Особенности формирования целемотивационного компонента речевого высказывания у детей с онр




Скачать 53.58 Kb.
Дата14.08.2016
Размер53.58 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕМОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Артеменко О.Н., Озерова И.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как звуковой, так и смысловой сторонам.

Своеобразие общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста состоит в том, что каждый из языковых компонентов (фонетика и фонематика, лексика и грамматика) имеет особенности, обусловленные не только глубиной поражения, но и их соотношением со спонтанным речевым развитием. Необходимо учитывать, что у дошкольников с общим недоразвитей речи, несмотря на имевшиеся отклонения, происходит своеобразное поступательное развитие элементарных форм речи, накопление неосознанных звуковых морфологических обобщений, что обуславливает различную речевую зрелость и готовность к обучению грамоте.

Типичным для всей категории детей с общим недоразвитием речи является позднее начало речи (отсутствие элементарной фразовой речи к 3 годам), резко ограниченный словарный запас; выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, слоговой структуры слова.

При общем недоразвитии речи для детей 3 – 4 лет характерен ярко выраженный аграмматизм. Речевые средства, которыми обладает ребенок, недостаточны для его нормального общения с окружающими. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь непонятна для окружающих. Осознание этого отрицательно сказывается на формировании его характера. У некоторых детей появляется раздражительность, у других – замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт с окружающими, упрямство.

Чтобы ребенок сам по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнув потребность в общении со взрослым ив каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово. В процессе овладения ребенком речью могут возникать трудности. Типичными вариантами могут быть:


    • задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда ребенок привык повторять снова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями и. т.д.;

    • задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослыми, которое сводится лишь к выражению взаимной любви;

    • обмену ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно;

    • ориентация на предметный мир может стать причиной трудностей в «овладении речью». Внешне картина долгого манипулирования предметами ребенком выглядит вполне благополучно, но более внимательное наблюдение за поведением ребенка позволяет сделать вывод о том, что он погружен в свой собственный мир и не реагирует на окружающих людей;

    • «Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причина употребления специфических «детских» слов кроется в том, что правильное звукопроизношение затрудненно несовершенной еще артикуляцией. С ребенком нужно говорить четко, ясно, чтобы не произошло застревания на этом этапе;

    • Стремительность речевого развития, оно характеризуется тем, что первые слова детей опережают все возрастные нормы и срок речевого развития. Дети быстро усваивают весь представляемый материал, во становятся вялыми, капризными. Это происходит потому, что неокрепшая неравная система не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову.

В соответствии с речевыми нарушениями и во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен различный уровень основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, повторное называние предметов, картины. Дети часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления. Для многих из них характерна ригидность мышления. Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движения, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резво выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов к другие особенности. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.

Правильная оценка недостаточности в сфере неречевых процессов н моторной деятельности необходимо для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи в тоже время для определения компенсаторного фона. Патологические проявления речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с III уровнем недоразвития речи обусловлены совокупностью нарушения речевых средств, деятельности общения и вторично обусловленным отставанием опосредованных речью психических процессов.

Таким образом, общее недоразвитие речи, являясь сложным системным дефектом, вызывает нарушение всех компонентов, как речевой деятельности, так и психической деятельности детей в целом. Недоразвитие целемотивационного компонента речи влечет за собой ошибки произношения, повторное называние предметов, нецелостное восприятие сложных инструкций, а также забывание элементов и последовательности заданий. Наибольшие трудности дети испытывают при выполнении словесных инструкций. Вышеперечисленные трудности являются причиной недоразвития общей мотивации деятельности. Ребенок затрудняется в выборе одного из многих возможных действий, что снижает интенсивность и упорство при достижении результатов. У детей с ОНР складываются специфические особенности мышления, что отражается в особенностях познавательной деятельности.



Литература:

  1. Ахутина Т.В. Рождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

  2. Бородич А.М. Указание к методике развития речи. – М., 1968.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М., 1996.

  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). - М., 1981.

  6. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. - М., 1986.

  7. Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. / Л.В. Минаев, Н.Е. Николаев. - М.,1991.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница