Особенности лирики а. А. Фета. Судьба поэта




Скачать 94.83 Kb.
Дата14.03.2016
Размер94.83 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА. СУДЬБА ПОЭТА.

Цель

Развитие навыков смыслового чтения: от восприятия к интерпретации. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.



Задачи

1.Образовательная:

- узнать особенности поэтики стихотворений Фета (музыкальность и импрессионистичность); «безглагольные» стихотворения Фета; приёмы анализа поэтического текста; понятие импрессионизма в искусстве, познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни А. А. Фета и феноменом «двойничества» поэта;

- совершенствовать навык интерпретации поэтического текста.

2. Развивающая:

- развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная:

- воспитание эстетического вкуса.

Оборудование:


  • Раздаточный материал (рабочие материалы, листы с исследовательским заданием по стихотворению)

  • Мультимедийная презентация

  • видеофрагмент с художественным чтением стихотворения «Сияла ночь…» Исполняет Владимир Симонов Текст стихотворения: videopoezia.blogsp

КОНСПЕКТ

1.

Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с лирикой Ф.И.Тютчева. О каких особенностях его поэтики вы можете рассказать? Какие темы в своём творчестве затрагивает Тютчев? Какие образы вам запомнились больше всего?

Дома вы по определённым критериям сопоставляли два стихотворения. Одно из них принадлежит Фёдору Тютчеву, а другое Афанасию Фету.

Обратите внимание на экран (два изображения звёздного неба). Как вы думаете, почему я выбрала эти два изображения? С чем они связаны? Что их объединяет? (выход на тему стихотворения)

Соотнесите изображение с тем или иным текстом стихотворения? Аргументируйте свой выбор, используя ваши домашние наблюдения.

Сравните стихотворения Ф.Тютчева и А.Фета. Найдите сопоставимые образы. Какое эмоциональное звучание имеет каждое из стихотворений?

Ф.И.Тютчев «Как океан объемлет шар земной…» (1828–1830 )

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

‎ Стихия бьет о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил чёлн;

Прилив растет и быстро нас уносит

‎ В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

‎ Со всех сторон окружены.

А.А.Фет «На стоге сена ночью южной...» (1857)

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем



Всё невозвратнее тону.



Сопоставьте стихотворения, заполнив данную таблицу:




Ф.И.Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»

А.А.Фет «На стоге сена ночью южной...»

Тема

Звёздная бездна

Лирический субъект

МЫ

Я

Действия лирического субъекта

(Нас уносит;) мы плывём; (окружены).

Я лежал; я в лицо увидел ночь, я ль нёсся к бездне; я повис; я взором мерил глубину; я тону.

Действия природной стихии

Объемлет, объята, стихия бьёт, нудит, просит, растёт, уносит, глядит, окружены

Хор светил … дрожал; уносилась прочь; сонмы звёзд неслись

Образы, относящиеся к природной стихии

звучными волнами; неизмеримость темных волн; горящий славой звездной; таинственно глядит; пылающею бездной

живой и дружный; Земля, как смутный сон немая; бездне полуночной; в длани мощной

Мироощущение лирического субъекта

природа – это всеобъемлющее неизмеримое живое существо, пылающая бездна, в которой «мы» можем лишь плыть по ЕЁ волнам

природа органично слита с изображением чувств человека, звёзды и человек несутся навстречу друг другу, испытывая одинаковую лёгкость.



!!! Монологический ответ у доски одного ученика

Оцениваем ответ, отметка!!!

  • В чём отличие художественного мира Ф.Тютчева от художественного мира А.Фета?

Давайте сделаем вывод. Прочитайте текст и вставьте недостающие по смыслу слова:

В своей лирике Ф. Тютчев и А. Фет часто обращаются к природным образам. Поэты изображают природу как живое существо. Но между ними есть глубокое различие. Тютчеву природа видится как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия. Лирический герой Фета не стремится “подняться” над природой, он ощущает себя частью природы. У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично, как у Тютчева. 

(спрашиваю – оцениваю!!!)



2.

Вы, конечно, уже догадались, какова тема нашего урока …

(выписать на доску предположения и вывести верную формулировку)



Предположите, какова цель нашего урока?

Какими путями мы можем к ней прийти?

3.

-снова обратимся к стихотворению А.А.Фета «На стоге сена ночью южной...». Каким вы представляете его лирического героя? А каким автора? К какому периоду творчества отнесли бы данное стихотворение?

Обратите внимание, что это стихотворение было написано, когда поэту было 54 года. А вот стихотворение «На качелях»:


И опять в полусвете ночном

Средь веревок, натянутых туго,

На доске этой шаткой вдвоем,

Мы стоим и бросаем друг друга.


И, чем ближе к вершине лесной,

Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землей

И одним к небесам приближаться.




Опять представляется восторженный юноша. А поэту, когда он писал эти стихи было 70 лет.

М.Цветаева в 30-е годы написала замечательную статью «Поэты с историей и поэты без истории». В ней она разделила поэтов на поэтов, имеющих историю, и поэтов без неё. Первые отображаются стрелой, пущенной в бесконечность, они пришли познавать, вторые — кругом, они пришли сказать то, что уже знают изначально «поэты без развития».



К какому из этих типов Цветаева отнесла бы Фета?

Фет – классический образец поэта без истории. Его поэтический мир лишен эволюции лирического героя и подробностей биографии, он неизменен.

Давайте убедимся в этом, проследив жизненный путь поэта

(выступление подготовленного ученика – отметка!!!).

Какие факты биографии Фета вас особенно поразили?

Совпал ли в вашем представлении образ лирического героя с образом автора?

Фет в жизни был одним, а в стихах другим.

Эта двойственность поражала всех. Объясняется это тем, что Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию.
Сам Афанасий Фет выразил своё отношение к искусству так: « Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».

4.

Мы видим, биография Афанасия Фета не поможет нам раскрыть секреты его художественного мира, так как «самого себя» он в поэзию не пускает. У нас остаётся один выход – разобраться в механизме «волшебного фонаря искусства»


Сейчас мы услышим ещё одно стихотворение автора. Подумайте, какое настроение воссоздаёт это стихотворение? Есть ли связь между стихотворением и теми образами, которые представлены на слайде?

(Стихотворение «Это утро, радость эта» читает наизусть подготовленный ученик; фон: слайды с пейзажами Клода Моне)

- настроение

-  impression – что оно означает?



- из чего складывается это впечатление? (принцип пазла, анафора скрепляет)

Перед вами пейзажи Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма. Соответствуют ли они эмоциональному фону стихотворения? Фет – импрессионист? Что ещё общего между ними? (Импрессионизм (фр.- впечатление) – направление в искусстве конца 19 в. – начала 20 в. Фрагментарность композиции, мгновения жизни, впечатления художника от реальности (а не реальность), воздушность, размытость, свежесть. Раздельные мазки, наложенные на холст.)



5.

Следующее стихотворение было встречено современниками поэта резкой критикой, оно даже стало объектом пародий. Однако, время рассудило иначе: теперь стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» считается одним из лучших образцов поэтического искусства.

(чтение стихотворения подготовленным учеником, сопоставление услышанного с ассоциативным изображением)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

1850


Работа в группах:

1 группа:

образный ряд стихотворения (звуки, краски, образы)



2 группа:

черты импрессионизма (особенности морфологии, синтаксиса, фрагментарность)



3 группа:

образ лирического героя, его чувства, впечатления



Выступления групп

Что вы представляете, читая это стихотворение?

А вот впечатление друга поэта Якова Полонского от этого стихотворения …

6.

Подведём итоги наших наблюдений.



Основными чертами художественного мира А.Фета являются:

Фрагментарность

Звукопись, музыкальность

Номинативность

Выражение чувств лирического героя с помощью природных образов

Яркость образов (краски, звуки, запахи, ощущения)

Безмятежность, оптимистичность.

7.

А теперь я попрошу вас самостоятельно поработать над исследованием лирического текста.

Попробуйте, используя имеющуюся об этих авторах информацию, определить, какое из этих стихотворений относится к художественному миру Тютчева, а какое – Фета (работа в парах: определить авторство и собрать аргументы 1 – о стих-ии Тютчева, 2 – о стих-ии Фета)


Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.


Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.


И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

1828

***


Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

1857


(самостоятельная работа, выступления групп, записи в раб. Мат.)

8.

Прочитайте отзывы современников о поэзии Фета, выберите одно из них, которое наиболее точно отображает ваше личное впечатление от знакомства с творчеством А.Фета:

  • «… мой духовный внутренний мир далеко не играет такой первенствующей роли, как твой, озаренный радужными лучами идеального солнца» ( Я. Полонский).

  • « Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни. Свет идеала был для него силой преображающей…» ( А.Тархов).

  • Слабое присутствие сознания” ( М.Е. Салтыков – Щедрин).

  • Не понимаю!” (Ф. Фидлендер).

  • И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” (Л. Толстой).

  • В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда” (А. Фет).

Домашнее задание: сделайте анализ одного из стихотворений А.А.Фета «сквозь призму» выявленных особенностей стиля.

ОТМЕТКИИИИИ!!!!!



Домашнее задание: сделайте анализ одного из стихотворений А.А.Фета «сквозь призму» выявленных нами особенностей его стиля.

Творческое задание: подготовить сообщение на тему: «Музыкальность поэзии А.Фета. Романсы».


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница