Организационно-методический раздел




Дата13.08.2016
Размер85.7 Kb.
Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет философии и политологии

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока


протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин
2. На заседании методической комиссии

факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

_________________ В.М. Дианова

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДС. Ведизм и индуизм

Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культуры Востока

Составитель:

Доцент, канд. филос. наук С. В. Пахомов
Рецензент:

Проф., д. и. н. Я. В. Васильков

Санкт-Петербург
2008

1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины:
Целью изучения специальной дисциплины «Ведизм и индуизм» является постижение сущности ведийской, брахманистской и индуистской систем религиозных верований и практик в их историческом развитии.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
Изучение специальной дисциплины «Ведизм и индуизм» предполагает реализацию следующих задач:

- изучение структуры и основного содержания древнеиндийских религиозных текстов;

- исследование соответствующих категорий, понятий, символов;

- анализ протофилософских идей и философем древнеиндийских сочинений.


1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Специальная дисциплина «Ведизм и индуизм» дает теоретическую и методологическую основу для изучения дисциплин в соответствии с учебными планами по специальностям «культурология» и «религиоведение».
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты должны иметь представление о том, как развивалась национальная религиозная традиция Индии начиная с прихода индоариев в середине II тыс. до н. э.; узнавать и понимать основные термины и категории, имеющие отношение к ведизму и индуизму, а также контексты их употребления; разбираться в природе и направленности различных древнеиндийских ритуалов; знать основные положения философии упанишад; иметь общее представление о сущности индуизма.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия


–––––


Самостоятельная работа студента


10 часа


Итого (трудоемкость дисциплины)


44 часов

Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение третьего семестра.


Форма промежуточного контроля (промежуточная аттестация): 1) аттестация по итогам посещения; 2) устное выступление с выбранными самостоятельно фрагментами ведийских текстов.
Форма итогового контроля – зачет. Критерием сдачи зачета служит правильное решение тестов (см. ниже).
3. Содержание дисциплины:

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.


Тема 1. Общая текстология вед. «Ригведа» и другие самхиты. 6 часов.

Понятие «веда» и контексты его употребления. Время создания ведийских сочинений. Появление «Ригведы» (РВ). Структура рецензии Шакальи. Мандалы РВ. Деление гимнов РВ. Традиция запоминания и передачи РВ и других самхит. Вспомогательная ведийская литература. Комментарии к ведам. Способы истолкования вед. Научное изучение вед.

Поздние самхиты. Текстология «Самаведы» (СВ). Структура рецензий «Каутхума» и «Джайминия». Саманы.

Текстология «Яджурведы» (ЯВ). «Черная ЯВ» и ее изводы. Структура «Тайттирия-», «Катхака-» и «Майтраяния-самхит». «Белая ЯВ» и структура рецензий «Ваджасанеи-самхиты». Понятие яджуса.

Текстология «Атхарваведы» (АВ). Положение АВ в ведийском каноне. Понятие «трех вед». Другие названия АВ. Магический характер АВ. Две основные рецензии АВ и их структура. Разновидности магических гимнов.
Тема 2. Брахманы, араньяки и упанишады. 6 часов.

Специфика и хронология литературы брахман. Брахманы четырех самхит. Соотношение мифологии и ритуалистики в брахманах. Литература араньяк. Упанишады: общее представление. Хронологические вопросы. Различные группы упанишад. Шесть древнейших упанишад. Метрические упанишады и их специфика. Поздние упанишады АВ. Средневековые собрания упанишад. Комментарии к упанишадам.


Тема 3. Теология, космология и космогония вед. Психология и этика в самхитах. 6 часов.

Представление о божествах. Проблематика генотеизма. Устройство мироздания согласно ранневедийским представления. Мир с точки зрения поздних самхит. Понятие «рита». Космогонические идеи: различные варианты происхождения мира. Объекты, материал, инструмент, процесс, инициаторы творения. Представления о душе и ее связи с телом. Идеи о небесах и местах наказания. Мир как целое и отдельные сферы мира. Образ карающего бога Варуны. Добро и зло в ведах. Аскетические тенденции.


Тема 4. Мировоззрение упанишад. 6 часов.

Проблематика абсолютного начала. Формы проявления Абсолюта. Дискуссии о природе Абсолюта в упанишадах. Переход от мира к Абсолюту и обратно. Понятия Брахмана и Атмана. Атман и пять его «оболочек». Абсолют как высшее блаженство, сознание и др. Проблема связи со вселенной. Иллюзионистские тенденции упанишад. Версии космогенеза. Космография. Истоки санкхьи и йоги в упанишадах. Упанишады и веданта. Представления о душе. Состояния души. Понятие праны. Трансмиграция души: «путь богов» и «путь предков». Идеал освобождения. Этика и сотериология.


Тема 5. Ведийско-брахманистская ритуалистика. 6 часов

Ведийская ритуалистика. Ритуалы, реконструируемые по РВ. Сома как важнейшая часть ритуала. Священные огни. Дифференциация жрецов и заказчики жертвоприношения. Дикша. Место и время жертвоприношения согласно самхитам. Ритуалы шраута и грихья. Публичные ритуалы. Агнихотра. Даршапурнамаса. Чатурмасья. Агништома. Вратьястома. Агничаяна. Махаврата. Ваджапея. Раджасуя. Ашвамедха. Домашние ритуалы. Пять «великих жертвоприношений». Ритуализация обыденной жизни. Обряды жизненного цикла (санскары).


Тема 6. Общее представление об индуизме. 4 часа.

Генезис и становление индуизма. Связь индуизма и брахманизма. Индуизм и местные неарийские традиции. Священные тексты индуизма. Основные индуистские культы. Объекты культа и разновидности ритуалов. Положение священнослужителей, их функции и типы. Основные черты индуистской мифологии. Сословно-кастовая система и индуизм.


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Какова примерная хронология создания ведийского канона?

  2. Каковы основные значения термина «веда»?

  3. Какова структура ведийских самхит?

  4. В чем специфика ведийского отношения к божествам?

  5. Как менялась со временем картина мира в шрути?

  6. Как устроены тексты брахман?

  7. Чему посвящены тексты упанишад?

  8. Как понимается абсолютное начало в упанишадах?

  9. Какова связь Абсолюта и мира согласно упанишадам?

  10. Какие элементы санкхьи и веданты имеются в «аутентичных» упанишадах?

  11. Как понималась душа в ведийских текстах?

  12. Как дифференцировались жрецы и типы жертвоприношений в брахманизме?

  13. Как понимался ритуал в ведизме и брахманизме?

  14. Опишите несколько видов публичных брахманистских ритуалов.

  15. Опишите несколько видов домашних обрядов.

  16. Как развивался индуизм в Индии?

  17. Какова связь ведизма, брахманизма и индуизма?

  18. Каковы объекты культа в индуизме?

  19. Охарактеризуйте социальную специфику индуизма.

  20. Охарактеризуйте специфику священных текстов в индуизме.

3.3. Примерные задания для письменных работ (темы рефератов):




  1. Специфика передачи текста в ведизме, брахманизме и индуизме.

  2. Формирование традиционной социальной системы Индии.

  3. Генезис и сущность индийского жречества.

  4. Ритуальная картина мира в Древней Индии.

  5. Понимание Абсолюта в текстах упанишад.

  6. Соотношение ритуала и сознания в Древней Индии.

  7. Характер социализации личности с точки зрения домашних обрядов.

  8. Варианты древнеиндийской мифологической космогонии и космологии.

  9. Понимание магии согласно «Атхарваведе».

  10. Специфика понятия «человек» в Древней Индии.

3.4. Примеры тестовых заданий на зачете1.



  1. Что считается «ядром» «Ригведы»?

а) 1-я книга

б) у «Ригведы» вообще нет ядра

в) 10-я книга

г) 2-7 книги

д) 9-я книга


  1. Какому божеству посвящена целая книга «Ригведы»?

а) Агни

б) Соме


в) Индре

г) Всем-богам

д) никакому


  1. Что такое саман?

а) высшее тождество

б) странствующий подвижник

в) священное песнопение

г) атман



  1. Какой тип жрецов был связан с «Яджурведой»?

а) майтраваруна

б) удгатар

в) хотар

г) адхварью

д) брахман


  1. Какая дисциплина широко представлена в «Атхарваведе»?

а) астрономия

б) медицина

в) лингвистика

г) военное дело

д) музыковедение


  1. Почему упанишады называются vedаnta?

а) потому что они повествуют о конце всех вед в кали-юге

б) потому что они являются источником философии веданты

в) потому что они считаются завершением вед

г) потому что в них содержатся протофилософские интуиции




  1. Араньяки – это

а) сборники предсказаний

б) сборники мифов и легенд

в) ритуалистические учебники

г) тексты мистико-теософской направленности




  1. Чего «не было» в начале времен, согласно гимну X.129 «Ригведы»?

а) мировых вод и суши

б) никаких божеств

в) признаков дня и ночи

г) многого




  1. Поставьте нижеследующие состояния сознания в восходящем порядке

а) турия

б) сон со сновидениями

в) бодрствование

г) сон без сновидений




  1. Как называется ритуал царского посвящения?

а) дикша

б) раджасуя

в) ваджапея

г) ашвамедха



4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов:


В данном курсе не предусмотрены.
4.2. Активные методы обучения:
В данном курсе не предусмотрены.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:
Конспект лекций.
4.4. Литература

4.4.1. Основная:



  1. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., 2002.

  2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (словарь). М., 1996.

  3. Маламуд Ш. Испечь мир. Ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005.

  4. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990.

  5. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

  6. Ригведа. В 3-х т. М., 1989 – 1999.

  7. Упанишады. В 3-х ч. М., 1991-1992.

  8. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

4.4.2. Дополнительная:



  1. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., 2006.

  2. Атхарваведа. Избранное. М., 1989.

  3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

  4. Древо индуизма. М., 1999.

  5. Древнеиндийская философия. М., 1972.

  6. Культура Древней Индии. М., 1975.

  7. Макс Мюллер Ф. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

  8. Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов «Ригведы». М., 1968.

  9. Рену Л. Индуизм. М., 2006.

  10. Самозванцев А.М. Индия: религия, верования, обряды. М., 2003.

  11. Семенцов В.В. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.

  12. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

  13. Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971.


1 В каждом из приведенных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на зачете десять заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для получения зачета, варьируется от 6 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Зачет проходит в письменной форме.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница