«основные направления эволюционного процесса»




Скачать 58.92 Kb.
Дата03.04.2016
Размер58.92 Kb.
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА».
ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову.

ЗАДАЧИ:


Познавательная: сформировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе, охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса, рассмотреть характерные пути каждого из путей достижения биологического прогресса на примерах животного и растительного мира; значение работ Северцова А.Н. в описании соотношения направлений эволюции животных;

Обучающая: развить логическое мышление, уметь составлять таблицы и работать с презентацией;

Воспитательная: формирование материалистического мировоззрения., установление причинно-следственных связей.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:



  1. Учебник биологии 9 класс, под редакцией И.Н.Пономаревой

  2. Презентация

Тип урока: комбинированный, проблемно - развивающий

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Методы: беседа, объяснение, конспектирование в ходе презентации, заполнение сводной таблицы, самостоятельная работа с учебником, доклад.


План урока:

  1. Понятия Биологический прогресс и регресс - определение и примеры.

  2. Основные направления эволюции по А.Н.Северцову

А)доклад учащегося

Б)самостоятельная работа с учебником по рядам – найти определение и примеры на каждое направление биологического прогресса

В) выводы о том, к чему приводит каждый путь биологического прогресса, чем один отличается от другого, какой из них имеет большее значение в процессе эволюции.

Г) Соотношение направлений эволюции животных (по А.Н.Северцову)

3.Закрепление материала :

Важнейшие ароморфозы :

А) в ходе эволюции животного мира

Б)в подтипе позвоночные (кровеносная и дыхательная системы)

4.Вывод об основных направлениях эволюции и важнейших путях, ведущих к прогрессу.

Ход урока:



1.Организационный этап : сообщение темы, цели и задач урока

2.Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя.

Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития по отношению к популяции и виду в целом с точки зрения: приспособленности, численности и ареала (заполнить таблицу)



критерий

Биологический прогресс

Биологический регресс

приспособленность







Численность особей







Ареал







Разнообразие популяций






Попытайтесь теперь сами дать определение понятиям биологический прогресс и биологический регресс. (Учащиеся дают определения и записывают)



  • Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида

  • Биологический регресс – это отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды, сопровождающееся снижением численности особей, сужением ареала, уменьшением видового многообразия группы

Каковы причины регресса? (факторы неживой природы и человеческая деятельность)

__________________________________________________________________

Проблемный вопрос: Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? (прогресс)

Чтобы решить этот вопрос надо сначала ответить на другой вопрос: А каковы пути достижения биологического прогресса?



2.Основные направления эволюции по А.Н.Северцову

Ответ на этот вопрос дает академик, крупнейший русский зоолог и теоретик-эволюционист, живший в XIX веке, Алексей Николаевич Северцов.Он назвал три пути. А какие, вы узнаете из доклада.

Задача для учащихся– выяснить, какие процессы двигают эволюцию вперед и какова их роль в эволюции организмов.


  • Доклад ученика: Теория биологического прогресса Северцова А.Н.

  • На доске ученик рисует схему основных направлений эволюции

  • Самостоятельная работа с использованием учебника

Задание: дать определение ароморфозу, идиоадаптации и общей дегенерации (работа по рядам)

Учащиеся находят эти понятия в учебнике и объясняют, как они поняли эти термины. После обсуждения записывают вместе определения терминов.



  • Ароморфоз – это направление эволюции, ведущее к повышению уровня организации, к образованию новых классов, отделов, типов

  • Идиоадаптация – это направление эволюции, ведущее к частным приспособлениям организмов к определенному образу жизни, к появлению видов, родов, семейств

  • Общая дегенерация – это направление эволюции, ведущее к упрощению организации и биологическому прогрессу




  • Подведем итог:

К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?

  • приводит к биологическому прогрессу

  • приспособленности

  • выживаемости организмов


--------------------------------------------------------------------------------------------------

Проблемный вопрос: Какой из этих путей делает больший вклад в процесс эволюции? (ароморфоз и идиоадаптация)

Весь процесс эволюции представляет собой чередование ароморфоза и идиоадаптации. Процесс эволюции всегда идет в сторону усложнения жизненных форм.


Слово учителя. А.Н.Северцов не только определил основные направления эволюционного процесса, но и показал их соотношение на схеме

Соотношение направлений эволюции животных (по А.Н.Северцову)

Ароморфозы задают направление и этапы в развитии живого мира, затем эволюция идет по пути идиоадаптации или дегенерации, обеспечивая организмам групп существование в новой среде.


3.Закрепление материала:

Поэтому остановимся подробнее на ароморфозах, т.к. это магистральный путь эволюции органического мира у позвоночных



Какие ароморфозы происходили у позвоночных?

Зарисовать таблицу по ароморфозам в кровеносной системе у позвоночных. Задание: заполнить таблицу по кровеносной системе.



класс

Кровеносная система:

А)сердце

Б)круги кровообращения

Дыхательная система:

А)органы дыхания

Б)тип дыхания

Рыбы







Амфибии







Рептилии







Птицы







Млекопитающие







4.Проверь себя (из презентации)

5.Выставить оценки

6.Д/з: § 42,

творческое задание - заполнить графу «ароморфозы дыхательной системы у позвоночных»,



подготовить сообщение или презентацию по теме:

«Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов»


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница