Отечественная история вопрос Территория и население России в историческом процессе



страница1/4
Дата14.08.2016
Размер0.57 Mb.
ТипОбзор
  1   2   3   4
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Выпускники Балтийского федерального университета им. И. Канта специальности «история», завершая обучение, сдают государственные экзамен по отечественной и зарубежной истории, защищают выпускную квалификационную работу в Государственной аттестационной комиссии.

Данная программа призвана помочь студентам в подготовке к государственному экзамену. Она включает в себя вопросы по отечественной и зарубежной истории и перечень обязательной помимо учебной литературы к ним. Программа предлагает методические рекомендации с учетом экзаменационных требований.

На выпускном экзамене студенты должны продемонстрировать знание лекционных и специальных курсов, обязательной и дополнительной литературы, текущей периодики, современной публицистики, показать умение применять полученные в процессе обучения теоретические знания на практике, самостоятельно анализировать исторический материал и делать аргументированные выводы по общественно-политическим проблемам современности.

Особое внимание необходимо уделять не только изложению теоретического и конкретно-исторического материала, но и показать способность дать научно-обоснованную характеристику историографических концепций, знание материалов современных научных дискуссий. Ответ на экзамене должен быть полным, обоснованным, аналитическим, студент обязан проявлять те умения и навыки, которые он получил за пятилетний срок обучения на факультете.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вопрос 1. Территория и население России в историческом процессе.
Обзор основных территориальных изменений и демографических показателей за период IX - начала XXI должны быть подчинены анализу роли и значения территориального и демографического факторов в социальной, экономической, политической истории страны.

При характеристике территориальных изменений основными вехами могут являться: территория домонгольской Руси, влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на политическую географию Восточной Европы, формирование и рост Московского княжества (ХIV-ХV) вв.) и Московского царства (ХVI-ХVII вв.), завершение оформления территории Российской империи (ХVIII-XIX вв.), территория России в начале XX в. (центральные губернии, переселенческие районы, национальные окраины), территориальные изменения ХХ столетия в результате революции и войн, распада СССР.

Экзаменующийся должен охарактеризовать основные факторы территориальной экспансии и колонизации, пути вхождения новых районов в состав России, проанализировать показатели численности, размещения населения в IX - начале XXI вв, его национальный и социальный состав в начале нового тысячелетия. В ответе следует учесть наличие различных подходов к оценке роли территориального и демографического факторов в истории России.

Литература:

- Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (ХVI - начало XX вв.) М., 2003.

- Дробижев В.З. Коваленко И.Д., Муравьев А.В, Историческая география СССР. М., 2007.

- Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-Классовая структура России в конце XIX – начале ХХ века. М., 2004

- Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб, 1999. В 2-х т. Т.1. Гл.1,3.


Вопрос 2. Образование и социально-политический строй Древнерусского государства.
Вопрос имеет проблемно-историографический характер. Необходимо показать комплексный характер его изучения - "на стыке" нескольких гуманитарных дисциплин. Требуется рассмотреть теоретические аспекты проблемы (понятие и сущность государства, концепции политогенеза, социальная структура традиционных обществ, формы правления и территориально-политического устройства). Наконец, следует осветить важнейшие точки зрения ученых на политогенез в Древней Руси и ее социально-политическое устройство (проблема норманизма, общинно-вечевая и родовая теории, концепции раннего феодализма, раннего государства и стратифицированного общества, генеалогической империи, городов-государств в Древней Руси и др.).
Литература:

- Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX - начала ХШ в. - СПб., 1992;

- Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.1995;

- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - ХП вв.). М., 2001.


Вопрос 3. Взаимоотношения Руси и ее соседей в X - XV веках.
Целью ответа является общая характеристика взаимоотношений Руси и ее соседей на протяжении нескольких этапов отечественной истории. Поэтому ответ рекомендуется построить по хронологическому принципу. Он может содержать такие пункты: 1) Русь и ее соседи в X - начале ХШ в.; 2) Русские земли в контексте монгольских завоеваний и крестоносной агрессии в ХШ в.; 3) Русские земли в процессе трансформации этнополитической системы Восточной Европы XIV - начала XVI в. Раскрывая эти пункты, следует обращать внимание на различные аспекты взаимоотношений Руси с соседними народами и государствами (политический, военный, хозяйственно-торговый, этнокультурный и демографический аспекты).
Литература:

- Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства: Вторая половина XV века. М., 2001.

- Горский А.А. Москва и Орда. М., 2005.

- Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси и русского средневековья. // Очерки истории Министерства иностранных дел России: в 3 т. Т. 1: М., 2002.


Вопрос 4. Древнерусская культура IX - ХIII вв.
Основные компоненты культурного синтеза. Роль византийской трансляции. Роль религии и церкви в культуре раннего средневековья.

Литературная традиция и её становление в эпоху Киевской Руси. Основные стили и жанры древнерусской литературы.

Становление древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Монументальная живопись. Декоративно-прикладное искусство. Формирование новых культурных и художественных центров в период феодальной раздробленности. Основные памятники культуры русских земель XII - ХIII вв.

Литература:

- Вагнер Г.К. Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

- Зезина М.Р., Кошман Л.В.. Шульгин В.С. Культура России IX – XX вв. М., 2010.

- Лихачев Д.С. Развитие русской литературы в Х-ХVII в. Эпохи и стили. - Л., 1973.

- Муравьев А.В.„ Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры Х-ХVII вв. - М., 1984.

- Черная Л. А. История культуры Древней Руси: учеб. пособие для вузов/ Л. А. Черная. - М., 2007.
Вопрос 5. Культура России ХIV-ХVI вв.
Государство, церковь и культура в процессе образования и укрепления централизованного государства. Основные этапы развития культуры. Проблема предвозрождения в русской средневековой культуре.

Литературная традиция средневековой России. Стили и жанры. Публицистика ХV- ХVI вв. Отражение основных событий в литературе и публицистике основных культурных центров России.

Региональные школы в искусстве ХIV-ХV вв. Памятники архитектуры и искусства Новгорода и Москвы.

Искусство к ХV-ХVI вв. Строительство в Московском Кремле. Основные направления в развитии монументальной и станковой живописи.

Характер изменений в духовной и художественной культуре к концу ХVI в.

Литература:

- Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском Искусстве. - М., 2007.

- Зезина М.Р., Кошман Л.В.. Шульгин В.С. Культура России IX – XX вв. М., 2010.

- Лихачев Д.С. Развитие русской литературы в Х-ХVII вв. Эпохи и стили. - Л., 1993.

- Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры Х-ХVII вв. - М., 1984.


Вопрос 6. Становление Московского государства в XIV - начале XVI вв.
Ответ уместно начинать с характеристики исторической объективности процесса национально-политического объединения русских земель и его особенностей в сравнении с централизацией государств Западной Европы. Далее следует рассмотреть внутренние и внешние факторы, этапы формирования Московского государства. Рекомендуется обратить внимание на такие аспекты консолидации Руси под началом Москвы, как: "собирание земли", "собирание власти", унификация правового пространства, становление новой конфессионально-политической и этнической идентичности.
Литература:

- Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. - М., 1997;

- Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV -XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. -М, 1960;

- Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. - М., 1989.


Вопрос 7. Россия при Иване Грозном.
Следует рассмотреть вопрос о численности и составе населения, территории России в середине и второй половине XVI века. При характеристике реформ 50-х годов необходимо не только рассказать о преобразованиях в области центрального и местного управления и в войске, но и объяснить их социальную сущность и направленность. Надо дать развернутую характеристику личности Ивана IV и людей из его окружения. Весьма сложным является вопрос об опричнине. Необходимо объяснить причины, повод, сущность, значение и последствия опричной политики Ивана Грозного, изложить историографию вопроса. Нужно доказательно сформулировать задачи, стоявшие перед Россией в области внешней политики, определить ее основные направления и рассказать о реализации внешнеполитических замыслов.
Литература:

- Альшиц Д.Н. Писатель Иван Пересветов и царь Иван Грозный. У истоков извечной дискуссии – как обустроить Россию. СПб.: БЛИЦ, 2002.

- Володихин Д.М. Иван IV Грозный. М.: Вече, 2010.

- Зимин А.А. Опричнина. М.: Территория, 2001.

- Флоря Б.Н. Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 2002.
Вопрос 8. «Смута» в России в конце XVI - начале XVII вв.
Начать следует с характеристики социально-экономического и политического положения России в конце XVI - начале XVII вв. Необходимо выявить и показать причины и условия возникновения общенационального кризиса в стране в начале XVII столетия. Сердцевиной ответа должен стать рассказ о борьбе русского народа против польско-шведской интервенции. Нужно обратить внимание на следующие вопросы: основные этапы интервенции, тактика интервентов на различных этапах и причины ее изменения, позиция различных социальных групп в период интервенции, народный характер борьбы против польско-литовских и шведских захватчиков. Безусловно необходимым является изложение русской и советской историографии «смутного времени», ее узловых проблем.
Литература:
- Козляков В.Н. Смута в России. XVII век. М.: Омега, 2007.

- Морозова Л.Е. Смута на Руси: выбор пути. М.: АСТ-Пресс, 2007.

- Никулин В.Н. Смута в России. Конец XVI - начало XVII века. Калининград: Изд. РГУ им. И. Канта, 2010.

- Ульяновский В.И. Смутное время. М.: Европа, 2006.

- Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М.: Индрик, 2005.
Вопрос 9. Крепостное право и крепостное хозяйство в России

XVII – середине XVIII вв.
Нужно показать связь между развитием и укреплением различных форм феодального землевладения в первой половине XVII века и завершением процесса юридического оформления крепостного права. Особое внимание нужно уделить главе XI Соборного Уложения 1649 г. В изложении вопроса центральное место должны занять указная и безуказная теории происхождения крепостного права. Следует затронуть вопрос о дальнейшем укреплении и развитии крепостничества в России во второй половине XVII - первой половине XVII вв. С этой целью необходимо раскрыть содержание основных законодательных актов, направленных на дальнейшее усиление вотчинной власти помещика над крестьянами. Необходимо показать условия, уровень и направленность развития крестьянского и помещичьего хозяйства.
Литература:
- Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России. Л.: Наука, 1980.

- Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 2001.

- Шевченко М.М. История крепостного права в России. Воронеж: Изд. ВГУ, 1981. Гл. Ш.
Вопрос 10. Социальные конфликты и крестьянские войны в России

XVII-XVIII вв.
Следует остановиться на связи социальных конфликтов XVII-XVIII вв. с процессом закрепощения и ухудшением социально-правового положения крестьян и посадских людей. Ядром ответа должен стать рассказ о самых мощных народных выступлениях эпохи позднего феодализма. При характеристике крестьянских войн следует показать их отличия и особенности по сравнению с крестьянскими восстаниями. С исчерпывающей полнотой должна быть изложена история крестьянских войн: причины, ход и этапы, состав участников, причины поражения и особенности. При изложении историографического материала следует обратить особое внимание на дискуссионные вопросы о характере, движущих силах и особенностях крестьянских войн.
Литература:
- Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе / Под ред. Л.Т. Мильской. М., 2001.

- Никулин В.Н. Теоретические аспекты истории крестьянских войн в России в творческом наследии Л.В. Черепнина // Сословия, институты и государственная власть в России (Средние века и раннее Новое время). М.: Языки славянских культур, 2010. С. 64-71.

- Никулин В.Н. Блестящий век Екатерины II. Вторая половина XVIII века. Калининград: Изд. РГУ им. И. Канта, 2010.

- Черепнин Л.В. Крестьянские войны в России периода феодализма. К 200-летию начала восстания под предводительством Е.И.Пугачева // Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М.: Наука, 1981. С. 174-214.


Вопрос 11. Петр Первый и его время в отечественной историографии.
Начать ответ необходимо с анализа дореволюционной историографии истории России конца XVII - первой четверти XVIII в., показать ее достоинства и недостатки. Особого внимания и персонального рассмотрения заслуживают концепции петровского времени и оценка личности Петра Великого в трудах Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Затем следует охарактеризовать советскую историографию эпохи Петра, остановившись на условиях ее развития и основных направлениях научного поиска. Надо показать масштабы, уровень и концептуальную насыщенность исследований советских историков по социально-экономической и политической истории России эпохи Петра Первого.
Литература:
- Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб.:Дмитрий Буланин, 1997.

- Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб., Дмитрий Буланин, 2008.

- Никулин В.Н. Петр Первый и его время. Калининград: Изд. РГУ им. И. Канта, 2008.

- Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990.

- Петр Великий: pro et contra: Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2003.
Вопрос 12. Становление и эволюция российского абсолютизма в середине XVII - конце XVIII вв.
Необходимо рассмотреть складывание социально-экономических и политических предпосылок для перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной во второй половине ХVП в. Особое внимание надлежит уделить завершающему этапу в складывании абсолютизма - изменениям в политической и социально-экономической сферах жизни общества в первой четверти ХVIII столетия. Следует остановиться на характеристике классовой природы и определить особенности российского абсолютизма по сравнению с западноевропейским. Надо показать сущность и конкретные проявления политики «просвещенного абсолютизма», направленные на консолидацию господствующего класса, на закрепление и расширение сословных прав и привилегий дворянства, на рост его влияния в органах власти, управления и суда.
Литература:
- Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России //Дружинин Н.М. Социально-экономическая история России. М.: Наука, 1987. С.244-263.

- Екатерина II: Pro et contra. Антология. СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2006.

- Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. М.: РГГУ, 2001.

- Мадариага Исабель де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое литературное обозрение. 2002.


Вопрос 13. Генезис капиталистических отношений в России.
Следует проанализировать складывание буржуазных отношений в России в первой половине XIX в. Важно показать синхронность кризиса в феодально-крепостническом хозяйстве и развития капиталистического уклада, «диффузорный» характер перехода от феодализма к капитализму. В рассказе по теме следует показать как развитие элементов буржуазного хозяйства (технический прогресс, рост рынка), так и факторы сдерживавшие буржуазную трансформацию экономики (социально-экономическая политика царизма, неравномерность развития различных отраслей экономики и т.д.).

Следует показать осведомленность о спорных в теоретическом и историографическом отношениях вопросах: о природе и сроках начала «технического» переворота в России, характере и формах кризиса феодальных отношений в стране. Необходимо знать о «морально-этическом факторе» кризиса крепостнических порядков в России.

Литература:

- Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб., 1999. Т.1.

- Переход от феодализма к капитализму в России. Материалы всесоюзной дискуссии. М.,1969.

- Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. - М, 1979. Гл. I.

- Сметанин С.И., Конотопов М.В. Развитие промышленности в крепостной России. М.,2000.

- Тери Э. Экономическое преобразования в России. М., 2008.


Вопрос 14. Общественная мысль и освободительная борьба в первой

половине XIX века.
Необходимо охарактеризовать социально-экономические и политические предпосылки формирования оппозиционного и революционного движения в России в первой половине XIX века. Особое внимание следует обратить на вопрос о внутренних и внешних факторах развития общественной мысли в России, ее эволюции и размежевания на консервативное, либеральное и революционно-демократическое течения. Важной частью ответа должен стать рассказ о формах проявления общественного движения, соотношении легальных (салоны, пресса, общества) и нелегальных форм (кружки и тайные организации) действия общественных сил. Помимо общетеоретических и историографических оценок необходимо знание конкретных сведений по истории декабристского движения и политических выступлений 1820 - 1850-х гг., их программных установок и практической деятельности.
Литература:

- Баландин Р.К. Тайные общества русских революционеров. М., 2007

- Бокова В.М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX в. М., 2003.

- Декабристы: актуальные проблемы и новые подходы. М., 2008.

- Нечкина М.В. Движение декабристов. В 2-х т.- М., 1956.

- Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России.- М, 1986.

- Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
Вопрос 15. Самодержавие в первой половине XIX в. Государственный строй и внутренняя политика.
При характеристике государственного строя этого периода необходимо показать способы приспособления царизма к новым условиям становления буржуазных отношений и кризиса феодальной формации. Это проявилось в большей политической гибкости власти, частой смене курса внутренней политики, проведении параллельно реакционных и либеральных мероприятий, реорганизациях государственного аппарата. Власть стремится к новому обоснованию легитимности, путем юридического обоснования государственного строя и кодификации законов. Характерно эволюционирует правительственная идеология: церковно-религиозная политика Александра I и "теория официальной народности" Николая I выявляют стремление власти противопоставить в массовом сознании свою консервативную политическую программу идеям либерализма и демократии.

Следует показать общее и особенное в политике Александра I и Николая I, противоречивость их политического курса, связь с социально-экономическим и политическим положением страны.


Литература:

- Власть и реформы. От самодержавия к советской России. М., 2006.

- Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. (Первая половина XIX века). М.,1981.

- Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

- Мироненко СВ. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. - М, 1989.


Вопрос 16. Реформы Александра II
Необходимо показать социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ, выяснить альтернативы российского развития середины XIX века, обозначить роль либеральной бюрократии и Александра П в подготовке как отмены крепостного права, так и преобразований в сфере экономики, местного и центрального управления, суда и просвещения. Необходимо знать основные этапы правительственного реформаторства, выявить его взаимодействие как внешними, так и с внутриполитическими влияниями. В оценке значения реформ следует, возможно, шире представить политические и историографические оценки преобразований, избегая крайностей негативного или излишне апологетического подхода.
Литература:

- Власть и реформы. От самодержавия к советской России. М., 2006.

- Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.

- Леонтович В. В. История либерализма в России. М.,1995.


Вопрос 17. Сельское хозяйство и аграрный строй пореформенной России.
Необходимо выяснить направление и содержание развития сельского хозяйства России в 1861 - 1904 гг. Следует показать рост аграрного производства, влияние отмены крепостного права и аграрной политики властей на жизнь русской деревни. Оценивая влияние крестьянской реформы на благосостояние и уровень жизни российского крестьянства, необходимо иметь в виду, что в последние годы традиционный взгляд на перманентное ухудшение положения крестьян после реформы подвергается критике.

Особое значение имеет анализ развития двух основных типов хозяйств: помещичьего и крестьянского, исходя при этом из требований аграрной теории (показать эволюцию землевладения, землепользования, системы хозяйства).

Важным и сложным в теоретическом и историческом плане является вопрос о социальном содержании развития аграрного строя. Следует рассказать о проблеме аграрно-капиталистической эволюции России в пореформенную эпоху на примере марксистского (В.И. Ленин) и народнического (А.В.Чаянов) подходов к данной проблеме.

Необходимо выявить причины сохранения крепостнических пережитков в сельском хозяйстве, высказать и аргументировать своё мнение по спорной проблеме: степень утверждения капитализма в российской деревне к началу XX в.


Литература:

- Анфимов А. Н. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России. 1881-1904 гг. М., 1984.

- Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 1978. Гл. 5, 6.

- Ковальченко И.Д. Аграрный строй России во второй половине XIX – начала ХХ в. М., 2004.

- Миронов Б.Н. Историческая социология России. СПб, 2007
Вопрос 18. Особенности промышленного развития капиталистической России.

Экономическая политика царизма во второй половине XIX - начале XX вв.
Необходимо рассказать об основных этапах развития русской промышленности: периоде осуществления промышленного переворота в 1860-80-х гг. и т.н. «виттевской» индустриализации, приходившейся на 1890-е гг. Важно знать количественные и качественные изменения в российской промышленности, циклы, динамику промышленного развития, охарактеризовать формы организации промышленного производства, особое внимание уделив месту мелкого кустарного производства в общей системе промышленности.

В ответе следует уделить внимание оценке результатов изучения проблем промышленного развития пореформенной России в историографии, затронув наиболее спорные из них (хронологические рамки промышленной революции, особенности индустриализации, формирования социального облика рабочего класса) и др.

Тесно связано с названными проблемами содержание экономической политики властей. Нужно охарактеризовать этапы, принципы, эволюцию экономической политики от фритредерства первых пореформенных лет к усилению государственного регулирования в 90-е гг. Важно, чтобы рассказ включал в себя персональные характеристики руководителей финансового ведомства страны (М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте).
Литература:

- Воронкова С.В. Российская промышленность начала XX века: источники и методы изучения. - М.; 1996.

- Грегори Пол. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало ХХ в.): Новые подсчеты и оценки. М., 2003.

- Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М., 1990.

- Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. - М., 1981.


Каталог: humanities -> atestat
humanities -> А. П. Новосельцев Образование древнерусского государства и первый его правитель в статье поставлены более широкие проблемы, нежели просто биография
humanities -> Эстафета, посвященная Дню Победы 27 апреля 2016 г
humanities -> Студенческий декан Боб Гросс (David Qasem) и Лиля (Abby Graber)
humanities -> Учебно-методическое пособие «Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества»
humanities -> Цвигун татьяна Валентиновна
atestat -> Методические рекомендации для студентов с учетом экзаменационных требований, а также критерии оценивания знаний студентов для членов гак


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница