а пусть князь возьмет ее в жены. И вернулся человек тот и передал своему хозяину слова девушки.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к ее словам и подумал: «Ну как это можно князю дочь древолаза взять в жены». И послал к девушке, молвив: «Скажи ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит - возьму ее в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Феврония же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ей хлебную закваску, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и он помажет этим все свое тело, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным». Князь поступил так, как велела девушка. Но решил испытать ее. Он послал ей небольшой пучок льна, говоря: «Если девица эта так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Она же передала ему небольшой обрубок полена и попросила, чтобы князь за то же самое время смастерил из этой деревяшки ткацкий стан и другие необходимые для изготовления вещей приспособления. По этому ответу он понял мудрость девушки.

После бани тело Петра стало здоровым и чистым. Только один струп остался. Когда же князь не захотел жениться на девушке, от этого струпа пошли новые и опять покрыли все тело князя. Снова обратился он к Февронии. После исцеления князь сдержал свое слово и женился на девушке.

Через некоторое время после кончины брата Петр стал править Муромом.

Прошло несколько лет. Горделивые бояре не хотел иметь у себя правительницею простолюдинку. Они пытались наговорить князю на нее. Но Петр не поддавался на уловки хитрецов. Тогда бояре обратились к Февронии: «Госпожа и правительница наша, мы хотим, чтобы Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми, сколько тебе нужно, богатств, уходи, куда пожелаешь». В ответ она сказала: «Обещала я вам, что чего ни попросите - получите. Теперь я вам говорю: «Обещаете мне дать, кого я попрошу у вас». Они же обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу безпрекословно получишь». Тогда Феврония говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего Петра».

Петр же, соблюдая заповедь Божию о том, что жена и муж - одно нераздельное целое, остался верен своей супруге и вместе с ней покинул Муром.

Без Петра в городе начались междоусобицы и борьба за власть. Каждый хотел командовать и в распрях перебили друг друга. Тогда приехали к Петру послы, умоляя вернуться на свое княжение. Они сказали: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе. Не оставь нас, сирот твоих, вернись в город. Мы рабы твои и Февронии, хотим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

Петр и Феврония вернулись в город и правили, соблюдая все заповеди и наставления Господни. Они безупречно молились и творили милостыню всем людям, находившимся под их властью. И были они своего города истинными пастырями, а не наемниками.

Когда пришло время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы умереть в одно время. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу. А для этого сделали из одного большого камня два гроба, имеющих между собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество. Петра в иноческом чине нарекли Давидом, а Февронию - Ефросинией.

В то время, когда преподобная блаженная Феврония вышивала лики святых на покровце для соборного храма Пречистой Богородицы, Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «Пришло время моей кончины». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во Святую Церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз послал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать». Феврония в это время заканчивала начатое, лишь у одного святого мантия осталась невышитой. Она воткнула иголку, замотала вокруг нее нитку и послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. Помолившись, святые отдали свои души в руки Божии.

После преставления их решили люди тело блаженного Петра похоронить в городе у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же в загородном женском монастыре у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что иноков нельзя класть в один гроб. И сделали им отдельные гробы. Общий же их гроб, высеченный из одного камня, остался пуст.

На другой день после погребения все жители города увидели, что отдельные гробы пусты, а святые тела Давида и Ефросинии нашли в соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе. Опять переложили тела и похоронили во второй раз отдельно. И снова утром оказались святые в одном гробе, который Бог даровал им.

Так и лежат сегодня нетленные их тела в Муроме, в Троицком соборе Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря, а припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

Мы же вспомним слова кондака: «Мира сего княжение и славу временную помышляя, сего ради благочестиво в мире пожил еси, Петре, купно и супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодившие. Тем же и по смерти неразлучно во гробе лежащие, исцеление невидимо подаваете; и ныне Христу молитеся сохранити град же и люди и же вас славящих».

В южной галерее Троицкого собора Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря покоятся мощи благоверных Петра и Февронии. В обители живет более ста насельниц, которые под управлением игуменьи Тавифы возрождают основанную в 1624 году и открытую вновь после семидесятилетнего запустения святую обитель.

Нам, самарцам, большинство из которых являются прихожанами храма в честь преподобного Сергия Радонежского, было приятно узнать, что на территории монастыря есть древняя церковь прп. Сергия Радонежского и имя этого святого в обители очень почитается.

Кроме этих великих святынь в этой же обители имеется чудотворная Муромская икона Божией Матери, а также Виленский чудотворный  крест-мощевик, который хранится в Муроме с 1658 года и содержит более трех десятков частиц мощей самых почитаемых угодников Божиих. Приложились к мощам и продолжили паломничество.

 




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница