«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края через познание народного календаря»



Дата10.08.2016
Размер75.8 Kb.
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края через познание народного календаря»

( www.dou-11.ru. «Сведения об образовательной организации»-«образование»-«семинары специалистов»)

Подготовила воспитатель:

Силиванова Н. Ю.


Г. Новоалтайск

2014

До недавнего времени считалось, что человек- царь природы. Он может поступать с окружающим миром, как ему заблагорассудится. В результате природе нанесен огромный вред. Некоторые виды растений и животных исчезли навсегда, многие стали редкими. Поэтому сегодня остро встает вопрос об охране окружающего нас мира.



Важным аспектом в решении данного вопроса является образование людей в области экологии. Мы все острее ощущаем сейчас потребность в возвращении духовности и человечности в нашу образовательную и воспитательную систему.

Начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Необходимо сформировать у ребенка навыки рационального использования природных богатств. Ребенок должен знать, что в природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все его внутренние системы, так и растениям и животным необходимо все, что им дано природой от рождения. Знания о природе нужны нам для того, чтобы не только ей мешать, но уметь оберегать ее, поддерживать.

Главный принцип жизни человека в гармонии с природой «не навреди. Познавая- не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». Научить ребенка видеть природу – первое условие воспитания мироощущения. Природа обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту, имеет огромное значение не только эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности для пробуждения у дошкольников патриотических чувств.

Очень важно научить детей любить и ценить свою землю. Поэтому они должны знать о том месте, где родились, живут, о своих корнях. Эти знания обогащают детей духовно. Без этих чувств ребенок не сможет понять по-настоящему окружающий природный мир. Он останется безучастным к родным просторам, рассветам и закатам, деревьям и цветам, ко всему живому. Важно воспитать не только пассивную, созерцательную любовь, но и любовь деятельную, отдающую.

Важную роль в экологическом воспитании детей я отвожу знакомству их с народным, земледельческим календарем.

С давних времен люди выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Старшее поколение передавало младшему все секреты землепользования для того, чтобы дальнейшие преобразования окружающего пространства ими, не наносили вред этому пространству.

Счастье, что мы сейчас имеем возможность прикоснуться к этому бесценному кладезю национальной культуры. Мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, обычаям и традициям, в которых народ оставил нам самое ценное- любовь к Родине. Все чаще обращаемся в воспитании детей к национальной культуре, хотим знать о том, как жили наши предки, как отмечали праздники. Из народного календаря мы узнаем о роли различных обрядов и традиций в жизни людей.

Исходя из особенностей народного календаря с его ориентиром не столько на числа, сколько на времена года, я взяла за основу планирования деление года на четыре сезона: осень, зима, весна, лето. В качестве важнейшего содержания выступают знания о событиях аграрного календаря, о сезонных изменениях в природе, о труде. В связи с этим поставила задачи:

-закреплять знания детей о природе и климате Алтая;

-расширять представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира родного края;

-формировать бережное отношение к природе;

-способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;

Работу по ознакомлению детей с природой родного края через познание событий народного календаря мы начали с сентября. Осень подводит итог минувшему лету. Осенние месяцы отмечаются в календаре такими событиями, как Лупп – Брусничник, праздник Урожая – Оспожники, Сергий – Капустник, Покров Пресвятой Богородицы, Синичкин праздник. Наблюдения поселян об этих месяцах сохранились в поговорках:

«На Луппа брусника поспела и овес дошел».

«Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд».

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».

Все эти темы я отразила в планировании. Так в сентябре провели с детьми непосредственно- образовательную деятельность «Дары осеннего леса Алтая». В течении месяца постоянно работали с экологическим панно по теме «Что растет в наших лесах», рассматривали альбом «Природа родного края». По каждому дню тематического дня проводились тематические беседы. Так, например 8 октября – Сергий _Капустник. В беседе рассказывали об этом дне, когда было принято на Руси и у нас на Алтае квасить капусту на зиму.

14 октября Покров Пресвятой Богородицы. Рассказывали детям о том, что для народа этот праздник связывался с первыми снегопадами, с окончанием сельскохозяйственных работ. Разучивали с детьми пословицы. Например, « К Покрову натопи избу без дров» т.е. утепли свой дом.

Октябрь мы завершили выставкой «Дары природы». Здесь не обошлось без помощи родителей, которые вместе с детьми воплощали фантазии из овощей.

В ноябре знакомились с Синичкиным праздником. В беседе рассказывали детям о том, что на Синичкин праздник прилетают птицы – зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки. На непосредственно-образовательной деятельности «Птицы Алтая» закрепляли знания детей о птицах, живущих в нашем крае, особенностях их образа жизни. Играли с детьми в дидактические игры «Зимующие и перелетные», « Назови птиц Алтая», отгадывали и придумывали сами загадки о птицах. Вместе с родителями дети изготовили кормушки для птиц, постоянно приносили корм. Проводили экспериментальную деятельность: следили за поведением птиц во время кормления, за их поведением.

Осенние народные календарные наблюдения сосредоточены на таких явлениях природы, которые служат предвестниками зимы. Не остались без внимания детей и отлет птиц, и постепенное замирание жизни растений, насекомых, животных, выпадение снега. Зимние месяцы отмечены в календаре такими темами:

1 декабря- Платон и Роман кажут зиму нам.

7 декабря – Екатерина – Санница.

Отмечали с детьми, месяцы славятся сильными морозами и метелями. Наблюдения поселян об это времени года сохранились поговорках:

«Зима не лето, в шубу одето»

«Леденье пришло, зиму в дом привело».

«Зима лодыря морозит»

Трудно в зимнюю пору лесным зверям. Об этом мы с детьми говорили на непосредственно-образовательной деятельности «Животные Алтая зимой».

С целью закрепления знаний детей о животных своего края сходили с детьми в библиотеку, взяли литературу по теме «Животные наших лесов», продолжали работать с панно «Природа Алтая. Животный мир»

Тему сохранения животного мира алтайских лесов продолжили на непосредственно-образовательной деятельности «Заповедники Алтая». С помощью родителей собрали информацию по этой теме, оформили альбом с иллюстрациями и описанием животных Тигирекского и Чарышского заповедников.

1 февраля отмечено в календаре Макаровым днем. В этот день было принято поутру пить целебный чай из трав. С целью закрепления лечебных свойств растений родного края провели с детьми непосредственно-образовательную деятельность «Лекарственные растения Алтая» В течении месяца рассматривали альбом по этой теме, проводили беседы о целебных свойствах каждого растения. Утром пили чай из шиповника, после сна полоскали рот из настоев трав.

18 февраля – Агафья – Коровница, береги коров. Так как наш край животноводческий у поселян Алтая особое отношение к коровушке – матушке. В беседах с помощью произведений устного народного творчества

Уж как я ль коровушку люблю

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек коровушка дала.

Воспитывали любовь и бережное отношение к домашним животным.

С весенними месяцами связано обновление в природе.

14 марта- Евдокия- весновка , весенние новогодье. С этим связано много народных примет и обычаев:

Авдотья-красна, и весна красна.

Если на Авдотью ясно, год прекрасный, если пасмурно – год плохой.

В беседе рассказывали детям о том, что именно с этого дня начинают закликать весну. Вместе с детьми учили заклички о весне:

Приди к нам весна с радостью,

С великой к нам милостью,

Веди за собой лето теплое

С рожью золотистою ,с просом, гречкою,

С калиной, малинойс черной смородиной.

22 марта Сороки, вторая встреча весны. Рассказывали детям о том, что с этого дня начинают прилетать к нам птицы. В этот день делали из теста птичек, а на прогулке закликали с ними весну.

Апрель отмечен в календаре такими темами:

7 апреля – Благовещение – птиц на волю отпущенье. На культуроведении поговорили об этом празднике, выучили пословицы и приметы, узнали об обычае этого дня – птиц на волю отпускать, сложили птичек из бумаги и на прогулке выпустили их на волю.

11 апреля – «слушание березы» . В этот день читали детям стихи о березе, рассматривали иллюстрации, любовались ее красотой во все времена года.

В этом же месяце провели непосредственно-образовательную деятельность «Деревья Алтайского края», на котором вспомнили все деревья, произрастающие на территории нашего края, закрепили знания детей об условиях, необходимых для жизни растений.

Май последний месяц весны. «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

Май – важный месяц, от него зависит будущий урожай. На май в календаре отмечены важные для жизни растений моменты и связанные с ними сельскохозяйственные работы.

1 мая народный календарь отмечает Кузьмы, советует « Сей морковь и свеклу на Кузьму».

14 мая – Еремей_ запрягальник. Проведем с детьми беседу и познакомимся с обрядом, предшествующем весеннему севу. Земле кланялись приговаривая:

Народи , матушка-земля

На весь мир, на весь род,

На добрых людей и птиц небесных.

19 мая – Иов огуречник и горошник. Поговорим с детьми о том, как правильно сажать огурцы и сеять горох. Календарь подсказывает: «Горох сеют при ущербе луны и непременно при закате солнца, чтоб воробьи, большие до него лакомки, не видали.

26 мая – Лукерья – комарница. С этого дня появляются массово комары. На конец мая запланировали непосредственно-образовательная деятельность

«Насекомые нашего края», на котором закрепим знания детей о насекомых, обитающих на Алтае.



Все наши занятия, беседы, развлечения, праздники, связанные с народным календарем, наблюдения и труд в природе, конечно, дают свои положительные результаты. У детей повысился интерес к народным приметам, пословицам и поговоркам, все чаще они находили самостоятельно ответы на вопросы, проводили собственную исследовательскую деятельность, находят новое в знакомом, начинают вычленять простейшие закономерности.

Мудрый наш народ все предусмотрел, на все случаи жизни составил календарь, который стал неиссякаемым источником духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы будит у детей живой интерес, любознательность, любовь к родной природе, своему народу.
Каталог: OBRAZOVANIE
OBRAZOVANIE -> Пояснительная записка детское техническое творчество, как одно из направлений системы дополнительного образования является важным средством трудового воспитания и обучения, профессиональной ориентации обучаемых, подготовки их к трудовой
OBRAZOVANIE -> Директор маоу сош №18 В. Н. Шакирова
OBRAZOVANIE -> Программа «Дипломатия РФ и зарубежных государств»
OBRAZOVANIE -> Научные публикации
OBRAZOVANIE -> Учебное пособие по дисциплине «Проектирование в графическом дизайне. Posm-материалы»
OBRAZOVANIE -> Научные публикации
OBRAZOVANIE -> Программа по Основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница