П. В. Плат 13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14 методические рекомендации




страница1/11
Дата25.07.2016
Размер1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Утверждаю

Главный военный эксперт МЧС России

генерал-полковник

П.В.ПЛАТ

13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СУБЪЕКТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В "Методических рекомендациях по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании" представлены материалы по нормативным правовым основам выполнения задач гражданской обороны с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, приведена организационная структура органов управления и состав сил гражданской обороны. Рассмотрены проблемы подготовки и ведения гражданской обороны, включая ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Подробно раскрыты процедуры организации и проведения государственного надзора в области гражданской обороны.

Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Методические рекомендации разработаны Департаментом гражданской защиты МЧС России совместно с ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России авторским коллективом в составе: к.с.н. С.Л. Диденко (руководитель), к.п.н. М.И. Фалеев, С.А. Кададов, С.А. Акатьев, О.В. Виноградов, к.с.н. С.Н. Грязнов, д.х.н. Малышев В.П., к.в.н. В.С. Исаев.
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АСС - аварийно-спасательная служба

АСУ - автоматизированная система управления

АСФ - аварийно-спасательное формирование

АХОВ - аварийно химически опасное вещество

БЖД - безопасность жизнедеятельности

БС - бактериальные средства

ГО - гражданская оборона

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ДСП - для служебного пользования

ЕСВОП - единая система выявления и оценки последствий

ЗС - защитное сооружение

ЗС ГО - защитное сооружение гражданской обороны

ИТМ ГО - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны

КШУ - командно-штабное учение

НАСФ - нештатное аварийно-спасательное формирование

МВД - Министерство внутренних дел

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности

ОВ - отравляющее вещество

ОХВ - опасное химическое вещество

ПВО - противовоздушная оборона

ППС ГО - противопожарная служба гражданской обороны

ПРУ - противорадиационное укрытие

ПУ - пункт управления

РВ - радиоактивные вещества

РСГЗ - Российская система гражданской защиты

РСЧС - Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РФ - Российская Федерация

СанПиН - санитарные правила и нормы

СВЧ - вид оружия, поражающее действие которого на объект оказывает мощный электромагнитный импульс

СИЗ - средство индивидуальной защиты

СНиП - строительные нормы и правила

СНЛК - сеть наблюдения и лабораторного контроля

УАБ - управляемая авиационная бомба

УМЦ ГОЧС - учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

ФЗ - федеральный закон

ФП - фильтр поглотитель

ФСБ - Федеральная служба безопасности

ЧС - чрезвычайная ситуация


ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными для нашего государства и общества.

Основные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, проблемы экологии, угрозы эпидемий - все это обуславливает необходимость совершенствования и развития гражданской обороны, готовности к эффективному переводу на военное время и ведению ее, как при возникновении опасностей военного времени, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

развитие нормативной правовой базы;

совершенствование организационных структур, систем управления и оповещения;

повышение эффективности защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей;

развитие аварийно-спасательных сил и сил гражданской обороны;

повышение качества обучения населения, руководящего состава и личного состава спасательных формирований;

организация и проведение мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов и обеспечению сохранения объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

дальнейшее развитие системы государственного надзора.

Основными направлениями в деятельности органов государственной власти различных уровней в настоящее время следует считать три направления.

Первое. В условиях мирного времени необходимо обеспечить максимальное снижение негативных факторов и последствий в случае возникновения крупных катастроф, аварий и террористических актов.

Второе. В условиях военного времени действия органов и сил гражданской обороны должны быть направлены на обеспечение максимальной защиты населения и устойчивого функционирования критически важных объектов.

Третье. В очагах поражения оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий применения современного оружия.
Глава 1. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ


1.1. Обучение населения в области гражданской обороны
В соответствии с Федеральным законом РФ "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организации осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Граждане Российской Федерации в соответствии с данным федеральным законом проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны" основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

- выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обучение населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием различных форм подготовки. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. С этой целью используются различные методы, включая повышение качества обучения выездным методом за счет создания современной учебной материально-технической базы, в т.ч. оснащения мобильными учебными комплексами, в соответствии с требованием "Организационно-методических указаний по подготовке населения РФ в области ГО на 2011 - 2015 годы".

В соответствии с вышеуказанным "Положением об организации обучения в области гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

планируют обучение населения в области гражданской обороны;

организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса "Основы безопасности жизнедеятельности", а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов, дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

создают и оснащают учебно-методические центры или другие образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие соответствующую лицензию, а также организуют их деятельность;

разрабатывают с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, примерные программы обучения должностных лиц и работников гражданской обороны в учебно-методических центрах или других образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;

организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны.

Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, определены постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

Основные мероприятия предусматривают:

- развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и его защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

- создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально- технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

- пропаганду знаний в области гражданской обороны.

В соответствии с приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют:

- разработку с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- организацию и обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

- организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

- создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

- пропаганду знаний в области гражданской обороны.

Организациями в соответствии с данным приказом планируются и осуществляются следующие мероприятия:

разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны;

осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально- технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

"Примерная программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности, утвержденная Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 28 марта 2006 г. N 1-4-54-370-14 (далее - программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Программа регламентирует обучение по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах должностных лиц и специалистов, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

В программе изложены организация обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименование тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.

Программа является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и определяет основы организации и порядок обязательного обучения государственных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности.

В программе изложены организация и методика обучения работников организаций, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков работающего населения, прошедшего обучение.

Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований составляет основу его обучения в целях поддержания готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, входящих в состав сил ГО, к выполнению задач по предназначению, а также получения личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности.
1.2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), в соответствии с постановлением Правительства РФ "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 01.03.1993 N 178 необходимо обеспечивать:

- включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;

- проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;

- создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от органов управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).

Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 N 177 утверждено "Положение о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени". Положение определяет порядок использования работающих на внутрироссийском вещании радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения к информированию в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В Положении определены обязанности территориальных органов МЧС России, Минкомсвязи России и телерадиокомпаний по вопросам использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В постановлении Правительства от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые направлены на:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница