Опыт и проблемы подготовки специалистов в области энергоаудита в Казахстане



Скачать 97.86 Kb.
Дата11.06.2016
Размер97.86 Kb.
УДК 621.31+621.1+620.9:658.310.8+ 378.02:37.016
А.А. Кибарин, Н.Г. Борисова
Алматинский университет энергетики и связи, г.Алматы
Опыт и проблемы подготовки специалистов

в области энергоаудита в Казахстане
Рассмотрены результатам работы Учебного центра при АУЭС по подготовке энергоаудиторов. Анализируется эффективность обучения, даны рекомендации по повышению качества подготовки энергоаудиторов.
Ключевые слова: электроэнергетика, теплоэнергетика, подготовка энергоаудиторов, методика профессионального образования.
В соответствии с Законом «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», принятом в Республике Казахстан в 2012 г., поставлена задача проведения энергоаудита субъектов Государственного энергетического реестра, число которых составляет в настоящее время более 11 тысяч.

В 2013 г. принята Программа «Энергосбережение – 2020», в которой энергосбережение отнесено к стратегическим задачам государства.

Поэтому остро стоит задача подготовки специалистов в области энергоаудита.

Создана правовая основа подготовки энергоаудиторов и энергоменеджеров в Казахстане.

Формирование перечня и организация создания и работы Учебных центров возложена на уполномоченный орган в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (Министерство индустрии и новых технологий РК).

Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждены правила деятельности Учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента.

Определены основные направления деятельности Учебных центров:


  • создание условий для освоения образовательных программ дополнительного образования;

  • организация и проведение повышения квалификации и переподготовки кадров в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

  • удовлетворение потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

  • разработка учебно-методических материалов, направленных на повышение качества повышения квалификации и переподготовки кадров в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В настоящее время в Казахстане было организовано и действует более десяти Учебных центров.

В апреле 2014 г. исполнился год с момента создания при НАО «Алматинский университет энергетики и связи» Учебного центра для оказания услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения, а также создание, внедрение и организацию системы энергоменеджмента, поэтому можно сделать первые выводы о проделанной работе.

В Центре реализуются следующие направления обучения:


  • энергоаудит:

допускаются лица, имеющие образование по техническим специальностям на уровне не ниже технического и профессионального;

  • экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности:

допускаются лица, имеющие образование по техническим специальностям в сфере энергетики и (или) в области архитектуры, градостроительства и строительства на уровне не ниже технического и профессионального;

  • энергоменеджмент:

допускаются лица, имеющие образование по техническим и (или) экономическим специальностям на уровне не ниже технического и профессионального.

В соответствии с основными направлениями деятельности Учебного центра созданы условия для освоения образовательных программ дополнительного образования и удовлетворения потребности в получении знаний о новейших достижениях, передовом отечественном и зарубежном опыте в области энергоаудита, энергосбережения и повышения энергоэффективности, специалистами организаций, получивших свидетельство об аккредитации по энергоаудиту.

Организовано и проводится повышение квалификации для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области энергоаудита, экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также энергоменеджмента, имеющих высшее профессинальное образования по технической специальности. Продолжительность обучения составляет не менее 120 часов, переподготовка проводится в объеме 250 часов.

Учебный центр обеспечен:

1) методическим кабинетом;

2) классом (кабинетом) для занятий с не менее 20 учебными местами, соответствующим требованиям пожарной безопасности, охраны труда, санитарных норм и правил;

3) не менее одним компьютерным классом, имеющим не менее 20 персональных компьютеров;

4) актуализированным фондом официально изданных нормативных, справочных и учебно-методических документов;

5) материально-технической базой, включающей в себя ультразвуковой расходомер жидкости, газоанализатор, анализатор количества и качества электроэнергии, толщиномер ультразвуковой, термометр контактный, люксметр-яркомер, бесконтактный термометр, измеритель теплового потока, корреляционный течеискатель, клещи токоизмерительные, тепловизор, измеритель влажности и анемометр, переносный манометр, штангенциркуль;

6) образцами, макетами передовых технологий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В содержание учебного курса включены следующие разделы: нормативно-правовая база; методология проведения энергоаудита; методы расчета нормативов потерь энергоносителей; нормирование потребления энергоресурсов; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности; инструментальное обеспечение при проведении энергетических обследований; энергоменеджмент; экономические вопросы энергоаудита; разработка энергетического паспорта и рекомендаций по выбору энергосберегающих мероприятий; общие подходы к разработке муниципальных, региональных, отраслевых программ энергоэффективности; современные энергосберегающие технологии (с учетом отраслевых особенностей) и т.д.

Обучение проводится в соответствии с Типовыми программами, разработанными в АЭУС и утвержденными в МИиНТ и МОиН РК.

К работе в центре привлечены преподаватели кафедр ТЭУ, ПТЭ, ЭОиУП, ЭПП, ОТиОС, ЭССиС, специалисты тематических НИЛ АУЭС: «Исследование проблем ТЭК», «ВИЭ и новые технологии в энергосбережении», «Энергетический мониторинг и экспертиза», «Промышленная экология», «АСКУЭ», а также сотрудники КазНИИЭ, учебного центра URSA, Казэнергоэкспертизы.

За прошедший год проведено 4 цикла обучения в объеме 120 часов, выпущено около 50 энергоаудиторов.

Центр прошел проверку комиссии МИиНТ РК по качеству подготовки энергоаудиторов с положительной оценкой.

Формируется учебно-методическая база Учебного центра. Разработаны раздаточные материалы, задания для итогового контроля – письменного экзамена, проводится анкетирование слушателей.

В анкету включены следующие вопросы: сфера деятельности, организация, должность, образование, опыт работы в сфере энергоаудита и экспертизы энергосбережения, оценка важности обучения в Центре, темы курсов, представлявшие наибольший интерес, оценка качества представленного материала по темам, оценка кадрового обеспечения курсов, замечания и пожелания преподавателям, замечания по объёму и содержанию тем, презентациям, раздаточным материалам, лекционным и практическим занятиям, организации занятий, оценка того, насколько оправдались ожидания от обучения в Центре, недостатки, замеченные в работе, пожелания, предложения, вопросы, которые необходимо включить в темы курса.

В настоящее время обозначились и следующие проблемы в подготовке специалистов:

1) Несопоставимая скорость подготовки и потребность в специалистах.

2) Уровень квалификации подготовленных энергоаудиторов: среди слушателей центра до 50% выпускников АУЭС специальностей тепло- и электроэнергетика со стажем работы в энергетике от 3 до 40 лет, но низка доля специалистов, участвовавших или имеющих опыт в проведении энергоаудита предприятий (менее 5%).

3) Среди слушателей мала доля теплоэнергетиков и теплотехников, преобладают электроэнергетики, тогда как более двух третей потенциала энергосбережения объектов энергоаудита сосредоточено в системах выработки, транспорта и потребления тепловой энергии.

4) Слабое знание законодательной и нормативно-правовой базы, методологии энергосбережения и повышения.

5) Практически отсутствуют казахстанские методики проведения энергоаудита, за исключением двух, в разработке которых принимали участие сотрудники АУЭС.

6) Очень незначительно число отечественных учебников и пособий по энергосбережению и энергоаудиту.

7) В Правилах проведения энергоаудита, утвержденных Правительством Республики Казахстан, не рассматриваются экономические характеристики предлагаемых энергосберегающих мероприятий: необходимые инвестиции, срок реализации, текущие затраты, ожидаемый экономический эффект, показатели прибыльности, сроки окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя ставка доходности, оценка риска и др. Единой политики ценообразования на проведение энергоаудита в данный момент нет.

8) Малая обеспеченность Учебного центра преподавателями, имеющими практический опыт в проведении энергоаудитов.

9) Существуют организационные сложности в работе Центра.

10) Типовая программа содержит только распределение часов дисциплины и примерное содержание дисциплин переподготовки и повышения квалификации.

Отсутствуют:

- требования к компетенциям после освоения программы;

- методы обучения и преподавания;

- требования к образовательной среде.

Типовая программа содержит мало часов для специализации программы (предполагается, что по типовой программе должны пройти подготовку и энергоаудиторы и энергоменеджеры и специалисты по экспертизе энергосбережения).

Введение в программу обучения дополнительных часов (на усмотрение учебных центров) требует увеличения продолжительности обучения и негативно воспринимается заказчиками.

Отсутствие требований к образовательной среде не позволяет унифицировать подготовку в различных учебных центрах, вести разговор о оснащении программы подготовки лабораторными практикумами, особенно для процесса переподготовки, определиться с рамками и объемом самостоятельной работы обучающихся.

Отсутствие требований к методам обучения и преподавания приводит к тому, что учебный процесс сильно привязан к личности преподавателя его методам и средствам вести занятия. Отсутствие единого методического подхода, методик, учебных материалов, методик проведения самостоятельной работы приводит к разным требованиям к уровню подготовки специалистов.

Необходимо увеличить вариативную часть типовой программы или разработать новые типовые программы по направлениям подготовки, что позволит улучшить процесс подготовки и переподготовки специалистов разных направлений, создать наиболее благоприятную среду и повысить качество обучения.

11) Отсутствует возможность проведения аудита на реальном объекте и участие в нем слушателей.

Повышение качества подготовки энергоаудиторов возможно при следующих условиях:

- шире применять современные методики в области энергоаудита, программные продукты;

- Ассциации энергоаудиторов РК проводить семинары по обмену опытом и обсуждением проблем всех Учебных центров по подготовке аудиторов;

- привлекать к работе в Центре преподавателей АУЭС, получивших сертификаты энергоаудиторов;

- в рамках подготовки специалистов по энергоаудиту необходимо увеличить практическую составляющую обучения и перейти от знакомства с приборной базой, методиками к практической работе, в том числе на лабораторных стендах, практическим расчетам и т.д.

- в рамках подготовки энергоменеджеров необходимо предусмотреть возможность получения международного сертификата «Ведущий энергоаудитор» для проведения в дальнейшем самостоятельной работы в области внедрения и разработки системы энергоменеджмента в соответствии со стандартом ИСО 500001;



- в рамках подготовки специалистов по экспертизе энергосбережения необходимо рассмотреть вопрос об участии в процессе подготовки специалистов аккредитационного органа в области экспертизы по градостроительству, сдачи тестового экзамена и получения свидетельства эксперта.
Қазақстандағы энергоаудит саласындағы мамандарды дайындаудың тәжірибелері мен мәселелері
А.А. Кибарин, Н.Г. Борисова
Алматы энергетика және байланыс университеті, Алматы қ.
Энергоаудиторларды дайындау бойынша АЭжБУ құрамындағы Оқу орталықтың жұмыс нәтижелерімен қарастырылған. Оқытудың тиімділігі сарапталады, энергоаудиторларды дайындаудың сапасын жоғарылату бойынша ұсыныстар берілген.
EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF ENERGY AUDIT IN KAZAKHSTAN
А.А. Kibarin , N.G Borissova
Almaty University of Power Engineering and Telecommunications, Almaty
Are presented the results work of the Training center when AIPET for the training of energy auditors. Analyzed the effectiveness of training, are suggested recommendations for improving the quality of training of energy auditors.
Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Международный учет и международные стандарты финансовой отчетности: перспективы развития и сотрудничества
publications -> Конкурентоспособность и качество продукции: теоретический аспект
publications -> Серия публикаций: Концепция стратегии устойчивого развития: формирование казахстанской модели
publications -> Определение географической долготы по кульминационной высоте Луны
publications -> Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры
publications -> "утратить благопристойность" от своего "богатства" !!!»- прочитав монографию «Код Евразии»
publications -> Довгаль Наталья Николаевна
publications -> Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством
publications -> Оао «снпс актобемунайгаз», тоо «Казахойл», тоо «Казахтуркмунай», умг «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской гок и актюбинский завод ферросплавов ао «тнк казхром», ао «азхс», а также зао «Актобе тэц»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница