Опекушин Александр Михайлович (1838-1923)



Скачать 83.59 Kb.
Дата23.05.2016
Размер83.59 Kb.
Опекушин

Александр Михайлович

(1838-1923)

Непростой была судьба художника. Много пришлось ему пережить, прежде чем он получил признание. Родился Александр Опекушин 28 ноября 1838 года на Волге, в деревне Свечкино близ Ярославля, в семье крепостных. С детства он любил лепить из глины, что, видимо, передалось ему от отца – лепщика и скульптора-самоучки, работавшего на бронзо-литейном заводе англичанина Кохуна в Петербурге. С двенадцати лет юноша и сам начинает работать лепщиком. Талантливого мальчика замечает академик Д. И. Иенсен. Работая в мастерской Иенсена, Опекушин посещает и его занятия в рисовальной школе Общества поощрения художников. Накопив за работу 500 рублей молодой скульптор выкупает себе вольную. А затем, по совету учителя он представляет в Совет Академии художеств барельеф «Ангел, возвещающий пастухам рождество Христово». Получение серебряной медали даёт ему возможность посещать вольноопределяющимся учеником скульптурный класс Академии, возглавлявшийся Иенсеном.

В 1862 году Опекушин был впервые приглашён к работе над серьёзным памятником. Он входит в группу скульпторов, помогавших М. О. Микешину в создании памятника «Тысячелетие России».

В 1867 году Микешин вновь привлекает к сотрудничеству Опекушина, выбрав его единственным из всех, кто участвовал в работе над новгородским памятником. Для памятника А. С. Грейгу, установленному в Николаеве, Опекушин вылепил фигуру самого адмирала, бывшего главнокомандующим черноморским флотом.

Сотрудничество с Микешиным продолжилось и при содании памятника Екатерине II в сквере перед Александринским театром в Петербурге, открытого 24 ноября 1872 года.

На долю Опекушина выпало одно из наиболее трудоёмких и ответственных заданий : вылепить в глине в натуральную величину все девять статуй сподвижников императрицы.

Венцом творчества мастера, и одновременно одним из выдающихся явлений в русской монументальной скульптуре второй половины XIX века, стало создание памятника А. С. Пушкина в Москве, открытие которого состоялось в день рождения поэта в 1880 году.

Опекушин стал автором первого памятника А. С. Пушкину в России. Эта работа принесла ему всемирную славу. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем также для Кишинева (1885 г.) и Петербурга (1884 г.). Однако вариант статуи Пушкина, установленный в Петербурге на Николаевской, а ныне Пушкинской улице, оказался менее удачным по сравнению с московским. А в 1913 году в подмосковном Остафьеве был установлен памятник А. С. Пушкину отлитый с гипсового оригинала А. М. Опекушина.

И в последующие годы не прекращается деятельность скульптора как монументалиста: он непременный участник и победитель многих конкурсов. В 1886 году по его проекту воздвигнут памятник эстонскому учёному и естествоиспытателю К. М. Бэру в Тарту. В 1889 году открыт памятник М. Ю. Лермонтову на площади у собора в Пятигорске. Были ещё памятники Александру II и Александру III в Москве и других городах, русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, императрице Екатерине II и др.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и т. д. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

Революция 1917 года круто изменила судьбу художника.

Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции".

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", – приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми!!!", – с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Время рано или поздно всё расставляет по своим местам. И сегодня биографию Александра Михайловича Опекушина изучают в школе, по его творениям учатся мастерству будущие художники, скульпторы…А образы великих русских поэтов, созданных Опекушиным, продолжают жить среди нас, утверждая своим существованием бессмертие своего автора.

Литература о жизни и творчестве

А. М. Опекушина

А. М. Опекушин (1838-1923) // Сто памятных дат : художественный справочник. 1973 / авт.-сост. М. А. Островский. – М., 1973. – С.59-60 : ил.

Александр Михайлович Опекушин // История русского искусства. В 2-х тт. Т. 2. Кн.1. Искусство второй половины XIX века : учебник для худож. вузов / под ред. М. Г. Неклюдовой. – 2-е изд., перераб. – М., 1980. – С.147.

Балкун, Л.

Автор памятника Пушкину : [об А. М. Опекушине, создателе памятников А. С. Пушкину в Москве и Петербурге и истории открытия памятников] / Л. Балкун // Наука и жизнь. – 1981. - №1. – С. 86-89 : ил.



Болотин, Е.

«Какой-то крестьянин Опекушин…» : [о судьбе скульптора и истории создания памятника А. С. Пушкина в Москве] / Е. Болотин // Наш современник. – 2004. - №6. – С. 206-240.



Воронов, Н.

России сердце не забудет…: [о памятнике А. С. Пушкину в Москве]/ Н. Воронов // Н. Воронов. Люди, события, памятники : рассказы о памятниках и мемориалах : кн. для уч-ся ст. кл. – М., 1984. – С. 70-99 : ил.



Зайцев, Б. К.

Памятник Пушкину / Б. К. Зайцев // Русский Дом. – 2006. - №2. – С. 37 : ил.



Климанов, Ю.

Шедевры Опекушина : об истории создания памятников А. С. Пушкину в Петербурге, Остафьеве и Кишинёве / Ю. Климанов // Встреча. – 1999. - №5-6. – С. : 48-50 : ил.



Кончин, Е. В.

Засекреченный Опекушин : [об истории создания памятника генералу Муравьву-Амурскому в Хабаровске] / Е. В. Кончин // Е. В. Кончин. Эти неисповедимые судьбы. – М., 1990. – С. 137-151.



Кончин, Е. В.

А. И. Скребков – собиратель коллекции Опекушина / Е. В. Кончин // Московский журнал. – 1999. - №1. – С. 37-40 : портр. – (Собиратели, антиквары, букинисты).

Опекушин, Александр Михайлович // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза – И. А. Ефрона : репринтное изд. 1890 года. Т. 43. – М., 1992. – С.6.

Опекушин, Александр Михайлович (1838-1923) // 225 лет Академии художеств СССР : каталог выставки. В 2-х тт. Т. 1. 1757-1917. – М., 1985. – С.354-355 : ил.

Опекушин, Александр Михайлович (1838-1923) // Москва : энциклопедия / под ред. П. А. Ворониной и др. – М., 1980. – С. 475.

Опекушин Александр Михайлович (1838-1923) // Лермонтовская энциклопедия / под ред. В. А. Мануйлова. – М., 1981. – С.355.

Памятник А. С. Пушкину в Москве // Москвоведение. – 1999. - №3. – С. 4-5 : ил.

Пистунова, А.

Памятник : [о памятнике А. С. Пушкину в Москве] / А. Пистунова // Куранты : ист.-краеведч. альманах. – М., 1983. – С. 163-172 : ил.

Пятегорск : Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова) // Кавказские минеральные воды : путеводитель / сост. В. В. Савельева. – М. : Профиздат, 1987. – С.86-87 : ил. – ил. – (Сто путей. Сто дорог).

Самин, Д. К.

Памятник А. С. Пушкину. 1880 г. / Д. К. Самин // Д. К. Самин. Сто великих памятников. – М., 2002. – С. 337-341. – (Сто великих).



Семёнова, Н.

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) / Н. Семёнова; сост. Н. А. Борисовская // Сто памятных дат. 1988 : художественный календарь. – М., 1987. – С. 288-291 : ил.



Суслов, И. М.

Памятник Пушкину / И. М. Суслов. – М. : Моск. рабочий, 1983. – 64с. : ил. – (Биография московского памятника).



Суслов, И. М.

Памятник Пушкину в Москве / И. М. Суслов. – М. : Просвещение, 1968. – 94с. : ил.



Чубуков, В.

Всенародный памятник Пушкину. – М. : Тверская, 13, 1999. – 157с. : ил. – (200-летию А. С. Пушкина посвящается).

Эклектика и неостили // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – Из содерж. : О памятнике А. С. Пушкину в Москве (общий вид, фрагменты). – С. 55-57 : ил.

Памятник А. С. Пушкину в Москве

6 июня 1880 года толпы народа стекались на Тверской бульвар, на ту его часть, что выходила на Тверскую улицу. Около двух часов дня под пение «Славься!» М. И. Глинки, упала скрывавшая высокую фигуру холстина, и «перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим и задумчивым взором фигура Пушкина. Ни оглушительное «ура», раздававшееся на площади, ни гром музыки, ни махание шапками…, - вспоминал Глеб Успенский, - даже не подходили к тому новому и многозначительному, что внушала фигура поэта…»



Неизвест. художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.



Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

Лермонтов изображён сидящим, устремившим взгляд на цепь кавказских гор. У ног – раскрытая книга.

Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала – бронзовая лира с надписью даты открытия памятника – 16 августа 1889 года.



Памятник А. С. Пушкину в Остафьеве

(открыт в 1913 году)



Бронзовая статуя отлита на петербургской фабрике «А.Моранъ» с гипсового оригинала академика Александра Михайловича Опекушина. На лицевой грани пьедестала - бронзовый барельеф с изображением А.С.Пушкина, сидящего в Овальном зале остафьевского дома. На боковых гранях - строки из его произведений. 







Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра в 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы: военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.).

Фигуры, выполненные А. М. Опекушиным





Памятник А.П. Волынскому, А.Ф. Хрущову,

П.М. Еропкину. Санкт-Петербург

Памятник русскому генералу А. С. Грайгу в Николаеве



Скульптурный бюст «Петр I» 1872 г.



Пётр I около 1872 г.(Омский музей)



Памятник «Тысячелетие России»



Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I

выполнена скульптором Опекушиным А.М.

Виллевальде Б. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 г.



А. М. Опекушин. Екатерина II



Скульптура чудом уцелела в советское время. Из неё должны были изготовить 40 бюстов Карла Маркса. Спас ее скульптор Меркулов.
Каталог: about -> mir%20bibliografii
mir%20bibliografii -> -
mir%20bibliografii -> "Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве…"
mir%20bibliografii -> Иван Фёдоров (1520-1583) «Изобретение книгопечатания – это величайшее историческое событие»
mir%20bibliografii -> Есть внутренняя жизнь нравственная и высокая, независимая от внешней
mir%20bibliografii -> Агафонниковы Семья о. Николая – музыкальная ветвь династии Агафонниковых Представителями славной музыкальной династии Агафонниковых, в течение нескольких веков выдвигающей известных дирижёров, певцов, композиторов, проживавших и проживающих на подольской


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница