Освещение истории государства Саманидов на страницах периодической печати (на примере газеты «Љумњурият» и«Адабиёт ва санъат») 10. 01. 10. журналистика




Скачать 258.91 Kb.
Дата06.07.2016
Размер258.91 Kb.
На правах рукописи

Мухторова Фархбону Сатторовна


Освещение истории государства Саманидов

на страницах периодической печати

(на примере газеты «Љумњурият» и «Адабиёт ва санъат»)

10.01.10.- журналистика



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ – 2013
Работа выполнена на кафедре печати факультета журналистики Таджикского национального университета
Научный руководитель: Муродов Мурод Бердиевич

доктор филологических наук, профессор.

Научный консультант: Мирзоев Ниёз Мирзобадалович.

доктор исторических наук, профессор .


Официальные оппоненты: Нуралиев Абдусаттор

доктор филологических наук,

профессор факультета журналистики Российско-

Таджикского (Славянского) университета

Муминжанов Зулфиддин

кандидат филологических наук, зав отделом

государственного телекомпания «Пойтахт»
Ведущая организация: Таджикский государственный институт искусство им. Турсун-заде.
Защита состоится « 25» апреля 2013 в « 1330 » часов на заседании Диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете

(734025, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17).

Автореферат разослан « »___________2013 года


Ученый секретарь

доктор филологических

наук, профессор М.Б. Нагзибекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема научного исследования истории Саманидского государства приобретает в последнее время актуальное значение, свидетельством тому служит то, что, наряду с историками, большое внимание этому вопросу стали уделять философы, литературоведы и журналисты.

Настоящее исследование посвящено одной из актуальнейших проблем истории таджикского народа, отражению роли печати в освещении истории Саманидского государства. «Изучение опыта Саманидов по созданию централизованного государства и усвоение его исторических уроков, - говорит президент Республики Таджикистан Э. Рахмон,- может оказаться очень полезным для молодых стран Центральной Азии, образовавшихся после распада СССР. Эти уроки чрезвычайно важны и для современного Таджикистана»1. Исследования данной проблемы и её освещения в печати необходимы, прежде всего, для правильной оценки разных не только исторических явлений, но и связанных с ними социально- политических и религиозно - культурных процессов, определивших вклад саманидской династии в развитии мировой цивилизации.

Сегодняшнее развитие таджикского общества курс на формирование правового, демократического и светского государства требует новых подходов к изучению общественных явлений, в том числе в свете историко-печатной проблемы научного переосмысления многих понятий, нового взгляда, отражающею роль государства Саманидов в объединении в IX-X веках персоязычных народов Центральной Азии. Эта эпоха представляет яркую страницу в истории развития средневекового таджикского государства.

Величайшая заслуга государства Саманидов состоит в обеспечении важного процесса и развития таджикской народности. Исмоил Сомони и его преемники ускорили процесс формирования таджикского народа и в этот период он стал полновластным представителем своего материального и духовного достояния в мировой цивилизации.

Государство Саманидов явилось колыбелью культуры, которая не раз демонстрировала мировой цивилизации своё духовное и национальное самосознание. Эта эпоха была признана как результат исторического формирования таджикской нации и замечательных достижений таджикским национальным государством и государственным правлением.

Главное, что предопределило тему данного исследования, заключается в отсутствии монографического труда в таджикской историко-печатной науке о роли периодической печати в изучении истории Саманидского государства, которое воплотило бы в себе новые результат научной мысли в области теории и истории отечественной журналистики.

Этими обстоятельствами определяются, как актуальность, так и значимость диссертационной работы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования стало изучение истории государства Саманидов в аспекте материалов прессы Республики Таджикистан. Предметом исследования является периодическая печать Таджикистана в годы независимости.

Хронологические рамки исследования. Они охватывают 1999 - 2011 годы, так как события данного периода явились основным предметом изучения, анализа и исследования. Именно в этот период наблюдается наибольшее участие историков, литературоведов, философов, журналистов в изучении и обобщении истории государства Саманидов посредством публикаций в периодической печати.

Источниковедческая база исследования. Основное, что предопределило тему данного исследования, заключается в отсутствии в таджикской историко-печатной науке комплексного, обобщающего исследования по изучаемой проблеме. Для обобщения исследования его автор базировался на исторических первоисточников и материалах периодической печати Таджикистана в годы независимости. Исходя из этого, источники подразделены на две группы:

первую группу составляют такие исторические источники как «История Бухары» Абубакра Наршахи, двухтомник «История Табари» Абуали Балами, «Сиёсатноме» («Книга о политике») Низомулмулка, «Четыре статьи» Низами Арузии Самарканди и другие, в которых содержаться материалы истории государства Саманидов;

вторую группу источников представляют публикации периодической печати Республики Таджикистан. Среди них для исследования проблемы актуальное значение имеют материалы республиканских газет «Љумњурият» («Республика») и «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), в которых даются хронологическое и историческое описание, основных событий по истории государства Саманидов, их трактовка и анализ.

Особую ценность предоставляют речи и выступления Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в период 1999-2008 годов, на Всемирных симпозиумах, республиканских конференциях посвященных 1100-летыю государства Саманидов и 1150-летию со дня рождения Абуабдулло Рудаки.



Степень научной разработанности темы. Проблема освещения в периодической печати Таджикистана событий истории государства Саманидов была не разработана в монографическом плане. Специального исследования, по данной проблеме нет в историка - печатной науке Таджикистана.

В историческом плане некоторые проблемы политической истории империи Саманидов исследованы В.В. Бартольдом1, Б.Г. Гафуровым2, Н. Негматовым3, С. Мухторовым4 и др.

Большую ценность для настоящего исследования представляют научные труды, касающиеся истории периодической печати, в частности ученых- журналистов, В. Асрори, А. Садуллаева, М. Муродова, Д. Мукимова, А. Азимова, И. Усмонова, К. Расулова, А. Нуралиева, М. Абдуллоева, П. Гулмуродзаде, С. Гулова, Д. Бабаева, С. Хайдарова и других, внесших свой вклад в изучение истории Саманидского государства.

Вместе с тем, подчеркнуть, что в работах выше указанных авторов исследуемая нами проблема освещена лишь в общих чертах. В связи с этим обстоятельством диссертантом предпринять попытка исследовать роль и особенности материалов периодической печати в освещении истории государства Саманидов в изучаемый период.



Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является всестороннее исследование и анализ истории государства Саманидов в таджикской прессе, необходимо рассмотрения и анализа различных этапов изучения проблемы истории саманидской династии в периодической печати Республики Таджикистан.

Исходя из поставленных целей, определены следующие основные задачи исследования:

- изучить источниковедческую базу исследования;

- проанализировать процесс определены и становления государства Саманидов;

- показать роль и значение периодической печати Республики Таджикистан в освещении и пропаганде истории государства Саманидов;

- выявить место и роль периодической печати в решении спорных вопросов по истории периодизации империи Саманидов;

- анализировать место печатной прессы в определении государственного устройства Саманидов;

- систематизировать роль органов печати в освещении истории науки и литературы эпохи Саманидов.



Методологическая и теоретическая основа работы. Методологической основой исследования послужили используемые в политических науках исследовательские методы, такие как метод системного анализа, структурно - функциональный и исторический методы. В ходе исследования диссертант опирался на труды известных ученых стран СНГ, а также на постановления правительства Республики Таджикистан по вопросам повышения роли и значения средств массовой информации в становлении демократического общества.

Важной теоретико-методологической основой и источниковедческой базой диссертационного исследования послужили труды и выступления руководящих лиц государства, прежде всего президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. В них даны опыт и анализ по совершенствованию форм и методов работы средств массовой информации в изучении истории таджикского народа в период строительства независимого Таджикистана.



Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в том, что данное исследование является первой попыткой в определении места и значения таджикской печатной прессы в годы независимости в деле изучения и обобщения, решения спорных вопросов по истории государства Саманидов с новой точки зрения. Именно эти моменты обусловили исследование отражения роли и значения прессы на примере республиканских газет «Љумњурият» и «Адабиёт ва санъат» в полноценном освещении истории Саманидской династии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты диссертационного исследования имеют определённую научную и практическую значимость. Они могут быть использованы в идейно - воспитательной работе на современном этапе, а также учеными- обществоведами в их научно- исследовательской работе по проблемам истории государства Саманидов. Кроме того, материалы данной диссертации могут быть использованы при проведении спецкурсов и спецсеминаров для студентов исторических и факультетов журналистики высших учебных заведений Республики Таджикистан.

На защиту выносится следующие основные положения диссертации:

- роль и значение периодической печати в изучении истории саманидской

династии;

- особенности государственного устройства Саманидов и его отражение

в периодической печати;

- дискуссия по поводу периодизации истории государства Саманидов;

- роль Исмоила Сомони в централизации, саманидской империи;

- Наср II и его роль в возвышении империи Саманидов;

- основные причины распада государства Саманидов;

- развитие науки эпохи Саманидов по материалам периодической

печати;

-Рудаки и формированные таджикской классической литературы;



- вклад периодической печати в освещение истории формирования таджикской народности и таджикского языка.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр печати, телевидения и радиовещания, международной журналистики факультета журналистики Таджикского национального университета (протокол № 6, от 26 декабря 2012г.).

Результаты и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях по теме исследования, а также излагались в статьях в печати, докладах, сделанных диссертантом на республиканских и общеуниверситетских научно-теоретических конференциях (2010-2012гг.)



Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, даются анализ ее научной разработанности и степень изученности проблемы, источниковедческая, историографическая база, методологическая и теоретическая основа, определяются цели и задачи, научная новизна и выводы, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, апробация результатов диссертационного исследования.

Первая глава диссертации - «Роль печати в изучении истории Саманидской династии», состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе «Пресса как исторический источник в освещении характера государственности Саманидов», подчеркивается, что исследуемый период (IX-X вв.) представляет яркую страницу в истории таджикского народа, когда в результате общего процесса политического распада Арабского халифата и борьбы народов Центральной Азии за независимость у власти утвердилась местная династия, сформировалось первое таджикское средневековое государство, известное как империя Саманидов.

Исследованные исторические источники и материалы прессы Республики Таджикистан дают богатые сведения об истории становления и развития государства Саманидов. На основе материалов первоисточников прослежено, что в процессе создания и развития государственности таджиков наблюдается одна закономерная особенность в формировании государства Саманидов, -что именно оно смогло заложить фундамент для возрождения нации и культуры, сохранения языка народа, защите культурных ценностей и национального достоинства.

Отмечается, в параграфе что Сомонхудод, чья родословная ведет к Бахрому Чубине, смог завоевать уважение и почтет при дворе наместника в Хорасане Асада ибн Абдуллы и даже был наделен должностью эмира Балха.

Как свидетельствуют источники, в результате справедливого правления, миролюбия, образованности и целеустремленности братьев Сомони Мавераннахр стал благоустраиваться и процветать. В этот период в крае насчитывалось более 250 больших и малых городов, огромное количество действующих культурных, учебных и просветительских центров и др1.

В диссертации подчеркивается, что в могучем государстве в мире и согласии сосуществовали представители многих наций и народностей, права которых были защищены. «Многообразие мнений почиталось в государстве Саманидов,- отмечает Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон. - В государстве Саманидов представители различных наций, народностей, сторонники различных религиозных учений жили в согласии и не вмешивались в дела и систему государства. Это явление также оценено в истории как прогрессивное явление в государстве Саманидов»2.

Представители династии Саманидов уделяли огромное внимание и способствовали развитию государственного строя своего государства.

Диссертант, опираясь на материалы прессы, отмечает, что одним из исторически важным делом Саманидов, которому учеными еще мало уделено внимания, явилось мудрое соединение и использование в государственном устройстве духовных норм ислама с арийским наследием. Возродив естественный и мудрый синтез арийских ценностей, Саманиды в то же время пропагандировали учение Имома Азама. В результате политическое устройство и управление государством обрели светский характер, а его роль в политике, культуре и духовной жизни населения оставалась незыблемой.

Государство Саманидов поистине явилось факелом, который, освещая небосклон цивилизаций и государств на протяжении столетий, озарил целую эпоху, способствовавшую подъему и расцвету таджикской нации, определившую свою роль в истории в пространстве, объединявшим народ, в котором возрождались культурные ценности, духовные и материальные достижения предков.

Во втором параграфе первой главы «Споры вокруг периодизации истории государства Саманидов» на основе материалов периодической печати даётся ответ на некоторые нерешенные вопросы, в частности, периодизации истории государства Саманидов. Диссертант отмечает, что появление государства Саманидов произошло во время тяжелейших распрей и войн. Это было время, когда еще продолжалось героическая борьба таджикского народа против иноземцев и шовинистической политики арабских захватчиков. Иноземцы мечтали, распространив арабский язык и культуру, умалить роль таджикского языка, уничтожить национальное самосознание, гордость, патриотическую честь, древние культурные традиции коренных жителей края.

Большинство исследователей истории саманидской династии до недавних пор утверждали, что ее государство берет своё начало с 874 года, когда по просьбе бухарцев Исмоил ибн Ањмад был назначен правителем Бухары. Такая точка зрения является ошибочным, так как один из основных знатоков истории саманидской династии Наршахи в своем труде «История Бухары» утверждает, что внуки Саманхудода - Нух, Ахмад, Яхья и Иляс были назначены халифом правителями Самарканда, Ферганы, Чача, Усрушаны и Гирата еще в 817-818 годах1. С этой даты берет начало правление саманидского дома в Мавераннахре и Хорасане. С этим солидарен и академик Б. Гафуров. «Нух - старший среди четырех братьев - занимал особое положение, - отмечает ученый. - Во внешних отношениях он выступал как глава семьи. Историки обратили на этот факт недостаточно внимания. Привлечение же нумизматических материалов показывает, что еще в ранний период братья рассматривали себя не как отдельных владык, а как династию, во главе, который стоял Нух»2. Это подтверждает мнение о том, что Саманиды пришли к власти раньше, чем Тахириды.

Таким образом, очевидно что начало возрождения политического единения таджикской земли- Мавераннахра и Хоросана- приходится на первую четверть IX века, с возвышением Саманидов на политической арене.

Во второй главе диссертации «Освещение истории государства Саманидов в печати», состоящей из трёх параграфов, впервые в историка- печатной науке тщательному анализу и синтезу подвергаются борьба Исмоила Сомони и его внука Насра II за централизацию империи, причины возвышения и падения государства Саманидов.

В первом параграфе «Борьба Исмоила Сомони за централизацию власти» диссертант подчеркивает, что Исмоил ибн Ахмад являлся главным правителем династии и с первых дней своего прихода к власти вел борьбу за единство и централизации своей империи. Он стремился к единству и единению всей таджикской земли. Одна из его величайших заслуг заключается в том, что ему удалось объединить под флагом могучего централизованного государства всю землю таджиков, - Мавераннахра и Хорасан.

В диссертации подчеркивается, что основоположник централизованного государства Саманидов Исмоил ибн Ањмад являлся выдающимся, мудрым и образованным политиком. Изучив науки своего времени, он с юных лет осваивал навыки управления государством. Когда в 874 году он стал эмиром Бухары, положение здесь было крайне тяжелым, трижды город подвергался разграблению и разорению, повсеместно царили беззаконие и деспотия.

Диссертантом отмечается, что молодой энергичный эмир Исмоил, внимая нуждам народа, силою разума смог преодолеть существующие трудности и тем самым завоевать любовь и почёт. Он глубоко осознавал, что, если руководитель государства знает о чем мечтает и к чему стремится его народ, и обладает твердой политической волей, то он сможет преодолеть любые трудности. Такое понимание способствовало Исмоилу Сомони в борьбе за централизацию власти.

Политическая стойкость и человеческая мудрость Исмоила Сомони четко проявились за годы его правления. Как великий политический деятель, он уделял неустанное внимание созданию и благоустройству городов, улучшению жизни и благоденствию народа, развитию науки, культуры и просвещения. Он проявил беспримерную преданность одному из важнейших элементов арийской государственности - ответственности правителя за обеспечение необходимых условий для развития страны.

Великая историческая заслуга Исмоила Сомони и его предков заключается в том, что все вместе они создали упорядоченное, точное и действенное устройство для централизованного и местного управления. Это устройство возродило важнейшие основы и ценности арийской государственности и соединило их с ценностями мировой цивилизации. В результате были сформированы блистательный образец государственности и, по признанию большинства ученых, самое цивилизованное государство своего времени.

Это устройство создало не только могучее государство, которое известно под именем «Диван Саманидов», но и разработало мудрые и разнообразные элементы взаимоотношений центра и провинции.

Анализируя деятельность Исмоила Сомони по централизации государства, диссертант приходит к выводу, что, будучи правителям, он сосредоточивал в своих руках всю полноту власти, а функции управления делил между двумя важнейшими структурными частями аппарата: даргохом (царским двором) и диванами (центральные органы) с разветвленной сетью местных органов.

В целом, все качества Исмоила и его достижения позволили признать исключительной этого правителя крупной исторической личностью и после Анушервона ему первому было присуждено почетное звание «Справедливый».

Во втором параграфе данной главы «Место и роль Насра II в возвышении империи Саманидов», диссертантом дается оценка деятельности Насра II ибн Ахмада в подъёме и процветании империи Саманидов. Наср II был достойной сменой своего деда Исмоила и поэтому его справедливо считают преёмником-престолонаследником. Он придавал большое значение укреплению организационных нравственных и идейных основ государства, привлекал людей просвещенных, ученых к управлению государством. Большинство везирей при Исмоиле и Насре II происходили из славных родов Джайхони, Балами, Утби и других, и они считались образованнейшими и просвещенными личностями своего времени. Сами эмиры из династии Саманидов были просвещенными и высокообразованными людьми, активными участниками научных диспутов и собраний.

Диссертант отмечает, что эпоху Саманидов, в особенности - время правления Насра II ибн Ахмада, можно назвать одной из вершин подъема и утверждения самосознания народа, веком независимости таджикской нации, периодом расцвета науки и литературы. Мудрые сыны нации создали в то время немеркнущие произведениям - духовные источники, которые веками радуют поколения.

Именно в период правления Насра II ибн Ахмада творил свои произведения Рудаки, стали известны такие поэты как Дакики, Шахиди Балхи, Робеаи Балхи, Кисои Марвази, а также крупные ученые Абумахмуд Худжанди, Абубакр Наршахи и другие. Выдающееся развитие получили медицина и астрономия, география и естествознание, история и философия и другие науки.

Возрождение таджикской культуры, расцвет которой пришелся на период правления Насра II в городах Бухары, Самарканда, привяло ко многим замечательным достижениям.

В целом эпоха правления Насра II ибн Ахмада открыла пути для науки и познания не только арийским народам, но и всех, кто ценит просвещение и культуру.

Государство Саманидов, явилось той ареной, на которой страна, ставшая колыбелью культуры, и нация, ее взрастившая, с особой силой показали мировой цивилизации свою духовную одаренность и национальное самосознание. Эпоха Саманидов по праву признана результатами исторического формирования таджикской народности и достижениями таджикского национального государства и совершенством государственного управления.

В период, независимости Таджикистана периодической печатью страницы был внесен определенный вклад в решении разных спорных вопросов. Одним из них были проблемы подъёма возвышения и упадка империи Саманидов. Этому посвящен третий параграф второй главы. В диссертации отмечается, что государство Саманидов явилось той ареной, на которой страна, ставшая колыбелью культуры и нации, вновь достаточно ярко продемонстрировал мировой цивилизации свою духовную одарённость и национальное самосознание, а сама эпоха была признана как период исторического формирования таджикской нации и достижений таджикской национальной государственности.

После смерти Нуха ибн Насра вопрос о престолонаследии уже решали не члены cаманидского дома, а всесильные военноначальники дворцовой гвардии. При их содействии один из самых непокорных и ненадежных из них Фоик Мансур ибн Нух (961-976гг.) был избран эмиром государства Саманидов. При его наследнике и сыне Нухе II (976-997гг.) распадающееся первые государство получено удары со стороны кочевников-тюрков, возглавляемых династем Караханидов, которая вела начало от предводителей одного из племен.

При всех успехах, государство Саманидов оказалось не защищенным от исторических катаклизмов. В его крахе решающую роль сыграли несколько важных моментов:

во-первых, между высшим руководством государства и самой правящей династией со временем не стало единство. В начале прихода династии к власти оно и явилось важным элементом в прогрессивном развитии государства. Но когда развернулось борьба за престол, среди представителей рода Саманидов этого единства уже не было и создалась благодатная почва для развала государства;

во-вторых, национальная армия - гвардия Саманидов, которая состояла из числа наемных воинов - тюркских рабов, в решающие моменты не стала опорой для защиты страны;

в-третьих, борьба ряда влиятельных правителей областей за власть и независимость, постепенно вела к ослаблению центральной власти, став причиной внешних и внутренних распрей и раздоров;

в-четвертых, антинациональная и подстрекательская деятельность отдельных религиозных группировок, удерживающих народные массы от защиты национальной независимости, сыграла серьёзную роль в распаде государства Саманидов.

в-пятых, одной из самых важных причин распада государства стало все возрастающее в условиях внутреннего политического кризиса давление внешних сил. Было еще немало других основных, второстепенных и отдельных причин, которые ускорили крушение могущественного таджикского государства.

Из приведенного диссертантом анализа вытекает следующий вывод. Государство Саманидов - инструмент господства крупной феодальной аристократии, лишенное поддержки народа, интересы и чаяния кторого пришли в резкое, непримиримое противоречие с интересами феодальной знати, не выдерживало внешнего нажима и спалось. Таковы поучительные причины подъёма возвышения и падения Саманидов, таковы некоторые важные уроки истории.

В третей главе «Проблемы освещения развития науки и культуры таджиков IX-X веков в материалах современной прессы», рассматриваются вопросы отражения достижений науки и культуры, место Рудаки в формировании таджикской классической литературы, даётся оценка роль печати в пропаганде таджикского языка.

Первый раздел, который называется «Наука эпохи Саманидов с точки зрения прессы», раскрывает историческую заслугу Саманидов в лице Исмоила и Насра II в создании крупного центра развитии науки. В результате их деятельности города Бухара, Самарканд, Герат, Худжанд и другие стали опорными пунктами развития научной мысли таджиков в IX-X веках.

Эпоха Саманидов дала миру ряд блестящих ученых, работы которых сыграли выдающуюся роль в дальнейшем развитии средневековой восточной и новейшей европейской математики, астрономии, медицины, химии, географии и других наук.

Число ученых по различным отраслям науки в эпоху Саманидов было исключительно велико. В области истории и литературоведения известен Абдулла ибн Марвази Динавари, Абубакр Наршахи, Абуали Мухаммад Балъами и др. При Саманидах Мавероннахр и Хорасан стали центрами развития математической и астрономической науки, которая здесь основывалась на веками сложившемся синтезе местного ирригационного и технического опыта, античной и индийской математики и легла в основу дальнейшего развития науки в Азии и Европе. Среди широко известных ученых были выдающийся математик, астроном и географ Мухаммад ибн Муса ал-Хоразми (IX в.) - основоположник математической науки, а также Абумахмуд Худжанди (Х в.), который изобрел астрономический инструмент секстант, служивший на протяжении всего средневековая для определения точных положений планет и опорных и звезд в зоне планет.

В этот период творили крупнейшие энциклопедисты средневекового Востока Абуали ибн Сино (Авиценна) и Абурайхон Беруни, внесшие свой огромный вклад в науке.

Таким образом роль таджиков в развитии мировой науки и культуры, неоспорима и достаточно велика. Цивилизация арийских народов и их духовное наследие в эпоху Саманидов явились одним из великим достижений мировой науки. «Мы должны этим гордиться и всегда прилагать усилия к тому, - пишет Э. Рахмон, - чтобы стать достойными последователями и наследниками великих личностей своего народа, а также всегда хранить пылающим светило науки, культуры и просвещения»1.

В этой связи отдаются дань уважения и чествуются этих яркие личности истории, литературы, науки, культуры и просвещения таджиков в IX-X веках.

И сегодня таджикский народ имеет право гордиться тем, что и по ныне просвещенное человечество может пользоваться достижениями великого духовного и научного наследия эпохи Саманидов. Все эти идеи находят свое полное отражение в материалах прессы.

Во втором параграфе третьей главы «Рудаки и формирование таджикской классической литературы» диссертантом рассмотрены роль и место Абуабдулло Рудаки в формировании таджикской классической литературы и поэзии, который призывал современников и представителей грядущих поколений к миру добру и разумным делам:


На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Мир - это море. Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел.


Великий Рудаки жил и творил во времена правления таджикской династии Саманидов и стал выразителем мыслей и чаяний своего славного времени.

В 90-х годах IX века Рудаки поступил на службу к Саманидам. Ему было оказана большая честь стать наставником и учителем юного правителя Насра II ибн Ахмада (914-943 гг.). Он обучал юного царя родному языку, прививал любовь к поэзии, учил его как лучше управлять государством.

Великий поэт одной из самой главной задач своего творчества сделал моральное совершенствование человека. Поэтому почти во всех его произведениях акцент делается на необходимость свершения добрых, благородных деяний во имя достойной жизни людей:

Взглядом трезвым и разумным посмотри на этот мир,

Всё увидишь по- другому, жизнь по новому поймешь.

Мир подобен океану, строй из добрых дел ладью,

И тогда его спокойно и легко переплывешь.

Рудаки воздавал хвалу людям активным, с несгибаемым характером, полным решимости к борьбе за осуществление благородных целей, не страшась никаких трудностей. Только усердным старанием, неустанным трудом, - утверждал поэт, - человек может достигнуть совершенство, добиться благополучия и счастья.

Для Рудаки сама жизнь - не только мерило определения человечности в человеке, но главный наставник во всех делах. Именно в гуще противоречивых событий жизни, переживая горе и радости, человек закаляется и всесторонне развивается. На все труднейшие ситуации и жизненные перипетии он может найти ответ в окружающем его бытии:
В жизни обретаем - учит жизнь, дает совет,

Чтобы на жизненной дороге избежать случайный бед.


В то же время Рудаки обращался опять к сильным мира сего с требованием не допускать несправедливости по отношению к простым людям, не допускать произвола и несправедливости. Он утверждал, что содеявший зло непременно будет наказан:

Не для убийства меч ты приобрел,

Господь нас учит: «Зло не сотвори».

Не только для вина растет лоза,

Для обороны меч употребляй.
Рудаки, и это раскрывается в публикациях в печати, не был придворным одописцем. Его оды посвящены ярким описаниям природы, воспеванию радостей жизни и любви, разума и знаний, благородства и почитания человека и его труда.

Поэт призывал людей к изучению науки, обогащению ума знаниями, накопленными веками человечеством, к неутомимому труду, чтобы нести в мир добро:


Бесценным кладом знание считай,

Храни его, копи, приумножай!

Стихи Рудаки, пронизанные верой в силу человеческого разума, мудрость житейского опыта, служили призывом, к воспитанию у людей самых лучших, гуманных чувств и стремлений. Лаконизм доступность образов, простота поэтических средств художественного изображения характеризовали созданный поэтом и его современниками хоросанский литературный стиль, известный в истории как стиль Рудаки.

Именно Рудаки своим творчеством заложил основы таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы, в его стихах выкристаллизовались почти все поэтические размеры и системы образов, а его произведения стали образцом для последующих поколений таджикско - персидских поэтов, таких как Фирдоуси и Хайям, Саади и Фузули и др.

В третьем параграфе третей главы диссертации «Деятельность прессы в пропаганде таджикского языка» исследуется роль государства Саманидов в совершенствовании и формировании таджикского языка. Именно Саманиды и Саманидское государство в противовес арабскому языку, который считался межнациональным языком Ближнего и Среднего Востока, смогли сделать таджикский язык своим государственным языком. Он содействовал развитию наука и литературы. Становлению ученых, искусствоведов, музыкантов, музыковедов, певцов.

Представители династии Саманидов приложили немало усилий, чтобы придать таджикскому языку статус государственного. Восхождение и расцвет таджикского языка стали возможны благодаря решительной и мудрой деятельности династии Саманидов.

Диссертантом подчеркивается, что хотя таджикская нация приняла религию ислама, но в отличие от некоторых народов, она не изменила своему родному языку. Это серьёзное противодействие чужому языку, культуре, как беспрецедентное явление патриотизма, золотым буквами вписано в истории таджикской нации.

В диссертации красной нитью проходит мысль, что Саманиды смогли не только заложить фундамент возрождения народа и его культуры, но сохранить и защитить родной язык, охраняя его как зеницу ока.

Опираясь на первоисточники, диссертант доказывает, что колыбелью таджикского языка были именно Мавераннахр и Хоросан, а создателями его явились их жители, то есть предки таджиков. Из этих мест таджикский язык распространился на запад и север современного Ирана, затем - на восток и юг. Материалы периодической печати, которые анализирует диссертант, убедительно освещает тот факт, что таджикская письменность имеет давнюю историю.

Материалы прессы также говорят о том, что быстрое распространение таджикского языка в IX-X веках происходило не только из - за процветания государства Саманидов, самого уважение к нему значимость, происходили из роста национального самосознания таджикского народа.

И в целом формирование таджикского языка открыло широкий путь к развитию и расцвету науки и литературы таджикского народа в средние века.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные выводы и положения, содержащиеся в трех главах диссертации:

- Изучение материалов периодической печати на примере газет «Љумхурият» и «Адабиёт ва санъат» показывает, что в условиях демократического общества большое внимание уделяется вопросам изучения истории прошлых лет, о чем свидетельствуют празднование 1100-летия образования государства Саманидов (1999г.) и 1150-летия со дня рождения основоположника таджикско- персидской классической литературы Абуабдулло Рудаки (2008)г.

- Продолжавшийся более ста лет спор между учеными о периодизации истории Саманидской династии наконец- то нашел своего разрешение.

- В годы независимости Республики Таджикистан удалось раскрыть основные причины и поводы возвышения и распада государство Саманидов, в этом свой вклад внесла периодическая печать:

- Эпоха Саманидов явилась периодом яркого расцвета науки, культуры. Но многие имена их деятелей были неизвестны. Благодаря публикациям в СМИ, печатной прессе были выявлены новые имена их представителей науки и культуры IX-X веков.

- Несмотря на все трудности переживаемого переходного времени, пресса - периодическая печать республики уделила значительное место для освещения истории Саманидского государства.



Использованная литература

  1. Абдуллаев С. Амир Исмоили Сомони. Худжанд, 1999.

  2. Бартольд В. Саманиды (исторический очерк), соч. том.2, М.: Наука, 1975.

  3. Гафуров Б. Таджики.- М.: Наука, 1972.

  4. Гафуров Б. О причинах возвышения и распада государства Саманидов. Избр. Труды, том.1, М. Наука.: 1985.

  5. Иванова С. Соловей Хоросана. // Народная газета, 2008, 18 июня.

  6. Муллоахмедов М. – Адам поэтов // Адабиёт ва санъат, 2008, 16 сентября.

  7. Мухторов А. Амирон ва вазирони Сомони. – Душанбе, Дониш, 1999.

  8. Мухторов С. Сомониён: замон ва макон. – Душанбе, Усрушана, 1999.

  9. Наршахи А. История Бухары. - Душанбе, Дониш, 1979.

  10. Негматов Н. Государство Саманидов. – Душанбе, Дониш, 1979.

  11. Низомулмулк- Сиясатнаме. – Душанбе, Адиб, 1989.

  12. Рахмонов Э. – Вклад Саманидов в культурное наследие Центральной Азии // Љумњурият, 1998, 16 июня.

  13. Рахмонов Э. Таджикская государственность: от Саманидов до рубежа XXI века // Љумњурият, 1999, 17 сентября.



Основные положения диссертации отражены в

следующих публикациях

  1. Мухторова Ф.С.- Саманиды в исторических источниках // Известия АН Республики Таджикистан (серия общественных наук). – Душанбе, 2011, № 4. - С.31-35.

  2. Мухторова Ф.С.- Освещение науки эпохи Саманидов в печати. – Душанбе, «Пойтахт», 2011, С.1-41.

  3. Мухторова Ф.С.- Отражение история Саманидского государства в прессе // Известия АН Республики Таджикистан (серия общественных наук). Душанбе, 2012, № 6. – С. 20-24.

  4. Мухторова Ф.С. Споры вокруг периодизации истории династии Саманидов // Вестник Таджикского национального университета. – Душанбе, 2012, № 4/5. С.- 270-274.




1 Э. Рахмон . Вклад Саманидов в культурное наследие Центральной Азии //Љумњурият, 1998, 26 июня.

1 В. Бартольд. Саманиды (исторический очерк). Соч. том. 2, М.: Наука, 1975.

2 Б. Гафуров. О причинах возвышения и распада государства Саманидов. М.: Избр. труды, Том1, 1985, стр. 440-445.

3 Н. Негматов. Государство Саманидов. - Душанбе, Дониш, 1979.

4 С. Мухторов. Сомониён: замон ва макон. – Душанбе, 1999.

1. А. Наршахи -История Бухары. Душанбе, Дониш, 1979, с.37.

1 А. Наршахи .История Бухары, с. 38.

2Б. Гафуров . Таджики - М.: Наука, 1972, с.173.


1 Э. Рахмон. Тысяча лет одной жизни // Љумњурият, 1999, 25 сентября.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница