Ответы на третий вопрос для проведения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования к билетам



страница1/3
Дата14.08.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3







Ответы на третий вопрос для проведения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования к билетам

2015 г.

Билет 1

Вопрос 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ



Алгоритм выполнения заданий

  1. Определение хронологического периода или сферы общественной . жизни, к которым относится творчество деятеля культуры (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Характеристика исторических условий, в которых протекало творчество деятеля культуры (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Систематизация фактологического (биографического) материала

о творчестве деятеля культуры с возможным определением его причин (мотивов) (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  1. Определение мировоззрения (позиции) деятеля культуры с характеристикой особенностей и результатов его творчества или его наследия, используемого сейчас (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Охарактеризуйте творчество Бронислава Адамовича Тарашкевича и оцените его вклад в развитие белорусской культуры

1. Обозначьте хронологический период и сферу общественной жизни Б. А. Тарашкевича.

2. Охарактеризуйте исторические условия, в которых формировалось мировоззрение и деятельность Б. А. Тарашкевича. Что повлияло на его становление как личности?

3. Укажите роль Б. А. Тарашкевича в культурно-просветительской деятельности в Западной Беларуси.

4. Оцените значение творчества Б. А. Тарашкевича для белорусской культуры.

История Беларуси БИЛЕТЫ 11 кл., с.13

Билет 2

Вопрос 3

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

Ознакомьтесь с выдержкой из доклада Первого секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова на внеочередной девятой сессии Верховного Совета БССР, посвященной итогам всенародного обсуждения проекта Конституции БСССР в 1978 г и определите особенности общественно - политической жизни БССР :

« С первого до последнего дня этой важной политической кампании труженики городов и сёл проявляли высокую активность, подлинную заинтересованность в том, чтобы Основной Закон БССР провозглашал и закреплял все наиболее существенные и важные стороны наших достижений и завоеваний в братской семье советских народов , обеспечивал новые возможности для экономического и социального прогресса республики..

.. Рабочие и колхозники, интеллигенция республики все свои помыслы и стремления связывают с мудростью и деятельностью родной коммунистической партии, созидательной слой её внутренней и внешней политики. Коммунисты, весь белорусский народ с особым удовлетворением восприняли положения новой Конституции БССР о том, что « руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы , государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»

Особенностью общественно-политической жизни в БССР являлось существование однопартийной политической системы. В соответствии со статьей 6 Конституции БССР 1978 г. Коммунистическая партия Беларуси провозглашалась руководящей и направляющей силой в обществе и ядром политической системы. Таким образом, происходило огосударствление КПБ с ее полным контролем над всеми сферами жизни общества.



Билет 3

Вопрос 3

СООТНЕСЕНИЕ ФАКТОВ (ПРОЦЕССОВ)

ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Синхронизация (обозначение на ленте времени) даты из истории Беларуси, когда произошло событие, или хронологического периода, которые сравниваются с всемирной историей (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Определение признаков, по которым будет проводиться соотнесение фактов (процессов) истории Беларуси и всемирной истории (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Систематизация фактологического материала в сравниваемых событиях (процессах) истории Беларуси и всемирной истории (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Определение общего и особенного в сравниваемых событиях (процессах) истории Беларуси и всемирной истории (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


Синхронизируйте события «рельсовой войны» на территории Беларуси с заключительным этапом Великой Отечественной войны.

  1. «Рельсовая война» на территории Беларуси проводилась в три этапа. Первый этап начался в августе 1943 г., когда войска Красной Армии начали контрнаступление под Курском. Второй этап проводился во второй половине сентября и продолжался до начала ноября 1943 г., когда Красная Армия начала освобождение территории Беларуси. Третий этап начался 20 июня 1944 г. накануне Белорусской наступательной операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Беларуси (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. «Рельсовая война» — операция партизан по массовому разрушению железных дорог с целью дезорганизации немецких военных перевозок (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. В ходе первого этапа «рельсовой войны» партизаны взрывали рельсы, пускали под откос военные эшелоны. В результате на 40 % сократились перевозки для фашистских армий. Гитлеровское командование вынуждено было отдать приказ разбирать железную дорогу в ряде стран Европы, а рельсы и шпалы переправлять на Восток. В ходе второго этапа «рельсовой войны» противник вынужден был удвоить количество дивизий для охраны своих коммуникаций. В ходе проведения третьего этапа «рельсовой войны» взаимодействие партизанских соединений и регулярных формирований Красной Армии способствовало освобождению территории Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Общим является координация синхронных действий партизан по срыву военных перевозок и войск Красной Армии при их наступлении. Особенным можно считать то, что под контролем белорусских партизан находилось до 60 % оккупированной территории. Это позволило им проводить «рельсовую войну» в массовом масштабе при оказании непосредственной помощи регулярным подразделениям Красной Армии (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Билет 4

Вопрос 3

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

(ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО) ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ

С ОПОРОЙ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТУ

Алгоритм выполнения заданий:

1. Определение хронологического периода или сферы жизни (социально-экономической, внешнеполитической), с которыми связано содержание настенной исторической карты (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Характеристика исторических условий, которые повлияли на социально-экономическое (внешнеполитическое) положение, отраженное на настенной исторической карте (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Систематизация фактологического материала с помощью «легенды» настенной карты и определение на ней местонахождения изучаемых объектов (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Выявление динамики (изменений) в социально-экономическом (внешнеполитическом) положении Беларуси с опорой на информацию настенной исторической карты (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Охарактеризуйте внешнеполитическое положение Беларуси осенью 1939 г. с опорой на настенную историческую карту «Беларусь в начале Второй мировой войны (01.09.1939-21.06.1941 г.)»1.

image3


  1. Карта отражает период осени 1939 г., когда произошло присоединение территории Западной Беларуси к БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Исторические условия, характеризующие внешнеполитическое положение Беларуси, связаны с геополитической ситуацией в Европе. Она характеризовалась нарастанием агрессии нацистской Германии в условиях проведения политики примирения (усмирения агрессора) со стороны Великобритании и Франции. Чтобы выиграть некоторое время, необходимое для укрепления безопасности СССР, 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа). Пакт включал дополнительный секретный протокол. Согласно ему территория Польши и ряда других стран делилась на сферы влияния СССР и Германии. Западная Беларусь и Западная Украина признавались «сферой интересов» СССР. Нацистская Германия 1 сентября 1939 г. совершила агрессию против Польши, тем самым развязала Вторую мировую войну. Почти вся территория Польши была оккупирована, а германские войска подошли к территории Западной Беларуси (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Территориальные изменения на карте отражают результаты освободительного похода Красной Армии в Западную Беларусь, который начался 17 сентября 1939 г. 28—30 октября 1939 г. в Белостоке (указывается на карте) состоялось Народное собрание Западной Беларуси, которое приняло Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская (на карте указывается присоединенная территория). 14 ноября 1939 г. в Минске (указывается на карте) Верховным Советом БССР был принят Закон «О принятии Западной Беларуси в состав Белорусской ССР» (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР ее территория увеличилась со 125,6 до 225,6 тыс. км2, а население — с 5,6 до 10,3 млн человек. Воссоединение Западной Беларуси с БССР позволило восстановить историческую справедливость в отношении разделенного государственными границами (согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г.) белорусского народа и дало ему возможность жить и работать в рамках советского социалистического государства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).



\

Билет 5

Вопрос 3

СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ (ПРОЦЕССОВ)

ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРИЗНАКАМ

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Синхронизация по времени или локализация в пространстве сравниваемых друг с другом исторических событий (процессов) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Сопоставление предлагаемых признаков с теоретическими знаниями, которые олицетворяют собой общественно-исторический процесс, или самостоятельное определение признаков, необходимых для проведения сравнения исторических событий в таблице (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Заполнение таблицы, необходимой для проведения сравнения по предложенным признакам по данному образцу, или систематизация (отбор) фактологического материала в соответствии с самостоятельно определенными признаками и оформление сравнения в таблице (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Вывод об общих чертах и различиях (положительных и негативных чертах, эффективности и оптимальности) сравниваемых исторических событий (процессов) (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Сравните общественно-политическую жизнь в БССР в периоды хрущевской оттепели и стагнации по предложенным признакам

Заполните сравнительную таблицу «Основные черты общественно-

политической жизни в БССР» и сделайте вывод о ее особенностях:


Признаки для сравнения

Вторая половина 1950-х -первая половина 1960-х гг.

Вторая половина 1960-х -первая половина 1980-х гг.

Явления, которые свидетельствовали о демократизации

Осуждение культа личности Сталина и проведение частичной реабилитации жертв сталинских репрессий во время хрущевской «оттепели», когда Первым секретарем ЦК КПБ был К.Т.Мазуров

Отказ от нереальных планов построения коммунизма к началу 1980-х гг., в период, когда Первым секретарем ЦК КПБ был П. М. Машеров

Явления, которые свидетельствовали о сохранении советской общественно-политической системы

Существование однопартийной политической системы. Принятие в 1961 г. необоснованного (волюнтаристского) курса на построение коммунизма

Закрепление руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси в соответствии со статьей 6 Конституции БССР 1978 г., в результате чего КПБ являлась «государством в государстве»


Вывод: Особенностью общественно-политической жизни в БССР было усиление роли Коммунистической партии Беларуси, которое происходило в условиях достаточно стабильного экономического развития, пока еще не проявились кризисные явления. При повышении жизненного уровня населения формировалось положительное отношение белорусов к политике коммунистической партии. Для белорусского общества были характерны симпатии к идеям социализма.
Билет 6

Вопрос 3

СООТНЕСЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ В БЕЛАРУСИ

С ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Синхронизация исторического события с общественно-историческим процессом (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Определение общего признака (понятия, термина), согласно которому проводится соотнесение исторического события с общественно-историческим процессом (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Систематизация фактологического материала в соответствии с теоретическими знаниями, которые олицетворяют собой общественно-исторический процесс (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Определение особенного (характерного) для исторического события в Беларуси при соотнесении его с общественно-историческим процессом (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


Охарактеризуйте общественно-исторический процесс, о котором свидетельствовало проведение выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе.

  1. Впервые выборы в Верховный и местные Советы народных депутатов БССР на альтернативной основе состоялись в 1990 г. в соответствии с новым избирательным законом во время осуществления политики перестройки (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Выборы народных депутатов БССР на альтернативной основе означали, что на каждое место в органе власти претендовали несколько кандидатов, каждый из которых участвовал в избирательной кампании со своей программой, а окончательное решение принималось по результатам голосования избирателей (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Впервые в истории Верховного Совета БССР в результате проведения альтернативных выборов возникла парламентская оппозиция — группа (фракция) депутатов, чьи взгляды не совпадали либо противоречили мнениям депутатского большинства. В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верховном Совете БССР проходило их обсуждение (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Проведение выборов на альтернативной основе свидетельствовало о результатах политики перестройки и распространении процесса демократизации общественно-политической жизни, основанной на принципе народовластия (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Билет 7

Вопрос 3

РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ (ТЕРМИНОВ)

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Определение хронологического периода или сферы общественной жизни, к которым относится историческое понятие (термин) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Определение признаков исторического понятия (термина) (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Систематизация фактологического материала, с помощью которого раскрывается содержание исторического понятия (термина) (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Определение особенного для исторического понятия (термина) при характеристике общественно-исторического процесса в Беларуси (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


Раскройте содержание исторического термина «развитой социализм».

  1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Термин «развитой социализм» определялся в программных документах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. В связи с необоснованностью курса на строительство коммунизма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В 1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Конституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общности — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической идеологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партийным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Билет 8

Вопрос 3

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ (ПРОЦЕССАМИ)

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Определение хронологического периода или сферы общественной жизни, к которым относятся исторические факты (процессы) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Определение общего признака (логической последовательности), на основании которого связываются между собой исторические факты (процессы) (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. Систематизация фактологического (теоретического) материала в соответствии с причинно-следственной связью между историческими фактами (процессами) при определении, какие из них являются причиной, а какие - результатом (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Определение особенного (характерного) для причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами) в Беларуси (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


Раскройте причинно-следственную связь между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств.
1. Когда произошёл распад СССР?

2. Чем были обусловлены интеграционные процессы на постсоветском пространстве?

3. Как складываются интеграционные процессы между Беларусью и Россией? Что такое ЕврАзЭС?

4. Как вы думаете, каковы перспективы дальнейшей интеграции в современной геополитической обстановке?




  1. Исторические события, связанные с прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств, относятся к 1990-м гг. и к общественно-политической и внешнеполитической сферам (процессам) (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  2. Логическая последовательность исторических событий, связанных с прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами СНГ, заключается в поиске новых форм объединения бывших советских республик после распада Советского Союза (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  3. С распадом СССР произошел разрыв единого экономического пространства, разрушились хозяйственные связи между бывшими советскими республиками, которые существовали в рамках народнохозяйственного комплекса, что требовало их восстановления на новой рыночной основе. В 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве Беларуси и России. В этом же году Республика Беларусь создала Таможенный союз с Россией и Казахстаном, который в 2000 г. был преобразован в новое интеграционное объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 1993 г. Беларусь присоединилась к Договору о создании системы коллективной безопасности СНГ с оговоркой, что белорусские военнослужащие не будут участвовать в боевых действиях за пределами Беларуси, 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. создан Союз Беларуси и России, а в декабре 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

  4. Особенным в данной причинно-следственной связи является то, что в геополитическом аспекте создание интеграционного объединения между Республикой Беларусь и некоторыми странами СНГ, в частности Россией и Казахстаном, позволяет противостоять попыткам установления однополярного мира и способствует реализации единой внешнеэкономической политики в пределах единого таможенного пространства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница