Основные термины и определения




страница1/3
Дата20.07.2016
Размер0.87 Mb.
  1   2   3

2. Проект методического пособия для работников территориальных органов Ростехнадзора по вопросам организации и проведения контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках


СОДЕРЖАНИЕ


1.


Введение




2.


Основные термины и определения




3.


Общие положения




4.


Организация и подготовка проверок




5.


Проведение проверки




6.


Оформление результатов проверок




7.

Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки





8.


Учет работы и ведение документации




9.

Список использованной литературы





10.


Приложение № 1

Свод норм и правил по контролю за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках







11.

Приложение № 2

Типовая программа проверки обеспечения пожарной безопасности на подземных рудниках







1. Введение.

1.1. Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках (далее – Методическое пособие) разработано в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» (IV этап) и предназначено для должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющих федеральный государственный надзор на подземных рудниках.

1.2. Методическое пособие разработано в целях методического обеспечения должностных лиц территориальных органов федерального государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках.

1.3. Методическое пособие разъясняет и конкретизирует основные принципы организации и процедуры осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Ростехнадзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках.

1.4. Методическое пособие предусматривает детализацию работы должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора в процессе подготовки к проведению проверки подконтрольной организации, во время проведения проверки, оформления результатов проверки (в том числе возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении), а также проведение анализа и оформление отчетной документации.

1.5. При разработке Методического пособия учитывались результаты анализа положений (требований) нормативных правовых актов и ведомственных нормативных документов по вопросам осуществления государственных функций и полномочий, решения задач, выполняемых Ростехнадзором в соответствии с его положением, а также в соответствии с отдельными распоряжениями, постановлениями (поручениями) Правительства Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», анализа практики применения территориальными органами Ростехнадзора штрафных санкций и других мер административного (судебного) воздействия к нарушителям требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности на подземных рудниках.

1.6. Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области пожарной безопасности, в территориальных органах Ростехнадзора являются:

- руководители территориальных органов и их заместители;

- начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители;

- главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица территориального органа, осуществляющие функции контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках, в пределах своей компетенции.

1.7. Методическое пособие разработано на основании действующих, на 01.08.2012 года, законодательных и нормативных документов. В случае изменения законодательной базы, Методическое пособие подлежит соответствующей корректировке.
2. Основные термины и определения

в соответствии с федеральным законодательством
2.1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 21.12.1994 г. (с изменениями на 29 декабря 2010 года)

2.1.1. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2.1.2. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2.1.3. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

2.1.4. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

2.1.5. Противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ).

2.1.6. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

2.1.7. Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.1.8. Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.1.9. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ).

2.1.10. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.1.11. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ).

2.1.12. Организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ).

2.1.13. Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ).

2.1.18. Локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (абзац дополнительно включен с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 173-ФЗ).

2.2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ


"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2.2.1. Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

2.2.2. Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

2.2.3. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

2.3. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2.3.1. Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

2.3.2. Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

2.3.3. Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

2.3.4. Предписание — это мера государственного реагирования, характер и объем которой определяются уполномоченными должностными лицами государственного контролирующего (надзорного) органа в конкретном акте, выдаваемом нарушителю.

3. Общие положения

3.1. Исполнение государственной функции по контролю и надзору в области пожарной безопасности включает в себя следующие административные процедуры:

- организация исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах;

- подготовка и проведение мероприятий по контролю;

- оформление результатов мероприятий по контролю;

- контроль за исполнением выданных предписаний;

- организация учета документации по контролю и надзору в области пожарной безопасности;

- направление в органы государственной власти в соответствии с их компетенцией, материалов и заявлений по признакам правонарушений, преступлений, связанных с нарушением установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований пожарной безопасности;

- рассмотрение обращений по вопросам исполнения государственной функции по контролю и надзору в области пожарной безопасности.

3.2. Контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных рудниках осуществляется в рамках федерального государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности на указанных опасных производственных объектах.

3.3. Предметом контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках является деятельность субъекта хозяйственной деятельности, при эксплуатации, реконструкции, ликвидации и консервации рудника в части обеспечения пожарной безопасности, а также организация работ, направленных на предупреждение подземных пожаров, состояние противопожарной защиты объектов горных работ, поверхностного комплекса в радиусе не менее 100 м от воздухоподающих, воздуховыдающих стволов и шурфов, функционирование систем и средств пожаротушения, организация работ по профилактике пожаров, возложенной на соответствующие службы рудников (шахт).

3.4. Мероприятия по надзору за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках проводятся, в том числе на технологических установках, оборудовании, агрегатах, и в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности.

3.5. Конечным результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках является повышение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров и их последствий посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятия по контролю за соблюдением ответственными лицами требований пожарной безопасности.

3.6. Фактическим результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за обеспечением пожарной безопасности на подземных объектах и при проведении взрывных работ является:

- составление и вручение по результатам проверки актов, а при выявлении нарушений соблюдения требований пожарной безопасности, предписаний на их устранение (далее - предписание);

- возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении;

- составление протокола о временном запрете деятельности;

- вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

- подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения физического или юридического лица;

- подготовка и направление при необходимости информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.



4. Организация и подготовка проверок

4.1. Административные процедуры по организации и подготовке исполнения государственной функции по контролю и надзору в области пожарной безопасности на подземных рудниках осуществляются в порядке, установленном «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах» (утв. приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. N 281) в части, не противоречащей нормам Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

4.2. Должностным лицам территориальных органов Ростехнадзора при организации плановой или внеплановой проверки следует руководствоваться следующим:

4.2.1. Распоряжение (приказ) о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки или о прекращении проверки вправе подписывать только руководитель территориального органа Ростехнадзора или его заместитель.

Проведение проверки, без распоряжения о ее проведении, относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

4.2.2. В распоряжении о проведении проверки и прилагаемой к нему программе проверки указываются:

- наименование территориального органа Ростехнадзора;

- фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц Ростехнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

- срок проведения проверки;

- правовые основания проведения проверки;

- цели, задачи, предмет проверки;

- подлежащие проверке обязательные требования в сфере обеспечения пожарной безопасности;

- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

4.2.3. Образец формы распоряжения (приказа) приведен в Приложении 3 к «Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах».

4.2.4. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами Ростехнадзора, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

4.2.5. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть вручена должностным лицом Ростехнадзора, проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

По требованию проверяемого лица (его представителей) должностные лица Ростехнадзора обязаны представить информацию о Ростехнадзоре и его соответствующем территориальном органе, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.

4.2.6. Органы Ростехнадзора не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Рассматриваемый запрет распространяется на все филиалы (представительства) экспертной организации, если головная структура либо хотя бы один из ее филиалов заключил действующий на период проверки договор с проверяемым лицом (в том числе с любым его филиалом либо представительством).

С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

4.2.7. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются территориальным органом Ростехнадзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Формулировка срока в указанной правовой норме: «не позднее чем в течение трех дней» означает, что уведомление должно быть сделано не позднее трех дней до начала проведения проверки.

Нарушение рассматриваемого срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое может впоследствии быть подтверждено в рамках проверки действий должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора со стороны органов прокуратуры или суда.

При направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении необходимо учитывать, что лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.

Помимо направления указанного уведомления заказным почтовым отправлением ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления.

В связи с возможными неточностями в работе почты рекомендуется в указанный срок вручать копию распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) с получением расписки о получении копии распоряжения о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, содержащей дату и время получения, а также подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия распоряжения о проверке может быть направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, а также включающей подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

4.2.8. Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- приказ (распоряжение) руководителя органа Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Однако, в соответствии с п. 9 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается в случае поступления в органы Ростехнадзора информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

4.2.9. Органы прокуратуры Российской Федерации организуют учет проводимых внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Органы прокуратуры Российской Федерации вправе организовывать проведение сверок данных с территориальными органами Ростехнадзора об осуществленных внеплановых проверках по итогам работы за каждое полугодие.

4.2.10. Факт устранения последствий допущенного нарушения не может служить поводом для прекращения внеплановой проверки, основанием для которой послужила жалоба (данный факт может быть учтен при назначении административного наказания как обстоятельство, смягчающее административную ответственность).

4.2.11. На подземных рудниках, являющихся объектами повышенной опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

4.2.12. Порядок осуществления режима постоянного государственного надзора определен «Положением о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №455).

Перечень эксплуатируемых опасных производственных объектов, в отношении которых вводится такой режим, устанавливается Правительством Российской Федерации (на момент разработки Методического пособия – не установлен).

4.3. Должностным лицам территориальных органов Ростехнадзора при подготовке проверки следует уделить внимание изучению и анализу имеющейся информации об объекте проверки, состоянию промышленной безопасности на нем в целом и состоянию обеспечения пожарной безопасности в частности, а также состоянию травматизма и аварийности.

Задачей такого анализа является определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению при проверке, уточнение маршрута, предварительное изучение технического состояния производственного объекта с учетом направленности намечаемой проверки.

Соответствующая информация об объектах надзора должна накапливаться в территориальных органах и его подразделениях на основе:

- результатов ранее проведенных проверок и примененных санкций;

- лицензионных материалов;

- деклараций промышленной безопасности;

- сертификатов и разрешений на право применения технических устройств;

- заключений экспертизы промышленной безопасности;

- отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций;

- анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.

При подготовке контрольной проверки должностное лицо должно быть обеспечено законодательными и нормативными актами, при необходимости технической документацией, соблюдение требований которых намечено к проверке.

4.4. Для использования в работе по своей специализации должностное лицо органа Ростехнадзора:

- изучает специальную техническую литературу, информацию о результатах прогрессивных научно - исследовательских работ и нормативные документы в области пожарной безопасности;

- обобщает и анализирует состояние дел по своей специализации в подконтрольных организациях;

- анализирует причины аварий, несчастных случаев, выявленных нарушений требований пожарной безопасности и подготавливает предложения по устранению этих причин и предупреждению их повторения;

- контролирует выполнение предписаний, выданных должностными лицами органов Ростехнадзора;

- готовит необходимые предложения, справки, письма и отчеты.

4.5. Перечень вопросов, изучаемых должностным лицом в ходе проведения проверки прилагается к настоящему Методическому пособию в «Своде норм и правил по контролю за обеспечением пожарной безопасности на подземных рудниках» (Приложение 1).


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница