Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов




страница1/16
Дата02.03.2016
Размер2.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Г Л А В А 2
Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов
Главной задачей ведения лесного хозяйства и организации использования лесов является сохранение и улучшение количественных и качественных показателей состояния лесов. Учитывая многообразное значение лесов области, в том числе экологическое, экономическое и социальное значения лесов области, показатели улучшения их состояния могут быть очень разными и не всегда выражаться количественными показателями. В этой связи основными задачами лесного хозяйства на период действия Лесного плана должны быть:

-повышение природоохранных свойств лесов, усиление их экологических функций;

-рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

-организация ухода за лесами на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества;

-организация системы элитного семеноводства;

-внедрение лесопатологического мониторинга;

-максимальное использование естественного возобновления леса и создание условий для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами;

-совершенствование охраны лесов от пожаров;

-использование безвредных для флоры и фауны препаратов при защите леса от вредных организмов;

-организация рекреационного лесопользования без ущерба для лесной среды;

-обеспечение режима особо охраняемых природных территорий, расположенных на землях лесного фонда ;

-обеспечение государственного контроля за состоянием лесного фонда, рациональным использованием лесных ресурсов и соблюдением лесоводственных и экологических требований в процессе заготовок древесной, недревесной лесной продукции и осуществлении других видов использования лесов;

-сохранение биологического разнообразия;

-сертификация древесины, отпускаемой на корню, и недревесных лесных ресурсов;

-повышение лесного дохода.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использование лесов должны осуществляться методами, не наносящим вреда окружающей природной среде. Ведение лесного хозяйства должно соответствовать стратегическим целям управления лесами Российской Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации», утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля 1996 года № 21. Они соответствуют Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и международным обязательствам России по обеспечению устойчивого развития лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

Список критериев устойчивого управления лесами Российской Федерации включает шесть направлений:


  1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов.

  2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов.

  3. Сохранение и поддержание защитных функций лесов.

  4. Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл.

  5. Поддержание социально-экономических функций лесов.

  6. Развитие инструментов лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами.

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р, для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

- урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

- определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

Способами решения поставленных задач на уровне органов государственной власти Костромской области являются:

- совершенствование арендных отношений;

- реальная оценка ресурсов всех видов лесопользования и организация их рационального использования;

- повышение точности и подробности лесоустроительных работ;

- повышение роли ухода за лесами в общем объеме заготовки древесины;

- совершенствование технологии лесосечных работ;

- организация охраны лесов;

- лесовосстановление вырубок хозяйственно ценными породами;

- инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие;

- соблюдение режима особо охраняемых территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса.

- способствование системе лесной сертификации и поддержание экспортного потенциала лесов области.

Лесная сертификация - один из важнейших экономических инструментов формирования устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики. Сертификация лесоуправления является орудием перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства и лесопользования с развитием переработки древесины на месте, учитывает социальные и экологические требования.

Процесс добровольной лесной сертификации, как правило, поддерживается заинтересованными сторонами, включая администрацию и лесопромышленников, на региональном уровне. Добровольная сертификация - это процедура, которая нужна самим лесопромышленникам и органам лесного хозяйства, позволяющая им оценить уровень собственной работы и сообщить об этом потребителям через товарный знак.

Существует несколько систем лесной сертификации. В Российской Федерации наибольшее распространение получила FSC – сертификация, на принципах Лесного попечительского совета и Панъевропейский стандарт (PEFC). Лесным попечительским советом (ЛПС) было разработано 10 принципов устойчивого управления лесами и 56 критериев.

Предприятия, изъявившие желание сертифицироваться, принимают на себя обязательства следовать этим принципам. Оценка деятельности дается аудитором, который направляется компанией – аудитором по договору с предприятием. В странах, экспортирующих древесину, создаются рабочие группы по разработке национальных и региональных стандартов с участием неправительственных организаций.

В целях развития устойчивого управления лесами в Европе разработаны Панъевропейские оперативные руководящие критерии. Они переводят продекларированные международные обязательства на уровень планирования и практического управления лесами.

Независимо от Панъевропейского процесса, но в соответствии с ним, именно эти критерии приняты советом REFC в качестве базовых для национальных систем сертификации. Они же послужили основой для стандарта лесоуправления и лесопользования Российского национального совета по лесной сертификации.

В соответствии с Улучшенными общеевропейскими индикаторами устойчивого управления лесами сохраняя критерии, предлагается использовать не только количественные характеристики лесного фонда, но и качественные, предназначенные для планирования лесоуправления и его оценки.

Включение в планирование международно-принятых критериев и индикаторов позволит унифицировать подходы к лесоуправлению и повысить его эффективность, а также:

- интегрировать их для России в целом, обеспечив подготовку отчетности по международным процессам;

- дифференцировать их на уровень единиц лесоуправления (лесничеств ) и лесопользования (арендаторов), обеспечив реализацию планов.

Комплект документов направлен на обеспечение функционирования единой системы Планирование-Реализация и Контроль-Оценка в рамках современного законодательства:

- отчетность и контроль органов лесоуправления (государственная обязательная система в рамках Лесного кодекса) – с одной стороны;

- подтверждение соответствия декларируемого устойчивого лесоуправления и лесопользования (арендаторы) международно-признанным нормам путем лесной сертификации (негосударственная добровольная система в рамках закона «О техническом регулировании») – с другой.

В России утвержден стандарт ГCR-ST-2006 Стандарт системы лесоуправления и лесопользования (РНСЛС). В соответствии с этим стандартом система лесоуправления и лесопользования должна соответствовать принципам устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах и должна обеспечивать:

- соблюдение законодательства и международных обязательств РФ;

- рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования;

- сохранение биоразнообразия жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;

- выявление, сохранение и поддержание лесов высокой природоохраняемой ценности;

- соблюдение прав работников, местного населения;

- планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.




2.1.1. Увеличение покрытой лесной растительностью площади и повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород
Покрытые лесной растительностью земли в лесном фонде Костромской области составляют 94,7% от общей площади лесного фонда, в том числе лесные культуры – 12,0% , несомкнувшиеся лесные культуры – 0,4%, не покрытые лесной растительностью земли, представленные преимущественно вырубками последних лет и прогалинами -1,7%. В абсолютных единицах вырубки и прогалины составляют 78,4 тыс. га, гари и погибшие древостои -2,5 тыс.га. Всего фонд лесовосстановления составляет 80,9 тыс.га лесных земель.

Увеличить покрытые лесной растительность площади можно только за счет уменьшения не покрытых лесной растительностью земель при своевременном и успешном проведении лесовосстановительных мероприятий. Планируемые мероприятия позволят к концу срока действия лесного плана увеличить долю покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 97,4%.

Лесовосстановление планируется осуществлять путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Главная цель лесовосстановления заключается в восстановлении вырубленных площадей, площадей погибших насаждений хозяйственно ценными (целевыми) лесными породами. Таким образом, при качественном проведении лесовосстановительных мероприятий решаются одновременно две задачи – увеличивается покрытая лесной растительностью площадь и повышается доля лесных насаждений ценных древесных пород за счет выбора целевых пород для проведения лесовосстановительных мероприятий.

Целевые породы обоснованы целью ведения лесного хозяйства и лесопользования. Руководящим принципом лесного хозяйства является стремление к лучшему и наиболее правильному использованию условий местопроизрастания с извлечением наибольшей пользы из произрастающих насаждений.

В лесных насаждениях различают главные и преобладающие лесные породы. Преобладающей древесной породой в лесном насаждении признается та, которая имеет наибольший коэффициент состава в группе древесных пород хозяйства, к которому отнесено лесное насаждение. При равенстве долей участия в составе двух или трех древесных пород, относящихся к одному хозяйству, преобладающей считается та из них, которая более соответствует целевому назначению лесов или типу лесорастительных условий.

Если в состав смешанного лесного насаждения входит только одна древесная порода из группы хвойных или твердолиственных, то она считается преобладающей, если доля ее участия составляет не менее 5 единиц.

В тех случаях, когда доля участия отдельных древесных пород в составе лесного насаждения не превышает 2 единиц, преобладающей признается древесная порода, имеющая в данном типе лесорастительных условий (типе леса) наибольшую хозяйственную ценность.

Главной породой в хозяйстве признается та, которая наиболее желательна при данных экономических и лесорастительных условиях, наилучшим образом отвечает хозяйственным и экологическим целям. Главную породу следует считать основным элементом леса, когда при двух породах ее доля по запасу в составе основного яруса в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях составляет не менее 50%.

Если в ярусе смешаны две или три хозяйственно ценные породы (например, сосна, лиственница, ель) с одной или двумя менее ценными (например, березой и осиной), то одна из хозяйственно ценных пород принимается за основной элемент леса, если их суммарный запас составляет не менее 50% от общего запаса яруса. В молодняках и средневозрастных насаждениях доля участия главной породы для отнесения ее к основному элементу леса соответственно понижается на 10%.

Главные породы в насаждениях, таким образом, наиболее отвечают целям ведения хозяйства и являются целевыми. При восстановлении лесов и выборе главных пород лесных культур или естественного возобновления следует учитывать целевое назначение лесов, тип лесорастительных условий и хозяйственную ценность пород. Также следует всесторонне анализировать хозяйственное значение второстепенных древесных пород и правильно решить вопрос о доле их участия в составе насаждений.

В защитных лесах главные породы выбираются в зависимости от назначения различных категорий лесов. Так, для защитных лесов главные породы назначаются из долговечных, с хорошими защитными и почвоукрепляющими свойствами, к таким породам относятся сосна, лиственница, береза и другие. Выбор сочетания пород производится с учетом почвенно-климатических (природно-географических) условий и накопленного опыта. Для водорегулирующих и водоохранных лесов в качестве главных пород могут быть рекомендованы сосна, ель, пихта, лиственница и другие.

В эксплуатационных лесах главные породы устанавливаются в соответствии с потребностью в тех или иных сортиментах. Назначение ведущих сортиментов производится с учетом экономических условий потребления древесины. При ведении лесного хозяйства на выращивание насаждений с определенной товарной и сортиментной структурой, целевая порода устанавливается в зависимости от поставленной цели. Так в Костромской области естественное возобновление березовых высокобонитетных насаждений в продуктивных кисличных и черничных типах леса целесообразно для выращивания их с целью получения фанерного кряжа и пиловочника. С учетом развития лесопромышленного комплекса высокобонитетные березовые молодняки отнесены к категории хозяйственно ценных насаждений.

В основном, целевыми породами в лесах Костромской области являются сосна и ель. В продуктивных лесах, лесорастительные условия которых наиболее полно используются смешанными насаждениями, в роли целевых пород на определенный срок могут выступать и лиственные породы. Формирование березняков со вторым ярусом из ели позволяет с одной площади получить два урожая древесины. С первым приемом рубки - спелую березу, со вторым - спелую ель.

Одним из важных моментов повышения доли лесных насаждений ценных древесных пород является сохранения подроста при сплошной рубке древостоев. Во всех случаях, когда под пологом имеется благонадежный подрост следует проводить рубку с его сохранением. При недостаточном для успешного возобновления количестве подроста большое значение имеет комбинированный метод лесовосстановления, позволяющий путем посадки частичных лесных культур сформировать насаждение из ценных древесных пород. Применение этого способа лесовосстановления позволяет также уменьшить риск смены пород после вырубки коренных хвойных насаждений.

В заболоченных типах леса, если условия произрастания соответствуют произрастанию березы, наряду с сосной и елью, она также может быть целевой породой.

Выращивание целевых насаждений осуществляется с учетом следующих к ним требований:

- состав и структура насаждений должны обеспечивать возможно более полное использование потенциального плодородия почв;

- состав насаждений должен быть представлен хозяйственно ценными древесными породами, которые при данных экономических и лесорастительных условиях являются наиболее желательными, перспективными, приближающимися к эталону высокопроизводительных насаждений, свойственному определенному типу условий местопроизрастания или группе типов леса и в наибольшей степени устойчивыми к неблагоприятным условиям среды;

- товарная структура насаждений в эксплуатируемых лесах должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей рынка и местных потребителей.

Целевой состав и структуру древостоев рекомендуется определять в сравнении с эталонными насаждениями различного хозяйственного назначения, с учетом возможности проведения лесохозяйственных мероприятий по их формированию.

Выращивание целевых насаждений ценных древесных пород может быть обеспечено только при соблюдении системы лесохозяйственных мероприятий. Одним из основных компонентов такой системы является уход за лесами. Проведение рубок ухода (особенно в молодняках) является дополнительным резервом по формированию насаждений заданного породного состава, по увеличению в насаждениях доли ценных древесных пород.

Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда в настоящее время составляет 15%. В конце планируемого периода ее предусматривается довести в среднем по области до 19%.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в настоящее время определена в 69,5%. Реализация мероприятий лесного плана позволит оценить значение данного показателя в последний год действия лесного плана на уровне 78%.

В последующих разделах Лесного плана указываются объемы проведения мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами, связанных с увеличением покрытой лесной растительность площади и повышению доли лесных насаждений ценных древесных пород. Более детально способы и нормативы проведения мероприятий определены в лесохозяйственных регламентах лесничеств Костромской области.


2.1.2. Сокращение площади лесов, погибших от лесных пожаров, повреждения вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов.
Целевыми прогнозными показателями предусмотрено довести процент гибели лесов от пожаров до 0,007%.

Правительством Российской Федерации постановлением от 30.06.2007 №417 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах», в соответствии с которыми в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

в) мониторинг пожарной опасности в лесах;

г) разработка планов тушения лесных пожаров;

д) тушение лесных пожаров;

е) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Указанные мероприятия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

б) лесопатологические обследования;

в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

д) установление санитарных требований к использованию лесов.

Порядок проведения указанных мероприятий определен «Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №144 и принятыми в их развитие руководствами по лесопатологическому мониторингу, лесопатологическому обследованию, ликвидации очагов вредных организмов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Планируемые профилактические противопожарные мероприятия и лесозащитные мероприятия приводятся в разделе 2.5 Лесного плана.

2.1.3. Иные целевые показатели улучшения состояния лесов.
Приказом МПР РФ от 11апреля 2007г. №87 утверждены целевые прогнозные показатели по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ.

Показатели определяют основные направления и параметры улучшения лесного фонда, интенсификации лесопользования и ослабления вредных воздействий на леса.



Основные целевые прогнозные показатели для Костромской области показаны в таблице 2.1.3.1.
Таблица 2.1.3.1.
Целевые прогнозные показатели


Показатели индикаторов

Единица измерения

Фактическое значение показателя

Значение ЦПП

В

С

1

2

Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

м³/га

1,20

2,54

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров

%

0,06

0,00

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней

%

0,40

0,00

Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда

%

15,00

26,00

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

%

69,5

78,00

Общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

м³/га

3,38

3,64

Лесистость территории субъекта Российской Федерации

%

74,10

77,90


2.2. Распределение лесов по зонам планируемого освоения, по видам использования и интенсивности освоения
2.2.1. Общая оценка перспектив освоения лесов в Костромской области с учетом
программ социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации

Перспективы освоения лесов Костромской области связаны главным образом с приоритетным направлением использования лесов – заготовкой древесины и развитием предприятий по ее переработке. Как уже отмечалось, в области принята и действует «Программа развития лесопромышленного комплекса Костромской области на период до 2010 года», которая откорректирована в 2008 году с изменением сроков реализации до 2013 года и на среднесрочную перспективу до 2020года.

Основные цели и задачи Программы развития лесопромышленного комплекса Костромской области включают в себя:

- рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала области за счет роста объемов производства лесопродукции, повышения ее конкурентоспособности, совершенствования структуры лесопромышленного производства в части увеличения доли продукции глубокой переработки древесины с высокой добавленной стоимостью, вовлечение в переработку значительных ресурсов низкокачественной и лиственной древесины;

- создание условий для перехода к устойчивому развитию лесопромышленных предприятий на всей территории области с динамичным ростом объемов производства;

- формирование эффективного ядра предприятий, действующих на принципах самофинансирования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, с учетом реально складывающегося и прогнозируемого платежеспособного спроса как на внутреннем рынке области и региональных рынках России, так и на внешних рынках стран СНГ и "дальнего зарубежья";

- формирование на базе лесоперерабатывающих предприятий интегрированных корпоративных структур;

- ускорение инвестиционного процесса, направленного на обновление, техническое и технологическое перевооружение производства, ориентированного на выпуск конкурентоспособной лесобумажной продукции, строительство новых предприятий;

- повышение социально-экономического уровня жизни работников предприятий лесопромышленного комплекса и обеспечение их социальной защищенности, создание новых рабочих мест;

- создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в лесном секторе области.

Основными программными мероприятиями по направлениям деятельности лесопромышленного комплекса являются:



в лесозаготовительной промышленности

- увеличение объемов заготовки и производства деловой древесины для устойчивого обеспечения древесным сырьем действующих и новых мощностей лесоперерабатывающих предприятий;

- увеличение объемов комплексно-машинизированных процессов лесозаготовительных работ до 60% от общего объема лесозаготовок на базе отечественной и импортной техники;

- строительство и реконструкция лесовозных дорог технологического назначения 220-240 км ежегодно;

- лесозаготовительные предприятия с годовым объемом работ до 30 тыс. куб. м рекомендуется оснащать системой машин в составе бензомоторных пил на валке, обрезке сучьев и раскряжевке; трелевочных тракторов типа ТЛТ-100 и лесовозных автомобилей-сортиментовозов, оснащенных гидроманипуляторами;

- предприятия с годовым объемом работ от 30 до 75 тыс. куб. м целесообразно оснащать: при вывозке леса в сортиментах - харвестерами и форвардерами; при вывозке леса в хлыстах - бензиномоторными пилами, трелевочными тракторами, в том числе бесчокерными, челюстными лесопогрузчиками, лесовозными автомобилями и раскряжевочными линиями на нижних складах;

- предприятия с годовым объемом работ свыше 75 тыс. куб. м рекомендуется оснащать системой машин в составе валочно-пакетирующих машин типа ЛП-19В или МЛ-119, бесчокерных трелевочных тракторов, сучкорезных машин и лесопогрузчиков при вывозке леса в хлыстах и сучкорезно-раскряжевочных машин при вывозке леса в сортиментах.

Эти меры позволят повысить престижность труда лесозаготовителя, привлечь в производственный процесс квалифицированные кадры рабочих, повысить производительность труда и уровень его оплаты.



в деревообрабатывающей промышленности

- в плитном производстве - организация выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции - плит МДФ и OSB;

- в фанерном производстве - расширение выпуска большеформатной водостойкой фанеры, наиболее востребованной на мировом рынке с 36,7% в 2003 г. до 64,5% в 2010 г.;

- в лесопилении - создание новых крупных лесопильных производств, ориентированных на выпуск конечной продукции деревообработки: столярно-строительных изделий, профилированного погонажа, клееного мебельного щита и бруса для окон, заготовок для мебели. Сокращение экспорта стандартных пиломатериалов с увеличением выпуска специфицированных и заказных пиломатериалов, а также продукции деревообрабатывающих производств. Удельный вес камерной сушки пиломатериалов в 2010 г. составит 79%;

- в столярно-строительном производстве - увеличение доли продукции, произведенной по передовым технологиям с использованием прогрессивного импортного и отечественного оборудования;

- в производстве мебели значительный рост объемов производства мебели высоких потребительских свойств, удовлетворяющей возросший спрос населения в продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

- в лесопилении основные мероприятия направлены на концентрацию производства и увеличение выпуска пиломатериалов экспортного качества.

в целлюлозно-бумажной промышленности

Программные мероприятия по целлюлозно-бумажной промышленности в Костромской области предусматривают строительство в 2008-2013гг. целлюлозно-бумажного комбината в г. Мантурово.



в малом предпринимательстве

Малое предпринимательство в составе программных мероприятий по развитию лесопромышленного комплекса Костромской области занимает самостоятельное место и направлено на органическое развитие структуры производства и наиболее полное использование сырьевого и трудового потенциала области.

В разрезе сфер деятельности малое предпринимательство на лесозаготовках рекомендуется развивать в районах с деконцентрированным лесосечным фондом при наличии развитой сети дорог общего пользования.

В сфере лесопереработки малое предпринимательство намечается к дальнейшему развитию на базе действующих и создаваемых малых предприятий.

Стимулирование частной инициативы позволит более полно использовать ресурсный потенциал территорий и создать дополнительные рабочие места для населения, в том числе задействовать свободные трудовые ресурсы, высвободившиеся в других отраслях промышленности и аграрного сектора области.

На основе результатов обследования современного состояния малого предпринимательства, а также с учетом перспективного спроса и предложений по развитию производства лесопродукции на крупных и средних предприятиях, в состав Программы рекомендуются к созданию малые предприятия следующих профилей:

- лесозаготовки;

- лесопиление, включая черновые мебельные заготовки, погонажную продукцию, строительные и столярные конструкции и детали;

- сбор и транспортировка древесных отходов;

- производство кухонной, мягкой и других видов мебели, в том числе по индивидуальным заказам населения;

- производство лесохимической продукции (древесный уголь, активированный уголь и т.д.).

Для реализации предложений по развитию малого предпринимательства задействуются технологические и организационные возможности, сложившиеся в Костромской области. Малые предприятия рекомендовано создавать путем:

- создания нового малого предприятия на базе неиспользуемых или нерационально используемых лесосырьевых ресурсов;

- выделения из состава действующего предприятия на самостоятельный баланс одного или нескольких структурных подразделений, в которых законсервированы или не используются производственные мощности;

- технического перевооружения средних предприятий, обеспечивающего резкое повышение производительности труда и снижение численности работающих;

- создания новых предприятий на основе привлечения частных инвестиций.

Для обеспечения эффективности работы вновь создаваемых малых предприятий рекомендуются к внедрению разработанные в отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах (ОАР "Научдревпром-ЦНИИМОД", ОАО "ЦНИМЭ", ОАО "Гипродрев", ФГУП "Кировлеспром", ОАО "ЦНИЛХИ" и др.), технологические схемы организации производства лесоматериалов, обеспечивающие выпуск на одном малом предприятии следующие объемы:

- в лесозаготовительном производстве - до 25 тыс. куб. м древесины в год, с числом занятых до 30 человек основных рабочих;

- в лесопилении - не менее 5 тыс. куб. м в год, с числом занятых 8-15 основных рабочих;

- в производстве оконных блоков - 10-20 тыс. кв. м в год, с числом занятых от 20 до 30 человек основных рабочих;

- в производстве древесного угля - 1000 тонн в год, с числом занятых 23 человека основных рабочих.

Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства могут быть:

- производство технологической щепы для целлюлозно-бумажных и плитных предприятий;

- энергетическое использование дровяной древесины и неиспользуемых в промышленной переработке отходов производства;

- производство продукции из древесины для местных нужд;

- производство новой конкурентной продукции на экспорт;

- переработка низкосортной древесины на древесный уголь, и продукцию лесохимии.

Практика показала, что современный период развития интеграционных процессов в лесопромышленном комплексе России характеризуется значительным многообразием механизмов создания интегрированных структур, которые могут быть применены при реализации Программы.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, интеграция лесопромышленных предприятий по технологическому принципу на основе комплексного использования древесного сырья с ориентировкой на выход конечной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечивает значительный экономический эффект в лесопромышленном комплексе.

В стратегическом отношении создание интегрированных структур открывает для предприятий следующие дополнительные возможности:

- укрепление позиций на рынке;

- снижение рисков хозяйственной деятельности среди участников объединения;

- улучшение маркетинговой деятельности за счет создания единой профессиональной маркетинговой службы по продвижению товаров и услуг на рынке, расширения сегментов рынков для участников структуры;

- снижение трансакционных издержек и т.д.

Кроме того, головные предприятия имеют возможность обеспечивать себя устойчивыми поставками древесного сырья по прогнозируемым ценам и не испытывать трудностей при колебании цен на рынке сырья.

Лесозаготовительные (дочерние) предприятия получают возможность иметь постоянный рынок сбыта основной массы древесины. Головное предприятие оказывает поддержку дочерним предприятиям в снабжении их материальными ресурсами и может выступить гарантом перед инвестиционными институтами при получении кредитных средств дочерними предприятиями для осуществления проектов по техническому перевооружению и расширению производств.

В результате интеграции предприятий возникает эффект синергии, т.е. суммарная выгода от деятельности группы предприятий в целом превышает выгоду, которую могли бы иметь предприятия-участники холдингов до их интеграции за счет взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

Механизм взаимодействия органов государственного управления с интегрированными структурами должен предусматривать:

- заключение долгосрочных соглашений, определяющих способы и сроки достижения конкретных целей создания интегрированных структур;

- заключение специальных инвестиционных соглашений, в случае осуществления структурами крупных инвестиционных проектов, предусматривающих предоставление гарантий для привлечения внешних инвестиций, выделение средств из бюджета развития, гарантий закупок продукции в рамках государственного заказа и т.п.

Создание интегрированных структур корпоративного управления является одной из основных целей "Программы развития лесопромышленного комплекса Костромской области на период до 2010 г.", что во многом будет способствовать решению вопросов восстановления управляемости лесным комплексом Костромской области.

Значительное место в повышении доходности лесного сектора экономики области могут занять и другие виды использования лесов, которые в настоящее время развиты в основном на уровне потребления населением для собственных нужд. В то же время, промышленная заготовка и переработка грибов и ягод, недревесных лесных ресурсов и использование арендных отношений при их заготовке, безусловно могут и должны приносить доход. При этом, в процессе проектирования лесных участков для предоставления в аренду под указанные цели следует учитывать потребности местного населения и традиционные места заготовки пищевых лесных ресурсов населением для собственных нужд.

Немаловажное значение в последнее время имеет потребность в использовании лесов для рекреации, охоты, в туристических целях. Развитие этих видов использования лесов, размещение объектов рекреации на условиях аренды лесных участков, аренда лесов для целей развития туризма во взаимосвязи с сетью особо охраняемых природных территорий могут стать не только источником дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней, но и значительно повысить имидж области, ее привлекательность для развития других видов бизнеса.

Строительство и эксплуатация на землях лесного фонда различных линейных сооружений (трасс газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП, дорог) – еще одно перспективное направление освоения лесов, имеющее значение для социально-экономического развития региона.

Следует отметить, что действующее лесное законодательство не позволяет в должной мере и эффективно вовлечь в хозяйственное освоение все лесные ресурсы, даже при наличии спроса и предложения. Нестыковки с другими видами законодательства (например, с законодательством о животном мире, об охоте) создают трудности при предоставлении лесных участков в аренду, существуют также проблемы при регистрации договоров аренды на разные виды использования лесов. Все эти вопросы, «высветившиеся» при практической реализации нового Лесного кодекса требуют незамедлительного и четкого законодательного решения на федеральном уровне.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница