Особенности идентичности молодежи в современном обществе как социально-философская проблема диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук



страница1/14
Дата15.06.2016
Размер2.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

им. А.Баховаддинова

АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
На правах рукописи

Гарибианхалилабад Зохрех Голамаббас


Особенности идентичности молодежи в современном обществе как социально-философская проблема
ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Специальность: 09.00.11 – социальная философия

Научный руководитель:

Фаттоев Саидмурод Самадович доктор философских наук

Кошонов Субхон Кошонович – кандидат философских наук
Душанбе - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………

ГЛАВА I. Понятие и сущность этнической идентичности: теоретические основы

§ 1. Теоретическое осмысление этнической идентичности в философско-социологической литературе……….

§ 2. Исторический очерк формирования этнической идентичности в Иране…….

Глава 2. ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИИ ИРАНА

§1.Механизмы определения этнической идентичности молодежи Ирана………………………………………………………………………………….….

§ 2. Основные особенности и тенденции формирования этнической идентичности иранской молодежи ……………… ……………………………

Заключение………………………………………………………………………………

Библиография…………………………………………………………………………..

Введение
Актуальность темы исследования. Национальная идентичность у каждого народа формировалась одновременно с духовной эволюцией человека, и история этого формирования имеет свои этапы, так или иначе связанные с общим развитием человечества, с событиями, отличающимися глобальным характером. В условиях современного Ирана национальной идентичности молодёжи приобретает особая значение. Очевидно, что без отчетливой национальной идентичности институциональная структура общества не может быть стабильной, а устойчивое развитие общества успешным.

Различные подходы к определению духовно-нравственных ценностей разных народов, игнорирование самобытности индивидуумов различных обществ весьма осложняют процесс формирование самосознания этих индивидуумов. Молодое поколение, учащиеся и студенты, принадлежащие к обществам, в которых не особо придерживаются национальных традиций и не проявляют должного внимания к своему языку, религии, национальности, а порой и стыдятся своей национальной самобытности, оказались втянутыми “кризис идентичности”. Именно так называют складывающуюся ситуацию философы и политологи. Скептицизм молодого поколения вызывал тревогу и беспокойство мыслителей во все времена. Между тем фактор национального самосознания всегда имел и имеет до сих пор особое значение в процессе развития национальной идентичности, для сохранения которой каждая страна использует свои подходы и методы, равно как и в процессе воспитания и образования молодого поколения.

Внутренние преобразования в Иране ещё более актуализируют наше исследование. Вопросы, связанные с национальной идентичностью, в Иране приобрели острую актуальность после Исламской Революции и падения шахского режима, при котором преобладали привилегированное самосознание правящего класса и монополия на политическую жизнь.

Актуальность представленного исследования также заключается в том, что в нем проведен глубокий анализ степени осведомленности молодых людей о чувстве национальной идентичности, при этом аргументировано обосновывалась связь индивидуального и социального поведения в этом процессе.

В своем исследовании мы решили рассмотреть такую прослойку современного общества, как студенчество. Студенты являются той движущей силой, которая способна повлиять на будущее этого общества и его культуру. Будучи восприемниками культурного наследия прошлого, они передают его своим будущим потомкам. Для формирования национальной идентичности молодежи и ее социальной ориентации последнее имеет особенно важное значение. Главное здесь своевременно оградить молодых людей от влияния чуждой культуры.

Иран в этом плане не является исключением, здесь также пытаются научить молодое поколение правильному пониманию национальной самобытности, и этот процесс «научения» имел свои взлеты и падения.

После победы Исламской революции в Иране 1979 г. и распада шахского режима неизбежно последовал и разрушение светской идентичности которая на протяжении 35 лет определяло психологию и массовое сознание подавляющего населении Ирана. В жизнь стали внедряться новые культурные и религиозные нормы и ценности взамен старых. Из истории революции видно, как в период войны Ираком (1980 по 1988гг.) стремительно вырос морально – патриотический дух народа, дух борьбы за сохранение независимости культурных и религиозных ценностей, дух коллективизма, особенно в сознании молодежи. Однако со временем в обществе произошли кардинальные перемены, и во многом эти перемены были связаны с деятельностью молодежи, студентов, с их отношением к нормам национального самосознания. В современных обществах отмечается скептический настрой молодежи ко всему происходящему, что может привести к кризису идентичности и конфликтам, к расколу среди молодежи.

Согласно исследованию, проведенному в 2004г. Национальной молодежной организацией Ирана по вопросу национальной идентичности, у 75 % молодежи последняя оказалась несформировавшейся до 25-30 лет: 47 % девочек и 25 % юношей из числа опрошенных желали быть лицом противоположного пола; 64 % молодых людей не заботит правильное и качественное выполнение своей работы; 58 % считают, что не имеют политических убеждений, а 52 % отметили, что их политические взгляды определяет семья; у 53 % молодежи прослеживается настроение самоотчужденности; 86 % молодежи вообще не очень хорошо отзываются о людях, считая, что те пренебрежительно относятся к общепринятым нормам и правилам и не выполняют своих прямых обязанностей. Эта категория молодежи считает, что имеет полное право быть таковой.1

Факторы, влияющие на самосознание личности, начинают свое воздействие уже в подростковом возрасте и к 30 годам полностью формируют идентичность молодого человека.

Сегодня в Иране особенно заметно наблюдается всевозрастающее влияние других, чуждых культур на общество. При этом можно говорить о таких реакциях молодежи на происходящее: одна ее часть сопротивляется влиянию чуждой культуры, стараясь сохранить свои культурные корни; другие молодые люди вполне лояльны к этому влиянию и приемлют его; наиболее же активная часть молодежи старается рационально использовать положительные стороны другой культуры, увязав их со своими традиционными культурными ценностями.

По утверждению западного исследователя Леонарда Биндера, “если страна желает достичь должного роста и развития, то она должна пережить пять кризисов: кризис идентичности, кризис партнерства, кризис легитимности, кризис влияния и кризис распределения”.2По его замечанию, промышленно развитые страны тем и отличаются от развивающихся стран, что в прошлом успешно справились с кризисом идентичности. Поэтому можно говорить о том, что укрепление национального самосознания в обществе должно привести к укреплению видимых и невидимых связей ценностей и социальной сплоченности молодежи с обществом. Во второй половине XX в. в США произошла кардинальная трансформация в обществе, произошел упадок активности и духа коллективизма. Граждане не желают принимать участия в решении проблем, заметно снижение национальной идентичности в социальной жизни, имеет место недоверия граждан к социальным институтам.3

По мнению ученых, молодое поколение действует под влиянием личных факторов и побуждений, и здесь главное правильно оценить мотивацию их действий, дать научное понимание происходящего. Поведению молодых людей присущи в основном три элемента познавательный, эмоциональный и поведенческий, которые способствуют возникновению тех или иных тенденций, а последние могут оказаться и долговременными.4

В устойчивом развитии культурных, политических, социальных и экономических категорий важную роль играет образованность общества. Каждый молодой человек должен задаться вопросом: “Кто я и кем я должен быть?” То общество, в котором молодые люди могут ответить на этот вопрос, может быть спокойно за индивидуальную, коллективную и национальную идентичность, за свое будущее.

Государство должно стремиться к пониманию нужд и чаяний своих граждан, особенно студентов и учащихся, иметь возможность предсказывать ситуацию, используя современные информационные технологии, учитывая степень стремления личности общества к своему самоосознанию. Глубокое понимание этих моментов позволит государству более верно планировать свою политику.

Помимо этого, на внутренние события стран и их национальную идентичность неизбежно влияют международные факторы. Культурные связи являются наиболее важным фактором, способствующим сближению и взаимопониманию государств и народов, наряду с экономическим, политическим и социальным взаимодействием. Современные технологии ускорили процесс глобализации, взаимовлияние культур идет с удвоенной скоростью, избежать этого невозможно.

Одним из самых основных и важных последствий глобализации является преобразование и трансформация государства – нации.5



Степень разработанности проблемы. Впервые термин “индивидуальная идентичность” было использовано учёным Эриксоном (Ericson) в 1968 г. Он утверждал, что идентичность – это те ощущения, которые личность переживает в ранний период молодости, когда она отделяет себя от других, думая о своей исключительности, «отличности» от других, когда в личности преобладает максимализм. Поэтому выработка идентичности предлагает создание гармонии между представлением индивидуума о себе и представлением других о нём.6 Эриксон был одним из первых мыслителей, который в 1963г. применил понятие “моя идентичность” для описания психических проблем некоторых военных, вернувшихся после второй мировой войны. Он заметил, что эти солдаты были не в состоянии стать мирными гражданами, они были бессильны перед своей новой ответственностью перед обществом. За время войны они потеряли связь с жизнью. Как отмечал ученый, они утратили понятие идентичности. Они знали – кто они, в них была личная идентичность, но они считали её слабой, в них преобладала апатия, связь с прошлым была прервана, они чувствовали смятение и тревогу. Вот это Эриксон впоследствии и называл “моей идентичностью”.7

В 1999г. Джеймс Нарсия назвал идентичность составляющей структуры психологии, он считал, что идентичность – это та точка зрения, которой придерживается индивидуум относительно себя, что в свою очередь создает в нем положительные ощущения.

Другой ученый Эренсон – в 1971 г. пришёл к выводу, что одним из важных факторов, заставляющих человека действовать эффективно, серьёзно и усердно, является его чувство собственного достоинства. Оно укрепляет в нем его идентичность и опору на собственные силы, человек вопреки ожиданиям других берется за что-то и достойно завершает его.8

Известные ученые – психологи Саливан (Salivan), Берн (Bern) ,Адлер (Adler) и Хорней (Hornai) особое внимание обратили внутренним аспектам идентичности, т. е. сущности поступков индивидиума – “персональной идентичности”, чтобы определить соответствие в аспекте “я и внешний мир”.9

По мнению Кастельса, идентичность – это понятие, которое соединяет личность и его внутренний мир с коллективным пространством социальных отношений.10

Келнер в 1966г. писал, что идентичность в ходе исторического процесса разделяется на три периода:

1) домодернистская идентичность;

2) модернистская идентичность;

3) постмодернистская идентичность.11

Стюарт Хол в своей статье “Старые и новые идентичности и старые и новые народности” также подвергает критике устаревшую логику. Он рассматривает идентичность как внутреннюю сущность, слитную, единую, самодостаточную, возвышенную и естественную. Он уверен, что идентичность в какой-то степени - это легенда и что-то вроде демонстративности и показухи, которые постоянно сопровождают её. Идентичность нестабильна и непостоянна, она никогда не бывает полноценной и никогда не имеет конца, она постоянно подвержена изменениям.12

Джордон (Jordоn) в 1994г. пришёл к выводу, что идентичность имеет неразрывную связь с различием (неидентичностью). Неидентичности всегда включают в себе могущество и силу, которые строятся с помощью обществ, правительств и символов, а также посредством них сохраняются и укрепляются. Значит, там, где есть неидентичность и различие, там правят могущество и власть.13

Наряду с Западными исследователями существуют и большое количество исследования иранских ученых о национальной идентичности. К примеру, Файз Даргахи в 1995г. исследовал факторы, способствующие развитию идентичности девочек – третьеклассниц. Результаты показали, что у школьниц понятие об идентичности хаотичное запутанное и что они не готовы к ответственности за что-либо. Ростгу Мукаддам в своем исследовании в 1997г. приходит к выводу, что с возрастом идентичность подвергается изменениям, другими словами, идентичность школьников прочно связана с их возрастом и переходом из класса в класс.

Хусейн Табатаби в 1998г. провёл сравнительный анализ идентичности среди подростков и более взрослых юношей. Мешхеда и доказал, что между ними существует разница в их идентичности: чем старше возраст, тем больше преобладает зрелая идентичность.14

В 1998г. Ахунди, проведя анализ национальной и религиозной идентичности молодёжи города Мешхеда и степени влияния социальных отношений на эту идентичность, пришёл к выводу, что теоретическая приверженность к религии и национальности преобладает над практической приверженностью к ним.15

В 1999 г. Иснаашари в своей работе “Влияние семьи и её религиозных убеждений на формирование идентичности молодежи г. Исфагана” показал тесную связь между формированием идентичности молодых и либерализмом родителей.

Джавади Ягане и Азизи в 1999г. провели исследование под названием “Фактор СМИ и его влияние на культурную и социальную идентичность молодежи г. Шираза”. Результаты показали, что в социальном плане 92%, а в культурном – 75% опрошенных подтвердили влияние этого фактора на их идентичность.

Мунади в 2000г. в свою очередь отмечал: “Рассматривая связь времен и поколений (деда, сына и внука) и сравнивая идентичность трех поколений, а также их психологическое состояние, мы пришли к выводу, что старшее поколение живет в сравнительном спокойствии и обладает наибольшей моральной и нравственной устойчивостью”.16

В 2004г. Ихван изучил индивидуально – коллективные факторы, влияющие на формирование идентичности подростков. Результаты этого исследования показали, что между индивидуальными показателями (возраст, пол, годы учебы) и структурой семьи (дети, социальное положение родителей) в формировании идентичности подростков нет никакой связи, в то время как между учебными отраслями и составными частями идентичности существует заметная связь.17

Хаджапур (2006г.), “сравнивая методы воспитания детей с факторами стилей идентичности и рассматривая отношения обучающихся девочек и мальчиков в Ширазе, констатировал, что:


  1. между методами воспитания детей и стилями идентичности существует значительная разница;

  2. существует значительная разница между ранним формированием идентичности у девочек и мальчиков;

  3. есть существенная связь между стилем воспитания детей и их полом;

  4. между формами идентичности у социальных слоев нет существенной разницы;

  5. существенная связь просматривается в методах воспитания между социальными классами.

Гулмухаммади в 2007г. в своей работе “Роль образовательных факторов в сохранении и укреплении национальной и религиозной идентичности в условиях глобализации” отмечал, что глобализация – это сложный и неизбежный процесс, значительно повлиявший на экономику, политику и культуру. Состояние культуры иранского общества и его древняя цивилизация, по его мнению, нуждаются в правильной культурной политике, благодаря которой молодёжь не столкнется с кризисом идентичности и не подвергнется блужданию и растерянности. В связи с этим определяющую роль играют официальные и неофициальные образовательные учреждения.18

Резайи в 2007г. исследовал языковую и литературную связь и факторы национальной и религиозной идентичности и пришел к выводу, что противостояние религиозной самобытности и национальной идентичности приносит скрытые плоды, в то время как противостояние между национальной идентичностью и религиозной самобытностью дает вполне ясные результаты, поскольку национальная идентичность заключена в рамках национальной географической самобытности, в то время как религиозная идентичность не знает границ и свободно распространяется за пределы любого государства.19

Садекзаде и Мунади в 2008г. в опубликовали работу “Место и роль символов национального самосознания в учебниках по персидской литературе и истории в средних школах”. В ней они отмечали, что изучение национальной идентичности в упомянутых выше книгах было неполным и эпизодическим, в них нет полноценного анализа символов национальной идентичности.20

Разави Динани и Шарифи в 2010г. провели анализ факторов, влияющих на национальную идентичность молодежи в г.Араке. Результаты показали, что между социальными параметрами, социальным капиталом и национальной идентичностью молодежи г.Арака существенной связи нет, однако наблюдается влияние на нее социально – экономических факторов, СМИ, спутниковых каналов, а также радио и телевидения провинции Астан.21

Фарши Собхиз и Мунади в 2010г. исследовали вопрос влияния идентичности матерей на формирование гендерной идентичности девочек – подростков в г.Техране. Ученые воспользовались теорией коммуникабельности и методами воспитания в обществе. Те матери, для которых не имел значения пол их ребенка, в своей воспитательной работе были наиболее демократичными.22

Хасан Момени, выявляя факторы, влияющие на формирование национальной идентичности учащихся средней школы в г.Дехлоран, пришел к выводу, что, кроме социально – экономической базы, здесь немалую роль играет и степень восприятия подростками происходящего вокруг них, особенно на начальной стадии становления их зрелости.23

Вопросы нации, этноса, национальной идентичности в бывшем Советском Союзе рассматривались в трудах Аратюнова С.А., Бромлея Ю.В., Дашдамира А.Ф., Джунусова М.С., Здравомыслова А.Г., Калтахчяна С.Т., Козлова В.И., Кушнера П.И., Мнацаканяна М.О. Рогачева П.М., Свердлина М.А., Токарева С.А., Чебоксарова Н.Н., Широкогорова С.М.

Изучение проблемы этногенезиса и национальной идентичности таджикской нации в прошлом и настоящем рассматривались в работах: Абашин С., Абдуллоев К., Асадуллаев И., Ахмедов С., Ашуров А., Андреева М.С., Асимова М.С., Аскарова А.А., Бартольда В.В., Богоутдинова А.М., Бурякова Ю.Ф., Бушков В., Гафурова Б.Г., Гиёев К., Додихудоев Х., Идиев Х., Имомва Ш., Искандарова Б.И., Кузьмин А., Кислякова Н.А., Литвинского Б.А. Масона В.И., Моногарова Л.Ф., Мадамиджанова З., Масов Р., Микульский Д., Негматова Н.Н., Олимов М., Поляков С., Рахимов Р., Саидмурадов Х., Самиев А., Сафаров С., Сусаров А., Трофимов Д., Турсунзод А., Ханыкова Н., Ходжаева Т.К., Чвырь Л., Чернышев И., Шарипов И., Шукурова М.Ш., Шозимов П.24

Таким образом, все вышерассмотренные нами работ, можно разделить на две категории. Первая категория включает в себя исследования, в которых рассматриваются только идентичность и факторы, влияющие на неё. Во второй категории работ, помимо многочисленных факторов, влияющих на идентичность, рассматривается также связь национальной идентичности с фундаментальными переменами, происходящими в обществе. Несмотря на обширные дискуссии о национальной идентичности, длившихся десятилетиями, можно утверждать, что до сих пор всеобъемлющей теории, рассматривающей все или хотя бы большую часть изменений и перемен, связанных с национальной идентичностью, мы так и не имеем. Между тем во многих работах были использованы общие теории из социологии и социальной психологии. Кроме того, за исключением нескольких работ, в большинстве из них не поставлен вопрос о развитии национальной идентичности, а упоминаются лишь факторы, влияющие на нее. В то же время они пишут о национальной идентичности как зависимом параметре, испытывающем на себе влияние таких многочисленных независимых параметров, как социальная гармония, социально-экономическая база, коллективные ценности, религиозные убеждения, социальное восприятие, коммуникабельность, самобытность, фактор взаимоотношений, исторические, географические, языковые и литературные факторы, работа, пол, образование и т.д.

В своей диссертационной работе в отличие от указанных выше работ мы попытались ответить на самый главный для нас вопрос: каковы же факторы, влияющие на формирование отношения студентов (эмоции и поведение, основанные на теоретических и практических данных) к национальной идентичности ? При этом нами использовались не только теоретические выкладки, но и практические данные в форме опроса и фокусгруппы.

По мимо указанных выше трех элементов, мы изучили также социальные и культурные факторы, такие, как социальная сплоченность, доверие, социально – экономическая база семьи, группа сверстников, университет и т.д.

Большое значение для нашего исследования имели также такие базовые элементы, как пол, возраст, образование родителей, образование молодого человека, социальный класс и т.д.

Хорошо осознавая важность развития национальной идентичности и воздействие на нее социальных, экономических ценностей, многообразие социальных ролей, далее мы попытаемся конкретизировать особенно важные вопросы по теме идентичности и ответить на них с учетом, конечно, того, что уже было сделано другими учеными.

Объектом данного исследования является современная студенческая молодежь, культурные и религиозные нормы и ценности иранского общества. В ходе работы объектом исследования становилась не только юноши и девушки, но и другие страты и демографические группы общества.

Предметом исследования является изучение того, как формировалась проблема национальной идентичности молодежи в Иране, выраженная как историческом, так и современном параметре. В предмет исследования также входит процесс категоризации современной молодежи Ирана и каким образом это категоризация влияла и предопределяла на выбор социально-идентичности молодежи страны.

Цель и задачи исследования является определение устремленности студентов к тенденции национальной идентичности (ТНИ), а также выявление социальных и культурных факторов, влияющих на этот процесс.

В свою очередь цель нашей работы обусловила постановку и решение следующих задач:

− определение взаимосвязи между социально – экономической базой семьи и ориентацией студентов на этническую идентичность;

− влияния социальных ценностей на развитие у студентов сознания своей этнической идентичности;

− установление взаимосвязи между различными социальными явлениями и отношением студентов к этнической идентичности.

- обоснование связи между культурой диалога, доверия в взаимоотношениях и толерантности и стремлением студентов к этнической идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. По мнению Роберта Мертона, “понятие целевых исследований в некоторой степени требует, чтобы опытное исследование было проведено таким образом, чтобы оно дало ясные итоги для построения теоретической системы”. Исследователю часто разрабатывать составлять небольшие теории с тем, чтобы cвязать гипотезы с более обобщённой теорией. Немало тех, кто верит в то, что целью социологической теории является достижение социального согласия. Общепризнанным, является тот факт что часто утверждения исследователей не уживаются с социальными теориями, поскольку их научная деятельность ограничивается теоретическими рамками, и результаты их опытного исследования в конечном итоге приводят к эмпирическим обобщениям. Иными словами, социологи часто завершают свои исследования постановкой абстрактной проблемы, что не позволяет сделать конкретных выводов.

Мы попытались в нашем исследовании по мере возможности рассмотреть почти все уже существующие теории и точки зрения, имеющие отношение к предмету и цели анализа с тем, чтобы на их основе создать свою теорию, касающуюся непосредственно нашей темы. Для этого на основе конкретных критериев (в основном на уровне анализа явлений), существующих теорий, связанных с зависимыми и независимыми параметрами, мы классифицировали уже проведенные исследования с целью решения поставленных нами задач и пока еще нерешенных проблем.25



Идентичность, в теоретическом смысле, означает то, что есть в индивидууме и находится на подсознательном уровне, за исключением случаев, когда опыт нарушает существующий баланс, т.е. чем больше опыт, тем выше идентичность. Именно в это время человек осознает свою идентичность и с приобретением опыта добавляет новую структуру в свою идентичность.26

Информационная база диссертации была основа на таких антропологических и социологических методах исследования как: наблюдение, беседа, интервьюирование и социологических опрос. Работа над конкретным эмпирическим материалом, использовались труду видных специалистов в области социальной философии, социологии, политологии, истории, культуры и религии.

Научная новизна работы определяется совокупностью поставленных задач, включающих как теоретико-методологические, так и конкретно-эмпирическое изучение такого социального феномена как молодежная идентичность и её роль в воспитании и социализации молодежи в Иране. Отсутствие специальных монографических работ по данной проблеме, а также изучение её в системном аспекте, который включает как теоретические, так и практические параметры, позволяет рассматривать представленную работу как обладающую научной новизной. Теоретическая и практическая новизна работы заключается в следующем:

  1. Впервые на примере современных западноевропейских методологических подходов выявлены в контексте, которые обуславливают преимущественные стороны, а также недостатки этих подходов при изучении проблемы национальной идентичности;

  2. Переосмысленный такие понятие как нация, этнос, национальная и молодежная идентичность в контексте социокультурной реальности современного иранского общества;

  3. Выявлена междисциплинарная связь между философскими, социальными, социологическими категориями в вопросе об молодежной идентичности;

  4. Раскрыт процесс конструирования новой социальной системы взаимоотношений молодежи после революции в Иране;

  5. Раскрыты проблемы, связанные с ходом конструирование современной молодежи идентичности на примере исследованию таких форм как: коллективные ценности, участие в национально-религиозных церемониях, культура диалога, освоение ролей, социально-экономический статус, демографические параметры, оценки когнитивного аспекта в тенденции студентов к национальной идентичности, эмоционального, поведенческого аспекта, семья, занятость и т.д.

  6. Рассматривается основы борьбы между культурными явлениями прошлого и настоящего среди студенческой молодежи по вопросам национальной идентичности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Различные подходы к определению духовно-нравственных ценностей разных народов, игнорирование самобытности индивидуумов различных обществ весьма осложняют процесс самосознания этих индивидуумов. Молодое поколение, учащиеся и студенты, принадлежащие к обществам, в которых не особо придерживаются национальных традиций и не проявляют должного внимания к своему языку, религии, национальности, а порой и стыдятся своей национальной самобытности, оказались втянутыми в “кризис идентичности”.

2. К сущностным особенностям национальной идентичности молодежи Ирана можно отнести: неразрывную связь идентичности этнической и религиозной; признание независимости и суверенности государства как базиса этнической идентичности; коллективизм; значительная устойчивость и значимость исторической памяти и исторического самосознания, гордость за историю своего государства; уважение к старшим; уважение к знанию и его источнику; неуцклонное следование нормам шариата в повседневной жизни и иные особенности, обусловленные религиозной и исторической спецификой иранского общества.

3. Этническая идентичность Ирана насчитывает более трех тысяч лет. Можно выделить следующие периоды, оказавшие наиболее значительное влияние на формирование ее содержания: 1) ахеменидский, 2) зороастрийский, 3) сасанидский, 4) исламский, 5) период династии Каджаров, 6) период Апрельской революции, 7) современный период.

4. В современных обществах, в том числе и в Иране отмечается скептический настрой молодежи ко всему происходящему, что может привести к кризису идентичности и конфликтам, к расколу среди молодежи. Данное обстоятельство отличается от актуальной тенденции в этнической идентичности молодежи предшествующего исторического этапа, для которого был характерен морально – патриотический дух народа, дух борьбы за сохранение культурных и религиозных ценностей, дух коллективизма, особенно в сознании молодежи.

5. На формирование этнической идентичности существенное влияние оказывают такие социальные ценности, как гордость за историческое прошлое народа, гордость за достижения государства и проводимую им политику, привязанность к группе, искренность с однокашниками, совместные походы с однокурсниками, защиту государственных интересов и участие в выборах.

6. В результате эмпирической части исследования установлено, что: а)чем выше уровень ценностей в семье, тем сильнее тенденция к национальной идентичности; б)уровень тенденции к национальной идентичности напрямую зависит от уровня образования родителей, причем от уровня образования отцов в большей мере, чем от образования матерей, что свидетельствует о сохранении патриориентированной модели семейного воспитания в иранском обществе; в) классические средства массовой информации, никак не влияют на повышение или понижение уровня тенденции индивидуумов к национальной идентичности, в то же время, высоко влияние телевидения и Интрнета.

7. Важным является эмпирически установленный факт, того, что чем выше уровень у индивидуумов, довольства жизнью, тем выше уровень их тенденции к национальной идентичности, показывающий взаимосвязь между социально – экономической базой семьи и ориентацией студентов на национальную идентичность .

8. Национальная идентичность молодежи Ирана находится в процессе изменения, обусловленного факторами глобализации и актуальной внутренней политики государства, сохраняет коллективистский, религиозный и эстатистский характер, как и на предыдущих исторических этапах, но с более четко выраженной ориентацией на освоение технологических преимуществ глобализации и занятие страной более высокого места в мире.

Научно практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития проблем идентичности молодежи. Теоретические выводы и результаты, полученные в диссертационной работы представляют собой конкретный вклад в методологическую проблематику, связанную контекстуальной реализации теоретических подходов в специфическом социально-политическом и культурном контексте иранского социума.

В процессе демократизации правительства вынуждены считаться с национальной самобытностью. При этом большое внимание следует уделить студенческой молодежи, ее настроениям и устремления, выявляя слабые и сильные стороны существующего положения дел. В этом плане наша диссертационная работа в некоторой степени заполняет вакуум, имеющийся в данном вопросе. По нашему мнению, укрепление национального самосознания в студенческой среде может иметь большой эффект в повышении роли молодежи в политических, социальных и культурных процессах.

Наконец, с практической точки зрения, данное исследование может быть воспринято как научная оценка состояния национальной идентичности в Иране, в нем также указываются методы решения существующих проблем в этой области.

Заметим, что проблеме национальной идентичности посвящено множество исследований, что же касается изучения факторов, влияющих на отношение студентов к национальной идентичности в Иране, то они практически не изучены.

Полученные в диссертационной работы результаты могут быть также использованы в соответствующих спецкурсах в преподавании социальной философии, социологии, социальной антропологии в ВУЗах Ирана.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседание Отдела социальной философии и Отдела социологии Института философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и сообщений в государственных и свободных учебных заведений провинции Гулистан Ирана.

Основное содержание диссертации отражено в монографии, статьях и учебно-методических разработках в общем объеме более 20 печатных листов.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

По теме и проблематике диссертации автором опубликованы:



Монографии и разделы в коллективных монографиях:

1. Фолкдор.- Душанбе: Ирфон,2014.- 96с

2. Национальная идентичность: краткая история, принципы и теории.- Душанбе: Истеъдод, 2014.- 96с.

3. Мехргон.- Душанбе: Истеъдод, 2014.- 72с.

4. Национальная идентичность // Труды Таджикского национального университета. - Душанбе: Ирфон, 2014.- 56с.

Статьи и тезисы:

1. Представление главных элементов национальной идентичнсти// Ведомости Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни.- Душанбе.- 2012.-№ 5. -С. 53.

2. Пути сохранения и укрепления национальной идентичности в условиях глобализации// Ведомости Академии Наук Республики Таджикистан. Сер.: философия и право.- Душанбе.- 2012 .-№ 1. -С. 126.

3. Уязвимость национальной идентичности сред иранской молодежи// // Ведомости Академии Наук Республики Таджикистан. Сер.: философия и право.- Душанбе.- 2012.-№ 1 . –С.126.

3. Исследование связи национального менталитета и его роль в иранском модернизме// Ведомости Таджикского национального университета.- Душанбе.- 2012.-№ 3.-С.185.

4. Изучение роли национального самосознания иранского народа и его связи с языком и мифологией Ирана// Ведомости Таджикского национального университета.- Душанбе.- 2013.-№ 3. -С.158.




Каталог: images -> liber -> dissertation
dissertation -> Сиамак Сейед Али Философские вопросы абсурдистских драм Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско
dissertation -> Сравнительное исследование гносеологической теории ибн сины и шахабуддина сухраварди
dissertation -> Кандидата философских наук
dissertation -> Академия наук республики таджикистан
dissertation -> Философские аспекты учения ахмада сархинди
dissertation -> Мусави Влияние, взаимосвязь социального капитала и развода в современном иранском обществе (на примере г. Мешхед ири) /Социально-философский анализ
dissertation -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность
dissertation -> Академия наук республики таджикистан


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница