Основные характеристики рынка автомобильного машиностроения




Скачать 184.88 Kb.
Дата03.08.2016
Размер184.88 Kb.


Основные характеристики рынка автомобильного машиностроения
Промышленность остается одним из основных секторов экономики Словацкой Республики и имеет тенденцию к постоянному росту. Ее удельный вес в создании ВВП Словакии составляет более 40%. Высокий уровень производства обеспечивается за счет увеличения производительности труда. Более половины объема доходов создается в четырех отраслях: производстве транспортных средств (15%), металлургии (14,9%), производстве и распределении электричества, газа и воды (14,6%) и производстве электрооборудования (12,4%).

Хорошие перспективы развития, благодаря прямым иностранным инвестициям, имеет автомобилестроение – 33,7% по обороту промышленного производства Словакии и связанные с ним отрасли, такие как производство металлов и изделий из металла, машиностроительная, электротехническая, химическая и резиновая промышленность. Развитие ожидается в области деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В Словакии созданы производственные мощности крупнейших автомобильных заводов «Фольксваген», «Пежо Ситроен» и «Хюндай Киа». Вклад словацкой автомобильной промышленности в ВВП Евросоюза составляет 3%, в ней занято 7% работающих. К 2010 году выпуск автомобилей планируется довести до 840 тыс. машин в год (1 машина на 6 жителей). Стремительно развивается сеть поставщиков и субпоставщиков для автомобильной промышленности. По оценкам экспертов, в 2010 г. доля автомобилестроения будет составлять 50% промышленного производства Словакии, а доля в промышленном экспорте более 60%.

Автомобилестроение является ведущим «локомотивом» развития словацкой экономики. Это стало результатом активного привлечения в Словакию прямых иностранных инвестиций, что обусловлено ее выгодным географическим положением, наличием квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы и благоприятной государственной инвестиционной политикой.

В 90-х годах в Словакии начал работать завод компании «Volkswagen» (Братислава), который сейчас выпускает более 250 тыс. автомобилей в год (www.volkswagen.sk). Производятся модели Туарег, Ауди Q7, часть машин Порше Кайен, а с марта 2008 г. – Шкода Октавия. Более всего автомобилей – 37,1% продается в Германии. В апреле 2009 г. началось производство – нового семейного автомобиля «Ап!» (Up!), который будет выпускаться под марками Фольксваген, Сеат и Шкода. Инвестиции в новое производство составили 308 млн. евро. В результате реализации проекта предполагается создать более 2 тыс. рабочих мест. «Volkswagen» также предполагает производить в Словакии еще одну модель нового ряда малых автомобилей Small Family Cars – модель e-up, электромобиль, мировая премьера которого состоялась на автосалоне во Франкфурте. Появление электромобиля на рынке предполагается в 2013 г. В 2011 г. завод планирует выпускать машины пяти марок: к собираемым в настоящее время моделям через 2 года прибавится Сеат.

Корейский «Kia Motors» начал производство в декабре 2006 г. в Жилине, и планирует ежегодно выпускать 300 тыс. машин. Этот проект стоимостью 1 млрд. евро – первый проект корейской компании в Европе (www.kia.sk).

Еще один крупнейший инвестор – компания «PSA Peugeot Citroёn», вложила в организацию производства в Трнаве 18,5 млрд. СК1 (614 млн. евро). Ежегодно завод выпускает около 180 тыс. автомобилей «Peugeot 207» и новый Citroën C3 Picasso (www.psa-peugeot-citroen.com).

Заводами «Volkswagen» (Братислава), «PSA Peugeot Citroёn» (Трнава) и «Kia Motors» (Жилина) в 2008 г. выпущено 570 тысяч автомобилей, а к 2010 г. планировалось нарастить общий объем производства до 800 – 850 тысяч автомобилей в год. Занимая 30% промышленного сектора в экономике Словакии, эти предприятия имеют совокупный торговый оборот в 443 млрд. СК (18,6 млрд. долл. США).

Кроме того, действуют заводы в г. Мартин, где производят запчасти и компоненты, и в г. Кошице, где подготавливаются машины для экспорта в Россию.


Таблица 1

Объем инвестиций в Словацкую автомобильную промышленность


п/п

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

1

Инвестиции в автомобильную промышленность в млрд. СК 1

21

34

40

61

40

В 2008 г. из государственного бюджета Словакии было выделено на совместный инвестиционный проект фирм KIA и Hyunday – 300,845 млн. СК1 (10 млн. евро), на поддержку инвестиционного проекта Samsung – 1073,893 млн. СК (35,6 млн. евро) , KIA Motors Slovakia – 1153, 1 млн. СК (38,3 млн. евро).



Таблица 2

Объем произведенных в Словакии легковых автомобилей

(с разбивкой по брендам и моделям)

(в тыс. шт./млрд. СК)



п/п

Наименование брендов и моделей

2005

2006

2007


2008

2009*

2010-2012*

1

«Kia Motors Slovakia, a.s» г.Жилина

(Kia cee’d и Kia Sportage с четырьмя типами двигателей)



-

5

145

201

170*

300

2

«Volkswagen Slovakia, a.s.» г.Братислава

(VW Golf, Bora, Touareg; Seat Ibiza; Audi Q7; Skoda Octavia)



215

238

249

183

130*

250

3

«PSA Peugeot Citroёn» г.Трнава

(Peugeot 2007)



-

5

178

186

200*

250




Всего

215/330

248/380

572/443

570/441

500*

800/700

* Прогноз
В связи с мировым финансовым и экономическим кризисом словацкие предприятия ожидают снижение оборота в среднем на 10% по сравнению с первоначально планировавшимся. Тем не менее, концерны KIA Motors и PSA Peugeot свои производственные планы оставили без изменений. Модели, которые они производят, по-прежнему пользуются спросом на европейском рынке. По оценкам экспертов, в 2009 г. ожидается спад производства до 500 тыс. автомобилей.

В 2009 г. по данным Статистического управления Словакии в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом производство всех транспортных средств значительно сократилось, за 11 месяцев 2009 г. индекс производства составил 69,1. Вместе с тем отмечалась положительная динамика развития в течение года: если в январе индекс производства составлял 50,2, в июне 69,6, то в ноябре он был уже 117,6.

По данным Deutsche Bank о сравнительной продаже легковых автомобилей ведущих компаний в Европе, она также имеет тенденцию к сокращению.

Таблица 3

Продажа легковых автомобилей в Европе

(в млн. шт.)



Компания производитель

2007

2008

разница в %

Volkswagen

2,3

2,1

-5,2

PSA Group

1,5

1,4

-9,8

Ford

1,1

1,0

-8,8

General Motors

1,2

1,0

-14,5

Renault

1,0

0,9

-8,2

Fiat

1,1

0,9

-7,9

Daimler

0,69

0,65

-5,4

BMW

0,67

0,64

-5,2

Porsche

0,03

0,02

-21,3

Toyota

0,6

0,4

-18,9

Nissan

0,20

0,22

+11

Honda

0,19

0,15

-18,7

Mazda

0,15

0,13

-7,7

Источник: Дойче Банк, словацкая газета «Экономические новости»

Основные потребители (импортеры) продукции

словацкого автопрома
Продукция словацкого автопрома в основном ориентирована на внешний рынок, по большей части, на западный. Автомобильная промышленность обеспечивает около 25% экспорта Словакии, оказывает положительное влияние на формирование ВВП и снижение безработицы.

«PSA Peugeot Citroёn» экспортирует 99 % всех произведенных им автомобилей, 34% из которых поставляется французским заказчикам, 18% в Италию, 11% в Германию. Одновременно активизируются усилия по вывозу автомобилей на восток континента. В 2007 г. в Россию компанией было продано 37200 автомобилей (не только из Словакии). К 2010 г. компания планирует открыть новый завод по сборке автомобилей в Калуге в количестве 150000 с общей производственной мощностью завода до 300000 автомобилей в год для продажи на рынке России. Общий объем инвестиций на сооружение завода составит 300 млн. евро.



Реализация продукции автомобильной промышленности на словацком рынке
Таблица 4

Импорт и индивидуальный ввоз автомобилей в Словакию

(в шт.)





2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Официальный импорт новых автомобилей

76276

70933

67412

67626

71296

78568

83255

102378

92761

Индивидуальный ввоз новых и б/у автомобилей

5303

9737

9454

15554

39586

71630

92386

103800

81468

Источник: Ассоциация автомобильной промышленности Словакии (www.zapsr.sk)

Интерес словацкого потребителя, до сих пор отдающего предпочтение традиционно-популярной марке «Škoda», которая занимает 22% внутреннего рынка автомобилей, постепенно смещается в сторону выпускаемых в Словакии Peugeot и KIA. Новые производители выгодно отличаются не только привлекательной ценовой политикой, но и высоким уровнем сервисных услуг. Уже сейчас в стране действует разветвленная сеть автосервисов.



Таблица 5

Наиболее продаваемые марки легковых автомобилей в Словакии в 2009 г.




п/п

Марка автомобиля


Количество в шт.

1

Škoda

15141

2

Renault

1 376

3

Peugeot

1 152

4

Kia

1 405

5

Citroёn

1 338

6

VW

1 095

Источник: Ассоциация автомобильной промышленности Словакии (www.zapsr.sk)
Согласно данным Ассоциации автомобильной промышленности Словакии (www.zapsr.sk) продажа легковых автомобилей в Словакии для индивидуальных и коммерческих нужд в 2008 г. имела тенденцию к увеличению.

Таблица 6

(в шт.)





2007

2008

Увеличение в %

Продано легковых автомобилей для коммерческих нужд

59700

70040

14,76

Продано легковых автомобилей для личных нужд

23555

26857

14,02

Всего

83255

96897

14,08

Растает официальный импорт в Словакию российских автомобилей, который составил в 2007 г. 114 шт., в 2008 г. 158 шт. и в 2009 г. около 300 шт. автомобилей ЛАДА-ВАЗ. Индивидуальный ввоз гражданами Словакии автомобилей ЛАДА-ВАЗ в 2008 г. составил 159 новых и б/у автомобилей.

Наряду с развитием самого автопрома, высокими темпами создаются предприятия по производству комплектующих для автомобилей – компании «Valeo», «Getrag», «Visteon», «Johnson Controls» и т.д.

Один из основных производителей деталей для марок «Audi», «BMW», «Volkswagen» и «Škoda» компания «Valeo Slovakia» намерена инвестировать 580 млн. СК (24,5 млн.долл.США) в строительство нового завода близ г. Кошице (Восточная Словакия). В планы австрийской компании «Pankl Racing System» входит увеличение своих производственных площадей за счет строительства завода в г. Тополчаны. На базе расширяющегося промышленного парка в г. Чадца будет построен завод фирмы «TI Hanil Slovakia», специализирующийся на выпуске деталей для автомобилей «Hyundai» и являющийся партнером жилинского «Kia Motors». Одновременно в том же промышленном парке планируют разместить свое производство компания «Magna Cosma» и «Kendrion Ferrex», занимающиеся производством амортизаторов и кузовов для легковых и грузовых автомобилей. Компания «ZF Boge Elastmetall Slovakia a.s.» (Трнава), осуществляет деятельность в странах ЕС и России в области исследований, разработки и изготовления автомобильных деталей и узлов с применением резино - металлических технологий для широкого ряда автомобилей, в том числе и грузовых. АО «VOP Novaky», специализируется на производстве изделий из полиуретана для автомобильной промышленности, просит оказать содействие в поиске потенциальных партнеров на российском рынке.

Активно работает как на словацком, так и на российском рынке Группа «Matador», которая представляет собой консолидированное предприятие с головной компанией «Matador, a.s.» и 30 долевыми участниками. В главную задачу группы входит предпринимательская деятельность в области машиностроения, резиновой и автомобильной промышленности. 8 ноября 2007 г. – Концерн «Continental AG», находящийся в Ганновере, приобрел 51%-ый пакет акций общества «Continental Matador Rubber,  s.r.o.», расположенного в словацком Пухове. Производство автошин, транспортерных лент и оборудования для переработки резины еще раньше было вычленено из деятельности материнской компании «Matador, a.s.», которая в настоящее время обладает 49%-ым пакетом акций нового совместного предприятия. Подобное разделение пакета акций позволяет расширить производство на существующем совместном предприятии, созданном в сотрудничестве с группой «Matador», производством грузовых автошин. Кроме того, в последнее время концерн «Continental AG» старается существенно укрепить производственную и оперативную базу в Средней и Восточной Европе и повысить долговечность инвестиций в данном регионе. На пуховском заводе будут внедрены производственные стандарты концерна «Continental», действующие во всем мире, а производственная мощность будет постепенно увеличена до 7 миллионов автошин в год. Все это потребует вложения капитала в размере 25 миллионов Евро до 2009 года. При условии положительной региональной поддержки и достаточной конкурентоспособности пуховского завода не исключена возможность увеличения размера капиталовложений с целью повышения объема производства до 16  миллионов автошин в год. На российский рынок словацкие шинники вышли в 1994 г. Первые автопокрышки марки «Matador» поставляли из Словакии. В 1995 г. появилось совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина», тогда же было принято решение создать коммерческое представительство компании в России, причем, рядом с предприятием-производителем для оперативности принятия необходимых решений. С 1999 г. официальным представителем марки «Matador» на российском рынке является ЗАО «Матадор РУ», а в 2002 г. создано ЗАО «СловШинТрейд». Направление «Matador Automotive» – машиностроительное подразделение, выпускающее станки, компоненты и инструменты для автомобильной промышленности, ориентировано на штучное и серийное производство. Серийное производство ориентировано на выпуск прессованных деталей, а штучное – на роботизированные изделия и инструменты. Это направление представлено несколькими акционерными обществами, такими как «Matador Automotive, a.s.», «Matador Automotive Bratislava a.s.», «Matador Dongwon, s.r.o.», «Matador Automotive Vrable a.s.» и др. С представителями «Matador Automotive, a.s.» обсуждались вопросы возможности создания совместного предприятия в области дизайна и конструкций кузовных частей новых моделей автомобилей с ОАО «АВТОВАЗ».

В 2007 г. в словацком автопроме было занято примерно 76 тыс. сотрудников, по предварительным оценкам к 2012 г. это количество может увеличиться до 100 тыс. человек.

Таблица 7

Количества работников, занятых в автомобильной промышленности Словакии

(в тыс. чел)



п/п

Показатели

2002

2005

2007

2010-2012*

1

Занятость в автомобильной промышленности.

50

57

76

100

*Прогноз
Словацкие автопроизводители принимают серьезные меры по закреплению кадров автомобилестроителей. К примеру «KIA Motors» подписал соглашение с профсоюзом «Ково», предусматривающее регулярные поощрения работникам завода и выгодные ипотечные кредиты для сотрудников, приехавших из других регионов страны. В «Volkswagen Slovakia» действует коллективный договор, позволяющий сотрудникам получать более высокие отпускные, значительные надбавки за выслугу лет, повышающий лимит беспроцентных кредитов, гарантирующий поддержку выходящим на пенсию работникам, а также существенную помощь при рождении ребенка. Средняя заработная плата на заводе составляет более 1100 евро.

Парк автомобильного транспорта в Словакии в последние годы количественно увеличивается.



Таблица 8

Парк автотранспорта в 2008-2009 гг.

(в шт.)




на 31 декабря 2008 г.

на 30 июня 2009 г.

Легковые автомобили

(М1)


1599851

1615855

Автомобили

до 3,5 тонн (N1)



185561

193076

Грузовые автомобили

3,5-12 тонн (N2)



36761

35859

Грузовые автомобили

свыше 12 тонн (N3)



58551

58514

Автобусы

3,3-6 тонн (М2)



1518

1570

Автобусы

свыше 6 тонн (М2)



8642

8656

Источник: Ассоциация автомобильной промышленности Словакии (www.zapsr.sk)
Рекомендации для российских экспортеров

Сотрудничество России и Словакии в области автомобильной промышленности.

В целом можно констатировать, что в Словацкой Республике создана серьезная промышленная база, способная сделать страну одним из лидеров европейского автомобилестроения. Это создает основу для расширения сотрудничества Словакии с Россией в указанной отрасли. Первые шаги в этом плане были рассмотрены на заседании Межправительственной комиссии в феврале 2006 г. в Москве. В русле принятых МПК рекомендаций начата проработка возможности создания СП между словацкой фирмой «Matador-Automotive» и ОАО «АвтоВАЗ» по дизайну и конструкции кузовных частей автомобилей. Отметим, что и другие, предприятия быстрорастущего словацкого автопрома, стимулируемые западными инвесторами, рассматривают возможности налаживания производственной кооперации с российским автопромом, прежде всего в производстве запасных частей для автомобилей. Как представляется, это направление сотрудничества заслуживает внимания и целенаправленных действий с российской стороны.

Компания «СловЛАДА» («SLOVLADA s.r.o») со 100% участием российского капитала представляет российскую автомобильную промышленность (ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ГАЗ») и действует в форме словацкого юридического лица. Основным направлением деятельности компании является продажа и сервисное обслуживание автомобилей марки «Лада» и «Нива». По объему продаж «СловЛАДА» в условиях жесткой конкуренции со стороны западных фирм стабильно входила в первую двадцатку. Параллельно с продажами автомобилей «СловЛАДА» занималась закупками на словацком рынке товаров для Волжского автозавода. В связи с вступлением Словакии в ЕС снизились ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Словакию, что наряду с возросшими поставками автомобилей «Нива», пользующихся спросом у словацких потребителей, создало перспективы для увеличения объемов продаж на словацком рынке других марок российских автомобилей. В 2006 г. компания вывела на словацкий рынок модель «Лада-Калина», в 2007 г. – «Лада-Приора».

Потребности рынка Словакии в автомобилях ОАО «АвтоВАЗ» составляют около 300 автомобилей в год, из этого потребность в автомобилях «Нива» – 60-70%. В дальнейшем, при конкурентном уровне цен на продукцию ОАО «АвтоВАЗ», существует возможность увеличения поставок на словацкий рынок до 500 автомобилей в год.

В настоящее время прямого контракта на поставку автомобилей «ЛАДА» между ОАО «АВТОВАЗ» и компанией «СловЛАДА» нет, так как принято решение осуществлять поставки автомобилей на рынок Европы через систему региональных складов, создаваемых в гг. Рига (Латвия) и Тужер (Венгрия).

Рассматривается возможность развития сотрудничества между компаниями ОАО «АВТОВАЗ» и «Матадор-Автоматив» в области дизайна и конструкции кузовных частей новых моделей.

По данному проекту проведены переговоры Рособоронэкспорта с АО «Матадор». Данное производство целесообразно разместить в особой экономической зоне производственного типа. Группа компаний АО «Матадор» соответствует необходимым критериям, чтобы стать потенциальным инвестором в особые экономические зоны, соответствующая информация направлена Торгпредством в РосОЭЗ.

В целях развития взаимных поставок комплектующих для автомобильной промышленности Торгпредством РФ в СР совместно с Автомобилестроительным кластером западной Словакии в г. Трнаве 12 марта 2008 г. проведен семинар на тему «Перспективы экспорта и инвестиций в автомобильную промышленность Российской Федерации».

31 мая – 4 июня 2008 г. состоялась поездка представителей 6 словацких компаний и представителя Словацкого агентства поддержки инвестиций и торговли (САРИО) на ОАО «КАМАЗ», где была достигнута договоренность о подписании соглашения о сотрудничестве между САРИО и ОАО «КАМАЗ».

Имеется возможность поставок в Словакию грузовых автомобилей ОАО «КАМАЗ», сертифицированных по «ЕВРО-4».



Реализуется стратегический договор между компаниями «Сибур-Русские шины» и «Матадор-Автоматив» о расширении в г.Омске совместного производства автомобильных шин с увеличением объема производства до 4 млн. шт. в 2009 году., план модернизации производства предусматривает общий объемом инвестиций в размере 1,5 млрд. руб.

Справочно: Нормы технического регулирования в отношении автотранспорта аналогичны действующим нормам в других странах ЕС.

Стоимость утилизации бытовой техники включена в стоимость товара.

Налоговая система Словацкой Республики гармонизирована с налогообложением, принятым в странах Европейского Союза, особенно в части, касающейся прямых и косвенных налогов, а также налогов на добавленную стоимость и потребительских налогов.

В настоящее время в Словакии действуют законы: о НДС; о потребительских налогах; о налоге с автотранспорта (изменения в законе о дорожном налоге). Основные налоги и сборы следующие: налог на доход физических лиц и прибыль юридических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на недвижимость; налог на транспортные средства; муниципальные налоги; гербовые сборы.

Ответственным государственным органом в сфере налогообложения является Налоговое управление Словацкой Республики (www.drsr.sk), которое осуществляет деятельность на основании Закона от 1 мая 2001 г. № 150/2001 и последующих изменений Закона от 1 мая 2002 г. № 182/2002, является бюджетной организацией и подчинено Министерству финансов Словацкой Республики.

1 С 1 января 2009 г. евро является официальной валютой в Словацкой Республике. С 1 по 16 января 2009 г. было возможно хождение как евро, так и словацкой кроны, с 17 января 2009 г. евро стало единственным платежным средством в СР. 8 июля 2008 г. был установлен курс конверсии 30,1260 СК за 1 евро.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница