Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии



страница1/20
Дата27.07.2016
Размер2.45 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Калужская духовная семинария

Церковно-практическая кафедра

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ЦЕРКОВНОЙ ГИМНОГРАФИИ

Дипломная работа

Студента 5 курса

Иеродиакона Никона (Скарги)

Научный руководитель:



иерей Вячеслав Тихомиров

Калуга


2012

СОДЕРЖАНИЕ:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ЦЕРКОВНОЙ ГИМНОГРАФИИ 1

Введение 5

Глава 1. Структура и содержание гимнографических жанров 10

Гимнографические жанры: структура и содержание 16

Строение подобна 17

Схема построения подобна 25

Схема построения тропарных жанров: тропаря, седальна и кондака 26

Строение тропарного подобна 27

Строение светильнов 28

Содержание гимнографических жанров 29

Содержание стихир 30

Содержание тропарных жанров 32

Содержание тропаря 32

Содержание седальна 33

Содержание кондака  33

Содержание икоса 34

Содержание светильна 34

Гимнографический макрожанр – канон 34

Схема строения песни канона 37

Акафист 52

Структура акафиста 52

Содержание акафиста 56

Глава 2. О закономерности выбора подобнов и о музыкальной 59

«одежде» слова 59

О мнемотехнической и анамнестической функции подобнов 78

Пояснения к таблице 83

Глава 3. О риторических фигурах и поэтических тропах 94

Особенности древнееврейской поэзии 99

Риторические фигуры 105

Тропы 128

Глава 4. Символический язык гимнографии. Экзегеза Священного Писания. Герменевтические принципы в гимнографии 149

Экзегетический метаязык гимнографии 164

Заключение 176

Приложения 179

Приложение 1. Толкование гласов. «Азбука певчая»  179

Приложение 2 184

Приложение 3. Доклад на II гимнографической конференции «Современная православная гимнография» 9-10 февраля в Москве, в институте русского языка им. В. В. Виноградова «К вопросу о второй песни песенного канона» 187

Заключение 199

Библиография 201

Введение


Гимнография – это живой и неумолкаемый голос Церкви, поэтический и богословский ее язык. Посредством гимнографии Церковь влагает в наши сердечные ушеса богооткровенные истины, непостижимые догматы, эту твердую пищу, она посредством поэтики, смягчает ее, делает сладкой и удобоваримой для нашего интеллекта. «Духовная сладость божественных песнопений, – пишет прп. Максим Исповедник, – выражает радость божественных благ, которая возносит души к чистой и блаженной любви к Богу – с одной стороны, а с другой – внушает сильнейшее отвращение к греху»1.

Это антиномическое определение, высказанное прп. Максимом, раскрывает основную суть и цель гимнографии – возвеселить и усладить душу Богом и таким образом внушить ей отвращение к горькому греху. Таково направление гимнографии в области церковно-этической или нравоучительной. Что касается области богословия, то гимнография выступает здесь в роли некоей искусной и приятнейшей посредницы, которая своих приверженцев мало-помалу обучает искусству искусств – молитве церковной. Затем раскрывает тайны боговоплощения и богообщения, причем делает это в легко воспринимаемых и усладительных для слуха и смысла речениях. Научает воздавать Божие – Богови, святым – святое, обучает земнородных говорить языком ангелоподобным. В риторическом инструментарии гимнографии находится всегда нужное и готовое слово, могущее легко и скоро умилостивить Творца, Бога-Слово, прославить Его благость, ублажить лики святых и, в конечном счете, сочетать в словесный союз и привести в словесное общение Церковь земную с Церковью небесною, в чем и заключается главное священнодействие гимнографии.

Интерес к гимнографии в последнее время становится всё более и более значительным. Это свидетельствует о внутреннем духовном росте всей полноты Христовой, т.е. верующих, которые начинают простирать свои интересы и стремления к более твёрдой пище, свойственной уже мужам совершенным (1 Кор. 3, 2).

В самом деле, наша Церковь переживает сейчас эпоху возрождения. После гонений на Церковь, когда в восстановленных храмах вновь зазвучали «дивные и чудные дела Господа», воспеваемые за богослужением, естественным становится приклонить свой внешний и внутренний слух к тому, что «есть едино на потребу». С другой стороны, эпоха гонений родила «в жизнь вечную» многочисленный сонм святых, новомучеников и исповедников российских. И каждому из новых святых стоит насущная и неотложная задача составить богослужебное последование, которое должно соответствовать церковным правилам и канонам.

Современное гимнографическое творчество набирает больший размах, чем стремление к освоению внутренних законов этого искусства и его методологии. Но, к сожалению, попытки и опыты гимнотворчества зачастую остаются неудачными. Правда, бывают опыты положительные: встречаются прекрасные и оригинальные службы, которые мало чем уступают примерам древней гимнографии. Но таких – крайне мало.

И дело не в том, что нет церковных филологов или одарённых поэтическим чувством людей, порой всё это можно обрести в одном лице. Но попытка составить гимнографический текст венчается не всегда положительным результатом. Основная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что отсутствуют учебники и специализированные пособия по практической гимнографии, где бы разъяснялся принцип построения гимнографического текста, объяснялись бы закономерности поэтических форм и риторические приёмы, которые использовали древние церковные песнописцы, давались бы научные рекомендации, руководящие начинающих гимнографов к профессиональному освоению этой церковной науки. Все это позволило бы им избежать ошибок в этом нелегком и высокохудожественном творчестве.

Начиная с XX в. исследований по гимнографии стало появляться значительно больше, однако эти работы чаще всего являются монографиями 2, посвященными отдельным темам. Даже известная работа «Гимнография и эортология» архим. Киприана (Керна) носит чисто обзорный характер, а вторая часть работы посвящена другой теме. К тому же у архим. Киприана зачастую наблюдается субъективный взгляд относительно некоторых аспектов гимнографии. Его работа в свое время оказалась полезной для отечественной литургической науки. Многоценным пособием для современной литургики явились труды профессора М. Скабаллановича. В них также можно многое найти и для современной гимнографии. В основном это касается описания структуры и содержания гимнографических жанров. Книга Ф. Г. Спасского «Русское литургические творчество» для практической гимнографии может послужить своими критическими замечаниями тому, как избежать «непомерного плетения словес». Недавно вышедшая книга В. Василика «Происхождение канона» (2006 г.) может быть интересной при изучении канонописания. Из светских авторов, потрудившихся в области исследования византийской гимнографии, можно отметить труды С. С. Аверинцева, М. Ф. Мурьянова и ныне здарвствующих исследователей, докторов филологических наук Е. М. Верещагина и А. Ю. Никифоровой. Достойно внимания также издание Ученых записок «Гимнология», составителем и ответственным редактором которых является И. Е. Лозовая, профессор кафедры истории русской музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения. В этих сборниках поднимаются актуальные проблемы по изучению церковно-певческого искусства, встречается много статей, посвященных гимнографии, в которых рассматривается взаимодействие текста и мелодии. Особняком стоит монументальный труд прот. Владимира Рыбакова, посвященный гимнографической деятельности прп. Иосифа Песнописца. Автор мастерски, классическим богословским языком изложил материал, показал прекрасный образец научной методологии, сделал научные открытия и оставил немалую долю информации, которую можно использовать в целях практической гимнографии. Из западных авторов большой интерес представляет труд кардинала Питры «Гимнография Греческой Церкви». В 1867 г. Питрой был открыт основной закон византийской гимнографии. Об этом законе мы расскажем в первой главе. Из греческих авторов интересными являются труды П. Н. Трембеласа и Н. Томадакиса. Эти авторы затрагивают вопросы поэтики и жанров византийской гимнографии, но их исследования скорее можно назвать исторической гимнографией, практических руководств они не оставили. Следует назвать и прекрасную работу А. Каракидеса «Гимнография и риторика». Эту работу мы будем использовать в настоящем исследовании.

Большим достижением современной отечественной литургической науки является проведение уже третий год подряд научных конференций по проблемам гимнографии. Конференции проходили в Институте Русского языка (2009, 2010, 2011 гг.). На одной из них автор настоящего исследования сделал доклад, который помещается в приложении. Многие интересные доклады были изложены на этих конференциях, но, к сожалению, мысль о том, чтобы совместными усилиями многих специалистов создать хотя бы краткое пособие по практической гимнографии, так и не была озвучена.

Наш труд является попыткой начать решение этой проблемы. Мы постараемся создать пособие по практической гимнографии, которое поможет даже не имеющим специального филологического образования начинающим гимнографам усвоить основные конструктивные принципы создания гимнографических текстов. Не учитывая эти принципы, использовавшиеся в литературе как древнего, так и нового времени, гимнографический текст лишается поэтической красоты и в лучшем случае становится исторической прозой, изложенной в возвышенном стиле.

Дипломная работа состоит из четырех глав. В первой главе мы расскажем о гимнографических жанрах, их структуре и содержании. Будет показан классический прием организации гимнографического текста по принципу (модели) подобна.

Во второй главе будет поднят вопрос о музыкальной стороне гимнографических текстов. Этот вопрос весьма актуален. Распространенный недостаток опубликованных и неопубликованных современных гимнографических текстов заключается в том, что их бывает трудно воспроизвести песенно. Это, конечно, зависит от того, что при составлении не учитывается музыкальная сторона текста. Правильный подбор гласов и выбор подобнов обеспечивает гармоническое звучание всей службы. Напротив, неправильно подобранный глас может придать ненужную, т.е. неподходящую интонационную и смысловую окраску тексту. Неправильно выбранный или, вернее, ошибочно выбранный подобен может привести в затруднение – как дόлжно воспроизводить этот текст. Немало таких ошибок содержится в Минеях, о чем писал священноисповедник и песнописец Афанасий (Сахаров) в своей знаменитой книге 3: «9-го октября вновь составленная стихира по 50-м псалме имеет надписание: „Подобен: Жены услышите“. Но это с точки зрения Церковного Устава совершеннейший абсурд! Жены услышите – это светилен недели Мироносиц, а стихиры и светильны – это две совершенно различные вещи и стихира никогда не может исполняться на подобен светильна». Во избежание таких ошибок в работе приводится таблица, по которой можно найти подобен, его жанровую принадлежность и место в богослужебных книгах. Будет также дана характеристика гласов путем текстового обзора песнопений, принадлежащих системе осмогласия, а также будет поднят вопрос о мнемотехнике гласов и подобнов и их смыслообразующей функции в гимнографии.

В третьей главе на материале наиболее часто употребляющихся в богослужении текстов мы предлагаем обзор поэтико-риторических фигур, применявшихся в творчестве древних церковных песнописцев. Это позволит нам глубже проникнуть в гимнографический текст и выявить скрытые в нем поэтические функции, благодаря которым текст достигает своей художественной красоты.

В четвертой главе речь пойдет о символическом языке гимнографии и о том, как гимнографы истолковывали Священное Писание.

В конце работы – заключение.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница