«Основы православной культуры»




Скачать 116.69 Kb.
Дата20.07.2016
Размер116.69 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»



Основы религиозной культуры и светской этики

модуль «Основы православной культуры»

Автор:

Сидорова Елена Александровна,

учитель ОРКиСЭ, ИЗО и музыки

Мельниково – 2015
Технологическая карта урока


Предмет

ОРКиСЭ модуль ОПК

Класс

4

Тема урока

Масленица

Тип урока

комбинированный

Цели

а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развития – создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукции художников, раздаточный материал.

Методы проведения урока:

объяснение с использованием иллюстраций.

Технологии:

элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты: усвоение места праздника в православном календаре

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формировать представления о православном прзднике Масленица.

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать

продолжить умения работать с наглядным материалом




Формировать мировоззрения о православии ;

положительное отношение к православным праздникам;

чувство необходимости учения географии;

самосовершенствование; корректировка своего поведения на уроке ОПК в соответствии с моральной нормой.



Основные понятия, изучаемые на уроке

Масленичная неделя, Пост, Прощеное воскресенье, православные обряды.

Тема урока: «Масленица»

Форма урока: получение новых знаний

Тип урока - комбинированный

Цели:

а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развития – создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Оформление доски: репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», С. Крылов «Масленица», Володин «Масленица», рисунки учащихся, новые слова.
Ход урока:


  1. Орг. Момент (1-2 мин.)

-Здравствуйте ребята! Рада очередной встречи с вами на уроке православной культуры.

-Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком, давайте посмотрим.



(дети смотрят видео о масленице)

https://www.youtube.com/watch?v=SEa-bo5RwXk


-Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси? Правильно Масленица.

  1. Новая тема (10-15 мин.)

Тема нашего урока: «Масленица».
- Ребята, как вы думаете, почему праздник получил такое название?

(Готовили впрок масло, сметану, сыр, мясо, чтобы достойно встретить праздник.)

- А откуда он взялся?



(Это древне языческий праздник с 16 века, он узаконен церковью, как христианский.)

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом масленица?



(Блины, игры, праздник, веселье, гулянье, катание на лошадях, звон бубенцов, расписные сани)

-А на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?



(Что провожает масленица? Что встречает масленица? Что является символом масленицы? Почему на масленицу пекут именно блины? Сколько дней длится масленица? Как называются эти дни? Какие забавы были на масленицу?)

Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть. Главное место в Масленице играли — блины (символ солнца, а солнце — это тепло, свет, радость, добро, урожай). Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Я уверена, вы знакомы с этим праздником.

Но знаний никогда не бывает много, и они никогда не бывают лишними!

И сегодня на уроке нашей задачей будет познакомиться с этим праздником так, чтобы у вас СОЗДАЛСЯ ЕГО ОБРАЗ. А помогут нам в этом ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, которые будут присутствовать у нас сегодня на уроке. И я уверена, что к концу урока у каждого из вас возникнет тот ОБРАЗ праздника, о котором вы напишете.

Но для этого все мы должны хорошо поработать.



Новая тема.
слайд №3

Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. Корни этого праздника уходят к нашим предкам славянам. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Православной Церковью Масленица была принята как религиозный праздник и получила название сырной, или мясопустной недели. Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях.



слайд №4

Действительно, масленица старинный русский праздник. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном церковном календаре этот период называется Сырной седмицей.

слайд №5

В центре праздника находилась Масленица – фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В старину в этих народных гуляньях не принимали участие только старики да младенцы.

Масленицу и в наше время отмечают по всей России

Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.

Длится Масленица целую неделю. Слайд №6

Понедельник – “Встреча”. Слайд №7

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.



Вторник – “Заигрыши”. Слайд №8

С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.



Среда – “Лакомка”. Слайд №9

В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.



Широкий четверг”. Слайд №10

Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни.



слайд №12 - №13

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Пятница – “Тёщины вечёрки”. Слайд №14

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.



Суббота – “Золовкины посиделки”. Слайд №15

Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.



Прощёное воскресение” или “Заговенье”. Слайд №16

Масленичное воскресенье называется в народе «прощённым». Это день, когда люди просят друг друга


«Прости меня, Христа ради, в чём я перед тобой виноват!»

И слышат в ответ:

«Бог простит, и я прощу!»

Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.



Учитель: Ребята, как вы думаете, за что надо просить прощение?
Очень важно научиться не только просить прощение, но и прощать

Учитель: слайд №17 - №18

Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.

В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя.



Ученик: Прощай, Масленица!

Ученик: Прощай, красная!

Масленица: Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Учитель: И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников.Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве.

Итак, Масленица в русской живописи.

Давайте обратим внимание на доску, где расположены репродукции Б. М. Кустодиева «Масленица», С. Крылова «Масленица», Володина «Масленица».

Масленицу отражали в своих картинах художники – живописцы. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.

В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.

Перед нами великолепная картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленичное гулянье».

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки.

Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.
Масленица в музыке

В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение.

Так в 1876 году появился цикл музыкальных миниатюр «Времена года», в котором Чайковский воспел красоту родной природы, выразил чувства и настроения человека. Пьеса, посвящённая февралю, называется «Февраль. Масленица».

(Слушание муз.произведения Чайковского)

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу …


Подведение итогов:
А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

  1. С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, пост, прощеное воскресенье)

  2. Как называли дни Масленицы

понедельник- встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомства

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;



Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.



Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.

Домашнее задание:

  1. Нарисовать рисунок о масленице

  2. Написать сочинение «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…»

  3. Составить кроссворд

  1. Итог урока ( 1 – 2 мин.)

Оценки за урок.
Список литературы

  1. Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. &‐ СПб.: Паритет, 2004. – С.285-289.   

  2. Миловский, А. С. «Не житьё, а Масленица!» // Миловский, А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – С. 174-190.

  3. Некрылова, А. Ф.  Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – 2 изд., доп. - Л.: Искусство, 1988. – С. 16-20.

  4. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 изд. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 364-370.

  5. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).

  6. Санжарова, О. Масленица // Крестьянка. – 2010. - № 2. – С.30-33.

  7. Юнина, А. Весёлые проводы // Будь здоров!. – 2002. - № 3. – С. 70-73.

  8. Полонский, О. Гуляй – не хочу? Март // Смена. – 2000. - № 3. – С. 270-275.

  9. Августин (Никитин), архимандрит Масленица // Нева. – 1998. - № 2. – С. 214-216.

  10. Круглов, Ю. Весна! Весна красная! // Наука и жизнь. – 1992. - № 4. – С. 120-122.

  11. https://www.youtube.com/watch?v=SEa-bo5RwXk

  12. http://www.youtube.com/watch?v=zVxjkWH9LWU


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница