Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»




Скачать 266.19 Kb.
Дата04.08.2016
Размер266.19 Kb.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»

Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Ребров Сергей Евгеньевич
Страна стажировки: Испания, регион Каталония, Барселона


Москва, 2012

Раздел 1. Информационная часть

    1. Наименование образовательной программы:

«Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014годах»

    1. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Ребров Сергей Евгеньевич

    2. Регион, место работы, должность: Новгородская область, Великий Новгород, ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница», заместитель главного врача по общим вопросам.

    3. Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Улучшение организации медицинского обслуживания в лечебном учреждении в условиях информатизации»

    4. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: с 23.09.2012 г. по 06.10.2012 г., Испания (Каталония, Барселона).


Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления

В ходе стажировки объектом изучения являлась система организации здравоохранения Испании и одной из ее наиболее экономически развитых областей - Каталонии (административный центр региона - Барселона). В настоящее время система здравоохранения Испании, особенно Каталонии, считается одной из лучших в Европе и мире и представляется как модель успешного сочетания эффективного использования имеющихся ресурсов и сохранения профессиональных ценностей, направленных на достижение положительных результатов в состоянии здоровья населения в целом. Основные социо-демографические харатеристики Испании выглядят следующим образом (данные 2009 г.):

Парламентская монархия,

17 автономных муниципальных образований,

Площадь- 504 750 км2,

Население (2010) – 47 021 031,

средняя продолжительность жизни – 81,3,

рождаемость - 10,8 на 1000 населения,

общая смертность - 8,5 на 1000 населения,

младенческая смертность – 3,2,

ВВП на душу населения – 94,4.

По сравнительной эффективности Испания имеет один из самых высоких общих социо-демографических индексов в мире.

Социо-демографическая характеристика Каталонии:

Автономное сообщество

Столица Каталонии- Барселона

Площадь- 32 106 км2,

Население (2010) – 7 612 890,

средняя продолжительность жизни - 82,

рождаемость – 11,68 на 1000 населения,

общая смертность - 8,08 на 1000 населения,

младенческая смертность – 2,98,

ВВП на душу населения – 110,4.

В структуре ВНП Испании Каталония занимает около 20%. Особенностью региона является высокая концентрация городского населения, наличие собственного языка и культуры, стремление к расширению автономизации вплоть до отделения. Большое влияние на развитие региона влияет туризм - ежегодно регион посещает около 20 млн.туристов из разных стран. Соответственно, большая часть населения Каталонии работает в сфере услуг.

Таким образом, социо-демографический индекс Каталонии выше среднеиспанского.

Современная система и структура испанского здравоохранения, в том числе здравоохранения Каталонии, сложились под влиянием изменений, произошедших в государственной системе Испании, когда с созданием парламентской монархии и принятием в 1978 г. Конституции каждому гражданину было гарантировано право на охрану здоровья и медицинское обеспечение, а трендом в развитии системы управления стала децентрализация, как в политическом управлении, так и в управлении по отдельным отраслям, в том числе в здравоохранении. В 1977 г. в Испании прошла реформа социального обеспечения, в ходе которой услуги в сфере здравоохранения были выделены в самостоятельную отрасль. В 1979 г. был принят акт об автономии Каталонии, а в 1981 г. автономному правительству Каталонии были переданы полномочия по управлению региональным здравоохранением. В 1986 г., в год вступления Испании в Европейский союз, был принят Общий закон о здравоохранении «Ley 14/86, General de Sanidad». Общий закон определил современный облик испанского здравоохранения. Одним из его важнейших следствий стало видоизменение в оказании первичной медицинской помощи, общий охват населения государственной системой здравоохранения, прогрессивное изменение финансовой системы и постепенный переход к системе здравоохранения, финансируемой из налоговых отчислений. Именно с этого времени началось создание Национальной системы здравоохранения.

Национальное ведомство по делам здравоохранения «Instituto Nacional de la Salud - INSALUD» начало процесс реформ с децентрализации медицинского обеспечения и создания ведомственных управлений на уровне региональных автономий. Целью реформ являлось создание самостоятельной национальной системы медицинского обеспечения, «Sistema Nacional de Salud - SNS». Внедрение новых методов лечения и усовершенствование оборудования неизбежно ведет к росту расходов на медицинское обслуживание и лекарства. Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения Испании, затраты на медикаменты, например, составили в 2005 году около четверти всех расходов на здравоохранение. Ввиду необходимости сокращения особо высоких расходов на снабжение населения медикаментами, в 2006 году правительство Испании приняло Закон о рационализации расходования лекарств, с целью долгосрочной «разгрузки» системы.

Соответственно утверждённому законом обязательному медицинскому страхованию, все граждане страны, а также лица, местом жительства которых является Испания, должны быть зарегистрированы в государственной страховой системе (для Каталонии - Servey Catala de la Salut), которая обеспечивает 100% финансирования, дополнительно финансирование поступает за счет частных страхователей, что составляет около 20% от общего объема денежных поступлений.

В целом, государственная система здравоохранения Испании может быть определена следующими принципами:

- финансирование за счет налоговых отчислений граждан,

- полномочия по управлению переданы автономным правительствам,

- общий охват населения,

- доступность,

- широкий диапазон государственных услуг,

- частичное софинансирование затрат на лекарственные препараты.

Таким образом, одной из первых отличительных черт системы управления испанского здравоохранения является ее децентрализация. Государство берёт на себя руководство и контроль здравоохранения, к его компетенциям относятся законодательство по здравоохранению и координация, а также международная политика здравоохранения и фармацевтический сектор. Вся медицина Испании находится в ведении Министерства здравоохранения. В сферу деятельности Министерства входит координация работы служб общественного здравоохранения и лечебных учреждений, разработка законодательной базы в сфере медицины, стандартизация лекарственных средств.

В свою очередь, автономные сообщества в рамках самоуправления берут на себя децентрализованное управление, планирование и реализацию задач в области здравоохранения. Такое разделение является основой государственного медицинского обеспечения и управления медицинского обслуживания; в него входят медицинские центры «Centros de Salud», локальные медицинские службы «consultorios locales» и больницы «Hospitales».

Роль местных органов власти в управлении здравоохранением невелика: большая часть их полномочий передана региональным властям, за исключением некоторых вопросов санитарии и гигиены, а также охраны окружающей среды.

Помимо государственного, существует и сектор частного медицинского обслуживания, о котором речь пойдет несколько позже. Как в большинстве стран Евросоюза, испанское медицинское обслуживание подразумевает многовариантность. В этом одна из отличительных черт испанского здравоохранения - успешное сочетание государственной и частной систем здравоохранения. В последние годы расширен охват населения государственным здравоохранением, преобразовано управление медицинского сектора, а также создана общенациональная система здравоохранения, которая охватывает практически все население и основана на принципах всеобщей и равной доступности медицинских услуг.

Как уже говорилось, система здравоохранения финансируется за счет сбора налогов и взаимоплатежей. В настоящее время 93,9% населения имеет право на бесплатное обслуживание. Эту бесплатную помощь пациенты могут получать в любой точке страны. В наcтоящее время система здравоохранения является частью системы социального обеспечения. Здесь и далее мы говорим о системе здравоохранения на приеме Каталонии.

Внедрение новых методов лечения и усовершенствование оборудования неизбежно ведет к росту расходов на медицинское обслуживание и лекарства. Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения Испании, затраты на медикаменты, например, составили в 2005 году около четверти всех расходов на здравоохранение. Ввиду необходимости сокращения особо высоких расходов на снабжение населения медикаментами, в 2006 году правительство Испании приняло Закон о рационализации расходования лекарств, с целью долгосрочной «разгрузки» системы.

Существуют различные группы лиц, имеющих право на получение медицинских услуг: рабочие и служащие, частные предприниматели, пенсионеры, а также получатели социальной помощи наряду с малоимущими гражданами.

Здравоохранение предусматривает различные области услуг, которые можно разделить на следующие категории:

общедоступная первичная медицинская помощь, оказываемая врачами общей семейной практики, терапевтом, педиатром, средним медицинским персоналом, акушерами и физиотерапевтами,

медицинская помощь врача-специалиста, при этом лечение может проходить как амбулаторно, так и в стационаре (для планового стационарного лечения необходимо направление участкового врача),

фармацевтические услуги, например, медикаменты, лекарственные и вспомогательные средства как на амбулаторном так и на стационарном этапах лечения,

иные услуги как, например, ортопедические услуги, скорая помощь, но также и оказание медицинских услуг на дому, наряду с профилактическим санаторным лечением.

В то время как базовое медицинское обеспечение предоставляется в медицинских центрах и поликлиниках, в случае необходимости врач может оказать медицинскую помощь у пациента на дому. В отдалённых местностях и в небольших населённых пунктах имеются врачебные практики с регулярными часами приёмов.

Как правило, ответственные за специализированное медицинское обслуживание больницы и медико-санитарные центры располагают службой скорой и неотложной помощи.

Во всех больницах можно получить следующие виды услуг:

первичное медицинское обслуживание детского и взрослого населения;

общее укрепление здоровья;

профилактика заболеваний;

хирургические вмешательства;

амбулаторная и стационарная помощь.

Если брать Барселону, то ее 4 государственных больницы являются не только высокотехнологичными для всей Каталонии, но и базовыми для прикрепленного населения.

В целом услуги медицинского обеспечения бесплатны. Исключение составляют фармацевтические услуги, к ним относятся медикаменты, лекарственные и вспомогательные средства. Кроме того, лечение зубов также не оплачивается больничной кассой. Так, например, стоимость зубных протезов не покрывается государственной кассой, в этом случае необходимо частное дополнительное страхование.

Работающий гражданин оплачивает около 40% выписанных рецептов, а пенсионеры получали лекарственные средства бесплатно. Однако, с 1 октября 2012 г. в связи с политикой сокращения социальных расходов, доля оплаты лекарств для работающего населения повышается до 50-60%, а для пенсионеров вводится также необходимость оплаты лекарств, хотя и небольшая - около 1 евро за рецепт.

Общая характеристика системы здравоохранения Каталонии такова:

Коечный фонд-4,7 на 1000 жителей, в том числе коек неотложной помощи- 2,4. Количество врачей-4,9 на 1000 жителей. Расходы на здравоохранение на душу населения составили в 2011 г. 1207 евро на человека. Выписка из стационара: составила 101 на 1000 жителей.

В данный момент система здравоохранения Каталонии включает в себя:

65 госпиталей;

408 амбулаторий первичной помощи;

374 психиатрических отделений и клиник;

327 отделений длительного пребывания (для хронических социальных больных);

133 наркологических отделений и клиник;

3159 аптек;

служба экстренной медицины с единым номером 061, ( а также общеевропейским номером 112) и единым call- центром.

Основными принципами системы здравоохранения Каталонии являются: децентрализация, эффективность, качество, равенство и справедливость, прозрачность и возможность дополнения.

Организация медицинской помощи ориентирована на клиента и включает как оказание экстренной помощи через больницы, так и работу центров первичной помощи, а также наличие единой информационной системы экстренной помощи.

Форма собственности учреждений здравоохранения



Тип учреждения

государственный

негосударственный

Стационарная помощь

20,2%

79,8

Первичная помощь

87

13

Психическая помощь

28

72

Долгосрочная помощь

38,4

61,6

В ходе стажировки нашей группой были посещены учреждения всех типов и уровней:

Поликлиника La Roca,пример учреждения первичного звена, госпиталь Mollet- пример базовой (локальной) больницы, больница Santa Creu I Sant Pau – одна из центральных высокотехнологичных больниц, старейшая в Испании. Кроме этого, были посещены такие представители частной системы здравоохранения как больница Quiron и медицинский центр Teknon.

Отдельным направлением стало посещение лаборатории клинических анализов Laboratories Echevarne, центра донорской крови и тканей.

Еще один уровень медицинских учреждений - институт Гуттмана (Guttman Institut), как одно из ведущих учреждений в области травматологии и реабилитации.

Система экстренной помощи представлена центром SEM- единой службой 061. Примером высокотехнологичной больницы для детей является больница Sant Joan de Deu.

Структура системы здравоохранения Каталонии была представлена во время посещения Департамента здравоохранения Каталонии (Generalitat de Catalunia, Departament de Salut).

Планирование и нормирование осуществляются как на региональном, так и на центральном уровне. Хотя центральное и региональное руководство по-прежнему отвечает за финансирование, приобретение и предоставление медицинских услуг, с 1990 г. новое законодательство обеспечивает постепенное разделение поставщиков и покупателей медицинских услуг на основе договоров, предусматривающих финансирование в соответствии с объемом предоставленной медицинской помощи.

Еще один интересный аспект в планировании развития здравоохранения – это включение зданий медицинских организаций и медицинской инфраструктуры на конкретную местность с учетом особенностей ландшафта и окружающей среды, с соблюдением норм энергосбережения. Проектирование учреждений зависит от его типа – от поликлиники до высокотехнологичной больницы и реабилитационного центра. Логичным представляется разделение медицинских учреждений на зоны для персонала и пациентов. При проектировании нового здания учитываются общие стандарты по койко-месту-25 м2 на койку, максимальное использование особенностей рельефа, применение современных, но не дорогостоящих материалов. Главное – простота, функциональность и удобство для обслуживания, наличие безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Кроме этого, при всей достаточно стандартной начинке проектировщики стремятся разнообразить внешний облик зданий, стремясь придать поликлиникам и больницам современный образ, гармонично вовлеченный в окружающий пейзаж (даже если он урбанистический).

Как я уже отмечал, каждый гражданин имеет карточку-полис государственного страхования, по которой получает медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения. Кроме этого есть возможность страхования по ДМС и обслуживания в частной системе.

Существуют три вида частного медицинского страхов: добровольное страхование, паевые фонды для государственных служащих и страхование по месту работы. Частным страхованием охвачено около 19% населения. В большинстве случаев частные медицинские страховые компании предпочитают работать с определенными медицинскими учреждениями. На долю частного медицинского страхования приходится от 14 до 34% затрат населения на здравоохранение. В 1999 г. были введены налоговые льготы при медицинском страховании по ДМС.

Скорая медицинская помощь будет оказана любому человеку в независимости от положения в социальной системе страхования и национальности.

Сосуществование государственной и частной систем здравоохранения отражает вариативность испанской медицины. Однако, они не подменяют друг друга, а скорее предлагают возможность получения медицинской помощи в разных условиях. Позиционирование привлекательности частных медицинских клиник опирается на следующие различия:

Сервисные услуги- в частных клиниках условия пребывания комфортнее.

Сокращенный период ожидания на прием к врачу-специалисту (в государственных клиниках лист ожидания значительно дольше).

Более высокий уровень специалистов и оборудования, применение новаторских методов лечения.

Как правило, частные клиники небольшие по размеру и оказывают широкий спектр медицинских услуг, но имеют и свои «фирменные» направления.

Если в государственной больнице врач работает за жалование (оклад), то в частной - система оплаты более гибкая и связана с получением гонорара, отражающего участие специалиста в процессе лечения. Многие «звезды» частной медицины успешно работают в государственной системе.

Как в частных, так и в государственных клиниках ведется активная научно-исследовательская работа, многие из них являются клиническими университетскими базами. То есть активно вовлечены в систему подготовки кадрового состава.

Большинство медработников в настоящее время имеют статус государственного служащего.

Подготовке медицинских кадров отводится очень важная роль, во многом определяющая дальнейшую престижность врачебной профессии. При поступлении в университет на медицинский факультет устанавливается самый высокий проходной балл по сравнению с другими специальностями. Обучение проходит в течение 6 лет, затем следует жесткий профессиональный отбор в ординатуру. Фактически подготовка врача занимает около 10 лет. Средний медицинский персонал также получает университетское образование - 3 года с последующей стажировкой в клинике. Врачи после окончания университета получают профессиональный рейтинг, который дает право на последующую специализацию. Медицинские сестры имеют важную роль, особенно в первичном звене, когда они фактически ведут доврачебный прием. В последние годы увеличилось число врачей общей семейной практики, которые стали фактически основой первичного звена и заменяют собой востребованных врачей узких специальностей в амбулаторных центрах и поликлиниках.

Наличие общегосударственной медицинской информационной системы, является положительным моментом и достижением, система охватывает почти все население, и информационные системы продолжают развиваться. Наличие электронной карточки, электронной истории болезни (почти у 80% жителей), завязанной в единую информационную сеть, позволяет моментально получить информацию о пациенте, отказаться от бумажного носителя, экономить рабочее время персонала, и своевременно оперировать информацией. Растет и удовлетворенность больных медицинским обслуживанием. Кроме этого, информатизация здравоохранения позволяет осуществлять ведомственный контроль качества медицинской помощи, соблюдение протоколов ведения больных.

Часть услуг в учреждениях передана на аутсорсинг,либо централизована. Например, лабораторная диагностика. Лаборатория Echevarne в составе 44 филиалов которой трудится более 700 чел., выполняет широчайший спектр анализов для многих крупных и мелких организаций здравоохранения, промышленных предприятий и организаций, населения.

Как уже отмечалось ранее, управление здравоохранением Испании децентрализовано. В этой сфере активно работают управляющие компании которые получают определенное финансирование и должны достичь целевых показателей. Правительство   Каталонии   из   средств,   полученных   от Правительства Испании, выделяет соответствующую часть на здравоохранение и передает их в ведение Департамента здравоохранения Каталонии. Министерство в свою очередь, через государственную страховую компанию КАТСАЛЮТ (Servei Catala de la Salut),являющейся единственной страховой организацией по обязательному медицинскому страхованию, и осуществляет закупку медицинских и фармацевтических услуг, а также определяет объёмы государственного задания. В 2011 году бюджет здравоохранения Каталонии составил 11,4 миллиардов евро. Из них по статьям:

стационарное лечение - 56,93%;

первичная медицинская помощь - 20,66%;

медицинская транспортировка и неотложная помощь - 14%;

медикаменты в госпиталя 6,32%;

лечение больных, страдающих хроническими заболеваниями - 4,85%;

охрана психического здоровья - 4,55%;

помощь при почечной недостаточности - 1,26%;

реабилитация - 0,47%;

оксигенотерапия - 0,42%;

прочие специализированные службы - 0,4%.

         У поставщиков медицинских услуг заключается контракт  с СatSalut, через конкурсные процедуры, на предоставление медицинских услуг населению, в котором оговариваются объемы финансирования, количество данных услуг и перечень показателей, которые должна выполнить организация что бы получить всю оговоренную контрактом сумму. Управляющая организация нанимает руководителя (директора, главного врача), помогает сформировать команду и определяет стратегию управления, юридическую и маркетинговую поддержку. На территории Каталонии только 20% медицинских организаций являются государственной собственностью, 70% негосударственные учреждения, предприятия принадлежащие консорциуму медицинских организаций, профессиональным саморегулирующим организациям  врачей, религиозным организациям и т.д., 10% -частные медицинские организации, работающие только в рамках добровольного медицинского страхования. Примером является госпиталь Mollet, который является собственностью частного фонда,или поликлиника La Roca, деятельность которой организует управляющая компания.

Бюджет здравоохранения имеет определенную структуру распределения, в том числе норматив численности персонала в зависимости от численности прикрепленного населения – например, 1 врач и 1 медсестра на 1500 чел. взрослого населения, 1 педиатр на 1200 детей, 1 стоматолог на 11000 населения. При этом управляющая компания сама определяет свой штат, исходя из необходимости достижения плановых показателей. Если раньше финансирование шло за посещения и койко-день, то теперь произошел переход к подушевому финансированию, что предполагает более эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества медицинского менеджмента. В приоритете - менее затратное первичное медицинское обслуживание, намеренное сокращение больничной стационарной сети. Выгодно лечить быстро, но качественно, используя оптимальные методики и технологии, позволяющие сократить время затратного стационарного лечения. Использование малоинвазивных технологий (система Да Винчи, хирургия NOTES) позволяют сократить время пребывания в стационаре до 6-7 дней ( в частных клиниках- 3,5 дня). На амбулаторном этапе экономически выгодным становится проведение активной профилактической работы среди населения, постоянный мониторинг больных с хроническими заболеваниями, формирование позитивного общественного мнения на сохранение здоровья.

В тоже время, при стремлении получения экономического эффекта, центральным направлением деятельности системы здравоохранения является ориентированность на пациента и оптимизация системы оказания медицинской помощи на различных этапах: экстренном (оказывается в госпиталях либо отделениях неотложной помощи) и помощь в центрах первичной помощи, в центрах долгосрочного ухода, центрах психического здоровья, и госпиталях, где оказывается плановая медицинская помощь.

Основные трудности в сфере стационарного лечения, которые смогла преодолеть реформа здравоохранения Испании за долгие 20 лет - недостаточное взаимодействие с первичным медицинским обслуживанием, очереди на госпитализацию, перегруженность больничных палат и чрезмерный бюрократизм процедуры госпитализации, благодаря которой среднее время ожидания госпитализации удалось сократить на 70%.

Особенностью всех учреждений как стационарных так и амбулаторных является разделение коридоров для пациентов и медицинского персонала. При этом деления по специализации коек не существует. Одна и та же палата может использоваться под различные профили заболеваний. Если в палате будет лежать инфекционный больной, то после него проводится дезинфекция и она может снова использоваться, даже как послеродовая палата. Универсальное оснащение палат позволило создать удобные условия для оказания медицинской помощи, быстрого перепрофилирования палат по нуждам учреждения, рационального использования коечного фонда - все процедуры в том числе и перевязки производятся в палатах, в отделениях нет перевязочных и процедурных кабинетов.

Оказание скорой медицинской помощи.

В Каталонии скорую помощь осуществляет SEM (sistema d`emergencies mediques), финансируемая из средств Кат салют. Финансирование SEM за работы не входящие в государственное задание осуществляется по договорам с амбулаториями и частными клиниками (запись на прием в амбулаторию, перевозка специалистов и др.). Кроме того, оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП и на производстве проводится за счет средств страховых компаний, с которым у предприятия заключен договор страхования профессиональных рисков.

Данная служба была создана в 1986 году. На данный момент это организация имеющая несколько подстанций по всей Каталони, 4 вертолетной площадки, 422 единицы техники. В данной организации работает 4500 человек. При этом работники в штате только 716 человек, остальные выполняют услуги на правах аутсорсинга. Телефон 061 платный и существует для активации ресурсов, телефонного консультирования и записи к врачам в поликлинику.

Автомобили и вертолетный парк не принадлежат непосредственно SEM,а находятся на балансе у организации, которая в результате конкурсных процедур выиграла право предоставлять услуги по транспортировке. Эта же компания предоставляет услуги техника-водителя и гарантийного обслуживания автомобиля. Такое решение привело к тому, что автомобили с 2006 года не менялись и поставщик остается прежним. Существует группа приоритетов с градацией выездов. Приоритет 0 – группа первостепенных выездов (инфаркт, инсульт, политравма, ДТП с пострадавшими). Приоритет 1 – ожоги, интоксикация, удушение, потеря сознания и др. Приоритет 2 – остальные состояния. За год количество звонков, поступивших в координационный центр составило более 1,6млн. Вызовов скорой помощи - 1105562. Потребовало активации ресурсов (непосредственный выезд)-884697 случаев т.е. половина. В процентном отношении это выглядит так – в 35% случаев диспетчерской службе удалось решить проблему человека, обратившегося по телефону 061. В 65% обращений – был активирован ресурс. Под ресурсом понимается единица техники либо бригада, отличающаяся по составу. В составе бригады может быть: техник, медсестра, врач и медсестра, только техник для транспортировки. Отдельно сформированы педиатрические бригады.Врач выезжает примерно в 20% случаев.

В распоряжении SEM имеются вертолеты и автомобили разных классов и назначений.

Звонок поступает диспетчеру, который сам решает куда дальше его направить- дать простую консультацию или активизировать службу экстренной помощи. Звонки принимаются от населения и служат в том числе информационной справкой по медицинским ресурсам Барселоны и Каталонии. Существует четкий алгоритм работы диспетчера звонков. Подстанции равномерно распределены по территории Каталонии, территория разделена на 4 зоны, за каждой из которых закреплен санитарный вертолет. Цель-обеспечить при необходимости прибытие медиков в течение 10 мин. Данная служба предполагает совместное участие всех экстренныхслужб- медиков,пожарных,полиции.

Таким образом, можно выделить несколько основных системных черт испанского (каталонского) здравоохранения:

доступность здравоохранения для всех граждан, независимо от уровня доходов;

тесная взаимосвязь между первичным и стационарным звеньями;

население не платит напрямую за медицинскую помощь, а участвует в софинансировании через систему налогообложения;

частная и государственная системы здравоохранения могут сосуществовать, создавая для граждан не только базовую уверенность в получении необходимого объема медицинской помощи, но и создавая возможность использовать различные варианты ее получения;

кадровый вопрос – взыскательная подготовка врача и среднего медицинского персонала;

коллективная ответственность за результат, работа во благо пациента, работа с персоналом;

понимание и определение миссии деятельности учреждения.

Как проблемы представляются:

сохранение листа ожидания приема врачей - специалистов и плановых операций,

рост числа мигрантов, в том числе нелегальных и проблема включения их в систему медицинского обслуживания;

рост числа лиц пожилого возраста, что влияет на структуру системы оказания медицинской помощи;

сохранение проблем во взаимосвязи стационарного и первичного звеньев.


Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации
Испанская (Каталонская) модель системы здравоохранения конечно же отличается от системы здравоохранения Российской Федерации. Однако, ряд ее позиций может быть сопоставима с российскими реалиями.

  1. Социально-экономический аспект.

Реформа здравоохранения в Испании была вызвана демократическими изменениями в обществе и проходила достаточно долго по времени, представляя скорее эволюционный тип развития в условиях становления высоких стандартов социального обеспечения при планомерном и высоком финансировании. Реализация приоритетного национального проекта и программы модернизации здравоохранения в России также заметно укрепила материальную базу учреждений здравоохранения. Однако общий уровень и принципы финансирования здравоохранения в России отличаются от испанских. А сроки проведения реформы в Испании значительно дольше российских.

  1. Географический аспект.

Особенности климата Каталонии, уровень плотности населения позволяют использовать однородные подходы к проведению реформ. В России же гораздо большие расстояния между населенными пунктами, ниже транспортная обеспеченность. Неоднородность населенности территории России, культурно – национальное многообразие также является одним из важных отличительных моментов в развитии Испании и России.

В тоже время, представляется интересным и возможным использование в России следующих моментов, сопоставимых с тем, что применяется в Испании.



  1. Сочетание системности и децентрализации в организации управления здравоохранением. Наметившаяся тенденция по передаче части управления в регионы должна сопровождаться подкреплением этих полномочий финансово. Объемы регулярного финансирования необходимо увеличивать в разы.Так, в условиях кризиса, бюджет небольшой больницы Моллет на 160 коек составляет 54 млн.евро в год, что конечно же несопоставимо с уровнем финансирования подобного российского учреждения.

  2. Замена механизма финансирования на подушевое, что может привлечь в управление здравоохранением частную инициативу, повысить эффективность работы по применению новых технологий, активизировать профилактическую работу.

  3. Пересмотр проектов медицинских учреждений в части повышения их функциональности, использования энергосберегающих технологий, придания поликлиникам и больницам современного архитектурного облика. Максимальное использование естественного освещения, вентиляция, создание здоровьесберегающей позитивной атмосферы, внимание на условия пребывания пациентов и работы персонала с учетом современных стандартов, продуманная логистика.

  4. Отказ от затратного и неэффективного капитального ремонта ветхих зданий и сооружений, а строительство новых помещений с использованием современных материалов и стандартов.

  5. Постоянное финансирование отрасли с привлечением средств частного капитала, развитие частно-государственного партнерства.

  6. Использование модели перехода к электронным носителям медицинской информации. Фактически программа «Электронная Россия» и переход на оказание государственных услуг в электронном виде в рамках программы модернизации здравоохранения ставят те же цели, испанский опыт может значительно ускорить внедрение информационных систем в деятельность российской медицины. Логичным представляется использование единой федеральной (региональной) информационной медицинской системы на единой платформе. Также полезным будет являться использование испанского опыта в использовании единого цифрового носителя (расширенный аналог уже существующих у нас социальных карт и полисов нового образца).

  7. Повышение ответственности врача за принятие клинического решения по ведению лечения с учетом экономической эффективности для учреждения.

  8. Создание отдельных реабилитационных центров, на примере Института Гуттмана, которые осуществляли бы медицинскую помощь на основе реального государственного заказа. В настоящее время реабилитационная помощь не предоставляется в полном объеме и пациенты не получают должной поддержки после тяжелых травм и операций.

  9. Одним из направлений информатизации здравоохранения в России также является электронная выписка рецептов. Но здесь возможно использование испанского подхода, как в политике ценообразования на лекарства, так и в создании возможности получения лекарства в любой аптеке с использованием электронного рецепта.

  10. Изменение статуса врача, его профессиональной подготовки и повышения квалификации. Только сильный в профессиональном плане кадровый состав решает поставленные перед здравоохранением задачи , Результатом является повышение качества медицинской помощи. Возврат к ценностям которые в Испании пропагандируются среди врачебного сообщества: честность, уважение, профессионализм, доступность, прозрачность, эффективность, качество, вовлеченность.

  11. Возможно стоит использовать испанский пример деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций, объединений. Необходимо повышать их роль в процессе професионального становления и развития врача.

  12. Также весьма интересен опыт создания региональных координаторов по привлечению инвестиций в регион.

Так, одним из крупнейших медицинских координационных центров Каталонии является объединение двадцати ведущих клиник Барселоны - Барселонский медицинский центр (ВСМ), организующий работу с иностранными пациентами, а также являющийся полномочным представителем всех госпиталей, в него входящих, за рубежом. В его подразделениях пациенты могут найти высококвалифицированных врачей практически любого профиля. Обслуживание иностранцев в барселонских клиниках производится при наличии страховых полисов или карточки социального страхования. Имеющий соцстраховку может получать бесплатную медпомощь, однако, в этом случае ему сразу нужно настроиться на возможные очереди — качество обслуживания и уровень персонала в государственных учреждениях не уступает частным, а количество желающих получать помощь бесплатно неизмеримо выше. Фактически, BCM является инструментом по пропаганде испанского опыта за рубежом, но при этом эффективно работает на развитие экономического потенциала региона.

13. Положителен и опыт деятельности экстренной медицинской помощи в Каталонии , а именно наличие, в едином диспетчерском центре отдельно выделенного телефонного номера по которому специалисты круглосуточно оказывают консультации населению по вопросам здравоохранения не связанным с оказанием экстренной медицинской помощи, при этом любой вопрос гражданина не остается без внимания, не расходуются ресурсы направленные на оказание медицинской помощи в экстренных ситуациях, пациент не остается один на один с вопросами о состоянии своего здоровья и ощущает заботу о себе со стороны государства. В данной ситуации разгружается система оказания первичной медицинской помощи, у пациента нет необходимости записываться на прием к врачу по не существенным вопросам, которые могут быть решены по телефону.




  1. Приложения


1. Схема системы здравоохранения Каталонии.




  1. Госпиталь Моллет

Принадлежит частному некоммерческому фонду, соучредителем которого является Правительство Каталонии. 160 коек, 160 врачей. Обслуживает территорию с 150,0 тыс. жителей. Реанимация отсутствует.Миссия-«Корпоративная социальная ответственность» - хорошо подготовленные кадры, их поддержка.Этика.Сотрудничество с социальными службами, охрана окружающей среды. В год проводится около 8000 операций, 250 тыс.посещений,1000 родов проводится. Ежедневно поступает около 200 чел. по экстренным показаниям. Построен с использованием энергосберегающих технологий (расходы на энергию в 2 раза меньше обычной больницы).


  1. Лаборатория



  1. Институт Гуттмана



Основной девиз «Я сделаю из инвалида налогоплательщика». Это был первый реабилитационный госпиталь Каталонии. В задачу его входило интегрировать в общество инвалида.В настоящее время институт располагается в отдельно стоящем трех этажном здании, построенном в 2001 году с общей застройкой 17 000 кв.м.Здание было построено по типовому проекту, специально адаптированному для реабилитации взрослых и детей с поражением спинного и головного мозга, опорно-двигательного аппарата. Институт аккредитован Министерством здравоохранения Каталонии для работы по выполнению государственного задания. Институт Гутмана финансируется из средств Катсалют и ежегодно получает 25 миллионов евро. Помимо этого оказывает платные услуги для граждан, не являющихся гражданами стран Евросоюза.



В структуру центра входят:палаты дневного пребывания;палаты круглосуточного пребывания;палаты для детей с родителями;отделение реабилитации; хирургическое отделение; отделение амбулаторного приема;отделение профессиональной переподготовки;научно-исследовательский отдел;отдел социальной реабилитации. В 2010 году институт провел реабилитацию 860 пациентов в условиях стационара круглосуточного пребывания, в амбулаторных условиях пролечено 518 пациентов. Проведена 381 операция.Штат сотрудников составляет около 400 человек. В штате имеются врачи следующих специальностей - неврологи, пластические хирурги, нейрохирурги, хирурги-ортопеды, торакальные хирурги, сосудистые хирурги, стоматологи, кардиологи, офтальмологи, отоларингологи, педиатры, нейрофизиологи, психиатры. В их задачу входит организация всей медицинской помощи. Социальные службы реабилитации - клинические психологи, нейропсихологии, логопеды, социальный работник. Задачей данной службы является работа с родственниками, психологическая поддержка семьи и инвалида, работа по интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.При необходимости пройти реабилитацию в данном институте, пациент осматривается консилиумом врачей в течении 2 недель для определения реабилитационного потенциала человека. По результатам родственникам и пациенту представляется программа реабилитации с обязательным объяснением тех результатов, которых можно добиться в данном конкретном случае. Родственники и пациент должны обязательно изъявить свою волю и желание на прохождение всех предложенных мероприятий. В случае положительного ответа специалисты института начинают проведение реабилитации. При этом все изложенные мероприятия обязательны для выполнения, что заверяется документально. Реабилитация включает в себя не только мероприятия, проводимые в институте, но и в других медицинских учреждениях, а также дома.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница