Осовский М. Е. Зарисовки об истории мышления, сделанные в знаках языка смд-подхода




Скачать 64.21 Kb.
Дата16.06.2016
Размер64.21 Kb.
Осовский М.Е.
Зарисовки об истории мышления, сделанные в знаках языка СМД-подхода.
Я буду исходить из того, что "мир устроен как мыследеятельность, и ничего, кроме мыследеятельности, в мире нет [...] мыследеятельность -- суть мышление, деятельность, понимание, рефлексия"1 и начну искать мышление на схеме Воспроизводства Деятельности и Трансляции Культуры (ВДиТК). Под мышлением в теме "Технологии мышления" я понимаю мыследеятельность, и под деятельностью, которая включена в заголовок Схемы ВДиТК, тоже мыследеятельность.

Если не брать во внимание векторы реализации, то это простая прямолинейная блок-схема. На схеме нарисован генезис мышления в истории цивилизации и мы видим, что трансляция эффективных образцов мыследеятельности не имеет датированнного начала. Если смотреть на историю мира через эту схему и интерпретировать ее буквально, то получится, что человечество постоянно воспроизводит ранее доказавшие свою эффективность эталоны, не транслируя нового, без начала и конца. Все квадратики, внутри которых помещаются культурные эталоны деятельности - одинаковые. Я бы сказал, что эта схема замещает знаковой формой представления о мыслящей материи, о "машине тела" отчасти Рене Декарта (1596-1650), отчасти спорившего с ним Жюльена Офре де Ла Метри (1709-1751), вопрошавшего "с какого места человеческого круга начинает свою деятельность природа" и заложившего своей работой "Человек-машина" буквально целую программу исследований для лингвистов, психологов, биологов, педагогов и др. на следующие 300 лет.


В видимой нами исторической перспективе в течение миллионов лет по схеме ВДиТК происходило воспроизводство деятельности и трансляция культуры всего живого. Отсюда видно, что понятие мыследеятельность не статично, оно дано нам в генезисе. На схеме ВДиТК показано, что исходящее из ниоткуда, самовоспроизводящееся мышление управляет социальными ситуациями, что живые существа не властны над мышлением и природой, не имеют, по определению, собственных суждений и действий [кроме "кривых", проявляющихся в конкретных ситуациях], а только воспроизводят существующие в культуре паттерны.

Вместе с тем, одна только схема ВДиТК, как и другие механистические представления, не передают идею изменений в движении времени. Так, например, римский император Марк Аврелий (121-180) писал, что "[Разумная душа] обнимает весь мир и в ней отражается весь мир, она проникает в вечность и видит, как все внешнее изменяется и возобновляется из той же материи, так, что разумный человек, проживший лет сорок, видел все, что было, есть и будет"2. В таком представлении нет динамики процесса естественного развития, имеющего характеристики качественных и количественных изменений. Реализация мыследеятельности в конкретных ситуациях разная, но Платон (427-347 д.н.э.) видел процессы естественных изменений, как непрерывное ухудшение. Время все обесценивает, "Damnosa quid non imminuit dies? (Чему не угрожает всеразрушающее время?)", -- писал Гораций (65 д.н.э-8 до н.э.).

Перспектива позитивного характера изменений была изначально заложена в христианской идее о другом лучшем мире. Философ, святой католической и православной церквей Блаженный Аверлий Августин (354-430), писал, что ход истории будет успешно завершен -- град земной может испытывать потрясения и падать, но град Божий постепенно развивается и только более тысячи лет спустя французский судья Жан Боден (1529-1596) заметил, что "Природа - неисчерпаемая сокровищница, которая не иссякнет в течение долгих веков. С течением времени, были сделаны многие открытия, так же как и распознаны некоторые вечные законы природы в различных областях; в мировоззрении, в мышлении также произошли разительные изменения".



Шарль-Ирене Кастель, аббат Сен-Пьер (1658-1743) в свое время был автором совершенно безумного для того времени проекта единого христианского государства в Европе. В 1737 году в книге " Observations on the Continuous Progress of Universal Reason" он, вероятно, первым предложил идею о прогрессирующей истории цивилизации, которая движется к достижению человеческого счастья. Эта идея - стрелка естественного развития на схеме шага развития и ее можно добавить к схеме ВДиТК, иллюстрируя, как рождается идея развития в истории мышления.

Если смертный человек стареет и теряет разум, то человеческий род, состоящий из бесконечной преемственности поколений, растет в мудрости и счастье. Там же аббат Сен-Пьер замечает принцип неравномерного развития мыслящих коллективов, утверждая, что мы можем представить человечество, как бы состоящим из культур разных возрастов, и делает предположение о том, что шаг развития, который одна культура прошла за 10000 лет, другая может пройти за сто3. Эта мысль вероятно, в большей степени раскрыта в творчестве Л.Н.Гумилева (этногенез), но именно она намечает нам контуры схемы Шага развития.



Отсюда позднее возникает представление о потенциально возможном шаге развития. Верхняя синяя стрелка - здесь синоним управляющей (ускоряющей развитие большой группы людей) функции мышления.

Параллельно, в генезе философской рефлексии дискутируется вопрос о возможностях и границах свободы воли в ситуации деятельности. Мы достаточно хорошо представляем себе весь этот контекст представлений человечества, начинающийся с того, что в доадамовом мире вода произвела "души живые"4. Современный французский молекулярный биолог Jean-Jacques Kupiec показывает, что и на более мелком уровне (ДНК) происходит разумная дифференциация за счет коммуникации с внешней средой5. "Цианобактерии формируют колонии (прообраз социума и организма одновременно), что позволяет им синхронизировать свои индивидуальные осцилляторы и осуществлять целенаправленное поведение"6. Ученые находят способность к рефлексии у моллюсков7. По мнению ряда ученых, развитие эмбриона не определяется (не детерминируется) генетической программой8. Воспроизводство подчинено вероятностным случайным изменениям9. Институциализацию таких изменений он называет стабилизацией генных паттернов. Есть "многочисленные аргументы в пользу «разумности» (intelligence) жизнедеятельности растений, [которая описывается биологами в таких терминах], как научение, память, антиципация и способность к счету"10. Поражают воображение работы этолога Ясона Бадридзе о волках, об их культуре и игровом поведении11. Можно сказать, что мира всего живого не было никогда без свободной воли. Факт принятия того, что и одноклеточные парамеции, вода, и даже, возможно, ДНК несут в себе свободное начало, все дальше продвигает нас в понимании хрупкой живой природы окружающего нас мира.

В 1265 г. Томас Аквинский (1225-1274) ставит вопрос о том, насколько человек детерминирован мыследеятельностью, природой, культурой, универсальным (чистым) разумом и т.п., когда берет ложку - он сам или Бог хочет, чтобы человек взял ложку ("Сумма теологий"). Что первично [мыслящая] материя или человеческое сознание, бытие или душа, сознание или мышление? Поднимается вопрос о цели акта деятельности человека (о благе, и пока еще нет ответа на вопрос, откуда берется зло и конфликт). Все эти вопросы возникают, когда фрагменты Схемы Акта деятельности появляются на одной доске со схемой ВДиТК и схемой Шага развития.


В ММК представления об Акте деятельности в прямом смысле разворачиваются в схему Мыследеятельности и в новый термин "мыследеятельность" - т.е., в набор букв, в знак (имеется в виду слово, термин), охватывающий и замещающий такую "группу сложных объектов", как мышление, деятельность, понимание, рефлексия и т.п.



Можно сказать, что еще Ла Метри намечал метод построения такой схемы "Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков?.. Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался необделанный алмаз нашего ума. [Это] наши немецкие философы называют символическим познанием. Как мы видим, нет ничего проще ... все сводится к звукам или словам, которые из уст одного через посредство ушей попадают в мозг другого, который одновременно с этим воспринимает глазами очертания объектов, произвольными знаками которых являются эти слова... Первые смертные попытались... выразить свои новые чувства ...непроизвольными звуками...для развития ума, а [ум использовали] для приобретения знаний. Таким именно образом, мозг наполнился представлениями, для восприятия которых его создала природа. Одно приходило на помощь другому, и по мере роста этих небольших зачатков все предметы Вселенной стали видны как на ладони".



16 марта 2013 г.

1 цитата из 11 лекции П.Г.Щедровицкого (20.06.2008 г.)

2 Размышления, пер. князя Л.Урусова, 1882 г.

3 Интерпретируется по книге "The Idea Of Progress. An Inquiry Into Its Origin And Growth" by John Bagnell Bury (1861-1927)

4 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (Книга Бытие 1:20)

5 Jean-Jacques Kupiec, The Origin of Individuals,

6 http://www.psy-stavropol.ru/publ/25-1-0-1166, д.псх.н Т.Н.Греченко, внс Института психологии РАН

7 Хватов И.А., Харитонов А. Н. Специфика самоотражения у вида Achatina fulica

8 Le hasard au cœur de la cellule

9 Jean-Jacques Kupiec, Constrained stochasticity and cellular Darwinism (stochastic gene expression in cell differentiation and embryo development), 2011

10 Хватов И.А. Концепция происхождения психики А.Н.Леонтьева на современном этапе развития науки

11 Я.К. Бадридзе. Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции., Ш. Бутрин, Между человеком и волком (Русский репортер, 21 апреля 2010)



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница