Осознанная саморегуляция как средство совершенчтвования современной системы образования




Скачать 44.45 Kb.
Дата05.08.2016
Размер44.45 Kb.
Корнеева С.А.

ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНЧТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Анализ работ, посвященных исследованию индивидуальных различий в процессах саморегуляции, показывает, что раскрываются все новые и новые грани осознанной саморегуляции как средства совершенствования современной системы образования
Исследуя особенности осознанной саморегуляции, мы вынуждены учитывать и закономерности саморегуляции, осуществляемой на уровнях, не всегда контролируемых сознанием (закономерности авторегуляции, свойственные функциональным системам, обеспечивающим жизнеспособность и поведение человека), и закономерности саморегулирования ранее протекавшие под контролем сознания, а в настоящий момент не требующие пошагового сознательного контроля, и закономерности саморегулирования «закрепившиеся» в личностных характеристиках человека [3; 4; 8].

Осознанная саморегуляция, по О.А. Конопкину, понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно peaлизующей достижение принимаемых человеком целей. Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Приставка «само-» к термину «регуляция» отражает не только факт осознания субъектом осуществляемых им актов своей произвольной активности и целенаправленное управление ими, но и определение самим субъектом как объективных предметных, рационально-логических, так и личностно-ценностных оснований отдельных деятельностных актов и их соотнесение и согласование с контекстом целостной системы своих стержневых личностных потребностей и ценностей, смысловых установок и убеждений, с содержанием самосознания [3].

По нашему мнению феноменология саморегуляции активности представляет интерес с точки зрения ее связи с показателями моторных проб и профилей латеральной организации. Поскольку психическая саморегуляция рассматривается как контролируемый сознанием процесс, постольку в основу данного исследования положено небезосновательное допущение о том, что особенности саморегулирования могут быть связаны с межполушарной организацией мозговой активности, о которой можно судить по показателям моторных проб и индивидуальных профилей латеральности. Плодотворной и перспективной при развитии данного направления оказалась концепция А.Р. Лурия о структурно-функциональных блоках мозга и развиваемый на ее основе подход (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, В.А. Москвин, Н.В. Москвина), при котором изучение межполушарных взаимоотношений в норме сводится к сопоставлению латеральных признаков и вариантов их сочетаний (профиль латеральной организации – ПЛО) с особенностями реализации ряда психических процессов, в том числе, и с возможностями произвольного управления деятельностью [4; 8]. Э. Голдберг отмечает, что накапливается все больше информации о том, как индивидуальные нейронные различия связаны с индивидуальными когнитивными различиями и с различиями в стилях принятия решений [2]. Современные исследования показывают, что биохимия индивидуального мозга характеризуется высокой вариабельностью, и эти отличия наиболее выражены в лобных долях.

При этом показано, что недостаточная сформированность саморегуляции является основной причиной трудностей на пути профессионального самоопределения и овладения необходимыми умениями и знаниями при освоении конкретной профессиональной деятельностью (В.Н. Обносов, А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова) [5; 6].

Уяснение взаимосвязи особенностей саморегуляции, с особенностями функциональной организации деятельности мозга с необходимостью требует дополнительных исследований. В исследовании изучаются наиболее общие характеристики саморегуляции активности (поведения), такие как целеобразование и целеполагание, предвидение (антиципация), ориентация во времени и временная перспектива, и необходимость в поддержке, выявляемые с помощью общеизвестных личностных опросников и корректурной методики.

Представленные данные являются результатом поиска в исследовании подтверждений существования связи индивидуальных различий в процессах саморегуляции с особенностями профилей латеральности, характеризующих функциональную асимметрию регуляции активности человека. Сочетание общепсихологического и дифференциально-психологического подхода позволяет установить многоуровневые связи особенностей функциональной асимметрии с поведенческими и личностными характеристиками саморегуляции, реализуемыми в системе действий по организации временного и жизненного пространства человека; установить связи между разноуровневыми индивидуальными личностными и деятельностными особенностями саморегуляции и особенностями функциональной асимметрии, фиксируемыми в профилях латеральной организации и в показателях моторных проб [7].

Таким образом, анализ выявил соотнесенность с показателями функциональной асимметрии личностных особенностей, связанных с саморегуляцией жизнедеятельности, их уровнем самоактуализации, тревожности, смысложизненных ориентаций, направленностью во времени, стабильности, истощаемости и особенностей осознанной саморегуляции деятельности. Так же позволил доказать, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей.

Литература


1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

2. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. — М.: Смысл, 2003. — 335 с.

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин – М,1980.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия - М, 1973.

5. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию/В.Н. Обносов// Вопросы психологии, 1986. — № 6. — С. 28–32.

6. Осницкий А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова  // Вопросы психологии, 1999. - №1. - С.92



7. Осницкий А.К. Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов ВУЗа с разными профилями латеральной организации/А.К. Осницкий, С.А. Корнеева// Вестник университета (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2011. - № 14. - С.96-99

8. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/ Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова – М, 1997.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница