Особенности историко-культурного развития Египта




Скачать 208.98 Kb.
Дата25.06.2016
Размер208.98 Kb.




Содержание

Введение...3

Глава 1. Особенности историко-культурного развития Египта...16

§1.1. Социально-политические предпосылки историко-культурной

трансформации Египта...17

§ 1.2. Развитие общественно-политической мысли и философия

культуры...47

§1.3. Образование и наука...67

§ 1.4. Основные тенденции литературы...87

Глава 2. Становление постколониального искусства Египта...125

§2.1. Развитие зрелищно-массового искусства...125

§ 2.2. Тематические особенности изобразительного искусства...148

§ 2.3. Изменения в области скульптуры и архитектуры...167

Заключение...183

Список источников и литературы...189

Список сокращений...219

Введение

С ростом тенденций глобализации мировой экономики и международных отношений проблемы взаимодействия культур, и как следствие, их самобытного развития, стали еще более актуальными и требующими тщательного изучения и анализа. Культура — один из базовых факторов, влияющих на развитие общества и формирование всесторонних отношений между государствами. Тем не менее, в подавляющем большинстве научных, в том числе и исторических исследований, этот важнейший элемент не является объектом специального изучения.

Культура - это способ творческой самореализации человека, воплотившийся в общественно значимых видах деятельности - науке, образовании, религии, искусстве. Культура страны - это ее история, выраженная в духовных принципах: религии, философии и искусстве и зафиксированная в материальных памятниках культуры. Исследуя изменения в интеллектуальном развитии страны в совокупности с изучением становления постколониального искусства, мы можем найти связь с процессами, происходящими в политике и экономике. Таким образом, мы полагаем, что трансформации в области литературы, науки, образования, философии и других показателях интеллектуального развития народа и содержание живописи, скульптуры, архитектуры, массово-зрелищного искусства тесно связаны с событийной почвой.

Данное диссертационное исследование посвящено выявлению связи между политическими, социально-экономическими условиями, в которых оказался Египет во второй половине XX века и культурным развитием страны, а также анализу особенностей отдельных компонентов культуры.

Политические трансформационные процессы: переход от монархии к республике, экономические изменения: от внедрения плановой экономики до перехода на рыночные отношения, социальные факторы: от ориентации на низшие страты до распространения олигархии - интенсивные и глубокие

изменения в вышеперечисленных структурах привели к трансформациям в сфере культурной жизни Египта.

В диссертации рассматриваются такие важнейшие компоненты культуры как образование, наука, литература, массово-зрелищное и изобразительное искусство. Мы не затронули сферу музыки, декоративно-прикладного искусства и некоторых других компонентов культуры, которые должны быть предметом отдельного исследования.

Актуальность исследования. Развитие культуры современного Египта и арабских стран в целом, до сих пор не было объектом специального исторического исследования.

В 1987 г. в российских высших учебных заведениях был введен предмет культурологии, в рамках которого изучается и история мировой культуры. С сожалением приходится констатировать тот факт, что современные работы по истории культуры, предложенные в качестве учебников для российских высших учебных заведений, представляют собой историю развития Западной художественной культуры с периода Древней Греции до постмодернизма. Данные о восточной художественной культуре ограничиваются древним периодом, так как очевиден вклад именно древних египтян, китайцев, индийцев в мировую культуру. Современное же состояние культуры этих народов практически не изучено и представляет собой широкое поле для исследований. Одной из попыток достижения поставленной задачи является и данное диссертационное исследование.

Египет - страна с уникальным культурно-историческим прошлым и, проблематика культурного самопозиционирования и развития, тесно связанная с содержанием явлений культуры, является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Кто же на самом деле египтяне - арабы, африканцы или европейцы, отдельная нация или наслоение эклектики - спор по этим и другим вопросам не утихает до настоящего времени. Какую бы область культурного развития мы не рассматривали, в ней представлены, во

всем их многообразии, различные подходы к оценке культурного статуса страны.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования просматривается в двух аспектах - в научном и практическом, т.е. назрела необходимость, во-первых, в изучении истории культуры новейшего времени и, во-вторых, в использовании полученных выводов на практике.

Степень изученности проблемы. Данная проблематика представляется недостаточно разработанной. Исследователей-египтологов интересовал и интересует, прежде всего, древний период истории египтян: археологические находки, письменность, сохранившиеся памятники искусства. Под влиянием подобных тенденций послединастический период культурного развития Египта практически не рассматривался. Современные тенденции культуры в Египте в период постколониального развития затронуты в монографиях А. М. Васильева «Египет и египтяне», в которой рассматриваются вопросы культурного самоопределения, социальной структуры, религии, места женщины в обществе, быта и уклада народа, тендерные проблемы. Помимо перечисленного, в работе дан анализ аграрных реформ, исламской проблематики. В монографии В. О. Ковтуновича «Вечный Египет»2 исследовано как древнее искусство и литература, так и мировоззрение современных египтян. В работе В. И. Андреева «В стране пирамид»3 описано состояние зрелищно-массового искусства 60-х гг. -театра, кинематографа и др. Книга Дж. Олдриджа «Каир»4 затрагивает вопросы современной живописи, театра и кинематографа.

Недостаточную изученность поставленной проблемы думается можно объяснить двумя причинами: во-первых, историков традиционно интересовало, прежде всего, освобождение страны от колониальной зависимости, т. е. факторы, которые способствовали Июльской революции 1952 г. и дальнейшее независимое развитие страны в социально-

1 Васильев А. М. Египет и египтяне. - М.: Классика плюс, 2000. - 352 с.

2 Ковтунович О. В. Вечный Египет. Очерки прошлого и настоящего долины Нила. - М.: Наука, 1989. - 151 с.

3 Андреев В. И. В стране пирамид. - М.: Наука, 1972. - 357 с.

4 Олдридж Дж. Каир. Биография города. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 304 с.

экономическом аспекте. Второй фактор, позволяющий объяснить скудость материала связан с тем, что изучение истории культуры как отдельной сферы исследовательского поиска вводится в отечественную науку лишь в конце 80-х гг.

Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:

1. Официальные документы Арабской республики Египет;

2. Статистические данные о развитии Египта во второй половине XX века;

3. Художественные произведения египетских авторов;

4. Материалы периодической печати;

5. Репродукции картин египетских художников.

Официальные документы включают в себя: Конституцию Республики Египет 1956 г.,5 утвержденную всенародным плебисцитом 23 июня 1956 г. Данная конституция, утверждавшая завоевания революции 1952 г., провозглашала независимость и суверенность Египта и объявляла своими ценностями искоренение империализма, уничтожение феодализма, искоренение монополий и господства капитала в политической жизни, установление социальной справедливости, создание сильной национальной армии, установление здоровой демократической жизни. Конституция восстанавливала парламентский строй. Органом законодательной власти являлось однопалатное Национальное собрание, исполнительная власть принадлежала президенту.

Конституция Объединенной Арабской Республики, вступившая в силу 25 марта 1964 г.6 представляла собой временный основной закон ОАР, основанный на объявленном переходе страны к социалистической модели развития.

Конституция объявляла Объединенную Арабскую Республику демократическим, социалистическим государством, основанном на союзе

5 Конституция республики Египет 23 июня 1956 г.//Конституция государств Ближнего и Среднего Востока (пер. под ред. и сост. д-ра юр. наук И. Д. Левина). - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. - С. 32-66.

6 Конституция Объединенной Арабской Республики 1964 г.// Конституции стран Африки. Кн.2. (под ред. Л. А. МаликЬ М.: Прогресс, 1966. - С. 125-170.

трудовых сил народа. В соответствии с конституцией основу египетского общества составляла социальная солидарность, экономическую основу -социалистическая система, запрещающая все виды эксплуатации.

Конституция Арабской Республики Египет, утвержденная на референдуме 11 сентября 1971 г.,7 действующая с поправками 1980 г. по настоящее время, сохранила основные идеи, продекларированные после революции 1952 г. Конституция представляет собой сочетание социалистических идей (ликвидация неравенства в доходах, защита рабочих и крестьян, свобода от эксплуатации и т.д.), исламских ценностей (ислам -государственная религия, принципы мусульманского права - основной источник законодательства), положений, связанных с общегуманитарными принципами и норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны. Кроме того, Конституцией 1971 г. было изменено название страны, которое стало звучать Арабская Республика Египет.

Нами были также рассмотрены документы ООН: резолюции ООН, Кэмп-дэвидские соглашения,9 документы министерства внешних дел АРЕ,10 других организаций.11

Кроме того, использовалась работа «Гамаль Абдель Насер. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления 1952-1970 гг.». Были проанализированы документы культурной политики ЮНЕСКО в Египте (Cultural policy in Egypt by Magdy Wahba. Studies and documents on cultural policies).13

www. parliament.gov.eg

8 Resolution №242/http://www.ibiblio.org/sullivan/docs/UNRes242.html Resolution №338/ http://www.ibiblio.org/sullivan/docs/UNRes338.html

9 The Camp David Accords/http://www.ibiblio.org/sullivan/CampDavid-Accords-homepage.html

10 www.mfa.gov.eg

11 U.S. Census Bureau, International Data Base, www.census. gov World Bank Atlas, 1998. - P.42-43.

12 Гамаль Абдель Насер. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления 1952-1970 гг. -М.: Международные отношения, 1979. - 254 с.

13 Cultural policy in Egypt by Magdy Wahba. Studies and documents on cultural policies UNESCO. - Paris, 1972.-95 p.

Другую группу источников представляют справочники со статистическим и фактологическим материалом: «Арабская Республика Египет»;14 «Объединенная Арабская Республика»;15 «Африка: Энциклопедический справочник»,16 «Страны Ближнего Востока

(Справочник)», «Страны Африки: политико-экономический справочник», «Африка: культура и общественное развитие (материал справочного характера)»,19 Ежегодники «Большой Советской Энциклопедии», «Искусство стран и народов мира (энциклопедия)», «Кино: энциклопедический словарь»,21 «Театральная энциклопедия».2

Важнейшими источниками нашей работы стали собственно художественные произведения египетских авторов, написанные во второй половине XX века. Это романы Нагиба Махфуза,23 Абд ар-Рахмана аш-Шаркави,24 Гамаля ал-Гитани,25 Махмуда Теймура;26 рассказы Йусуфа Идриса, Тауфика ал-Хакима, стихотворения Абд ар-Рахмана ал-Хамиси и других египетских авторов на русском и арабском языках. Особый интерес

14 Арабская республика Египет. Справочник - М.: Наука, 1990. - 355 с.

15 Объединенная Арабская Республика. Справочник. - М., 1968. - 438 с.

16 Африка: энциклопедический справочник (отв. ред. Ан. А, Громыко). Т.1.-М.: Сов. энциклопедия, 1987. -672 с.

17 Страны Ближнего Востока: Справочник (Рук. авт. коллектива Черников И. Ф.). - Киев.: Политиздат Украины, 1990. - 335 с.

18 Страны Африки: политико-экономический справочник (под общей редакции Ю. С. Громыко, Ю. С. Грядунова, П. И, Манчхи; сост. Г. Б. Старушенко). - М.: Политиздат, 1988. - 336 с.

19 Африка: культура и общественное развитие (отв. ред. А. А. Громыко) - М.: Наука, 1984.- 399 с.

20 Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика, Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. В 5 томах (ред. коллегия под рук. Иогансон Б. В.). - М.: «Сов. Энциклопедия». - 1962 - 1981. Т. 1. 1962. - 694 с.

21 Кино: энциклопедический словарь (Гл. ред. С. И. Юткевич, редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.) - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 640 с.

22 Театральная энциклопедия. Т.2. (гл. ред. Марков П. А.) - М.: Сов. энциклопедия, 1963. - 1216 с.

23 Нагиб Махфуз (род. в 1911, в Каире) - окончил философский факультет Каирского университета, работал в должности госслужащего, в управлении университета и в министерстве вакфов, затем в должности генерального директора государственной организации кино, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

24 Абд ар-Рахман аш-Шаркави (1921-1987) - общественный деятель, автор произведений на национально-освободительную тему.

25 Гамаль аль-Гитани (род. в 1945 г.) — писатель, журналист.

26 Махмуд Теймур (1894-1973) - писатель, создатель жанра реалистической новеллы.

27 Йусуф Идрис (1927-1991) - писатель, общественный деятель.

28 Тауфик ал-Хаким (1898-1987) - крупнейший прозаик, драматург, публицист, классик арабской литературы. Написал более 10 романов и повестей, 60 пьес, которые переведены на все европейские и другие языки. С 1954 г. - почетный член Академии арабского языка. В 1977 г. награжден премией «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

29 Абд ар-Рахман ал-Хамиси (1920-1987) - поэт, лауреат Ленинской премии 1980 г.

представило эссе египетского литератора Йусуфа Идриса по проблеме культурной жизни Египта и арабского мира в целом.30

Следующей группой источников явились материалы прессы с учетом некоторой тенденциозности в излагаемой в них информации: газета «Аль-Ахрам» (на арабском языке), журнал «The Middle East journal» и российские печатные СМИ: газета «Арабский мир», журналы «Народы Азии и Африки» («Восток»), «Азия и Африка сегодня».

Новейшие веяния в культуре Египта частично отражены в сайтах сети Интернет.

Следующей группой источников стали произведения изобразительного искусства. Нами были использованы репродукции картин египетских художников: Мухаммеда Овейса, Газбии Сирри, Гамаля ас-Сагини, Инджи Эфлатон, Нагги Шакера и других художников.

Для выполнения данной исследования важнейшим источником стали поездки автора диссертации в Египет в 2000 г., в ходе которых автор проводила собственные наблюдения о ситуации в стране. Были проинтервьюированы египтяне с целью выяснения отношения к современной социально-политической ситуации, проблемам культуры, видения дальнейшего развития страны. Проводилось изучение архитектурных сооружений и произведений искусства (Национальный египетский музей в Каире, Луксорский и Карнакский храмы, пирамиды в Гизе).

Историография темы. Тема современной культуры Египта частично исследована в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ал-Холи Амаль Митвали Халид Ибрагима «Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в период правления президента Насера».31 В ней проанализированы развитие

30 Йусуф Идрис о" * *v-. ^A«)Ujj«JI d.ftt""^ jU :»_>*Ш( -.jAi U i tfffi

31 Аль-Холи Амаль Митвали Халид Ибрагим. Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в годы президентства Г. Абдель Насера, 1952-1970 гг.: Дисс. ...канд. ист. наук. -М., 1995. - 171 с.

национального цирка, хореографии, балета в свете становления советско-египетских отношений.

Диссертант обращался также к работам, характеризующим общественно-политическую ситуацию в Египте второй половины XX века. В числе их фундаментальная работа И. П. Беляева, Е. М. Примакова «Египет: время президента Насера»,32 в которой получили освещение основные события времени правления Г. А. Насера, дан анализ проведенным политическим, экономическим и социальным реформам. В работах Б. Г. Сейраняна исследованы особенности развития Египта во второй половине XX века.33 Работа А. Агарышева «Гамаль Абдель Насер»34 посвящена политической деятельности президента АРЕ. В монографиях А. Г. Князева «Египет после Насера. 1970-1981»,35 «Египет 80-х годов»36 рассмотрены особенности преобразований следующего за Г. А. Насером президента А. Садата, дана характеристика А. Садата как личности. Работа А. 3. Егорина «Египет нашего времени»37 освещает некоторые события египетской истории: участие во второй мировой войне, борьбу за Суэцкий канал, кэмп-дэвидские соглашения и др.

Общие вопросы культурологического характера освещены в монографиях Б. С. Ерасова «Культура, религия и цивилизация на Востоке», М. С. Каган и Е. Г. Хилтухиной «Проблема Запад-Восток в культурологии: взаимодействие художественных культур». Культурные взаимодействия с Западом рассмотрены в сборнике «Культура в странах Азии и Африки. Вопросы теории и практики».40

32 Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М.: Мысль, 1974. - 399 с.

33 Сейранян Б. Г. Арабские страны в 70-е тт..II Арабский мир. 3 десятилетия независимого развития. - М.: Наука, 1990.- 372 с; Сейранян Б. Г. Египет// Новейшая история арабских стран Африки. 1917-1987. - М: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 472 с.

34 Агарышев А. Гамаль Абдель Насер. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - 208 с.

35 Князев А. Г. Египет после Насера. 1970-1981. - М.: Наука, 1986. - 301 с.

36 Князев А. Г. Египет 80-х годов. - М.: Знание, 1986. - 64 с.

37 Егорин А. 3. Египет нашего времени. - М.: ИВ РАН, 1998. - 350 с.

38 Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М.: Наука, 1990. - 205 с.

39 Каган М. С. Хилтухина Е. Г. Проблема Запад-Восток в культурологии: взаимодействие художественных культур. -М.: Наука, 1994. - 160 с.

40 Культура в странах Азии и Африки. Вопросы теории и практики. - М.:Наука, 1989. - 232 с.

Исламский фактор, имеющий огромное значение для формирования культурных процессов представлен в монографии А. Б. Борисова «Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.)».41

Особый интерес для диссертанта представили работы, посвященные отдельным компонентам культуры. Уровень развития образования и науки освещен в трудах Д. К. Пономарева,42 основные направления научной деятельности, достижения развития образования в постреволюционный период, проблемы высшего образования рассмотрены в монографии О. К. Дрейера,43 проблемы ликвидации неграмотности, и его причины проанализированы в работах Э. М. Фазельянова,44 анализ качества обучения в египетских учебных заведениях дан в работе К. Слюсаренко.45

Тенденции литературы проанализированы в трудах исследователей-филологов. Творчество отдельных египетских авторов - Нагиба Махфуза, Тауфика ал-Хакима, Гамаля ал-Гитани, Мухаммеда ал-Бусати, Сулеймана Файада и других - исследовано в работах В. Н. Кирпиченко.46 Литературе 50-х гг. XX века посвящена монография В. М. Борисова «Современная египетская проза».47 Творчеству Тауфика ал-Хакима дан анализ в работах К. О. Юнусова.48 Исследованиям египетской поэзии посвящены работы Р. У. Ходжаевой.49 Статьи О. Б. Фроловой освещают проблемы национально-освободительной борьбы.

Процессы, происходящие в сфере изобразительного искусства исследованы в монографии А. А. Богданова «Изобразительное искусство Арабской Республики Египет»,50 статьях Б. В. Веймарна,51 А. М. Кантора.52

41 Борисов А. Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). - М.: Наука, 1991. - 213 с.

42 Пономарев Д. К. Проблемы прсвещения и подготовки кадров в Африке. - М.: Наука, 1980. - 113 с. Пономарев Д. К. Организация и развитие научных исследований в Африке. 60-70-е гг. - М.: Наука, 1974. -234 с.

43 Дрейер О. К. Образование и наука в развивающихся странах. - М: Знание, 1974. - 80 с.

44 Фазельянов Э. М. Египет: человеческий фактор и развитие. - М.: Наука, 1990.-176 с.

45 Слюсаренко К. Система образования в Арабской Республике Египет. - М.: ИЦВШ, 1973. - 51 с.

46 Кирпиченко В. Н. Современная египетская проза (60-70-е гг.). - М.: Наука, 1986. - 293 с.

47 Борисов В. М. Современная египетская проза. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 127 с.

48 Юнусов К. О. Драматургия Тауфика ал-Хакима. - М.: Наука, 1976. - 154 с.

49 Ходжаева Р. У. Очерки развития египетской поэзии (к. XIX - н.60 гг.ХХ в.).-Ташкент.: ФАН, 1985. - 176 с.

50 Богданов А. А. Изобразительное искусство Арабской республики Египет. - М.: Изобразительное искусство, 1975. - 223 с.

Исследование развития киноискусства, творчества египетских режиссеров, основной тематики киноиндустрии - занимает значительное место в работах А. Шахова.53

Театральное искусство исследовано в работе Т. А. Путинцевой,54 где дан анализ произведений египетских драматургов. В работе Д. Добродеева рассмотрены тенденции драматических постановок 70-х. Концептуальное содержание театральных постановок рассмотрено в статье S. К. Hamarnen «An outline of the contemporary Arab theatre».56

Монография египетского ученого Доктора Ахмада Шамс ад-Дина посвящено исследованию современного египетского театра (Д. Ахмад Шамс ад-Дин. Ал-Устурат ал-Хиджаджи фи ал-Масрах ал-Мисри ал-Муасыр).57

Цель данного диссертационного исследования заключается в выявлении важнейших тенденций и особенностей развития египетской культуры (общественно-политическая мысль, образование, наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, зрелищно-массовое искусство) во второй половине XX в., рассмотренных в контексте политических изменений и трансформаций египетского социума. Цель обусловила задачи исследования:

1. Проанализировать влияние социально-политических факторов на развитие культурно-исторических процессов;

2. Исследовать изменения в области интеллектуального развития (общественно-политическая мысль, философия культуры, литература, наука, образование);

51 Веймари Б. В. Изобразительное искусство АРЕ//Искусство народов Африки. Сборник статей. Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени - М.: Искусство, 1975.- С. 263-269.

52 Кантор А. М. Изобразительное искусство XX века. - М.: Иск-во, 1973.- 48 с.

53 Шахов А. С. Кинематограф в общественно-политической жизни Египта: Дисс. ... канд. истор. наук. - М., 1988.- 293 с.

54 Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. - М: Наука, 1977.-312 с.

55Добродеев Д. Традиционное и современное в театрально-зрелищном искусстве Египта// Пути развития театрального искусства Африки. Сборник научных трудов (Составитель Турчин В. М.). - М.: Изд. ГИТИС, 1981.-254 с.

56 Hamarnen S. К. An outline of the contemporary Arab theatre// Problemy literatur orientalnych. - Warsawa. 1974.-p. 81-85.

57 .t>a1m-.>4V0 SjjkliJi . >>лЬиЛ ^>Л ^jujA ^ ^UaJl ejjl^frl, JjJ u*»^ 1^1 .J

(Д. Ахмад Шамс ад-Дин. Ал-Устурат ал-Хиджаджи фи ал-Масрах ал-Мисри ал-Муасыр). Доктор Ахмад Шамс ад-Дин. Современный египетский театр. - Каир, 1975. - 622 с.

3. Изучить процессы становления постколониального искусства Египта;

4. Выявить важнейшие тенденции и направления, характерные для культурных процессов в Египте во второй половине XX века;

5. Сопоставить различные трактовки развития культуры и составить собственную концепцию видения культурного развития Египта.

Хронологические рамки исследования. В исследовании рассматривается период с 1952 по 2000 гг. - на это время пришлось развитие постколониальной, самобытной культуры Египта.

Территориальные рамки исследования охватывают территории Арабской Республики Египет в ее границах, существующих к 1950 г. Вместе с тем, учитывая временное объединение Египта с Сирией в Объединенную Арабскую Республику в 1958 г. и ее распад в 1961 г.; захват части территории Египта в процессе войны 1967 г. до кэмп-дэвидских соглашений 1978 г., к собственно «египетской» мы относим ту территорию, которая в настоящий момент утверждена как Арабская Республика Египет.

Объектом исследования является комплекс базовых элементов культуры Египта.

Предметом исследования выступает процесс историко-культурного развития Египта во второй половине XX века в его различных сегментальных изменениях.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является комплексный подход к изучению истории культуры, совмещающий в себе элементы двух подходов - социологического, который уделяет внимание анализу культуры в контексте измененных социально-политических условий и культурно-исторического, который позволил определить особенности компонентов культуры в процессе их становления. В процессе работы автор добивался воплощения принципов историзма, достоверности, объективности.

При написании работы были использованы общепринятые научные методы конкретно-исторического исследования. Историко-сравнительный

метод, используемый при изучении таких компонентов культуры как литература, искусство, кино, театр, позволил выявить общие тенденции, характеризующие культурную обстановку в целом. Применение историко-системного метода позволило составить целостное представление об историко-культурном развитии Египта во второй половине XX века. Кроме того, был использован эмпирический метод - наблюдение - для составления собственного представления о современной социокультурной ситуации.

Таким образом, исследование носит комплексный системный характер с одновременным описанием отдельных компонентов культуры.

Научная новизна. По уровню развития современной культуры Арабская республика Египет занимает одно из первых мест на Ближнем и Среднем Востоке. Данная работа является первой попыткой всестороннего исследования культурной ситуации в Арабской Республике Египет, для чего автор на основе многочисленных источников стремился сопоставить, систематизировать и проанализировать разрозненные данные о современной культуре Египта.

Практическое значение диссертации состоит в возможности применения результатов исследования при изучении актуальных вопросов культурного развития стран Востока и при разработке проблематики истории мировой культуры, при освещении отдельных культурных процессов в арабских странах.

Выводы, анализ и информация, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособий и при подготовке вузовских лекционных курсов по истории культуры современной Северной Африки.

Структура работы подчинена исследовательской логике, определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях автора на различных научных конференциях.

Наиболее значительные результаты работы и выводы были изложены на всероссийской конференции «Проблемы и перспективы современного общества» (Казань, 10-11 декабря 2003 г.), международной конференции «Этические проблемы развития современной цивилизации» (Пенза, 4 января 2004 г.), конференции арабистов Института Востоковедения РАН «Глобализация и арабский мир» (Москва, 12-14 апреля 2004 г.), международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 13-15 апреля 2004 г.), международном конгрессе востоковедов 1С ANAS - 37 (Москва, 16-21 августа 2004 г.).

Глава 1. Особенности историко-культурного развития Египта

В политическом развитии АРЕ во второй половине XX в. можно выделить некоторые вехи, обусловившие дальнейшее развитие страны: это, во-первых, революцию 1952 г.; во-вторых, так называемую «революцию 1971 г.», когда произошел переход страны на капиталистический путь развития; и, в третьих, период совмещения достижений двух предыдущих этапов с 1981 г. Эти периоды, как отмечает Б. Г. Сейранян, «ассоциируются соответственно с именами Гамаля Абдель Насера, Анвара Садата и Хосни Мубарака». Экономические процессы происходящие в Египте второй половины XX в. представляют особый интерес уже своей динамичной сменой концепций развития страны: социализм Г. А. Насера с щадящими условиями для мелких собственников и последующий НЭП, переход на капиталистический уклад А. Садата, либеральная модель X. Мубарака.

Актуальна на сегодняшний день и проблема культурного самопозиционирования АРЕ. В связи с данным вопросом интересна сравнительная характеристика основных концепций культурного статуса страны: ориентация на ислам, запад, эклектика и др.

В главе проводится собственное видение ан-Нахды как подъема отдельного периода культурного развития в отличие от понимания данного термина как «ренессанса», «возрождения» в результате чего возникают сложности в восприятии смыслового содержания данного слова.

Развитие образования и науки - успехи и проблемы проводимой политики в данной области культуры; особенности процессов ликвидации неграмотности; обучение в вузах; разновидности предметов, преподаваемых в учебных заведениях, основные направления научной деятельности -составляют один из базовых компонентов культурного развития страны.

58 Сейранян Б. Три цвета времени// Азия и Африка сегодня. - 1992. №7. - С. 2.

Литература рассматривается в свете тематических изменений в зависимости от восприятия писателями и поэтами основных политических, экономических и социальных процессов. Особого внимания заслуживает анализ различных течений: модернизма, экспрессионизма, абсурдизма и других.

§ 1.1. Социально-политические предпосылки историко-культурной трансформации Египта

Во второй половине XX в. Египет претерпел целый ряд политических трансформаций. За 50 лет сменилось три руководителя59: президенты Г. А. Насер, А. Садат, X. Мубарак, с противоположными представлениями об укладе страны, что не могло не оказать дестабилизирующего воздействия на поступательное развитие республики во всех отношениях. Эти факторы привели к возникновению совершенно разных условий для развития культуры страны.

В 1951 г. Египет был оккупирован англичанами в результате отмены договора 1936 г. По данному договору Британия имела право оставить часть своих военных в районе Суэцкого канала. Таким образом, начало исследуемого периода ознаменовано милитаризированностью общества, что, как будет видно позднее, отразилось во всех областях культуры страны.

Несомненен тот факт, что самой значительной датой для египтян, ставшей как бы новой точкой отчета для исторического развития во второй половине XX в., стала революция 1952 г., когда королевская власть60 была сменена властью так называемых «свободных офицеров», главной целью которых было освобождение страны от британского влияния. Естественно, что смена власти в таком глобальном масштабе не могла не вызвать трансформации, выходящие за рамки освобожденческих идей. Хотя, как



59 Речь идет о президентах, сыгравших значительную роль в развитии Египта. В данном случае не учтены такие политические фигуры как король Фарук (правил до революции 1952 г.), Мухаммед Нагиб (был главой государства до 1954 г., смещен Г. А. Насером).


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница