Основание существования науки нравственного богословия



страница1/7
Дата16.07.2016
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
08.09.10

Основание существования науки нравственного богословия

Нравственность – некоторая деятельность. Речь идет не просто о какой-то деятельности. Нравственность – деятельность, которая обусловлена идеей добра. Что такое добро? Многим кажется, что добро – что-то относительное. На самом деле для верующего человека легко разграничиваются понятия абсолютного добра и субъективного. Добро абсолютное – то, что ведет к вечности, то, что достойно вечности, то, чего ждет от нас Бог, который сотворил нас. «Да будет воля Твоя». Бог хочет, чтобы мы любили Его и наших ближних. Что значит любить? Иногда любовь требует определенной жесткости, иногда снисходительности. Не тот любит, кто постоянно прощает, а тот, кто стремится привести человека к благу. Пробабилизм (католичество 15века, доминиканство) – когда существует сложная ситуация, нужно главное значение отдавать свободе человека. Жизненные ситуации требуют от человека глубокой культуры взаимоотношения с другими, нужно думать не о себе, а о нем. Описать все возможные жизненные ситуации и дать конкретные рецепты на трудности невозможно, но определить ориентиры необходимо. Следует разграничить понятия блага и добра. Высшее благо- абсолютная конечная цель, которая способна обуславливать человеческие поступки. Оно достигается нравственными средствами. В земной жизни они не всегда могут носить характер абсолютного добра. Но и не могут выходить за рамки нравственных представлений. Благая цель не может оправдывать дурные безнравственные средства. Абсолютным благом для человека является царство божие. Принадлежность к нему – блаженство. Средство к нему – жертвенная любовь, которая предполагает самоограничение. Цель не оправдывает средства, а определяет их. Царство добра и любви достигается добром и любовью.

Этика. Обычно говорят, что этика, нравственность и мораль имеют одно и то же содержание. Употребляют их с одним и тем же смыслом. Термин Этика – др-греч. Этимология его в слове Этос. На заре греческой культуры, когда формировались письменные стереотипы, этим термином обозначали местопребывание – жилище. В этом значении употребляет Гомер. Местопребывание неразрывно связано с образом бытия, с характером пребывания. Уже Эмпидокл говорит об Этосе первоэлементов – прежде всего характер их существования. Гераклит: характер человека есть его демон – больше расширяет этот термин. Уже внутренний характер бытия. Постепенно словом этос стали обозначать эталонный характер поведенческих стереотипов. Аристотель, отталкиваясь от слова Этос (как устойчивый образ бытия, характер), образовал прилагательное – этикос (характерный, устойчивый образ бытия, свойственный данному субъекту). Этическими Аристотель называл те качества, которые человек получает: 1. От природы (умственные способности), 2. Человек самонаправленно в себе вырабатывал. Привычка такая становится постепенно чертой характера человека (мужество, умеренность, щедрость). Аристотель постепенно формировал в себе некое эталонное представление об образе бытия. Это привело к созданию слова Этика как существительное. «Этика к Никомаху» (это он писал к своему сыну). Такой жанр был популярен. За 2века до Аристотеля было Поучение Птахитепа своему сыну (в Египте). Цицерон: мос - моралис - философия моралес. Здесь понадобилось дополнение Философия (а не просто Этика). Устойчивый образ бытия (мос) – соответствие идеальному образу бытия (моралес) – рассуждение об эталонном образе бытия. Слово мораль появляется только в 4веке как собирательная характеристика моральной составляющей.

В русском языке слово Нравственность проходит развитие. Русский слова 1764года (?) есть слово Нрав, но нет еще нравственности. В словаре 1780года (Норстет) – есть слово нравственный, но нет слова нравственность. В Академическом словаре 1794года появляется слово нравственность. Корень также в слове нравится. Нравится – отсылает нас к внутренней жизни индивидуума. Слово нравственность более глубокое, чем слово мораль (мораль имеет ввиду в большей степени поверхностные стереотипы). В иностранном языке есть аналоги нравственности – немецкий Ситтлекхайль (с 16века в языке). Имеются некоторые основания, как этимологического, так и практического характера, чтобы закрепить за этикой характер науки о нравственности. То, что мы называем философской моралью или нравственной философией. «Этика» должна передаваться этими словами. Но не все моралисты придерживаются этой точки зрения (считаются, что этика, мораль и нравственность – одно и то же). Наука может существовать как систематизация поступков ввиду того, что под нравственностью мы имеем ввиду деятельность, обусловленную добром (добродетель – как греч. Арете).

Нравственность занимается вопросом: Зачем нам необходима добродетельная жизнь? Важно выявлять расходящиеся пути развития нравственных представлений. Также вопросы такие: Почему появляются из христианской культуры такие феномены, как философия Ницше, Шопенгауэра, Маркса? В нравственной жизни существует некая закономерность? Мы должны вспомнить, что наука изучает закономерности, а не случайности (их можно наблюдать). Опыт – не только факты из психо-физической жизни, но существует опыт духовный, который существует в церкви. Предание – это опыт духовной жизни. Римляне говорили об естественной нравственности – закон, который определяет жизнеспособность и целеустремленность к существованию космоса, как некий тварный логос. Если нет единого смысла, Творца, тогда нет единого масштаба нравственности. Закономерности существуют в нравственной жизни человека. Бог создал некую закономерность (некое подчинение). Закономерность в нравственной жизни всегда изменяется в строгой зависимости от изменяемости этой среды. Среда обитания не всегда гуманна (тоталитарная система) – человек становится частью этой системы или погибает. Будущее для будущего поколения – не заботиться о настоящих современных людей. Кому это будущее? Из самого психофизического бытия нельзя извлечь большее, чем стремление к удовлетворению этих самых физических и психических возможностей. Человек может искать удовлетворения в духовных возможностях.

Этика как наука о нравственности существует, потому что существует Божий мир в рамках задуманной закономерности. Человек в этом мире отнюдь не детерминирован и даже в падшем состоянии. Свобода – часть совершенства человека. Мы можем сказать, что Бог хочет, чтобы мы были абсолютными исполнителями Его воли. В то же самое время Он хочет, чтобы мы были абсолютно свободными. Все свободы невозможна любовь. Это определенная парадоксальность христианства. Абсолютно свободные – чтобы могли Его волю не исполнять. Бердяев: в рамках общественной жизни для индивида подчинение единому закону есть крайняя необходимость. Но личность, предстоящая перед лицом Божиим или становится частью Божественной жизни, или отпадает в своеволии от жизни. Преодолимо ли противоречие между свободой и долгом общественным? Способен ли Закон Моисеев разрешить эту проблему, или он лишь только этап определенного развития замысла Божия по спасению человека (как вида или как личности?). Что такое человечество в ветхом Адаме и во Христе? Необходимо уяснить: возможна ли свобода в любви? Что такое любовь? Способна ли она соделовать множество единым? Свобода – возможность чего-либо или способность индивида к беспрепятственной реализации? И что реализовывать? Возможна ли для грешного человека самореализация? Размышление над проблемой формулирует множество новых сопутствующих проблем. Нравственное богословие может существовать как наука, только если существует единый Бог, сотворивший мир и вложивший в него конкретные цели существования развития. Бог, внутреннего бытие которого открывается нам через Откровение – любовь в Троице. Излияние этого бытия любви во внебожественную жизнь – причина существования тварного мира. Вне Бога не может быть никакого бытия – ЦЕЛЬ творения: включение сотворенного во внутрибожественную жизнь. Участником жизни Бога может стать то, что приобретает способность любить. Нравственность и богословие приобретают контекстное значение и право существовать как конкретная наука. Воспринятая и ясно сформулированная конечная цель.



Предмет нравственного богословия

Размышления о закономерностях нравственной жизни существуют с тех пор, как человек понял необходимость упорядочивания собственной жизни. Удовлетворение инстинктов может быть опасным даже для него самого.

История происхождения предмета. Хотели назвать Христианской этикой. Этика – теперь часть философии. После упразднения языческих школ их место заняли в римской империи школы богословские. Первая школа в Константинополе в 4веке была создана женой Феодосия Евдокией. Первые высшие христианские школы были преемниками языческих школ. В содержательном плане эти школы вырастали из древней катехизаторской системы – Александрийская школа (Пантен). Древнейшее предание: эту школу как катехизаторскую создал еще евангелист Марк. Прямых доказательств никаких нет. Но Андриан в 135году приезжает в Александрию, отзывается скверно о христианах и иудеях (подтверждается существование общины там). В древнем христианстве к крещению готовили – надо было обучать. Тертуллиан был сам научен в подобной школе. Языческая философия забыта не была, но она превратилась в служанку богословия. Это отношение было принято на долгое время. Если есть Бог и его возможно мыслить объединяющим принципом исторического развития, то понятна и философия. Все распадается на частное вспомогательное знание, которое имеет очень относительное значение для конкретных индивидов здесь и сейчас. Исчезновение языческих школ не привело к исчезновению языческого образа жизни. Высшая христианская школа, которая была создана Евдокией, была очень скоро закрыта – стала рассадником языческих представлений. Эти представления не могли исчезнуть из жизни очень легко, до сих пор живут. Они связаны с определенными стереотипами существования и мышления. К 10-11вв. появляются в Византии театры, в рамках которого образованные люди занимаются вопросами языческой философии. Проблема существования и отношения к нехристианской учености очень обостряется. Палама изучал философию Аристотеля. Появляются яркие представители языческой философии, иногда на них открывается гонение. Они существуют как пропагандисты языческой культуры. Демист Плефо (15век) – научный консультант с православной стороны на Ферраро-Флорентийском соборе: критиковал христианство, выступал за язычество. Начало интереса к языческой культуре, истоки эпохи Возрождения. Это длительный процесс формирования и восстановления языческой культуры. Франк «Свет во тьме».

15.09.10


Нет одной лекции.

Точка зрения, что безрелигиозной нравственности вообще не бывает. Бывают люди безразлично относящиеся к религии, но добрые, самоотврженнные. И наоборот, религиозные люди не всегда стоят на высоте морального самосознания. Кант подчеркивал необходимость полной автономии для нравственного закона. По его мнению религия была лишь некой скорлупой, в которую люди облекли свои нравственные требования. Это делало человека эгоистическим и корыстным. Гедонизм – смыслом поступков человека является стремление к удовольствию. Эвдемонизм – мотивацией поступком является стремление к счастью. Утилитаризм – главные мотивы – стремление к пользе. Кант требует безрелигиозной автономной свободной морали от всего во имя ее чистоты и бескорыстия. Поступок должен иметь чистое стремление.

Ницше считал постыдным для человека подчиняться чуждому, навязанному извне закону, видя в этом рабский дух. Для него сверхчеловек должен объявить войну самому Богу, стать по сторону добра и зла, признав Я, которое является источником всякого закона и критерием всякой истины. «Собственная глупость лучше чужой мудрости». Стремление человека к полной автономии есть в сущности отрицание Бога и стремление самому занять его место. Человек, обладающий субъективным мышлением, даже общечеловеческое сознание не могут никогда занять место Бога в силу своей ограниченности, природной изначальности. Бог есть любовь прежде всего. Отсюда и подчинение данному им закону есть подчинение его любви.

Воздаяние в христианстве – воспитательный характер. Страх – начало премудрости, а потом любовь. Истинная цель – вхождение в жизнь Любви. У любви награда теряет свою абсолютную ценность. Наиболее важным становится твоя собственная способность любить. Состояние любви Божией является блаженством, которое обещается людям. Еще в этом смысле апостол Павел: Я готов был быть бы отлученным от Христа за сродников моих по вере. Это смело выражение. Павел слишком образованный человек, чтобы говорить что-то случайное, не сообразное с Заветом. Он имеет ввиду Моисея, который молится за свой народ: прости народ сей, а если не так, вычеркни и меня из книги Жизни. В то время в иудейской ментальности еще не присутствовало развитое учение о загробной жизни. Это выражение предполагает возможность рождения веры в загробную жизнь. В то же время это еще не сформулировано даже для самого Моисея. Главенствует общепринятое представление о том, что человек живет только до тех пор, пока его помнят (так было в Египте), хотя Египет во многом таинственное явление, что очень трудно разобраться в вопросах веры в загробную жизнь египтянина. Отсюда вырастает целое направление о том, что Бог специально сохраняет еврейский народ от учения о загробной жизни, чтобы оберечь его от тех погребальных суеверий и ужасов, которые существовали в язычестве. Златоуст: если бы даже за дела любви людей ожидали вечные страдания, настоящий христианин не мог бы отказаться от них. Атеист может быть добродетельным, честным, любить своих ближних, жертвовать своими личными интересами, быть воздержанным. Основание для этого он найдет в своей природе, общественном сознании. Очевидно, что атеист будет поступать добродетельно, пока это для него приятно и выгодно. Приятно ему может быть не только удовлетворение своих потребностей, но и соответствие своих поступков представлениям о нравственной жизни. Когда наступает проблема между идеалами счастья и добродетели, трудно предаться последнему.

Когда появились рядом с христианством другие мировоззрения, то этика стала приобретать иное содержание. Одно дело этика христианская, которая оставалась в рамках богословия. Пантеизм был распространен в эпоху Возрождения. Этика стала приобретать совсем нехристианское содержание. Выходит таким образом, что нас интересует не вообще вся этика, а именно этика христианства, как часть именно христианской философии, как часть богословия. Наука нравственное богословие – чтобы подчеркнуть, что этот предмет неотделим от богословия¸ он изучает нравственные идеалы божественного замысла о человеке. Христианская нравственность – не только осмысленное откровение, но и итог некоторого усвоенного развития в Откровении, усвоение опыта нравственной жизни. Кто бы не размышлял о проблемах нравственности, он всегда сравнивает свои выводы с христианскими идеалами, критикуя их или восхваляя. После Христа не возможно не иметь ввиду то, что Бог, создав мир и человека, за этого человека и за этот мир умер в Сыне. Это удел всякого эталона, который можно не замечать, но он всегда будет играть огромную роль в человеческом подсознании. Достоевский: вот говорят, что настоящих христиан очень мало, но откуда вы знаете, сколько надо, чтобы не умерла идея.

22.09.10


Нравственность и религия – не единственная проблема, которую необходимо решать, чтобы определить место самого нравственного богословия в культуре и в науке. Целостное мировоззрения влияет на формирование нравственности. Христиане в истории решали свои проблемы не с точки зрения идеалов, а с точки зрения человеческой правды. Аскетика – подготовка к жизни, нравственность – это жизнь. Все вопросы, как в догматике, так и в морали нужно решать в контексте Христа. Когда любовь к человеку требует самоотверженного поступка, тогда нравственность пересекается с аскетикой.

Нравственные представления вытекают из мировоззрения. Нравственность как предмет долго не существовала, она появляется вместе с протестантизмом. Проблема нравственности была соединена с богословскими проблемами, с догматами. Получалось очень не симпатично, искусственно. Протестанты первые начались изучением и систематизацией нравственного поведения христианина. Протестуют они против практики жизни Католической церкви. В середине 16века католики, видя, что начинают развиваться протестантские университеты, на Триденском соборе обновили католическое обучение. Школы в России, Феофан Прокопович. Тихон Задонский – знание патристики, обоснованность греческой патристики не дала ему сползти в то, что потом будет преследовать всех моралистов русской школы. У него тоже есть зависимость от протестантских и католических авторов, но это нисколько не умаляет ценности его работ, потому что базой его была греческая патристика. Моралисты 19века списывали свои учебники по нравственному богословию с протестантских и католических авторов (это мы можем понять по работе Бронзова). Первым самостоятельным моралистом в России был Феофан Затворник, хотя у него тоже есть идеи западного происхождения. Мартенсан «Нравственное богословие» - ученик Гегеля.



Основная проблема нравственного богословия формируется на первых страницах Библии. Сотворим человека по образу нашему и подобию нашему, и да владычествуют они… Они – во множественном числе. Владычество над землей относится не только к первому человеку, но и ко всем людям. В 27стихе – не говорится, что Бог сотворил по подобию, а только по образу. Мужчина и женщина – человек (сотворил его, мужчину и женщину, сотворил их). Они сотворены по образу, предполагается равенство. Еще вывод: образ Божий только тогда, когда мужчина и женщина вместе. Хотя из контекста последующего видим, что мужчина и женщина являются носителями образа Божия. Здесь видна полемика со звероподобными богами древнего Египта. Человек не похож на зверей, потому что Бог не похож на зверей, он имеет сходства с образом человека. Идет ли речь о внешнем виде человека? По внешности похож или по духовному содержанию человека? Святые отцы: образ – разумность и свобода. Но были святые отцы, которые считали, что внешний вид человека есть отражение образа Божия. Внешний образ человека высвечивает образ Божий так или иначе. Сам человеческий организм без сомнения животного происхождения. 2 глава Бытия подчеркивает эту позицию. 7стих – создал человека из праха земного… стал человек душою живою. Рождаются разные представления об этом. Здесь нужно не столько обращать внимание на контекст из 103псалма (человек – душевное существо), но он предназначен к тому, чтобы стать духовным человеком. 1Кор.15: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Преобразование может происходить только, если человек создан по образу и подобию Божию. Будьте совершенны – возможен процесс самого совершенствования. Господь насадил рай в Эдеме на востоке. Рай – сад, огороженное место. Надо представить, что автор жил в условиях природы, которая резко менялась. Сад здесь противопоставляется пустыне, там очень красиво, там полнота бытия. С другой стороны совершенно очевидно, что рай для библейского автора не просто красивое место и сад – это бытие человека с Богом. Для Библии имеет большое значение колодец. Там встречаются патриархи со своими женами. Значение образа в Библии колоссально – раньше человек думал образами, записывал их. Рай – там, где человек с Богом, там все расцветает. Расцветет пустыня когда-нибудь. Здесь в этом раю как раз и произрастает древо Жизни и древо Познания добра и зла. Древо жизни – древо возможности человека жить в благодати Божией. Древо познания – древо возможности самостоятельного бытия. Познать добро и зло – познать все, а все знает только Бог. Значит познать все – стремление стать как Бог. В этом и заключается первичный выбор человека: быть с Богом или быть самостоятельным во всем, поступать не с точки зрения закона Божия, а с точки зрения собственного опыта. Постигнуть, понять – это значит испытать на собственном опыте. Съесть яблоко – сделать его частью себя. Человек делает плоды своим собственным содержанием. Вот в чем суть этого образа. Но прежде чем прийти к грехопадению, надо посмотреть как происходит восприятие человеком окружающего его мира. Смертию умрешь – придется познать, Что есть зло, а зло – есть смерть. Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по ему. Блаженный Августин: кто может быть хорошим помощником человеку? Женщина? Только в рождении детей. В других случаях – друг. Высказывание Августина достаточно интересно. Мы не можем согласиться с ним. Человек поставлен во главе творения всего, женщина тоже ответственна за творение, несет на себе образ Божий. Когда Бог образовал из земли всех животных, то человек нарекал всякую душу живую. Человек дает им имена, но не находит себе подобного. Очень важно: дает имена – это не только опознать суть вещи, но и поставить эту вещь под свою власть. В Египте есть рассказ о вражде Исиды и Ра. Ра очень состарился. Когда проходил свой путь Ра, Исида подложила на пути Ра змею, которая укусила Ра. Приходит Исида и говорит: скажи мне твое имя и я тебя исцелю. Ра вынужден сказать ей свое имя. Исида возвращает себе власть над солнцем. И здесь перед человеком приведена вселенная. Человек уподобляется ученому, который выявляет сущности вещей, животных, становится владыкой над ними. Для владычества создается человек. Имеется ввиду владычество по образу Божию. Бог владычествует не для того, чтобы использовать себя, но по любви. Владычество человека может иметь другой характер, который вкладывает в него Христос. Не просто владычествовать, но и хранить, беречь, умножать, украшать.

Далее мы видим, что человек не нашлось помощника, подобного ему, начинается история сотворения женщины. Крепкий сон в греческом переводе имеет значение не простого сна, а сна, при котором удвояется сознание человека (слово – экстазис). Человек сам из себя выходит. Ребро – в шумерском языке оно означает не только ребро, но еще и жизнь. В шумерской мифологии есть рассказ о небесном человеке (Камаюросе), где говорится о сотворении женщины для исцеления больного ребра Бога. В языческой терминологии имеются ввиду символы жизни, близкие к человеческим органам, которые ответственны за многочадие. В язычестве идея плодородия лежала в основе религиозности. В данном случае мы видим попытку ветхозаветного автора уйти от прямого смысла. Когда мы говорим, что в язычестве это связывалось с представлениями о поле, то здесь мы говорим о том, что сотворить женщину из ребра будет означать сотворить женщину из своего собственного существа, жизнь от жизни. Создал Бог из ребра и привел к человеку: это плоть от плоти моей, то, что от меня. Это не просто констатаций факта единства с этой женщиной, но еще и объяснение я в любви. Дальше муж и жена (иш и иша). Адам не дает своей жене имени, он называет ее своим именем. Для сравнения из 3главы: нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих. Он ставит ее в подчинение себе, искажаются во грехе взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Если до грехопадения они равны пред Богом в ответственности и свободе, то после грехопадения жена подчинена своему мужу. 24стих – оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей ,и будут двое одна плоть. Время это регулировало отношения с точки зрения кровного родства. Попасть в семью мужа – быть в послушании у его родителей. Кровное родство лежит в основе всего. Здесь говорится о другом отношении между людьми. Что делает мужу и жену, их отношения более близкими. Это глубокий вопрос. Их единство заключается в том, чтобы они вернулись в изначальное единство. Их единство должно быть устремлено к возвращению, которое не только плотское, здесь единство человеческих личностей на фоне общих стремлений. Третья глава открывается словом Змей. Легче всего представить себе говорящего змея. Что хотел этим сказать древний автор? Здесь гораздо более глубокий смысл: змей символизирует культ плодородия. Змей – Бог плодородия. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить историю возникновения этого образа. Нужно было сохранить еврейский народ от языческих верований. Вся письменность Писания выражает этот конфликт земледельческой культуры с культом плодородия и евреев, которые пришли с монотеизмом. Автор, используя образы и реалии своего времени, показывает вражду между Богом и злой силой, которая выражается в культах язычества. Здесь столкновение двух религиозных культур. Стремление человека быть самостоятельным, творить отдельно от Бога. Человек хочет сам, без Бога, значит, он вынужденно теряет рай, как место пребывания человека с Богом. Знать, чтобы властвовать.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница