Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии




страница1/11
Дата11.06.2016
Размер1.73 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии


Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже очень сложный учебный материал. Однако без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач:

1) закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

2) повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как генерализация идей, отработка умений решать проблемы, различных типов построения учебного процесса);

3) создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной, пусть небольшой, самостоятельной работы учащихся на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий);

4) научить работать в коллективе (используя опрос и взаимоопрос по каждой теме).

Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Варианты развития самостоятельной
познавательной деятельности учащихся

1. Дидактические игры


Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаемые варианты дидактических игр являются универсальными для любой возрастной группы.

«Свиток»


Класс делится на несколько команд. Члены команды сидят в ряду друг за другом. На первую парту каждого ряда кладется чистый лист бумаги.

Задание: написать на листе бумаги по одному признаку того или иного организма (например, растения класса Двудольные) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок команды впишет признак, он поднимает руку.

Оценивается правильность и скорость выполнения задания: зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой, другие команды вычеркивают названные признаки из своих списков. Выясняется, кто записал признаки точнее. Победителями считаются те команды, у которых остались не вычеркнутыми верные признаки и которые раньше других закончили игру.

Оценки «отлично» получают все члены победившей команды.

«Третий лишний»


На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

Задание: определить лишнюю запись в каждом случае и объяснить свой выбор.

Примеры

1. Вены.
2. Артерии.


3. Альвеолы.

(1, 2 – кровеносные сосуды, 3 – легочные пузырьки.)

1. Трутовик.
2. Дрожжи.
3. Шампиньон.

(2 – одноклеточные грибы, 1,3 – многоклеточные.)

1. Дрофа.
2. Сипуха.
3. Стрепет.

(2 – отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы.)

1. Взаимоотношения степного орла и суслика.
2. Треска и мойва.
3. Рак-отшельник и актиния.

(1, 2 – примеры хищничества, 3 – пример симбиоза.)


«Продолжи ряд»


Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Примеры

1. Процесс дыхания представлен следующими этапами:

вентиляция легких, легочное дыхание, транспорт газов, ..., ... .

(Тканевое дыхание, клеточное дыхание.)

2. Внутреннюю среду организма человека образуют:

кровь, лимфа, цереброспинальная жидкость, ... .

(Тканевая жидкость.)

«Цепочка».


Эту игру можно строить по-разному. Например, при изучении темы «Пищевые цепи» (6–7-е классы) ее можно организовать следующим образом.
Один из игроков произносит вслух и записывает на листке бумаги название организма, который может самостоятельно усваивать энергию солнца. Второй игрок называет и записывает организм, который сам не может усваивать энергию солнца, однако питается предыдущим звеном пищевой цепи, за счет чего получает свою порцию энергии. Третий игрок должен назвать следующий организм в цепочке и т.д. Тот, кто не может назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала.
Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

«Подсказки»


Это занимательная игра, которая в веселой форме знакомит ребят с характерными признаками некоторых организмов. Основная цель данной игры – научить школьников идентифицировать особенности разных групп организмов.
Участники игры должны, используя подсказки, угадать, о чем идет речь. Подсказки располагаются в таком порядке, что каждая следующая приближает к ответу больше, чем предыдущая. Каждая новая подсказка снимает один балл. Если школьники угадывают, о чем идет речь после первой подсказки (высказывать свое мнение можно только после ее прочтения), им засчитывается максимальное количество баллов за игру, после второй подсказки – на один балл меньше и т.д.

Пример

Подсказка 1. Укусы большинства из них ядовиты для насекомых, некоторые опасны и для человека.

Подсказка 2. На брюшке есть несколько мелких бугорков – железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.

Подсказка 3. Используются эти нити для ловли добычи и расселения.

Подсказка 4. Имеют 8 ног и, обычно, 8 простых глаз.

Подсказка 5. Многие плетут паутину.



Ответ: пауки.

«Фоторобот»


Группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшее растение, животное или человека. Необходимо как можно точнее описать его, т.е. составить «фоторобот». Хорошо подготовленная группа может сделать это самостоятельно, а менее подготовленная – воспользоваться «шпаргалкой» – списком характерных признаков тех или иных организмов. В конце игры можно попросить представителя каждой группы показать «найденное» растение или животное на таблице, рисунке учебника или среди дидактических карточек, если таковые имеются.

Для растения «шпаргалка» может иметь следующий вид.

1. Соцветие – корзинка, окруженная оберткой.
2. Пятилепестковый цветок с большим количеством тычинок.
3. Цветки мелкие, невзрачные, вместо листочков чешуйки или пленки.
4. Плод семянка.
5. Многие содержат ядовитые вещества.
6. Цветок имеет 6 лепестков, образующих простой околоцветник.
7. Плод зерновка.
8. На корнях поселяются клубеньковые бактерии.
9. Стебель соломина.
10. Цветок имеет неправильный венчик, похожий на лодочку.
11. Плод яблоко или костянка.
12. Большинство – луковичные.
13. В семенах накапливается много белка.
14. Растения выделяют фитонциды.
15. Плод ягода или коробочка.
16. Чашечка в виде хохолка, чешуек или пленок.
17. В основном, насекомоопыляемые; цветки или соцветия яркие и сладко пахнут.
18. Некоторые представители образуют съедобные клубни.
19. Многие используются человеком для получения растительного масла.
20. Соцветие – початок, метелка, сложный колос.
21. Являются излюбленными плодово-ягодными культурами.
22. Многие представители – популярные овощные культуры.
23. Плод состоит из двух створок, без внутренней перегородки.

Первые парты каждого ряда составляют «фоторобот» сложноцветных (1, 4, 16, 19), вторые – розоцветных (2, 11, 17, 21), третьи – злаков (3, 7, 9, 20), четвертые – пасленовых (5, 15, 18, 22), пятые – лилейных (6, 12, 14, 15), шестые – бобовых (8, 10, 13, 23).


2. Проблемные ситуации


Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

– при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
– при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
– при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

Так, например, при изучении способов размножения растений можно предложить следующую задачу.

Условие. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.

Задание. Объяснить ситуацию.

Ответ.

1. Плод у растения образуется только после опыления.


2. Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями (клевер – насекомоопыляемое растение).
3. Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

При изучении состава крови можно использовать такой проблемный вопрос.



Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос. Каким образом это удалось сделать?

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

разновидностям проблемных ситуаций можно отнести и объяснение общеизвестных фактов с разных позиций.



Примеры

1. Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал, что «умеренное потребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Ответ обосновать.

2. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

3. «Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

При изучении курса зоологии в 7-м классе можно использовать следующие задания.

1. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объяснить ситуацию.

2. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Можно использовать и проблемные ситуации игрового характера.



«Гусеница»

Слова, обозначающие какие-либо предметы или явления, написаны слитно с перекрыванием.



Задание: найти и выписать в тетрадь названия птиц: соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносорокакаду.

(Сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос, осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.)

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует конструирования дидактического содержания изучаемого материала в виде цепи проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут:

– возникать независимо от приемов обучения;
– вызываться и разрешаться учителем;
– вызываться учителем, разрешаться учеником;
– самостоятельно формулироваться и разрешаться учащимися.

По методическим особенностям их можно разделить на следующие группы:

– проблемное изложение;
– эвристическая беседа;
– мысленный проблемный эксперимент;
– решение задач;
– игровые проблемные ситуации.

Знанию всегда предшествует предположение.

А.Гумбольдт

В ряде случаев для разрешения предлагаемых учителем проблемных ситуаций требуется предварительная отработка учащимися этапов мыслительных действий в соответствии со схемой «Алгоритм решения поисковых задач».

Алгоритм решения поисковых задач

Схема показывает, что процесс решения какой-либо задачи – не одномоментный акт, а поэтапное мыслительное действие, в результате которого достигается поставленная цель.

Рассмотрим примеры таких задач (для 8-го класса).

Задача 1. Трудно найти писателя без странностей: Шиллер, работая, держал ноги в холодной воде; Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу, Прус нюхал крепкие духи; Якобсен – гиацинты, Ибсен – «пропускал рюмочку», а Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности?
Следует рассмотреть различные варианты ответа и обсудить отражающий истину. «Странные» приемы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той или иной степени вызывают прилив крови к голове.
Из курса физиологии школьникам известно, что лучше всего снабжаются кровью, а соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы. Эта закономерность подтверждается опытом итальянского ученого Анджело Моссо. Он положил человека на доску – рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить пальцами ног.

Ноги стали тяжелее и перевесили голову.


В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности.

Задача 2. Всем известно, что обыкновенная кукушка гнезда не строит. Она подкидывает по одному яйцу в гнезда других птиц. Подбрасывают яйца в чужие гнезда не только кукушки. Сходное поведение орнитологи наблюдали у некоторых ласточек, скворцов и уток, у которых самка нередко несется в гнезде другой птицы, принадлежащей к ее же виду. В чем может быть смысл подобного поведения?

Наиболее типичные варианты ответов.

1. Эти птицы – большие «обжоры», они все время едят, поэтому им некогда растить птенцов.

2. Кукушки не живут парами, а в одиночку птенца не вырастишь, поэтому они отдают его на воспитание приемным родителям (социальный аспект).

3. Кукушки не строят гнезда, поэтому «отдают» птенцов в «детский сад» (образ жизни, поведение).

Ответ. Известно, что в любом поселении ласточек-береговушек хотя бы одна из птиц оставляет свое яйцо в гнезде у соседей, причем прямо у них «под носом». Примерно в 6% всех гнезд такого поселения находят чужие яйца. Дело в том, что около 10% яиц остаются не высиженными, поэтому, возможно, самки подбрасывают свои яйца в тот «инкубатор», который действует более продуктивно.

Примечание. Некоторые ученые полагают, что совместное гнездование птиц – ласточек, кукушек и др. – первый шаг к гнездовому паразитизму.

Одним из вариантов работы с проблемной ситуацией могут быть своеобразные «дебаты», также основанные на предварительных знаниях, полученных учащимися по определенной теме, но не требующие подготовки речей спикеров. Такое упрощение позволяет использовать эту игровую ситуацию в любой параллели, а не только в 10–11-м классах.


Мини-ток-шоу «Короткое замыкание»


Порядок проведения игры: для обсужденич предлагается фраза (афоризм, пословица, поговорка), выслушиваются любые мнения, затем делается вывод. Учитель выступает в роли проводника (путеводителя).

Примеры

Ботаника

1. Фотосинтез – усвоение растениями световой энергии (прежде всего – это создание органических веществ из неорганических, а солнечный свет выступает в этом процессе в качестве источника энергии для этих прощессов).

2. Плод грецкого ореха – орех. (Костянка.)

3. Лишайники – «пионеры» растительности. (Верно.)

4. Характерными представителями широколиственного леса являются такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха. (Только медуница.)

Зоология

1. Джеймс Олдридж: «Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности...». (Верно.)

2. Характерными признаками земноводных являются: наличие мочевого пузыря, отсутствие грудной клетки и линька личиночных стадий и взрослых особей. (Взрослые не линяют.)

3. Наличие почек и полное отделение в сердце венозной крови от артериальной характерно для рептилий, птиц и млекопитающих. (Для рептилий не характерно.)

4. У не пятнистых и не полосатых зверей (львов, пум, тапиров, кабанов) детеныши нередко пятнисты и полосаты. (Это необходимо для маскировки.)

Человек и его здоровье

1. Кости пожилых людей менее прочны и чаще подвержены переломам. (Верно.)

2. Под ритмичную музыку (марш) всегда легче работается. (Положительно влияет на работоспособность мышц, задерживается утомление нервной системы.)

3. Язык можно назвать органом чувств. (Да, чувства вкуса.)

4. «Сила – ума могила». (Можно развить идею о гармоничном развитии личности.)

Общая биология

1. Хвойные породы повреждаются промышленными газами сильнее лиственных. (Хвоя – многолетняя, накапливает больше ядов.)

2. В еловом лесу травянистой растительности меньше, чем в сосновом бору. (Верно.)

3. Переходные зоны между сообществами (например, лесостепь, лесотундра) более богаты жизнью, чем каждое из смежных сообществ – лес, степь, тундра. (Верно.)

4. «Не ищи волос на панцире черепахи» – древнекитайский афоризм. (Можно развить идею о приспособленности организмов к среде обитания.)

В процессе разрешения такого рода проблемных ситуаций школьники углубленно изучают реальные жизненные проблемы, принимают решения и учатся умению отстаивать свою позицию. Выполнение таких заданий не только способствует закреплению теоретических знаний и совершенствованию умений учащихся, но и развивает умение устанавливать пространственные взаимосвязи, модели биологической действительности, формирует творческое мышление.


3. Биология и литература


Самое невероятное всегда оказывается наиболее логичным.

Э.М. Ремарк

Применение на уроках отрывков из научно-популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословиц, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности учащегося.

Примеры

При изучении вегетативного размножения растений (курс биологии 6-го класса) можно использовать следующий отрывок из произведения А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

«На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, – везде плотной стеной стояли высокие растения с яркозелеными мясистыми листьями.
– Ах, вы так! – злобно взревел Урфин Джюс и ринулся в бой».

Вопрос. Каким способом размножалось волшебное растение?

Вариантом работы с литературными произведениями может быть поиск ошибок в зачитываемом отрывке.

Попрыгунья стрекоза,
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза...

Вопрос. Мораль басни бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?

«Лиса и еж»

– Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.


– А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?
– Да не то чтобы некрасивый...
– Может, я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий.
– Так какой же я такой с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный...

Н.Сладков



Задание. Басня детская, но отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение.

При изучении раздела «Человек» можно использовать альбом анатомических стихов.



I. Железа лежит на шее,
Два конца пересекая,
Второй, третий – у трахеи,

II. Тироксин в кровь выделяя.

III. Если много – будет зоб.
Ясен тут вопрос,
Коли ставить его в лоб.
Это – тиреотоксикоз.

IV. Если мало, наблюдают обмена понижение.
Микседемой называют данное явление.

Л.В. Пупышев



Задание. Дайте поэтапное объяснение описываемому в стихотворении органу и его функции. (Речь идет о щитовидной железе.)

4. Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)


Самый лучший вид слова – это дело.

Хосе Марти



Критерием истины является опыт.

Т.Компанелла

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно, вместе с друзьями или с помощью взрослых выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке.

Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых, доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность школьников, но и приучают их к четкому, серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту – это готовая письменная работа, в которой должно содержаться подробное описание всех стадий выполнения проекта, причем отчет должен быть написан таким образом, чтобы в нем разобрался даже тот, кто ничего не знает по данной теме.

Отчет можно оформить в виде буклета по следующей схеме.

1-я страница – титульный лист с указанием Ф.И.О. автора и названия проекта.

2-я страница – резюме (краткое изложение в одном-двух абзацах основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, свои вопросы и гипотезы (предполагаемые результаты), что заинтересовало больше всего (актуальность темы) и др.

3-я страница – использованные материалы и оборудование.

4-я страница – описание проекта, т.е. подробный рассказ о работе по проекту: как делались измерения, какие получены данные, какие и как были выполнены расчеты. Очень хорошо, если удастся проанализировать полученные результаты, рассмотрев следующие вопросы:

– все ли получилось с первого раза;
– достигнута ли поставленная цель;
– насколько точно выполнены инструкции по проведению эксперимента;
– какие материалы пришлось заменить и почему;
– в каком направлении стоит продолжить работу?

5-я страница – заключение – какие результаты подтверждают основную идею эксперимента, а какие нет, что показалось легким, а что вызвало затруднения?

6-я страница – выводы – что следует из полученных результатов (научное объяснение проведенного опыта), список терминов;

7-я страница – список источников информации.

При оформлении проекта желательно использовать рисунки, фотографии.

Примеры проектов

Проект 1. «Растущие малютки»


Цель эксперимента: продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий.

Материалы и оборудование: молоко, мерный стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник.

Нельзя брать кипяченое или стерилизованное молоко, иначе в нем могут развиться маслянокислые бактерии, и молоко, хотя и свернется, но будет горьким, а не кислым.

ХОД РАБОТЫ

Налить в каждую банку по 200–250 мл молока. Поставить одну банку в холодильник, а другую – в теплое место, прикрыв марлей или чистой тряпочкой. В течение недели ежедневно проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока.



Результаты

Через несколько дней молоко, стоявшее в теплом месте, пахнет кислым и содержит плотные белые комки. Молоко, хранившееся в холодном месте, выглядит по-прежнему и пахнет нормально. Еще через несколько дней холодное молоко тоже скисает.



Выводы

Тепло способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все равно растут, хотя и медленнее.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница