Организация учета нематериальных активов Учет нематериальных активов организуется в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета №13 «Учет нематериальных активов»



Дата01.10.2019
Размер74 Kb.
Организация учета нематериальных активов

Учет нематериальных активов организуется в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 13 «Учет нематериальных активов» и Методическими рекомендациями по их применению, являющимися элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Приднестровской Молдавской Республике. Данные нормативно-правовые документы устанавливают правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций (юридических лиц), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Нематериальные активы – это выраженные в стоимостной оценке не имеющие физической формы активы, являющиеся частью имущественного комплекса организации, используемые более одного года в деятельности организации, а также в административных целях, либо предназначенные для сдачи в пользование юридическим и физическим лицам.

Основными задачами организации учета нематериальных активов являются:



  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)

  • формирование полной и достоверной информации о нематериальных активах путем проведения инвентаризации;

  • соблюдение законодательно-нормативных актов при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением нематериальных активов.

При признании активов в качестве нематериальных необходимо выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) нематериальных активов организацией от других активов, т.е. нематериальный актив, выполняет самостоятельную функцию в производственном или управленческом процессе;

в) использование при производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного периода времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью превышающей 12 месяцев;

д) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

е) стоимость актива может быть надежно оценена;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Факт наличия нематериальных активов в виде интеллектуальной собственности (исключительные права пользования литературным, художественным, научным произведением, изобретением, полезной моделью, промышленными образцами, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, фирменным названием и коммерческим обозначением) должен быть отражен, подписан, зафиксирован на материальных (бумажных, магнитных и других носителях информации). Таковыми могут быть: документация, в которой описана технология производственного процесса; конструкторская документация; рисунки с изображением промышленных образцов; компьютерное программное обеспечение и т.п..

Если эти условия не могут быть удовлетворены, возникшие затраты по приобретению (созданию) предполагаемого нематериального актива признаются расходами периода или расходами будущих периодов.

К нематериальным активам (объектам интеллектуальной собственности), используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся:

а) исключительное право патентообладателя и автора на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

б) исключительное право патентообладателя и автора на программы для ЭВМ, базы данных, научно-техническую информацию и т.п.;

в) исключительное право патентообладателя и автора на топологии интегральных микросхем;

г) исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и т.п.;

д) исключительное право патентообладателя и автора на селекционные достижения;

е) исключительное право пользования литературным, художественным, научным произведением;

ж) исключительное право пользования земельными участками и природными ресурсами (водными, биологическими и т.п.).

Кроме того, к нематериальным активам относятся лицензии на осуществление определенного вида деятельности и деловая репутация организации (гудвилл).

Не учитываются в составе нематериальных активов:

а) компьютерное программное обеспечение, разработанное организацией в одном периоде, копируемое для продажи в течение ряда периодов и учитываемое в составе выпущенной продукции;

б) не законченные и неоформленные в установленном порядке конструкторские и технологические работы;

в) материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных;

г) интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они не отделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

д) организационные расходы, связанные с созданием организации (подготовка документов для регистрации; государственные пошлины; изготовление штампов, печати; оплата услуг консультантов, рекламных мероприятий и т.п.);

е) внутренне созданная деловая репутация организации (гудвилл).




2. Привести классификацию и организационную характеристику контрольной аудиторской информации
Информация – это сведения о событиях, процессах, происходящих в хозяйственной деятельности людей, природе, обществе. Информация является объектом хранения, передачи и преобразования для использования в любой сфере человеческой деятельности. Различают информацию звуковую, текстовую, цифровую и др.

Сообщение – форма представления информации. Каждая информация имеет свои формы представления, состоящие в изменении любой величины: высоты и частоты колебаний звука, интервала между импульсами и т. п. Эта переменная величина называется сигналом, то есть носителем информации.

Задачей информационного обеспечения является информирование участников контрольно-аудиторского процесса о состоянии подконтрольных объектов, функционировании их и соответствиях нормативно-правовым актам и законодательству в хозяйственном механизме предприятий. Кроме того, информационное обеспечение является средством коммуникации аудиторов по вопросам, касающимся их профессиональной деятельности.

Информационное обеспечение хозяйственного механизма усложняется в соответствии с ростом общественного производства в условиях рыночных отношений и ускорения научно-технического прогресса. Прежде всего, увеличиваются объемы экономической информации о деятельности предприятий, концернов, корпораций, совместных предприятий, содержащей данные для исследования ревизией и аудитом. Рост объемов информации усложняет организацию и методику проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности.

Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих производственную и финансово-хозяйственную деятельность.

Исходя из задач информационного обеспечения и роли в контрольно-аудиторском процессе в основу его классификации положена профессиональная информационная коммуникация, познавательность информации и содержание информационного обеспечения.

Профессиональная информационная коммуникация основывается на контактах работников, занятых в контрольно-аудиторском процессе.

Различают следующие виды профессиональной информационной коммуникации работников контроля:

- рабочую – между членами ревизионной бригады при осуществлении контрольных функций;

- информационную прямую – исследование информации о состоянии подконтрольных объектов и поведения их в динамических процессах производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

- информационную косвенную – изучение нормативно-правовых актов, регулирующих поведение подконтрольных объектов, методических указаний и инструкций по выполнению контрольно-аудиторских процедур, служебную переписку и т. п.;

- информационную опосредованную – изучение данных о производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий одной отрасли и сопоставление их с данными контролируемого предприятия, специальной литературы, а также информации радио, телевидения и кино.

В информационном контакте аудиторы используют принципы информатики — науки, которая изучает строение и общие свойства информации, закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в разных сферах деятельности человека. Все виды информации, зафиксированной на материальных носителях (бумаге, перфокартах, перфолентах, магнитных носителях и др.), информатика рассматривает как документы, которые различаются по содержанию и особенностям обобщения информации.

Относительно финансово-хозяйственного контроля информация – это совокупность любых сведений о состоянии и изменениях объектов контроля или соответствии их нормативно-правовым актам. Для целей информирования данные об объекте контроля преобразуются в информационные совокупности, характеризующие отклонения этих объектов от параметров, предусмотренных законодательством, плановыми заданиями, договорами, инструкциями и положениями, утвержденными государственными и хозяйственными органами управления.

По степени познавательности информацию в контрольно-аудиторском процессе делят на новую, отражающую новизну предложенного решения или обосновывающую причину недостатков, выявленных аудитом (например, результаты инвентаризации ценностей, факторного анализа выполнения плана производства и реализации продукции, проведенных аудитом), и релевантную, которая раньше была в аналогах, т.е. прототипе (отчетности о производственной и финансово-хозяйственной деятельности контролируемого предприятия). Описание прототипа должно касаться только той части подконтрольных объектов, в которой выявлены недостатки в их функционировании, использовании или хранении. Поэтому в акте аудита освещение этих объектов на основе релевантной информации должно быть не столько исчерпывающим, сколько достаточным для доказательства истины. Так, нет необходимости в акте аудита описывать подробно результаты выполнения плана производства и реализации всей продукции предприятия за контролируемый период, поскольку отчетность по ним есть у организации, назначившей аудит. Следует осветить причины невыполнения плана по отдельным видам продукции на основе данных, которые имеются в бухгалтерской отчетности, установить лиц, ответственных за недостатки в деятельности предприятия. Таким образом, новая информация, созданная в процессе проведения аудита, и релевантная, имеющаяся в планах экономического и социального развития предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, в одинаковой степени являются объектами ревизии и используются в контрольно-аудиторском процессе.

По содержанию информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита делят на законодательное, плановое и нормативно-справочное, договорное, технологическое, организационно-управленческое и фактографическое.

Законодательное – совокупность законов, регулирующих общественные и отдельные законотворческие отношения. Законодательство — это деятельность высших органов государственной власти по изданию законов. Законодательное обеспечение включает также законодательные акты по вопросам общественного, трудового, криминального и административного права, которые применяются в производственной и финансово-хозяйственной деятельности контролируемого предприятия.

Отдельную группу составляют нормативно-правовые акты, которые принимает исполнительная власть на выполнение действующего законодательства. К таким актам относятся Указы Президента, постановления и распоряжения правительства по вопросам экономического и социального развития государства.

Плановое и нормативно-справочное информационное обеспечение – совокупность информации, которая имеется в планах экономического и социального развития контролируемого предприятия; нормы и нормативы расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; образование фондов экономического стимулирования, целевых затрат и др.; размеры платежей в государственный бюджет, по социальному страхованию и т. д.

Планово-экономические данные разрабатывают непосредственно на контролируемом предприятии в пределах предоставленных ему прав законодательством и утвержденных норм и нормативов. Кроме того, они имеются в разных нормативных актах (инструкции, положения, методические указания), которые издаются государственными и хозяйственными органами управления (Минфином, банками, комитетами) по планированию, учету, отчетности, контролю, статистике и др.

Договорное обеспечение – хозяйственные договоры, контракты с субъектами предпринимательской деятельности, составленные контролируемым предприятием и утвержденные в установленном порядке. К ним относятся договоры на поставку сырья, товаров, реализацию продукции и т. п.

Технологическое – техническая документация по технологии производства продукции, работ и услуг, международные и национальные стандарты, технические условия качества продукции, отраслевые стандарты, проектно-техническая документация и другие, используемые на контролируемом предприятии.

Организационно-управленческое – состоит из структуры контролируемого предприятия, его юридически-правовой, хозрасчетной самостоятельности и организационно-распорядительных документов, утвержденных вышестоящей организацией, а также приказы, распоряжения, служебная переписка по вопросам производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, сюда относят организационно-распорядительные документы, которые издает руководство ревизируемого предприятия (штатное расписание, приказы и распоряжения), служебную переписку по вопросам его деятельности.

Фактографическое – совокупность данных экономического характера о фактах (операциях), которые действительно произошли в производственной и финансово-хозяйственной деятельности, отражены в первичных документах, учетных регистрах бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также в отчетности о деятельности контролируемого предприятия, объединения.



Следовательно, классификация информационного обеспечения направлена на всестороннее информирование работников, занятых в контрольно-аудиторском процессе, о состоянии и изменениях в функционировании объектов финансово-хозяйственного контроля и аудита.
3. Составить организационную схему аудита реализации продукции, работ, услуг
Составим организационную схему аудита реализации продукции, работ, услуг.


п/п

Перечень процедур

Источники информации

I

Проверить наличие:

Учетная политика, приказы о назначении, карточки учета готовой продукции, счета, счета-фактуры, накладные.

1

указаний о методе определения выручки от реализации продукции, работ, услуг в приказе по учетной политике




II

Проверить правильность:




1

проверка правильности и своевременности отражения выручки по кредиту счета 46.

Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, Главная книга.

2

отражения выручки, полученной при осуществлении различных видов деятельности




3

отражения в учете остатков по покупателям: отсутствие на конец года одновременно остатков на счетах 45 «Товары отгруженные», 66 «Расчеты с покупателями и заказчиками по отгруженной, но неоплаченной продукции, товарам (работам, услугам)» и 64 «Авансы полученные» по одному и тому же покупателю;

журналы-ордера, Главная книга.

4

проверка правильности и своевременности отражения в учете выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществляемой организацией в рамках выполнения своих обязательств по договорам мены

Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, Главная книга.

5

отражения сумм, указанных в актах о взаимозачетах с контрагентами организации, на счетах бухгалтерского учета. Проверка отражения выручки в полном объеме

Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, Главная книга.

6

отражения в учете расходов по доставке продукции, ознакомление с условиями поставки продукции, указанными в договорах с покупателями

Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, Главная книга.

7

отражения в учете выручки от реализации продукции, работ, услуг за иностранную валюту; выручки от экспортных операций, осуществленных на условиях товарообмена

Расчетно-платежные документы, счета-фактуры, Книга продаж.

8

проверка правильности исчисления и отражения в учете налога на доходы с объема реализации продукции (работ, услуг), а также акцизов. Проверка правильности исчисления налогов на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, Книга продаж.

9

в случае реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше их фактической себестоимости проверка исчисления налога на доходы в соответствии с требованиями налогового законодательства (или проверка наличия необходимых обоснований)

расчеты по налогам

10

оценка правильности определения финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) (использовать данные проверок по разделам «Затраты и себестоимость», «Готовая продукция», «Товары отгруженные» и др.).

журналы-ордера, Главная книга


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница