Организационная структура и порядок функционирования Межамериканского суда по правам человека 12. 00. 10- международное право. Европейское право



Скачать 450.63 Kb.
страница1/3
Дата14.06.2016
Размер450.63 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3


На правах рукописи

Конь Галина Игоревна



Организационная структура и порядок функционирования

Межамериканского суда по правам человека

12.00.10- Международное право. Европейское право.



Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2011 г.

Диссертация выполнена на кафедре международного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и доработана на кафедре международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Научные руководители: кандидат юридических наук

доцент Шестаков Лев Никитович

кандидат юридических наук

доцент Бекяшев Дамир Камильевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

профессор Стародубцев

Григорий Серафимович

кандидат юридических наук

доцент Кожеуров Ярослав Сергеевич

Ведущая организация: Российский государственный

университет дружбы народов

Защита состоится « »__________2011 года в ________ на заседании диссертационного совета Д.209.002.05 при Московском государственном институте международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу: Москва, ул. Лобачевского, д. 76

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Автореферат разослан « _____» августа 2011 года



УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ д.ю.н. профессор

ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Павлов Е.Я.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Международная защита прав человека играет важнейшую роль в современном мире. Защита прав человека является объектом регулирования как внутригосударственного, так и международного права; однако в последнее время все более возрастает роль международного права, что выражается как в принятии новых международно-правовых актов, так и в создании новых международных контрольных органов. Обращение к теме диссертации связано с приоритетным характером, который носит международная защита прав человека в настоящее время.

На международном уровне разрабатываются универсальные и региональные нормы, гарантирующие соблюдение государствами - участниками основополагающих прав и обязанностей человека, устанавливается механизм международного контроля за соблюдением государствами-участниками этих прав, часто включающий специальные контрольные институты в рамках соответствующих международных договоров, а также устанавливается ответственность государств-участников за неисполнение данных норм.1 Эффективность любой правовой системы по защите прав человека связана в первую очередь с существованием контрольных органов по защите этих самых прав, а также с возможностью доступа индивидов в эти органы.

Во второй половине 20 века в трех регионах – Европе, Америке, Африке были созданы региональные суды по защите прав человека. Первым был учрежден Европейский суд по правам человека (начал свою работу в 1959 г.), а затем, во многом используя его опыт, были образованы Межамериканский (1979 г.) и Африканский суды по правам человека (2009 г.). Создатели межамериканской и африканской контрольной систем по защите прав человека могли использовать опыт универсальной системы защиты прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека, и другие документы) и опыт европейской системы защиты прав человека (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., далее- Европейская конвенция). В то же время, несомненно, можно говорить о том, что Американская конвенция по правам человека (далее- Американская конвенция) не является простым повторением универсальных норм по защите прав человека на региональном уровне, поскольку в ней содержится много новшеств, а также поскольку она разрабатывалась с учетом сложных реалий американского континента. В межамериканской системе помимо этого уже была принята Американская Декларация прав и обязанностей человека 1948 г. Все три региональные конвенции содержат в своих преамбулах ссылки на Всеобщую декларацию прав человека, и можно говорить о том, что Всеобщая декларация явилась источником вдохновения для иных документов по защите прав человека, как на универсальном, так и на региональном уровне.2

Имея общий объект деятельности – защиту прав человека, во многом схожую организационную структуру и процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб, региональные суды имеют определенные особенности, которые обуславливаются историческими, политическими, экономическими, культурными и иными обстоятельствами, присущими соответствующему региону.

Настоящая работа посвящена анализу организационной структуры и порядку функционирования Межамериканского суда по правам человека (далее - Межамериканский суд), институту, практически не исследованному в отечественной доктрине международного права, а также сравнению некоторых вопросов его организационной структуры и порядка функционирования с Европейским судом по правам человека (далее- Европейский суд) и Африканским судом по правам человека и народов (далее – Африканский суд).

Степень разработанности темы в правовой литературе. Межамериканскому суду по правам человека посвящено небольшое количество научно-практических работ, в основном на испанском языке, изданных ограниченным тиражом и доступных лишь в странах Латинской Америки. В западной литературе имеется несколько монографий и значительное количество статей в периодических изданиях, часто посвященных анализу рассмотренных Межамериканским судом дел, а не теоретическим вопросам. В российской науке нет исследований, касающихся исключительно Межамериканского суда, имеется лишь несколько работ о межамериканской системе защите прав человека, в которых лишь упоминается о существовании Межамериканского суда. Подобное положение дел является во многом несправедливым, поскольку изучение опыта работы данного судебного учреждения могло бы стать полезным во многих отношениях, в том числе и для работы Европейского суда. В частности, Межамериканский суд внес неоценимый вклад в доктрину международной защиты прав человека, а также в общую теорию международного права, поскольку при осуществлении им консультативной юрисдикции он сосредотачивался исключительно на теоретических вопросах, поскольку исследование фактических обстоятельств дела при осуществлении этого вида юрисдикции не требуется.

Межамериканская система защиты прав человека явилась объектом исследования таких зарубежных авторов, как Т. Бургенталь, К. Триндад, Д. Шелтон, Д. де Абранчес, Дж. Кабранес, Т. Фарер, К. Гроссман, Г. де Аречага, А. Робертсон, К. Сепульведа, К. Васак, Грос Эспиэль и др. Ими же была подробно исследована деятельность Межамериканской комиссии по правам человека (далее- Межамериканская комиссия). Однако поскольку эти исследования проводились в основном в 80-90-е гг., то есть в то время, когда деятельность Межамериканского суда не была столь активной; последнему было уделено незначительное место в исследованиях. В отечественной литературе межамериканской системе защиты прав человека посвящена монография А.С. Ковальской «Межамериканская система содействия и защиты прав человека»3, сборник «Межамериканская система содействия и защиты прав человека» под редакцией В.М. Чхиквадзе4, диссертация З.В. Лешкашели «Межамериканская система сотрудничества в области прав человека»5, а также статья А.Х. Абашидзе «Межамериканская система защиты прав человека и проблема защиты прав коренных народов»6.

В конце 80-х гг. после вынесения Межамериканским судом своих первых решений по делам об исчезновениях, одновременно появилось несколько статей, касающихся этих решений, в основном - одного из них – дела Веласкеза Родригеза (Л. Дракер7, П. Фрумер8, Д. Шелтон9). Консультативная юрисдикция Межамериканского суда подробно изучена с теоретической точки зрения в 1982 г. Т. Бургенталем10 и дополнена исследованием Дж. Паскуалуччи в 1999 г.11, использующим в своей работе более поздние консультативные заключения, вынесенные Межамериканским судом. Процессуальные вопросы деятельности Межамериканского суда исследованы в публикациях Грос Эспиэля12 и Г. Фикс-Замудио13, являвшихся в разное время судьями Межамериканского суда. История создания Межамериканского суда исследована в работах А. Робертсона14, а также Р. Де Роф15. Вопросы участия amicus curiae в работе Суда исследованы в журнальных публикациях Д. Шелтон16 и А. Мохамеда17. Наконец, вопросы компенсации рассмотрены П. Пирроне18 и Б. Аноном19. Имеется несколько монографий, касающихся деятельности Межамериканского суда на испанском языке и единственная на английском языке - автора Скотта Дэвидсона20. Сравнительный анализ некоторых положений Европейской и Американской конвенции и некоторых аспектов деятельности Межамериканского и Европейского судов проведены в ранних работах Д. Шелтон21 и А. Робертсона22, некоторые аспекты деятельности Межамериканского и Африканского судов сравниваются в исследованиях Н. Криша23 и П. Наскоу-Перраки24. Некоторые аспекты деятельности всех трех региональных судов сопоставляются в кандидатских диссертациях Патрина Д.А. «Международное судебное разбирательство: история, понятие, функции»25, Овуора М.А. «История разработки Африканской Хартии прав человека и прав народов 1981 г.»26.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение основных аспектов функционирования и организационной структуры такого относительно нового и малоизученного для отечественной доктрины органа, как Межамериканский суд по правам человека, а также сопоставительный анализ с соответствующими аспектами деятельности Европейского и Африканского судов по правам человека, установление общих черт и различий между ними. Автор ставит своей задачей определить наиболее прогрессивные и удачные модели организационной и функциональной структуры, выбранные каждым из трех региональных судов по защите прав человека. Поставленная цель определяет необходимость выполнения следующих задач:

1)Рассмотреть историю создания Межамериканского суда по правам человека и выделить основные этапы его развития; сопоставить основные вехи его развития с основными этапами развития Европейского и Африканского судов по правам человека

2) определить правовую основу для функционирования Межамериканского суда по правам человека;

3) определить юридическую природу Межамериканского суда по правам человека;

4) исследовать взаимоотношения Межамериканского суда и Межамериканской комиссии по правам человека;

5) рассмотреть организационные вопросы, касающиеся избрания судей Межамериканского суда по правам человека;

6) установить пространственную, территориальную и субъектную юрисдикцию Межамериканского суда;

7) установить критерии для передачи дела в Суд Межамериканской Комиссией;

8) установить пределы доступа и участия в судебной процедуре индивида в Межамериканском суде, а также определить возможность или невозможность непосредственной передачи индивидуальной жалобы в Суд;

9) определить особенности вынесения и исполнения решения в Межамериканском суде;

10) установить причины, препятствующие усилению эффективности Межамериканского суда по правам человека;

11) определить особенности назначения возмещения Межамериканским судом по правам человека и виды присуждаемого возмещения;

12) исследовать влияние решений Межамериканского суда на национальное законодательство;

13) рассмотреть институт amicus curiae, его роль в работе Межамериканского суда по правам человека и влияние на выносимые судом решения;

14) рассмотреть консультативную юрисдикцию Межамериканского суда по правам человека.

Предмет и объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются теоретические и практические проблемы, связанные с организационной структурой и функционированием Межамериканского суда по защите прав человека, его ролью и значением в современном мире.

Предметом диссертационного исследования являются документы, регламентирующие деятельность Межамериканского суда по правам человека, а именно Американская конвенция и протоколы к ней, Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Устав ОАГ, Статут Межамериканского суда, Правила Процедуры Межамериканского суда в старой и новой редакциях, Правила Процедуры Межамериканской Комиссии в старой и новой редакции, а также многочисленные решения и консультационные заключения Межамериканского суда, практически неизвестные в отечественной литературе международного права.



Теоретическая основа диссертации. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды ведущих российских и зарубежных ученых-юристов, прежде всего в области международного права: А.Х. Абашидзе, И.П. Блищенко, А.Я. Капустина, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, Е.А. Лукашевой, И.И. Лукашука, А.П. Мовчана, Г.С. Стародубцева, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, А.Н. Талалаева, Г.И. Тункина, Л.Н. Шестакова, Е.А. Шибаевой, С.В. Черниченко, В.М. Чхиквадзе, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина; и следующих западных ученых: Д. де Абранчеса, Г. де Аречаги, Я. Броунли, Т. Бургенталя, М. Варгаса, К. Васака, Р. Голдмана, К. Гроссмана, М. Джениса и Э. Брэдли, Л. Дракера, Р. Клейтона и Томлинсона, Дж. Кокотта, Н. Криша, М. Мутуа, Р. Норриса, Дж. Паскуалуччи, А. Робертсона, П. Сиегарта, К. Триндада, Д. Харриса, Г. Фикс-Замудио, Дж. Фровейна, К. Черны, М. Кв. Чечилии, Д. Шелтон, Шоу, Г. Эспиэля. В работе использован курс международного права в семи томах под ред. В.Н. Кудрявцева, В.С. Верещетина, Г.И. Тункина и др. Использованы материалы спецкурса «Права человека и международное право», читаемого Л.Н. Шестаковым на юридическом факультете МГУ. При подготовке диссертации автором проанализировано большое количество решений Межамериканского и Европейского судов по правам человека, консультативных заключений Межамериканского суда, материалов и документов ОАГ и ОАЕ, а также документов, относящихся к созданию Африканского Союза. В работе использованы также материалы зарубежной периодической печати, относящиеся к решениям Межамериканского суда, поскольку эти решения имели широкий общественный резонанс.

Методологическая основа исследования. Диссертация выполнена на основе общенаучных методов (логический, социологический, системный, функциональный, исторический, статистический и др.) и методов, присущих науке международного права. Особенно широко диссертант использует общелогические методы, такие как аналогия, моделирование, сравнение и абстрагирование. При рассмотрении вопросов юрисдикции, юридической природы и специфики выносимых решений Межамериканского суда по правам человека применялись частнонаучные методы, такие как сравнительное правоведение, толкование, технико-юридический анализ.

Нормативная основа исследования: Нормативную основу исследования составили следующие международные акты: Устав ООН 1945 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав ОАГ 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и Протоколы к ней, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1959 г. и 14 Протоколов к ней; Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Протокол к Африканской Хартии об учреждении Африканского суда 1998 г., многочисленные решения Межамериканского и Европейского судов по правам человека, многочисленные консультативные заключения Межамериканского суда по правам человека, представляющие значительный вклад в развитие теории международного права.

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной доктрине международного права всесторонне исследуется организация и деятельность Межамериканского суда по правам человека, а также проводится сопоставительный анализ его функционирования и организационной структуры с Европейским и Африканским судами по правам человека. При этом необходимо отметить, что работа Межамериканского суда подробно освещалась лишь в нескольких зарубежных монографиях, выпущенных в 1979-1985 гг., приуроченных к началу его функционирования. После этого, за некоторым исключением (С. Дэвидсон, К. Харрис), монографий о Суде не выпускалось (в Европе и США). В странах Латинской Америки работа Межамериканского суда освещается постоянно, особенно в рамках Межамериканского института по правам человека, однако материалы изданы на испанском языке и имеют ограниченный тираж.

Положения, выносимые на защиту. В соответствии с результатами проведенного исследования и сделанными из него выводами, автор выносит на защиту следующие основные положения, содержащие элементы научной новизны:

1. Межамериканский суд является одним из региональных судебных органов по защите прав человека, наряду с Европейским и Африканским судом по правам человека. Организационная структура и порядок функционирования трех региональных судов во многом похожи, но имеются и отличия (состав, порядок формирования судейского корпуса, процедура вынесения и исполнения решения и др.). Наиболее развитым региональным судебным учреждением по защите прав человека, безусловно, является Европейский суд по правам человека. В то же время в некоторых отношениях (вынесение консультативных заключений, принятие временных охранительных мер, установление юридических последствий нарушения для государств-ответчиков) деятельность Межамериканского суда является более успешной, нежели деятельность Европейского суда. Основными недостатками в деятельности Межамериканского суда по правам человека является отсутствие прямого доступа индивидов в Суд, сложности в исполнении решения.

2. Межамериканский суд является не только органом Американской конвенции по правам человека, но и органом ОАГ, открытым для участия в его работе государств, которые не являются участниками Американской конвенции. Межамериканский суд – это независимый международный судебный орган, действующий в рамках Американской конвенции по правам человека, деятельность которого тесно связана с учредившей его региональной организацией – Организацией американских государств.

3. Межамериканский суд и Межамериканская комиссия являются независимыми друг от друга контрольными органами межамериканской системы, в то же время лишь Межамериканский суд выполняет юрисдикционные функции. Межамериканский суд вправе пересмотреть выводы Комиссии, сделанные ею не только в отношении вопросов права, но и в отношении фактических обстоятельств дела. Представляется желательным в будущем ликвидировать Межамериканскую комиссию (аналогично европейской системе) и передать ее функции Межамериканскому суду. В настоящий момент сделать это не представляется возможным, поскольку Комиссия играет очень важную роль в защите прав человека на американском континенте.

4. В настоящее время отсутствуют четкие критерии для передачи Межамериканской комиссией дел в Суд, эта процедура носит дискреционный характер, необходимо установить в будущем четкие критерии для этого. Автор данной работы предлагает установить следующие критерии для передачи дела в суд: жалоба должна соответствовать всем критериям приемлемости для рассмотрения ее Судом, серъезность установленного нарушения прав человека; жалоба должна касаться вопросов права.

5. Межамериканский суд действует на сессионной основе, поскольку в первые годы его существования его роль в межамериканской системе была невелика. В настоящий момент роль Суда в межамериканской системе заметно повысилась, а число рассматриваемых им дел сильно возросло, достигнув количества дел, рассматриваемых Европейским судом в первые годы его работы. Данный факт является предпосылкой для увеличения числа ежегодных сессий Межамериканского суда или превращения его в постоянно действующий судебный орган, аналогичный Европейскому суду по правам человека.

6. Отсутствует достаточно эффективный механизм принуждения в отношении исполнения решений Межамериканского суда, для достижения лучшего эффекта необходимо создание дополнительного контрольного органа в межамериканской системе, аналогично Комитету министров в европейской системе по защите прав человека, или передача функции по контролю за исполнением решений Суда уже существующему органу, например, Постоянному Совету ОАГ. В настоящее время можно отметить наличие сложившейся обычной нормы международного права, в соответствии с которой Межамериканский суд сам осуществляет контроль за исполнением своих решений.

7. Межамериканский суд расширительно толкует положения ст. 64 Американской конвенции в области выбора форм возмещения ущерба, причиненного нарушением прав человека, налагая значительные обязательства на государства-нарушителей, чем заметно отличается от Европейского суда. Это связано главным образом со сложными политическими условиями, в которых находились страны Латинской Америки в 60-80 гг., массовыми нарушениями прав человека в этих странах, нежеланием государств- участников выполнять рекомендации Межамериканской комиссии по правам человека.

8. Осуществление Межамериканским судом консультативной юрисдикции позволяет ему бороться с уже совершенными нарушениями прав человека, а также предотвращать совершение государствами-участниками Конвенции подобных нарушений в будущем посредством угрозы юридических санкций.

9. Основными факторами, препятствующими осуществлению Межамериканским судом юрисдикции по рассмотрению споров являются: политические факторы; недостаточное финансирование Суда со стороны ОАГ; нежелание государств-участников ограничивать свою национальную юрисдикцию и способствовать развитию прав человека; отсутствие доступа индивида в Суд; сессионный порядок работы Суда; сложный характер отношений между Судом и Межамериканской комиссией; отсутствие эффективных механизмов принуждения; возможность консультативной процедуры, которая является более щадящей для государств-участников Конвенции. В последнее время наблюдается значительное уменьшение данных тенденций, что привело к значительному увеличению числа споров, ежегодно рассматриваемых Межамериканским судом.

10. Необходимо повышение роли Межамериканского суда по правам человека как международно-правового органа. Для этого необходимо увеличение числа государств-участников Американской конвенции и числа государств, признавших юрисдикцию Межамериканского суда по рассмотрению споров, наделение Суда более широкими полномочиями в области защиты прав человека, внутреннего реформирования Суда. В этом случае Межамериканский суд может стать ведущим международно-правовым органом своего региона и достигнуть того уровня международного признания, которым обладает в настоящее время Европейский суд по правам человека.

Практическая применимость исследования. Информация, выводы и предложения, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований различных аспектов прав человека, разработке учебных курсов по международному праву, разработке специальных учебных курсов по международно-правовой защите прав человека, а также для написания научной и учебной литературы.

Кроме того, результаты исследования могут быть полезными при рассмотрении вопросов о создании аналогичных региональных учреждений на иных континентах, а также в работе Европейского суда по правам человека с жалобами из стран Восточной Европы, Турции, Кипра, в которых уровень развития демократии пока еще не достиг западноевропейского уровня.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница