Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе Литература в помощь




Скачать 276.75 Kb.
страница1/3
Дата13.06.2016
Размер276.75 Kb.
  1   2   3
Организация деятельности

психолого-медико-педагогического консилиума в школе


Литература в помощь:


  • Абакирова Т.П. Особенности организации обследования ребенка в условиях психолого-медико-педагогических консилиумов (групп сопровождения)
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения




Абакирова Т.П.
Особенности организации обследования ребенка в условиях психолого-медико-педагогических консилиумов (групп сопровождения)
Под консилиумом понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Общее руководство ПМПк возлагается на директора ОУ. В состав ПМПк могут входить: заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), врач (медицинский работник), педагог высшей категории с большим опытом работы, психолог, логопед. При невозможности функционирования на базе образовательного учреждения психолого-медико-педагогических консилиумов (нехватка специалистов) рекомендуется организация специальных групп сопровождения. В состав групп сопровождения могут входить самые разные педагогические работники школы или детского сада, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематического сопровождения обучающихся, воспитанников. Таким образом, под группами сопровождения можно понимать структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Целью ПМПк (групп сопровождения) является обеспечение коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачами ПМПк являются:


  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • выявление резервных возможностей развития;

  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности;

  • организация взаимодействия между специалистами учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

В условиях образовательного учреждения обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк, назначается ведущий специалист, который будет непосредственно осуществлять сопровождение ребенка (сопровождающий). Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит (в случае неуспешности) с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые заседания консилиума:



  • определяют пути психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

  • вырабатывают согласованные решения по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и программ коррекционно-развивающей работы;

  • динамически оценивают эффективность коррекционно-развивающих программ.

Плановые консилиумы созываются не реже одного раза в квартал.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов, родителей (законных представителей). Поводом для проведения внепланового заседания консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т.д.

Задачами внепланового консилиума являются:


  • решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

  • изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы, внесение коррективов в случае ее неэффективности;

  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного образовательного учреждения).

На внеплановые заседания ПМПк приглашаются непосредственно все специалисты, участвующие в программе реабилитации ребенка.

Таким образом, можно выделить следующую стратегию согласованного взаимодействия специалистов в рамках деятельности консилиума образовательного учреждения



  1. Предварительный сбор информации.

    • Запрос на обследование ребенка на консилиуме (по согласованию с родителями, законными представителями).

    • Сбор необходимой первоначальной информации.

    • Формирование проблемы.

  1. Первичное обследование специалистами консилиума (индивидуально).

  • Определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов.

  • Углубленное обследование специалистами.

  • Составление индивидуальных заключений, рекомендаций (каждым специалистом).

  1. Коллегиальное проведение консилиума с целью определения образовательного маршрута и необходимой коррекционно-развивающей помощи

  • Коллегиальное обсуждение результатов обследования.

  • Выработка единого представления о характере и особенностях развития ребенка.

  • Определение общего прогноза дальнейшего развития ребенка.

  • Выработка решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка.

В ситуации невозможности определения диагноза развития или когда консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также в ситуации конфликтных отношений с родителями (законными представителями), непринятием родителями (законными представителями) рекомендаций консилиума, ребенка решением ПМПк образовательного учреждения направляют на обследование и консультацию в районную психолого-медико-педагогическую комиссию, в особо трудных случаях ребенок направляется в ОПМПК ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования». Все полученные результаты в виде общего заключения консилиума в этом случае передаются в РПМПК (ОПМПК).


  1. Согласование деятельности различных специалистов по коррекционно-развивающей работе.

  • Координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов.

  • Назначение ведущего специалиста (сопровождающего) в зависимости от специфики нарушений.

  • Составление плана коррекционно-развивающих мероприятий.

  1. Реализация рекомендаций консилиума (районной ПМПК, ОПМПК) по развитию и коррекционной работе (индивидуальная и групповая формы работы).

  2. Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы (динамическое или итоговое наблюдение с выходом на консилиум).

Прием детей и подростков на консилиуме осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе специалистов учреждения (в этом случае должно быть получено согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка. При несогласии родителей (законных представителей) с ними может проводиться психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу и образовательный маршрут, а также на его изменения должно быть получено в письменном виде и занесено в Карту развития ребенка.

Консилиум ведет следующую документацию:



    • журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;

    • журнал обследования специалистами;

    • карты развития ребенка с заключениями специалистов и заключением консилиума по результатам обследования и решения о форме и виде коррекционно-развивающего обучения;

    • список специалистов консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписания индивидуальных и групповых занятий;

    • журнал регистрации архива консилиума.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница