Организация Объединенных Наций




Скачать 456.99 Kb.
страница1/3
Дата07.07.2016
Размер456.99 Kb.
  1   2   3

Организация Объединенных Наций




S/2008/451




Совет Безопасности




Distr.: General

10 July 2008

Russian

Original: English









Семнадцатый очередной доклад Генерального секретаря об Операции Организации Объединенных Наций в Кот д’Ивуаре


I. Введение

1. В своей резолюции 1795 (2008) от 15 января 2008 года Совет Безопасности продлил мандат Операции Организации Объединенных Наций в Кот д’Ивуаре (ОООНКИ) до 30 июля 2008 года и просил меня информировать его о результатах, достигнутых в реализации ключевых задач мирного процесса, указанных в Уагадугском политическом соглашении и его дополнительных соглашениях. В настоящем докладе содержится обновленная информация об основных событиях, произошедших в Кот д’Ивуаре с момента представления моего доклада от 15 апреля 2008 года (S/2008/250).



II. Политические события

2. В отчетный период общая политическая ситуация в Кот д’Ивуаре оставалась спокойной, при этом определяющим аспектом политического процесса было выполнение Уагадугского соглашения и его дополнительных соглашений. Как указано в разделе IV настоящего доклада, сторонам удалось добиться дальнейшего значительного прогресса: была завершена работа выездных судов по идентификации ивуарийцев; был разработан механизм выдачи национальных удостоверений личности и регистрации избирателей; начался процесс сбора комбатантов «Новых сил» в местах расквартирования, а также процесс передачи функций по сбору доходов от «Новых сил» к государственным структурам в северной части страны. Помимо этого, продвинулся вперед и процесс подготовки к проведению национальных выборов. Однако в процессе реализации других ключевых аспектов Уагадугского соглашения, прежде всего в разоружении и расформировании ополчений и объединении вооруженных сил, никаких подвижек добиться не удалось. Финансовые трудности также были одной из причин длительных задержек в процессе реинтеграции бывших комбатантов, осуществлении программы, касающейся национальной гражданской службы, и в деле укрепления потенциала государственных органов в северной части страны.

3. 14 апреля президент страны Лоран Гбагбо подписал указ, в соответствии с которым проведение первого тура президентских выборов было намечено на 30 ноября 2008 года, как было рекомендовано Независимой избирательной комиссией и одобрено всеми политическими партиями страны и представителями гражданского общества. После упразднения «зоны доверия», разделявшей страну, и благодаря постоянному улучшению политического климата и обстановки в плане безопасности в стране у лидеров политических партий и населения в целом появилась возможность свободно передвигаться по территории Кот д’Ивуара. В ходе отчетного периода были предприняты значительные усилия для укрепления структуры политических партий и расширения их пропагандистской деятельности, в том числе посредством проведения митингов политических партий по всей территории Кот д’Ивуара в рамках подготовки к ноябрьским выборам.

4. Политические партии Кот д’Ивуара и представители гражданского общества активно обсуждали реализацию основных аспектов Уагадугского соглашения и дополнительных соглашений, в частности разоружение комбатантов и ополченцев; восстановление действенной государственной власти в северной части страны в целях обеспечения сбора доходов; а также механизм идентификации населения. Правящая партия «Ивуарийский народный фронт» настоятельно призвала к разоружению комбатантов и передаче административных полномочий префектам, заместителям префектов и сотрудникам таможни, работающим на севере страны. Что касается оппозиционного альянса «Объединение уфуетистов за демократию и мир», то его члены продолжали проводить разъяснительную работу, рассылая по стране группы агитаторов, которые объясняли населению суть процесса идентификации и предстоящей регистрации избирателей. Помимо этого, в ходе отчетного периода Председатель Экономического и Социального Совета Дона Фолого, который в свое время был видным членом Демократической партии Кот д’Ивуара, возглавляемой бывшим президентом Анри Конаном Бедье, сформировал новую политическую партию «Объединение в поддержку мира, прогресса и распределения благ» и объявил о том, что на предстоящих президентских выборах он будет поддерживать президента Гбагбо. В то же время премьер-министр Соро продолжал консультации с представителями различных групп населения Кот д’Ивуара, для того чтобы информировать их о результатах и задачах мирного процесса.

5. В ходе моего визита в Кот д’Ивуар 23 и 24 апреля я выразил свое удовлетворение в связи с тем, что партии Кот д’Ивуара согласовали дату проведения выборов, и призвал их продолжать выполнять Уагадугские соглашения. Я поздравил президента Гбагбо и премьер-министра Соро с результатами, которых удалось достичь к настоящему времени, и подчеркнул необходимость безотлагательного решения финансовых и технических проблем, препятствующих прогрессу в ряде ключевых областей.

6. 24 апреля я также присутствовал на подписании соглашения между правительством Кот д’Ивуара и международными донорами, в соответствии с которым доноры взяли на себя обязательства выделить 43 млн. долл. США на цели оказания поддержки избирательному процессу. Я также с удовлетворением отметил тот факт, что в моем присутствии 37 политических партий и групп подписали Кодекс поведения в период проведения выборов. Прежде чем совершить поездку по Кот д’Ивуару, я направился в Уагадугу, где обменялся мнениями с посредником ивуарийского мирного процесса президентом Буркина-Фасо Блэзом Компаоре о том, как Организация Объединенных Наций могла бы наилучшим образом оказывать свою дальнейшую помощь и содействие ивуарийскому мирному процессу.



III. Положение в сфере безопасности

7. Общее положение в сфере безопасности в Кот-д’Ивуаре оставалось стабильным. Однако тот факт, что комбатанты «Новых сил», переведенные в районы расквартирования, периодически протестуют в связи с невыплатой положенного им денежного довольствия, лишь подчеркивает опасность ухудшения ситуации в том случае, если для оказания поддержки осуществлению ключевых аспектов мирного процесса не будет выделено необходимых средств. 16 июня более 200 демобилизованных комбатантов «Новых сил» заблокировали основную дорогу в Буаке и стреляли в воздух в знак протеста против задержек с выплатой полагающегося им месячного довольствия. Руководство «Новых сил» попыталось восстановить порядок, пообещав протестующим, что их проблемы будут решены. В этот район были переведены силы ОООНКИ и операции «Единорог» для оказания содействия в установлении контроля за ситуацией. Военное руководство «Новых сил» также попросило ОООНКИ оказать поддержку в урегулировании ситуации в ходе второй демонстрации демобилизованных комбатантов, прошедшей в Буаке 18 июня, в результате которой был нанесен ущерб государственной и частной собственности.

8. В середине мая усилилась напряженность в Сегеле после того, как был уволен командующий «Новыми силами» в данном районе майор Закария Конэ, который выступил против плана демобилизации своих комбатантов; 18 и 19 мая верные майору бойцы «Новых сил» стреляли в воздух в знак протеста. По просьбе руководства «Новых сил» ОООНКИ расширила свое военное присутствие в этом городе. Обстановка в районе нормализовалась 26 мая после церемонии примирения, в ходе которой порядка 300 комбатантов «Новых сил» присягнули майору Иссияке Уаттаре, назначенному командующим этим районом, который также занимает должность заместителя начальника штаба «Новых сил».

9. В конце июня ситуация в Сегеле и Вавуа, которые также входят в зону ответственности майора Уаттары, еще более ухудшилась после того, как 28 июня комбатанты «Новых сил», верные смещенному командующему районом, спровоцировали бурные демонстрации в обоих городах в знак протеста против проводимой операции по выводу сил в районы расквартирования. С каждой из противостоящих сторон «Новых сил» были убиты по крайней мере два солдата, и еще несколько солдат были ранены в ходе перестрелки, которая произошла между двумя сторонами. В Сегеле демонстранты атаковали резиденцию майора Уаттары, а в Вавуа взяли в заложники одного офицера и двух солдат «Новых сил». 30 июня эти заложники были освобождены после переговоров с начальником штаба «Новых сил» генералом Сумаилой Бакайоко. По просьбе «Новых сил» командование ОООНКИ и операции «Единорог» усилило патрулирование обоих городов, а также обеспечило охрану основного лагеря «Новых сил» в Сегеле.

10. Сохраняющаяся проблема локализованной преступности в этом районе страны, находящемся под контролем «Новых сил», вызывает все большую озабоченность. 24 апреля 200 студентов в Буаке провели мирную демонстрацию в знак протеста против роста уровня преступности в городе. 14 мая регулярный патруль ОООНКИ обнаружил на шоссе из Корого в Мбенге тела двух солдат «Новых сил»; позднее удалось установить, что один из погибших был Уаттара Али, заместитель командующего района Катиолы.

11. Несмотря на сокращение числа случаев грабежа и вооруженных нападений на дорогах, обстановка в западной части страны также оставалась нестабильной. 5 мая в Таи, рядом с Гигло, члены организации «Юные патриоты» препятствовали передвижению представителя Независимой избирательной комиссии в знак протеста против включения членов «Новых сил» в состав местной избирательной комиссии и стреляли в воздух из автоматов АК 47. Силы ОООНКИ урегулировали ситуацию и обеспечили безопасное продвижение гражданского персонала Миссии. После переговоров с местными представителями правоохранительных органов дорога была расчищена. В течение отчетного периода по всей стране наблюдался рост числа изнасилований.



IV. Ход осуществления Уагадугского соглашения

12. 9 мая посредник ивуарийского мирного процесса провел третье заседание постоянной консультативной группы по Уагадугскому соглашению, в состав которой входят основные политические лидеры Кот-д’Ивуара (президент Гбагбо, премьер-министр Соро, г н Бедье и г н Уаттара). В заключительном коммюнике по итогам встречи содержался призыв к скорейшему началу осуществления кампании по идентификации населения и восстановлению записей регистрации актов гражданского состояния, а также к незамедлительному разоружению ополченцев и обеспечению их приема на гражданскую службу. По просьбе лидера партии «Объединение республиканцев» г на Уаттары участники совещания постановили продлить работу выездных судов после 15 мая — даты окончания кампании, в тех случаях, когда это необходимо и в соответствии с согласованным графиком.

13. Несмотря на прогресс в осуществлении мирного процесса, отмеченный в ходе отчетного периода, в стране сохранялся ряд серьезных проблем, которые могли свести на нет уже достигнутые результаты, в частности отсутствие должного финансирования таких важных процессов, как проведение выборов и разоружение; а также настоятельная необходимость обеспечения надлежащих гарантий безопасности в процессе проведения выборов с учетом бурных демонстраций, о которых говорилось выше в пунктах 7–9. Выступая 1 июля на совещании в Буаке с участием политического и военного руководства ОООНКИ, специального представителя посредника ивуарийского мирного процесса, командующего силами операции «Единорог» и посла Франции в Кот-д’Ивуаре, премьер-министр Соро подчеркнул необходимость расширения международной поддержки для решения этих проблем.

A. Создание единого командного центра

14. Единый командный центр, отвечающий за выполнение аспектов Уагадугского соглашения, касающихся военных действий и обеспечения безопасности, продолжал наращивать свой потенциал при поддержке со стороны ОООНКИ и сил операции «Единорог». Утвержденная численность персонала Центра составляет 587 человек из состава правительственных сил обороны и «Новых сил», при этом 197 человек размещены в штаб-квартире Центра в Ямусукро, и 390 человек находятся в бывшей «зоне доверия» в составе смешанных подразделений полиции и вспомогательных структур. С момента выхода моего последнего доклада численность персонала Единого командного центра выросла с 564 до 587 человек. Несмотря на то, что возможности Центра по обеспечению связи расширились, повышению его оперативной эффективности препятствуют ограниченные финансовые, материально-технические и оперативные возможности, а также ограничения в осуществлении планирования. Из за нехватки финансовых средств персонал Центра не получал дотации на питание и горючее в течение последних пяти месяцев, при этом военнослужащие «Новых сил» не получали месячное денежное довольствие с момента своего расквартирования.

15. ОООНКИ и силы операции «Единорог» продолжали обеспечивать работу объединенной ячейки по реализации соглашений, созданной в рамках Единого командного центра, в состав которой входит военный, полицейский и гражданский персонал. В Центре работают три офицера военной связи ОООНКИ, а также группа ОООНКИ по связи с полицией. 28 апреля в рамках Единого командного центра был создан Центр ОООНКИ по разоружению, демобилизации и реинтеграции, который позволит расширить возможности Центра в том, что касается планирования и координации. В то же время Миссия продолжала оказывать Центру материально-техническую поддержку, включая помощь в предоставлении транспорта, в обеспечении связи и офисного оборудования.

B. Развертывание смешанных подразделений и постепенная ликвидация «зеленой линии»

16. В соответствии с положениями Уагадугского соглашения было ликвидировано 16 из 17 наблюдательных пунктов, оборудованных ОООНКИ вдоль «зеленой линии», заменившей «зону доверия». Демонтаж оставшегося наблюдательного пункта в Беу-Занья на западе страны запланирован на 30 июля. Постепенная ликвидация «зеленой зоны» проходила в консультациях с национальными партнерами и руководством операции «Единорог» с учетом оценки потенциальных угроз и общей ситуации в плане безопасности. В то же время смешанные полицейские подразделения продолжали осуществлять патрулирование бывшей «зоны доверия», хотя, как указано в моем предыдущем докладе, их работу затрудняла нехватка соответствующего оборудования и проблемы с выплатой денежного довольствия.



C. Разоружение, демобилизация и реинтеграция

17. 18 апреля, в ходе очередного совещания начальников штабов Сил обороны и безопасности Кот-д’Ивуара и «Новых сил» с руководством ОООНКИ и операции «Единорог», командующий «Новыми силами» представил подготовленный группой план вывода сил в места расквартирования. В соответствии с этим планом 36 000 бойцов «Новых сил» будут в течение пяти месяцев расквартированы в следующих местах: Буаке, Корого, Мане, Одиенне, Феркеседугу и Кани. Процесс расквартирования возобновился 2 мая, когда 1000 солдат были переведены в Буаке. По состоянию на 1 июля 6285 бойцов «Новых сил» были переведены в места расквартирования, при этом 3980 из них выбрали демобилизацию, а 1305 изъявили добровольное желание войти в состав новых национальных вооруженных сил. В числе бойцов «Новых сил», выведенных в места расквартирования, насчитывалось 279 женщин-комбатантов, одна из которых выразила желание войти в состав новых вооруженных сил, а 278 выбрали демобилизацию. Среди выведенных в места расквартирования бойцов было выявлено 366 иностранцев — граждан Бенина, Буркина-Фасо, Ганы, Гвинеи, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии и Того. Хотя иностранные бойцы, участвовавшие в процессе расквартирования, имели право на ежемесячное денежное довольствие, для них была предусмотрена только демобилизация, поэтому министерство обороны предложило в конечном итоге репатриировать их на родину. К настоящему времени удалось собрать и передать на хранение «Новых сил» лишь 86 единиц оружия, при этом только 10 из них находились в исправном состоянии.

18. Хотя Уагадугское соглашение предусматривает проведение разоружения под наблюдением нейтральных сил, руководители Сил обороны и безопасности Кот-д’Ивуара и «Новых сил» пока еще не согласились подписать меморандум о взаимопонимании в отношении обязанностей нейтральных сил по обеспечению надзора за хранением оружия, собранного в ходе процесса вывода сил в места расквартирования. В то же время ОООНКИ продолжала оказывать материально-техническую помощь в процессе вывода и расквартирования сил, включая переоборудование объектов в Кани и Феркеседугу, с тем чтобы в каждом из них можно было разместить до 500 комбатантов.

19. В июне министерство обороны создало комитет по надзору за разоружением, в состав которого вошли представители международного сообщества. В функции этого комитета входит решение проблем, связанных с осуществляемым выводом сил, в частности отсутствие программ реинтеграции иностранных комбатантов и отсутствие у правительства возможности выплачивать согласованную сумму месячного довольствия в размере 214 долл. США на каждого разоруженного комбатанта в течение трех месяцев. Помимо этого, сохранялись сложности с реализацией национальной программы реинтеграции и реабилитации на уровне общин, обусловленные значительными финансовыми и материально-техническими проблемами, которые не позволяли охватить намеченное число бывших комбатантов — 6000 человек. К настоящему времени этой программой охвачены только 450 комбатантов. Представители Всемирного банка сообщили начальнику штаба «Новых сил», что демобилизация комбатантов будет приоритетной задачей в рамках программы реинтеграции и реабилитации на уровне общин, осуществление которой должно начаться в августе и на которую будет выделено 40 млн. долл. США.

20. В апреле правительство назначило директора планируемой национальной программы по приему на гражданскую службу. На первом этапе реализации этой программы основное внимание будет уделяться бывшим комбатантам и молодежи из групп риска, а также организации трехмесячного курса по аспектам гражданской службы и шестимесячных курсов профессиональной подготовки. Предполагается, что в 2008 году на осуществление этой программы потребуется 80 млн. долл. США, при этом 24 млн. долл. США планируется выделить из бюджета страны. Международные доноры, которые, по расчетам правительства Кот-д’Ивуара, должны предоставить недостающие 56 млн. долл. США, пока не взяли на себя финансовых обязательств по данной программе.

D. Разоружение и роспуск ополченских формирований

21. В том что касается разоружения и роспуска ополченских формирований, то в течение отчетного периода никаких результатов добиться не удалось. В соответствии с третьим дополнительным соглашением к Уагадугскому соглашению осуществление данной программы должно было начаться 22 декабря 2007 года. Однако руководители ополченских формирований отвергли предложение правительства, согласно которому 1019 вооруженных ополченцев, остающихся на западе страны, должны были принять участие в национальной программе по приему на гражданскую службу. Они продолжают настаивать на выплате материального пособия, которое уже получила первая группа ополченцев, разоруженных в Гигло в июле 2006 года.



E. Объединение сил обороны и безопасности

22. В течение отчетного периода сторонам не удалось добиться никаких сдвигов в процессе объединения национальных вооруженных сил, что является одной из ключевых задач единого командного центра. Основное препятствие заключается в том, что стороны, подписавшие Уагадугское соглашение, до сих пор не согласовали звания и численность военнослужащих «Новых сил», которые должны будут войти в состав новых национальных вооруженных сил. В настоящее время ожидается, что этот вопрос будет решен после ноябрьских выборов.



F. Восстановление системы государственного управления
на всей территории страны

23. В течение отчетного периода «Новые силы» добились прогресса в деле передачи административных полномочий соответствующим правительственным должностным лицам. Так, 20 мая в присутствии двух министров из состава «Новых силам» мэры Сегелы, Кани и Масалы приняли полномочия по управлению этими городами. Аналогичные церемонии прошли в Буаке и пяти других городах, расположенных в долине реки Бандамы.

24. Однако в отношении скоординированного направления в северные районы страны сотрудников правоохранительных и судебных органов и исправительных учреждений никакого прогресса достичь не удалось. В сотрудничестве с Национальной комиссией по восстановлению системы государственного управления министерство юстиции разработало план перевода судебных и пенитенциарных органов, который потребует дополнительного согласования с планами перевода полиции.

25. 12 мая в Кванголодугу министр экономики и финансов открыл первый восстановленный пункт таможенного контроля. Этот пункт укомплектован равным числом военнослужащих «Новых сил» и таможенных служащих правительства, хотя контроль остается за «Новыми силами». Руководство «Новых сил» выразило свою поддержку процесса перевода правительственных таможенных органов и подчеркнуло необходимость дополнительной разъяснительной работы среди местного населения, однако ряд таможенных служащих из состава «Новых сил», работающих в данном районе, заявили о своем желании войти в состав правительственной таможенной службы по завершении процесса разоружения.



G. Идентификация населения и регистрация избирателей

26. С момента представления моего последнего доклада в процессе идентификации населения и регистрации избирателей удалось добиться значительных успехов. Четвертый этап программы работы выездных судов, начавшийся 25 сентября 2007 года, был официально завершен 15 мая после вынесения 627 923 деклараторных решений, заменяющих свидетельства о рождении, при этом гражданам Кот-д’Ивуара было выдано 533 789 документов, которые будут считаться действительными удостоверениями личности при регистрации в избирательных списках. В соответствии с рекомендацией прошедшего 9 мая совещания постоянной консультативной группы министерство юстиции объявило 16 мая, что выездные суды будут на две недели направлены в те районы, в которых до 15 мая не удалось выполнить весь необходимый объем работы.

27. 16 мая министр юстиции и прав человека официально объявил о начале осуществления программы по восстановлению записей регистрации актов гражданского состояния — рождения, брака и смерти, — которые были утеряны или уничтожены во время кризиса; ожидается, что этот процесс будет завершен в течение четырех месяцев. По расчетам, осуществление этой программы обойдется в 16,5 млн. долл. США, при этом 12 млн. долл. США обязуется предоставить Европейский союз. Техническую поддержку будет оказывать Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов.

28. 19 июня был опубликован декрет о порядке изготовления и выдачи национальных удостоверений личности, а также регистрации избирателей. В нем определены механизмы сотрудничества между двумя исполнительными структурами — французской фирмой «САЖЕМ» и Национальным статистическим институтом, — которые, как ожидается, будут совместно осуществлять процесс идентификации населения и регистрации избирателей под руководством Независимой избирательной комиссии. 27 мая правительство Кот-д’Ивуара осуществило первый платеж фирме «САЖЕМ» в размере 47 млн. долл. США, что представляет собой 35 процентов общей оговоренной суммы, составлявшей 165 млн. долл. США.



H. Избирательный процесс

29. После того как была подтверждена дата проведения президентских выборов — 30 ноября 2008 года, — Независимая избирательная комиссия обнародовала их график, соответствующий конституции Кот-д’Ивуара и пересмотренному избирательному кодексу. Предварительный список кандидатов планируется опубликовать 31 августа; окончательный список, который будет использован как на президентских, так и на парламентских выборах, будет обнародован 15 ноября. После первого тура президентских выборов Независимая избирательная комиссия в течение трех дней представит Конституционному совету отчет об итогах голосования. Для принятия решения относительно результатов выборов и опубликования соответствующего заявления Конституционному совету предоставляется период времени продолжительностью до семи дней. Если ни один из кандидатов на пост президента не одержит убедительную победу, второй тур выборов должен будет пройти в течение 15 дней с даты опубликования результатов первого тура. Парламентские выборы пройдут в течение 45 дней после обнародования результатов президентских выборов.

30. В настоящее время по всей стране создаются местные избирательные комиссии, которые будут играть ключевую роль в осуществлении надзора за процессом идентификации населения и в организации выборов. По состоянию на 1 июля было сформировано 369 из 415 местных комиссий. В состав этих комиссий входят представители всех сторон, подписавших Соглашение Лина-Маркуси.

31. Одновременно в стране осуществляется процесс планирования выборов, определения местоположения избирательных участков, закупки материалов для проведения выборов и регистрации кандидатов. ОООНКИ оказывает содействие Независимой избирательной комиссии в оценке 11 000 избирательных участков, которые использовались в ходе выборов 2000 года, а также использует в процессе планирования имеющиеся у нее технические возможности для обработки географической информации. Миссия намерена предоставить воздушный транспорт партнерским структурам, участвующим в организации выборов, и будет оказывать поддержку Национальной комиссии по надзору за идентификацией в организации ее региональных отделений. Для оказания поддержки процессу проведения выборов ОООНКИ потребуются дополнительные воздушные, морские и наземные транспортные средства, средства для проведения инженерно-технических работ и обеспечения связи, а также дополнительный персонал.

32. Для выполнения своей работы в 2008 году Независимой избирательной комиссии не хватает порядка 18,5 млн. долл. США. Общий бюджет Комиссии составляет 86,5 млн. долл. США, при этом правительство Кот-д’Ивуара предоставит 35,5 млн. долл. США. Международные партнеры взяли на себя обязательство выделить 32,5 млн. долл. США, из которых 10 млн. долл. США предоставит объединенный фонд для проведения выборов, управляемый Программой развития Организации Объединенных Наций.

33. В моем предыдущем докладе я указал пять критериев подтверждения итогов всех ключевых этапов избирательного процесса; эти критерии были разработаны моим Специальным представителем и одобрены всеми сторонами. Группа поддержки удостоверения результатов ОООНКИ разработала для этого соответствующую методику. Для удостоверения результатов избирательного процесса будут использованы отчеты о работе на местах, а также механизм официальных и неофициальных консультаций с посредником ивуарийского мирного процесса и национальными и международными партнерами.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница