Отдел по церковной благотворительности и социальному служению



Скачать 224.69 Kb.
Дата03.06.2016
Размер224.69 Kb.
Русская Православная Церковь

ОТДЕЛ ПО ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ



Участие детей в делах милосердия

Иерей Александр Лаврухин

Директор Свято-Димитриевской Православной гимназии (г. Москва)


Пиминова Наталья Михайловна

Координатор добровольцев помощи в Тверской психиатрической больнице и в Коррекционном интернате 8-го вида (с. Духовщина, Смоленская обл.)


Куторга Анастасия Леонидовна

Педагог-организатор Свято-Димитриевской Православной гимназии ( г. Москва)

Организация добровольческой деятельности

Встреча посвящена вопросам участия детей в делах милосердия: как привлечь детей к участию в добровольческих проектах, каковы особенности их участия в различных мероприятиях, акциях, субботниках и др.



Видеообращение о. Александра Лаврухина,

директора Свято-Димитриевской Православной гимназии (г. Москва):
Тема «Участие детей в делах милосердия» очень важна. То, что будет с нашим обществом в ближайшие 10-20 лет, зависит от того, как мы сейчас воспитаем наших детей и что мы в них сможем с Божией помощью заложить. Поэтому трудно переоценить важность участия детей в делах милосердия. Когда мы говорим о привлечении детей к участию в делах милосердия, возникает несколько вопросов, которые нужно в первую очередь обдумать. Очень важно понимать, для чего мы это делаем. Прежде всего перед нами стоит задача дать детям возможность почувствовать радость помощи другому человеку. Эта радость заложена Богом в душу человека, это радость любви к ближнему. В современном мире каждый обитает в своем отдельном пространстве и зачастую не имеет представления, как живут другие; не все понимают, что значит по-настоящему нуждаться, испытывать нехватку продуктов или иных необходимых для жизни вещей. В этой ситуации важно дать детям возможность ощутить радость от помощи другим людям. Кроме того, участие детей в делах милосердия помогает им преодолеть внутренние барьеры. Часто человеку бывает трудно подойти к нуждающемуся, что-то мешает, возникает смущение, неудобство и неловкость. Очень часто многие, в общем-то хорошие люди, готовые помочь, проходят мимо нуждающегося человека, потому что у них есть в душе страх, неуверенность, боязнь сделать что-то не так, показаться смешным, выделиться из толпы прохожих. Поэтому важно воспитать в детях готовность предложить свою помощь. От этого зависит атмосфера общества, в котором мы живем. Привлечение детей к участию в различных благотворительных проектах может помочь им такой барьер преодолеть. Очень важно воспитать в детях понимание необходимости помогать другим людях. Это должно стать доброй традицией, дети должны чувствовать необходимость участия в судьбах других людей. Такое восприятие свойственно христианскому обществу. Так было в дореволюционной России, и сейчас во многих странах, сохранивших христианскую культуру, в достаточной степени присутствует традиция помогать другим. Участие детей в делах милосердия может помочь формированию подобной практики. При этом надо стараться избегать определенных опасностей, чтобы при формальном участии в делах милосердия не потерять дух любви, чтобы за внешней формой изначальная задача помощи другим людям не уходила на второй план. Но в целом участие детей в делах милосердия может принести большие и ценные плоды для души ребенка и для будущего нашего общества.

В качестве примера таких благотворительных дел, где можно предложить участвовать детям, служит организация благотворительной ярмарки. Важно, чтобы эта ярмарка проводилась не просто для сбора средств каким-то абстрактным нуждающимся, но чтобы по возможности дети понимали, для кого и на что собираются средства. Тогда их участие становится более осмысленным и понятным. В Свято-Димитриевской школе регулярно проводятся подобные ярмарки, и дети с удовольствием в них участвуют: готовят поделки, организовывают саму ярмарку, проводят мастер-классы для посетителей. Это дает им возможность таким образом поучаствовать в делах милосердия.

На приходе участие детей может быть связано с нуждами какой-либо конкретной семьи из прихода, например в связи со сбором средств на операцию или решение другой трудной ситуации.
Хочется пожелать всем нам, чтобы организация благотворительных проектов, к участию в которых мы хотим привлечь детей, была бы для нас действительным делом любви, а не внешним проявлением. Тогда дети будут видеть и чувствовать наш внутренний настрой, наша любовь будет зажигать их сердца. Своим примером любви и помощи ближнему мы можем помочь детям научиться любить нуждающихся и помогать им от чистого сердца.
Выступление: Куторга Анастасия Леонидовна

Педагог-организатор Свято-Димитриевской Православной гимназии ( г. Москва)
Хотелось бы подробнее рассказать о примерах участия в делах милосердия учащихся Свято-Димитриевской Православной гимназии: о различных проектах, акциях, благотворительных ярмарках, посещении больниц и интернатов, проведении акций в гипермаркетах и торговых центрах, традициях поздравления больных на Рождество и Пасху.

Например, перед Новым годом, 21 декабря проводится школьная рождественская ярмарка. Там продаются заранее приготовленные детьми поделки и выпечка, организуются мастер-классы по флористике, изготовлению елочных игрушек или соответственно тематике праздника. Эти мероприятия проводятся под руководством педагогов-специалистов и священников, а иногда самостоятельно детьми. При открытии ярмарки учащиеся старших классов школы организовали аукцион, где выставлялись наиболее ценные предметы творчества. Вырученные на ярмарке средства направляются на финансирование благотворительной программы «Дыхание» Православной службы «Милосердие». В рамках этой программы собираются средства на покупку аппаратов искусственной вентиляции легких и поддержки дыхания. В этом году собирали денежные средства для мальчика с диагнозом спинально-мышечной атрофии. Сумма собранных средств составила более 200 000 рублей.

Традиционно дети принимают участие в празднике «Белый цветок», крупнейшем благотворительном мероприятии в Москве.

Постоянно организуются поздравления людей, находящихся в больницах. По сложившейся традиции 06 января после Божественной литургии учащиеся идут поздравлять и дарить подарки больным в 1-ю Градскую больницу, в НИИ им. Склифосовского, в филиал Бакулевской больницы. Дети заранее готовят выступления, стихи, рождественские колядки, музыкальные этюды, сценки. Важно, что они на некоторое время погружаются в такую атмосферу, где видят реальных людей и их проблемы. В результате подобных визитов дети получают эмоциональную и духовную отдачу, когда видят, что больным приятно внимание, что можно скрасить их пребывание в больнице и организовать праздник.

Дети участвуют в таких акциях как сбор средств для помощи бездомным. Этой осенью проходила акция в ТЦ «Семеновский», где раздавали листовки и привлекали людей, призывали пожертвовать средства на помощь в рамках проекта «Помощь бездомным» Православной службы «Милосердие».

Свято-Димитриевская гимназия взаимодействует с Психоневрологическим диспансером № 11, организовано регулярное посещение проживающих там и проходящих реабилитацию подопечных с психическими расстройствами. В ходе поездок осуществляется участие в совместных богослужениях, общение с подопечными, чтения, участие в творческой самодеятельности. В свою очередь подопечные приезжают в гости в школу со своими постановками и театрализованными представлениями, а затем обычно проходит чаепитие. Посещение детьми подобных социальных учреждений имеет значение, т.к. они вместо положенного отдыха готовы пожертвовать для других свое время и силы, и у них есть возможность завязать дружбу. Также это важно для подопечных, для их социализации, которая развивается за счет разнообразия их собственного замкнутого мира. Подобные посещения являются хорошей формой воспитания правильного человеческого отношения к детям из детских домов и людям-инвалидам.


Ответы на вопросы, поступившие в ходе выступления А. Куторги:


  1. С какого возраста дети участвуют в данных мероприятиях, например в посещении ПНИ?

К участию в мероприятиях как правило привлекают учащихся средних и старших классов, т.е. детей с 12-13 лет.

  1. Есть ли дети, которые отказываются участвовать в подобных мероприятиях, поездках или походах в больницу?

Т.к. все мероприятия предполагают добровольное участие, обычно они объявляются заранее, чтобы все желающие могли присоединиться к тому или иному проекту. Нет необходимости заставлять кого-то участвовать, т.к. важно, чтобы ребенок сам осознавал, зачем он это делает. Если привлекать к мероприятиям насильно, у детей может возникнуть обратная реакция.

  1. Проводят ли священники беседы с детьми о духовных аспектах участия в делах милосердия?

Как правило, многие мероприятия проводятся под руководством священника, ответственного за определенный проект. Таким образом, священник всегда участвует в мероприятии, сначала проходит богослужение, затем беседа, и потом уже дети идут общаться с подопечными.

  1. Есть ли необходимость и практика получения письменного согласия родителей на участие детей в благотворительных мероприятиях?

Возможно, согласие родителей имеет смысл при работе с детьми младшего возраста, для старших детей это нецелесообразно.

  1. Сколько детей принимают участие в посещении больниц, собирается ли большая группа участников или несколько маленьких групп?

Определенного ограничения по количеству нет, т.к. собираются все, выразившие желание участвовать. Как правило 10-15 учащихся разных классов.

  1. Какие существуют ограничения в деятельности детей в подобных мероприятиях. Обязательно ли участие педагогов в мероприятии?

Участие педагогов обязательно, во-первых для решения организационных вопросов (встретиться, собрать группу, довести до места назначения), во-вторых, это способствует взаимодействию и выстраиванию отношений педагогов с детьми.
Дополнительный комментарий по данному вопросу от Натальи Пиминовой:

Опыт привлечения добровольцев-школьников для каких-либо мероприятий показывает, что есть два кардинально разных подхода к работе с добровольцами взрослыми и детьми. Если со взрослыми добровольцами достаточно одного координатора, то с добровольцами-детьми должно быть максимально возможное количество взрослых. Когда преподаватели и школьники вместе участвуют в каком-то деле милосердия – это важный воспитательный момент. Кроме того, детей тяжелее координировать, т.к. они более активны, рассеивают свое внимание и упускают основную задачу. По сложившемуся опыту, когда мы приглашаем школьников для проведения какой-либо акции, например в торговом центре, обязательно оговаривается, что за каждым классом должен быть закреплен классный руководитель или учитель, который знает школьников в лицо, знаком с особенностями их поведения. В данном случае учителя не рассматриваются как участники добровольческого мероприятия, но отвечают за группу приведенных детей и призваны решать организационные и бытовые вопросы. Как правило, один педагог отвечает за группу из 6-10 учащихся.


Выступление: Пиминова Наталья Михайловна

Координатор добровольцев помощи в Тверской психиатрической больнице и в Коррекционном интернате 8-го вида (с. Духовщина, Смоленская обл.)
Особенности участия детей в делах милосердия выявляются в процессе приобретения опыта проведения различных мероприятий.

Когда дети приглашаются на какое-либо добровольческое мероприятие, к решению основной задачи проекта добавляется еще одна, применительно к участию детей. Во-первых, есть необходимость выполнить непосредственное задание, поставленное перед добровольцами: сделать всю необходимую работу (собрать вещи, раздать листовки и т.д.). Во-вторых, важно сделать участие детей содержательным, а не формальным присутствием. Наш предшествующий опыт и допущенные ошибки позволяют выделить несколько моментов, которые учитываются при работе с детьми.

Обязательно проведение первой предварительной встречи с детьми. Прежде чем идти на мероприятие (будь то акция, субботник, посещение общественных заведений), необходимо провести подробный и понятный инструктаж. Прежде всего, нужно обозначить цель мероприятия, для кого оно проводится (помощь конкретному человеку или учреждению, проведение операции и т.д.) Дети должны понимать, что они идут делать конкретное доброе дело. Впоследствии нужна также и обратная связь, что в ходе мероприятия было собрано столько-то товаров или денежных средств, что это они поработали и внесли свою лепту в дело милосердия. При проведении инструктажа нужно проговорить ту зону ответственности и функционал, на который приглашаются добровольцы: это должны быть легкие посильные для детей технические действия. Таким образом на первоначальном этапе закладывается определенный настрой, с которым ребенок идет на мероприятие. Заслуга педагогов состоит в том, чтобы создать добрую и радостную атмосферу дел милосердия, без «обязаловки», так чтобы доброделание было в радость и проходило с позитивным настроем.

Необходимым условием является присутствие с детьми педагога, который знает их в лицо, знаком с особенностями характера и поведения, знает, кого поставить на определенный участок работы в зависимости от личностных качеств ребенка. Желательно, чтобы дети имели отличительные знаки в одежде, выделялись особенно при большом скоплении людей в общественных местах.

Одновременно со строгостью организации детей важно прислушиваться к ним и получать обратную связь. Был случай при проведении акции в торговом центре, когда пожертвование товаров для детского дома шло не активно. Кроме того, к середине мероприятия закончились листовки, и организаторы не знали, каким еще образом привлечь людей. Тогда дети предложили идею, которая при минимальной корректировке со стороны взрослых позволила решить сложившуюся проблему: взяли тележки с необходимыми товарами из числа предметов первой необходимости и бытовой химии, с этими тележками подходили к посетителям торгового центра и просили что-то из предложенных товаров купить и пожертвовать. При этом дети разбились на команды, самоорганизовались и соревновались, кто больше товаров сможет реализовать. Такой нестандартный подход позволил избежать возможного коллапса мероприятия. Таким образом, важно услышать детей, предлагающих свое видение ситуации, которое для взрослых может быть не очевидным.
Наталья: позитивно обращались к покупателям, которые уже стояли на кассе и просили что-то из этой тележки купить и пожертвовать. При этом ребята разбились на команды, они очень загорелись, они стали друг с другом соревноваться какая группа больше продаст товаров. Т.е. у нас просто тот коллапс, что у нас середина акции, а у нас закончился уже раздаточный материал, ребята вот в такой игровой форме сами придумали, мы чуть-чуть подкорректировали, и просто было чудесно и радостно, и участие детей, и большой был потом сбор. Здесь еще тоже уметь услышать их, мы бы, наверное, сами не додумались предложить им ездить с тележкой, а они вот смогли. Поэтому здесь со строгостью должна быть открытость увидеть и услышать все-таки как они, что они предложат, свое виденье.

Другой момент, тоже очень важный, то что дети, они, конечно, более активны, более подвижны, более энергичны, чем взрослые люди, но они и быстрее, конечно, устанут. Поэтому здесь либо на координаторов-добровольцев, либо на педагогов, кто с ними пришел, на него ложится особенная нагрузка. Кто-то из его группы раньше устал, кто-то наоборот еще гиперактивный, этот момент очень важный, что я говорила в самом начале, что важно держать две задачи: первый – это сбор помощи, а второй – это воспитательный момент с детьми. Воспитательный и педагогический, т.е. нужно не допустить вот этого момента, когда дети уже начинают баловаться, потому что они устали, т.е. они начинают бегать, играть там, кататься на перилах. У нас были такие моменты, когда дети просто разбежались по торговому центру по всем этажам. Поэтому вот этот момент уже нужно либо педагог, любо тот, кто отвечает за детей уже надо как-то прочувствовать, потому что дети не захотят еще уходить с мероприятия, не захотят уходить с акции. Все равно уже лучше их все-таки собрать, когда мы понимаем, что от них уже не столько пользы, сколько уже идет такая агрессивная активность. Опять же кто-то уже захотел кушать, кому-то уже домой идти нужно – вот эти все моменты это уже педагог отвечает за свою группу. Здесь еще такой момент, что лучше уйти немножечко раньше, чтобы у ребенка осталось положительное воспоминание о каком-то радостном его вкладе, участии в каком-то добром деле, нежели он совсем уже без сил уползает, он совсем уже без сил, выжатый. Лучше пусть останется еще чуть-чуть (сил), чтобы прийти в следующий раз, пусть останется вот это чуть-чуть недоделанного ощущения, желание еще приходить, нежели совсем ощущение что делать добро значит совсем устать, совсем без сил и ничего больше уже не хотеть. Это по торговым акциям. Если будут какие-то еще вопросы, мы их попозже обговорим.



И еще с чего более получается привлекать нам детей, это какой-то самый легкий способ, это даже и детей из светских школ и из православных школ это субботники. Субботники, потому что как раз вот эта их активность физическая она направляется как раз в мирное русло. Это на природе, т.е. можно бегать, шуметь и при этом как-то делать дела. Здесь тоже моменты, что все равно очень важно, даже когда мы идем на субботник и отправляем их с лопатами-вениками, проговорить, что главная наша цель здесь это не заменить собой дворников в детском доме или там, куда мы идем помогать сегодня, а все-таки мы идем помогать, мы приносим некую жертву свою, потому что мы могли бы сидеть дома, читать книжки, играть в игры. Но мы хотим потрудиться, это вот наше дело милосердия, т.е. вот этот момент лучше лишний раз побольше его проговаривать, чтобы он все-таки остался в головах. И там вот из тех моментов чтобы отследить: кто-то из детей более физически развит, кто-то менее, когда дети проголодались как-то обязательно выстроить обед, завтрак, т.е. распорядок должен быть более жесткий с детьми, нежели со взрослыми добровольцами. И наверное еще из опыта, что гораздо больше дети получают удовольствия если у них будет пусть небольшой какой-то участок, т.е. не на огромной территории какую-то каплю, а им вот выделить участок и тогда они с чувством выполненного долга идут дальше. Плюс мы совмещаем еще, эти субботники мы делаем либо на территории детских домов, либо на территории восстанавливающихся монастырей и совмещаем еще с познавательной деятельностью: либо экскурсии по монастырю, его история, либо в детском доме как-то там аккуратно стараемся, чтобы не было какого-то отторжения. Мы ездим в детский дом для слепоглухонемых детей и как-то аккуратно ребята там знакомятся с их бытом, с этими насельниками, с особенностью их жизни. Там куда мы ездим там есть особенный храм для этих детей с резными иконами. Т.е. дети начинают задумываться, видеть то, что у них есть в отличие от этих слепоглухонемых детей, вот этот момент он конечно тоже очень важный. Т.е. для чего вот мы пришли на субботник, потому что это восстанавливающийся монастырь вот с такой вот историей или это детский дом, где живут вот такие вот детки, которые более обездолены нежели вы. Этот момент он очень важный. Из воспитательных моментов, для педагогов, которые нас слушают, это не будет новостью, конечно, но для нас как для координаторов, очень важным было что когда дети начинают баловаться, то не нужно на них как-то ругаться, т.е. вот этот день добрых дел, он должен быть позитивным, он должен быть радостным для всех его участников. А если кто-то из детей вдруг начинает не слушаться, то лучше его перенаправить на что-то другое, позвать его к себе на помощь, т.е. пожалуйста, слезь с дерева и пошли там вместе со мной что-то копать-убирать. Т.е. правило, что хвалить при всех, а ругать наедине. Чтобы получилось у всех какое-то доброе воспоминание, а не то чтобы мы поехали делать доброе дело, а то не делай, се не делай. Чтобы не получилось какого-то агрессивного командования детьми.

Настя, может быть, вы что-то добавите, или к вопросам уже перейдем?

-Был ли опыт привлечения детей из светских школ, т.е. не церковных детей, в дела милосердия? Как вы вообще относитесь к такому опыту?

Только на субботники. У нас был такой опыт, но в этой школе значит должны быть какие-то люди, которые болеют за это дело, т.е. это должна быть нечужая школа, значит в этой школе есть православный, сочувствующий человек, который хочет участвовать вместе с детьми в каких-то делах милосердия, либо воцерковленный сотрудник, либо доброволец, который давно уже «варится» в нашей системе и хочет свой класс привлечь. Т.е. это исключительно не мы шли к ним и просили детей, а здесь скорее был обратный процесс. Кто-то из знакомых говорил, что мы знаем, что у вас есть мероприятия, можно ли мы со своим классом придем. Т.е. здесь опять т.к. это светская школа, то какие-то моменты надо более строго проговаривать: это поведение, морально-нравственные аспекты. И опять же что взрослые должны отвечать за своих детей, т.е. обязательно должны быть педагоги с этими детьми, особенно если ребята первый раз принимают участие. Если в православных гимназиях, дети приходят из младших классов на те ярмарки, которые приготовили дети из старших классов, они с младенчества «варятся» вот в этой благотворительной системе, они видят, даже те же самые дошкольники, делают какие-то поделки со старшими детьми, им, конечно, все это легче и понятнее. То в этом моменте к светской школе нужно быть более требовательным как-то, и самому быть внимательнее, уделять им больше внимания.

- Вопрос к Анастасии. Можете поэтапно рассказать в двух словах об организации приходской ярмарки с момента подготовки. Т.е. за сколько приблизительно начинается подготовка, работа с детьми.

Анастасия: Подготовку к ярмарке лучше начинать где-то за 2 месяца, потому что необходимо собрать поделки все, подготовить. Это обычно начинается все где-то за 2 месяца, чтобы успеть все подготовить. Что касается поделок, необходимо договориться с педагогами, которые будут проводить мастер-классы. Могут быть различные мастер-классы такие как: мыловарение, вязание, поделки из бисера, роспись. Если это Рождественская ярмарка, то это новогодние игрушки какие-то, елочные игрушки, роспись шаров может быть, печенье имбирных пряников – это то, что у нас в школе было.

-Детям говорят о том, на что будут собираться средства уже с момента, когда они начинают варить мыло или уже потом, когда сама акция?



Анастасия: Вообще, поскольку традиционно уже проводится у нас эта ярмарка, то мы обычно посылаем запрос тоже где-то так примерно, подготовка к ярмарке начинается за 2 месяца, а запрос мы посылаем за месяц, потому что тот человек: или ребенок, или взрослый, может измениться ситуация и поэтому

- Понятно, т.е. вы просто говорите детям, что вы начинаете подготовку.



Анастасия: Да, что у нас приближается ярмарка, и мы начинаем подготовку. А вот человека уже выбирают ближе, потому что мы посылаем запрос в службу «Милосердия», и они выбирают того, кому в данный момент наиболее необходима помощь. А за 2 месяца может измениться ситуация и поэтому это позже мы уже узнаем.

_ А кто приходит на такие ярмарки: только прихожане или вы приглашаете как-то еще кого-то извне?



Анастасия: Приходят в основном конечно прихожане нашего храма, но поскольку мы делаем, информацию также вывешиваем в социальных сетях, даже в других храмах при возможности вешаем объявления, поэтому это могут быть и прихожане других храмов.

-А на ярмарках продают поделки сами дети или кто-то из прихожан?



Анастасия: В общем, ярмарку проводят дети. Они, во-первых, сами готовят все эти поделки сначала, и также проводят всю ярмарку дети, они стоят за столами продают, также участвуют в проведении мастер-классов, которые проходят в рамках самой ярмарки, либо они участвуют в качестве помощников, либо проводят сами мастер-классы. У нас обычно проводится также аукцион на ярмарке, его тоже проводят дети, но это уже учащиеся старших классов. А педагоги и добровольцы, которые принимают участие, помогают в проведении ярмарки, они уже просто контролируют ситуацию, следят за порядком, следят за тем, когда открывается продажа, когда открывается каждый мастер-класс. Следят за порядком в основном.

Наталья: Еще наверное, надо сказать Настя, что у нас дети сами с деньгами не взаимодействуют, у нас есть фунтики.

Анастасия: Да, еще по поводу денег. Поскольку мы не хотим, чтобы дети взаимодействовали с деньгами, у нас создана такая валюта внутренняя, которая называется «фунтик». 1 фунтик = 10 рублям. У нас организуются несколько обменных пунктов, там уже сидят взрослые, это уже либо педагоги нашей школы, либо это родители могут быть детей, либо какие-то добровольцы. Они уже меняют деньги на фунтики, соответственно только взрослые имеют дело с деньгами, а дети работают только с внутренней валютой.

- Потом какие-то благодарности, награждения школьников устраиваются? Им рассказывается сколько было собрано денег?



Анастасия: Конечно, мы потом предоставляем отчет, вешаем на сайте информацию о том, как прошла ярмарка, сколько было собрано средств. Вот в этом году мы собирали, как я ужу сказала, на мальчика маленького Леню, на аппарат ИВЛ для него. И когда уже деньги доходят до адресата помощи, ему покупается аппарат соответственно и передается, мы тоже делаем отчет об этом, чтобы дети видели для чего они все это делали, что помощь оказана, что это все не напрасно, что они старались и помогли. У нас на сайте есть такой раздел «Школьное ТВ» там обычно выкладываются фильмы и видео новости, т.е. не только какие-то объявления и информация словестная, но и в форме видео новостей. Но это уже позже появляется такая информация.

-Мастер-классы вы проводите только для подготовки подарков, а на ярмарке самой мастер-классы проводите?



Анастасия: Да, конечно и на самой ярмарке проводятся мастер-классы. Это, конечно, очень хорошо, потому что можно, во-первых, больше привлечь средств, и задействовать детей. На этой ярмарке у нас были мастер-классы по флористике, по игрушке из воздушных шариков, потом был мастер-класс «Пряничный домик», это мастер-класс по росписи пряников. Как я уже говорила, был мастер-класс «Постные пельмени», и также мы приглашали компанию, которая занимается настольными играми, они проводили «Игротеку». Там дети могли поиграть в какие-то игры, взрослые, родители с детьми. Все эти мастер-классы проводятся за пожертвования, т.е. там стоит коробочка, и человек может поучаствовать в мастер-классе, сделать какую-то поделку на память, для себя и после этого пожертвовать какую-то сумму. Что важно отметить: желательно, чтобы этот мастер-класс, чтобы охватить как можно больше людей, он был не продолжительным по времени – 15-20 мин. Чтобы группа людей определенная, которая пришла на мастер-класс, они за 15-20 мин. могли сделать какую-то поделку, или поучаствовать каким-то образом в мастер-классе, и потом они соответственно уходят, и приходит следующая группа людей. Чтобы он был таким интерактивным и не продолжительным по времени.

Наталья: У нас еще в нашей школе был опыт, вот у вас аукцион был, а у нас старшеклассники профессионально ставили спектакль и на благотворительной ярмарке продавали билеты на этот спектакль для взрослых, для родителей, пришедших на эту ярмарку. А другие школьники в этот момент организовали такую комнату для малышей, т.е. взрослые могли взять билет на спектакль и пойти посмотреть, а своих маленьких детей, дошкольников, которые не высидят этот спектакль, можно было сдать в эту комнату, где старшие девочки занимались с детьми. Это все тоже стоило какие-то несколько фунтиков. Потому что у нас очень много многодетных семей, которые приходят полностью с грудными, с маленькими детьми.

- Существуют какие-то промежуточные мероприятия с детьми помимо участия в акциях, для создания какой-то команды единомышленников детей?



Анастасия: Промежуточные. Ну, это, наверное, те же посещения. Промежуточные – это если говорить между ярмарками и какими-то такими крупными событиями, крупными благотворительными проектами, то это наверное посещение больных, посещение детских больниц, дети тоже участвовали. Они приходят, проводят какие-то мастер-классы для детей, общаются. Те же акции в супермаркетах, торговых центрах. Я думаю, это и есть промежуточные. Поздравления на праздники: На Рождество, на Пасху, День Победы, поздравление ветеранов.

-Есть ли какая-то постоянная команда детей, тут, наверное, не к школе вопрос, а скорее к акциям, к торговым центрам, есть ли у вас какая-то постоянная команда детей, с которыми у вас регулярно поддерживается контакт или это какие-то исключительные разовые внеклассные акции?



Наталья: У нас нет такой задачи, чтобы вырастить команду профессионалов, которая будет отлично работать в мастер-классах. Здесь получается, что скорее по складу характера: более стеснительные дети к нам не пойдут, а более открытые, те, кто были первый раз, они, как правило, сами спрашивают, а когда будет следующая акция, т.е. приглашайте нас еще обязательно, т.е. мы зовем всех. Мы зовем всех желающих, кто хочет, значит приходите, мы будем вам рады. Скорее в таком ключе. Дети, они, как правило, кто был первый раз, тот будет и второй и третий. Они уже чувствуют себя профессионалами, с удовольствием приходят, соглашаются.

- А бывает такое, что с родителями, с родственниками, с братьями-сестрами?



Наталья: Да, было такое, что приходили и родители, и мамы в положении, и это очень радостно. Было такое, что и дошкольников с собой, это скорее семьи, когда приходили, но понятное дело, что дошкольники там конечно трогательно и мило. Дети там еще надевают ему футболку акции, но за него, конечно должны отвечать родители, потому что мы, как организаторы акции, мы маленьких детей, конечно, не приглашаем. Но если пришла семья это очень всегда радостно, с детства как бы прививать по чуть-чуть милосердие, это и польза и семье и нам. Это такой радостный момент, да такое бывает.

- Такой вот вопрос из Нижнего Новгорода от Галины. Если в школе уроки милосердия, на которых приводятся примеры помощи детей взрослым, нуждающимся в помощи?



Анастасия: Уроки милосердия конечно проводятся. У нас проводятся беседы с батюшками, я думаю, там конечно приводятся примеры помощи, но это скорее беседы со священниками, конечно, там рассказывается об этом.

- И продолжение вопроса как вы думаете, выше мнение, можно ли в качестве примера использовать книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» или книгу «Васек Трубачев и его товарищи», которые активно обсуждались раньше в бывшем СССР? Что вы думаете по этому поводу?



Наталья: Пока Настя думает, я скажу, что у нас они очень активно используются, у нас в Марфо-Мариинской обители, чудесные проводятся экскурсии, там частичка мощей Елизаветы Федоровны. Поэтому мы школьников и добровольцев, и вообще всех, когда мы хотим как-то привести пример, на кого ровняться, с кого брать пример, мы используем. Мы регулярно проводим экскурсии в Марфо-Мариинскую обитель с рассказами о житии преподобной мученицы.

- То есть тут если отвечать Галине, такие вопросы лучше со священником обсуждать, если вы приходских детей будите к этому привлекать, но в принципе, если позволите мне мое мнение выразить, мне кажется, это не обязательно, есть у нас, если дети церковные, если приходские, есть целый сонм святых, которых можно привести в пример, это не книги, это реальные личности. В каких-то книгах советских может быть с примесью чего-то, что, наверное, может быть, не нужно детям, конечно дети, может быть, не заметят и только лучшее возьмут, но если есть альтернативы, приводить в пример, вот Елизавету Федоровну, например. Рассказывать о ее житии, это не менее увлекательно, и детям это не менее интересно, если хорошо рассказать. И это может даже заинтересовать далеко не только церковных детей, потому что она практически наша современница, она была сестрой милосердия, у нее тяжелая жизнь. Это все рассказать, может быть, даже какой-то фильм хороший, мультфильм скачать, это было бы им интересно и вдохновило бы их не меньше, чем «Тимур и его команда».



Анастасия: Скорее лучше да, как примеры лучше, наверное, жития святых. Это будет лучшим примером.

Наталья: Опять же к акции «Белый цветок», это возрожденный царской семьей, Елизаветой Федоровной, в том числе. И там вся царская семья, в том числе дети принимали участие. Когда мы в Москве в 2011 году в первый раз проводили эту акцию, мы рассматривали как возрождение традиции. Мы максимально привлекали детей со всех православных, приглашали практически все православные школы города Москвы, т.е. какие-то школы с поделками и своим участием практически все школы откликнулись, кто-то больше, кто-то еще участвовал в концерте. У нас еще была задача сделать как на старых фотографиях, где стоит царская семья с шестами, украшенными белыми цветами и собирают пожертвования в коробочки. У нас точно также наши школьники ходили на этой акции (показывает фото), тут плохо видно, т.е. у них были шесты с белыми цветами, на них висели такие коробочки для сбора пожертвований, которые мы пытались так же стилистически по старым фотографиям сделать и активно тоже принимали участие в этой акции. Кстати вот книжку, которую хотелось вам показать, это выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности «Участие детей в служении милосердия». Это методическое пособие, я думаю ссылку, где его можно будет взять, выложат, и можно будет взять, подробнее почитать про «Белый цветок» и какие-то приложения приложены, конкретные примеры, какие-то наши наработки.

- Вопросы из чата подходят к концу. Еще такой вопрос. Какие возможны риски, что бы вы могли рассказать нашим слушателям, от чего им предостеречься при работе с детьми, при вовлечении их в дела милосердия?



Наталья: Наверное, я начну. Опять же хотелось повторить то, что говорил отец Александр, что доброделание не должно превращаться в увеселительное мероприятие. С одной стороны мы хотим, чтобы это было радостное событие, чтобы было детям приятно вспоминать как-то это, чтобы желание появилось участвовать вновь и вновь, но это не должно превращаться в какую-то тусовку, это не должно зацикливаться на самом ребенке. Это мероприятие мы проводим не для того, чтобы его развлечь, не для того, чтобы занять его время. Для этого тоже, конечно мы проводим, но сам ребенок не должен этого понимать. Т.е. это мероприятие – это его жертва ближнему, т.е. он сейчас вот идет послужить другому. Т.е. это какой-то такой момент, он должен много раз проговариваться, т.е. четко должен отложиться в головах детей. Да, мы проводим это радостно, весело, те же ярмарки, но цель наша – именно помочь ближнему. Желательно чтобы был какой-то конкретный пример, для чего мы это делаем. А не просто для того, чтобы повеселиться.

Анастасия: ну да и опять же, вроде и добровольное участие, но тем не менее… Это не может быть каким-то принудительным участием, я думаю

Наталья: ну, своим примером, наша зачача, наверное, сделать так, чтобы ребятам захотелось самим к нам присоединяться – и в следующих какиз-то наших мероприятиях принимать участие – проявлять какую-то инициативу, т.е. чтобы это было взаимодействие, как старших, так и младших детей, т.е. чтобы старшие брали на себя роль координаторов и что-то делали с младшими детьми. Вполне они могут там разучить какой-нибудь небольшой концерт и выступить в доме престарелых. Т.е. у нас это Свято-Спиридоньевская богадельня, куда тоже наши ходят школьники – и с добровольцами либо с педагогами поздравляют там на 9 мая или что-то. Т.е. должно быть действительно так, чтобы это была бы помощь ближнему, но при этом радостное какое-то событие. Ну и, опять же, я в очередной раз повторюсь, что обязательно наличие взрослого, который… у него будет задача не участие в этом добровольческом каком-то мероприятии, а у него будет задача координации детей…

Анастасия: … организации самого процесса вот этого, контроль…

Наталья:… да, чтобы никто из детей там как-то не пострадал, не устал, чтобы не произошло какого-то там неприятного инцидента, ну и последний момент – что с финансами, с деньгами, мы все-таки детей ограничиваем – как в торговых центрах на ярмарках, т.е. у нас именно физического контакта детей с деньгами нет, т.е. за деньги отвечает взрослый, т.е. у нас какой-то такой, у нас благословение владыки Пантелеимона, у нас так ведется, такая традиция, мы ее продолжаем, тоже вот считаем каким-то таким основным принципом, аспектом.

Ведущий: Ну все, вопросов в принципе больше нету, спасибо большое за интересную беседу.

Наталья: Да очень рады были с вами пообщаться, спасибо большое за внимание,

Анастасия: Желаем успехов в делах милосердия.
Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница