П. Полонский Две истории сотворения мира



страница1/4
Дата28.07.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4
П. Полонский

Две истории сотворения мира

9. Две истории рождения человечества

9.1. Два уровня структуры человечества - "личностный" и "национальный" (дополнением к этому параграфу является параграф 12.1)

Две истории Сотворения Мира есть в Торе, две истории рождения человека (см. Часть 1. Адам) - но также есть в ней и две истории рождения человечества. Первый раз человечество родилось от Адама, второй раз - от Ноаха, после Потопа и Вавилонской башни. Эти две истории рождения человечества сильно отличаются одна от другой. Первая история представляет нам человечество как состоящее из отдельных людей, индивидуумов, вторая же представляет человечество как состоящее из народов. Согласно второй "истории человечества", именно народы - а не отдельные личности! - являются компонентами, составляющими человечество. Соответственно, когда в иврите человека называют "бен Адам" - то имеется в виду человек как личность, когда говорят "бней Ноах", то имеют в виду человечество как состоящее из народов.

Эти два подхода к осознанию структуры человечества - как состоящей из личностей или же как состоящей из народов - должны дополнять друг друга. Следует отметить, что современный западный подход видит только один параметр - личностный. Вся западная культура сосредоточена на правах личности, "народ" же воспринимается не как самостоятельная сущность, но как инструмент для развития личности. В этом западный подход представляется, с еврейской точки зрения, односторонним. Верно, что личное, индивидуальное существование является центром жизни человека. Но если его существование ограничено "личностью", если он не видит себя как часть более крупного - национального - организма, то такой человек теряет из вида важнейшие аспекты бытия, что неизбежно со временем ведет всю структуру общества к разрушению. Иными словами, именно в этой односторонности взгляда содержится, как мне представляется, одна из важнейших причин надлома западной цивилизации.

9.2. Два уклона человечества: Потоп и Вавилонская башня

Два рассказа содержатся в разделе Ноах; два рассказа, описывающие историю человечества в целом - история Потопа и история Вавилонской башни.

В первом рассказе человечество уклонилось в разбой, грабеж и насилие; результат поэтому - уничтожение человечества. ("И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел передо Мной, ибо наполнилась земля злодеяниями их, и потому истреблю Я их с землею" - стих 6:13). Во втором рассказе человечество противостоит Богу, строит "Башню высотою до Неба" (11:4), но внутри себя находится в мире и согласии: "и был на всей земле язык один и слова немногие" (11:1). А потому их "наказание - не уничтожение, но лишь смешение языков и рассеяние по лицу всей земли".

Об этом говорили наши Мудрецы: "если даже люди грешат поклонением идолам, но в мире между собою - Всевышний милостиво относится к ним".

Итак, с еврейской религиозной точки зрения преступление человека по отношению к своему ближнему является большим грехом перед Богом, чем нарушение человеком "чисто религиозных" заповедей.

"Дерех Эрец кадма ле-Тора" - "Праведность в общечеловеческом смысле предшествует Торе". Ибо не для того дана Тора, чтобы из злодеев делать праведников (да это учением достигнуть и невозможно). Но Тора дана для того, чтобы указать праведникам их правильный путь, ибо часто именно ошибки праведников ведут к разрушению мира.

(См. об этом также выше, в Часть 1, гл. 8)

9.3. Предисловие к изложению еврейской задачи

С еврейской точки зрения, представление о человечестве как "состоящем из народов" является в Торе предисловием к избранию Авраама. Т.к. отдельный человек не может исправить человечество, но отдельный народ - может, и потому из Авраама-личности прежде всего "производится" еврейский народ, как необходимый шаг к исправлению человечества.

Итак раздел "Адам" рассказывает нам о структуре человека (Бней Адам), раздел "Ноах" - о структуре человечества (Бней Ноах), с третьего же раздела Торы - "Лех Леха" (буквально "уходи к себе") начинается история собственно еврейского народа, его уход из обычной структуры человечества и взятие им на себя мессианской задачи исправления мира.

10. Потоп

Мы не будем подробно анализировать детали текста истории Потопа, но рассмотрим лишь общий, интегральный взгляд на Потоп: что это такое, какие изменения Потоп внес в мир; что явилось его причиной и что - следствием.

10.1. Осмысленность Потопа - моральная проблема

3ачем Богу понадобился Потоп? Чего Бог добился? В чем смысл Потопа? Если отвечать на эти вопросы на "наивном" уровне, если считать, что поскольку люди были сначала лучше, а потом стали вести себя хуже, и поэтому Бог решил их наказать и уничтожить и.т.д. - то это описание для детского сада не может нас, конечно, удовлетворить.

Однако, кроме интеллектуальной неудовлетворенности, здесь есть еще одна важная проблема. Для интеллигентного человека текст Торы, прочтенной на "наивном" уровне, воспринимается зачастую в примитивном виде. Более того, как только мы переходим к серьезной постановке вопроса - за что человечество было уничтожено - мы видим здесь несправедливость и даже аморальность в действиях Бога. Но ведь Тора вроде бы должна быть идеалом морали. Как же нам решить эту проблему?

Прежде всего, следует понять, что интуитивное человеческое чувство справедливости рассматривается иудаизмом как одно из важнейших проявлений сотворения человека "по образу и подобию Бога". Жажда увидеть справедливость в исторических процессах - это фундаментальное религиозное чувство человека. Категорически запрещено подавлять в себе это чувство, оправдываясь тем, что "раз Тора рассказывает о таких-то и таких-то действиях Бога, значит, это и есть моральный идеал". Очень часто источник конфликта вовсе не в нашем неправильном моральном чувстве (хотя иногда и оно может подводить), а в нашем совершенно неправильном восприятии Торы. И поэтому для того, чтобы разрешить возникающую дилемму, нам надо углубляться в истории Торы и задавать Торе вопросы, не стесняясь.

10.2. Осмысленность Потопа: постановка проблемы по тексту Торы

Мы начнем наш анализ истории Потопа со сравнения двух очень важных стихов Торы, говорящих о Потопе, - и это сравнение их поставит перед нами существенную проблему.

Сначала мы рассмотрим слова, которые Бог говорит перед Потопом. Это глава 6, стихи с 5 по 8. Ниже мы приведем обычный русский перевод этих стихов, в дальнейшем мы проанализируем, где здесь неточности и как нужно перевести эти стихи правильно.

"И увидел Господь, что велико зло человека на земле и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И пожалел Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их. Ноах же нашел милость в очах Господа".

Этот отрывок является как бы предисловием к Потопу. О чем здесь фактически говорится? Человечество погрязло во зле; весь помысел сердца человеческого - зло во всякое время, и поэтому человечество следует истребить.

Теперь мы рассмотрим второй отрывок (глава 8, стихи 21-22) в котором описывается положение после Потопа: "И обонял Господь благоухания (когда Ноах принес жертву) и сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помысел сердца человеческого зол от юности его. И не буду больше поражать всего живого, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся".

В этом стихе, сказанном после Потопа, говорится: помысел сердца человека зол, т.е. человек склонен ко злу; но именно поэтому Бог больше не будет поражать землю. Т.е. как до Потопа так и после него предпосылка рассуждений одна и та же; но вывод - прямо противоположный. Если сначала говорится: "человек зол, поэтому он будет уничтожен", то после Потопа делается прямо противоположное заключение: "человек постоянно склонен ко злу, и поэтому он будет оставлен на земле и не будет наказан".

В чем причина такого коренного поворота? На самом деле, в этом коренном изменении соотношения человека и мира и есть суть Потопа. И выяснив, почему произошел такой поворот, мы ответим на вопрос: что такое Потоп.

10.3. Разочаровался ли Бог в людях?

В обсуждавшемся выше стихе (6:6) есть еще одно, крайне непонятное выражение. Это слова "И пожалел Господь, что создал человека на земле". Что означают эти слова? Означают ли они, что Бог разочаровался в людях и потому решил их уничтожить? Но разве раньше Бог не знал, что так будет (или, по крайней мере, что так может произойти)? Вообще, употребление слова "пожалел" (в смысле "раскаялся", как здесь) по отношению к Богу чрезвычайно проблематично. Но эта фраза является ключевой в понимании причин Потопа, и не поняв ее, мы не сможем понять всю историю.

10.4. Смысл имени "Ноах"

Для того, чтобы понять смысл Потопа, прежде всего следует рассмотреть главного персонажа всей этой истории - Ноаха. (Отметим, что в Псалмах и у Пророков Потоп зачастую называется "водами Ноаха" - чем подчеркивается его центральная роль.) Итак, кто такой Ноах?

В стихах 28-29 главы 5 мы читаем, как Ноах был рожден: "И жил Лемех 182 года и родил сына, и нарек ему имя Ноах, сказав: этот утешит ("йинахамену") нас в работе нашей и в труде рук наших на земле, которую проклял Господь". Т.е. Лемех произвел имя "Ноах" от корня "нахем", которое здесь переведено как "утешение". И суть Ноаха в том, чтобы "утешить нас от работы нашей на земле, которую проклял Господь".

Что это означает? Почему Господь ранее проклял землю? И нет ли здесь связи с дальнейшим (уже цитированным выше) стихом Торы, в котором сказано "не буду больше проклинать землю за человека". В чем состояла эта "проклятость земли от Всевышнего" и почему она вообще имела место?

10.5. "Проклятость земли" и деградация человечества до Потопа

Что такое проклятость земли? Когда Господь изгоняет Адама из Сада, сказано: "Проклята земля по отношению к тебе" - и она будет тебе давать колючки, когда ты будешь ее обрабатывать. Потом, когда Каин убил Авеля, проклятость земли еще более усиливается (4:11): "Проклят ты от земли, которая отверзла уста твои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы свои для тебя, изгнанником и скитальцем будешь ты на земле". Поколения же людей становились все более плохими. Например, о Лемехе (5:21) говорится: "Сказал Лемех женам своим: "Мужа убил я за язву мне, а отрока за рану мне"". Т.е. всех, кто наносит ему какой-либо ущерб, он убивает; он считает, что имеет право делать все, что хочет. Таким образом, от воровства, которое совершил Адам (который взял то, что ему не принадлежало), через убийство, совершенное Каином, мы приходим к декларации убийства у Лемеха.

Далее, следующий уровень деградации человечества описан в стихе 6:2: "И увидели сыны великих (т.е. люди, которые стояли высоко по своему общественному положению) дочерей человеческих, и они брали себе жен, которых пожелали" - т.е. они не только вели себя как хотели, но это было нормой поведения в том обществе, и это увеличивало "проклятость земли".

Итак, что же такое "проклятость земли по отношению к человеку"? Это свойство земли наказывать человека за его плохие поступки, не давать ему урожая за его преступления, выращивать злодею колючки после посадки зерна. Т.е. земля была морально чувствительна, она воспринимала нравственный уровень человека, который на ней живет, и реагировала на него; и за те преступления, которые человек совершал, земля не давала ему своих сил. И поэтому в то время, например, для того, чтобы быть хорошим агрономом, нужно было не только изучить агрономию, но также и быть порядочным человеком. Т.е. земля чувствовала; и это свойство земли не было само по себе "проклятием", это была "острая реакция земли" на уровень праведности поступков человека. Это была возможность - как возможность достижения наивысшего благословения, так и возможность получения проклятия. А так как уровень нравственности человека спустился в эту эпоху до наинизшего уровня, то эта возможность проявлялась в виде категории "проклята земля для тебя".

10.6. "Ноах" как "отменяющий проклятость земли"

Итак, в период от Изгнания из Сада до Потопа человек имел очень сильное влияние на землю. В Саду он имел еще большее влияние, он находился на таком уровне, что своим познанием и волей он напрямую управлял миром. Будучи изгнан, человек потерял свой уровень, но не полностью. У него остался уровень прямой связи духовных параметров с окружающим миром. Он не мог теперь духовно управлять напрямую окружающим миром, но влияние осталось. И, поскольку человек не вел себя достойно, это влияние выражалось в проклятии, а не в благословении.

Теперь мы можем лучше понять, что говорил Лемех, когда у него родился сын Ноах. Вернемся вновь к стиху 5:29. Какого утешения хотел Лемех? На иврите мы читаем "зе йинхамену", т.е. здесь употреблено понятие "нехама". Какого его точное значение? Оно употребляется, например, в выражении "нехум авелим" = "утешение скорбящих". Когда у человек умер кто-то из прямых родственников, друзья и близкие приходят утешать его. Что такое утешение скорбящих, в чем оно выражается? Оно не в том, чтобы скорбящий не признавал реальности смерти, или не в том, чтобы он отвлекался от скорби или забывал об умершем, или развлекался. Совершенно не так. Напротив. Согласно еврейским обычаям, утешающие просто молча сидят рядом со скорбящим. Ибо суть утешения - это признание реальности смерти. "Утешающие" примиряют скорбящего с реальной действительностью. И смысл слова "утешение" - "нехама" - это примирение с существующими фактами.

Итак, нарекая своего сына "Ноахом", Лемех хочет, чтобы Бог примирился с тем, что человек не праведен. Он говорит: "Этот даст нам утешение", т.е. Ноах принесет нам примирение Бога с не слишком высоким моральным уровнем человека, сделает для нас более легкой жизнь на земле, которую проклял Господь", облегчит наш труд и сделает не таким сложным наше существование. Лемех просил Бога: "примирись с нашим несовершенством, не требуй от нас слишком многого, пусть силы нашего влияния на землю будут уменьшены - иначе проклятие на землю возрастает, и жить скоро станет совсем невозможно".

Иными словами, человек не мог справиться с теми гигантскими силами, которыми был наделен, и поэтому вел мир к катастрофе. И если бы Всевышний не вмешался и не осуществил бы Потопа - и всего того изменения мира, которое было с Потопом связано, то мир просто разрушился бы сам. Поэтому действие Потопа явилось на самом деле не просто актом наказания, но также и милосердия. И это подчеркнуто в стихе 6:5: "И увидел Господь (употреблено Имя hа-Шем), что велико зло человека на земле ... и сказал Господь: я сотру человека..." Во всем этом отрывке, который говорит о Потопе, употреблено только Имя "hа-Шем" - Господь. А мы говорили уже о том, что это Четырехбуквенное Имя есть Имя Милосердия, а не Имя Суда. Таким образом, здесь было вмешательство Божественного милосердия с целью сохранения хотя бы частично мироздания, чтобы не дать человеку уничтожить весь мир полностью.

10.7. Примирение Бога с человеком

Теперь, поняв связь имени "Ноах" с понятием "нехама" - "утешение", "примирение" - мы сможем гораздо лучше понять стих 6:6, в котором говорится о причине Потопа: "И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем". 3десь мы опять встречаемся с неточностью перевода. На иврите это выглядит следующим образом: "Вайинахем" - "и примирился, утешился Господь с тем, что Он создал человека на земле", т.е. Бог примирился с тем, что да, человек ограничен, что да, невозможно было добиться от него высокого уровня морали, и что да, человек не в состоянии справиться с теми великими силами, которыми он был наделен, и что ситуация требует вмешательства и исправления - уменьшения связи человека с землей, уменьшения уровня влияния человека на мир. Бог примирился с тем, что человек таков, каков он есть и поэтому Он восскорбел в сердце Своем.

Почему Господь восскорбел? Конечно, также и потому что Он был вынужден уничтожить то поколение людей; но прежде всего - потому, что Он был вынужден отнять у человека эту силу. Всевышний ограничил человека. Он отнял у него силу влиять на окружающий мир, - или, что то же самое, Он сделал землю не восприимчивой к уровню праведности человека. Это явилось еще одним сокрытием Божественнго Лица; еще одним, в некотором смысле, изгнанием - следующим за изгнанием Адама из Сада. Уровень земли понижается, или, что то же самое, Шехина - Божественное Присутствие - уходит из нашего, нижнего мира, в высшие миры. В категории "Ган Эден" - "Райский Сад" - Божественное Присутствие было внизу. С изгнанием Адама из Сада Божественное Присутствие ушло выше; с Потопом, пришедшим после грехов людей от Адама до Ноаха - Божественное Присутствие ушло еще выше и стало еще меньше явно влиять, еще меньше быть явленным в нижнем мире. Мир стал более сокрыт, и вот на это сокрытие Богу было решиться нелегко. Бог скорбит от того, что Он должен лишить человека части его духовных сил.

И также в стихе 6:8: "И сказал Господь: истреблю Я человека, которого сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их" - перевод слова "нехамти" как "раскаялся", является неправильным. Точно так же, как и выше в стихе 6:6, следует перевести: "Потому, что Я утешился, примирился с тем, что такие уж они есть, ибо Я их создал".

(3амечание в ответ на вопрос. Тот факт, что Божественное Присутствие "поднимается" и "уходит", не значит, конечно, что человек приближается к животному миру. Человек остается на том же расстоянии от животного, что и был. Весь мир, как целое становится более сокрытым, но рамки внутри этого мира не нарушаются.)

10.8. Исправление путем Потопа

В чем состоит тот путь исправления, который реализует Всевышний? По сути, для изменения структуры связи человека с миром происходит определенное изменение структуры самого человека. При этом Бог уничтожает то поколение, тот "вид" людей, которые неисправимы, и берет Ноаха, как бы для выведения "новой породы" человечества. При этом Бог заранее ограничивает человеческие силы, т.е. происходит вмешательство в структуру функционирования мира. Новая порода человечества, праотцом которого явился Ноах, уже не будет иметь таких сил, чтобы разрушить мир. Поэтому Ноах является не "субъектом спасения", не "инициатором", "причиной" - но лишь "объектом" спасения. В отличие от Авраама, который сам приносит спасение в мир, Ноах не только не спасает прочий мир, но даже не является тем, кто сам заслужил быть спасенным. Наоборот, как мы увидим далее, Ноах заслужил быть уничтоженным, как все остальные. И если бы Всевышний не вмешался, Ноах был бы уничтожен, а весь мир был бы разрушен. Но Всевышний проявил к Ноаху особое милосердие и спас его, чтобы вывести из него новую породу человечества.

От Адама до Ноаха человек деградировал, уровень праведности падал, преступление увеличивалось. А поскольку земля воспринимала духовный уровень человека, то она разрушалась от того, что делали люди, и мир шел к своей полной гибели. Мидраш говорит, что уже в поколении Эноша, за некоторое время до Ноаха, треть материка ушла под воду. (При этом наказанием является вода, потому что вода - это символ духовного уровня жизни, "утоляющая духовную жажду".) Потоп был единственным способом "переломления" этой тенденции.

10.9. Моральный уровень поведения человечества перед Потопом; праведник внутри общества

Попытаемся рассмотреть, каковы были те преступления, из-за которых пришел Потоп. Стих 6:11 описывает ситуацию перед Потопом следующим образом: "И растлилась земля перед Богом и наполнилась земля злодеянием. И увидел Бог землю, что вот она растлена, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел передо Мной, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них".

В русском переводе здесь неизбежно теряется структура исходного текста. На иврите есть два ключевых корня, производные от которых повторяются в разных грамматических формах много раз в этом небольшом отрывке, и тем самым задают здесь структуру текста. Это два понятия: "хамас" и "шахат". Что они означают?

"Хамас", обычно переводимое как "грабеж" или "злодеяние", в еврейской системе терминов понимается более точно как "преступление, не рассматриваемое как преступление", т.е. это ситуация, когда действия человека преступны, но при этом и он сам и все общество не рассматривают этот поступок как преступление. Еврейская традиция приводит разные примеры "хамаса". Например, ограбить человека на сумму небольшую, не подлежащую юрисдикции суда. Или насильственная продажа: всучить что-то и отобрать деньги. Или наоборот: отобрать что-то и заплатить деньги. Подобные вещи, когда над человеком совершается насилие так, что все общество считает, что это нормально, - это и есть определение "хамаса". За "хамас" этому человеческому обществу положена гибель - ибо, поскольку в этом обществе содеянное никем не осознается как преступление, то и раскаяние здесь наступить не может. Если все считают, что так и надо поступать, то у человека не может возникнуть никакого импульса к раскаянию; и поэтому "хамас" является самым страшным преступлением. Примером может служить история города Содома. Главным его преступлением было не то, что жители Содома воровали, грабили или убивали, - а то, что это было для них нормой. Они так жили. Если бы среди них были люди, которые не просто сами были бы праведны, но возопили бы о грехах города, призвали бы окружающих к раскаянию, - то это могло бы спасти ситуацию. В случае с Содомом был Лот, а в поколении Потопа был Ноах. Но и Лот, и Ноах молчат, они не в состоянии восстать против преступности сограждан, и поэтому они не могут спасти свое общество.

(Более подробно о ситуации Лота и о понятии "праведник внутри города" см. ниже.)

Тора утверждает, что за "хамас" полагается смерть. Стих 6:13 гласит: "Конец всякой плоти пришел передо Мной, потому что земля наполнилась злодеянием (хамас)".

Имеется и другой параметр греха поколения Потопа, название которого тоже несколько раз упоминается в разных формах в этом отрывке, - это "шахат". Слово "шахат" означает "искривленность", т.е. "растление". Если "хамас" - это злодеяние по отношению к человеку, то "шахат" - это злодеяние по отношению к Всевышнему. Этот термин употребляется для обозначения искривления в самых разных смыслах. Например: идолопоклонство, разные виды разврата (скотоложество и т.д.). Как и в ситуации "хамас"а, "шахат" обозначает прежде всего такие преступления, которые считаются, в некотором смысле, нормой, т.е. то, что принято в этом обществе. Комментарий РаШИ на Тору говорит: "в случае "шахат": уничтожению подлежат все: праведник и нечестивый". В качестве реакции на "искривление пути" человеком приходит как бы "искривление путей наказания", и в мир приходит смешение, т.е. Бог уже "не различает", где праведный, а где нечестивый, и уничтожает всех. По сути, это связано с тем, что вообще праведник судится не по тому, сколь он сам лично праведен, а по тому, как он влияет на окружающее общество. В отличие от злодея, к которому предъявляется прежде всего требование "исправить себя", к праведнику предъявляется требование "исправить окружающий мир". Если ему дано больше духовных сил, то он ответственен за тех, кто находится рядом с ним. И именно в этом смысле Ноах оказался не на высоте, как мы это далее увидим.

Ввиду "искривления" Ноах тоже должен был бы погибнуть. И поэтому, говоря о спасении Ноаха, Тора не говорит о том, что он заслужил спасение, но употребляет выражение "а Ноах нашел милость в глазах Бога" (6:8). Это подчеркивает то, что "по строгости закона" Ноах также заслуживал смерти, и его спасение - это "милость". При этом Ноах был спасен исключительно как объект, потому что он был "нужен" Всевышнему.

Как люди искривляют мир вокруг себя, так и Бог, в некотором смысле, "искривляет суд по отношению к ним": не судит каждого в отдельности, а судит всех вместе. Поэтому Ноах оправдан не "по суду", а "из милости", ради Божественных целей.

10.10. Ноах и Авраам

Вернемся к образу Ноаха. Что он из себя представляет? Рассмотрим стихи Торы (6:9-10), в которых описан Ноах: "Вот родословие Ноаха. Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих. С Богом ходил Ноах". В описании же Авраама (17:1) сказано иначе: он должен "ходить перед Богом".


Каталог: comments
comments -> Недельная глава "Хаей Сара" ("Жизнь Сары") сообщает о смерти Сары (Сара умерла в возрасте 127 лет), подробно рассказывает о покупке Авра hамом пещеры Махпела и о женитьбе Ицхака
comments -> Шелах 2 Недельная глава Шелах
comments -> "Насо" Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 4, ст. 21 гл. 7, ст. 89. Почему она так называется?
comments -> Нахум Пурер
comments -> Перепись сынов Израиля 1: 1-1: 54
comments -> В. Т. Поцяпун, председатель подкомитета по законодательному обеспечению использования атомной энергии Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
comments -> Этот недельный раздел Торы начинается повелением о зажжении


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница