«Орёл», которые могут выполнять свойственные для себя задачи в любой точке Земного шара. Ту-142




Скачать 111.15 Kb.
Дата24.07.2016
Размер111.15 Kb.
22 ноября 2012 года мы отправились на экскурсию в Федотово. На въезде нас встретил дежурный капитан и рассказал нам об истории создания авиабазы.


Федотово – это гарнизон Морской авиации Северного флота расположен южнее железнодорожной станции Кипелово в 50 км от Вологды. Он основан в 1963 году как «АС Кипелово».

«Гарнизон назван в честь погибшего в авиакатастрофе первого командира авиационного полка подполковника Александра Сергеевича Федотова».

(из сочинения Андрея Зайцева)



В настоящее время на АС Вологда (Кипелово) противолодочные Ту-142МК («Коршун»), и самолеты-ретрансляторы Ту-142МР («Орёл»), которые могут выполнять свойственные для себя задачи в любой точке Земного шара.





Ту-142советский и российский дальний противолодочный самолёт.

Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за подводными лодками противника.

Первый Ту-142 был выпущен в 1975 году. Последний самолёт Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году. Всего в 1968—1994 годах на заводах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций. В марте 1977 года на базе серийного Ту-142М был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ). Самолёт получил название Ту-142МР «Орёл»

Ту-142МР в полёте

В различное время на АС Кипелово базировались:

- 392-й отдельный дальне-разведывательный авиационный полк. Полк был вооружен самолетами дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ;

- 24-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия. Полк был вооружен самолетами Ил-38;

- 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

- 35-ая противолодочная авиационная дивизия дальнего действия, транспортный отряд обеспечения (Ан-26). Дивизия была единственной противолодочной дивизией в составе авиации ВМФ СССР и России.


- Два командира полка, базировавшихся на АС Кипелово, становились

командующими Авиацией ВМФ:

командир 24 - Потапов В.П. - командующий Морской авиацией ВМФ СССР

с 1988 по 1994,

командир 76 - Дейнека В.Г. - командующий Морской авиацией ВМФ России

с 1994 по 2000;

- В 1987-1988 специалисты 35 принимали участие в обучении экипажей

Ту-142М авиации ВМФ Индии

- Самолеты полков, базировавшихся на АС Кипелово, упоминаются в романах



Тома Клэнси "Охота за Красным Октябрем" и "Красный шторм поднимается". В кинофильме "Охота за Красным Октябрем" есть эпизод поиска подводной лодки с Ту-142



Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США


В СССР самолёты Ту-142 разных модификаций дислоцировались: гарнизон Кипелово (Вологодская область) — 35 противолодочная дивизия ВВС Северного флота, 49 машин и ВВС Тихоокеанского флота, Каменный Ручей (авиабаза) (Хабаровский край), 24 машины. Несколько самолётов имелось на аэродроме г. Николаев, на аэродроме в Крыму.

Четыре самолёта на ротационной основе были в составе 169 гв. смешанного авиаполка ВВС ТОФ в Демократической республике Вьетнам.

Североморцы периодически работали с аэродромов Кубы — аэропорта г. Гаваны имени Хосе Марти и авиабазы Сан-Антонио. На последнем были построены стоянки и технические помещения, очевидно, для перспективного размещения до эскадрильи Ту-142М.

Самолёты с аэродрома Кипелово работали в Норвежском и Баренцевом морях, Северной Атлантике, Саргассовом море (с Кубы). Самолёты с Каменного Ручья контролировали Охотское и Японские моря и северную часть Тихого океана. Самолёты с Камрани большей частью летали в Южно-Китайском море, в районе Филиппинских островов.

В ВС РФ самолёты продолжают эксплуатироваться, по одной эскадрилье на СФ и на ТОФ.


«Мы подъехали к высокой кирпичной башне. В ней находятся приборы, которые определяют погоду, управляют самолетами »

(из сочинения Даниила Белова)

Командно-диспетчерский пункт


«Когда мы приехали на аэродром, я увидел много самолетов. Это были Ту-142.»

(из сочинения Игната Пузыревского)



«Эти самолеты могут находить подводные лодки и выясняют: свои это самолеты или чужие» (из сочинения Даниила Белова)

Нам рассказали много интересного об этих самолетах.


На аэродроме нам разрешили посмотреть внутри самолетов,

Показали, где работают члены экипажа. Экипаж Ту-142МР состоит из командира корабля, помощника командира, штурмана, бортинженера, бортрадиста, оператора ПУР, оператора СДВ, оператора ТЛГ, кормового стрелка.


На аэродроме







Машина, заряжающая электрические Машина, заправляющая самолеты керосином.

системы самолета (в народе - батарейка). ( в народе - канистра).

Затем, мы поехали на мемориал - почтить память погибшим летчикам

У смерти вкус, пожалуй, безупречен


Берёт она к себе тех, кто, казалось, вечен,
Таких задорных, молодых таких,
Что и в гробу, наверно, улыбались…
Да нет там их.

Гробы пусты. На крышках кортики, фуражки,


Гробы легки, да как потери тяжки.
Шуршат венки от боевых друзей,
Как жёны-вдовы постарели…
Мальчишка, милый, подрастай скорей,
Шеренги наши поредели.


15 января 1971 г. произошла катастрофа самолёта Ту-95РЦ 392, пилотируемого лётчиком капитаном Растяпиным

25.01.1984г. Произошла катастрофа самолета Ту-95РЦ 392, пилотируемого заместителем командира эскадрильи военным летчиком 1 класса майором В.К. Вымятиным.
Согласно плановой таблице экипаж выполнял тренировочный полет ночью по маршруту на радиус. Вылет был произведен с аэродрома Оленья. Через 1 мин 55 с в процессе набора высоты на скорости 346 км/ч и высоте 350 м в результате преждевременной уборки шасси и закрылков на малой скорости произошел выход самолета на закритические углы атаки с последующим сваливанием. Падение самолета происходило с переменным креном до 60° и вертикальной скоростью 25 м/с.
Столкновение с землей произошло без крена и поступательной скорости с углом тангажа 0°. Вследствие малой высоты и быстрого развития аварийной ситуации экипаж средствами спасения не воспользовался, что и подтвердила запись бортового магнитофона.



4 августа 1976 г. произошла катастрофа самолёта Ту-95РЦ 392 ВВС СФ, пилотируемого военным лётчиком первого класса майором Красносельским.

Пара самолётов выполняла перелёт по маршруту Гавана-Оленья. Через 6 ч 20 мин в р-не о-ва Ньюфаундленд при изменении эшелона полёта с 8700 до 9000 м произошло сваливание самолёта. В создавшейся аварийной обстановке экипаж предпринимал попытки вывода самолёта в режим горизонтального полёта, но он оставался неуправляем, а перегрузки не позволили экипажу воспользоваться средствами спасения. Ведомый экипаж по команде с командного пункта ВВС СФ снизился до 300 м. Прибывшие к месту падения корабли и суда обнаружили лишь отдельные фрагменты самолёта, документы. Наиболее вероятная причина катастрофы - сваливание с последующим падением по траектории плоского штопора из-за непреднамеренного попадания в вихревой след (спутную струю) пролетевших перед этим самолётов, следовавших по международным трассам на высоте 9000-10000 м. Вывод подтвержден дешифрированием ленты МСРП-12 в 13 Государственном НИИ ЭРАТ 24 ноября 1976 г. Результаты обработки информации свидетельствовали о появлении внешних возмущающих сил и стремлении экипажа парировать их. При достижении вертикальной перегрузки 1,7-1,8 произошло сваливание.



6 августа 1976 года на Ту-142 из 76 ОПЛАП ДД, Кипелово (лейтенант Хазагеров и инструктор командир эскадрильи майор В. Н. Морозов), выполнявшем контрольный полёт на АС Североморск-1, через 15 минут после взлёта возникли неполадки, и экипаж принял решение выполнить посадку. Приземление произошло на скорости, превышающей нормальную на 30-40 км/ч, пробег длиной в 740 м закончился разворотом вправо, самолёт съехал с ВПП и попал в заполненную водой бомбовую воронку, оставшуюся со времён ВОВ, при этом разломился фюзеляж.

В результате лётного происшествия погибли шесть человек. Экипаж ТУ-142 состоял из 9 человек: командир корабля, правый лётчик, бортинженер, штурман, оператор СБД (оператор станции ЗАС «Акула»), второй и третий штурман (оператор СПИУ), отвечающие за взаимодействие с радиобуями, в задней кабине радист и командир огневых установок (КОУ).


Катастрофа Ту-95РЦ 392 ОДРАП экипажа полковника И.Ф. Гладкова


3 сентября 1971 г. при заходе на посадку на аэродроме Кипелово в условиях практически нулевой видимости столкнулся с землёй самолёт Ту-95РЦ 392 одрап, пилотируемый командиром полка полковником И.Ф. Гладковым - одним из пионеров освоения самолёта, лично выполнявшим самые сложные и ответственные полёты, первым освоивший дозаправку в воздухе


31 августа 1971 года подводный ракетоносец «K-411», впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного полюса. В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи, однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия, и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом.

Подводная лодка не выходила на связь с командованием флота. Для обеспечения связи были направлены самолеты 392 ОДРАП. 2 сентября в 19:30 с аэродрома Кипелово взлетели два самолета Ту-95РЦ экипажей командира 392 ОДРАП полковника Гладкова и майора Флегонтова. Но примерно в 22:00, когда самолеты полка находились в районе Новой Земли, подлодка вышла на связь и экипажам Ту-95РЦ была дана команда возвращаться на аэродром базирования.

В 0:30 экипажи вернулись в район аэродрома. На удалении 100 км от аэродрома руководитель полетов подполковник Меленный (заместитель командира 392 ОДРАП) дал команду экипажу Гладкова на снижение с 4200 м до 1200 м с целью выработки топлива (остаток топлива составлял 60 т). Экипаж Флегантова снижался с 4500 м до 1500 м. Экипажи производили выработку топлива над аэродромом "по большой коробочке" на заданных эшелонах.

Погода в районе аэродрома с 0:00 до 3:50 была облачность 6-7 баллов среднего яруса, видимость 10 км. В 3:50 видимость стала резко ухудшаться, что не предусматривалось прогнозами погоды и докладами дежурного синоптика. Руководитель полетов дал команду оперативному дежурному уточнить запасные аэродромы через оперативного дежурного авиации Северного флота и их готовность принять два экипажа полка, после чего доложил Гладкову об ухудшении погоды и о том, что экипажам необходимо идти на запасной аэродром. Экипаж Гладкова запросил разрешение на снижение до 400 м. Руководитель полетов дал разрешение на снижение.

Примерно в 4:00 руководитель полетов дал команду экипажу Флегонтова о наборе высоты до 7000 м, после этого должен был подняться экипаж Гладкова. В то же время полковник Гладков, находясь в районе третьего разворота, запросил разрешение сделать еще один проход над аэродромом с целью разведки погоды и получил разрешение. Экипаж Гладкова совершил четвертый разворот и вышел на посадочный курс. Руководитель полетов подполковник Меленный наблюдал за полетом экипажей Гладкова и Флегонтова по отметкам на индикаторе ТИСП-6. Отметку от самолета экипажа Гладкова руководитель полетов видел до удаления 8 км из-за отметок местников, через 3-4 минуты после этого он запросил экипаж Гладкова "Ваше место". Ответа не последовало. Была дана команда оператору ДРЛ-6 смотреть и докладывать, сколько наблюдает целей. Оператор доложил, что видит одну цель.

Подполковник Меленный продолжал безрезультатно вызывать экипаж Гладкова. Майор Флегонтов вышел на эшелон 7000 м и доложил, что КОУ его экипажа видел на удалении 10 км от ВВП черный дым. В 4:25 получены условия на запасной аэродром. Экипажу Флегонтова было приказано снизиться до 4500 м. Также было дано указание запросить дежурного ДПРМ о том, что им наблюдается. Дежурный матрос Тринаскин доложил, что слышал несколько хлопков или выстрелов. Экипаж Флегонтова проходя на посадочный курс на высоте 1200 м, доложил, что видит черный дым на удалении 1 км от северного торца ВВП. В 4:40 с ДПРМ позвонил дежурный мл. сержант Дарий и доложил о том, что в 200 м от деревни Кочергино что-то упало и горит. По команде подполковника Меленного на место происшествия выехал майор Колесников, аварийные средства и пожарные машины.



В катастрофе 3 сентября 1971 года погибли:

полковник Гладков Иван Федорович (командир корабля, командир 392 ОДРАП, заслуженный военный летчик СССР),

подполковник Круглов Виталий Иванович (штурман корабля, штурман 392 ОДРАП),

капитан Галайко Иван Семенович (бортинженер),

капитан Додонов Валентин Иосифович (бортинженер-инструктор),

старший лейтенант Хазов Юрий Николаевич (оператор радиотехнической разведки),

старший лейтенант Григорьев Станислав Моисеевич (оператор радиоразведки),

старший лейтенант Пеньковский Василий Дмитриевич (штурман-оператор),

лейтенант Домашнев Юрий Владимирович (помощник командира корабля. Выпускник Оренбургского ВВАУЛ с красным дипломом),

старшина Карев Валентин Александрович (старший воздушный стрелок-радист),

старшина Крицкий Иван Федосеевич (оператор сверхбыстродействующей связи),

старший сержант Сорокин Андрей Андреевич (командир огневых установок).



Построено - 274 самолетов, в т.ч. Ту-142 – 100 шт.
Потеряно в катастрофах 28 самолетов, погибло 194 человека личного состава
данные на 12.04.2005.

Затем мы посмотрели поселок Федотово







Будем с нетерпением ждать следующей поездки!!!


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница