Отчет по рынку катодных блоков 05 мая 2011 года г. Москва



Скачать 177.27 Kb.
Дата07.03.2016
Размер177.27 Kb.
ТипОтчет
Федеральная антимонопольная служба

Управление КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

и оборонного комплекса

Аналитический отчет по рынку катодных блоков

05 мая 2011 года г. Москва

Анализ и оценка конкурентной среды рынка катодных блоков проводится с целью установления доминирующего положения группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» на рынке катодных блоков в Российской Федерации в рамках обращения ЗАО «Энергопром Менеджмент» по вопросу отмены предписаний в отношении предприятий его группы лиц.

Методическую основу анализа составил Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС от 28.04.2010 г. № 220.

В настоящем анализе в качестве исходной информации представлены следующие источники:



  • Сведения, полученные от таможенных органов;

  • Сведения, полученные от потребителя катодных блоков – ОАО «РУСАЛ»;

  • Сведения, полученные от производителя катодных блоков – группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент»;

  • Экспертная оценка ОАО «Уральского электродного института».


I. Временной интервал исследования товарного рынка
Рассматриваемый рынок катодных блоков является стабильным по составу производителей и потребителей данной продукции, объемам производства и реализации продукции, а также по условиям доступа на рынок и поставкам продукции в течение года.

В связи с этим, с целью всестороннего и полного изучения особенностей и сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции товарного рынка. Временным интервалом исследования рассматриваемого рынка установлен период с января 2008 г. по июнь 2010 г.


II. Продуктовые границы товарного рынка.
Товаром на рассматриваемом товарном рынке предварительно являются катодные блоки.

Катодные блоки – изделия из антрацита и искусственного графита (отдельные разновидности - из нефтяного кокса) электрической или газовой кальцинации, предназначенные для футеровки (облицовки) ванн алюминиевых электролизеров, в которых в процессе электролиза из растворенного в расплавленном криолите очищенного глинозема при температуре 950º Цельсия получают первичный алюминий. Этот процесс именуется «процессом Эру – Холла».

В зависимости от расположения в ванне электролизера катодные блоки подразделяются на:

1) подовые блоки, используемые для футеровки подины (дна) ванны электролизера;

2) боковые и угловые блоки, используемые для футеровки бортов и углов ванны электролизера.

Квалификация катодных блоков согласно существующим классификаторам:

- согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП):


Код ОКП

Наименование позиции

19 1210 6

Блоки / подовые и боковые для алюминиевых электролизеров

19 1311 1

- подовые для алюминиевых электролизеров

19 1313 2

- боковые для алюминиевых электролизеров

Катодные блоки относятся к следующим кодам ТН ВЭД:




Код ТН ВЭД

Описание кода

8545 19 100 0

«электроды для электролизных установок»

По данному коду ввозятся подовые катодные блоки.



8545 90 900 0

«прочие изделия из графита или других видов углерода, применяемые в электротехнике»

По данному коду ввозятся боковые и угловые катодные блоки


Российские катодные блоки изготавливаются:


- подовые блоки - в соответствии с Техническими условиями ТУ 1913-109-021-2003 «Блоки подовые для алюминиевых электролизеров»;

- боковые и угловые блоки – в соответствии с Техническими условиями ТУ 1912-109-014-2003 «Блоки боковые и угловые для алюминиевых электролизеров».

В указанных ТУ определены марки выпускаемых в России катодных блоков. Международная маркировка катодных блоков отсутствует. Каждый производитель производит деление по своему усмотрению.
Основные марки российских катодных блоков


Марка подовых блоков согласно ТУ

Марка боковых и угловых блоков согласно ТУ

Название марки на заводах Группы Энергопром

Сырье

Назначение

ПБ 40/

ПБ 40М


ББ 1.0, 0.8., 0.6

N-1

Газокальцинированный антрацит – 60-70%

Графит – 30-40%



Используются в электролизерах старых конструкций

ПБ 30/

ПБ 30М


ББ 0,6., 0,4.

БУ 0,6., 0,4.



N-2

Электрокальцинированный антрацит – 60-70%

Графит – 30-40%



Используются для повышения мощности электролизера (в целях увеличения производства алюминия в тоннах в сутки), снижения капитальных затрат

ПБ 20/

ПБ 20М


ББ 0.2

БУ 0.2


N-3

Графит – 100%

Используются для повышения мощности электролизера, снижения капитальных затрат

ПБ 11/

ПБ 11М





N-4

Графитированные блоки на основе нефтяного кокса – 100%

Используются в сверхмощных электролизерах на силу тока 300-400 кА (в перспективе на 500 кА)

Примечание: в таблице используются следующие сокращения: П – подовые, У – угловые, Б – боковые, Б – блок, 40 (30,20) – удельное электросопротивление, 1.0, 0.8., 0.6. – относительное удлинение, М – механически обработанный.
При выборе катодных блоков той или иной марки потребитель руководствуется следующим.

Самые мощные электролизеры – так называемые электролизеры новых конструкций рассчитаны на большую силу тока (300-400кА), за счет чего позволяют увеличить объем производства первичного алюминия (в тоннах в сутки). Они футеруются катодными блоками N3 и N4 с высоким содержанием графита, являющимися наиболее технологичными и дорогими марками катодов. Катодными блоками N1 и N2 футеруются так называемые электролизеры старых конструкций. Такие электролизеры менее интенсивны. Катодные блоки марок N1 и N2 – наиболее дешевая марка.


Цена катодных блоков марок N1, N2, N3, N4 производства группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент».

Марка катодных блоков (маркировка группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент»)

Цена на внутреннем рынке (март 2008) без НДС и транспортных расходов

Цена на экспорт (март 2008) без НДС и транспортных расходов

N1

***

***

N2

***

***

N3

-

***

N4

-

***

Поскольку цена на катодные блоки марки N4 превышает цену катодных блоков марок N1, N2, N3 более чем на 10%, согласно пункту 3.7 приказа ФАС России № 220 от 28.04.2010, данные товары нельзя отнести к разряду взаимозаменяемых. Таким образом, применение на электролизерах старых конструкций катодных блоков марки N4 экономически нецелесообразно.

В результате опроса единственного на территории Российской Федерации покупателя катодных блоков - группы лиц ОАО «РУСАЛ», учитывая мнение единственного производителя данного товара на территории Российской Федерации - группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» и результаты экспертной оценки ОАО «Уральский электродный институт», ФАС России сделаны следующие выводы относительно взаимозаменяемости катодных блоков марок N1, N2, N3 и N4.

1. Катодные блоки марки N4 экономически нецелесообразно заменять катодными блоками марок N1, N2 и N3.

Таким образом, товарный рынок, продуктовыми границами которого являются катодные блоки марки N4, необходимо рассматривать обособленно.

2. Катодные блоки в большинстве случаев изготавливаются по индивидуальным чертежам потребителей для футеровки определённых электролизных ванн. Поскольку алюминиевые заводы предъявляют различные требования к характеристикам катодных блоков, в том числе и к их размерам, катодные блоки одной и той же марки, изготовленные для разных покупателей, могут обладать различными физико-механическими свойствами.

При этом, физико-механические свойства катодных блоков, изготовленных индивидуально для определённого покупателя, могут отличаться от физико-механических свойств катодных блоков, утверждённых в российских ТУ. В этой связи катодные блоки одной и той же марки, изготовленные для одного алюминиевого завода, не могут быть использованы другим потребителем.

Учитывая вышеизложенное, катодные блоки различных марок и изготовленные для различных покупателей не являются взаимозаменяемыми товарами.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220, единственный приобретатель катодных блоков в Российской Федерации - группа лиц ОАО «РУСАЛ» признаётся действующим на обособленном товарном рынке, продуктовыми границами которого, являются катодные блоки марок N1 и N2.

3. Потребитель осуществляет закупку катодных блоков определённой марки в зависимости от конструкции имеющихся у него электролизёров.

Российские алюминиевые заводы, принадлежащие группе лиц ОАО «РУСАЛ», в основном оснащены электролизёрами старых конструкций, в связи с чем данные предприятия используют катодные блоки самых дешёвых марок N1 и N2. При этом, по мнению группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент», алюминиевые заводы группы лиц ОАО «РУСАЛ» не ставят своей задачей модернизацию имеющихся и/или строительство новых более мощных электролизеров, в которых используются более высокотехнологичные катодные блоки марок N3 и N4.

При опросе потребителя продукции ОАО «РУСАЛ» было выявлено, что основным условием, определяющим выбор ОАО «РУСАЛ» закупать катодные блоки определённой марки является содержание в продукции графита в размере от 30% до 40% (катодные блоки марок N1 и N2). При этом для потребителя – ОАО «РУСАЛ» не имеет значения вид кальцинации антрацита электрокальцинация (катодные блоки марки N2) или газокальцинация (катодные блоки марки N1), применяемого при производстве данного товара. Учитывая изложенное, катодные блоки марок N1 и N2 являются полностью взаимозаменяемыми для единственного приобретателя данного товара в Российской Федерации – группа лиц ОАО «РУСАЛ».

Таким образом, в соответствии с разделом II Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220, катодные блоки различных марок, изготовленные для отдельных приобретателей, следует рассматривать как обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются следующие товары:


  • катодные блоки марки N1;

  • катодные блоки марки N2;

  • катодные блоки марки N3;

  • катодные блоки марки N4.

Учитывая вышеизложенное, поскольку целью анализа и оценки состояния конкурентной среды рынка катодных блоков является установление доминирующего положения группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» в Российской Федерации, и в связи с тем, что единственным приобретателем катодных блоков в Российской Федерации является группа лиц ОАО «РУСАЛ», продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются катодные блоки марок N1 и N2, приобретателем которых является группа лиц ОАО «РУСАЛ» (далее - рынок катодных блоков марок N1 и N2).
III. Географические границы товарного рынка.
Поскольку товарный рынок катодных блоков N1, N2, N3 и N4 охватывают значительную часть территории Российской Федерации и выходит за её пределы, предварительными географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы Российской Федерации.

На территории РФ существует один производитель катодных блоков – группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент». Группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» производит катодные блоки всех марок, однако на российский рынок поставляются только катодные блоки марок N1 и N2, что, как было указано в части о продуктовых границах товарного рынка, обусловлено особенностями оборудования, используемого единственным приобретателем катодных блоков на рынке РФ – алюминиевыми заводами группы лиц ОАО «РУСАЛ».

Также на рынок Российской Федерации катодные блоки поставляются производителями из Китая и Украины.

При проведении «теста» гипотетического монополиста, а именно опросе потребителя продукции – ОАО «РУСАЛ», выяснилось, что в случае увеличения цены катодных блоков на территории РФ на 5-10%, потребитель переключится на закупки у производителей катодных блоков из стран дальнего зарубежья (в данном случае Китая).

Однако, при анализе закупок ОАО «РУСАЛ» подовых катодных блоков (Таблица 1 Приложения) выявлено следующее. Несмотря на увеличение цены на катодные блоки производства группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» в 2010 году по отношению к 2009 году на 9% при том, что цена катодных блоков, поставляемых из Китая за рассматриваемый период снизилась на 15,5%, объём продаж ЗАО «Энергопром Менеджмент» данного товара группе лиц ОАО «РУСАЛ» не сократился, а даже увеличился на 94,5%.

При проведении «теста гипотетического монополиста», было установлено, что в результате долговременного повышения цены на 5-10 % на катодные блоки марок N1 и N2 в Российской Федерации при неизменных ценах данной продукции за пределами Российской Федерации, объём продаж производителей катодных блоков N1 и N2 не сократились.

В соответствии с пунктом 4.6 Приказа ФАС России № 220, географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении, если в совокупности выполняются следующие условия:


  • в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10 процентов) в предварительно определённых географических границах товарного рынках при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели буду приобретать рассматриваемый товар на других территориях;

  • произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.

Результаты обобщения информации о закупках единственного на территории Российской Федерации потребителя катодных блоков марок N1 и N2 - группы лиц ОАО «РУСАЛ показали, что второе из перечисленных выше условий не выполняется: гипотетическое увеличение цены на обращающиеся в пределах Российской Федерации катодные блоки N1 и N2 не обуславливает утрату продавцом - группой лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» выгоды от продажи таких товаров по увеличенной цене.

Учитывая результаты проведённого «теста гипотетического монополиста», согласно положениям пункта 4.6. Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220, границы Российской Федерации являются географическими границами рынка катодных блоков марок N1 и N2.

В результате анализа местоположения покупателя, фактически действующего на рынке катодных блоков марок N1 и N2 и анализа данных о составе продавцов, у которых они приобретают (раздел – состав хозяйствующих субъектов), географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в границах РФ.
IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
На российском рынке присутствует один производитель катодных блоков:

1. Группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» (место нахождения: ул. Садовая-Кудринская, д. 32, стр. 1, г. Москва, 123001). В группу лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» входят завода, осуществляющих производство катодных блоков:

- ОАО «ЭНЕРГОПРОМ – Челябинский электродный завод» (место нахождения: г. Челябинск, «Челябинский электродный завод», 454038);

- ОАО «ЭНЕРГОПРОМ – Новосибирский электродный завод» (место нахождения: промплощадка «Новосибирского электродного завода», Искитимский район, Новосибирская область, 633216).

Также на российском рынке присутствуют два импортера катодных блоков:

1. ОАО «Укрграфит» (место нахождения: 20, Северное Шоссе, Запорожье, 69600, Украина);

2. Shanxi Rusal Cathode Co., Ltd. (место нахождения: Shanxi Sheng, Lingshixian, Caifengzheng, Beiwangzhong, China 031300), входит в группу лиц ОАО «РУСАЛ».

Единственным приобретателем продукции на рынке катодных блоков марок N1 и N2 является группа лиц ОАО «РУСАЛ» (место нахождения: ул. Николоямская, д. 13, стр. 1, г. Москва), осуществляющая закупки катодных блоков марок N1 и N2 через ООО «Русская инжиниринговая компания» (место нахождения: ул. Радио, д. 24, корп. 1, г. Москва, 105005).

Потребителями катодных блоков марок N1 и N2 на территории Российской Федерации являются алюминиевые заводы, входящие в группу лиц ОАО «РУСАЛ».

Покупателями ЗАО «Энергопром Менеджмент» катодных блоков марки N3 являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность за пределами Российской Федерации:

- Алкоа Алюмино (БР 135 ком 18 – (Педринас Сао Люис, МА, Бразилия);

- Алюмино Эспаньол (Сан Киприан) – (Испания, 27890 Сан Киприан, Луго);

- Алкоа Инеспал С.А. (Ла Коруна) – (Испания, 15008, Ла Корунья).

Покупателями ЗАО «Энергопром Менеджмент» катодных блоков марки N4 являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность за пределами Российской Федерации:

- Алюмино Эспаньол (Сан Киприан) – (Испания, 27890 Сан Киприан, Луго);

- Алюминирие Лоралко Инк. – (1 Боул, Дек Сорсес Десчамбаулт Квибэк Канада).



V. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
В соответствии с пунктом 6.2 Приказа ФАС России от 02.08.2010 №220 из-за отраслевых особенностей рассматриваемого товарного рынка объём рынка катодных блоков марок N1 и N2 рассчитан как сумма объёмов покупок товара действующим на товарном рынке приобретателем – группой лиц ОАО «РУСАЛ».

Объем товарного рынка катодных блоков марок N1 и N2составляет:




Наименование предприятия

2008

2009

1 кв. 2010

Объем реализации на рынке РФ (тн)

Доля на рынке РФ

Объем реализации на рынке РФ (тн)

Доля на рынке РФ

Объем реализации на рынке РФ (тн)

Доля на рынке РФ

Группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент»

***

18,6%

***

10,2%

***

19,7%

Импорт, в том числе:

***

81,3%

***

89,8%

***

80,2%

Шаньси РУСАЛ Катод

***

67,7%

***

89,8%

***

79,1%

ОАО «Укрграфит»

***

13,6%

***

-

***

1,1%

Всего

***

100%

***

100%

***

100%

Таким образом, объём рынка катодных блоков марок N1 и N2 в границах Российской Федерации в 2008 г. составил – <***> тн., в 2009 г. – <***> тн., в 1 квартале 2010 г. – <***> тн.

Доля группы лиц ЗАО «Энергопром Менедэжмент» на рынке катодных блоков марок N1 и N2 в границах Российской Федерации в 2008 г. составила – 18,6%, в 2009 г – 10,2%, в 2010 г. – 19,7%.
VI. Уровень концентрации товарного рынка.
1. Уровень концентрации рынка катодных блоков марок N1 и N2.
Для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
1. Коэффициент рыночной концентрации (Crn) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
В 2008 году СR = 67,7%;

В 2009 году СR = 89,8%;

В 2010 году СR = 79,1%
2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана — сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
В 2008 году HHI = 4989;

В 2009 году HHI = 8200;

В 2010 году HHI = 6602.
Таким образом, СR => 70%; 2000 <= HHI <= 10000, следовательно, следовательно, уровень концентрации рынка катодных блоков является высоким.

VII. Барьеры входа на товарный рынок
Доступ на рынок катодных блоков затруднен по следующим причинам.

1. Существует необходимость осуществления значительных капиталовложений при налаживании производства катодных блоков всех марок при длительном сроке окупаемости этих вложений.

2. Высокая консервативность рынка. Предпочтение отдается традиционным поставщикам ввиду крайне важной роли, которую играют катодные блоки в процессе электролиза, в связи с чем потребитель не готов идти на риски, связанные с новым поставщиком.

3. Катодные блоки являются уникальным неунифицированным товаром, производимым под конкретные параметры и чертежи покупателя. Соответственно в случае отказа потребителя от катодных блоков, данная продукция не может быть реализована другому потребителю, что несет серьезные убытки для поставщика.

4. На рынке катодных блоков большое распространение получили долгосрочные контракты на закупку продукции. Соответственно, при появлении на рынке нового игрока, он может столкнуться с тем, что потребители уже законтрактованы на несколько лет вперед.

5. Давление со стороны низкоценовых китайских производителей катодных блоков. Как правило, китайские производители работают в низкой ценовой нише, предлагая низкое/среднее качество по низкой цене. Так катоды интересуют в первую очередь покупателей определяющим фактором для которых является цена, что делает данную продукцию нерентабельной для многих производителей.

Таким образом, барьеры входа на рынок катодных блоков являются высокими.
VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Рынок катодных блоков в РФ является высококонцентрированным, следовательно, относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Основными поставщиками катодной продукции на рынок РФ являются группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» и компания Шаньси РУСАЛ Катод. Доля группы лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» в период 2008-2010 годов варьируется от 12% до 22%, в то время как доля импорта занимает от 67% до 88%.

Высокая доля импорта обуславливается наличием единственного потребителя катодных блоков на рынке РФ – ОАО «РУСАЛ», который предпочитает закупать продукцию по более низким ценам в Китае, у компании, входящей в группу лиц ОАО «РУСАЛ» - Шаньси РУСАЛ Катод.

Поскольку на рынке катодных блоков марок N1 и N2 в границах Российской Федерации единственным приобретателем является группа лиц ОАО «РУСАЛ», предполагается, что данный покупатель катодной продукции имеет возможность устранять, ограничивать или не допускать конкуренцию на таком товарном рынке.



В результате проведённого анализа состояния конкуренции на рынке катодных блоков установлено, что группа лиц ЗАО «Энергопром Менеджмент» не занимает доминирующего положения на рынке катодных блоков в границах Российской Федерации.

Начальник Управления М.А. Овчинников
Каталог: upload -> documents -> archive
archive -> Ф едеральная а нтимонопольная с лужба
archive -> Отчет по рынку алюминиевых банок глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками 24 ноября 2010 г г. Москва
archive -> Доклад «О состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок государств участников снг»
archive -> Отчет по результатам исследования оптового рынка авиационного керосина Общие положения
archive -> Отчет по рынку игольчатого нефтяного кокса 27 августа 2010 года г. Москва
archive -> Семинар по технологиям расследования: деятельность картелей материалы семинара Для всех участников
archive -> Ф едеральная а нтимонопольная с лужба


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница